Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Поездка к матери |
год: | 2014 |
страны: |
Россия,
Франция
|
режиссер: | Михаил Косырев-Нестеров |
сценарий: | Михаил Косырев-Нестеров |
продюсеры: | Михаил Косырев-Нестеров, Анастасия Ковтун |
видеооператор: | Олег Лукичёв |
композиторы: | Рюити Сакамото, Макс Рихтер, Алексей Канцыру |
художник: | Франсуа Салиш |
монтаж: | Сергей Иванов |
жанры: | драма, семейный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 800000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 ноября 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Начав шесть лет назад с сумасшедшего драйвового сверхпозитивного, во многом новаторского «Океана», снятого на Кубе, Косырев-Нестеров неожиданно поразил французской камерной, мрачной почти «тихой» семейной драмой с тремя героями (один из которых к тому же «за кадром»), постепенно шаг за шагом приобретающей масштабы мощной человеческой трагедии.
Не берусь судить о причинах такого внезапного поворота режиссера, но по сути он продолжил прежнюю тему семейных уз, где как в капле воды отражаются глобальные общие проблемы человеческих отношений, независимо от континента.
Трагедия, происшедшая в умопомрачительном по красоте Провансе (кстати блистательно снятом оператором Олегом Лукичевым, каждый фильм которого воспринимается как открытие в области визуального искусства), отсылает нас к великой французской экзистенциальной литературе прошлого века. На ум сразу приходят Жан Альбер Камю, Поль Сартр… Эстетика фильма навеяна романом «Посторонний» Камю. Такой же рефлексирующий герой, такой же труднообъяснимый нерациональный поступок, приведший к трагедии. Экзистенциализм, как известно, понимается как переживание субъектом своего «бытия в мире». Сартр понимал экзистенцию в частности как бытие, направленное к осознанию человеком своей конечности в этом мире через страх, совесть и в финале через смерть или различные формы соприкосновения с ней. События, разворачивающиеся в фильме показывают нам героя, оказавшегося как раз именно в такой «пограничной ситуации», в момент глубочайшего потрясения, когда человек прозревает экзистенцию как корень своего существа.
Актер-дебютант Артем Алексеев (еще одно и какое открытие фильма!) ведет партию своего персонажа практически безупречно, постепенно раскрывая суть своего героя и доведя его до почти полного обнажения души. Невероятный по эмоциям (даже не по содержанию, а потому как это сыграно, даже нет, не сыграно, а прожито!) монолог главного героя опустошает, ужасает, вызывает сочувствие, почти жалость, бросает то в жар, то в холод. Как это сделано актерски?… Не знаю, для меня это также иррационально, не поддается объяснению, как и многое в фильме. Но в конце этой сцены мы видим удивительный свет в кадре, просветление происходит не только в глазах через сверхкрупные планы героя и сестры (новое появление французской актрисы Адель Экзаркопулос) — наверно в момент обнажения душ — что-то происходит и вокруг — в пространстве.
И еще. Воспринимать этот фильм нужно не только головой. Это картина о любви. О всепоглощающей любви не только матери к сыну и сына к матери, о любви к своим ближним. Фильм и начинается кадрами любви мотоциклистов — парня и девушки. И одновременно фильм о том, что происходит с людьми, когда эта любовь отсутствует. О том, как трудно и как важно сказать другому «прости».
Сложная структура фильма — подобна спонтанности человеческого сознания вообще — легко и мгновенно переносит нас из настоящего в прошлое и обратно. Иногда возникает ощущение, что все происходящее только в умирающем мозге героя. Иногда теряешь нить, но потом возникает новая связь и так далее. Фильм на несколько суток оставляет сильнейшее «послевкусие» и желание думать о нем, проигрывать снова и снова…
Я прочитал, что следующий шаг режиссера — фильм «Киты и деревья» с Филиппом Янковским и Шарлоттой Гензбур в главных ролях. Вот поистине любопытное сочетание. Буду с нетерпением ждать!
10 из 10
14 октября 2015
С самого детства, когда я смотрел совместные международные фильмы, меня каждый раз мучил ура-патриотический вопрос. А чей этот фильм больше: нашенский или ихний? Оценка формировалась на основе многих трудноизмеряемых критериев: где снимали, чьи актеры, кто режиссер. На чьи деньги снято, наконец! Еще важно было — кто в конце победит. Наш ГГ или «ихний». Даже если наш был злодеем — болел за нашего. В итоге, убедившись, что картина «более наша», я успокаивался и наслаждался просмотром.
«Поездка к матери» — тоже совместный фильм. Даже с европейской звездой — Аделью Экзаркопулос. На момент моего просмотра фильма эта юная дама уже довольно обмахивалась золотой пальмовой каннской ветвью. А наш актер, сыгравший главного героя, Артем Алексеев — в большом кино дебютант. Э! — подумал было я возмущённо, но режиссер Михаил Косырев-Нестеров нам рассказал, что на момент съемок «Поездки» Адель была еще никому неизвестной 19-летней актриской. Так что выходит, мы ею попользовались, пока товар не подорожал. «Наш», — решил я и довольный начал смотреть.
А меня взяли и обманули. Ничего нашего я в кино не нашёл. Я вам больше скажу: я вообще в нем ничего не нашел, кроме очень-очень красивых натурных съемок. Оператору Олегу Лукичёву (с которым, кстати, Косырев-Нестеров плотно сотрудничает) — спасибо огромное. И всё.
«Поездка к матери» это фильм, как вы можете догадаться, про поездку сына к матери. Вроде всё обычно. Но нет — экзотики море: мать бросила мужа с маленьким сыном и уехала во Францию. Где по новой вышла замуж, у сына там даже образовалась сводная французская сестра. Ну, и вот уже взрослый сын приехал к маме. Мы видим жирно намазанные сельскую пастораль в сочетании с европейским комфортом. И из этой милоты, из этих козочек на изумрудных лугах вырастает беда, с которой сыну и его зарубежной сестре приходится разбираться. В детали вдаваться не буду. Даже не ради спасения вас от спойлеров… Просто события, как бы грустны они ни были — не важны. Ничто не из чего не вырастает, не ведет к рефлексии какой-нибудь, к постановке или решению вопросов. Они просто происходят.
А потом титры.
Я смотрел на безумно красивые пейзажи Прованса, морские панорамы, улочки Марселя и не понимал: зачем они всё это наснимали? Неужели для создания ситуации фильма нужен был такой экзотичный фон? Зачем такая сказочная семейная история? Ради возможности снять кино во Франции?
Непонятно, почему в кадре нет матери? Повествование ведется не от ее лица, но она все время где-то за кадром. Маму не показывали так старательно, как будто в конце должно выясниться, что это… ну, не знаю — Катрин Денёв, например. Или инопланетянка с щупальцами.
А ещё меня лично бесила съёмка нестабильной камерой, когда вместо статики или плавного движения идет постоянное покачивание, подпрыгивание, дергание. Справедливости ради надо признать, что такой прием нынче в каждом втором фильме используют. Но в «Поездке» болтание камеры просто зашкаливает! Когда уже пройдет эта странная мода? Она похожа на былую увлеченность женщин носить ботфорты с шортами. Они почему-то думали, что это красиво.
Я не увидел в фильме проблемы. Или вкусной истории. Только ситуации. Огромная мозаика ситуаций, вытекающих одна из другой. Просто чередой идут ситуации со смыслом, как разговор про отдание сердца, ситуации без смысла, беседа в похоронных агентствах. Блин, ну зачем целых две?! Что даст мне сравнение?
Конечно, стиль можно узнать. Это очень похоже на этакое европейское кино-наблюдение. Не испанское или английское, а то же французское или скандинавское. И россыпь вроде бы пустых сцен формирует какое-то сильное представление. Эстетическое. Или эмоциональное.
Но формирует! А «Поездка к матери» — нет.
P. S. Однажды старик Хоттабыч, желая угодить Вольке ибн Алеше, забабахал ему телефонную будку. Вышла она точь-в-точь, как оригинал, да ещё из полудрагоценных камней. Но это была копия лишь внешних признаков, камень был цельным. И таксофон не работал. Вот «Поездка к матери» и кажется мне таким таксофоном: есть внешнее подобие, но не работает. Слепое подражание?
4 из 10
28 сентября 2015