Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.3 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Номер 55 |
английское название: |
Broj 55 |
год: | 2014 |
страна: |
Хорватия
|
режиссер: | Кристиан Милич |
сценарий: | Иван Павличич |
продюсер: | Станислав Бабич |
видеооператор: | Мирко Пивсевич |
композитор: | Андрия Милич |
художники: | Ведрана Рапич, Дамир Габелица |
монтаж: | Бранко Шмидт, Veljko Segaric |
жанры: | боевик, военный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 6500000 |
Мировые сборы: | $56 732 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 июля 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Сентябрь 1991 года, восточная часть пока еще социалистической республики Хорватия, но уже медленно и верно дрейфующей к независимости, с компактно проживающим сербским меньшинством коему сия независимость как сердцу нож, где вскоре после ожесточенных боев и при поддержке официального Белграда будет образована т. н. «Сербская Краина».
Части новообразованной на основе МВД и добровольцев хорватской республиканской гвардии пытаются установить контроль над мятежными селами вокруг районных центров где еще держится власть Загреба. В основе фильма реальный случай боев 8 и 9 сентября 1991 года в деревне Кусонье близ города Пакрац, когда в сербскую засаду попало подразделение хорватских гвардейцев на самодельном БТР из обшитого железными листами миниавтобуса. В результате многочасового боя в одноэтажном доме, простреливаемом насквозь и абсолютно не предназначенном для обороны, и провалившейся попытки деблокады со стороны Пакраца, они все погибли непосредственно в бою или были добиты сразу после него. Это ни разу не спойлер потому как фильм как раз начинается со сцены с убитыми нацгвардейцами в доме, куда через взорванную стену входят сербские боевики.
Хорватское подразделение вооружено с миру по нитке, самым сильным «аргументом» кроме «хорватского танка» является СВД, а так — разные варианты калашей (кроме армейского югославского) с помповыми ружьями и СКС. Одеты кто во что горазд, лучшая и новая форма только у командира, у него же и единственная на роту каска.
Их противники обмундированы еще хуже: кто в трениках, кто в холщовых комбинезонах для работы в поле, особо запоминается местный терминатор в свитере грубой вязки. Большая часть перебитых хорватов будет именно его заслугой.
Однако, почти у каждого второго сербского боевика за плечами болтается труба одноразового гранатомета. Хорваты клянут за этот «военторг» югославскую армию, официально якобы придерживающуюся нейтралитета, что вскоре подтверждается армейскими грузовиками груженными ящиками кои поставляют в сербские села и разгружают на местах военнослужащие в форма ЮНА. Более того, именно армейский спецназ, пришедший на помощь сербам, ставит точку в обороне хорватской мини-версии «дома Павлова», подорвав зарядом тротила одну из стен.
Вообще, за что фильм смотреть стоит — хорошая доза реализма. Никто не является боевым роботом выдерживающим десятки огнестрельных ран, чем изрядно грешат такие фильмы. Первое же ранение зачастую становится и последним. В кои-то веки показано убойное действие взрывной волны в закрытых помещениях на протагонистах фильма. Никаких тебе «встал после удара об стенку, отряхнулся, помотал головой и пошел» — в девяти случаях из десяти это мгновенная смерть, в остальном — тяжелое ранение без возможности сражаться. Противник действует грамотно и почти сразу выводит из строя добрую треть отряда, простреливая из автоматов все окна и двери. Когда же начинает задействовать гранатометы, становится совсем кисло.
Собственно, честно показано, что так долго хорватские нацгвардейцы продержались только за счет своих товарищей, довольно оперативно как только возможно в таком бардаке организовали попытку деблокады попавших в беду товарищей и даже почти пробились к дому. Но чуда не произошло и сил элементарно не хватило.
Главное достоинство — чистый экшн, никаких пафосных речей о патриотизме и родине, воспоминаний о родственниках, пацифизма и прочей лабуды. Разговоры коротки и по делу, с узнаваемым славянским матом вместо знаков препинания (в переводе несколько смягчили, но оригинал прекрасно слышан из-под дубляжа).
Никаких женщин, детей и вообще мирного населения, за исключением мелькнувшей в оптическом прицеле сербской бабки — боеспособные мужчины убивают себе подобных. Обе стороны с удовольствием вспоминают события полувековой давности и приспособляют действующему моменту. Хорваты кличут сербов четниками, а те их — усташами
8 из 10
6 июля 2015
Фильм того же хорватского режиссера Кристиана Милича, что снял в 2007 году военно-мистическую драму «Живые и мертвые», но на сей раз в более прямолинейном жанре. Это традиционный военный боевик про гражданскую войну в Югославии 1991—1995, причем про начальный ее период, когда весь трэш и угар еще только разгорался, и между собой воевали в основном «мужики в трениках» разных политических взглядов.
В основу легла реальная история одного боестолкновения в деревне Кусонье близ города Пакрац в Западной Славонии 8—9 сентября 1991 года между хорватскими и сербскими ополченцами, причем последних поддерживала югославская федеральная армия, формально призванная «разъединять» враждующие стороны.
У хорватов на тот момент с оружием было неважно, вплоть до буквально «одной винтовки на двоих и одной каски на троих», и самодельные БТРы из гражданских грузовиков (массовые захваты югославских военных городков и складов только начинались). А вот сербские иррегуляры получали все необходимое непосредственно от командования ЮНА, т. к. на них начали делать ставку как на политически-мотивированные формирования в борьбе с сепаратизмом. Ни к чему хорошему это, понятно, не привело — резня в Вуковаре, осада Дубровника, далее со всеми остановками.
Кино очень бодрое, хоть и заметно малобюджетное — не стоит ждать многого от кинематографа такой маленькой страны, как Хорватия. По признанию режиссера, он, помимо реальных событий, во многом вдохновлялся фильмом «Нападение на 13-ый участок» Карпентера. Это заметно: в принципе, классический представитель жанра Siege Movie, по всем канонам. День простоять, да ночь продержаться смогут не только лишь все — мало кто это сможет.
На русский язык кино на данный момент не переведено (может кто-нибудь сподобится вскоре), так что я смотрел на сербохорватском с английскими субтитрами. Без субтитров все-таки тяжко — язык, хоть и близкий (отдельные фразы совершенно по-русски звучат), но многое непонятно на слух. Но вот что было понятно всегда без исключений — так это тамошние матюги, а матерятся в фильме много и, так сказать, «реалистично».
6 апреля 2015