Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Закрытый занавес |
английское название: |
Pardeh |
год: | 2013 |
страна: |
Иран
|
режиссеры: | Джафар Панахи, Камбузья Партови |
сценарий: | Джафар Панахи |
продюсеры: | Джафар Панахи, Хади Саиди, Йосеф Панахи |
видеооператор: | Мохаммад Реза Джаханпана |
монтаж: | Джафар Панахи |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $28 098 |
Мировые сборы: | $28 098 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 февраля 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
У каждого автора, который метит в классики, есть over-личный фильм, свой 8 с половиной, если можно. Не то, что данный тренд является обязательным к исполнению, но он очень любим критиками и зрителями, поклонниками и родственниками автора, даже когда не совсем понятно, что тот или иной фильм в послужном списке является личным.
Джафару Панахи в этом плане повезло. Получив запрет от государства снимать кино, он смог каждую новую работу делать личной, рассказывая не столько драматургическую историю, сколько историю свою. Но есть нюанс.
Закрытый занавес начинается с интриги: один из иранских режиссеров, исполняющий архетип писателя, прячется на вилле с собакой (собаки в стране запрещены). Внезапно в дом врываются двое: брат с сестрой, они бегут от полиции. Брат оставляет с писателем сестру. Совсем скоро становится ясно – главный герой фильма не писатель, не его собака и не девушка. Главный герой – сам Джафар Панахи, скучно проводящий выходные в загородном доме и страдающий от безделья.
Вот он наливает чай для соседа, вот он нахваливает стряпню соседки, вот он сетует на то, что не может не работать, вот слушает диалог писателя и девушки в своей голове. Писатель выражает творческую сущность, полную страхов, сомнений, сам он озябший как тростинка. Девушка олицетворяет героиню ранних фильмов Панахи, дерзкая, жаждущая свободы. Она срывает занавески с окон, обнажая засвеченный морской пейзаж, срывает простыни со стен, обнажая постеры ранних фильмов.
Картина личная, посвященная безработице, говорящая о бессмысленности быта без кино в жизни режиссера. Но вышеупомянутый нюанс в том, что все это безумно скучно. Пустой трехэтажный деревянный дом, утопающий в зевающей тишине. Панахи, мирно спящий на диване. Скука и безделье передаются через экран, отчего охота скучать и чувствовать на себе скуку. А это, ну, не то, что хочется чувствовать от хорошего кино.
21 ноября 2023
После того как в 2010 году иранские власти ввели для Джафара Панахи двадцатилетний запрет на съемку кино и выезд из страны, режисеру уже трижды удалось поставить достойную картину в ограниченных для работы и творчества рамках. Фильмы Панахи непросто смотреть, в них нет саундтрека или динамичных кадров, но его фильмы получаются потрясающе «живыми».
Картина «Закрытый занавес» получила Серебряного Медведя Берлинале за лучший сценарий. Сценарий, в котором автору удалось обойти запрет на кинодеятельность и суметь вписать весь сюжет в рамки одной локации, которой стал дом самого Панахи.
«Закрытый занавес» в отличие от болем успешного в плане кинонаград «Такси» является очень личным и автобиографическим фильмом для режиссера, по крайней мере, именно такое впечатление осталось после просмотра.
Картина делится на две части, максимально тесно связанные друг с другом как сюжетно так и ментально. Первая часть раскрывает некоторые подробности особенностей жизни в Иране, на примере двух персонажей — мужчины и женщины, которые скрываются от властей. Мужчина хочет уберечь от смерти свою собаку, которую, по местным законам, ему иметь запрещено. Женщина прячется от властей после посещения запрещенной вечеринки. Во второй части больше внимания уделяется уже непосредственно жизни Панахи в условиях творческого заключения. Появляются кадры с работой оператора фильма, которые как бы отвечают на созревшие вопросы зрителей о процессе съемки фильма. Картинка становится более статичной, но Панахи не уходит в документалистику, очень гармонично связывая всех персонажей когда с помощью диалогов, а когда и с помощью нарративного монтажа.
В «Закрытом занавесе» немало метафор и отсылок к современной действительности Джафара Панахи и его отношению к политическому давлению. Автору хочется искренне аплодировать за стремление следовать за своей творческой музой и создавать великолепные картины даже в нераспологающей к творчеству ситуации.
14 июля 2016