Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зал Джимми |
английское название: |
Jimmy's Hall |
год: | 2014 |
страны: |
Великобритания,
Ирландия,
Франция,
Япония,
Бельгия
|
слоган: | «Where Anything Goes and Everyone Belongs» |
режиссер: | Кен Лоуч |
сценаристы: | Пол Лаверти, Донал О’Келли |
продюсеры: | Ребекка О’Брайэн, Паскаль Кошето, Эд Гвини, Венсан Мараваль, Грегуар Сорла, Эндрю Лоу |
видеооператор: | Робби Райан |
композиторы: | Джордж Фентон, Жан-Филипп Рио-Пай |
художники: | Фергус Клегг, Имер Ни Вэлдони, Стефен Дэйли |
монтаж: | Джонатан Моррис |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $560 592 |
Мировые сборы: | $3 166 592 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 мая 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 49 мин |
Джимми Гролтон — политический активист, когда-то эмигрировавший из Ирландии в Америку, но в годы Великой депрессии вернувшийся на родину. Памятный когда-то зал Джимми нынешняя молодежь просит возродить — для лекций, собраний, танцев и т. п. Но покоя этому предприятию не дадут.
Кен Лоуч — главный левак мирового не говоря уже о британском кино. А любимая тема британских левых — это Ирландия, вечно гонимая английскими империалистами. Но Лоуч берет теперь и другой контекст левого движения — воинствующий если не атеизм, то антиклерикализм. Вот не смирится католическая церковь с потерей монополии во влиянии на умы. Так что и новая религия — марксизм, естественно, не вызывает у священников, да ещё и в деревне, энтузиазма.
Но Лоуч низводит идеологический спор в плоскость классовой борьбы и нетерпимости. Так что у него в очередной раз получается памфлет супротив жестоких клерикалов и богатых землевладельцев, не дающих другим даже обычных способов досуга и самореализации, да к тому же якшавшихся с фашистами.
Соцреализм — это ж не всегда тонкость. Надо иногда и в лоб — Лоуч это и сделал. Коммунист — честный парень, дающий людям реализовать себя, пусть это танцы, диспуты и т. д. Священники и богатеи — авторитарные.. . ироды навроде заскорузлых инквизиторов, которые боятся потери монополии на власть, собственность и т. п. Наверняка есть те, кто этого не знает. Стоит убедиться, что коммунистов гнобили давно и настойчиво. Но и они не промах — держались стойко. О том кино.
2 августа 2020
«Всего один человек и одна книга изменили весь мир», — убеждён главный антигерой «Зала Джимми», старый католический священник отец Шеридан. Речь, конечно же, о «Капитале» Маркса, не дающем покоя ни одному нормальному ирландскому католику в 30-х годах. Великая Депрессия обрушилась на формально свободный от Британии остров массовым закрытием предприятий и выселением за долги, родив отчаяние в душах бедняков и страх в душах власть имущих.
Эти отчаяние и страх делают бывшего общественного активиста Джимми Гролтона, вернувшегося в Ирландию из Штатов после долгожданной смены правительства, этаким центром притяжения для всех персонажей фильма. Простые люди видят в Джимми надежду на то, что их жизнь может обрести какой-то смысл, не сводящийся к выживанию. Эти надежды выливаются в коллективное действие — открытие того самого зала Джимми, где каждый может почувствовать себя человеком, занимаясь любимым делом, будь-то бокс, обучение, пение или танцы. Джимми проявляет себя великолепным организатором, которому доверяют и которого видят своим лидером.
«Священники и хозяева» умудряются увидеть в Джимми воплощение всех своих страхов, рождённых экономическим и, видимо, духовным кризисом. Здесь проклятые янки вместе с англичанами, «сибирские коммунисты», секретные сталинские тюрьмы, национализация женщин и детей (!), ночные оргии под открытым небом, ритмы «невежественной» Африки и, конечно, Чарли Чаплин на пару с антихристом. Кажется, всюду, где не висит флаг Ирландии или Ватикана, должны обитать драконы.
Наиболее драматический образ фильма — отец Шеридан, воспринимающий появление зала Джимми как альтернативную точку притяжения, единственное место, которое может влиять на умы в сельской глубинке так же сильно, как и его кафедра. Будучи честным с самим собой, святой отец объясняет своему помощнику, что он не владеет идеологическим оружием против идей солидарности, распространяющихся подобно «лесному пожару». Уподобляя идейных коммунистов первым мученикам-христианам, отец Шеридан отвергает любые попытки сближения и выбирает силовой путь решения в борьбе за умы… Однако в интервью Кен Лоуч утверждал, что «в Церкви в то время были разные точки зрения»: это видно в фильме по гневной реакции другого священника на самодурство Шеридана.
Фильмы по сценарию Пола Лаверти — это зачастую столкновение системы с маленькими антисистемами, небольшими самоорганизующимися группами. Основная коллизия этих столкновений — даже не бросающаяся в глаза несоразмерность возможностей противников, а предельная враждебность системы. В этом смысле простой с виду «Зал Джимми» — куда более жестокая история, чем «Хлеб и розы» или «Они продают даже дождь». В «Зале Джимми» представители системы стремятся установить господство даже над мыслями, для чего им приходится брать в союзники зарождающийся фашизм, который традиционно прикрывается идеями защиты веры и единства нации.
8 из 10
12 февраля 2015
В работах практически каждого режиссера, снимающего долгие годы и обладающего устоявшимся стилем, есть некий элемент, который неизменно переходит из фильма в фильм, и часто используется как главная характеристика его картин. Для кого-то эта среда, в которой он вырос и продолжает жить — Квентин Тарантино в своих произведениях активно ссылается на поп-культуру, потребителем которой он, как и любой истинный американец является, работы в различных развлекательных жанрах, которые он активно потреблял в юности, и искаженные представления о преступности, порожденные массовой культурой Америки. Для кого-то это свои корни — верный товарищ Тарантино Роберт Родригес практически в каждой своей картине использует наследие родной для его старших предков Мексики, которая всегда славилась тягой к смерти, так отлично вписывающейся в работы режиссера, и колоритными отчаянными ребятами, так отлично сочетающимися с пресловутой тягой к смерти. Для кого-то это могут быть фантастические элементы — несмотря на то, что вы сможете найти у Дэвида Линча или Дэвида Кроненберга работы, которые бы не походили на непрекращающийся безумный кошмар, невозможный в нашей прагматичной реальности, подавляющее большинство их фильмов обязательно завернуты в упаковку, которая словно рождена разумом сумасшедшего. Для одного из старейших и самых активных независимых английских режиссеров Кена Лоуча, который снял свой первый полнометражный фильм в 1967 году и с тех пор так и не поддался соблазну начать делать коммерческое кино, таким постоянным элементом, который в той или иной форме присутствует практически в каждой его работе, является политика, будь то заявления, касающиеся ситуации в целом или критика отдельных проявлений системы. Неудивительно, что режиссер, чьи интервью обычно превращаются в дискуссии не о кино, а о текущих политических событиях в мире, не смог пройти мимо истории лидера ирландских коммунистов Джеймса Гралтона, который подвергался репрессиями в своей стране за то, что пытался создать для сельской молодежи свободное от постоянного надзора церкви и государства пространство, в котором они могли бы открыто выражать свои мысли и получать новые знания.
В отличие от большинства фильмов Кена Лоуча, затрагивающих конкретные политические события в различных странах и эпохах, а не касающихся темы политики косвенно, для просмотра и полноценного понимания которых необходимо быть в курсе истории развития конфликта и основных событий, «Зал Джимми» может быть усвоен и при полном отсутствии знаний о последствиях войны за независимость Ирландии, эхо которой отдается в стране и по сей день, не только потому что в самом начале картины режиссер дает краткую историческую справку, но и потому, что судьба Джеймса Гралтона рассказана не как история об Ирландии или коммунизме, а как история об активизме в принципе. Существует ряд вопросов, с которыми в ходе своей жизни и деятельности сталкиваются подобные отчаянные борцы за свободу слова и мысли, и в своей новой картине Кен Лоуч решил сосредоточиться именно на таких моментах, показав путь, через который проходит опозиционный текущей власти активист, отстаивая свои идеи, и сталкиваясь с угрозами, которые обязательно заставят сомневаться и желать отступить даже очень стойкого человека. Однако универсальность «Зала Джимми» даже не в том, что он рассказывает о классических мучениях радикала-реформатора в любую эпоху и в любой стране, а в том, что те конкретные испытания и отношение, с которым он сталкивается, созвучно текущей ситуации во многих странах мира, в том числе и в России, и работа Кена Лоуча оказывается весьма актуальной и злободневной. Джимми Гралтону, желающему учить молодежь танцевать, на смену пришли люди вроде эксцентричного Джулиана Ассанжа, призывающему требовать прозрачность информации или Эдварда Сноудена, наоборот ратующего за защиту личной информации, или многочисленных простых граждан, пришедших на мирные митинги, в надежде на открытый диалог с собственным государством, но получившими тюремное заключение на пару лет, а финансовый кризис и безработица, которые являлись одной из главных проблем Ирландии тридцатых годов, так же являются сейчас реальностью для некоторых стран, в мире, в котором под прикрытием законопроектов, позволяющих препятствовать распространению детского порно в интернете, власть удаляет неугодные и изобличающие сайты.
Однако, при ярко выраженной политической и пропагандисткой направленности, «Зал Джимми» умудряется быть личной историей, суть которой связана не с конкретными терминами или событиями, а с неким внутренним ощущением свободы и желанием не выживать, а полноценно жить, тягой к красоте и прекрасному. Главный герой фильма создал не заведение для коммунистов, где под красивые лозунги активисты бы обсуждали как добиться всеобщего равенства, он лишь организовал пространство, в котором рады человеку любых политических взглядов и вероисповедания, где ему бы давалась возможность в увлекательной форме приучить себя думать, размышлять, оспаривать и задавать вопросы, какими бы они ни были, даже если это сомнения, затрагивающие идеологию главного героя. В «Зале Джимми» важна даже не сама история, а диалоги, которые поднимают практически все дилеммы о свободе в наше мире и напоминают о том, что существует так много людей, в сердце которых больше ненависти, чем любви, так много людей, что осуждают новые течения, не только политические, совершенно ничего не зная о них, так много людей для которых смыслом жизни становится разрушение, а не создание. Кен Лоуч заставляет в очередной раз подумать о современной молодежи, растущей в атмосфере войн, лицемерия, лжи и идеи о том, что одни люди лучше других, и страдающей от пустоты и безделья, которой необходимы места, где интересными и не скучными способами можно развивать свой интеллект и личность, чтобы потом с помощью прозрачной информации, за которую так борются современные версии Джеймса Гралтона, самим решить на чьей стороне им быть.
9 октября 2014