Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Золотая клетка |
английское название: |
La jaula de oro |
год: | 2013 |
страны: |
Мексика,
Испания,
Гватемала
|
слоган: | «Discover Everything It Contains.» |
режиссер: | Диего Кемада-Диес |
сценаристы: | Лусия Каррерас, Gibrn Portela, Диего Кемада-Диес |
продюсеры: | Эдер Кампос, Инна Пайян, Диего Кемада-Диес, Даниэла Альварадо, Pamela Guinea, Орнелла Харамильо, Michele Kelly, Омар Вейтиа, Луис Салинас, Альварез Герерро Алехандро |
видеооператор: | Мария Секко |
композиторы: | Леонардо Эйблум, Хакобо Либерман |
художники: | Карлос Й. Хакес, Луис Фигероа, Ноэми Гонсалес, Карла Кэт Гарсиа, Ванесса Ортега |
монтаж: | Палома Лопес |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2500000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 мая 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Этот фильм у меня стоял в качестве «вишенки на торте» для недели просмотра латиноамериканского кино. Но я там выбрала по ТРИ фильма каждой страны, а Мексикой хотела закрыть неделю просмотра. Но посмотрев 3 бразильских и один аргентинский фильм, я поняла, что сильно просчиталась, и получилось у меня в списке 10 фильмов, а не 7, по количеству дней недели. И поэтому три фильма у меня ещё остались недосмотренными. И вот сегодня я решила посмотреть этот мексиканский фильм, которым хотела закрыть неделю просмотра.
Главные герои этого фильма, Хуан, Сара и Самуэль - пятнадцатилетние подростки, живущие в нищих районах Гватемалы, которые рискнули уйти из дома и направиться в Америку, в Лос-Анджелес, в поисках лучшей жизни, счастья, денег, возможно любви, спокойствия, стабильности. Но уйдя на поиски счастья, столкнулись с жестокой реальностью взрослого мира.
Есть такой стереотип о том, что латиноамериканцы склонны всё откладывать на завтра из-за безысходности своей жизни. Этот фильм о тех латиноамериканцах, которые решили ничего на завтра не откладывать, а собрались и пошли искать лучшей жизни в Америку. Направляются они через всю Мексику. Они не мечтатели, не ловцы птицы счастья, их цель - это тяжёлый неквалифицированный труд за минимальную оплату в стране, где далеко не самый лучший уровень социальной защиты граждан и достаточно высокий уровень преступности. Они знают, что их там никто не ждёт, что таких, как они там не любят, что их туда будут не пускать, а если им удастся туда проникнуть, то их будут оттуда выгонять. Никаких иллюзий у них нет, но они готовы туда идти пешком, пока не дойдут, потому что жизнь в Гватемале, даже для них, рождённых и выросших там, невыносима, потому что там нет даже работы за мизерную оплату, кроме копания на свалках и сбора мусора, да и вообще жизнь человека там мало чего стоит.
Первое путешествие двух парней и девушки не удаётся, их ловят ещё в Мексике и отправляют на родину. Во время первой попытки к ним примыкает парень индеец Чаука, который не понимает испанского. Самуэль отчаивается после первой неудачной попытки (и после того как их жестоко избивают в полиции, отбирая у них всё - вещи, рюкзаки, обувь, с трудом собранные небольшие деньги на крайний случай) и решает остаться на родине. И вместо него с Хуаном и Сарой отправляется Чаука. Передвигаются они на крышах вагонов товарных поездов, которые облеплены такими же, как они, искателями лучшей жизни. Кто-то кидает им еду, а кто-то и бросает в них камни. Сара, остригла волосы и переоделась в парня, потому что знает, что её могут изнасиловать или вообще похитить и заставить работать проституткой разные бандитские группировки. Но её уловку разоблачают, и дальнейшая её судьба неизвестна. Дальше парни идут уже вдвоём, не понимая языка друг друга.
Им обоим очень хочется увидеть снег, который у них ассоциируется с благополучием. В итоге им даже удаётся пересечь границу с США, но до конца цели добирается только Хуан. Он достигает цели, но на его лице во время работы не видно особой радости, но и тоски по родине тоже. Однако, он вдруг начинает радоваться, когда видит снег по пути с работы. Он дошёл, у него всё-таки получилось, но как же дорого приходится некоторым людям платить за такие простые вещи, как работа даже на мясокомбинате, причём нелегальная, и потому очень низкооплачиваемая.
В пути, подростки столкнутся с человеческим цинизмом, жестокостью, жадностью, подлостью. Всеми теми пороками, которые уничтожают людей. И что же им остаётся? Вера? Наверное, да. Одна лишь вера.
Режиссёр взял на себя труд показать изнанку той жизни, которую мы не видим. По сути всех их гонит в другие страны одно вынужденное обстоятельство - нищета. Именно она толкает всех людей на поступки, которые, пройдя через характер или принципы выливаются в хорошие или плохие.
Я думаю, фильм приоткрыл призму реальности нелегальных перебежчиков из стран третьего мира, лишь наполовину. Есть много драматичных фильмов, от которых мурашки и слёзы. Здесь режиссёр не стремился выжимать из зрителя слезу. Но, на мой взгляд, его видение происходящего одно из правдивых.
Актёры сыграли очень искренне, правдоподобно, захотелось им поверить и в какие-то моменты даже поддержать главных героев своим дружеским советом или плечом. Снимать фильмы о детях, о их характерах очень сложно, но ещё сложнее сыграть роль, так, чтобы тебе захотел поверить зритель.
Детская наивность, доверие взрослым, часто подло использующим детей, которое на протяжении всего фильма каким-то образом въедается в твоё подсознание - это отличный режиссёрский и авторский ход, ведь если в тебя что-то проникло во время просмотра фильма, значит он действительно качественный, значит ты что-то от него взял, и наверняка захочешь посмотреть его снова. И не смотря на то, что это всё-таки драма, фильм получился весьма импульсивным и динамичным. Социальный контекст фильма выставлен на первый план: нищета, отчаяние, поиск «цивилизации» - это показано режиссёром настолько тонко, без излишней современной грязи и пошлости, что просто нельзя оставить незамеченным.
Фильм к просмотру рекомендовать конечно же буду, на фоне драмы вы увидите нотки лирики, прочувствуете на себе всю тяжесть нищей жизни, а также заразитесь рвением улучшить свою жизнь, у вас появится отличный стимул построить своё будущее гораздо лучше. Отличный фильм. Прекрасное музыкальное сопровождение. Может для кого-то фильм будет тяжеловат, но мне лично всё понравилось и я при случае пересмотрю его снова.
Возникает вопрос, почему человек в двадцать первом веке, может быть свободным, только на свалке в Гватемале (хотя, и это спорный вопрос), а никак не в Америке, которая может предложить в виде свободы для мигрантов лишь, возможность заниматься уборкой отходов на предприятии и ничего большего? Суровая реалистичность фильма, как напоминание о тех или иных формах беззакония присутствующих в мире и разрушающих человечество изнутри… Осуждать людей за эмиграцию, когда в их родных местах жить невыносимо - это по меньшей мере глупо.
Фильм очень впечатляет, учитывая, что многое из показанного, имеет место и в более успешных странах и довольно часто. Рекомендую к просмотру, как возможность оценить собственную жизнь, в сравнении.
10 из 10
3 ноября 2023
Очень грустная история о путешествии подростков из Гватемалы в Мексику.
Парень и девушка, без объяснения причин зрителю, отправляются в длинный и опасный роад-трип. В Мексике к ним присоединяется не говорящий по-испански индеец, такого же возраста. У них возникает своеобразный треугольник с ревностью, привязанностью и преданностью. Мальчикам нравится девочка, а девочке вроде как больше нравится индеец, но это не точно. Передвижение на крышах поездов, случайные заработки, иногда воровство и куча опасности в не очень дружелюбном мире, окружающем бродяг. События принимают драматичный и трагичный оборот. Финал одному из ребят дарит какое-то мимолётное облегчение и даже счастье, но оно настолько мимолётное, что вряд ли надолго запомнится. Условно открытые и очень меланхоличные последние кадры навевают печаль.
Но фильм хороший.
Не главные, но зато целых три награды на Каннском кинофестивале.
28 сентября 2023
Об актуальности этой картины напомнили пришедшие вчера новости о кризисной ситуации на юго-западе США, где задержаны около пятидесяти двух тысяч несовершеннолетних латиноамериканцев, покинувших свои постылые дома, чтобы пойти на север, пробираясь в манящий счастьем Лос-Анджелес, как поступили и герои этой картины, державшие путь из Гватемалы, через Мексику к колючей границе, отделявшей их от звёздно-полосатой мечты.
Их должно было быть четверо, но один не решился переступить через порог неизвестности и путешественников оказалось трое: сговорившиеся заранее девушка Сара и её приятель Хуан, с прибившимся к ним по дороге бродягой — индейцем, такого же, как и они юного возраста, в силу языкового отчуждения долго не понимающего цели своих новых товарищей, удерживаемый интересом к подруге попутчика, которая, избегая риска, старалась не выказывать свой женский пол.
Взбудораженные красивыми открытками, подростки думали спастись от своей нищеты, тогда как краснокожий Чаук, казалось, был только увлечён первою любовью, неотступно сопровождая пару в полном опасной неизвестности путешествии на попутных товарняках вместе сотнями таких же, как и они нелегальных пассажиров, оставивших унылые края, рассчитывая заполучить счастье в богатом глянцевом закордонье.
Святая простота пополам с детской наивностью, ребята с опозданием понимают, что искатели удачи, вроде них самих, являются статьёй чужого дохода, а их жизни пускаются в оборот с денежной выручкой и мешками контрабандной дури, имея крайне низкий обменный курс, падающий до ничтожного, когда на большой дороге их встречает вооружённая до зубов бандитская чернь, лишая молодёжь невинной юности, преподав не первый и, как окажется не последний жестокий урок.
Общее для всех прозрение компаньонов даёт импульс переоценке их личных взглядов и отношений между собой, меняя конфронтацию на братскую близость, ещё не ведая, что им отмерено наперёд. Однако в лирическом пространстве картины успевает раскрыться романтика треугольных отношений, вместе с болью выявляющее мужественность, определяя вес чести и значение совести, когда природное благородство индейского мальчика становится примером для его непутёвого товарища, долго путающегося, не различая истинных цветов людей и их намерений, оставаясь проклятием для остальных попутчиков, расплачивающихся за ошибки своего вожака.
Исключая политические декларации, режиссёр подмешивает в историю социальный контекст, состоящий из разящей нищеты и отчаяния, движущих обездоленными беглецами и преступниками, где граница — цель и средство их существования, рубеж жизни и смерти, камерным переходом на наших глазах превращающийся в пропасть между цивилизациями, на дне которой покоятся останки многих и многих надежд.
10 июля 2014
В ленте «Золотая клетка» трое подростков из Гватемалы решаются отправиться в Америку, чтобы воплотить в реальность свою мечту о лучшей жизни. Их путь пролегает через Мексику, которая наполнена всевозможными опасностями: миграционная служба, бандиты, джунгли, болезни. По дороге они встречают своего ровесника, индейца Чаука, который не говорит по-испански. Несмотря на протест одного из подростков, Чаук все равно их не покидает, следуя везде за ними. Все они свято верят, что Америка исполнит их самые заветные желания.
Лента «Золотая клетка» участвовала в 2013 году в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, где получила премию за лучший актерский состав. В работе мексиканского режиссера Диего Кемада-Диес угадываются мотивы «Сталкера» Андрея Тарковского, а также киноленты Вернера Херцога «Агирре, гнев Божий», в ней прочитывается роман колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Это — сильное, метафоричное кино, имеющее много символических пластов. Диего Кемада-Диес разворачивает перед зрителем метафору жизни как вечного стремления к свету, к любви, к мечте, к правде, где трагедия заключается в том, что что бы ни сверкало на гаризонте, какой бы красоты оно не было, путь жизни всегда оканчивается смертью. Эту трагедию, которую сложно осмыслить рационально, режиссер попытался выразить в фильме, показав то, как невинные мечты о «рае» приводят детей в неразрешимый тупик. Картина наполнена невыносимой антиутопической атмосферой, мистикой и чувством абсурдности — будто мир погружен в постапокалиптическое небытие. И только земля обетованная, манящая за высоким забором, заставляет этих людей жить и стремиться во что бы то ни стало. Только — к чему?
7 ноября 2013