Я не вернусь
7.2
7.1
2014, драма
Россия, Финляндия, Эстония, 1 ч 45 мин
18+

В ролях: Андрей Астраханцев, Сергей Яценюк, Ольга Белинская, Алла Еминцева, Саша Лесникова
и другие
Аня учится в аспирантуре, читает лекции по Байрону и у неё роман с профессором. Но внезапно жизнь девушки резко меняется. Чтобы избежать ложного обвинения, она преображается в подростка-беспризорника и убегает. Побег и знакомство с маленькой Кристиной помогают Ане переписать свою жизнь.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Я не вернусь

год: 2014
страны:
Россия, Финляндия, Эстония, Беларусь, Казахстан
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , , ,
видеооператор: Туомо Хутри
композитор:
художники: Анастасия Каримулина, Марат Нигматуллин, Наталья Соколова
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 1500000
Дата выхода
Мировая премьера: 18 апреля 2014 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Я не вернусь», 2014

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Я не вернусь», 2014

«Вы знали ласки матерей родных…»

О некоторых проблемах нужно кричать. Кричать с экрана. Ведь в реальной жизни люди в трудных жизненных ситуациях отчаянно нуждаются в помощи. «Так почему же вы не кричите?» - «Я кричу. Просто вы не слышите».

Я не могу оценивать этот фильм просто как фильм. Как художественную киноленту. Всё слишком реально. Не могу оценивать музыку, операторскую работу и прочее. Мне словно показали обычную, настоящую жизнь, снятую скрытой камерой. Я думал, что это я один ещё долго после окончания фильма смотрел в пустой экран и потом день за днём ходил в трансе, словно оглушённый. Но почитал отзывы и понял, что многие испытали то же самое.

Зачем автор так с нами? А затем, чтобы привлечь внимание к проблеме. Ильмар Рааг – он такой, это его почерк. Кто не знает, Ильмар Рааг – это эстонский режиссёр, снявший тот самый знаменитый «Класс» (просто эталонное кино о буллинге). Рааг бьёт в точку. Проблемы в современном обществе есть, но обывателям неприятно о них думать, поэтому они просто предпочитают не замечать. Пока их не ткнёшь носом прямо в эту самую проблему. Пока их не доведёшь до шока. Тогда, может, наконец заметят. Для примера, проблему буллинга многие десятилетия предпочитали не замечать. Мол, «это дети, это у них игры такие, сами разберутся». И пока общество отводило глаза, десятки жертв лишали себя жизни, тысячи оставались с покалеченной психикой. И Рааг ткнул общество носом в то, какие бывают «дети» и какие у них бывают «игры». Ткнул прямолинейно, жестоко, без лишней деликатности. Заметили. Заговорили. Вроде даже какие-то меры кто-то где-то принимает против буллинга. Да и в конце концов, если хоть один из травителей посмотрел и решил остановиться – это уже результат.

А их ведь много таких проблем, которые проще не замечать. Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько их на самом деле таких людей, которые вынуждены скитаться без крыши над головой? Которым некуда идти? Которые считают последние копейки? Задумывались, сколько людей на самом деле сидит в тюрьмах только потому, что их подставили и никто не захотел разбираться? Задумывались над тем, сколькие трясутся от холода в лёгкой курточке на пронизывающем ветру? (Мне даже перед экраном было холодно это видеть!) Задумывались о том, сколько таких детей и подростков, сбежавших из семей и детдомов, скитаются по дорогам, где они просто дичь, просто добыча для всевозможных подонков, от обычных насильников до организованных торговцев рабами и органами? Задумывались о том, сколько людей ежегодно пропадает? Людей, которых потом никто никогда не находит? А знаете, сколько таких закопано по лесопосадкам или покоятся на речном дне? Сразу вспоминается сцена, как придорожный торговец уводил куда-то Кристину, обещал помочь. В кино спасёт такая Аня. А в жизни?

«Когда ласкали вы детей своих

я есть просил, я замерзал…»

Все эти проблемы можно решить. И нужно решать. И не оставаться к ним равнодушными. И такие фильмы как «Класс» (2007), «Невинные голоса» (2004), «Слишком молода, чтобы умереть» (1990), «Я не вернусь» (2014), также фильмы Кена Лоуча, например, «Земля кочевников» (2020), – это крик о помощи. И я, прочитав рецензии и на кинопоиске, и на IMDb, был поражен, что некоторые находят подобные фильмы «скучными». Человек погибает, кричит «Помогите!!!», а ему в ответ «Как-то скучно ты кричишь. Слишком предсказуемо. Ты б попробовал меня как-то заинтриговать что ли?» Скучно, б-блин! А остросоциальные фильмы и не обязаны быть весёлыми! Они обязаны быть искренними. От души. Такими, как «Я не вернусь».

Также не обошлось и без знаменитых рааговских предателей. Они у него всегда такие милые, такие ни в чём как бы не виноватые. Сразу вспоминается Теа из «Класса». Ещё накануне вечером она смотрела, как вооружённые ублюдки насилуют близкого человека, смотрела и ничего не сделала. Ну разве что отреклась на всякий случай. А уже утром сидит в столовой с девчонками и весело о чём-то болтает. Вглядитесь в её выражение лица в начале финальной сцены в столовой. Для неё просто «ничего не произошло». Она «ни в чём не виновата». Так и здесь. Если вы смотрели фильм, то наверняка обратили внимание на поведение Андрея. Особенно меня поразила их последняя с Аней совместная сцена, когда его маленькая дочка сказала «Пусть Аня останется у нас?» А он, зная, что Аня сирота и что для неё это больная тема: «нет, пусть идёт, у Ани есть свои родители». Как она потом на него посмотрела!! Передать столько эмоций без слов – это талант. Вот все хвалят Вику Любачеву (Кристину). Да, она отлично сыграла. Но мне хотелось бы похвалить Полину Пушкарук (Аню). Так ярко передала характер!

Не могу не отметить, что фильм глубоко философский. Одни сказки Кристины чего стоят. «Крылья ведь один раз даются»... Душещипательные сказки…

Это самый экзистенциалистский фильм, который я видел. Хотя многие (особенно на Западе) в своё время пытались работать в этом ключе, но получалось поверхностно. Экзистенция, в данном случае, – это ваша настоящая жизнь, ваше настоящее «Я» без масок, без желания произвести на кого-то впечатления, к чему-то приспособиться. Вот ты думаешь, что ты занимаешь какое-то место в обществе, что ты преподавательница, аспирантка, чья-то любимая женщина… А не факт. Но кто же ты на самом деле?.. Никто не знает, как повернётся завтра ситуация и как он сам ответит на эту «заброшенность в ситуацию». Как говорил Жан-Поль Сартр «Мы не выбираем ситуацию, в которой оказываемся. Но мы можем выбрать своё поведение в этой ситуации». Можем «сдать девочку в ближайший пункт полиции и вернуться», а может и не вернуться. Всякое возможно.

Мораль проста: не быть равнодушным к чужому горю. Как сказала одна знакомая стоматолог «За чужой щекой зуб не болит…»

10 из 10

29 мая 2022

«Как смертельно опасно, чтобы в этом жестоком мире не было никого, кто тебя любит»

Анна выросла в детском доме. Она очень хочет, чтобы её любили, но в ней нет любви к другим. Подростковая внешность Анны помогает ей, будучи ложно обвинённой в совершении преступления, спрятаться в приюте, не вызывая никаких подозрений. Там она встречает 13-летнюю Кристину, которая терпит издевательства других девочек детдома и мечтает сбежать в далёкий Казахстан. Вместе они отправляются в долгое путешествие в маленький городок в Казахстане, где живет бабушка Кристины… Так начинаются полные драматизма приключения, в ходе которых обеим девушкам предстоит многое пережить и совершенно по-иному взглянуть на мир.

Это не просто картина — это настоящий срез общества. Что ни герой — то характер: добрый и отзывчивый водитель грузовика или легковушки, злые «воспитки с собаками», развратные придорожные торговцы, добродушные продавцы, позволяющие себя ограбить, постовые, преследующие Анну и Кристину буквально по пятам (или это просто так кажется?), бездушные полицейские, следующие точно по инструкции…

Картина построена в полудокументальной манере — минимум музыкального сопровождения, лёгкость и естественность в кадре, со своими огрехами, случайными фразами. Иногда кажется, будто режиссёр дал двум актрисам полную свободу действия в кадре. Всё это вызывает ощущение полного доверия к происходящему. Здесь нет надуманного лоска, вымученного пафоса. Исписанные парадные, грязные поломанные остановки, полупустые кафе, проститутки на вокзале и алчные кондукторы… Ведь не профессия делает человека, а они сами по-своему индивидуальны. Водители, видящие в своих случайных попутчицах то девочек лёгкого поведения, то желающие всеми силами помочь. Помните, как в фильме «Брат» — только с минимумом музыкального сопровождения.

Вообще, эти два фильма очень похожи, пусть их и разделяет уже целое поколение. Два десятилетия разницы, но кажется, ничего не меняют. И русский человек по-прежнему остаётся таковым, каковым его делает собственная совесть и отношение к окружающим. Наверное, именно это и стало главной задумкой создателей «Я не вернусь» — показать нас таковыми, какие мы на самом деле — со своими страхами и ожиданиями. Подобно той 13-летней Кристине, что стремится в Казахстан к своей бабушке и так надеется зажить там новой жизнью. И все мы догадываемся, каков будет финал, но он всё равно шокирует — своим драматизмом, завершённостью и неопределённостью одновременно. Покорёженная остановка — как символ того, куда мы катимся или краха надежд? А может быть это путь в куда-то новое?

Красные сапоги — как символ наших потребностей или всё же мы хотим, чтобы у нас была семья, чтобы мы любили и были любимы? Устами 15 или 23-летней Анны наши требования и ожидания. И как сама девушка все мы вынуждены притворяться, постоянно выдавая себя не за тех, кем в действительности являемся. Подобно тем легендам из приюта, что каждый раз рассказывает Кристи.

«Ань, а ты меня теперь любишь, что ли? Меня ещё никто не любил — только бабушка… Это хорошо, что ты меня любишь. Я теперь всегда-всегда с тобой буду!»

«Я тебя не люблю. Мне нельзя любить, понимаешь».

«А мне кажется, что любишь. Ты мне конфеты воровала».

И она добрая, ведь не бросает девочку на произвол судьбы, но даже помимо собственной воли сопереживает и сопровождает её в далёкий Казахстан. Даже понимая, что это путь в никуда. Покупает конфеты, поддерживает, кричит и срывается. И чувствует себя в ответе. А многие ли из нас поступили бы точно также? Понимая, что ты уже свободен и можешь свободно вернуться назад, ведь девочка — она не твоя и не тебе за неё отвечать. Но собственной совести. Но выбор кажется очевидным, и как в том же фильме: «Ты ведь брат мой… Ты — русский…».

Это кино о том, как смертельно опасно, чтобы в этом жестоком мире не было никого, кто тебя любит. И когда становится слишком поздно, чтобы раскаяться. Очень тонкий и философский фильм, заставляющий задуматься о многом. Странно, как точно интернациональная казахско-эстонская-финская, русско-белорусская команда уловила всю нашу суть. И попыталась донести её до зрителя. Это не развлекательное кино, и не фильм на один вечер. И если он заставил вас посмотреть на себя со стороны, думаю, создатели старались не зря.

Некоторые интересные моменты:

- Съёмки фильма происходили в Минске, Санкт-Петербурге, Алматы и Кронштадте.

- Многочисленные дорожные сцены снимались в сентябре 2012 года на трассах Беларуси и Казахстана.

- По словам продюсера Натальи Дрозд, создателям фильма понадобилось очень много времени, чтобы найти режиссёра, пока они не нашли Ильмара Раага. Последний ранее утверждал, что будет снимать фильмы только по собственным сценариям, но сюжет Ярославы Пулинович, особенно финал, ему настолько понравился, что он передумал.

- Во время утренней пробежки в Минске, когда режиссёр выбирал места для съёмок, Ильмар Рааг сломал ногу, в результате чего процесс работы над фильмом пришлось несколько приостановить.

Фильм стал участником многих кинофестивалей, где получил многочисленные награды. Некоторые из них:

-Награда Special Jury Mention (Специальное упоминание жюри) на XIII Международном кинофестивале Tribeca (США, Нью-Йорк);

- Приз «За профессиональные достижения» на VIII Международном кинофестивале им. Андрея Тарковского «Зеркало» (Иваново, Россия);

- Приз аккредитованной прессы, а также Приз «За лучшую женскую роль» Полине Пушкарук и Виктории Лобачевой на XXIII Открытом фестивале кино стран СНГ и Балтии «Киношок» (Анапа, Россия);

- Приз Президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино» и Приз «За лучшую женскую роль второго плана» Виктории Лобачёвой на XXI Минском Международном кинофестивале «Лістапад» (Минск, Беларусь);

- Призы за «Лучшую женскую роль» Полине Пушкарук и Виктории Лобачевой, а также «Лучший российский фильм» на VII Международном кинофестивале «Восток-Запад. Классика и авангард» (Россия);

- Гран-при Film Festival by the Sea (Голландия);

- Гран-при Lets Cee Film Festival (Австрия).

10 из 10

29 декабря 2019

Стать Кристиной

Прекрасный фильм! Жизненно точная, ненавязчивая притча о любви и человечности, заставившая расплакаться даже меня, закоренелого циника. Сегодня я, можно сказать, пережил настоящий катарсис.

Говоря высоким штилем, фильм повествует о борьбе двух начал главной героини. С одной стороны — натасканный борьбой за выживание детдомовский зверек, с другой — подлинный Человек, способный на высокие чувства искреннего сострадания и жертвенной помощи ближнему. Именно такая бескорыстная любовь, а не любовь к мужчине, меняет внутренний мир героини. Аня говорит своему прошлому: «Я не вернусь!» И становится совсем другой.

Актрисы, особенно младшая, играющая Кристину, подобраны здорово, сценарий блестящий, исполнители правильно и достоверно передали все мысли и задачи режиссера.

Пристально всмотритесь в сцену на кладбище, когда героиня словно бы стремится похоронить эту свою вторую, лучшую «я». Вслушайтесь в сказки Кристины. Не пропустите цветущие деревья в концовке фильма. Концовке, которая и расставит всё по своим местам. Это именно притча, духовная притча Ильмара Рауга. Жаль, что не все критики это поняли и прочувствовали.

27 марта 2019

А я раньше летать могла (с)

Всё таки Казахи умеют снимать кино. Они не гонятся за кассой, они снимают с душой, и по этому их фильмы цепляют за живое. Не стану делить эту картину на плюсы и минусы, потому что минусов я тут не нашел. Показана жизнь, история брошенных детей, суровая реальность без всякой романтики и прикрас, есть плохие люди, есть и хорошие, сочувствующие, что радует, даёт надежду что на то что все так уж и плохо. Мораль такова, главное найти себе место в этой жизни, быть кому то дорогим, любимым, нужным. Хоть кому то. Даже если занять чужое место… Цените то что имеете, родных, родителей, то что ни у вас есть, то что у вас есть друзья, что вы не брошены на произвол Цените Это! И не будьте слишком равнодушны, я не говорю бросаться на нож первого встречного «отморозка» но можно хотя бы спросить всё ли у человека в порядке.

Саундтрек в фильме подобран под стать, помогает донести весь заложенный смысл. Игры актеров не было- была жизнь, жизнь их персонажей, а не игра, и поверил я в неё полностью. Не знаю почему, но лично на меня этот фильм подействовал очень сильно, и после концовки я еще около полу часа сидел в ступоре и просто думал, думал, думал, думал обо всём. И несколько дней после находился в полной растерянности.

10 из 10

29 июня 2017

Такое простое и понятное, такое грустное.

Вы знаете, чем-то зацепило больше голливудских драм, хоть и не шедевр. Девчушка Кристина в первый раз в жизни и единственный пока играла в кино, но справилась хорошо. Этот фильм не наполнен большой эстетикой картинки, тут простые люди и простая история о попытке побега в лучшую жизнь. Нет, не на вилле или в мегаполис, а к единственному родному человеку во всей вселенной, бабушке. А куда? К нам, в Казахстан. Но история смотрится легко и на одном дыхании и в конце заставляет искренне сопереживать актерам. По моему, хорошее кино. Гляньте.

8 из 10

28 февраля 2017

Тихо, мирно в никуда

«Я не вернусь» — драма отечественного производства, сюжет которой разворачивается вокруг девушки, познавшей всевозможные тягости человеческой жизни. Фильм не оставляет равнодушным; так или иначе при просмотре невольно «наполняешься» разного рода эмоциями.

С одной стороны, фильм очень тяжелый. На главную героиню как снежным комом накатываются разные беды. Всего за несколько дней она переживает и предательство, и лишения, безнадежность ситуации, полную незащищенность перед миром и законом. С каждой новой сценой сюжета, зритель проникается сочувствием все больше и больше. И вот, когда кажется, что «дальше — некуда», главная героиня делает свой решающий выбор. Однако, о последствиях этого выбора, авторы кинокартины предлагают поразмыслить самостоятельно.

С другой стороны, фильм вселяет надежду. Что бы не происходило с человеком, всему есть предел. Будь то безграничное счастье, либо же всеохватывающая печаль — это все временно. На примере этой несчастной девушки, режиссер как бы призывает зрителей: «Не жалуйтесь! Посмотрите что такое поистине горе»

В итоге, «Я не вернусь» — фильм, который пробивает на философские мысли. При просмотре не было времени даже, чтобы придумать к чему придраться. Молодые актрисы сыграли блестяще, окружающая атмосфера также выбрана «в тему», без излишнего наигранного трагизма. Музыка практически отсутствует, как бы оставляя нас додумать этот сегмент самим и просто погрузиться целиком в картину. В целом, мой вердикт: смотреть и дать свою собственную оценку данной картины.

8 из 10

10 ноября 2015

Невозвращенцы

Жизнь — несправедлива. Жизнь — не сахар, а пуд соли. Счастье сиюминутно, а горе — беспропудно. И уже нет пути назад — только вперед, к спасительному горизонту, к тающей в облачной пыли луне, которая светит так бесстрастно. Бежать, задыхаясь и притворяясь, надевая маски, и никогда не оставаясь самой собой. Это так знакомо успешной аспирантке престижного столичного университета Анне, все житие-бытие которой до определенного времени не было налажено. Она не была слишком любима, слишком опекаема — что родителями, что возлюбленным профессором, годящимся ей в отцы. Несправедливо обвиненная в преступлении, Анна убегает от своей прошлой жизни, в которой было все смуро — в никуда, в ничто, в детдом, где встречает Кристину 13 лет от роду. Непокорную, импульсивную. И вместе им суждено пройти немало дорог, проехать немало километров, чтобы понять и постичь не только весь окружающий мир, но и самих себя. Таких диких, таких испуганных.

Представленный впервые в рамках международного кинофестиваля «Трайбека», шестой по счету полнометражный фильм известного эстонского режиссера, сценариста и продюсера Ильмара Раага «Я не вернусь» 2014 года является достаточно редким для всего современного русскоязычного кинематографического пространства творением, в котором царствуют от начала и до конца драматургический баланс и сдержанный постановочный стиль, без излишнего упоения чернухой, однако с наличием пронизывающего бытописательства, реалистического нерва, и насыщенного психологизма, делающими на выходе этот фильм универсальным и вневременным, актуальным и исчерпывающим, пропитанным от начала до конца духом европейскости, перенесенной на почву русскости, которой буквально в своей неиссякаемой витальности дышит картина Раага. «Я не вернусь» — фильм остросоциальный, но при этом лишенный любой утрированности в демонстрации жизни низов современного постсоветского пространства. История, начавшись на берегах Невы, где обязательно прозвучит, пускай и завуалированно, тревожный набат Достоевского(перекличка с «Преступлением и наказанием» и «Бедными людьми» очевидна, как и экстраполяция образов Сони Мармеладовой и Варвары Доброселовой в трактовке Анны и Кристины), вскоре перерастет из конкретиризированного случая, отдельного отрывка, в панорамный взгляд на жизнь и существование современных людей, обитающих на одиноких клочках земли от Питера до Кульсары, Казахстан. И взгляд этот, пропущенный через призму взрослеющего, но все еще остающегося на уровне детскости, восприятия поражает своей искренностью, чистотой, неискушенности. Взгляд в лучшую жизнь, которую не надо ждать, надеяться, вымаливать, а приближать ее самостоятельно.

Собственно, «Я не вернусь» — кино, искусно притворяющееся жанровым. Интрига с жестоким преступлением и несправедливым обвинением лишь дает толчок для развития всего дальнейшего сюжета, которое очень быстро потечет по иному драматургическому руслу, и история благополучия, незлобивости и чрезмерной опеки Анны обернется сильнейшей драмой противоположностей с открытым финалом. Драмой, в которой Анна, жизнь вроде не знавшая по-настоящему, и Кристина, слишком много в ней испытавшая, нелюбимая, неустроенная, брошенная — проходят через поступательные внутренние трансформации. Путь, дорога, странствие в своей неизбежности и безбрежности кажутся слишком простым набором символов для прояснения темы обретения собственного Я после тщеты многочисленных блужданий, стенаний и гореваний. Однако, невзирая на такую метафорическую прямолинейность, безыскусную простоту, «Я не вернусь» действует, нажимая на самые больные темы современного общества, как-от детская жестокость(куда уж Рааг без нее!), человеческое равнодушие, брошенность, отсутствие в жизни моральных ориентиров, духовная безнадега и, в конце концов, в качестве финальной реляции — тема взросления и отрешения от тягостного прошлого, от которого Анна бежит, но на самом деле от себя не убежишь. Оно настигнет все равно, и придется расплачиваться за ошибки, каяться в грехах, припадать к иконам. И не возвращаться в ту тьму, которая раньше называлась привычной жизнью, сотканная лишь из бессмыслиц и пустот.

20 июля 2015

Все думали, он умер…

Все думали, что он умер…

Однако, оказывается он еще подает признаки жизни, а быть может даже возродился. Речь идет о российском кинематографе.

Должно быть все заметили, что вот уже последних лет 15 российское кино очень редко выпускает хорошие фильмы. А если и выпускают, то в основном это разные ремейки, такие, как «Дубровский» или «А зори здесь тихие». Однако, оказывается могут выпускать и хорошие фильмы.

Буквально сегодня посмотрел российский фильм, снятый совместно с финскими и казахстанскими коллегами под названием «Я не вернусь». Сразу скажу, это драма. Но в этой драме раскрывается вся душа русского человека.

Возьмите любую драму Островского или Достоевского. В них, русский человек постоянно страдает. Это страдание, пытались изобразить многие режиссеры в своих фильмах. Но нигде не получилось это сделать так, как в «Я не вернусь».

Очень впечатляет сюжет еще тем, что все постоянно происходит в движении. Главная героиня не находится на одном месте: сначала детский дом, потом университет, а потом бега по России до Казахстана. Тут сразу вспоминается «Мертвые души» Гоголя. В них он писал, про постоянное движение русского человека: «Русь, куда ж несешься ты?»

Обобщая все выше сказанное, можно сказать, что автор данного фильма постарался собрать в едино все аспекты менталитета русского человека, и как мне кажется, у него это очень хорошо получилось.

Именно поэтому, я считаю, что русский кинематограф еще способен выпускать очень хорошие фильмы, я даже, не побоюсь этого слова, шедевры.

Я очень надеюсь, что это будет не последний такой фильм в российском кинематографе.

Моя оценка к фильму

10 из 10

15 июля 2015

Заставляет задуматься

Фильм привлек внимание после того, как мне рассказали, что небольшой кусочек фильма снимали в Чемолгане. Но позже я убедилась, что главное уже не в этом.

Главная героиня, выросшая в детском доме, но при этом отличавшаяся от своих сверстников и по крупицам трудолюбиво выстраивающая свою жизнь, попадает в круговорот событий, при котором построенные ею труды рушатся в мгновение ока, в одно неправильное действие.

Девочка, встретившаяся ей на пути, меняет ее взгляды на жизнь, желания, мечты. По сути у совсем чужих людей происходит душевное прикипание друг к другу.

Сюжет фильма показывает насколько несправедлива бывает жизнь, безнаказанны злодеяния и как страшно быть беспомощным. Но при этом, есть на свете и люди, отличающиеся своей человечностью и добротой.

Конец фильма вызывает море эмоций, когда начинаешь осознавать, как сложилась жизнь героини и к чему она в итоге пришла.

10 из 10

24 апреля 2015

Спаведливости нет, друг, се-ля-ви

Кино очень русское, из тех, что поражают аккуратненьких европейцев на фестивалях, и из тех, по которым судят потом о России-матушке.

Аня Морозова заканчивает детдомовскую школу с золотой медалью, уходя в большой мир с большим набором стереотипов о том, как нужно жить. По первости это помогает ей выбиться в люди — но выбиться только в сравнении с детдомовской шпаной с «лифчиками цвета страсти». Она оканчивает институт, поступает в аспирантуру, каким-то неведомым зрителю образом заводит роман с женатым преподавателем, который даже не очень-то ей и врёт по поводу их расплывчатого будущего.

А потом Ане приходится бежать в никуда, чтобы не попасть в тюрьму. Стечение обстоятельств, которое позволяет взглянуть на ее жизнь с другой стороны.

В детоприемнике, куда девочка попадает намеренно с целью (как мне показалось) просто отоспаться, Аня знакомится с девочкой Кристиной, которой по сценарию 13, но я бы дала 9. У Кристины есть мечта — добраться до своей бабушке, которая живет в Казахстане. Упорство и навязчивость — девиз Кристины, поэтому Ане приходится ее сопровождать.

В фильме много тоски. Тоска в красивых русских закатах, дорогах, постоянном дожде, голоде и недосыпе, которыми проникнуто всё повествование. Тоска в глупых и несбыточных мечтах. Тоска в реалиях, которые, может, и приукрашены, но исключительно для тех, кто с ними не сталкивался и не столкнётся — повезло.

Кино сильное, и главная мысль его высказана еще в начале, на лекции, которую вела сама Аня. Дорога редко приводит к чему-то хорошему.

Поклонникам русского трагического в современном исполнении — смотреть обязательно, остальные могут дождаться осени, или момента, когда снова станет грустно оттого, что вам мало платят.

25 февраля 2015

Дорога домой

Драматическая и глубокая история о девочке и молодой женщине, которые проходят длинную и тяжелую дорогу домой. Действительно, безумно трогательный фильм в лучших традициях российского кинематографа.

Нелепая случайность делает из молодой выпускницы детского дома подозреваемую, ей грозит тюрьма и она решает сбегать, притворившись подростком. Познакомившись с девочкой Кристиной, они отправляются в долгое путешествие.

Отдельно хочу отметить роль девочки Кристины. Актриса так блестяще справилась с ролью, что порой были мурашки. Как будто подсматриваешь за чьей-то реальной жизнью, а не смотришь фильм. Гениально раскрыты чувства и выражены эмоции.

Градус драматизма и жестокости порой зашкаливал, хотелось выключить и забиться в угол на пару дней. Но досмотрела и не минуты не пожалела.

Я считаю, что фильм хорош только тогда, когда он может зацепить тебя. Меня зацепил.

10 из 10

9 февраля 2015

Кино — важнейшее из исскуств

Атмосферное кино получилось. И при том про наш русский быт. Про простых людей. Давно таких фильмов не видел. Уровень!

«Дурак» впечатлил очень и теперь вот этот фильм тоже.

Мне очень понравилась игра актрисы, которая играла Кристину.

А Аня по фильму какая-то совершенная дуреха, вроде и детдом прошла и преподавателем стала, а все звонит своему Андрею и просит помочь.

Да чихать он на нее хотел, Хорошо хоть в конце поняла. Вообще Андрей — урод, конечно. не мужик.

Очень тронул и впечатлил этот фильм.

Побольше бы такого настоящего кино.

Вообще всегда когда смотрю фильмы, надеюсь на то что они помогут мне стать лучше.

И я очень надеюсь что и мне этот фильм помог стать немного чище и неравнодушней, чем я был до этого.

Потому что фильм снят искренне — это сразу видно. Не для зарубежных критиков, как всякие Левиафаны, а по-настоящему, по-честному.

Еще хотелось бы отметить работу композитора. Саундтрек на высшем уровне.

10 из 10

7 февраля 2015

Как же приятно смотреть русское кино, и видеть не очередную посредственную пустышку с замахом на артхаусный шедевр, а настоящий фильм. Наполненный.

На мой взгляд самая сильная сцена во всей картине — сцена на кладбище. Здесь одна оценка — я даже не думала, что так умеют снимать. Отдельное спасибо за подбор актеров, настолько они гармоничны со своими героями, что образы получились искренними, живыми, настоящими.

Отдельное-преотдельное спасибо за музыку. Музыка и такие трогательно-тоскливые пейзажи необъятной нашей. Все срослось и получилась настоящая сказка. Трогательная, пронзительная, искренняя. Только реальная. Мне хотелось счастливого конца — в сказках так положено — две девочки пройдя через все испытания наконец-то обрели дом, семью. Но мы-то помним, что сказка у нас реальная. И вот этой самой реальностью вас, как ведром холодной воды, обливают к финалу. Не все сказки, выходит, со счастливым концом..

Действительно сложно писать рецензии на хорошие фильмы. За этот просто хочется сказать спасибо. Спасибо, что такие фильмы еще снимают.

10 из 10

15 января 2015

равнодушие убивает..

Давно меня не пробивало так от фильма…

Начну с того, что я понятия не имею каким образом добавила этот фильм себе в список видеозаписей ВК. и когда включила фильм для просмотра, ожидала какую-нибудь американскую мелодраму (не знаю почему). но когда поняла, что это Россия, выключать фильм не стала.. решила посмотреть, не смотря на то, что фильм не красивый… а из ряд обычных русских потрепанных фильмов, сериалов, которые никто не смотрит… или смотрит, но я таких не знаю.

Фильм меня тронул, т. к. увидела в нем некоторые основные проблемы и недостатки нашего человечества и возможно, какие-то искренние чувства.

Во-первых, это отношение взрослых мужчин к детям. да, именно к детям, т. к. в возрасте до 20 лет все люди — дети, их нужно направлять к лучшему. На сегодняшний день я знаю, как взрослые мужчины пользуются такими детьми, удовлетворяясь в интимной жизни. Многие скажут, что и дети пользуются друг другом и взрослые, возраст здесь особого значения не имеет. я с этим не соглашусь, т. к. у взрослого человека есть какой-то опыт в жизни, он осознает то, что делает. Осознает то, что пользуется ребенком, а двадцатилетний человек не до конца осознает свои действия, в большинстве случаев руководствуясь влюбленностью, от чего потом страдает.

Во-вторых, это равнодушие людей друг к другу. Все беды от равнодушия. не понятно, как девочка попала в приемник, но у нее была фотография и адрес своих родных. Если бы хоть кто-то из взрослых проявил интерес и желание помочь, не расстались бы родные, не было бы глупых смертей.

теперь о тех самых искренних чувствах, которые я где-то смогла рассмотреть..

- отношения двух девочек мне показались на столько родными и теплыми, чего не всегда бывает и между родными сестрами. Я даже не знаю как описать свои чувства от увиденного. Все моменты, которые они пережили — и ссоры и примирения и горе и радость — всё было настолько искренне и с любовью… не хочу даже комментировать.

- радость на глазах бабушки от встречи со своей внучкой, со своей родной душой… Это неописуемо… Цените своих бабушек, люди… Они любят вас настолько искренне, вы даже не представляете…

- неравнодушные соседи, которые всего то навсего поделились едой и теплом, но благодаря этому человек не угас и смог продолжить путь к намеченной цели.

Не понравилось в фильме то, что фильм мрачный, сухой, серый, черствый… Но игра актеров меня порадовала…

Концовка немножко неожиданная, но в жизни много чего происходит неожиданного.

В общем, любите друг друга и не оставайтесь равнодушными к бедам других, ведь когда-нибудь и вам потребуется помощь.

2 декабря 2014

Аня (Полина Пушкарук), одетая так, что «ни у кого не встанет», пока у других красные бюстгальтеры «цвета страсти», оканчивает детдомовскую школу с золотой медалью и следующим кадром уже преподает сама — в меру восторженно, в меру про будущую и важную для нее самой тему дороги — в общем, все у нее замечательно. Руководитель аспирантуры — изменяет с ней жене, которая носит красные сапоги, Аня мечтает о таких же (словно именно они служат залогом чего-то), прошлое напоминает о себе другом из детдома, попытка помочь которому заканчивается трагедией, Аня сбегает через окно и гаражи, скрываясь от полиции, и ей кажется умной идея притвориться пятнадцатилетней, чтобы исчезнуть. Ссора с проституткой приводит ее в детприемник, где героиня оказывается в еще более безвыходном положении, когда к ней хвостом прицепляется другая сирота (Вика Лобачева).

Сначала кажется, что это еще одна иллюстрация травли от Ильмара Раага (режиссера нашумевшего в свое время «Класса»), на деле фильм — история о том, что будет, если человек все-таки выберется. Собственно — ничего. Предыстория, укладывающаяся ровно в 35 минут, сводит главную героиню с девочкой, и после начинается уже не история содроганий и взлетов, а история превращения ежа в мать-гусыню: никогда не имевшая никакого подобия семьи, Аня оказывается в сложной ситуации выбора. Музыка делает свое дело, любая небольшая драма трактуется здесь как нарыв, и чем дальше, тем более проницаемой становится для интерпретации: маленькие девушки должны быть дома с мамами и папами, все решает случай, только ущербные понимают друг друга и, конечно, они оказываются самыми нормальными, дорога не ведет никуда, вся жизнь — череда возвращений. «Я не вернусь» — такие эмоциональные двухчасовые качели, в которых все, от названия (рефрен, можно отнести почти к любой точке истории, вернется — не вернется) до пафоса персонажей (маленький зверь, большое одиночество) и до финальной точки (рай, не меньше) претендует на остросоциальное, но, как любое высказывание, в котором слышится учительский тон, совершенно не воспринимается серьезно.

Сделанный в копродукции пяти стран, снятый почти весь в Белоруссии и Казахстане финским оператором, эстонским режиссером — но на русском языке, фильм, что важнее — написан русским драматургом (Ярослава Пулинович, свет новой драмы из Екатеринбурга). Пьеса, которая уже где только не ставилась, в фильме находит слишком трагичное, но сентиментальное воплощение. Вроде бы очень сюжетный скелет оказывается предсказуемым и загнанным собственной формой: роад-муви, вынужденное обстоятельствами, состоящее из ссор и соединений, опасностей и воплощений мечтаний — в таком виде все это уже где-то было. Динамика душ, снятая против света, все эти темные лица, темные комнаты и закоулки, по которым как в страшных сказках гуляют герои (конечно, заглянут и на кладбище) — даже важную для них фотографию еле удается различить, скомканы в один большой темный мир, где девочка постоянно рассказывает собственные сказки. Не нужно контент-анализа, чтобы выявить все эти «крылья», «лебедей», уносящих девочек в клювике, «плач», смерть всем плохим — все это довольно агрессивно подталкивает к финалу: контрастный весенний рай расцветит все лица, и, может быть, только в финале не все так уж понятно.

11 ноября 2014

Грустная история.

Вот он истинный Российский кинематограф во всей его пугающей красе. Бесконечная дорога в никуда.

Тема дороги вообще очень близка нашему народу, она затрагивает внутренние струны души. Это движение вперед в неизведанное, поиски смысла жизни. Если рассматривать тему дороги и безнадежности, то картину можно сравнить с произведением Овсянки, однако «Я не вернусь» значительно глубже, шире и эмоциональнее. Так же можно вспомнить фильм «сестры», с которым можно провести параллели.

Я не вернусь — это сильное и тяжелое произведение о суровой жизни которую многие из нас к счастью никогда не видели и не замечали.

История двух девочек сирот которых свела вместе сама судьба. Свела и разлучила навсегда. Эта история о трудностях, любви, понимании и очищении.

Произведение выполнено в стиле реализма, здесь нет идеально красивых ландшафтов, пейзажей, красивых интерьеров, людей модельной внешности, все показывает суровую реальность нашей страны.

Сюжет кажется вполне логичным. При просмотре картины начинаешь верить в происходящее и сопереживать главным героям.

Визуальный ряд тоже очень хорошо выполнен. Самые настоящие реальные пейзажи Российской глубинки, маленькие села, дороги. Музыкальное сопровождение тоже отлично подобрано и прекрасно помогает в создании нужной атмосферы.

Кому посоветовать этот фильм? Нужно понимать, что это не комедия, и в то же время не пустая чернуха. Здесь есть мораль и глубокий смысл. Было бы здорово если бы такое кино показывали школьникам, что бы помогать им вырабатывать человеческие чувства.

3 ноября 2014

Невозвращенцы

Жизнь — несправедлива. Жизнь — не сахар, а пуд соли. Счастье сиюминутно, а горе — беспропудно. И уже нет пути назад — только вперед, к спасительному горизонту, к тающей в облачной пыли луне, которая светит так бесстрастно. Бежать, задыхаясь и притворяясь, надевая маски, и никогда не оставаясь самой собой. Это так знакомо успешной аспирантке престижного столичного университета Анне, все житие-бытие которой до определенного времени было налажено. Она была слишком любима, слишком опекаема — что родителями, что возлюбленным профессором, годящимся ей в отцы. Несправедливо обвиненная в преступлении, Анна убегает от своей прошлой жизни, в которой было все — в никуда, в ничто, в детдом, где встречает Кристину 13 лет от роду. Непокорную, импульсивную. И вместе им суждено пройти немало дорог, проехать немало километров, чтобы понять и постичь не только весь окружающий мир, но и самих себя. Таких диких, таких испуганных.

Представленный впервые в рамках международного кинофестиваля «Трайбека», шестой по счету полнометражный фильм известного эстонского режиссера, сценариста и продюсера Ильмара Раага «Я не вернусь» 2014 года является достаточно редким для всего современного русскоязычного кинематографического пространства творением, в котором царствуют от начала и до конца драматургический баланс и сдержанный постановочный стиль, без излишнего упоения чернухой, однако с наличием пронизывающего бытописательства, реалистического нерва, и насыщенного психологизма, делающими на выходе этот фильм универсальным и вневременным, актуальным и исчерпывающим, пропитанным от начала до конца духом европейскости, перенесенной на почву русскости, которой буквально в своей неиссякаемой витальности дышит картина Раага. «Я не вернусь» — фильм остросоциальный, но при этом лишенный любой утрированности в демонстрации жизни низов современного постсоветского пространства. История, начавшись на берегах Невы, где обязательно прозвучит, пускай и завуалированно, тревожный набат Достоевского(перекличка с «Преступлением и наказанием» и «Бедными людьми» очевидна, как и экстраполяция образов Сони Мармеладовой и Варвары Доброселовой в трактовке Анны и Кристины), вскоре перерастет из конкретиризированного случая, отдельного отрывка, в панорамный взгляд на жизнь и существование современных людей, обитающих на одиноких клочках земли от Питера до Кульсары, Казахстан. И взгляд этот, пропущенный через призму взрослеющего, но все еще остающегося на уровне детскости, восприятия поражает своей искренностью, чистотой, неискушенности. Взгляд в лучшую жизнь, которую не надо ждать, надеяться, вымаливать, а приближать ее самостоятельно.

Собственно, «Я не вернусь» — кино, искусно притворяющееся жанровым. Интрига с жестоким преступлением и несправедливым обвинением лишь дает толчок для развития всего дальнейшего сюжета, которое очень быстро потечет по иному драматургическому руслу, и история благополучия, незлобивости и чрезмерной опеки Анны обернется сильнейшей драмой противоположностей с открытым финалом. Драмой, в которой Анна, жизнь вроде не знавшая по-настоящему, и Кристина, слишком много в ней испытавшая, нелюбимая, неустроенная, брошенная — проходят через поступательные внутренние трансформации. Путь, дорога, странствие в своей неизбежности и безбрежности кажутся слишком простым набором символов для прояснения темы обретения собственного Я после тщеты многочисленных блужданий, стенаний и гореваний. Однако, невзирая на такую метафорическую прямолинейность, безыскусную простоту, «Я не вернусь» действует, нажимая на самые больные темы современного общества, как-от детская жестокость(куда уж Рааг без нее!), человеческое равнодушие, брошенность, отсутствие в жизни моральных ориентиров, духовная безнадега и, в конце концов, в качестве финальной реляции — тема взросления и отрешения от тягостного прошлого, от которого Анна бежит, но на самом деле от себя не убежишь. Оно настигнет все равно, и придется расплачиваться за ошибки, каяться в грехах, припадать к иконам. И не возвращаться в ту тьму, которая раньше называлась привычной жизнью, сотканной лишь из бессмыслиц и пустот.

10 из 10

23 октября 2014

«Я не вернусь»

Фильм про молодую девушку Аню: родителей нет, дома тоже нет, есть только съемная комната, работа в ВУЗе и унизительный роман с женатым начальником. Обстоятельства вынуждают девушку бежать- без цели, просто бежать в никуда.

Здесь смысл в самой дороге. На пути Аня встречается с подростком Кристиной, у которой тоже нет родителей, нет дома, есть только фотография бабушки и ее адрес. И только в конце фильма понимаешь, что маленькая Кристина- это и есть сама Аня. Вся дорога Ани была воспоминанием об ее жизни, она сама себе сочиняла истории. Прокрутив свою детскую жизнь: она поняла, что в 13 лет надо было дать сдачи обидчицам из приемника, сбежать оттуда, не ходить с незнакомым мужчиной…, а просто сесть на поезд и поехать к бабушке, домой. И только во взрослом возрасте Аня решилась вернуться домой.

Этот фильм не шедевр, и смотреть его не рекомендую- мало в нем реалистичности, много изображений «русской деревни», которые так нравятся иностранцам. Этот фильм не для нас. Образ девушки, внезапно появившейся и исчезнувшей в никуда, активно использовался Х. Мураками — так в его книгах взрослели герои. Так повзрослела и Аня. Ничего нового, ничего особенного, ничего важного.

19 октября 2014

Потому что крылышки только один раз Бог дает (с)

Наверное, единственный фильм за последнее время, который смог разбудить во мне такие неоднозначные чувства.

«Я не вернусь» Ильмара Раага один из самых необыкновенных фильмов этого года. На протяжении всех 105 минут мои чувства сменялись от восторга до разочарования за доли секунды.

Начну с положительных сторон, здесь их предостаточно. Во-первых, это картинка, отдельное спасибо операторской работе, она на высоте, каждый кадр исключительный, пейзажи показаны в самом лучшем свете. Если сделать раскадровку фильм, то найдется немереное количество потрясающий снимков. Вторая сильная сторона картины — это музыкально оформление, оно является как раз тем самым штрихом, который дополняет каждый кадр, делая его исключительным. Это своего рода вишенка на торте. В третьих, актеры, главные героини если по началу несколько отталкивают (что в большей мере относится к героиням, а не к самим актрисам), то после, ты настолько привыкаешь к ним, сживаешься с ними, что воспринимаешь их уже как родных.

Единственное и самое отрицательное, что и послужило к скачкам моих эмоций от ненависти до любви — это сценарий. Передраматизированный. Другое слово на ум просто не приходит. Изначальная банальность почти не удивляла, стереотипы относительно русских фильмов, пусть даже от эстонского режиссера, уже сложились основательно и нас трудно удивить банальщиной. Однако, чрезмерный трагизм с Кристи явно преувеличен. Одной сцены было бы достаточно. Не хотелось бы спойлерить, но две аварии, пусть одна и как выясняется позже без участия главной героини, на мой взгляд перебор. Но, все это с лихвой прощается на фоне общей картины, общей неповторимой атмосферы.

В итоге, фильм вызывает неоднозначные, зачастую противоречивые эмоции, но в этом есть свой неповторимый шарм. С учетом всего выше сказанного картина заслуживает 10 и право на звание одного из любимых. По прошествии некоторого количества времени, после основных впечатлений, фильм хочется пересмотреть снова, а это уже говорит о многом.

10 из 10

17 октября 2014

Рецензия о настоящем кино

Судьба часто бывает непредсказуема, она забрасывает нас в разные уголки мира, сводит с людьми, дружба с которыми прежде казалась бы удивительной. Жизнь главной героини этого фильма, Ани, переворачивается мгновенно и совсем внезапно.

Это кино — настоящее. В нём нет лжи, утаивания, нереалистичности. Оно искреннее. Во время просмотра начинаешь действительно верить в эту историю, переживаешь за героев, плачешь и радуешься вместе с ними.

Фильм не такой, как американские боевики, экшены и триллеры, он такой, как наша жизнь. Героиня — не красотка с обложки журнала, а обычная девушка. Образ был передан очень правдоподобно. Эмоции — опять же, настоящие, да и сюжет какой-то близкий к сердцу получился. В общем, картина эта заставила меня пореветь в конце.

Не хочется говорить громких слов о фильме, потому что здесь они будут не в тему. Это обычная история, но она цепляет за душу. Скажу лишь, что очень рекомендую к просмотру.

А оценка, без раздумий:

10 из 10

20 сентября 2014

Любовь — это дорога (с)

«Я не вернусь» — это не великий фильм. Он не изобилует высокохудожественными приемами. Здесь просто и традиционно рассказана история. Но история столь мощной эмоциональной и нравственной силы, что все 105 минут смотрятся на одном дыхании. Роуд-муви в буквальном и метафизическом смысле. Суровые обстоятельства заставляют главную героиню выйти на дорогу, которая как восточное дао — ведет ее к истинному существованию. Ведет в любви, которую она долгие годы не могла найти. Причем, это не слащавая мелодрама про любящих девочек и мальчиков. Это фильм о настоящей любви к людям.

Сюжет развивается линейно, без изысков: ни флеш-бэков, ни параллельных линий, ни хронологического перемешивания финала, кульминаций и завязки. Аня Морозова выпускается из детского дома с золотой медалью. Она — «правильная». У нее даже вроде бы есть какая-то цель. Потому что через несколько лет она уже аспирант вуза и преподает студентам. Ее руководитель — по совместительству еще и ее любовник, обремененный где-то в другом мире женой и дочерью.

И весь этот мирок рушится в одночасье. То, что планировалось «навсегда», оказывается зыбким туманом. Обстоятельства заставляют Аню пуститься в бега, и почти моментально меняется не только мир вокруг Ани, но и сама она. Ещё вчера она была вечной шептуньей, невзрачной мышкой. Прыгнув в окно от полицейского, она словно ломает зажим, сдерживавший все эти годы пружину.

И с момента побега, когда в ее жизни появляется дорога — начинается жизнь. Анна еще цепляется за ошметки своего благополучия, хочет вернуть прежний мирок. Но от нее все отказались. И остается только идти.

Все что не убивает нас, делает нас сильнее. Аня выжила. Мышка оказалась не такой уж и мышью. Я был поражён тому, откуда у нее появилась хитрость, агрессия, сила выживальщика. Лишь несколько минут спустя вспомнил, что главная героиня прошла детдом.

Нарядившись подростком-беспризорникам, девушка выдает себя за 15-летнюю (благо «габариты» позволяют), чтобы укрыться от полиции в своей прошлой жизни. Но обстоятельства рушат ее хитроумные планы, и девушка с маленькой спутницей Кристей выходят на дорогу — в далёкий Казахстан.

Вот где настоящая жизнь! Не потому, что надо выжить, и ты острее ощущаешь реальность. Просто в дороге нет места эфемерным ценностям, за которые мы все с вами привыкли цепляться. В дороге остается только то, что настоящее. Настоящие потребности, настоящие отношения. И люди на дороге — это безликое скопище, мимо которого ты ежедневно проплываешь в закольцованном маршруте «дом-работа». Нет, почти все люди здесь — носители добра или зла. И, по счастью, первых в пути попадается больше, чем вторых.

Дорога — это мир простых желаний. Кристя мечтает о целом килограмме конфет. Аня — о красных сапогах и о семье. Так получилось, что обе они смогли подарить друг другу эти простые, но самые ценные в мире вещи.

В дороге Аня находит то, чему ее не научил ни детдом, ни любовник, в трудную минуту откупившийся от нее тремя тысячами рублей. Она обретает умение любить. Потребность любить. Совсем не как с Андреем, где каждый из них хотел только потреблять. В настоящем чувстве, чем больше отдаешь, тем больше к тебе и приходит.

Кстати, любовник Андрей — не негодяй. Он просто голос того старого мира Ани. В котором она обжилась и неплохо вроде бы устроилась. Но, как оказалось, не стала его частью. «Довези девочку до ближайшего участка полиции и сдай» — это вся доброта, на которую способен старый мир. Разве есть здесь место любви?

В один прекрасный момент Аня повергается главному испытанию: бросить дорогу и вернуть свой псевдокомфорт. Не буду врать, дорогой читатель, девушка не полюбила романтику дорог настолько, чтобы отказаться от счастья тихой мирной жизни. Но обстоятельства и на этот раз оказались сильнее. На этот раз не внешние, а внутренние. Потому что невозможно бросить человека — эту местами вредную девочку Кристю — которую любишь по-настоящему. Настолько, что невозможно разделить, кому эта любовь нужна больше: маленькой беспризорнице Кристе или самой Ане.

«Любовь — это дорога, а дорога у символистов — это путь в никуда», — эту фразу говорит Аня с лекторской трибуны студентам почти в самом начале фильма. Через пару дней эта метафора внезапно стала реальностью ее жизни. Или ее жизнь стала одним сплошным путем в никуда. Дорогой, в которой важна не цель. А важна сама дорога.

PS: Можно было бы поговорить о хорошей актерской игре, операторской работе и прочих атрибутах качественного фильма. Но не хочется. Потому это тот самый случай, когда режиссер не кичится отдельными элементами, как яркими побрякушками наряда. Это просто качественные рабочие инструментами, с помощью которых он создал цельный настоящий фильм. В котором не хочется обращать внимание на детали.

16 сентября 2014

Удивительная история

«Я не вернусь» — это фильм, который в определенный жизненный момент должен посмотреть каждый.

Мой день просмотра выпал на дождливый вторник, сама не ожидала от себя, что решусь посмотреть этот фильм, но как же я была удивлена и восторженна в самом хорошем смысле этого слова.

Главная героиня Аня не отличается хорошей судьбой: детство она провела в детском доме, а ныне работает аспиранткой в институте и пытается построить семью с женатым мужчиной.

В один прекрасный день судьба дает шанс ей сбежать. Сбежать без оглядки.

И тогда она встречает совсем юную, но такую чудесную Кристину, которая говорила такие фразы, что даже не всем взрослым под силу. Ее мысли и слова были настолько чистыми и на самом деле ангельскими, что я до сих пор нахожусь под впечатлением.

Очень поразил финал фильма, в течение всей истории двух девушек, зритель был в каком-то неком неведении, не все оставалось понятным, но а конец меня совсем удивил.

Я чувствовала себя каким-то совсем другим человеком, с какими-то другими взглядами на жизнь. Это в самом деле поразительно

9 из 10

10 сентября 2014

Истории, которые не заканчиваются…

«Я не вернусь»… Само название фильма неоднозначно. С одной стороны, это путь, дорога, которую преодолевают героини, в неизведанное, без возможности возвращения. С другой стороны, мы видим эволюцию Ани на протяжении нескольких месяцев ее жизни… Эта девушка живет самой обычной и заурядной жизнью. Мирская суета, вечные проблемы и заботы, погруженность в себя — все это знакомо ей. Хотя на самом деле Аня еще ребенок, однако с тяжелой судьбой. Она наивна в своих мыслях, принимает слова других людей на веру. И в результате ее жизнь переворачивается с ног на голову. Она попадает в неведомый ей ранее мир. Ей приходится снова учиться выживать. Но и чувства не чужды ей, хотя Аня и пытается скрыть их за маской безразличия. В ее жизни появляется Кристина, которая очень привязывается к девушке. Слушая ее милые, порой смешные, истории, которые Кристина придумывает на ходу, невольно проводишь параллель с реальным миром. Когда Кристи рассказывает историю про девочку с крыльями, мы представляем Аню, которая пытается «улететь» из той самой обыкновенной жизни, и помогает ей в этом Кристина. А сама малышка — в сказке прообраз «крыльев». Однако эти самые крылья в конце концов сломались, так же как и в реальном мире… И приходится начинать учиться жить без поддержки Кристины, совершить невозможное и полететь самой. Конечно, эта тринадцатилетняя девочка еще сама ребенок, но по-своему мудра. Именно она помогает Ане повзрослеть, раскрыться, обрести свободу. Сравнивая два эпизода, первый, когда она отказывается войти в положение студентки и помочь ей, и другой, где Аня ворует конфеты для Кристины, мы видим, насколько эта девушка изменилась. Естественно, сказывается ее детдомовское воспитание: правила для всех одинаковы, никого не волнуют чужие проблемы, но тем не менее надо жить дальше и открыть другую страницу своей книги жизни… Научиться пониманию, доверию, умению находить счастливые мгновения даже в самой ужасной ситуации.

Музыка к фильму подобрана идеально. Саундтрек глубок настолько же, насколько и сама кинокартина. И лично у меня мурашки по телу, когда звучала мелодия… Весь фильм режиссер держит зрителя в неведении. На протяжении почти двух часов мы не догадываемся, на самом деле девочки едут к бабушке или Кристина с ее фантазией придумала это; неизвестно, что именно они там увидят: жилой ли дом или пустой, брошенный всеми. Несмотря на то, что над маленькими приключениями девочек мы смеемся, весь фильм не покидает чувство тревоги. Наверное, сказывается страх за героев и ту ситуацию, в которой они оказались… Я думаю, что каждый человек вынесет из этого фильма для себя что-то свое, особенное. И каждого эта кинокартина научит чистой дружбе, любви, доверию и вере в истории, которые не заканчиваются.

10 из 10

8 августа 2014

The Way Way Back

Это Аня. Она из тех людей, которых называют «серыми мышками». Она прилежная ученица, единственная, кто получила золотую медаль за хорошие оценки в школе-интернате для тех, у кого нет семьи или кого бросили родители. Даже на выпускном она отказывается пить, курить и веселиться; позже она уйдёт оттуда, при этом отказав своему однокласснику в интимной близости, хотя тот готов был на всё, даже замуж звал. Если у её соседок по комнате на стене висят постеры «Tokio Hotel» и Леди Гаги, то у Ани на стене висят иконы; если соседки Ани на выпускной тщательно выбирают наряды, вплоть до цвета лифчика, чтобы он был цвета страсти, то Аня под выпускное платье одевает обычную ночнушку с коротенькими рукавами и красит ногти бесцветным лаком. Да и вообще, Аня сама по себе выглядит как мышка: постоянно испуганный и волнительный взгляд, тихенький при тихенький голосок, сутулые плечи, руки постоянно сведены вместе, нету ногтей, а глаза её постоянно смотрят в сторону, куда угодно, но только не на людей. Если мы залезем в её шкаф, то не увидим там туфель на высоких каблуках, коротеньких юбочек, стринги, декольте и вызывающих нарядов; если мы заглянем в её тумбочку, то не увидим там помады разных оттенков красного, не увидим мы там парфюмерии разных запахов, не видим мы там бижутерию, не увидим мы там и припрятанную пачку сигарет. В то время, как её сверстницы уже давно носят распущенные волосы и сумки, Аня предпочитает заколку и розовый рюкзак. Такова наша Аня.

Прошло несколько лет с выпускного, и вот уже наша героиня работает преподавателем в высшем учебном заведении, где она рассказывает, как бы это символично не звучало, о «дороге» у писателей-символистов. Что-нибудь изменилось в ней с выпускного ? Нет. Разве что одежда стала более модной, но она всё такая же строгая и окрашена в 50 оттенков серого; на лице ни грамма косметики. Аня, как и подобает стилю её одежды, строгая, поэтому спокойной обламывает беременную студентку с зачётом. Зато у неё появился любовник в лице декана и по совместительству мужа и отца маленькой дочки. Такая вот обыденная жизнь — работа, любовник, работа, любовник — могла бы продолжаться бесконечно, пока один случай не перевернул её жизнь с ног наголову, после чего она опять-таки оказалась в приюте, где и познакомилась с Кристиной.

«Я не вернусь» — это роуд-муви в чистом виде. Тут тебе и постоянные пейзажи местной флоры и фауны, разговоры по душам, мини-приключения, наподобие кражи еды из местного магазинчика, покатушки на машинах, грузовиках, посиделки вокруг костра, сцены сближение двух совершено разных людей и тд. Также кино не воспринимается как очередная чернуха-бытовуха. Даже персонажи, которые встречаются на пути наших героев, положительные, будь то это бабушка, которая даёт семечки Кристине; или водитель, который добровольно подвозит героинь до заправки и предостерегает их, что надо быть аккуратнее и внимательнее, ибо мало кто может попасться; или та продавщица, которая добровольно отдаёт Ане пакетик с конфетами. И даже тот местный торговец на заправке, продающий ягоды, — кто он ? Самозванец или он действительно человек, который хотел помочь добраться до нужной героям цели? Само по себе понятие дорога является диаметрально противоположно тому, о чём Аня говорила на лекции — как раз таки дорогой здесь и является тот самый путь, который приводит к счастью, в «свой» мир, к дому. И выбирать именно зрителю, какой здесь конец, ибо он подобен плитке тёмного шоколада: одновременно горький и сладкий.

31 июля 2014

Счастье (не) за горами.

Русскую страсть к тотальной тоске и какую-то почти фатальную обреченность ни с чем не спутаешь. Если пессимизм, то безнадежно запущенный. Если главный герой — страдалец, то с обрушением едва ли не кары божьей. Но за всем этим горем, несчастьем, «пинками судьбы», обязательно открывается светлое будущее, которое воздаст за все прошлые страдания. Это в общем-то чисто русская прерогатива — преодолевать неимоверные трудности, терпеть что есть сил, в надежде на то, что дальше непременно будет светлее, добрее и лучше.

Аня (Полина Пушкарук) изначально позиционирует себя так, словно у неё нет ничего общего в кругу людей, где ей довелось провести своё детство. И правда, что у золотой медалистки, красавицы и умницы может быть схожего с кучкой подростков из детского дома, пусть она и провела с ними всю сознательную юность. В этом взгляде, полном тоски и почти безнадежности, коим Аня смотрит на окружающий мир, так явно прослеживается всё то, что далее будет обличаться в слова. Она не на своём месте: потеряна, загнана в рамки, следующая правилам, но едва ли жившая так как того хочет сама. Аня — тот самый страдалец, который вымаливает своё счастье. Подкинутое ей (не судьбой, конечно, а собственной глупостью) испытание поведёт её не только через всю страну, но, скорее, через саму себя. Отказавшись от всего, отчасти вернувшись назад и упав, она начинает всё сначала, но уже без прежней мишуры, что застилала ей глаза. Теперь девушку различает ложные чувства и истинную любовь; чувствует, что есть вещи, которые стоит забывать, а есть такие — что и прощать грешно.

Если внимательно всмотреться, то в режиссерском кресле мы увидим Ильмара Рааг, который снял шокировавший в своё время «Класс». Если честно, вспомнив жестокость в «Классе», я ждала нечто похожего и здесь. Но «Я не вернусь» при всем своём драматизме даёт такой счастливый конец, что даже настроенный на полную безнадёгу зритель выйдет из зала удовлетворенным. Я честно думала, Аню ждёт печальный конец, но Ильмар Рааг идёт по тому же пути, что и в «Классе», оставляя зрителя с главным героем наедине. Казалась бы, картина завершена, занавес, титры, все точки расставлены, пробелы закрыты, но завершенность эта не несёт в себе уверенности, твёрдости и вопрос о будущем героини остаётся таки открытым.

«Я не вернусь» сложно назвать лучшей драмой о судьбе и её черных полосах, но смотреть стоит хотя бы ради ведущего лейтмотива всей картины и ярких образов двух девочек, одна из которых ещё не разучилась мечтать, а второй уже «обрезали крылья».

6 из 10

16 июня 2014

Драма Я не вернусь на экранах кинотеатров с 2014 года, с момента выхода прошло чуть больше 10 лет, его режиссером является Ильмар Рааг. Актерский состав, кто снимался в кино: Андрей Астраханцев, Сергей Яценюк, Ольга Белинская, Алла Еминцева, Саша Лесникова, Юрий Орлов, Галина Мочалова, Татьяна Зыкова, Лиана Сергеева, Дарья Гаврилова, Александр Передков, Ирина Основина, Людмила Елисеева, Наталья Сизова, Александр Карпухов.

Расходы на создание кино оцениваются в 1500000. Производство стран Россия, Финляндия, Эстония, Беларусь и Казахстан. Я не вернусь — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.