Приказано забыть
5.3
6.4
2014, драма, история
Россия, 1 ч 26 мин
В ролях: Роза Хайруллина, Роман Кузнеченко, Дагун Омаев, Муса Дудаев, Роман Катюшин
и другие
1944 год. Во время депортации народов Северного Кавказа, предпринятой по приказу Иосифа Сталина, многие молодые чеченцы и ингуши бежали в горы. Среди них – юноша Дауд и девушка по имени Седа. Но опасаясь за судьбу родных, молодые люди решают вернуться обратно. Они становятся свидетелями чудовищной трагедии, когда несколько сотен деревенских жителей, отказавшихся покидать родную землю, были заживо сожжены войсками НКВД.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Приказано забыть

год: 2014
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Анатолий Петрига
композитор:
художники: Лев Грудев, Николай Поспелов, Татьяна Орлова
жанры: драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 октября 2014 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 26 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Видео к фильму «Приказано забыть», 2014

Видео: Трейлер (Приказано забыть, 2014) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Отзывы критиков о фильме «Приказано забыть», 2014

Нет покоя тем, кто делал зло!.. тем, кто знал и всё-таки молчал!

Даже касаться хода событий самого фильма не буду: всё есть в аннотации, и если вы читаете мой отзыв, владеете темой, так сказать. Поэтому выскажусь сугубо по содержанию.

Ну, что сказать?.. Мне представляется, что бы тут ни сказать, всё звучит либо банально, либо цинично… Но всё же постараюсь высказаться по поводу фильма, который просто не может не появиться в условиях информационного, плюралистического и разнородного общества, какое мы таки, несмотря ни на какие вопли критиканов, имеем в текущий период истории. По поводу фильма — пощёчины мнению большинства, фильма — разрыва шаблонов.

Конечно, даже не закончив смотреть это кино, уже видишь, что на самом деле замах пощёчины огромен, но удар получается слабенький-слабенький: так, киса лапкою шлёпнула. Потому что если уж снимать полотно такого посыла, надо либо рвать душу надсадной игрой актёров и терзающей музыкой, либо демонстрировать натуралистические спецэффекты. Иначе даже тот, кто жаждет такой правды, не сможет выжать из себя ни одной слезинки и в лучшем случае из приличия не станет критиковать фильм, сказав, что, уже ради уважения к невинно убиенным, надо его высоко котировать, но фактически, хоть и не выдав окружающим своих мыслей, уйдёт разочарованным, что пока слабовато. Тот же, кто изначально глумится над такими трагедиями нацменьшинств, только радостно потрёт руки: мол, я так и знал, что эти робкие нацмены покажут пшик, куда им.

Не секрет, что, на всякий случай (хоть, при всём уважении, фильм слабоват) его запретили. (Мы говорим: «запретили», а подразумеваем: «сделали всё, чтобы не было проката», ведь и раньше полностью запретить что-то было практически не реально, а в XXI в. — тем более.) Не секрет и то, что всё-таки как минимум один официальный показ был, причём аж на Московском международном кинофестивале! Наконец, никто из ненавистников современной оппозиции не сомневается, что данный фильм снят на щедрые деньги западников, которым естественным образом выгодно всё, что хоть как-то очерняет и ослабляет Россию, да и просто хоть чуть-чуть портит России жизнь (всем этим критериям соответствует давняя вражда расширяющейся России с непокорной Чечнёй); что фильм — стопроцентная фальсификация, подлость и месть чеченского национализма русской «титульной нации». Итак, всё перечисленное в этом абзаце — объективная реальность. А вот что представляется субъективно лично мне.

Мне нет дела до политических дрязг соперничающих группировок в Чечне, в Кремле, в западных русофобских кругах наконец. Я более-менее могу понять, почему те или иные силы именно так и именно сяк говорят о фильме «Приказано забыть». Могу вполне прикинуть, за чьи деньги он был снят. Но мне это неинтересно! Всё равно ведь свершившиеся факты начала XXI в. свидетельствуют, что Путин обещал замочить — и замочил, а те, кто присягнул на верность, теперь воюют за интересы России с украинцами. Очевидно, чтобы на деле доказать свою лояльность. А стало быть, в плане сложившегося порядка, влияние альтернативного мнения, типичнейшим представителем которого является этот фильм, — ничтожно. Гораздо важней для меня лично — духовная, гуманитарная, так сказать, миссия. Миссионеры часто вопиют в пустыне и сознательно идут на это. И, несмотря на обречённость его духовного посыла и на слабость его исполнения, я лично говорю ему: да! Говорю: спасибо, что живой!

Потому что, несмотря даже на некоторые тексты, что я себе тут позволял (например, когда писал по «Небесным жёнам луговых мари»), я не могу обмануть себя и признаю права меньшинств и угнетённых на самоопределение, на родные языки и обычаи… более того — на праведный гнев в адрес угнетателей и великодержавных шовинистов! Текущие события окончательно убедили меня, что я таки сердцем на стороне слабейших, несмотря на моё собственное происхождение именно из числа сильнейших, т. е. я русский, назову вещи своими именами. (Украинская этничность моего отца и бурятские корни далёких предков деда — не в счёт, ведь отец почти всю жизнь живёт не на Украине, а дед по паспорту был русский, не знал бурятского и даже слабо походил на узкоглазых бурят внешне; вообще, русские, как и любая многомиллионная нация, — трудно поверить, чтоб были этнически едины, зато весьма похоже на то, что русские суть те, кто по ходу истории захотел стать русскими и идеально выучил русский язык, а так будь ты хоть негром преклонных годов.) Да, я пытался хорохориться, развенчивать «неудобную» правду о прегрешениях Российской империи — СССР — Современной России (к-рые, возможно, не всегда совершались чисто русскими людьми, а, например, — латышами, евреями, грузинами… но за которые моральную ответственность несут всё же русские, ибо это они — большинство и именно им — служили те нерусские, кто лично совершал чудовищные вещи, именно их интересами руководствовались!). Пытался в некоторых своих рецензиях здесь и комментариях на других сайтах иронизировать над судьбами и чувствами тех этносов и наций, что, мягко говоря, не были готовы и по сей день не готовы по всем статьям покориться русским. (А если разобраться, это все, кроме самих русских!) Но кого я обманываю, зачем кривлю душой, если такие комментарии — напускное, если это я озвучиваю мнение окружающего меня русского большинства, а не своё глубинное, чистосердечное мнение?!

Нет во мне ни малейшего желания выискивать прагматичные причины депортации нацменов в разгар Советской власти; как нет и желания обличать «продавшихся Западу» предпринимателей и политиков, изыскивающих средства на съёмки фильмов, подобных этому. Какими бы ни были чеченцы в разгар II Мировой — поступать с ними по дичайшим, ветхозаветным принципам, выселяя и истребляя всех от мала до велика, это бесчеловечно! Какими бы подлыми и беспринципными дельцами ни были меценаты фильмов, где демонстрируются такие бесчеловечные события, — их дело морально оправдано, потому что без финансирования фильмов не снимешь, а снять их надо, чтоб приказ «забыть» не был исполнен! Тем более ценными я считаю смелые и нонконформистские мнения, когда страна фактически вступила на скользкую дорожку наглеца, что бьёт себя в грудь и кричит, мол, вы меня обзывали нехорошим человеком, так вот же вам, я покажу вам, каким нехорошим я могу быть! Нонконформистские мнения может высказывать кто угодно (как показала практика, они есть не только у шахматиста Каспарова, но даже у детского писателя Успенского), но в любом случае, нравится человек или нет, если он признаёт верховенство человечных ценностей, он уже не зря живёт, ведь своей позицией он защищает гуманность.

Так и фильм. Слабоват… но… Его ждали, и он вышел, чтобы недвусмысленно дать понять: у чеченцев своя война, и на ней тоже — никто не забыт, ничто не забыто!

16 марта 2016

«Своя ноша не тянет…» (с)

Инцидент в Абу Хайбахе — тяжёлый отпечаток на нашей истории, отпечаток, с которым нужно и необходимо считаться. Понять, каковы были истинные причины произошедшего, на данный момент не представляется возможным, и, забегая вперёд, отметим, что и сам режиссёр не даёт внятного ответа. Одни версии гласят, что это была мера борьбы с бандформированиями басмачей, де-юре побеждёнными ещё в тридцать восьмом году, де-факто же — только в сорок четвёртом. Другие говорят о том, что столь радикальными способами избавлялись от нацистских пособников, что странно: большинство мужского населения находилось на линии фронта, в тылу были только старики и инвалиды, остальное население представляли женщины и дети. Однако, даже при столь одиозной трактовке причин произошедшего непонятно одно: невиданная доселе жестокость произошедшего. Впервые за всю историю депортаций и расселений советские солдаты прибегли к столь варварскому методу расправы с местными жителями, как сожжение их заживо с альтернативой в виде расстрела.

Собственно, прочтя аннотацию, я имел полное моральное право думать, что фильм целиком и полностью — об этой трагедии, и меня ожидает что-то вроде «Города жизни и смерти», разве что в роли японцев — советские солдаты, в роли китайцев — чеченцы, ну и, разумеется, где-то должен быть очередной рядовой Кадакава, сочувствующий невинным жителям, и местный Шиндлер, спасающий чеченцев от смерти. Всё это вполне имело право на существование, благо, в отличие от большинства антисоветских опусов российского производства вроде «Утомлённых солнцем-2», «Служу Советскому Союзу» и «Сволочей», это, повторяюсь, было снято по реальному факту. Привлекло, так же, и то, что, в отличие от вышеупомянутых лент, данная кинокартина была в России запрещена к просмотру, что, безусловно, придаёт гордости за нашу монополию на страдания от сталинских перегибов. Однако, я помню, что надо делать, когда кажется, причём, в этот раз получил весьма навязчивый намёк.

Фильм переполнен противоречиями. Действие начинается в сорок третьем году, когда бои за Кавказ шли полным ходом, и большая часть войск НКВД, в фильме прибывающие каждый день новыми волнами из ниоткуда ни за чем вплоть до часа «Ч», находилась на фронте. Для тех, кому очень хочется вспомнить про заградотряды и прочие прелести тоталитаризма в тылу, напомню, что в фронтовых боях погибло, в общей сложности, двести восемьдесят тысяч сотрудников НКВД, но только не в этом фильме, где они представляют этакую неотвратимую силу, которой бесполезно сопротивляться, причём, абсолютно не понятны причины, по которой почти тут же, с ходу, происходит около двадцати пяти арестов: режиссёр об этом скромно умалчивает. Это вообще, скажем прямо, — основная деталь сюжета: о многом нам просто недоговаривают, либо говорят значительно позже, когда зритель уже сотню раз успеет сломать голову, раздумывая над вопросом.

За примером далеко ходить не надо: когда Дауд, главный герой фильма, весьма харизматичный персонаж, врывается в кабинет председателя, где сидят трое представителей соввласти, с наганом наперевес, он, вместо того, чтобы уничтожить всех троих, попросту велит им отдать ему оружие и, даже не распорядившись о патронах, беспорядочно тратит последние в никуда и сваливает. Нет, нам, конечно, ясно, что, убери бы он всех троих, на село обрушились бы с утроенной силой, но нам весь фильм говорят, что оно — вот, уже происходит, Дауда всё равно преследуют, так чего он теряет? А, оказывается, он клятву дал отцу, что никогда не выстрелит в человека. Не будем, пожалуй, оставлять спойлеры и предложим читателю самому рассудить, насколько такое реально при условии, что на хвосте сидят серьёзно настроенные вооружённые люди, а кругом — Великая Отечественная война.

Другой момент — первый председатель колхоза, человек, слепой от рождения, ибо только слепой, отобрав необходимую норму продовольствия для фронта, будет нападать на местных жителей от того, что те взяли остаток на личное пользование. В ответ местные, вместо того, чтобы не накликать беду и спокойно объяснить председателю его слепость, начинают кричать о том, как у них всё плохо, тем самым лишь раззадоривая карательные органы.

Непонятно и то, как следует относиться вообще к персонажам. То ли карателей пытались так показать объективно, то ли Эркенов попросту сам не додумал этот момент, но, казалось бы, агрессивные злые советские каратели показаны не пойми, кем: то они расхваливают лепёшки одного из местных дедов и предупреждают его об операции, то вдруг того же деда грубо спихивают с дороги, то хватают всех подряд и швыряют вслед за толпой, то вдруг оставляют одного-единственного ветерана с гармонью. Даже Гвициани, руководивший экспедицией, вовсе не показан бесчеловечным уродом: отдавая этот беспрецедентный по жестокости приказ, он дрожит и срывается на крик, постепенно сходя с ума. Кстати говоря, в фильме откровенно наврали, что преступление осталось безнаказанным: в пятьдесят третьем году Гвициани был смещён с должности генерала НКВД и сослан на родину, а Берия — расстрелян. Да, это произошло после смерти Сталина, которому в тяжёлое военное время, а также — в первые десять лет после окончания войны, когда возникла угроза войны с бывшими союзниками, нужны были старые кадры, и на место Берии поставить было попросту некого. Тем не менее, возмездие свершилось, так что вовсе не стоило гиперболизировать и без того вопиющую несправедливость произошедшего.

Разумеется, это — далеко не все примеры подобных противоречий.

В остальном же, фильм вполне радует: показаны и блестящие обширные естественные декорации кавказской природы, и сельская жизнь отражена очень подробно и достоверно, ну и линия главных героев, тонкой нитью проходящая через общую трагедию чечено-ингушетского народа, пожалуй — единственное, что, более-менее, выглядит ровным и гладким в этой несколько шершавой работе. Прекрасная игра актёров и колоритные звуковые дорожки блестяще дополняют общую картину.

К просмотру рекомендую. Хотя лучше, конечно, просто ознакомиться с источником, ибо фильм явно недоработан. Но посмотреть стоит, хотя бы, для общего развития. Но не для поиска причин сожжения Хайбаха: режиссёр не даёт ответа на этот вопрос. Да ему это явно и не нужно было.

9 из 10

4 сентября 2015

Драма Приказано забыть на экранах кинотеатров с 2014 года, с момента выхода прошло чуть больше 10 лет, его режиссером является Хусейн Эркенов. Актерский состав, кто снимался в кино: Роза Хайруллина, Роман Кузнеченко, Дагун Омаев, Муса Дудаев, Роман Катюшин, Роман Катышкин, Иса Абаев, Андрей Мехонцев, Александр Новин, Тимур Бадалбейли, Дмитрий Рябов, Хеда Ахмадова, Шамхан Митраев, Мовсар Атаев, Руслан Коканаев.

Страна производства - Россия. Приказано забыть — имеет совсем небольшой рейтинг, всего 5,1-5,5 баллов из 10, а это значит, что критикам фильм не сильно уж и понравился.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.