Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пациенты |
год: | 2014 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Ты же хочешь стать счастливым?» |
режиссер: | Элла Омельченко |
сценарий: | Дмитрий Лемешев |
продюсеры: | Элла Омельченко, Александр Плотников, Виктор Адонин |
видеооператор: | Кирилл Герра |
художники: | Элла Омельченко, Дмитрий Бондарчук, Виктор Абрамов, Сергей Гарбуза |
монтаж: | Элла Омельченко, Сергей Иванов |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 19 мая 2015 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Каждый видит в произведении искусства (а фильм режиссера Эллы Омельченко «Пациенты» именно и есть это самое произведение — неожиданное для современного отечественного кинематографа, выбравшего за последние 30 лет четкое направление в противоположную строну коммерческого шоу) именно то, что желает видеть. Таковы уж законы любого зрелищного жанра, главным из которых по-прежнему остается кино.
Кто-то увидел в «Пациентах» юморную историю о молодой семье на грани притирки характеров и интересов; кто-то — спор между атеистами и верующими по поводу степени влияния на умы современных людей, вынужденных существовать на высоких скоростях, в условиях явного внутреннего дискомфорта; кто-то даже сатиру на современную действительность, где конкурируют все, вплоть до психиатров и священников. Я же увидела в этой истории старую притчу о борьбе добра и зла, рассказанную небанально и с неожиданным финалом.
Честно признаюсь, давно в отечественном кинематографе мне не попадалась столь грамотно, умно и стильно сделанная картина. Которая, несмотря на предельный минимализм приемов, захватывает с первых кадров и уже не отпускает до финальных титров. Четыре актера делают невозможное — создают максимальную заполненность картинки, предельную её насыщенность смыслом и просто хорошей игрой, что сейчас и по отдельности сложно увидеть, а уж в «ансамбле» тем более. Да и актеры эти не абы кто, а мастер «психологического триллера» Павел Баршак, виртуоз «криминальной мелодрамы» Тимофей Трибунцев и вечный новатор «арт-хаусной сцены» Дмитрий Мухамадеев. Марьяну Кирсанову — единственную женщину, разбавляющую это искрометное мужское трио, вижу впервые, но уже прониклась к ней симпатией за умение выглядеть предельно органично в обстановке творческого авторитаризма и ненавязчивой иронии с вкраплениями жесткого сарказма. В общем, компания эта увлекает, затягивает и заставляет предвкушать.
В центре повествования противостояние авторитетного психотерапевта (Тимофей Трибунцев) и настоятеля православного храма (Дмитрий Мухамадеев) в степени влияния на молодую семью. При этом методы первого гораздо более действенны, так как строятся на принципах провокации и манипуляций, лежащих в основе любого искушения. А сам доктор, упоенный победами, мнит себя то ли Богом, то ли его противоположностью (это как зритель решит) и зарывается до такой степени, что «соблазняет» батюшку стать своим клиентом. А дальше начинается извечная притча о добре и зле и непредсказуемых последствиях этой «встречи»…
Помните, в финале фильма «Адвокат дьявола» герой Аль Пачино бросает фразу: «Поистине, тщеславие мой любимейший из грехов». В фильме «Пациенты» она приобретает визуальное выражение, а финальные кадры красноречиво говорят, что в жизни нет и не может быть ничего постоянного, устоявшегося, решенного раз и навечно. Что каждый миг несет нам новые возможности, новые искушения, новый выбор. И даже то, что казалось единственно верным, под другим углом выглядит пустым тщеславием и лишь началом пути.
Хорошее, умно, правильное кино, сделанное людьми мудрыми и понимающими назначение этого «вида искусства».
10 из 10
1 января 2020
Героев мало, фильм неспешен, от того все можно рассмотреть подробно, в деталях, а детали тут точны и ярки.
Есть Адам, Ева, а также Демон и Ангел: психотерапевт «Все вы пациенты от рождения.. .» и священник «большой, красивый, с бородой», все, как положено. Идет борьба, каждый тянет на свою сторону, и похоже — уже просто ради принципа. Адам, гуляющий на митинги, пишущий сценарии для сериалов, и Ева, озвучивающая электрички — прекрасны и чисты, их сердца и уши раскрыты нараспашку, они внемлют каждому слову.
В какой-то момент Демону станет мало власти на Адамом, он начнет игру со священником. Во что это выльется — тут уже интересно, тут возможен вообще любой поворот, учитывая, что это все же — люди («я тебе как человек говорю»).
Возможно, это о том, как сильно может не радовать победа.. Или как лететь выше уже некуда, и тогда — только скитаться в поисках непонятно чего. Или о горе от ума, скорее, так. Во всяком случае, фильм получился легкий и смешной, впрочем, у Трибунцева всегда так, другие актеры тоже очень и очень радуют. Пересматривать такое кино точно хочется.
4 сентября 2019
«Пациенты» — это ироничная трагикомедия о противостоянии психоаналитика и священника на фоне отношений молодой семьи.
Некий Сергей, будучи супругом некой Леночки, неустанно посещает некого психоаналитика Брюсова, который, в свою очередь, настаивает на разводе Сергея с Леночкой, т. к. полагает, что последняя наглым образом подавляет собственное «Я» Сергея.
Леночка тоже не в силах обойтись без помощи ближнего, потому регулярно навещает отца Сергия в исповедальне, с целью найти ответы на свои бесконечные вопросы, а не зашел ли брак в тупик. Отец Сергий ни секунды не сомневается в том, что семью необходимо сохранить.
С первой минуты картина зрителя бережно уволакивает в другую реальность, ненавязчиво погружая в эмоции главных героев. Редко бывает, когда актеры подобраны настолько органично, выражения лица Павла Баршака просто покорили. Дебютанка в кино, сыгравшая Леночку, первое время совершенно не понравилась, но, с другой стороны, нельзя не согласиться, что именно такой образ набожной молодой девушки необходим был картине.
Замечательный фильм. В конце слегка увлеклись философской тематикой, вследствие чего финал получился затянутым, но общего впечатления добротной комедии ничего не испортило.
30 ноября 2018
Молодой человек по имени Сергей запутался в себе… Вроде как в его жизни есть любимая женщина, крыша над головой и какой-никакой заработок, но что-то постоянно его гложет. Герой не может расслабиться, его мучают угрызения совести. В один прекрасный момент он понимает, что дальше так продолжаться не может! Нужно принимать кардинальные меры… Парень решает сходить к психиатру, чтобы тот направил его по нужному пути. В очередной раз придя в кабинет доктора Брюсова, Сергей никак не ожидал, что ему посоветуют как можно быстрее разойтись с супругой, которая судя по всему тянет героя на дно… Вполне естественно, что Сергей пребывает в замешательстве и не спешит принять указания психиатра к действию. В свою очередь жена парня, Леночка, советует ему обратится к знакомому священнику, отцу Сергию, который имеет свою точку зрения, расхожую с мнением официальной медицины. И как не трудно догадаться, священник запрещает герою оформлять развод и настоятельно просит сберечь брак и нарожать детей. Таким образом перед Сергеем становится нешуточная дилемма, ведь советчиков много, а он один… Главному герою необходимо выбрать дальнейший жизненный путь, который может привести его к долгожданному счастью, или же погубить…
«Пациенты» представляют из себя комедийную драму, в которой раскрываются многие проблемы современного общества. Молодые люди довольно часто путаются в своих отношениях с любимым человеком и не могут понять, почему же они пребывают в постоянной депрессии и у них ничего не получается. Вот из-за подобного непонятного расстройства зачастую и разрушаются десятки браков. Вполне естественно, что такого быть не должно и нужно как следует разобраться в ситуации и оценить свою жизнь с разных точек зрения. Вот как раз на этом и базируется основной сюжет «Пациентов». Порадовало в данном фильме то, что главным его героем выступает самый обыкновенный, среднестатистический молодой человек, в котором каждый из нас может узнать самого себя. Павел Баршак постарался на славу и сделал свой образ максимально приближенным к реальности. Его герой старается противостоять жизненным ударам и заодно найти общий язык с супругой, которая души в нем не чает, однако по каким-то причинам он не может больше отыскать с ней контакт. Согласитесь, что ситуация до боли жизненная и могла бы произойти с каждым из нас. Павел Баршак смог в точности воспроизвести все те эмоции, которые ожидаешь получить от живого человека. Он сердце и душа картины, в то время как психиатр и священник олицетворяют некие высшие силы, наседающие на героя и пробующие манипулировать его сознанием в своих целях.
Отдельную благодарность хотелось бы направить к Дмитрию Мухамадееву (отец Сергий) и Тимофею Трибунцеву (психиатр Брюсов), которые смогли насытить повествование необходимым задором и с помощью своих героев показали, какие разные взгляды на обыденные вещи есть у представителей церкви и научной медицины. И Мухамадеев, и Трибунцев используют экранное время по полной программе, дабы убедить не только главного героя, но и нас с вами в своей правоте. Довольно уморительно наблюдать за тем, как они обхаживают и наседают на главного героя только лишь для того, чтобы их точка зрения восторжествовала. Так что крепитесь — бои за Сергея будут нешуточные. Но в то же время невероятно задорные и на удивление обоснованные.
Резюмируя все вышеперечисленное могу смело сказать, что «Пациенты», это именно то кино, которое одновременно и блестяще развлекает нас, и раскрывает глаза на сложность семейных отношений в современном обществе. Так что во время просмотра можно и вдоволь насмеяться, и заодно подчерпнуть для себя кое-что немаловажное, которое можно и нужно использовать в реальной жизни.
7 из 10
10 июля 2016
Замечательный российский фильм молодого режиссёра Эллы Омельченко. К сожалению, как это часто бывает с действительно хорошим кино, прошёл он в наших кинотеатрах почти незамеченным.
Это спокойное, доброе кино, каких действительно «сейчас не снимают». Можно назвать комедией — потому что смешно. Но смешно именно по-человечески, а не в той степени, в какой то бывает в других современных комедиях, когда нас с ежеминутным надрывом отчаянно и неудачно пытаются рассмешить. Я бы сравнил фильм Омельченко со «старым добрым советским» кино, потому что он сделан в тех самых тёплых тонах, он неспешен и не претенциозен. Здесь есть над чем погрустить, над чем посмеяться, да и персонажи вызывают глубокую симпатию.
Интересная сюжетная находка: первая часть фильма посвящена развитию семейных отношений, мы пристально наблюдаем за жизнью молодой пары, их развивающимся разладом, их постоянным хождением к «советчикам» — муж посещает психотерапевта, жена священника. Во второй же части происходит совершенно неожиданная смена главных героев, а муж и жена отходят на второй план. Главными героями становятся те самые советчики: психотерапевт и священник. А центральный конфликт сводится к их противостоянию и попытке понять друг друга.
И даже эти персонажи вышли далеко не шаблонными, в чём большая заслуга не только актёров, но и сценариста. Пожалуй, впервые я увидел в кино такого священника — никакой слащавости в образе с одной стороны, и никакого пародийного цинизма с другой. Это не шаблон, а живой человек, не условный священник в условной чёрной рясе, а, повторяю, живой человек — со своими достоинствами и недостатками, со своими мыслями и желаниями. Так же и психотерапевт, который намеренно в первой части сюжета подавался как коварный антагонист, желающий разлучить бедного доверчивого мужа со своей женой, пропагандировавший «независимую жизнь современного человека»: и в его характере всё не просто так. У него даже есть совесть, сомнения, доводящие его до отчаяния — редкий антагонист может похвастаться таким набором качеств.
Стоит отметить, что несмотря на сложную, «психологическую» тему и развитие событий в основном через диалоги, а не через действия, а также небольшое количество локаций, фильм при первом же просмотре кажется даже перенасыщенным и смотрится на одном дыхании.
28 июня 2016
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной — очень непростая штука, к которой стоит подходить основательно. На подобную тематику было написано немало философских трактатов, снято сотни психологических программ, но никто так и не смог ответить на вопрос — какова же Золотая середина во взаимоотношения слабого и сильного пола. Подобный вопрос действительно сложный, и он может стать основой как хорошей комедии, так и пронзительной драмы. Но куда лучше, когда и первый жанр, и второй объединяются в рамках одного проекта. В нашем же случае, это замечательная лента под названием «Пациенты», снятая в лучших традициях социальной сатиры.
Режиссером ленты выступила Элла Омельченко, о который мы с вами пока что не шибко много слышали, однако ее короткометражные работы («Юбилей», «Заявка на успех») получили вполне заслуженные овации от признанных отечественных критиков. Так что очередной проект Омельченко был ожидаем, и постановщик не подвела нас, сняв один из наиболее примечательных российских фильмов последнего времени. На главные роли в проекте были приглашены одни из лучших отечественных актеров современности, среди которых оказались Павел Баршак и Дмитрий Мухамадеев. Актеры уже не раз доказали, что могут играть в совершенно разнообразных жанрах и смотрятся убедительно, как в криминальных лентах, так и легких, ненавязчивых комедиях.
Итак, сюжет фильма знакомит нас с молодым человеком по имени Сергей (Баршак), который понимает, что его жизнь идет не по плану и он не может обрести столь желанного счастья. Более того, парень иногда задумывается о разводе, так как предполагает, что в браке может таится корень его страданий… Конечно решится на столь серьезный шаг не так то просто, а потому герой принимает решение проконсультироваться по этому, и многим другим проблемам у психиатра Брюсова (Тимофей Трибунцев). А что же врач? А врач настоятельно советует ему как можно скорее распрощаться с женой и использовать свою свободу по максимуму! Однако наш герой решает не спешить и обращается за помощью к священнику Сергию (Мухамадеев), который наоборот отговаривает парня от опрометчивого поступка, ведь в нашей жизни куда легче разрушить то что выстраивалось долгие годы, нежели сохранить это… Таким образом перед главным героем становится довольно сложная дилемма и ему приходится тщательно взвесить аргументы с обоих сторон, чтобы в конце концов принять правильное решение.
Главным достоинством картины Эллы Омельченко являются неподражаемые диалоги и сцены общения главного героя Сергея с психиатром и священником. В них и таится изюминка всего повествования, ведь создатели «Пациентов» сделали ставку не на дешевый подростковый юмор, а на вдумчивую комедию, которая с одной стороны заставить нас задуматься о многих серьезных вещах, а с другой порадует своей выдумкой и грамотным подходом к развлечению зрителей. Представленная лента разительно отличается от схожих проектов, которые практически каждый день транслируются на отечественных каналах в формате телевизионных сериалов. «Пациенты» на несколько порядков вдумчивее и смешней. Режиссер смогла уловить все тонкости предоставленного ей сценария и сделала историю на удивление глубокой.
Конечно же невозможно обойти вниманием замечательные актерские работы ведущих исполнителей во главе с Павлом Баршаком. Молодой актер понемногу становится одним из наиболее востребованных исполнителей последних лет, а его участие в «Пациентах» доказывает и то, что у него явно присутствует хороший вкус при выборе ролей. На этот раз ему пришлось сыграть героя, который окончательно запутался в своей жизни и пробует раз и навсегда решить для себя, что же ему важнее. Конечно легким путь Сергея не будет, но он действительно попытается исправить все свои ошибки и принять то решение, о котором не должен будет пожалеть. Павлу Баршаку пришлось передать нам целую палитру эмоций от грусти до восторженности, ведь его персонаж переживает на экране настоящую бурю, способную как повеселить нас, так и растрогать.
Отдельно хочется отметить работу Тимофея Трибунцева и Дмитрия Мухамадеева, воплотивших для нас психиатра и священника соответственно. Первый представляет из себя кого-то наподобие дьявола, подбивающего главного героя на развод, а второй предстает пред нами кем-то, сродни ангела. Оба специалиста ведут самый настоящий бой за внимание Сергея и не сбирают отступать до самого конца. С данными героями также связано множество уморительных комедийных зарисовок, которые здорово оживляют повествование. И если Павел Баршак все же старается придерживаться серьезного настроя в игре, то Трибунцев и Мухамадеев наоборот всячески веселят нас и развлекают. Однако стоит признать, что в их партиях также находится место для серьезных рассуждений и философской морали, которая проходит красной нитью сквозь весь сюжет.
В итоге хочу сказать, что «Пациенты» можно смело рекомендовать к просмотру всем влюбленным, и тем более семейным парам, ведь рассказанная история обладает сильнейшим моральным посылом, который вполне способен оградить вас от некоторых опрометчивых шагов, способных разрушить вашу личную жизнь. Излишнего драматизма при просмотре не наблюдается, а юмор носит исключительно находчивый и, главное, умный характер. Так что я смело рекомендую новую ленту Эллы Омельченко к просмотру.
8 из 10
4 апреля 2016
В наше время люди, столкнувшись с какими-то личными проблемами, связанными, например, с семьей, вместо того чтобы решать самостоятельно, сразу начинают обращаться к психоаналитикам, платя им огромные суммы так называемым мастерам человеческих душ. На самом деле, до сих пор есть люди, которые предпочитают обращаться за советом к церкви, к священнослужителям. Интересно, если бы в жизни имело место в буквальном смысле противостояние между «здравым смыслом» психолога и «духовным миром» священника, кто бы из них одержал верх. Такое противостояние представлено в интеллектуальной комедии «Пациенты».
Синопсис Сергей и Лена переживают тяжелый семейный кризис, который грозит скорым разводом. Чтобы хоть как-то сохранить крепость семейных уз, ребята обращаются за советами к «специалистам». Если Леночка обращается к отцу Сергию, то Сергей постоянно бегает за советами психоаналитика Брюсова, твердящего, что Сергею срочно необходимо развестись. Вскоре борьба между Сергеем и Леночкой превращается в борьбу между отцом Сергием и психоаналитиком Брюсовым.
Игра актёров Давая оценку кому-нибудь из актеров, я бы выделил, прежде всего, Тимофея Трибунцева за образ циничного, но по-настоящему умного психоаналитика, который, анализируя всех и каждого, считал, что, помогая пациентам, создает новых сильных людей, хотя, на самом деле, разрушает их истинную личину. Также понравилась игра Дмитрия Мухамадеева, исполнившего роль отца Сергия, ставшего невольным пациентом Брюсова.
Режиссура Как мне кажется, для Эллы Омельченко «Пациенты» стали весьма неплохим, я бы даже сказал, очень хорошим дебютом в большом кино. Вся концепция картины чем-то напоминает популярные комедии Вуди Аллена, поскольку в них также обычный бытовой юмор сочетается с интеллектуальным, и при этом это сочетание несет в себе глубокий смысл. Вообще мне очень понравилось, что режиссер весьма умело совместила, как минимум, три вопроса — брак, религия и психоанализ. При этом все смотрелось с увлечением и приятной простотой, а концовка вообще заслуживает наивысшей похвалы.
Сценарий Как уже было написано ранее, в сюжете картины в центре внимания ставятся три вопроса: брак, религия и психоанализ. «Проблема» брак представлена в лице молодой семьи Леночки и Сергея, которые переживают тяжелый кризис, и каждый ищет помощи и поддержки со стороны, не пытаясь самостоятельно разобраться в своих проблемах и придти к продуктивному решению. Второй момент связан с религией, поскольку по ходу развития сюжета Брюсов, отвязавшись от Сергея, решил взяться за анализ отца Сергия и убеждает того, что тот выбрал неправильный путь, посвятив всю свою жизнь религии. В конце концов, дело доходит до проблемы психоанализа, который может не помочь, а разрушить. Так или иначе, сам Брюсов доходит до момента, когда сам невольно становится пациентом и находит ответы в…, а в чем — вы узнаете, посмотрев картину.
Итог Фильм» на самом деле, произвел крайне приятное впечатление. Игра актеров, сюжет, режиссура — все это так гармонично сочетается друг с другом и, самое главное, несет в себе глубокий смысл. Лично я настоятельно рекомендую фильм к просмотру.
10 из 10
11 ноября 2015
Начну с того, что в целом впечатление от фильма положительное. Понравился небанальный сюжет и непредсказуемый финал, который заставляет задуматься о важных категориях жизни.
Всего четыре главных героя. И время от времени встречающиеся эпизодические персонажи. А потому что в этом фильме смысл не в количестве, что называется, а в качестве. Т. е. самые важные моменты происходят внутри отдельно взятой человеческой души: сомнения, сожаления, ненависти, раздражения, отчаяния и пр. Окружающее героев пространство показано вскользь. Дом, улица, офис, церковь… В общем, ничего лишнего. Думаю, дабы не отвлекать внимание зрителя от самых главных моментов.
Примерно в середине просмотра понимаешь, что молодая чета, пытающаяся выстроить правильные отношения, на самом деле не главные персонажи в фильме. А именно те, кто дергает их за ниточки, как раз выходят на первый план. Это делает фильм интересным — думаешь, чем же, в конце концов, закончится противостояние психоанализа и религии. Признаюсь, я предвкушала неожиданный конец, и я его получила. «Ведь ты пришел ко мне? Ты же хочешь стать счастливым?» Эта фраза, сказанная в самом начале Брюсовым, повторяется в конце не просто так. Это уже говорит не психолог, это явно чей-то другой голос…
И еще один плюс. Я не могу сказать, что фильм напряженный или тяжелый, как это обычно бывает в русских фильмах о глубинах человеческой души и о самокопании в ней… Его легко смотреть, несмотря на то, что темы поднимаются серьезные.
Что касается персонажей — мне понравились психоаналитик и священник. Очень харизматичные и искренние получились. А вот муж и жена как-то не впечатлили. Честно говоря, периодически раздражало брезгливое выражение лица Сергея с его «тонкой душевной организацией»: да, я понимаю, что ему надоела жена, сонеты не клеятся и вообще свет не мил. Но у него выражение лица одно и то же всю дорогу. Жена Леночка, кстати говоря, такая же. Наивная дурочка, у которой губы дудочкой, и она не знает, чего хочет.
Непонятно, зачем Сергей пошел психологу, если все было в порядке? И почему Леночка пошла к священнику, если она не сильно верующая, тоже неясно. Ну да ладно. Примем как данность.
Вспомнила еще кое-что, что не понравилось: озвучка. Периодически было ощущение, что у героев каша во рту и они глотают половину слов (хотя на слух я не жалуюсь). Приходилось перематывать (смотрела дома на компе) и слушать заново.
Подытоживая, могу сказать, что послевкусие от просмотра фильма очень неплохое, под ненавязчивый саундтрек в конце.
7 из 10
7 ноября 2015
Бывает так, что смотришь постер фильма или трейлер и не знаешь, посмотреть его или же не стоит? Вот и с «Пациенты» так вышло. Но посмотрела.
Как и многие любители кино я не особенно верю в российскую киноиндустрию. Но, бывает, что находишь фильм не высшего качества, а такой, что можно посмотреть и пересмотреть.
Красота картины. Город однотонен, спокоен и не мешает восприятию. Думаешь, как в фильме может умещаться столько разных объектов: квартира-мир двух людей, церковь, офис психоаналитика-циника? Понравилось, что у каждого места есть свои черты, детальность. Обыкновенно этом уделяется мало внимания, но в «Пациенты» продуманы мелочи, поэтому мгновенно переносишься в место действия.
Практически полное отсутствие музыкального фона. Ох, как же злоупотребляют в современном кино музыкой! А в просмотренном фильме основное внимание направлено на диалоги.
Две части в сюжете. Первая — та, что концентрируется на отношениях Сергея и Лены. Затем мы отдаляемся и наблюдаем за переменами, происходящими со священником и психоаналитика. Я такого в кино еще не видела. Самое приятное, что замечаешь, как плавно главными героями становятся другие персонажи, только к концу фильма.
Мне не понравились Лена и Сергей. Оба инфантильны донельзя, живут какими-то советами чужих людей. И ладно бы просто советоваться с батюшкой и психоаналитиком — нет, мы будем буквально следовать тому, что они сказали.
Думаю, главная мысль фильма — не может быть добра без худа и все советчики — такие же люди, как и мы, значит, тоже могут совершать ошибки.
3 ноября 2015
Есть фильмы Станиславской школы, а есть другие, так называемой системы Мейерхольда. Понятно, что картина по игре чуток хромает, — тут Станиславский крикнет свое коронное «Не верю!» Но человек, обремененный интеллектом, тотчас начнет копаться в мелочах, деталях, которые в сем кинофильме таят в себе богатый символизм. Самоуверенный психолог в своем лофтовом кабинете за разговором воздвигает «домик» на столе. Надменно полагает он, что можно находиться вне семьи и мыслить «над» юдолью скорбной простого и порядочного семьянина. Что Эго высшее, что требует заботы и охраны в печальной прозе бытия. Греческий эквивалент, имеющий значение «семья» (икогения), буквально переводится как «домострой». Но вся теория врача впоследствии, как карточный домик, обречена на крах. Семейный дом разрушится лишь понарошку, — в академической фантазии Брюсова. А настоящий хаос и коллапс ждет его самого. Ждет также честное признание и пересмотр ценностей его «коллеги по цеху», пусть аллегоричного, но, по сути, такого же духовного врача — священника. В глазах Шаламова, забывшего, когда в последний раз его уста осеняла улыбка, мы видим жизнь, поэзию. У него тонкая душевная организация, но жена ему просто «выклевывает кукушку». В глазах его супруги, упрямо ищущей простого женского счастья — как-будто тлен и смерть — фрустрация, скрывающаяся за деланным оскалом. Свою судьбу она безвольно поверяет в руки батюшки и во всем следует его советам. Мы часто видим в кадре светофор. Такое чувство, будто оба «пациента» следуют лишь предписаниям кого-то опытного — ментора, учителя, «отца»: «Здесь стой, а здесь иди; здесь думай, а здесь действуй. Не вздумай поступать иначе…» Оба «врача» пытаются помочь своим подопечным и каждый соревнуется в создании универсального рецепта «счастья» для горемычных супругов. Психолог с претензией на эдакого «Порфирия Петровича» Достоевского, утверждает, что видит насквозь своих клиентов. И в чем-то даже прав, советуя поглубже заглянуть внутрь собственной души священнику. Но, кажется, лишен способности предельно искренно признаться в чем-то самому себе. В итоге пастух и врач, задумавшись о собственной неразберихе в личной жизни, взвесив все аргументы за и против, сходят со своих позиций и становятся рядовыми гражданами. Новое, смиренное положение выявляет в них новые человеческие стороны и горизонты.
Примечателен саундтрек фильма. Он незамысловат, в фильме нет даже композитора. Но в сценах семейного быта мы слышим фоном классику, а в кабинете психолога — джаз. В этом можно усмотреть консервативно-либеральный контраст либо традиционные семейные ценности против свободно-импровизационного, импульсивного, спонтанного стиля жизни.
Фильм учит простой истине, что не бывает счастья без страданий. Per aspera ad astra — Чрез тернии к звездам. А также о честном внутреннем выборе.
7 из 10
27 мая 2015
Бесподобный фильм, на мой взгляд, незаслуженно прошел незамеченным общественной публикой. Он затрагивая сразу несколько серьёзных и важных проблем нашего общества, но касается их лишь вскользь. И пока ты пытаешься настроиться на одну мысль, уловить, вникнуть, ситуация вдруг круто меняется.
Фильм сознательно разделен на две части, две сюжетные линии. Но это совершенно не мешает просмотру. Скорее наоборот. В целом, когда произошло это разделение на две части сразу же вспомнил фильм Брашинского «Гололед» — там применен тот же прием, с той же целью, но там он бьет точнее, чем здесь. В этом фильме эффект от разделения фильма на две части не такой явный и при хорошей режиссуре и великолепной игре актеров (Мухамадеев и Трибунцев сыграли просто бесподобно!) чувствуются серьезные провалы в сценарии — похоже, он писался долго, мучительно, не раз переделывался и перестаривался. И поэтому финал фильма, который должен был, как и в «Гололеде», перевернуть создание зрителя, заставить ходить целый день в серьезных размышлениях, немного смазан.
Первая часть посвящена семье, которую просто напросто разрывают два «советчика» — со стороны мужа это психотерапевт, со стороны жены — это священник. И каждый тянет одеяло в свою сторону, по-своему видя решение семейных проблем. Где-то к середине фильма поднимаешь руки к небу и так и хочется возопить этим двум «советчикам»: Оставьте уже семью в покое. Пусть они сами живут и решают свои проблемы. Они справятся лучше Вас. И… о чудо, режиссер к этому нас и ведет. Он оставляет семью в покое, что в итоге приводит лишь к хорошим результатам и переходит уже ко второй части. Которая, лично для меня, оказалась интересней.
Во второй части начинается противостояние священника и психоаналитика, как он сам выразился, потомственного атеиста. Во-первых эта часть роднее мне, так как тема достаточно близка, во-вторых персонажи прописаны намного ярче и тоньше молодоженов.
Чуть раньше на Кинопоиске оставил рецензию батюшка, который консультировал сценаристов. И он сетовал, что таких священников, как показано в фильме, не бывает. Что священник не смог бы поступить вот так… Но я увидел в этом фильме самого настоящего, живого батюшку, с какими сталкивался не раз, увидел настоящего, заинтересованного психотерапевта и ироничного атеиста. Да, эти два персонажи излишне честны друг перед другом и перед собой. И это, действительно, выглядит не очень правдоподобно — мы привыкли врать друг другу. И именно это не понравилось священнику, написавшему рецензию — нас, пишет он в своей рецензии, учили в семинарии и не на такие выпады психоаналитиков отвечать. Психоаналитик для меня, пишет он, не более гадалки.
И я хорошо понимаю, почему этот фильм раскритиковали как атеисты, так и верующие люди. Это эффект Незнайки — когда рисуют карикатуру на другого, это смешно, когда карикатура на тебя, то сразу начинаются обиды. Восприятию фильма что верующим что атеистам мешает обман, я бы даже сказал самообман. Обман с двух сторон — атеисты врут себе что все священники простодушные идиоты, священники врут себе, что атеисты все пронырливые мошенники. В итоге все друг другу врут и прячут свою сущность.
А фильм показал двух настоящих, честных людей. И к концу фильма вызывают глубокое уважение выбор сразу обоих. Нет противоречий ни с той ни с другой стороны. Может быть фильм не до конца показал нам мотивы, которые привели персонажей к неожиданной развязке, но намётки все же есть. И лично я поверил каждому. Что так оно и могло бы быть. С двумя честными людьми.
Священникам и семинаристам этот фильм смотреть просто необходимо — он очень остро и точно ставит вопрос: а зачем? Чего хочешь ты добиться, идя в Церковь?
Несмотря на серьезность затронутых тем фильм получился легким, ироничным, с массой интересных ярких диалогов, точных и звонких цитат и веселых, не заезженных шуток. Так что даже далекому человеку от религиозных проблем фильм будет интересен.
8 из 10
12 мая 2015
Сегодня, случайно, мое внимание привлек фильм молодого режиссера Эллы Омельченко «Пациенты». Привлек, благодаря одному из моих любимых актеров, Тимофею Трибунцеву. Посмотрев картину, хочу выразить свое восхищение такой достойной работой и сказать спасибо режиссеру за то, что она разглядела очень талантливого человека, Тимофея Трибунцева и дала нам возможность увидеть его в главной роли.
Фильм многогранный, в плане поразмышлять, порассуждать и призадуматься. Посмотреть на себя со стороны, в роли пациентов и убедиться в том, что в жизни мы ими и являемся. Мечемся, сомневаемся, вечно ждем и ищем чьих-то советов, лишая себя свободы. А ключевая фраза главного героя — «жить на свободе». Все мы к ней стремимся. Понимаем, что это хорошо, это счастье!
Но мы, сами того не замечая, привыкли жить под диктовку. Наша жизнь, сплошь, состоит из советов. И необязательно ходить по психотерапевтам. Сейчас тебе, по телевизору, расскажут, как и чем лечиться, что есть и пить, а главное, заметят, что именно тебе необходимо сесть на диету, убрать лишний вес или наоборот. Любая подруга даст совет в плане семейной жизни, а соседка додиктует и дополнит.
Сюжет фильма я бы назвала религиозно-философским.
Может это банально сказано, но как мне кажется, режиссер показал две стороны — церковь, в лице батюшки и Государство, в лице психотерапевта. А семейная пара — это все мы. Церковь и Государство — связаны. Это было во все времена. Вроде трактуют по разному, но, в целом, об одном и том же. И там и там — живые люди, со своими проблемами. Они тоже — пациенты друг друга. И герой фильма, мечется от одного к другому, совершает кучу ошибок, но когда он задумывается сам, анализирует свои действия, то обретает полную гармонию с самим собой. А ведь, по сути, если ты веришь в Бога, то он всегда рядом, он твой. Все наши мысли, рассуждения, произносимые внутри себя — это и есть, услышать свой внутренний голос, наверное, это, как раз то, что человеку нужно. Ну и терпение, уважение, любовь, соответственно, тоже.
Фильм сделан с долей юмора. Это большой плюс, закрывающий глаза на некоторые шероховатости сюжета. Игра всех актеров на высоте. Порадовали и Павел Баршак, и Дмитрий Мухамадеев, и Марьяна Кирсанова, которую я увидела впервые. Люблю я, наше новое, русское кино! Оно есть, причем весьма достойное!
4 мая 2015
Прочитав описание фильма «Пациенты», я пришла в восторг от задумки сценаристов и режиссера. Потрясающая идея для завязки и развития сюжета — молодая семья, которая переживает кризис отношений, и, не в состоянии справиться с проблемами самостоятельно, муж регулярно посещает модного и популярного психолога Брюсова, а жена — священника отца Сергия. Наверняка у каждого из нас есть знакомые, которые решают свои трудности подобным образом. Я разрекламировала картину и собрала компанию друзей (спасибо, что они потом меня не побили палками за выбор фильма).
История начинается живо и интересно, очень грамотно подобраны актеры, а точнее, типажи — будь то мятежная «творческая личность» Шаламов, его жена Леночка, которая сама не знает, чего хочет, харизматичный психолог Брюсов, зацикленный на реализации своего Эго, и скромный священник отец Сергий, который просто желает Леночке и Шаламову мира и добра. В начале фильма были приятные шутки, и смотрелось вполне живенько. Очень было интересно, что же будет дальше. Но кто мог представить, что дальнейшее повествование будет посвящено борьбе между психологом и священником (кто же круче и сильнее?) с неожиданным исходом для обоих участников соревнования, а также отодвиганием истории сложных отношений супругов на задний план.
Характеры главных героев, конечно, сыроваты, особенно это касается четы Шаламовых. С Брюсовым и отцом Сергием создателям удалось добиться большей яркости и определенности. Священник и психолог определенно интереснее, чем супруги, от придуманных проблем которых немного устаешь. Сценарий местами немного провисает, а серые пейзажи совершенно не радуют глаз и не добавляют восторгов. Но даже не в этом главная беда фильма. Режиссер не определился с жанром, и в итоге мы получаем сначала комедию, потом некое подобие драмы и, напоследок, философски-религиозный очерк. Не каждый матерый режиссер потянет такое смешение жанров, а у дебютанта шансов мало. В итоге во второй части фильма зритель начинает зевать и местами недоумевать. Чувствуется, что режиссер — человек умный и разносторонний, однако рановато было замахиваться на раскрытие столь сложных материй. Кроме того, религиозная тема раскрыта более, чем осторожно — возможно, чтобы не оскорбить чувства верующих.
В итоге «Пациенты» превратились в абсолютно проходной фильм, необязательный к просмотру и не вызывающий желания повторного ознакомления. В памяти тех, кто его все-таки лицезрел, он, пожалуй, останется: для кого-то — как не самый удачный дебют молодого режиссера, для кого-то — как странная, местами невразумительная история, для кого-то — как фильм с непонятной идеей. Лично мне понравился последний поворот событий (увы, не могу точно его описать из-за строгой анти-спойлерной политики). В этом определенно что-то есть, в конце концов, все мы в чем-то пациенты, да и в каждом священнике есть что-то от психолога — и наоборот.
6 из 10
24 апреля 2015
Наверное, мной двигало чувство безысходности, когда я решила посмотреть этот фильм.
Мы с друзьями прочитали описание, посмеялись, решили, что в битве победит священник, и забыли про него.
Но я решила сходить. Ста рублей прекрасному кинотеатру «Звезда», где я вытянула свои уставшие ноги, мне не жалко.
Итак, фильм.
Все начинается с выдуманной проблемы. И муж, и жена на самом деле считают, что у них все в порядке, и из-за какой фигни этот Сережа пошел к психоаналитику — для меня загадка. На этой нелогичности и строится весь фильм.
События, следующие за всем этим снова говорят о том, что у пары все хорошо, так как когда ни священник, ни психоаналитик не вмешиваются в чужую жизнь, у них полное взаимопонимание и гармония.
Сценаристам за это большой минус.
После каждой фразы мне хотелось то ли плакать, то ли смеяться. Немногочисленные зрители были абсолютно безэмоциональны, и я делала это про себя. Некоторые сцены были довольно странными.
Еще до фильма я подумала, что, возможно, священник и аналитик объединятся. В целом же, где-то в середине фильма концовка стала предсказуема.
Так же непонятно — кто тут главные герои, а кто второстепенные. Или они меняются? Так теперь правильно, да?
Сережа
Очень странный молодой человек приятной внешности. Сейчас все люди так мыслят как он? Если да, то я их знать не хочу. И вроде ведь своя голова на плечах есть — а мнения своего нет. По каждому поводу идет советоваться — и с кем — с психоаналитиком. «Я хочу развестись», — говорит он. «Разводись, если хочешь», — думаю я. А он все чего-то ждет. Не хочет, наверное.
Леночка
Милая и наивная девочка. Зачем вообще замуж только вышла?
Вообще, этот союз мне видится довольно странным.
Отец Сергий
Священник, отец дважды там или четырежды (не помню уже), предстает неплохим человеком, главная ценность которого — семья.
Психоаналитик
Тоже довольно странный дяденька.
Самодовольный, ведь он — лучший в городе! В самом начале фильма как-то не вижу я в нем психоаналитика. Он дает странные советы.
Но к середине-концу он почему-то мне начал нравиться даже. Видимо, дело в искренней улыбке и словах. И в церковь он приходит не ради высмеивания, что низко, а из любопытства. Ставлю все-таки этому персонажу плюсик.
Интересно, сценарист прежде чем придумывать реплики этому герою, хоть попытался узнать, что будет звучать убедительно и правдоподобно? Что-то мне кажется, что нет.
Ну а в итоге имеем глупый и наивный русский фильм с очень плохим сценарием. Советую никому никогда его не смотреть. Разве что, если вы умеете смеяться от безысходности и вам не жалко полтора часика своей жизни на это.
11 апреля 2015
«Пациенты» — это дебютная полнометражная картина молодого режиссера Эллы Омельченко. И оценивая её, приходится иметь этот факт в виду: нет смысла сокрушаться по поводу очевидных промахов автора (хотя указать на них необходимо), но стоит особо выделить те достоинства, которые позволяют с осторожным оптимизмом ждать следующих её работ.
У Омельченко получился, конечно, не тот прорывной дебют, который сразу же закрепляет за режиссером почетное место в мире кино и открывает двери в кабинеты спонсоров и продюсеров. Это дебют, который в первую очередь показывает наличие потенциала и таланта у автора.
Начнем с того, что Элла Омельченко демонстрирует наличие неплохого чувства юмора (что сегодня редкость). Не злобного, едкого и пошлого, а доброго, немного бытового. Она прекрасно, тонко и беззлобно подтрунивает над главными героями, в особенности же над Сергеем — «креаклом», представителем т. н. «креативного» класса, который «страдает» от своей «тонкой душевной организации», посещает митинги и ходит к психоаналитику, хотя, вообще-то, причин для этого у него нет. При этом режиссер довольно умело вплетает комедийные элементы в общий философский дискурс фильма: психоанализ против религии. Помимо того, что радует сам интерес к подобной проблематике, более важным является стремление автора раскрывать её не напыщенно и претенциозно (например, как это делает Звягинцев), а шутливо, иронично и легко, будто осознавая свое бессилие отыскать исчерпывающие ответы на «вечные вопросы».
Теперь о слабых сторонах. Их, надо признать, немало: тут и провалы в мотивации персонажей, и композиционная неуклюжесть, и идейный сумбур, и слабенькая операторская работа. Сценарий явно не доведен до ума. Сама история про психоаналитика нетипична для нашего общества. Её легче представить в США. Непонятно, какую научную школу представляет психоаналитик Брюсов, т. к. все, что он говорит — это винегрет из покрытых ржавчиной представлений о человеческой психике начала ХХ века (вроде Эдипова комплекса и проч). Нелогичным и неправдоподобным выглядит и то, как ему удается сходу угадать, что о. Сергий стал священником, потому что-де «у него в детстве был конфликт со своим отцом». Персонаж батюшки не дал ему ни одной причины сделать такую догадку: с таким же успехом он мог бы обвинить в этом абсолютно всех священников. Мне могут возразить, что картина имеет мало общего с реализмом. В целом, да. Но в частностях она пытается быть достоверной. И это, как раз, частность и при этом узловой момент в сюжете.
В целом, «Пациенты» смотрится неплохо, и если Омельченко будет продолжать в том же духе, развивая то, что уже умеет, и, исправляя вышеописанные недочеты, то мы, несомненно, получим интересного и самобытного автора.
P.S. Что же касается идеи фильма, то о ней многого не скажешь, не сделав при этом спойлера. Поэтому отмечу, что, похоже, все герои фильма — пациенты: и психоаналитик, и священник, и «креативный» Сергей, и его жена. И всем им (т. е., фактически, нам) надо друг дружку лечить. Заботливо, терпеливо и с любовью. И не переставать искать Смысл даже тогда, когда кажется, что он уже найден.
31 марта 2015
«Пациенты» — это не просто история о семейных взаимоотношениях отдельной пары. Здесь все гораздо глубже и интересней, собственно, чем фильм меня и зацепил. Я люблю кино, где нужно о чем-то думать, что-то понимать… Тут режиссёр Элла Омельченко включила в фильм не только семейные взаимоотношения, но и «взаимоотношения» религии и медицины. Не спорю, нечто подобное мы уже видели, но чтобы в русских традиция, не припомню.
Начинается история достаточно просто: молодой человек Сергей (Павел Баршак), уже год страдающий депрессией, регулярно посещает своего психоаналитика (Тимофей Трибунцев), который считает, что именно «жена — это преграда на пути к личному спокойствию и счастью» нашего героя. Семья, в которой никто ничего не решает. В свою очередь Леночка (Марьяна Кирсанова), жена главного героя, регулярно ходит в церковь и исполняет все советы своего священника отца Сергия (Дмитрий Мухамадеев).
Казалось бы — банальная семейная мелодрама, но уже к середине фильма, мы понимаем, что картина эта с «двойным дном». Если в первой половине казалось, что главные герои — это Лена и Сергей, то постепенно фокус смещается в сторону отца Сергия и психоаналитика Брюсова. Мы видим, что они обычные люди, со своими страхами, проблемами и дилеммами. И когда они знакомятся ближе пытаясь противостоять друг другу, становится понятно, что судьба этой семьи является больше способом доказать свою точку зрения, свой взгляд на мир, на то что правильно и не правильно по их мнению, нежели помочь молодым людям разобраться в своих отношениях.
Фильм прекрасный, позволяющий задуматься и о семейных отношениях, и роли в них окружающих нас людей (не обязательно психологов, возможно просто друзей, родственников), и о религии и вере, и о нашем месте в мире. Что привело нас к тому, где мы находимся сейчас? Когда-либо принятые нами решения? Детские психологические травмы? И готовы ли мы отдать кому-то другому ответственность за наш выбор?
8 из 10
29 марта 2015
Вы правильно выбрали для просмотра фильм «Пациенты» режиссера Эллы Омельченко, если:
• Не ждете горящих танков, разлетающихся небоскребов и что к вашим ногам принесет весь мир Том Круз. В фильме будет только молодая семья Шаламовых — своего рода современная русская интеллигенция, Сережа пишет сценарии для сериальных мыльных опер, а Леночка — голос в подмосковных электричках. Этакая парочка зануд, всеми силами старающаяся доказать обратное: ищущая проблемы на ровном месте и обставляющая свою жизнь всякими небанальными штучками.
• Не осуждаете психоаналитиков с балалайкой в руках, действующий по принципу доктора Хауса («Он мой пациент. Наверное, хороший парень, даже замечательный. Может, гораздо лучше, чем я. Но часть меня хочет, чтоб он умер») и священников, рассказывающих о своих душевных проблемах. Наблюдать за перепалкой и взаимными советами душевных наставников, к которым бегают за любым советом Шаламовы (Сережа — к фрейдисткому психоаналитику, а Леночка — к отцу Сергию) на протяжении всего фильма очень интересно, вот только жаль, что в конце все равно остается осадок, что персонажи получились плоскими и не раскрытыми.
• «Мы беременны» — именно во множественном числе, как утверждает отец Сергий в картине. В фильме будущие родители найдут великое множество цитат на каждый из 9 месяцев ожидания чуда, да и многие мужья поймут, что капризы их жены только мелкие шалости по сравнению с Леночкиными. Да и для хранительниц очага станет открытием, что им повезло, что «тонкую душевную ориентацию» их суженного не подпитывают идеями, что только из плохого мужа может получиться хороший отец.
• Да и просто хотите посмотреть хороший душевный фильм. И лучше не в кинотеатре, а дома, укутавшись в теплый плед. Остается только надеяться, что телевизионщики не испугаются нападков ярых сторонников РПЦ за образ священника с простыми мирскими проблемами.
7 из 10
28 марта 2015
Пожалуй, Вы не встретите в кинематографе фильма настолько легкого и настолько глубокого одновременно, вызывающего смех и добрую улыбку в юморе, обыгранном в жизненных комичных ситуациях и одновременно задающего глобальные вопросы нравственности и духовности, показывающего внутреннюю глубинную борьбу и поверхностность и несерьезность отношения к вопросам своей жизненной позиции и веры. Наполненные живые интересные диалоги, прекрасная игра актеров мгновенно погружает зрителя в действо интриг сюжетных линий.
Когда меня попросили помочь и проконсультировать сценарий этого фильма, то я столкнулся конечно с тем, что сценарий не учитывал многих важных аспектов того, с чем сталкивается человек, когда приходит в Церковь, как разговаривает священник и что он говорит. Изначально сценарий был таким, что я сомневался в своем участии в данном проекте. Но, помолившись и взяв благословение у священноначалия я осознал, что Бог меня поставил, чтобы влить в этот сценарий глубину содержания, чтобы зритель услышал слова Достоевского, чтобы он увидел вместе со слабостью и несовершенством покаяние и некий более глубокий смысл.
Изначально идея фильма была такова, что все мы пациенты, все с проблемами, все больны. Оно ведь и правильно. В Церкви мы тоже все больны и Церковь — это духовная больница. И врач для нас — Христос. Но здесь рассматривается не Церковь, здесь представлены люди, которые к Церкви относятся поверхностно или не относятся совершенно. Один хоть и «православный», но атеист, возомнивший себя великим манипулятором человеческих душ, который как бес впитывается зубами в свои жертвы, делая из них свои подобия — эгоистичных гедонистов, без жалости и даже играючи разрушая чужие семьи, чужие судьбы. Другой — инфантильный великовозрастный ребенок, которые скучает и ищет душевного комфорта от скуки. Третья — женщина, которая спасает свою семью и пытается использовать для этого Церковь. Она хочет, чтобы батюшка дал ей чудодейственное средство, не пытаясь при этом изменить себя и свою жизнь. Батюшка тоже оказался не на своем месте, он как-то легко расстался со своим служением из-за каких-то неубедительных стандартных доводов психоаналитика Ситуация в-общем-то фантастическая, но уж так решил режиссер и написал сценарист. Батюшка явно не справляется не только с ситуацией, рассуждая как суеверный непросвещенный прихожанин, что семью можно сохранить венчанием и рождением ребенка, но и поддается внушению психоаналитика. Дико? Но, что поделать. Тут я ничего изменить не мог. Священник, прежде чем стать священником, прежде чем прийти в Церковь и стать православным воцерковленным человеком проходит через настолько глубинные мировоззренческие ломки и искания, он столько всего изучает, читает, критикует, что такие ситуации совершенно исключены. Какой психоаналитик? О чем вы? Для священника психоаналитик — это как цыганка на рынке, только уровнем немного повыше. Для него психоаналитика — это психоинтеллектуальный лохотрон для богатых и скучающих самокопающихся личностей.
Поэтому для меня было важным, чтобы что-то важное прозвучало и чем-то серьезным закончилось. Мне кажется нам, с Божией помощью, удалось это сделать.
Во-первых, люди увидели в священнике человека. Простого, искреннего, без лукавства, доступного. С ним можно разговаривать, решать какие-то вопросы. Ведь для многих людей существует какой-то психологически барьер, который они не могут преодолеть, чтобы заставить себя подойти к священнику.
Во-вторых, в фильме звучат некоторые очень важные ключевые фразы, такие как цитата Достоевского: «русский без Православия превращается в беса».
В-третьих — в фильме мы видим покаяние, когда человек осознал, что сотворил нечто скверное, совратив священника с его пути служения.
Теперь о минусах.
О фантастике я уже говорил. Но это не самое страшное. В идее фильма есть одна подмена. Мы не можем быть пациентами, пока мы не пришли в Церковь. Потому что Церковь — это больница. Результат фильма — священник ушел из Церкви, семья в Церковь не пришла. а психоаналитик бродит по иудейской пустыне и там ищет Христа. Ищет там, а Церковь осталась пустой. Пациенты ушли. А без Церкви нет пациентов. Без Церкви есть погибающие. Фильм подводит к тому, что мы сами молодцы и справимся без всех. Без психоаналитиков и без батюшек, без Церкви, без Христа. В этом ложь. В этом подмена.
Теперь о реалити.
Это собственно выходит за рамки рецензии, но мне показалось, что кому то может быть интересным. Как бы среагировал священник на эту ситуацию в реальности?
Я бы не ставил ребром вопрос о венчании и тем более не советовал бы нарочито: «давай рожай!». Не то, чтобы не надо рожать и венчаться. До венчания необходимо людям воцерковиться и вести духовную жизнь, перестроить свои отношения на совершенно других, христианских, нравственных началах. Рождение ребенка — это вопрос сугубо интимный, являющийся святая святых семейного бытия и вот так вторгаться в эту сферу и командовать священнику — это не этично. Да, грех предохраняться и совершенно недопустимо делать аборты, но говорить об этом каждой приходящей спасать свою семью женщине без повода нет никакого смысла. Обычно я в таких случаях провожу катехизацию, то есть знакомлю людей с Православием. То же самое я предложил бы и психоаналитику, а уже потом начал с ним дискутировать.
Но вы согласитесь, если бы это реалити вписать в сценарий, то фильма бы не получилось, поэтому я очень понимаю и режиссера и сценариста. Они шли по законам жанра. И фантастичность сюжета дала именно ту напряженность, которая при общей комичности ситуации заставляет зрителя задуматься: «Стоп. А разве такое возможно?»
Поэтому, что ни говори, фильм — это мнение, фильм — это постановка вопроса и постановка таких глубоких вопросов в таком жанре, по моему мнению, сделана гениально. Здесь нет никакого глумления над Православием, как сейчас стало модным в среде некоторых либеральных деятелей искусств, здесь все по-доброму, хотя и со своим видением. Кто и как на этот вопрос ответит сам — это его выбор. Главное, что вопрос поставлен, люди стали думать и это уже хорошо. Поэтому я поставлю все минусы в плюсы: если нет предмета для дискуссий и все очень правильно — то это, как говорят, — «не цепляет». А так, есть о чем поговорить и даже поспорить, высказать мнения и точки зрения. Всем приятного просмотра.
26 марта 2015
Посмотрел картину на блогерском показе в кинотеатре «Пять звезд Павелецкая».
Как же мне мешает жить моя тонкая душевная ориентация (с)
Семейная пара, благодаря новомодным тенденциям, ощутив мимолетный разлад, решает обратиться: он к психиатру (дьявол), она к батюшке (ангел). И эти «прекрасные» люди придумывают им еще более надуманные трудности, которые приводят к уходу мужа из семьи.
Элла Омельченко выбрала для дебютной, дипломной работы очень непростой проект, зато относительно дешевый (бюджет картины чуть меньше 4 миллионов рублей). Режиссер пошла ва-банк и разделила свою картину на две части, что и стало самым спорным моментом фильма.
Невозможно поверить, что сценарист «Пациентов» написал «Sex, кофе, сигареты». Несмотря на жанр, он пытается играть со зрителями. Обманом затащив публику в зал, создатели картины действительно половину фильма посвящают проблемам семьи, а вот вторую отдают во власть второстепенным героям (церковнослужителю и психиатру), которые самозабвенно и очень долго будут разговаривать на темы бытия.
Создателям удалось придумать для картины много диалогов и выражений, которые зрители растащат на цитаты. У автора проходит рефреном через весь фильм фраза: Все мы пациенты от рождения до смерти, которая дает движение сюжету и запускает мысли, которые не отпускают публику и после выхода из кинозала.
Кирилл Герра еще один дебютант в большом кино. При всей камерности фильма, оператору удалось показать Москву такой же печальной и переменчивой, как и героев картины.
Павел Баршак и Тимофей Трибунцев под которых специально писались образы, прочитав сценарий, не смогли отказать себе в удовольствии поучаствовать. И отыграли в картине очень достойно. Хотя решив проблемы героя Баршака, его и убирают кощунственным образом из кадра, буквально до финала картины.
Театральная актриса Марьяна Кирсанова очень органично вписалась в проект. А Дмитрий Мухамадеев помог создателям, заменив другого актера буквально за две недели до начала съемок, его герой получился правдоподобным и интересным.
Саундтрек состоящий в основном из классической музыки усиливает сценарные накалы и помогает еще сильнее проникнутся проблемами героев.
«Пациенты» — философское высказывание о вере, удачно прячущееся за драмой об отношениях в семье (особенно вспоминая фильм Бычковой «Еще один год»). Трагикомедии воспринимаются сейчас гораздо тяжелее, нежели картины Данелии и Меньшова, на которых училась Омельченко, но все равно имеют право на жизнь.
7 из 10
25 марта 2015