Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сладкое прощание Веры |
год: | 2015 |
страна: |
Беларусь
|
слоган: | «Жизнь как полёт» |
режиссер: | Александра Бутор |
сценаристы: | Александра Бутор, Юлия Гирель |
видеооператор: | Андрей Воскресенский |
композиторы: | Артём Галицын, Николай Сивков |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 мая 2015 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Давно хотела посмотреть этот фильм, т. к. надежда, что наш «Беларусьфильм» наконец-то снимет что-то приличное во мне не угасает. А тут заявлены хорошие актеры, по трейлеру неплохая картинка, и история, вроде бы, интересная. В общем, ожидания были.
Сразу скажу, что фильм разочаровал!
При просмотре так ни разу и не удалось окунуться в жизнь героев с головой и забыть о том, что это кино. Несмотря на то, что в главных ролях заняты великолепные, талантливые актеры, история выглядит искусственной и неестественной. Поначалу никак не могла понять почему, даже ещё раз пересмотрела, а потом, осенило: абсолютно все в фильме — выдумка. И я говорю не о самой идее возникновения любви у 30-летнего человека к 55-летней женщине (тут как раз все нормально), а о том, что героев посадили в совершенно искусственную среду для получения эффектной картинки. Бывшая стюардесса, никогда не бывшая замужем, каким-то образом заработала на дорогой коттедж с авторским дизайном в элитном районе. Её любовника, по совместительству капитана авиалайнера, домой возит «Мерседес» представительского класса, а в дорогом доме ждет жена, раскладывающая на столе еду так, как будто готовит её к фотосессии. Да и главный герой, Артём, продавец в бюро ритуальных услуг, которого играет очень мной любимый белорусский актер Павел Харланчук, живет в новёхоньком, срубе на берегу реки (!) и даже не имеет замка на входной двери. Очень красиво, очень сладко, но как в это можно поверить? Создается впечатление, что режиссера и сценариста больше заботили не чувства героев, а красиво наливающийся в чашки чай, шелковые простыни в спальне и красиво стекающие капли дождя с лица главного героя.
Вместо того, чтобы прописать героев и их мотивы, фильм напичкали дешевыми затертыми до дыр штампами, делающими героев ещё более искусственными: бодрые пляски на дискотеке, чтение стишков, покупка лошадиных порций мороженного (видимо, это демонстрация молодости и непосредственности по версии режиссера) и воссоединение под вечерним ливнем (ну какая ж романтика без дождя!). Зато остается совершенно непонятным, почему очень симпатичный молодой человек, за которым ухаживает молодая коллега, потянулся к женщине старше себя, что его подтолкнуло? Где тот момент или моменты, когда он увидел в Вере не перспективную клиентку, а красивую женщину? Почему человек, работа которого не может не вызвать иммунитета к сочувствию, вдруг начал заботиться об одинокой клиентке? Да и герой какой-то непонятный: сменил кучу работ, ведет себя на первой встрече, как не подготовившийся к уроку ученик, а потом как-то резко превращается в уверенного в себе мужчину, который ловко перелезает через ограду, чтобы попасть в дом к главной героине и спасти её от ангины.
Опять же, можно только догадываться, что в Артеме понравилось главной героине? Понятно, что парень молодой и красивый, но это не может быть причиной для того, чтобы забыть любовь всей своей жизни за 3 дня. Нужно что-то посущественнее, повесомее, чтобы зритель поверил. И ведь Харланчук смог бы сыграть сложно и достоверно, будь хоть пара нужных диалогов.
То же самое можно сказать и про Будрайтиса, которому просто нечего было играть, вследствие чего он просто смотрел то в одну, то в другую точку с каменным лицом.
Зачем в фильм были введены владелец ресторана и таксистка абсолютно непонятно. Видимо, чтобы распределить по ним оставшихся «лишних» героев, так сказать, чтоб никому не было обидно и каждому по паре, чтоб хэппи энд настоящий, как в Голливуде!
23 октября 2016
Признаюсь, я не равнодушен к белорусскому кинематографу. Поэтому за выходом этого фильма следил с самого момента объявления проекта. Первое, что удивило — это слабая популярность картины, и дело здесь вовсе не в том, что белорусский кинематограф, за редким исключением, вообще слабо раскручен, и не в том, что ко многим его картинам за рубежом, в том числе, к сожалению, и в нашей стране — многие относятся предвзято. Лишь посмотрев киноленту, я понял в чём именно состояла причина.
«Сладкое прощание Веры» — исключительно артхаусное кино — сочное, с шикарной операторской работой, мастерски подобранными пейзажными планами, от которых захватывает дух, знаменитыми актёрами — но всё же кино не для всех. В первую очередь те темы, что поднимаются в картине. Я бы сказал, что «Сладкое прощание Веры», как и всякое артхаусное кино, рассчитано на людей вдумчивых, тех, кто не просто смотрит фильм ради отдыха, но ищет в нём что-то своё, сюжеты, которые поднимают насущные вопросы, те самые, которые обычно не замечаем (или просто стремимся не обращать внимания), но которые встречаем на каждом шагу. Александра Бутор прошла долгий пути в кинематографе, часто экспериментировала: первыми её работами были шоу-мюзиклы — фестивальные, зрелищные, чисто развлекательные. Затем продолжение знаменитого шедевра Беларусьфильма советской эпохи — «Белые Росы», снятое всё на той же киностудии. И опять в точку: это своеобразна смесь комедии, социальной драмы и приключений. Уже в фильме «Белые Росы. Возвращение» режиссёр экспериментировала с операторскими планами, картинкой, эффектами. Жаль только, что кино не получило должной раскрутки, как итог — осталось фактически незамеченным.
Только закончив «Возвращение», Александра, полная энергии и творческих планов принялась за постановку «Сладкого прощания Веры». В целом команда сохранилась прежней, оттого всё то лучшее, что мы увидели во второй части «Белых Рос» — воплотилось и в этой киноленте. Но вряд ли всё же стоит их сравнивать между собой. «Сладкой прощание Веры» — однозначно социальная мелодрама, поднимающая вопросы одиночества, кризиса тех, кому за пятьдесят. У кого-то есть дети, которые не звонят, будто забыв о тех, кто дал им жизнь; иные помнят и не забывают даже из-за океана, но страх перед неизведанным мешает воссоединиться. Кто-то, как наша Вера, несмотря на свой возраст, так и не обзавёлся своей второй половинкой, потому как та половинка в своё время просто струсила перед ответственностью. И что — жизнь не удалась? Так решает героиня Нелли Савиченко, пока не встречает молодого работника похоронного бюро (Павел Харланчук). Причуды судьбы, но именно пытаясь поставить на своём земном пребывании точку, Вера вновь находит в ней смысл. Пересказывать сюжет не буду — кто захочет, обязательно посмотрит киноленту. Жаль только, что найти её в интернете практически невозможно, да и на DVD, как я помню, фильм широко не выходил. А жаль, думаю «Сладкое прощание Веры» обязательно найдёт своего вдумчивого зрителя.
Просто потрясла техническая сторона фильма: чёткость и контраст картинки — на самом высоком уровне. Оператор часто практикует съёмки в движении, или в вертикальном подъёме. Если в начале картины музыкального сопровождения не так много, то уже к середине фильм наполняется красивой музыкой. А она подобрана — просто замечательно. Из игры актёров хотелось бы отметить роль Артёма — Павла Харланчуку. От него требовалось довольно много. Хотя Павел Харланчук с лёгкстью справился с поставленной перед ним задачей, поскольку опыт в подобных ролях имеет немалый. Поскольку фильм не развлекательный, жанр требовал вдумчиво подходить к каждому эпизоду, ведь каждое слово, каждая фраза будет обдумываться телезрителем и кинокрититиками (которые к подобным фильмам проявляют особенное внимание). Такие картины — редкий гость на широком телевидении, обычно их встретишь на закрытых показах, кинофестивалях, в крайнем случае — особых показах в кинотеатрах. Это уже вторая картина, в которой по приглашению Александры Бутор сыграл получивший широкую известность ещё в советскую эпоху Юозас Будрайтис. Однако если в «Белые Росы. Возвращение» мы увидели игру настоящего мастера, в данной картине его персонаж вышел каким-то статичным и неживым. Если П. Харлчук подошёл к своей роли ответственно что заметно в каждом кадре, то герой литовского актёра вечно мрачный, будто мумия. Конечно, есть несколько эпизодов — например сцена встречи с Артёмом под дождём, однако в целом впечатления остались таковыми.
Как итог: великолепная картина арт-хаусного жанра. «Беларусьфильм» прекрасно воплощает в жизнь подобные творения, вспомнить хотя бы: «Инсайт», «Зал ожидания», «Я не вернусь», «На тебя уповаю», «Зорка Венера», и ещё практически полторы сотни кинолент. Впору уже разрушить стереотипы — «Беларусьфильм» снимает не только качественное военное кино: за последние 25 лет независимости они составили лишь 8,5 % от всех кинолент, так что клише «Партизанфильм», на мой взгляд — совсем необосновано. Уже давно его вторая «фишка» — социальные мелодрамы, которые кстати из широкой жанровой линейки занимают целых 40,6%. Конечно, местами сюжет «Сладкого прощания Веры» кажется затянутым, но ведь и жанр требует. В подобных картинах важно создать особенное настроение и атмосферу, а это у Александры Бутор очень даже получилось. За что ей — большое спасибо.
8 из 10
15 февраля 2016
Фильм мне понравился.
Понравился всем. Но в первую очередь картинкой. Давно не было у меня такого любования кадром. Оператор иногда просто изумительно играл со светом и красивыми вещами в кадре — бокалы, вино и конфеты никогда еще не были в кино так романтичны.
Вообще с деталями играли в кадре интересно и привлекательно. Пухом из подушки, которую героиня разорвала в начале фильма, мы любовались на протяжении всей истории. И надо сказать, что это было очень симпатично.
Одна немолодая, но весьма привлекательно, когда хочет, выглядящая (Неле Савиченко-Климене), особа вы ходит на пенсию и решает резко поменять личную жизнь. Ее кавалера играет Юозас Будрайтис, он до невозможности импозантен и представителен, хоть, увы, и стар, так что можно понять женщину, которая всю жизнь ждала, что он бросит жену и уйдет к ней.
Рассердившись, на жизнь, на себя и на сердце, которое стало шалить, решила заказать себе заранее похороны, памятник, ограду, все дела и вызвала представителя похоронного бюро.
Вот тут все и завертелось. Представителя похоронного бюро играет Павел Харламчук, белорусская звезда, ужасно талантливый актер, я давно за ним слежу.
Так вот этот Павел, то есть, Артем, очень симпатичный. А, главное, молодой, без жены и полон любопытства. Кто б на такого не повелся, тем более выйдя на пенсию.
Но, конечно, не все так просто. А целых два часа красивых хождений вокруг да около, мимолетных взглядов и глупых поступков. За ними приятно наблюдать, хотя и знаешь заранее, чем дело закончиться.
Хотя.
Фильм-то авторский, так что повернуться могло по-разному, но очень хотелось, чтобы все было хорошо.
Параллельно разворачивается еще несколько любовных линий, некоторые из них были совсем неожиданными. Например, уж кого-кого, но ресторатора, тоже вполне себе основательного и немолодого дяденьку, увидеть в роли героя любовника была не готова, но за него тоже порадовалась, хоть он, конечно, и врун. Или просто чуть-чуть не дождался.
Самая слабая линия оказалась с таксисткой. Когда она в четвертый раз завела ту же самую историю, это было скучно. И это был единственный крючок, который не сработал. Точнее, ружье, которое выстрелило холостым.
А так по всему фильму развешано ужасно много ружей и крючков.
И все они выстреливают и цепляются друг за друга, соединяясь в конце концов в витиеватую историю о странной любви среди красивых интерьеров и проливных дождей.
И пусть такая история в жизни не могла произойти, но в кино возможно все — гробовщик может полюбить стюардессу, а раем оказывается дом, затерянный на маленьком полуострове среди несуществующей белорусской реки.
Чудеса случаются.
9 из 10
14 февраля 2016