Рейтинг фильма | |
![]() |
6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мускул |
английское название: |
Muscle |
год: | 2019 |
страны: |
Великобритания,
Франция
|
режиссер: | Герард Джонсон |
сценарий: | Герард Джонсон |
продюсеры: | Эд Бэррэтт, Фредерик Фиоре, Richard Wylie, Мария Каруана Гализия, Алан Мартин, Эрик Тавитьян, Селин Дорнье, Мэттью Джеймс Уилкинсон, Бен Жак |
видеооператор: | Стюарт Бентли |
композитор: | Мэтт Джонсон |
художники: | Бобби Казинс, Руби Александра Херст, Райан Хупер, Хелен Уотсон, Helen Watson |
монтаж: | Йен Дейвис |
жанр: | триллер |
|
|
Финансы | |
![]() |
$1 078 |
Дата выхода | |
![]() |
11 октября 2019 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
18+ |
![]() |
1 ч 50 мин |
Третий фильм одного из лучших независимых режиссеров Британии в этот раз раскрывает (и одновременно запутывает) такую сложную тему как: что значит быть мужчиной?
Саймон типичный мужчина средних лет, который работает на типичной работе в колл-центре с типичными для такого рода деятельности палочной системе оценки продаж и ежедневными мотивационными речами о великом деле, которым все они там занимаются. Дома — типичная ситуация бытовой усталости в семье. Детей нет, перспектив нет, да и не кажется, что Саймон вообще хочет что-то менять в своей жизни (особенно тяжело это воспринимается девушкой, которая давно мечтает уехать в Лондон). Тем не менее, Саймон постоянно плачет, выходя на одинокую прогулку в наушниках. Дохлый номер.
Все, на первый взгляд, меняет случайность, когда главный герой из любопытства заходит в тренажерный зал и обнаруживает накаченных и уверенных в себе мужчин, которые, пыхтя и крича, убивают железо. Смотря на них, в Саймоне действительно что-то щелкает.
Джерард Джонсон придерживается в своих фильма т. н. стиля «slice of life», широко распространённого в пятидесятых годах британского кинематографа, только приправляет это свойственным колоритом. Будь то история о маленьком человеке-убийце, о продажном полицейском или о мужчине с кризисом среднего возраста. Действия его героев сопровождаются кучей бытовых и, скорее всего, ни на что не влияющих деталей их быта, создавая внутри фильмов этакую «вещь в себе». Как мне кажется, именно поэтому он так сильно не любит нормальные концовки и осознанно избегает логических завершений, да и в целом, не прорабатывает третий акт своих сценариев.
Конкретно в «Мускул» эта идея доходит до своего пика, так как персонажи просто живут в кадре, делая какие-то действия — иногда хорошие и веселые, иногда плохие и омерзительные. Но больше всего здесь остается за кадром. Понятию «макгаффина» в этом фильме поддаются большинство сюжетных развилок, именно поэтому ждать полноценной истории заведомо не стоит. Именно поэтому многих сильно разочаровал этот фильм, если изучить рецензии на IMDb.
Однако возвращаясь к названию этой рецензии, каким образом здесь воспевается и критикуется маскулинность? В чем, в принципе, ценность данного фильма?
На выходе получилось очень интересное и проработанное исследование проблемы мужчины или даже чувства мужчины, чувства мужественности. Как уже подмечал выше, Саймон не видит себя мужчиной в зеркале и поэтому, как ему кажется, он не делает успехов ни в работе, ни в отношениях. Спортзал становится для него легким способом вернуть себя в форму, не только физическую, но и психологическую.
Но даже в этом случае никто не верит в то, что такой как он — станет мужчиной. Не ходить в зал убеждают Саймона и работники спортзала, и даже собственная девушка.
Единственный кто вселяет в него надежду — устрашающий Терри, который предлагает стать его тренером.
Отношения Терри и Саймона, при всей своей спонтанности и немногословности, становятся живой машиной, олицетворяющей собой то ли болезненную дружбу между слабым и сильным, то ли испытание на прочность для обоих героев. При очевидном противопоставлении огромного и уверенного в себе Терри маленькому и закомплексованному Саймону, мы видим слабости их обоих. И хотя фигура тренера таинственна и опасна, в фильме много моментов которые раскрывают его как глубоко раненного человека, который пребывает в том же кризисе, что и Саймон, успешно не вынося этого на публику.
Для этого фильма главный герой в лице Кавана Клеркина действительно подкачался и нарастил пышную бороду, превратившись в подобному Терри тестостеронового атлета. Но несмотря не внешние изменения, путь который он проходит в течение фильма — не меняет его внутри. Он все также плачет, все также не может покинуть родной Ньюкасл (пусть и рискованно и всего на несколько дней). Кризис его жизни на самом деле стал даже глубже и серьезнее. В следствие этого или принимаемых им с Терри препаратов, ко всем прочим личностным проблемам добавилась психическая неуравновешенность.
Оставшись в прямом смысле «нигде» к концу фильма, Саймон осознает свои ошибки и хочется верить, что выводы, которые он сделает из этой ситуации, действительно помогут стать ему Мистером Мускулом.
Возвращаясь к Терри, шикарно сыгранном Крэйгом Фейрбрассом, можно сделать вывод, что это очень двойственная личность. Мы понимаем, что это серьезный и опасный человек, однако на что он действительно способен за весь фильм нам ни разу не покажут. Более того, есть очень много ситуаций, указывающих на то, что это слабый и ранимый человек. Особенно примечательна роль своеобразной «фемме фатале» Кристалл, которая давно подчинила себе Терри. Саймон соскакивает с её крючка, выводя из себя обоих своих новых жильцов, пусть и делая это стереотипными «женственными» методами — в прямом смысле запирается в своей комнате.
Говоря о стереотипности. Терри и Саймон наполняют в своих образах весь комплект особенностей за что принято считать мужчиной мужчину и наоборот. Это модный тренд в современном кинематографе, однако у Джерарда Джонсона получилось осуществить это каким-то магическим способом, совершенно не проговаривая вслух догматические повестки. В этом плане можно сравнить «Мускул» и фильм другого прекрасного режиссера Джастина Курзеля «Подлинная история банды Келли» где чтобы донести мысль о том, что образ эталонного мужчины разрушен — пришлось переодевать главного героя в платье и к концу фильма превращать в неадекватного невротика. В «Мускуле» все намного тоньше, полунамеками. Знаменитая цитата из «Сталкера» — «главное, пусть они поверят в себя и станут беспомощными, как дети. Потому что слабость велика, а сила ничтожна» — здесь играет новыми красками.
Подводя итог, фильм можно рассматривать как бытовой триллер о таинственном госте, но в таком формате он будет выглядеть хуже всего. При первом просмотре этого фильма именно таким образом — я остался разочарованным. Но все эти вопросы, которые остаются к концу фильма, крутились в моей голове еще долго, поэтому пришлось пересмотреть — и для меня этот фильм расцвел (хотя и снят в черно-белом стиле). Подтекст многих сцен выходит на первый план, оголяя первородную мысль этого произведения. Как стать мужчиной? Спойлер — ответа не будет. Но вопросы, которые поднимаются в этом фильме, ситуации, которые происходят — при вдумчивом просмотре оставят после себя много пищи для размышлений и, скорее всего, приблизят к разгадке.
12 февраля 2021
Яркая монохромная кинематография придает серебристый оттенок этой малобюджетной британской драме. Таким образом, хотя фильм имеет обычный мыльный тон криминального триллера, его амбициозные образы побуждают зрителей смотреть глубже. Сценарист и режиссер Джерард Джонсон глубоко погружается в мрачный и довольно неровный мачизм. Но это провокационное исследование характера, которое привлекает внимание своим немигающим подходом. Даже в ненужные последние 20 минут.
Работая в колл-центре Ньюкасла по телефону, Саймон (Клеркин) сталкивается дома со своей девушкой Сарой (Маберли) за то, что продолжает выполнять работу, которую он ненавидит. Чтобы обрести уверенность в себе, он ходит в местный тренажерный зал, где упорный человек Терри (Фэйрбрасс) предлагает тренировать его. Саймон уходит в себя, а Сара оставляет его. И Терри приближается к нему, чтобы ускорить его тренировки. Но Терри берет на себя жизнь Саймона, устраивая дикие вечеринки, перемещая хриплый Кристалл (Берроуз) в дом и плохо реагируя, когда Саймон нарушает свои строгие правила. Терри также настаивает на том, чтобы Саймон начал вводить тестостерон.
Ядовитая мужественность булькает на протяжении всего этого прекрасного фильма, особенно в том, как Терри подталкивает Саймона к укреплению своего тела и ведет себя больше как женоненавистник (в кол-центре есть своя культура непринужденности). Но Саймон не такой одержимый, как Терри, что создает между ними мрачную напряженность. Центральная идея состоит в том, что сомневающийся в себе Саймон идет по ложному пути в своей попытке взять под контроль свою тупиковую жизнь. Джонсон путает идею фильма, но дает много пищи для размышлений.
Клеркин наделяет Саймона превосходной наблюдательностью. Наблюдать, как он трансформируется физически, завораживает, как и меняющееся чувство идентичности. В его напряженных сценах с Маберли есть определенная искренность. Затем приходит Fairbrass с великолепно многослойным взрывом рычащего мачизма. Даже его спокойные моменты изобилуют интенсивностью, и он прекрасно играет ртутные углы персонажа в некоторые удивительные моменты. Второстепенные исполнители добавляют немного усиленной черной комедии, переигрывая свои роли.
Сценарий никогда не вникает в культуру бодибилдинга, почему мужчины чувствуют потребность рисковать своим здоровьем просто для того, чтобы накачать мышцы. Недоваренный сценарий Джонсона часто возвращается к насилию и преступности, что Терри считает признаком того, что Саймон «становится мужчиной». По мере того, как одна из вечеринок Терри превращается в продолжительную оргию, эта тема становится странно размытой, лишь намекая на что-то более фактурное и интригующее. В противном случае основная идея состоит в том, что Терри «промывает мозги» Саймону, заставляя поверить в его версию мужественности. И когда Саймон понимает это, это устрашающе трогательно.
21 декабря 2020