Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Братья Ч |
год: | 2014 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Михаил Угаров |
сценарий: | Елена Гремина |
продюсеры: | Александр Миндадзе, Лиза Антонова |
видеооператор: | Алишер Хамидходжаев |
композитор: | Александр Маноцков |
художники: | Мария Утробина, Анна Смехова |
монтаж: | Борис Мнухин |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1300000 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Если не знать историю семьи Чеховых, драматические обстоятельства юности Антона Павловича Чехова и подробности его творческого становления, то фильм, снятый Михаилом Угаровым, может показаться не очень понятным и, как бы сказать, бессобытийным.
На экране — события одного летнего дня из дачной жизни семьи Чеховых, а конкретно трёх (из пяти) братьев и их отца. Много разговоров и спрессованная в один день история прошлого, настоящего и будущего братьев «Ч» — старших — Александра и Николая и младшего — Антона. О родных, приехавшей к нему на дачу невесте Дуне Эфрос, Антон говорит, что они «моя радость и моё проклятье». Отец — растерявший былую силу и власть и не имеющий средств к существованию, жалкий и многословный, но по-прежнему требующий от сыновей уважения и почтения, постоянно словесно унижает их, хотя и зависит от денег, зарабатываемых Антоном. Праздношатающиеся братья — Александр и Николай, никчёмные, инфантильные люди, хотя Александр успел уже и сам стать отцом семейства. Оба, также, как и их отец сидят на шее младшего, вынужденного литературной «подёнщиной» кормить и содержать родных. Антон убеждён и пытается внушить братьям, что Николай обладает талантом художника, а Александр — литературным даром, но чтобы добиться успеха им надо много и упорно трудиться. Он и сам находится в самом начале своего творческого пути, и в его писательское предназначение, в его уникальный талант верит только его бывшая любовь Наташа.
Братья же проводят дни в ничегонеделании. И если Николай тихо пьёт и предаётся меланхолии, то Александр, завидующий таланту брата, устраивает ему истерики, скандалит, слёзные просьбы сменяются злобными обвинениями и так без конца.
Как и в пьесах А. П. Чехова (узнаваемые цитаты из них, а также из чеховских рассказов вкраплены в диалоги героев фильма) все много говорят, говорят не о том, о чём думают, не слушают друг друга, не понимают, любя, делают больно или вообще не могут нормально сказать о своих чувствах.
Может показаться, что из-за такого «нагромождения» психологических проблем, фильм тяжело смотреть, но нет. Все человеческие проблемы, страсти уравновешивает прекрасная русская природа с ее успокаивающими, ласкающими взор видами и красками. Это и красиво, атмосферно снятая гладь воды, лужайки, вековые деревья, густая зеленая трава. Ну и главное, фильм интересно смотреть из-за хорошей актёрской игры. В первую очередь хочется отметить Егора Корешкова. Мало того, что он невероятно похож на молодого Антона Павловича, но и его собственная, немного холодноватая и отстранённая манера игры идеально подходит для создаваемого образа. Антон единственный из семьи не жертва обстоятельств, бесцельно проживающий, как его братья, день за днём, а спокойный, сильный, зрелый, целеустремлённый человек, без жалоб и сетований на судьбу работающий и содержащий живущих за его счёт отца и братьев. На контрасте с ним — яркая, «дёрганая» игра Артёма Григорьева (брат Александр). Его персонаж жалкий и одновременно пугающий, от него не знаешь, чего ожидать в следующую минуту. Глядя на А. Григорьева, я поймала себя на мысли, что он напоминает мне знаменитого актёра Николая Гриценко. Также сразу привлекает к себе внимание сыгранная Яной Иртеньевой Дуня Эфрос. Очень женственная и чувственная, и в то же время чистая и какая-то неземная девушка.
Показалось, что немного выбивается из всей картины финал с рассказом о будущем братьев. Как-то это выглядело немного искусственно что ли. Но это мелочь, в целом же кино мне понравилось и я рекомендую его для просмотра. После этого фильма появляется чувство, что теперь ты узнал настоящего Чехова — не великого писателя со строгим усталым прищуром, глядящего на тебя с портрета, а человека Антона Павловича Чехова.
23 апреля 2020
Интересно подмечать повседневные мелочи, из которых складываются наши дни, находить в них закономерности, совпадения, угадывать причину и следствие.
Пока я размышляла на тему «закольцованной будничности», опоясывающей каждый день, затягивающей, вязкой и почти осязаемо липкой, случилась со мной Чеховская Ночь.
Давно планировала к просмотру — «Братья Ч» (реж. М. Угаров, 2014). Один день из жизни Антона Павловича и его семьи, так по-настоящему переданный создателями, что веришь в каждую его минуту, в каждый шепот, в каждый взгляд, ощущаешь летнюю духоту и запах чая из самовара, чувствуешь гнет несбывшихся желаний, неудавшихся судеб, борьбу братской любви и съедающей мужской ненависти.
После просмотра, в течение всей ночи, периодически отрываясь ото сна, читала историю Его жизни, а Он незаметно вползал в мой сон, смешивая прочитанное и вымышленное.
А удивительно то, что именно Чехов смог наиболее ярко показать, насколько явление будничности может быть пошлым и разъедающим, называя его «обывательщиной» — человеческим ограниченным однообразным существованием; ровным существованием без цели, без интереса, жажды к жизни, к действию. Так к месту, так вовремя пришлись мне и этот фильм, и его «Учитель словесности», «Ионыч», «Обыватели». Тонкий юмор, где-то сарказм, умение одним непримечательным словом (типа «щечки») показать характер героя, вывернуть наружу его нутро. Гениальный писатель!
Моя новая кинорекомендация быть может вызовет у вас желание перечитать классику или поможет посмотреть на привычное свежим взглядом (во всяком случае мне бы этого хотелось), а может быть ничего и не вызовет, потому что для ваших дней это не к месту, это не причина для размышлений, не увидите вы ни закономерности, ни совпадения (ну и ладно тогда, что тут поделаешь)..
7 из 10
22 ноября 2017
Идиллическая зарисовка: лето на загородной даче, отец семейства с упоением выращивает в саду крыжовник, а три его сына только и делают, что купаются в речке, любуются пейзажами, да дурачатся вместе с соседскими красавицами. Несмотря на предельную реалистичность каждого кадра, декорации кажутся камерными, театральными. Мы будто попадаем в одну из пьес Чехова, где на фоне красивой картинки и размеренного течения жизни вот-вот начнет проявляться глубокая человеческая драма. Так и есть, только на этот раз герой пьесы — сам писатель и его семья.
Любимая, дорогая семья, которая при этом давит. Слишком практичный отец больше всего озабочен подсчетом гонораров сына. Подававший большие надежды и не оправдавший их старший брат Александр постоянно напивается, жалеет себя и клянчит деньги. Еще один брат Николай мог бы стать большим художником, вот только вместо рисования предпочитает пить, развлекаться и оплакивать свою жизнь. Один Антон вынужден постоянно работать и устраивать дела семьи. Среди затягивающего его семейного болота он одновременно и заботливый брат, и выдавливающий из себя раба трудяга-литератор, и язвительно-суровый судья этого глупого маленького мирка.
Чтобы передать накал чувств, скрытую драму человеческих отношений вовсе не обязательно показывать истерику, и создатели фильма прекрасно это понимают. Настоящий ужас рождается от простых взглядов и тихих фраз, когда яростные и страстные речи разбиваются о тишину или дежурные замечания о погоде. Эти реплики снова и снова рушат перед нами никогда и не существовавшую идиллию.
«Нет никакого крючка, — в споре говорит Антон одному из братьев, — просто перестань пить и начни работать». Да, простая до величия жизнь все равно установит свои правила, смешно и нелепо исковеркает судьбы проходящих через нее существ, как поступила с героями этой истории. Но и человек может оставить в ней свое слово, надо только приложить усилие. Это видит, каждой клеткой своей ощущает будущий великий писатель Антон, чтобы затем увидели это и мы.
23 января 2017
Максимальное удовольствие получат от фильма люди, хорошо знакомые с творчеством несравненного АП и с его эпистолярным наследием. Ибо фильм, что называется, нишевый.
Герои говорят цитатами из писем, часто невпопад и как-то топорно, но топорность эту воспринимаешь как некую литературную (простите, кинематографическую) условность и за недостаток не считаешь. То тут, то там встречаются отсылки к рассказам, которые смысловой нагрузки не несут и помещены в кадр именно что из любви к искусству.
Отличное, спокойное, я бы даже сказал, медитативное кино, дающее повод для предметной рефлексии и осмысления. Для читателей доктора Ч. входит обязательную программу.
Исполнитель главной роли настолько хорош, настолько «попал», что, думается мне, имеет право считаться реабилитированным после главной же роли в угрюмой куче мусора, которую представляет из себя «Горько!».
P. S. Ну и метафизика, да. Чехов же.
1 октября 2016
Неужели никто не догадался, что в этом кино явлен Рай Антона Чехова.
Его Рай — это лучший день земной жизни с душами тех, кого он любит. Про которых он много знает, но не всё и не обо всех. Яша и Катя не рассказали о своей судьбе, а о племяннике Мише рассказали, что он стал знаменитым артистом. Он знает только самое важное: или о смерти, или о таланте.
Они уже соединились Там. Одни ждали его душу, остальных ждал он. Рай соткан из сокровенного и главного. Ни заказать, ни угадать нельзя. Вот правота Стругацких: исполняется именно сокровенное и главное.
У Антона Павловича сокровенное оказалось таким.
И заслужил он такое: много солнца и речной воды под теплым дождем, две красивые и умные женщины (Дуня и Наташа), два мягких брата (Коля и Саша), двое местных ангелов (Катюша и Яша) и родной-родной отец.
Это его время «Ч» без точки. Его ВеЧность.
Не знакомы мне тут ни один из актеров и ни одна из актрис. Никаких лишних ассоциаций. Меня допустили видеть, что они делают в этом вечном дне. Их душам там хорошо и легко.
Райская нагота и нежно-невинно звучащие почти непристойности. Ночные огни и неземные звуки, гамак и качели на прочных деревьях, коза и лошадь, которых хочется целовать.
Много любви. Шагаловское изящество красно-змеиного слияния с Дуней, два башмачка «со стуком на пол»…
И приглядывающие за порядком Яша и Катя (нательные кресты только у них да у отца, но у него не всегда и еле заметно). Принес Яша самовар, облокотился и наблюдает за этими «дачниками». В пьесе их не было. Да и пьеса была о другом.
А в финале самые важные слова: «Все, кого я любил, кто любил меня, исчезли в темноте, умерли. Только я один помню их. Я помню всё. Наверное, я все еще люблю.»
Этот фильм должен жить долго и смотреть его нужно часто.
10 из 10
17 сентября 2016
Фильм неплохой, чеховский. В том смысле, что звучат в нём мотивы, которые в творчестве писателя занимали центральное место. Жалостливо и скучно рефлексирующая интеллигенция, мало что делающая для преодоления «временных трудностей», которые постепенно становятся хроническими. Впустую потраченные таланты и способности. Плаксивое тунеядство, постоянно впадающее в обличительный тон по отношению к своему благодетелю, который, оказывается, загубил, не дал, и вообще, во всём виноват. Раб, крепко засевший внутри и которого, чтобы он не напоминал о себе, требуется давить, давить и давить. Целый калейдоскоп, в котором мелькают темы и образы чеховской литературы. Чехова нам показывают в момент накопления критической массы, накануне превращения Антоши Чехонте в Антона Павловича Чехова. Всего один день из жизни будущей знаменитости. Пока ещё он пишет юморески в журнал «Осколки», умудряясь на гонорары содержать двух братьев и родителей. Уже чувствует, что созрел для серьёзных вещей, что пора, осталось только решиться, но есть ещё и близкие люди, зависящие от него. Так что, авторы выбрали для своей картины богатый потенциальными возможностями момент из жизни Чеховых и, на мой взгляд, успешно наполнили его драматургией. И всё было бы хорошо, если бы не одно но. Куда же без «но» в разговоре о Чехове?
Волшебная сила искусства такова, что оно (искусство) оставляет след в памяти человека. У многих, например, представления о войне 1812-го года складывались, а то и формировались, под впечатлением романа «Война и мир». Во всяком случае, художественные образы, созданные Толстым, оказывают заметное влияние на восприятие Отечественной войны 1812-го года. «Братья Ч», конечно, не столь масштабны и эпичны, скорее камерны, но эффект осадка действует и в этом случае. Надеюсь, что сценарист и режиссёр, конструируя мир своего фильма, основывались на документах и сюжетные линии, а также факты из жизни, базируются на достоверных источниках. Но даже если это так, то всё равно мы имеем дело с субъективной интерпретацией прошлого, с выдуманными диалогами и монологами, с расстановкой акцентов в характерах, основанных на личных способностях и предпочтениях создателей картины. Я вообще неоднозначно отношусь к подобного рода историческим реконструкциям в кино (да и в литературе). Но если кино исторической или биографической тематики всё-таки находится в рамках общеизвестных или подтверждённых сведений, то фильмы, подобные «Братьям Ч», практически целиком являются плодами фантазий их авторов. Мы видим, с одной стороны, вроде бы и реальных людей, а, на самом деле, это мираж, выдумка, которая, тем не менее, откладывается у зрителя в закоулках памяти. И, парадокс, чем талантливее авторы и чем качественнее их продукт, тем больше возникает вопросов. Например, такой: что лучше — незнание, или ложные образы, накрепко увязанные с конкретным человеком? Ещё раз повторю — нам предлагают субъективные мнения и оценки, превращённые средствами искусства в устойчивые картины и занесённые в сознание зрителя. Теперь его картина мира дополнилась, скорректировалась, стала иной. Такой ли был Чехов в свои 25 лет? Или его братья? А отец? И если сам Антон Павлович ещё более-менее верифицируем, то с его ближайшими родственниками дело обстоит хуже — набор зрительных образов, для меня, во всяком случае, сформирован исключительно «Братьями Ч» и наклеен на них, как маска. На тех, которых я теперь буду видеть так. По крайней мере, некоторое время. К тому же, оба брата и отец наделены характерами, их взгляды выражены ясно, а поступки понятны и логичны. А вот насчёт Антона я так сказать не могу — сознательно, или случайно, это персонаж прописали не так чётко, как остальных. Он как будто наблюдатель, стоящий в центре сцены, и без особого успеха пытающийся управлять действиями своего окружения.
Снижает эффект воздействия некоторая холодноватость фильма. Я бы даже сказал, проглядываемая искусственность конструкции, что не умаляет достоинств, среди которых отмечу качество сценария, игру актёров и, конечно, операторскую работу, чему помогла и природа — для съёмок было выбрано Никольское-Вяземское, родовое имение графов Толстых. А о минусах не буду, не хочу. Будем считать, что их почти нет. Разве что сделаю предупреждение — эффекта разорвавшейся бомбы и эмоционального насилия не ожидайте, фильм, скорее, зарисовка. Лирическая, не побоюсь этого слова, несмотря на элементы надрыва и истеричности в характере некоторых персонажей.
30 августа 2016
Молодой писатель Чехов (и его фамилия, которую приходится делить на троих) — человек равнодушный и сильно пострадавший от тоталитарного отца, провозгласившего себя помещиком, ловит рыбку, нюхает цветы, мечтает жениться. Невеста Дуня приезжает к нему в деревню погостить и находит его, двух братьев, отца, подругу семьи, и от удивления (антисемитским шуткам отца, укладу жизни) переходит сначала к нежности («я вас люблю»), потом к благородной миссии («я вас спасу»). Это не слишком помогает, Чехов распят между желанием поддержать всех в семье и всех же убить, в какой-то момент теплый день становится невыносимым.
Сценарий Елены Греминой, изначально сделанный по заказу чеховского фестиваля — попытка достичь совершенно честной исторической справедливости, восстанавливающей образ Чехова в глазах потомков. Иначе говоря: сброшены очки, маска интеллигента и бледность чахотки, вместо этого — вечная энергия семейных конфликтов и человек, доведенный до точки, без принципов, без идеалов, замороженное нечто, вроде бы благородно восставшее за семью, и в то же время не слишком успешно упорядочивающее что-то кроме самого себя. Сделано это так, будто единственный в кадре день — граница апокалипсиса и типичная зарисовка: утренняя свежесть, дневная жара и так далее; все говорят не цитатами, но как бы цитатами; вроде очевидные моменты из дневников и писем кажутся выдуманными; семейные перебранки очевидно повторяются.
То и дело становится смешно: брат Чехова рассказывает, что он — позор семьи, отец настаивает, что евреи тоже люди, остальные ведут себя «как молодые», периодически охлаждаясь в воде. Все это в высшей степени занятно, снято так, будто прожито (Хамидходжаев — гений), но все равно слишком академично — Чехов может быть каким угодно, хотя об этом никогда не расскажут в школе, но выбранный день лишен относительного конфликта, переломного момента. Отсутствие его заменяется семейной драмой, которой не хватает упругости и, да, михалковщины, ее какой-то странной, нервической нагруженности, кажущейся бесконечной пляской на костях. Чехов — эта, в общем, монолитная фигура — терпит духовные перерождения, «повлиявшие на», «приведшие к», но все, что из этого исходит — уставшие братья, подбитые энциклопедией. Она, конечно, стреляет метко.
8 мая 2015
«Братья Ч» — одна копия в Петербурге, в «Родине»
В этом фильме всё прекрасно: сценарий (в том числе пьеса Елены Греминой), режиссура, актёры, оператор, музыка. И главное — Чехов. Один день из жизни нашего самого. Без претензии на биографический фильм. Эскиз, тихий и нежный, как его проза. Фильм для тех, кто знает наизусть его пьесы и готов играть в «угадайку». Фильм о художнике, которому одиноко. О том, как и откуда появляется дядя Ваня, Аркадина, «из какого сора». Актёр Егор Корешков лишает Чехова трепетного сияния и показывает нам человека живого, страдающего, трудолюбивого, художника.
Я не помню ни одного российского современного фильма, в котором режиссёру удалось бы добиться от актёров такого правдоподобного пребывания в кадре. Они все молоды, но такие точные и настоящие. Все, и Корешков, и Артём Григорьев, и Александра Ребенок. Слышно, как муха прожужжит. Театр в кинематографе — за что спасибо. Театральный режиссёр Михаил Угаров дебютировал в большом кино — и надо продолжать.
3 февраля 2015
Первое, что бросилось мне в глаза: у Антон Палыча Чехова очень уж поставленный спортивный кроль. Впрочем, какой он Палыч! Будущему (ещё будущему!) великому писателю в фильме «Братья Ч» лет всего 25—26. Но, в любом случае, я сомневаюсь, что молодых интеллигентов из обедневшей семьи купцов II гильдии в XIX веке где-то учили правильно опускать голову в воду при гребле руками. А в остальном — фильм просто удивительный!
Итак, известный театральный режиссёр Михаил Угаров решил снять кино. И, видимо, как истинный мастер сцены и кулис, решил покуситься на одну из театральных икон — на Чехова. Ведь перед нами совсем не биография великого писателя и драматурга (а местами — и врача). Нет, это картинка — практически зарисовка — одного дня жизни Антона Чехова. Заботливого брата, неудачливого жениха, бывшего любовника, сына купца и внука крепостного. И лишь где-то там — далеко-далеко — начинающего литератора.
Неожиданный ракурс, да? Мы-то не воспринимаем их всех людьми. В наших головах Чехов (как и любой иной писатель, художник… ваятель) — это астральное надчеловеческое существо, которое одарило нас когда-то своими духовными ценностями. И живут они исключительно в рамочках в кабинете литературы. А это — живые люди. У которых — проблемы на работе, долги за газ и свет, неприличные болезни или проблемы с гопниками со двора, наконец.
У Чехова — семья. И это его очень большая проблема.
В фильме показана не вся семья: отец и два брата. Но для сюжетных болей начинающему писателю хватило с лихвой. С самого начала видно, что Антон Чехов — самый правильный в семье. Практически зануда, пытающийся направить своих братьев на путь истинный. Он не только заботливый, но и жестокий. Потом становится яснее — откуда эта злоба.
Фильм течёт размеренно. Даже слишком. В жизнь, в общем-то, похожую на нашу, внезапно входят такие дикие и вымершие архаизмы, как незаконнорожденные дети, которые для деда Чехова все равно, что мертвы. Или невозможность жениться на еврейке, пока она не сменит веру. Или крестьяне, которые уже пытаются отстаивать свои права, но все равно словно полулюди.
Постепенно ритм фильма становится ломанным. В размеренное течение действа резким всплеском врывается драматизм. Он раскручивается с полуоборота. Кому-то для эмоционального взрыва нужны «километры» хронометража, а в «Братьях Ч» это будто походя делают.
Смотришь на конфликты, вспоминаешь какой-нибудь «Вишневый сад» Чехова. И ясно понимаешь, что любое творчество — это во многом плод тараканов в голове автора. Постепенно атмосфера всеобщего безумия опутывает всех героев фильма, Антон Павлович — не исключение.
Это стало так похоже на пьесы самого Чехова, что я вдруг понял: автор фильма решил запрятать драматурга в его собственное произведение. Не конкретное, а вообще. Условия очень похожи: ограниченные время и место действия, малое число персонажей (всего восемь, а активных — шестеро). И совсем как в «Вишневом саду» и «Трех сестрах» — за ширмой внешнего благополучия, скрывается море драмы, внутренних психологических конфликтов, комплексов.
Каждый персонаж фильма ярок до гротеска, но при этом настоящий. Главный нерв картины — старший брат Александр, на которого поначалу возлагались основные надежды семьи, не оправдал их и полон зависти к Антону. А потому пьет, купается в жалости к себе. Младший, Николай — художник. Возможно, талантливый. Но он совершенно не хочется трудиться. Хиппи XIX века. Ему хочется просто жить, получать сиюминутные радости, находить красоту в мире, но не воплощать ее на холсте, пытаясь продать эту красоту продать. Сам Антон с трепетом уже начинает осознавать свой писательский талант. Он понимает, что семья паразитирует на нем и не дает ему развиться, погрузиться в писательскую работу с головой. Он теряет время на журнальных халтурах, чтобы прокормить родню, которая, к тому же, ест его поедом. Но бросить их он тоже не может. А тут еще и старорежимный отец, разочаровавшийся в своих сыновьях и попрекающий их. Наталья Гольден, готовая на унижения, лишь бы вернуть себе Антона.
Букет полный. Сцена сменяет сцену, и ты уже невольно думаешь: а где же сад, который в конце будут вырубать? Ощущение чеховского театра так сильно, что не понимаешь, то ли все пьесы Чехова порождены его жизнью, то ли он стал пленником своего творчества.
Эпилог картины немного портит впечатление. Рассказ о судьбе каждого из героев фильма снова переводит картину в категорию биографического произведения. А я уже привык считать Чехова персонажем его же пьесы…
Прежде, чем умолкнуть совсем, стоит сказать пару слов о фильме в целом. Проект минималистичен: восемь актеров (недорогих!), несколько площадок в загородной усадьбе плюс съемки на натуре. Бюджет — чуть более миллиона долларов. При этом фильм не выглядит дешевым, малобюджетным. Съемки очень качественные. Но главное преимущество картины: литературная основа и качественная игра актеров. Не то, чтобы последние поражали своей гениальностью. Состав весьма неопытен: есть дебютанты, основная часть успела попробовать себя только в сериалах. Егор Корешков, сыгравший самого Антон Палыча, мог вам запомниться по роли жениха в мрачной комедии «Горько!».
Но хорошо видна качественная работа режиссера с артистами. Чувствуется, что выверялось каждое слово, любые передвижения актеров в кадре. Очень много игры лицом. Играют почти по театральному, но гротескной фальши нет. Наоборот, эмоции передаются очень точно.
Переживаешь за героев. И возникает множество вопросов, требующих ответа. Как к писателю Чехову, о котором мы, оказывается, ничего-то и не знали. Так и к себе: а как я живу? И какое место занимаю в мире людей, сосуществующих со мной?
15 сентября 2014