Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.6 |
IMDb | 8.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Верхний свет |
английское название: |
National Theatre Live: Skylight |
год: | 2014 |
страна: |
Великобритания
|
режиссеры: | Стивен Долдри, Робин Лок |
сценарий: | Дэвид Хэа |
художник: | Боб Краули |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $155 339 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 июля 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 30 мин |
«Верхний свет» («Skylight») – камерная пьеса современного британского драматурга Дэвида Хэа, которая впервые была поставлена в 1995 году с Майклом Гэмбоном в роли Тома. Спустя два года эта роль перешла к Биллу Найи. В 2014-м, когда постановку восстанавливали, автор пьесы настоял, чтобы в новом спектакле Тома вновь сыграл Найи.
В лондонских театрах спектакли традиционно идут всего несколько месяцев. Но на счастье миллионов зрителей спектакль был снят и сейчас демонстрируется в кинотеатрах по всему миру: сценическое прочтение и режиссерские решения позволяют зрителю и через экран ощутить присутствие в этой камерной драме на три лица.
Сюжет довольно прост, он вмещается буквально в несколько действий: К Кире (Кэри Мэллиган), которая живет в спальном и неблагополучном районе Лондона, однажды вечером стучится Эдвард (Мэтью Бирд) – персонаж из ее прошлой жизни, сын человека, которого Кира любила. Он приносит музыкальные диски (рэп) и пиво. После его ухода приходит Том – его отец, он приносит виски. А Кира любит вино, она потягивает бокал все время, пока готовит простой ужин и выясняет с бывшим возлюбленным отношения. Том пришел спустя несколько после из расставания, и только после того, как умерла его жена.
Что они хотят выяснить? Например, почему Кира бесследно исчезла несколько лет назад, оставив семью Тома, которую очень любила, и работу, которая прекрасно ее обеспечивала. Или как ей удается выжить на зарплату в государственной школе для неблагополучных детей. А еще достаточно ли одной любви, чтобы преодолеть социальную пропасть между успешным ресторатором и жительницей квартиры в панельной многоэтажке, куда сквозь стены пробираются туман и сырость. Кажется, эти двое никогда друг друга не поймут, и не только потому, что Том богат, а Кира нет, но за время, что они провели не вместе, их жизненные принципы и привычки разошлись радикально.
Сценография спектакля «Верхний свет» продумана гениально, без преувеличения. С одной стороны декорации в спектакле схематичные, а с другой – почти натуралистичные. Их совершенство в том, что простое решение кажется зрителю единственно возможным, что-либо добавить к работе художника Боба Краули или убавить от нее не представляется возможным. В самом деле, как иначе показать одиночество в муниципальной типовой квартирке, как не с помощью заднего фона, с окнами, смотрящими в «колодец»? Эти окна, занавешенные куцыми шторами, ямайскими флагами или вовсе без ничего, взирают друг на друга равнодушно и безучастно. Поэтому Кира и Том находятся почти в аквариуме, и их конфликт вроде бы происходит у всех на глазах, но на самом деле до них никому нет дела…
«Skylight» дословно переводится как небесный свет, но фигурально это слово можно понимать как верхний свет, который пробивается сквозь мансардное окошко, или само это слуховое окно. В контексте пьесы это название – почти парадокс, потому что действие происходит с вечера до утра, и практически все это время никакого света сверху нет. Появляется он только утром, одновременно с приходом Эдварда, принесшего завтрак из ресторана. И свет этот сливается с радостью оранжевого апельсинового сока, обжигает горячим кофе. Через несколько минут он исчезнет, начнется очередной тяжелый день, наполненный борьбой за выживание и сохранение своего достоинства. Но ведь продолжать эту борьбу гораздо легче, когда помнишь утреннюю игру солнечных лучей в своей убогой квартирке.
В «Верхнем свете» не получается стать ни на чью сторону: у каждого из героев свои мотивы, каждый из них по-своему эгоистичен. Особенно Том и Кира. Так кто же прав? Наверное, никто. Или все. А особенно солнечный свет, который одинаково светит всем и благодаря своей контрастности вступает в непримиримую борьбу с тенью. И счастлив тот, кто, уподобившись этому свету, может освещать жизнь близких людей хотя бы иногда.
В заключение хочется сказать то, о чем говорить нужно было бы в первую очередь: об актерской игре. В камерной драме на трех героев партия каждого из них настолько важна и кристаллически чиста, что здесь не спрячешься ни за каким из привычных сценических факторов. И даже если кажется, что про Билла Найи известно все, актер все равно изумляет в этой работе: в непривычном для него амплуа героя-любовника, тем более в 65 лет (именно столько ему было в 2014-м, когда состоялась съемка спектакля), британец смотрится одновременно неожиданно и очень убедительно. Кэри Мэллигэн, известная широкому зрителю по роди Дейзи в «Великом Гэтсби», тоже ломает стереотипы, исполняя роль сильной, но очень противоречивой женщины. Мэтью Бирд, как и его герой Эдвард, остается темной лошадкой этого спектакля: снявшийся в нескольких интересных фильмах и сериалах, он тем не менее не входит в число очевидных кинозвезд и узнаваемых лиц, и поэтому остается для зрителя все же в большей степени Эдвардом, без бэкграунда других образов и ролей.
В «Верхнем свете» все сошлось самым совершенным образом: актуальная и в то же время непреходящая проблематика пьесы Дэвида Хэа, сценография Боба Краули, деликатная и ненавязчивая режиссура Стивена Долдри и замечательная актерская игра. Возможно, именно поэтому, символизм названия можно отнести и к самому спектаклю: ведь искусство тоже часто становится тем верхним светом, который привносит в нашу жизнь толику утешения, любви, радости и примиряет с несовершенством жизни.
13 октября 2021
He and she, two different people.
With two separate lives.
В 2014 году в театре Wyndham’s была поставлена пьеса Дэвида Хэа «Верхний свет».
Вообще, источников света, невидимых и визуальных, в представленном театральном пространстве несколько: квартирное освещение, лунное свечение, согревающее холодную квартиру Киры Холлис, и сияние, излучаемое из мансардного окна в доме супругов Cёджант.
В переводе с английского название пьесы Skylight означает «верхний, потолочный свет». Это то искусственное, люминесцентное освещение, под которым мы проводим большую часть собственной жизни, холодными вечерами согреваем себя размышлениями о бытии.
Задаются важными вопросами и герои пьесы. В небольшой аскетичной квартире, обставленной минималистическими декорациями, переплетаются судьбы трёх несчастных людей: учительницы Киры, успешного ресторатора Тома Cёджанта и его сына Эдварда.
Конфликт произведения базируется на извечном противопоставлении мужчины и женщины, сокрушительной любви между ними. Но гендерное противостояние постепенно растворяется в блестящих диалогах и монологах — и вот перед нами уже не только любовная драма, но и глубоко социальный спор о том, как нужно жить человеку. Кто поступает правильнее и чувствует себя счастливее: филантроп, радеющий о детях из неблагополучных семей, испытывающий эмпатию по отношению к ним, или бизнесмен, «делающий деньги», живущий сегодняшним днём?
В «Верхнем свете» соблюдено единство времени и места. Характеры персонажей успевают полноценно раскрыться на протяжении вечера, ночи и утра. Именно в эту ночь неожиданно для всех падает снег. Всем известно, что снежная погода — это относительно редкое явление для Англии. Собственно, такой же необыкновенной оказалась встреча близких людей, бегущих от своего прошлого в попытках его забвения и разделённых пропастью длиной в 4 года.
Дэвидом Хэа, автором пьесы (его перу принадлежат киносценарии «Часов», «Чтеца»), четко обозначены точки зрения всех действующих лиц. Это подарило актёрам возможность полноценно использовать пространство для игры. В мириадах реплик артисты с удивительной сноровкой и изобретательностью мгновенно реагируют друг на друга и даже изловчаются приготовить соус к спагетти.
Кэри Маллиган и Билл Найи — удивительный дуэт, проявивший на сцене филигранную технику актёрской игры и многогранную пластику. Возможно, постановка получилась такой благодаря тому, что режиссёром спектакля оказался Стивен Долдри («Чтец», «Часы», «Билли Эллиот», «Жутко громко и запредельно близко»).
«Верхний свет» — это незабываемая трагикомедия, идущая всего лишь 2 часа 30 минут, но оставляющая приятное послевкусие, которое ощущается еще очень долго.
10 из 10
29 октября 2015
Впервые пьеса британского драматурга Дэвида Хаэ, «Верхний свет» появилась на театральных подмостках Cottesloe Theatre в мае 1995 года. В следующем году произошел переезд в Wyndham`s Theatre. Каждая из этих постановок была номинирована и в последствии получила премию Tony.
Лондонская премьера произошла в 1997 году, главные роли исполняют Билл Найи и Стелла Гонет.
С того момента прошло 17 лет и в июне 2014 года пьеса получила второе рождение, с режиссёром Стивеном Долдри, в театре Уиндема.
Сегодня у меня появилась возможность посетить «Sky light», именно так название пьесы звучит в оригинале. В главных ролях неподражаемый Билл Найли (Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца, Рок-волна, Реальная любовь, британская актриса Кэри Маллиган (ее можно узнать по фильмам: «Великий Гэтсби», «Воспитание чувств», «Гордость и предубеждение») и Мэттью Бирд (Один день, Воспитание чувств, Игра в имитацию).
Это театральная постановка, которая для российского зрителя транслируется в кинотеатрах «в реальном времени». Герои живут и говорят о вещях, которые мы можем с невероятной лёгкостью проецировать на себя и окружающих. В спектакле всплывают философские и социальные вопросы, они преподносятся зрителю с небольшим сарказмом и иронией. Камерность спектакля, его почти не меняющиеся декорации, еще больше акцентируют и подчеркивают, то что скрывается под маской притворства действующих лиц.
Жизнь главной героини, Киры Холлис, живущей на самой окраине города в крохотной квартирке и убеждающий себя, что все отлично. Каждый будний день она садится в автобус, открывает книгу и едет на работу в школу. Ее цель — сделать жизнь других людей немного лучше. Но счастлива ли она сама? На этот вопрос она боится ответить даже себе.
Как вдруг, она слышит стук в дверь, это пришел сын ее бывшего возлюбленного, чтобы сообщить о смерти его мамы и попробовать вытащить ее отца из «зеленой клетки», дома, который он построил для умирающей жены. После его ухода, снова звонок, на пороге появится и сам Том, отец Эдварда. Он будет шутить по поводу холода в ее квартире о том, что она совсем не умеет готовит, но ведь цель прихода совсем иная. Для каждого из них встреча, как глоток свежего воздуха, но и скверные воспоминания.
Как будут развиваться события, смогут ли они поговорить и услышать друг друга, зрителю предстоит увидеть….
Мы видим, две противоположные точки зрения и с кем согласиться? Для меня нет однозначного ответа. Открытый финал позволяет больше задуматься о происходящем, неоднозначном положении всех трех персонажей! Это еще одна из положительных черт постановки.
На самом деле, трудно поверить в то, что постановка актуальна до сих пор. За 17 лет поставленные в пьесе вопросы остаются столь же острыми и насущными. Это заставляет задуматься о «постоянно меняющемся мире» и правильности решений.
10 из 10
17 ноября 2014