Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последняя семья |
английское название: |
Ostatnia rodzina |
год: | 2016 |
страна: |
Польша
|
слоган: | «Family life isn't always sunshine and rainbows.» |
режиссер: | Ян П. Матушинский |
сценарий: | Роберт Болесто |
продюсеры: | Лешек Бодзак, Анета Себюла-Хикинботэм, Пётр Галон, Jan Kubicki, Изабела Лопуч, Даниэль Маркович, Iwona Wujastyk, Энтони Рут, Анна Спиш |
видеооператор: | Kacper Fertacz |
композитор: | Атанас Валков |
художники: | Ягна Яника, Эмилия Чарторыская, Мирослав Концевич |
монтаж: | Пшемыслав Хрусцелевский |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $2 284 311 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 августа 2016 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 3 мин |
«Семья» — что для нас значит это слово? Кровное родство ли, или близость духом с теми, кто в ней состоит? Это группа людей, которые поддерживают друг друга, заботятся о каждом, не смотря на разногласия и обиды? Или это любовь, которая сплетает судьбы некоторых, в одну крепкую нить длиною в жизнь?
На этот и многие другие вопросы отвечает великолепная лента Яна Матушинского «Последняя семья». Темы любви, понимания и одиночества здесь главенствующие и составляют нечто единое, великое и глубокое. Режиссер более, чем отлично справился со своей дебютной художественной картиной превратив документальное кино о знаменитой в Польше семье Бексинских в историю достойную: сопереживания, понимания, проживания и сравнения.
Фильм не богат на локации, не изобилует разнообразием планов и декораций, но цепляет людьми, которые в них живут. Именно живут, а не существуют. Они честны с собой и друг другом, ничего не скрывают, разговаривают о том, что их беспокоит и решают проблемы по мере их поступления. Конкретно, их быт — есть весь фильм. Темы: картин Здислава, карьеры его сына Томека здесь обходят стороной, лишь вскользь упоминая важные с ними моменты в жизни семьи. А что о Зофьи, которую сыграла невероятная Александра Конечна? Эта героиня не дает рассыпаться тому миру, который так зыбок из-за её двух эксцентричных мужчин. Она — олицетворение свободы в действиях и упорства в жизни. Ведь даже под гнетом болезни ей легко удается не выглядеть сломленной, чего не сказать о учении своего дорогого мужа пользоваться стиральной машинкой. А узнав о недуге, только перечисляет возможные исходы событий, не волнуясь о своей кончине. Смерть тут можно обозначить еще одним компасом фильма. Она проходит через весь метр и является неумолимой силой, которая постигает каждого, заставляя задуматься о быстротечности наших жизней. Она — одна из множества экзистенциальных проблем, на которые старается обратить внимание вся съемочная группа во главе режиссера со сценаристом. А благодаря этому, первая мысль, которая приходит в голову после просмотра — это то, что последняя семья действительно является последней в своем роде. Что на мой взгляд, ничто больше так убедительно не вселяет тягу к размышлениям и сравнению со своей семьей «Бексинских».
Именно ради Бексинских стоит смотреть сие полотно. В нем, как и работах Здислава каждый может отыскать нечто пугающее и родное, милое и чуждое себе. И не зря, здесь имеет место быть сравнение с работами маэстро. Ведь в этот фильм, помимо прочего, попали и его личные записи на vhs камеру, почему он и указан в титрах не только как персонаж, которого играл не менее яркий Анджей Северин, но, и как оператор.
На мой взгляд, это фильм, который должен посмотреть если не каждый, то хотя бы тот, кто не против поразмыслить после просмотра.
Остальное и самое вкусное в картине пусть будет загадкой, которую вы разгадаете посмотрев сами.
8 из 10
2 ноября 2020
Мне посчастливилось познакомиться с дебютной художественной кинолентой «Последняя семья» Яна П. Матушинского на открытии польского кинофестиваля «Висла», которым закончился киносентябрь и ознаменовался кинооктябрь в Кёнигсберге. И это было удивительное начало!
Это первая режиссёрская работа Яна П. Матушинского в игровом кино, и, надо признать, действительно заслуживающая внимания. Он не отрёкся от документальности в фильме, однако это наоборот открыло особые черты восприятия — режиссёр превознёс в него интересную неигровую манеру съёмки, а начальный акцент поставил на интервью, вокруг которого впоследствии разрастается новыми смыслами повествование всей картины.
Действие в «Последней семье» разворачивается в пространстве двух квартир в Варшаве 1977 года. Будучи драматическим фильмом-биографией, лента не заостряет внимание только на художнике Здзиславе Бексиньском и его картинах, но в полной мере повествует и о его духовно сильной супруге Софии, о двух уже пожилых матерях, секретничающих о том, кто же умрёт первым в семье Бексиньских, и о нестабильном сыне Томаше, безумно увлечённым музыкой и попытками самоубийства.
Фильм сочетает в себе множество перекрёстных внутренних тем. Разница восприятия поколениями мира, превознесённая до столкновения эпох, прослеживается между взаимоотношениями двух Бексиньских — отца и сына. Мятущаяся непоследовательность безмерной материнской любви выражена в Софии к Томашу. А тема смерти рефреном проносится сквозь всю киноленту: с разных граней на неё обращает внимание режиссёр и подталкивает переосмыслить отношение к ней зрителей. Он оставляет детали, бросающие в дрожь, как, например, одна и та же кровать, в которой умирают и в которой продолжают засыпать и просыпаться ещё не покинувшие мир родственники.
С привкусом гротеска, трагичности и меланхолии фильм захватывает в объятия смотрящего, словно при взгляде на сюрреалистические картины Здзислава, написанные тёмной детально-текстурной палитрой под классическую музыку. А игра с чёрным юмором будто взывает к мнению самого художника о том, что его картины не до конца осмыслены ценителями, поскольку все они немного забавные и юморные.
В некотором смысле этот фильм так же и о свободе — независимой свободе в пространстве квартиры, вневременной свободе, борющейся с остальным миром вне её. И это удивительное разграничение создаёт дополнительную особую атмосферу.
И ничуть не бойтесь просмотра кинокартины с субтитрами! Не бойтесь проникнуться этим манящим польским духом! Он поглотит, окутает вуалью, наполнив вас новыми смыслами и открытиями, познакомит с историей последней семьи и так же мгновенно отпустит в свободное плавание человеческой мысли, когда на экране пойдут титры с многоточием…
8 октября 2017
Давайте скажем честно, в большинстве картин, посвящённых творцам, акцент делается на работе авторов. Повествование переплетается с аллюзиями на образы, повлиявшие на процесс создания произведений искусства. Это является ключевой темой развития сюжета биографических картин, посвящённых художникам, писателям и режиссёрам.
Матушински пошёл другим путём. Фильм практически полностью абстрагирован от самих картин Бексиньски, за исключением некоторых сцен под классическую музыку, гармонично разбавляющих повествование. Лента посвящена именно человеку, или даже людям, всей этой семье, чья с одной стороны, такая простая, незатейливая история, протекающая в двух квартирах в Варшаве, носила глубоко фатальный и трагический характер. Смерть — спутница художника от начала фильма и до самого конца. Сама история рассказана последовательно, с толком и расстановкой, словно бы написана широкими мазками тёмных красок на холсте. Внимание уделено и стойко переносящей все невзгоды, жене художника, и его беспокойному сыну, задающему такие правильные вопросы о смысле жизни, на которые он так и не смог получить ответы. Режиссёрская находка — сцены в лифте, разграничивающие части фильма, определяющие самые значимые события судьбы этой семьи, от въезда в новый дом, до смерти самого художника. Сочетание классического и псевдо-документального стиля съёмки и музыки абсолютно разных направлений помогают лучше понять какого члена семьи, украдкой подсмотреть в дверной глазок и проникнуться их бытом. Фильм грамотный, сильный, меланхоличный. Но не пугайтесь, шутки там есть, и очень хорошие, если вы, конечно, не боитесь чёрного юмора.
11 августа 2017