Ближайший
De nærmeste
5.4
5.6
2015, драма
Норвегия, 1 ч 46 мин
В ролях: Саймон Дж. Бергер, Аннеке фон дер Липпе, , Кари Онстэд Винги, Терье Стрёмдаль
и другие
Шарлотта ведет комфортную жизнь, встречаясь с братом лучшей подруги и обучая детей танцам, но кое-чего ей все же не хватает: прохладное отношение матери и болезнь отца-алкоголика — это все, что она имеет от родных. Узнав, что её брат Хенрик, которого она никогда не видела, переехал в Осло, Шарлотта пытается наладить с ним контакт. Фантазии в этих отношениях очень скоро переходят в сексуальное влечение, которое угрожает перевернуть и сломать обе жизни.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Ближайший

английское название:

De nærmeste

год: 2015
страна:
Норвегия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , ,
видеооператор: Дэниэл Волдгейм
композитор:
художники: Лина Нордквист, Бенте Ульвик
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 19500000
Дата выхода
Мировая премьера: 23 января 2015 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 46 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Ближайший», 2015

Видео: Трейлер (Ближайший, 2015) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Отзывы критиков о фильме «Ближайший», 2015

Ирония судьбы

«Оркестр гремит басами, трубач выдувает медь…» Фильм провокационный, непонятный и непонятый. Инцест, безумие, аморальность, разрушение института семьи и брака, недолюбленные мамой дети, гнилая Европа, зараза западной толерастии… Всё так. Но для чего понадобилась эта провокация режиссёру? Чтобы привлечь внимание. К чему? Давайте попробуем разобраться.

ЛГБТ отпадает сразу. Ну нет их тут. Совсем нет. Показано и доказано крупным планом, причём многократно. Аморальное поведение и всё остальное есть. Мать-кукушка, разведёнка и многомужка. Допившийся до гроба отец-алкоголик. Полное, зияющее отсутствие родственных связей. Секс до брака, вне брака и без надежды на брак. Пожалели девочку, приютили, приняли в семью и даже дружить с ней стали — пусть отрабатывает, не отказывает новоприобретённому «брату». Он музыкант талантливый, ему между гастролями расслабляться надо в домашних условиях. Весьма удобно. Почему такое положение вещей, эти сделки с совестью и моральные допущения, эта проституция дружеских и семейных отношений не вызывают такого же неприятия, как внезапно вспыхнувшее чувство взрослых и дееспособных мужчины и женщины? Потому что не инцест. Остальное тоже неприятно и неправильно, но приличные люди предпочитают этого не замечать и не говорить об этом. Вот инцест возмутителен, он оскорбляет общественность и разрушает традиции семьи и брака.

Да, поскольку у Шарлотты и Хенрика общая мать, их связь бесспорно кровосмесительна. В фильме именно она провоцирует зрителя. Но на что конкретно? В фокусе внимания, усиленном инстинктивным возмущением против инцеста, находится лишь пара любовников. Нас буквально принуждают подглядывать за ними. Для чего это надо режиссёру? Нам показывают не романтику, а бытовые диалоги и неприукрашенный естественный секс. Нас, зрителей, ставят в положение сторонних наблюдателей внешних проявлений того, чего мы не понимаем, что нам, увы, не доступно.

Вот Хенрик с Шарлоттой понимают друг друга без слов. «На счёт «три» ударь головой по столу», — и тест на полное, безграничное доверие пройден. «Я ушёл от жены», — и не надо ничего больше. Или всё-таки надо? Краденое ожерелье, ставшее подарком и залогом тайной любви, украденное счастье. Ожерелье вернуть, счастье потерять. Любовь как гром, любовь как удар лбом о стол. Откуда она взялась, почему они сделали это? Гм, а откуда берётся и почему возникает любовь вообще?

23 июля 2017

Инцеста сердце просит

Примерно тридцати (с копейками) летняя Шарлотта, на первый взгляд, неплохо устроилась в своём комфортабельном Осло. Она имеет отдельную жилплощадь, преподаёт детишкам танцы и спит с братом лучшей подруги, которая по такому случаю впустила Шарлотту в свою семью. А семьи Шарлотте явно не хватает, причём не только мужа и детей, но и мамы с папой, и до кучи — брата. А ведь все они существуют, в том числе и брат, только не совсем родной, а вроде как сводный. Кто из родителей Шарлотты с кем сводился и разводился по фильму понять совершенно невозможно. Я вот и за попкорном не выходил, и со вниманием вчитывался в каждый субтитр, а ответа на этот вопрос так и не получил. Из чего следует, что режиссёр специально нагнала туману. Зачем ей это понадобилось, не очень понятно.

Шарлотта посещает психоаналитика и не спешит проведывать маму, которая, как выясняется, дочкой не занималась, а другого ребёнка, Хенрика, вообще всячески игнорила. В общем, дети выросли без материнской ласки. Но если Шарлотта с матерью всё же время от времени встречается, то Хенрик, категорически ни с кем из семьи видеться не хочет. А вот Шарлотта к нему тянется, несмотря ни на что… И даже притом, что однажды он послал её на все четыре (не буквы, стороны), она не только этому посылу не последовала, но, наоборот, заявилась однажды к брату в гости. И одной встречи хватило, чтобы «замороженный Кай», живущий с красавицей женой и ребёнком, не просто оттаял, но обнаружил в сестре родственную душу, стремительно превратившись в «отмороженного Кая»…

И вот однажды вечером Хенрик уже сам заявился к Шарлотте на квартиру, и, не справившись с нарастающими, как снежный ком, чувствами, принялся её обнимать, целовать (и дальше по нарастающей — со всеми вытекающими бонусами). Нет никакой уверенности, что у зрителей, не обременённых конкретной информацией, в какого рода родстве состоят Хенрик и Шарлотта, включатся базисные моральные табу. Поэтому каждый волен смотреть на происходящее, как на некую абстрактную модель, не особенно мотивирующую к анализу и сопереживанию. 37-летняя норвежка Анна Севитски уже не первый раз выказывает интерес к табуированным связям, разрушающим основу основ — семью. А в том, что этот многовековой оплот стабильности общества превратился ныне в колосса на глиняных ногах, кто только не расписывался.

Севитски и сама красиво «взъерошила бабушку» уже в своей дебютной ленте «Счастлива до безумия», где именно супружеская измена помогла осознать всю серьёзность семейного кризиса. Теперь Аня пошла ещё дальше, подняв совсем уж аморальную тему инцеста. Хотя запечатлённый в трагедию миф о царе Эдипе насчитывает тысячелетия, лишь в 90-е годы прошлого века он вышел, что называется, в тираж. Именно в позапрошлом десятилетии эта тема стала чуть ли не самой актуальной в продвинутом европейском кино, отражая человеческий регресс и упадок. Именно тогда британец Майкл Уинтерботтом экранизировал роман Томаса Харди «Джуд незаметный», где речь шла о похожих запретных отношениях кузенов. Но с позиций биологической этики секс между единокровными или единоутробными братом и сестрой выглядит куда непригляднее.

Повторюсь, что недосказанность на уровне сценария вносит путаницу: непонятно, идёт ли речь о сводных детях (у которых нет общих родителей) или всё-таки о неполнородных. А это, что называется, две большие разницы (хотя, судя по реакции других персонажей, Хенрик и Шарлотта — единоутробные брат и сестра, у которых общая мать). Можно, конечно, эту неясность списать на недобросовестность переводчика, и ещё пару раз пересмотреть картину, чтобы понять, ху ис ху. Но, подозреваю, что в данном случае ху так и останется ху. Ну и ху с ним. Другое дело, что туман содержания ничуть не охлаждает пылкость страстей. Как и в дебютной картине, где Севитски заставила бегать ошалевших любовников голышом по пушистому скандинавскому снегу, она и здесь стремится к эротическим инновациям. В результате синкопического монтажа и звука банальное членовведение становится весьма изысканным зрелищем.

И тут уже ни за каким туманом не спрячешь ни полёт вдохновения, ни креативность авторского подхода. Короче, вот они норвежские десять крон, поддерживающие на плаву ныне уже почти целиком приватизированную порнографией, а некогда именно интеллектуальную тему «сисек и писек». Но как бы вы не относились к ней сейчас, в любом случае, у вас вряд ли получится нейтрально смотреть на то, как у актрисы Ине Мари Вильман в сценах соития начинает умасливаться взгляд, а дыхание становится натурально предоргазмическим. И тут почему-то вместо осуждения запретной аморальной связи в голове вдруг начинают рождаться стихи: «Пора, мой друг, пора, Инцеста сердце просит…». И озадачившись сначала не на шутку, потом не без удовольствия заценишь совсем простую вещь: как всё-таки хорошо быть одному у мамы с папой.

3 января 2016

Заблудшие

Порой бывает, что вот-вот и наступит пресыщение по-голливудски вылизанными кинокартинами, конвейером обрушивающимися на зрителя. В такие моменты вдруг наткнуться на кино европейское, почти неизвестное, особенно приятно. Это сродни глотку свежего воздуха. Картина Анне Севитски (режиссера мне неизвестного) как раз и привлекла тем, что снята вдалеке от суеты вокруг кассовых сборов и громких имен деятелей кинобизнеса. Дополнительным бонусом явился относительно небольшой хронометраж, что для жанра драмы скорее играет на руку.

История, вмещенная в рамки полутора часов, рассказывает далеко о непростой ситуации, в которой оказались Хенрик и Шарлотта, сводные брат и сестра. Их знакомство и дальнейшие попытки найти точки соприкосновения завязываются в клубок странных, непредвиденных событий, влекущих за собой последствия, способные надломить жизнь каждого.

«Вы больны?» — спрашивает у Шарлотты друг, когда узнает о ее сомнительной связи со сводным братом.

Да, пожалуй, больны. Причина: черная дыра, образовавшаяся в душе от недостатка любви и ласки, которые ребенок (как правило) получает от родителей. Что досталось Хенрику и Шарлотте? Их общая мать, постоянно ищущая себе новое занятие, так жадно впитывавшая жизнь, не считала важным заботиться о детях. Она бросила своего сына, просто исчезнув в один день, она так и не смогла принять свою дочь, полюбить ее, не оправдав тем самым свою надежду на семейное счастье. Так, Хенрик и Шарлотта, схожие в своих болевых точках, начинают жадно искать то, что замажет черное пятно внутри, что даст хотя бы недолгое ощущение полноты. И лишь друг в друге они находят то самое утешение, тот самый источник любви, который так долго пытались нащупать. Вцепившись намертво от страха потери, они с легкостью перепрыгивают моральные заборы и с головой утопают в страсти, странной, непонятной обоим, оголяющей нервы до предела, но единственно возможной как способ существования, обретения смысла. Оттолкнувшись от точки отсчета, они бегают по кругу, словно белки в колесе. Замкнутое пространство превратилось в настоящую ловушку, в которой сладостно приятно и невозможно удушливо одновременно. Так постепенно обрываются связи с миром… И, все же найдя в себе силы прекратить непостижимое, они размыкают круг, чтобы вскоре вновь его замкнуть, вернуться в точку отсчета. Могло ли быть иначе?.. В конечном итоге, не колесим ли мы все по кругу, нами же начерченному?..

Фильм, обладающий некой своей, тихой и завораживающей, норвежской атмосферой, раскрывает процесс эмоционального оголения героев. Крупные планы лиц, красивые постельные сцены, нервные надрывы без прикрас и преувеличений вкупе с легким подергиванием камеры, создающим эффект непосредственного присутствия, — все это удерживало мое внимание и вызывало живой интерес к происходящему. Но на многие вопросы, возникшие в процессе просмотра, я так и не нашла ответов, что породило чувство некоторой недосказанности. Уж было ли так задумано, мне не ведомо, но то, что после финальных титров в голове все еще роились мысли об увиденном, — это факт.

Подобная история не только под настроение, но и на любителя. Как, впрочем, и сам жанр драмы в целом.

7 из 10

12 декабря 2015

Драма Ближайший на широком экране впервые с 2015 года, его режиссером является Анне Севитски. Кто снимался в кино, актерский состав: Саймон Дж. Бергер, Аннеке фон дер Липпе, Oddgeir Thune, Кари Онстэд Винги, Терье Стрёмдаль, Ida Marianne Vassbotn Klasson, Oscar Ducasse, Артуро Товар, Анна Дворак, Ханс Роннинген, Even Nyhoff, Gabriel Eckhoff Bech, Марен Эджхилл, Mina F. Fevang, Вильде Хетленд.

Бюджет фильма составляет около 19500000. Страна производства - Норвегия. Ближайший — имеет совсем небольшой рейтинг, всего 5,1-5,5 баллов из 10, а это значит, что критикам фильм не сильно уж и понравился.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.