Враг
Enemy
6.6
6.9
2013, триллер, драма, детектив
Канада, Испания, Франция, 1 ч 28 мин
18+

В ролях: Джейк Джилленхол, Мелани Лоран, Изабелла Росселлини, Стивен Р. Харт, Джейн Моффат
и другие
Взяв по совету коллеги фильм в прокате, преподаватель истории по имени Адам Белл с удивлением замечает в эпизодической роли актёра, который похож на него как две капли воды. Желание найти своего двойника превращается для парня в навязчивую идею, что становится причиной странных событий, постепенно погружающих его в пучину безумия.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Враг

английское название:

Enemy

год: 2013
страны:
Канада, Испания, Франция
слоган: «Опасайся встречи с самим собой...»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , , , , , , , , ,
видеооператор: Николя Больдюк
композиторы: ,
художники: Шон Брио, Рени Эйприл, Джим Лэмби, Патрис Верметт
монтаж:
жанры: триллер, драма, детектив
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $67 300
Сборы в США: $1 008 726
Мировые сборы: $3 468 224
Дата выхода
Мировая премьера: 8 сентября 2013 г.
на DVD: 21 августа 2014 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма, детектив

Видео к фильму «Враг», 2013

Видео: Тизер (Враг, 2013) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Тизер

Постеры фильма «Враг», 2013

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Враг», 2013

Преподаватель истории в университете живёт скучной, размеренной жизнью, днём читая лекции, а ночами занимаясь любовью с девушкой, приходящей к нему. Но однажды кто-то в университете советует ему взять кино напрокат. Он берёт какой-то фильм, и внезапно обнаруживает в нём человека, как две капли воды похожего на него. Он начинает увлечённо искать этого человека, чтобы узнать, что к чему.

Он узнаёт имя этого актёра, приходит к нему на работу. Там его узнают, и говорят, что он около полугода там не появлялся.

У актёра есть беременная жена. Актёр любит чернику, историк – ненавидит.

Сразу же начинает смущать какое-то нагнетание атмосферы. Чем-то напомнило фильмы Андрея Звягинцева – долгое размазывание манной каши по тарелке без видимого повода. Так, например, историк рассматривает в фильме своего двойника, а в этот момент ему звонит мама. Он мог бы спросить её – может, в детстве их, близнецов, разделили. Но он даже не берёт трубку – а зачем? Вместо нормального прояснения ситуации разыгрывается трагедия.

Намёк на тему доппельгангеров, которая когда-то давно была модной.

Концовка ничего не прояснила. Хотя если сесть и принудительно пособирать пазлы, то можно прийти к понятному решению. Но всё равно остаются неясные моменты. Похоже на то, что зритель сам должен решить, что же там такое.

К Джейку Джилленхаалу претензий нет, он как обычно сделал всё классно.

Возможно, этот фильм подойдёт тем, кто не прочь посмотреть на постельные сцены – они тут есть. Есть ещё некоторые неприятные вещи.

Ставлю не очень высокую оценку из-за не совсем ясной концовки и не понятно зачем нагнетаемой атмосферы.

7 из 10

26 ноября 2023

«Сложно! Сложно! 6 из 10!»

Именно так выглядит большая часть рецензий к этому фильму. Они не поняли даже про что этот фильм и говорят, что он плохой. Если вы мне не верите, то первой же рекомендованной мне попалась рецензия, где автор говорит, что смысл фильма в том, как неприятно иметь идеально похожего на тебя человека... Хотя и ослу понятно, что человеков здесь не два. Да, повествование немного запутанное, в первую очередь, из-за того, что основная часть фильма происходит вне реальности, в подсознании главного героя, но неужели каждый сложный и запутанный фильм должен объясняться в лоб простым 'ты Тайлер Дёрден'? В конце концов, можно посмотреть разбор фильма, чтобы понять какие-то неочевидные вещи. Я так и сделал, потому что не понял метафору с пауками и ещё один сложный момент. Но, поскольку я внимательно смотрел фильм, вопросов было не так много, как у большинства, которое смотрит фильмы не пойми как, не пойми зачем. Один из сложнейших сюжетов, однако, не делает главного героя приятной личностью. Фильм как-никак про то. что мужчина не хочет брать на себя ответственность и принадлежать одной женщине, в связи с чем он ей изменяет и внутри него появляется борьба с самим собой.

Однако главный герой хорошо раскрыт и, благодаря таланту Джейка Джилленхола, был сильно сыгран. Все внутренние переживания главного героя были мастерски переданы, и это заслуга в том числе режиссёра, который создал непередаваемую атмосферу гнетущей музыкой и преобладающим тоскливо жёлтым цветом картинки. Радует хотя бы то, что причина измен главного героя не в том, что он тупое животное, которому лишь бы совокупиться, а в том, что он бесхарактерный человек, который боится контроля.

Рейтинги фильмов Дени Вильнёва сильно подкосились после того, как я лично поставил его 'Дюне' 4 из 10. В этот раз он будет доволен.

9 из 10

13 июля 2023

Пауки в шкафу

Джейк Джилленхол зарекомендовал себя как актер, который снимается в хороших, качественных фильмах. Очень люблю этого приятного парня и решила посмотреть с ним фильм далекого 2013 года под названием «Враг».

Это история одного мужчины, живущего скучной серой жизнью, который однажды совершенно случайно обнаруживает на кассете с фильмом своего двойника. Адам начинает расследование, пытается выяснить кто такой этот двойник, и постепенно погружается в водоворот безумных событий, который с каждым днем становится все страннее и страннее.

Фильм «Враг» - это история, смысл которой не лежит на поверхности. Это кино для подумать и просто так оно свои секреты не откроет. В фильме многое показано иносказательно и чтобы правильно истолковать задумку режиссера придется хорошо пораскинуть мозгами.

Странный, на первый взгляд, сюжет к середине начинает потихоньку проясняться, какие-то моменты складываются в общую картинку, но до разгадки смысла еще очень далеко. Что меня больше всего поразило, так это последний финальный кадр. Признаться, такого сюрприза я не ожидала и очень удивилась. А обреченный, пронзительный взгляд Адама просто врезается в память и даже сейчас стоит перед глазами. Наверное, это самый сильный момент во всей картине.

В целом, фильм понравился. Он интересный, иносказательный, необычный, да и атмосфера под стать, гнетущая, какая-то тоскливая, она задает огромный тон всему повествованию, но есть одно жирное НО. Слишком перемудрено. Все-таки можно было снять немного проще. Лично мне пришлось лезть в интернет и читать объяснение тех или иных моментов. Например, про пауков. Вот после прочтения объяснения режиссера стало все понятно и логично. Но, все же, хотелось бы понять некоторые моменты самой.

Ради интереса фильм посмотреть можно, если любите фильмы-загадки, головоломки, над которыми можно поломать мозги, но если у нас настроение просто посмотреть интересный неожиданный триллер, то фильм «Враг» вряд ли вам понравится.

6 из 10

30 ноября 2022

Шиза от Д. Вильнева

Глупо смотреть фильм, не сделать какие-то догадки или попытаться сложить головоломку. Как только не обсуждали фильм - рассматривали покадрово, искали ответы в оригинальной английской озвучке, и до сих пор не могут внятно ответить о чем этот фильм. Да уж, хорошую задачку задал режиссер. Что это - сон или явь? Фантазия или параллельная реальность?

Не хочу приводить здесь все версии критиков, т. к. они достаточно обширны и углубляются достаточно в философский аспект, упуская из виду несколько деталей заметив которые фильм становится понятнее.

Из всех меня заинтересовала теория 'доппельгенгеров' (нем. Doppelg?nger, 'двойник') поскольку она достаточно адекватно показывает направление куда идти. Если коротко, в нашем мире есть наши двойники и иногда мы можем видеть их в физическом воплощении. Однако в контексте фильма она как мне показалось мало применима и упорно не ложится в логику фильма. Почему Адам - историк, а Энтони - актёр? Почему у одного - жена, у - другого просто подруга? Почему в начале фильма показываю пауков? Что за таинственный клуб начале фильма? Эти вопросы будут преследовать вас и после фильма.

Вильнев очень умело разбросал эти 'хлебные крошки' по всему фильму таким хитрым образом, что найти выход из этого леса загадок не представляется возможным. Все в принципе открыто как в шахматах, но ход партии мы не знаем, вернее знает только один человек - режиссер.

Предоставлю другим критикам разгадать этот ребус от Дени Вильнева. Когда я посмотрел 'Малхолланд Драйв' я тоже как и многие по подсказке самого Линча понял смысл. У меня есть парочка правдоподобных версий, но здесь я как и Вильнев их не скажу, чтобы не было спойлеров. Скажу лишь, что они на поверхности, и если присмотреться к некоторым деталям можно выйти на понимание.

6 из 10

12 ноября 2022

Сети родительских желаний.

'Опасайся встречи с самим собой' - говорится в слогане к фильму 'Враг', словно отсылая к метафизическому диалогу с некой вещью в себе, завязанной не то в психоаналитических, не то в каких-то других, паучьих сетях. А затем следует и новое заявление, уже эпиграфом к фильму, о призыве канадского режиссера Дени Вильнева разгадать хаос, головоломку, собранную им по канонам первоисточника за авторством Жозе Сарамаго, с отсылками на творчество Линча. Точнее, Вильнев призывает привести хаос в порядок, собрать сюрреалистический пазл из насекомых, Гегеля и голых женщин, по одному выводя элементы из головы Адама Белла, учителя не то истории, не то философии. Обычный препод, жизнь его инертно погрязает в железобетонном лесу жилых домов, по которым бы прозвенеть колоколу Филипа Гласса. Он существует в безэмоциональном оцепенении, его не способны разжечь ни декоративные студенты, немые и незаметные на парах, ни мать, ни сексапильная подружка, которая нужна только для удовлетворения животных потребностей. Ничего не напоминает? Совершенно типичный постмодернистский образ человека информационного века, такого мы ежедневно видим толпарем в метро или соседом с сонным взглядом у стенки лифта. Прямо как у Альбера Камю в 'Постороннем', только в реалиях нашего времени.

Новостройки Торонто, где футбольное поле украшает местность выразительнее дворцов Гауди, смрадный желтый воздух и 'дыра-ночлежка' вместо квартиры. В таком квадратно-гнездовом бытии с вычурной геометрией трудно самоопределиться, что уж говорить о самовыражении. Беллу последнее и не требуется, если рассматривать его существование в лоб, оставляя за скобками загадочные образы беременной женщины с головой паучихи, огромного паука над городом, звонки от матери с желанием помириться после необъясненных распрей. Может, ему действительно следовало опасаться прямого стыка с самим собой и не нужно было вкрадчиво смотреть рандомный фильм из видеопроката? Ведь дальше судьба героя резко меняется. Он от перевозбужденности едва может членораздельно говорить со своим двойником, мелким актером. Этот Энтони Клэр (псевдоним Дэниел Сент Клэр), живущий, как и полагается успешному и современному - в дорого обставленной квартирке с милой женой в ожидании первенца, которая ходит в бассейн не в сельских лохмотьях - подносит ему слишком серьезную возможность перемен, как минимум в голове, что и порождает хаос.

Но хаос способен стабилизироваться, как следует из физики. Только предстоит еще хорошенько в нем разобраться, прежде чем добиться желаемой стабильности. Откуда же взялся этот Энтони и кто он такой? Точно ли он вообще существует или является фантомом главного героя, нереализованной мечтой? Очевидно, Клэр помимо идентичной внешности перенял на себя еще и желаемый быт: у него и жена не шизофреничка, и профессия-мечта, замечательный способ отречься от животного бытия. Тогда как его альтер-эго и не противится побыть Адамом, практически первобытным существом, на что с гневными намеками обратит внимание и оплодотворенная Хелен (а не просто ли так?). Да, они разные по сущностям, но смена сторон была бы тождеством для обоих - хаос побежден. И для мира незаметно. Общим для них, если верить сценарию, также являются плохие отношения с матерями... Или с матерью, это уже как рассуждать. Но мать Адама зритель хотя бы видит собственными глазами. Именно она и скажет, что сыну пора забыть о мечтах стать актером - вот так вот неожиданно будет вставлен еще один ключ к разгадке... Или даже к распутыванию.

Более правильным с точки зрения сценарного нарратива будет сказать, что Адам Белл именно запутался. Запутался в многочисленных сетях, которые соткала метафорическая паучиха. Ее в начале хотят раздавить тонким каблуком, а она просачивается сквозь экранные абстракции напропалую к финалу, вносящему сумасбродицу в и так запутанное кино. От нее остается паутина как лейтмотив, в паутине увязает историк. Сначала он мечется в попытке отыскать доселе ненужный интернет-кабель, затем попадает в социальные сети, во всемирную паутину в конце концов, когда ищет фотографию двойника. Мир же всячески отрицает эту завязанность, но знаки продолжают терзать душу волнующегося пофигиста. Вернуться назад значит принять обыденность и бесцветность мира, определить, как по Марксу, сознание бытием. Поэтому лучше взять за правило доктрину Гегеля - сознание определяет бытие. Как бы тому ни мешала мать, сыгранная небезызвестной Изабеллой Росселлини, уже бывшей сюрреалистическим гениальным образом в 'Синем бархате' Дэвида Линча. Одно не учитывает герой - он сам мог быть сплетен матерью, вместе с предубеждениями, стремлениями и иллюзиями.

Так реальна ли копия Белла или нет? Истина где-то посередине как всегда. Возможно, у 'Врага' нет никакого диалектического вывода, и даже сам Карл Маркс не сказал бы, где тут трагедия, а где фарс. Потому что чем ближе развязка, тем сильнее мудрит Вильнев и уходит от сарамаговского романа. Кажется даже, что он сам запутался в паутине своих насекомых, но вряд ли так и есть в действительности. Просто первая приходящая на ум символика сего произведения одновременно и самая незамысловатая - жизнь Адама определила властная мать, отчего он стал закомплексованным безликим учителем, а не неотразимым актером, 'полюбил' чернику, а впоследствии окончательно забоялся женского следа в собственной судьбе и совсем заблудится. Прямо как герой 'Головы-ластика' того же Линча - прямо по его канонам находит историк шоссе в никуда, со страхом и парализующем положением глядя на окружающих блондинок. Энтони Клэр в таком случае и впрямь не более чем продукт фрейдизма. Тогда для чего пытаться строить интеллектуальные серпантины около обыкновенной истории про обиду детей на отцов? Стильно вышло, конечно, если брать за лекала постмодерн, окруженный безвкусным хайтеком и серным небом. Конечно, интереснее было бы поискать врага не в престарелой мамаше, а в других, за что стоит поблагодарить талантливого Джейка Джилленхола, вселявшего надежду на нарратив поновее. Но все-таки нет, веревочке виться некуда. Режиссер даже напрямую, без эпитетов, в кость пояснит, встречи с кем следует опасаться - это случится в последней сцене, причем от неожиданности в ней можно испугаться по-настоящему. И если считать за истину вышеописанный смысл, то Дени Вильнев не обманул нас заключительным образом. Неважно, мать там была или милашка Хелен, надежда иссякает полностью.

6 из 10.

14 марта 2022

Вильнев#3: Авторский Art-surr

Странная история приключилась с школьным учителем. В пору повальной компьютерзации он берет в прокате фильм, и обнаружив там себя пускается в кроличью нору поисков, а вот к чему может привести подобное любопытство? Адам застенчивый мужчина сталкивается со своим материальным двойником, более дерзким и не таким зажатым. Повинуясь обстоятельствам учитель вроде и не стремится раскрыть ящик Пандоры, но сам определенно влияет на реализацию этой самой Пандоры в своей жизни.

Бывает ты смотришь арт-хаус, и сразу понимаешь что с чем едят, и откуда ноги растут. А вот в случае с 'Врагом' ничего непонятно, и в какой-то момент даже мучительно. Могу только сравнивать, ибо: на протяжении не сильно длительного хронометража меня выкидывали в ассоциации. Сразу почему-то нарисовались образы Франца Кафки, потом возник Полански с его 'квартирной трилогией', да даже аллюзии на Двойника русского классика всплыли, все не то. Видимо контраст и непонимание материализовались из-за диссонанса с предыдущими фильмами Вильнева, а в случае с двойником Дэни либо решил поиграть в абстрактный сюрреализм, либо просто создал авторскую режиссерскую головоломку. Это при том, что весь небольшой каст играет великолепно. Джилленхол создаёт сразу два интересных образа, но ни один из них не цепляет, то есть вот герой какбэ есть, но вокруг него лишь ореол догадок, и образы. Опять же, меня с разной периодичностью относило то к Линчу с его Малхолланд, то к квартирам Полански. Джилленхол очевидно старается, но какой либо интриги нет, то есть она есть, но тотально замысловата. Картинка пропущена через просторную серию, отчего глаз спускается в атмосферный Трип вместе с героем Джилленхола. Ииии... какбэ все, додумывайте сами...

Что могу сказать? Ну красиво, ну атмосферно, но совершенно не цепляет, при всей авторитетности режиссера выглядит как смелый творческий эксперимент. Посыл ясен, не зря Адам рассуждает о природе хаоса и тонкости событий, не зря его будни напоминают рутинную спираль, не зря мысль г том что жизнь сменяется триумфом неожиданного обретает именно такой вид, наверное, воплотившись в скрытое желание мужчины чьи годы идут к сорока. Если не брать во внимание замудренность, то имеем крепкий фильм метафору, и более тут добавить нечего.

27 января 2022

Как расшифровать хаос?

«Хаос это порядок, который нужно расшифровать», - с этой фразы начинается фильм Вильнева «Враг».

Она полностью описывает, то что вам предстоит сделать в процессе просмотра, а именно расшифровать сам фильм. Нелинейный сюжет, сюрреалистические вставки то ли из сна, то ли из подсознания, а может реальности деформированной сознанием. Что из этого было на самом деле? А вернее, что это на самом деле значит?

Фильм максимально плотный. В нём всё важно: имена, реплики героев, названия фильмов, тема лекций, паутина проводов, пауки. При этом фильм похож на сон, где действия порой нелогичны, плотно выстроены и вызывают сильные эмоциональные переживания. Цветокор фильма приглушенный, будто сквозь темные очки или пыльное стекло автомобиля. Это тоже создает дополнительное ощущение нереальности и отчуждения. Будто воспоминания из прошлого. Они спутанные, неясные, не всегда правдивые.

Первая сцена фильма является символическим ключом ко всему фильму. Герой идет по темному коридору, в руках у него ключ от некой комнаты. В центре комнаты мы видим обнаженных женщин ласкающих себя на сцене. Среди зрителей мужчины и наш герой. На его руке крупным планом мы видим обручальное кольцо. Одна из женщин выносит блюдо, открыв его, мы видим паука. Паук в страхе пытается сбежать, но обнаженная женщина заносим ногу, чтобы раздавить его.

То, что происходит в этой сцене, это и есть краткое символьное выражение всего фильма. Вильнев создал прекрасную головоломку, наполненную важным человеческим смыслом.

Особенно хочется выделить короткие сцены лекций главного героя, где он рассказывает о диктатуре, контроле, памяти и событиях. Это в некотором роде эпиграфы к последующим событиям. Очень тонко и красиво вписанные в повествования они не дают потеряться зрителю, и ещё раз транслируют смыслы фильма.

Мне не хочется описывать сюжет или героев, они в целом хоть и имеют значение для расшифровки фильма, но носят скорее условный характер. Они разыгрывают этот сюжет, чтобы раскрыть темы и проблемы с которыми стукнулся почти каждый мужчина и женщина. Отношения с матерью, гиперопека и запреты на самовыражение, отношения с женой/мужем, сверхконтроль, измены и сексуальные желания. Кто и что нас контролирует? Есть ли среди этого хаоса место свободному выбору?

8 из 10

Фильм шикарен, но оставляет липкое ощущение как после граничащего с кошмаром

7 октября 2021

Паутина из символов и нелинейного повествования

Вот мы и добрались до фильма «Враг» раза два упомянутого прежде. И хочу сразу отметить, что данный фильм понравится далеко не всем, и что понять все символы с первого раза не получится, но когда вы поймёте суть сюжетного поворота, фильм вас уже не отпустит.

Операторская работа, как и во всех фильмах Дени Вильнёва, вышедших за последние лет 10 великолепна. Пейзажи серо-жёлтого города, погрязшего в паутине, внимание к деталям и символам, чётко выверенный уровень нагнетания атмосферы - всё это есть в фильме «Враг» в купе с прекрасным сюжетом, который после просмотра ещё несколько дней будет пытаться выстроиться в цельную картину.

Игра Джека Джилленхола отлично передаёт состояние обоих личностей, как забитого профессора в университете, так и дерзкого актёра. Остальной каст тоже справляется со своими ролями великолепно, но весь фильм построен именно на игре Джека Джилленхола и развитие его персонажей.

Символ паука, что пронизывает фильм от первого кадра и до самого конца, вызывает множество вопросов для массового зрителя и потому после просмотра однозначно стоит обратиться к людям, понимающим в символизме. И когда этот символ становится понятным, тогда кино начинает играть новыми красками и раскрывает ещё более глубокие чувства главного героя.

Фильм «Враг» - это незатянутое повествование о жизни человека, пусть и не самое обыденное, где каждый кадр потрачен с пользой. Он погружает зрителя в свою атмосферу серой и грязной мрачности, которая не отпускает тебя даже после фильма.

8 из 10

2 октября 2021

Есть над чем подумать

Люблю фильмы, в которых есть над чем подумать. Над сюжетом, над скрытыми пасхалками, над каким-то неочевидным смыслом, который хотел показать режиссёр. Последней просмотренной мною картиной стала ну очень необычная кинолента с простым названием «Враг» и непростым сюжетом, настолько непростым, насколько только возможно представить.

В главной роли (каюсь, начала смотреть из-за актёра) Джейк Джилленхол. Я большая его поклонница, и что греха таить, актёр настоящий красавчик, к тому же, не обделённый актёрским талантом. Сколько картин с ним снято, сколько из них постоянно на слуху, я даже Человека-паука с ним посмотрела, хоть и равнодушна к Марвел.. В общем, начала смотреть из-за актёра, в итоге влюбилась и в сам сюжет и в фильм в целом.

Сначала может показаться, что фильм какая-то психоделика, что-то очень артхаусное, постоянные вставки неясные с пауками, напряжённая музыка. Но как только вливаешься в атмосферу фильма, понимаешь, то всё это — одна большая история, в которой задействовано множество персонажей. Но основной фокус всё равно остаётся на двух главных персонажах, которых на первых порах воспринимаешься как двух разных людей, пока в процессе просмотра не приходит внезапное осознаннее реального положения вещей.

Уже потом, после просмотра, когда я читала объяснение концовки и всего фильма в целом, стало понятно, что этот фильм по большому счёту про психологическое заболевание. Факт в том, что Энтони — это тёмное проявление Адама. То есть даже наоборот: Адам — это всё лучшее, что есть в Энтони, и что проявляется в нём крайне редко. По сюжету Энтони женат, но он не приличный семьянин, его жизнь полна измен, закрытых карточных клубов. И в какой-то момент после очередной ссоры с супругой Энтони решается измениться, вернуться в семью, и появляется Адам.

Но в его возрасте, как бы ни было тяжело это осознавать, уже невозможно измениться настолько кардинально. И разумеется, что к концу фильма всё возвращается на круги своя. И вся соль этого фильма именно в цикличности. Всю соль сюжета осознаешь, когда возвращается тихий Адам, который, тем не менее, перестаёт быть тем тихим парнем и фактически становится тем, кем он хотел перестать быть, от кого он бежал на протяжении всего фильма.

Самым шокирующим моментом фильма была именно концовка, тут очень много впечатлений и пищи для размышлений. Уже потом, когда я читала объяснение концовки, стало понятно, что создатели фильма использовали в ней мифологию, что делает фильм более глубоким и продуманным.

Одним словом, фильм определённо стоит просмотра, хотя бы ради нереальной атмосферы, напряжённой, мрачной, на захватывающей.

7 мая 2021

… И пришёл паук: «Враг» Дени Вильнёва

Учитель истории (Джейк Джилленхол) берёт в видеосалоне кассету с фильмом и обнаруживает в одной из эпизодических ролей себя. Понимая, что он не мог там быть, главный герой решает докопаться до правды.

Являясь экранизацией романа «Двойник» Жозе Сарамаго (одного из самых главных литературных сюрреалистов ХХ века), фильм Дени Вильнёва при этом кланяется Линчу, используя в своём арсенале художественные приёмы великого режиссёра: пейзаж серого туманного города («Голова-ластик»), обмен личностями («Малхолланд Драйв»), огромные пауки («Дюна»), присутствие Изабеллы Росселлини в одной из второстепенных ролей, игравшей в «Синем бархате» и «Диких сердцем».

Конечно, этот фильм не получился бы настолько удачным без Джейка Джилленхола. Играющий двойную роль, он умудряется без грима и изменения голоса сделать персонажей индивидуальными, так, чтобы зритель смог их различить в любой момент.

Котелок кипит на протяжении всего действия, так как немногословность сценария и потрясающий саундтрек (кстати, чем-то напоминающий музыку Анджело Бадаламенти, любимого композитора того же Линча) нагнетают саспенс не хуже Хичкока.

Финальный сюжетный твист оставляет больше вопросов, чем ответов. И в этом главное достоинство фильма. Всё намекало на то, что ясной концовки ждать не придётся. Потому что герои сами не понимают, что происходит.

Подводя итог, Дени Вильнёв снял «Приключения Электроника» в духе Дэвида Линча с философским подтекстом о раздвоении личности, гипертрофированными пауками размером с небоскрёбы и шикарным Джейком Джилленхолом, сыгравшим здесь, на мой взгляд, свою лучшую роль(и).

27 февраля 2021

Вопросы! Вопросы требуют ответов

Картина из разряда «ни туды ни сюды». Вроде как, она выглядит интересно, точнее пытается быть, но не выходит. В процессе просмотра возникают вопросы, вопросы и снова вопросы. Когда такое происходит, то обычно в конце раскрывается страшно-интересная и непредсказуемая правда, но в данном случае фильм идёт мимо, вызывая у непосвящённых ступор и непонимание.

Я уже достаточно убедился, что Дени Вильнёв (режиссёр картины) себе на уме. Может он и считается в Голливуде элитным специалистом, но только не для меня. Все его фильмы, которые я смотрел (кроме «Убийца»), выглядят однообразно. Нагнетание обстановки, возникновение большого количества вопросов и в конце уход от конкретного ответа. Так делать нельзя, но, естественно всё зависит от вкусов зрителей. Если вам нравится оставаться без оргазма, тогда это кино для вас.

С другой стороны, я не возражаю, когда фильм в конце не даёт конкретного ответа, оставляя зрителя со своими мыслями, чтобы он дошёл до разгадки своим умом. Но тут есть одно НО. От начала и до его конца такие фильмы, должны быть захватывающими. Нельзя оставлять без заслуженной награды зрителя. Необходимо постепенно начинать давать ответы на некоторые вопросы, тем самым зритель, как доверчивая скотина, пойдёт на убой, не подозревая, что в конце ему придётся подумать. Но в данном фильме такого не происходит. Повторюсь, вопросы, вопросы, сплошные вопросы и на них нет конкретных ответов, кроме странных кадров, которые и являются ответами на эти вопросы, но они не работают, потому что в конце отсутствует конкретный ответ.

И после просмотра ты сидишь и понимаешь, что тебя обманули. Но в голове всё равно остаётся вопрос от увиденного, и ты жаждешь узнать на него ответ. Ты лезешь в интернет и раскрываешь эту страшную тайну. Настолько секретную, что актёры подписали соглашение запрещающее давать ответы прессе. И эта тайна абсолютно никак не компенсирует увиденное. Поэтому Дени Вильнёв снова подтверждает моё мнение о нём, как о неумелом и переоценённом режиссёре.

6 из 10

28 января 2021

Враг самому себе

Дени Вильнёв погружает в эстетический артхаус. Картина напичкана нелинейным повествованием, аллегориями и раскрытием главного сюжетного поворота, который даёт ответы почти на все вопросы. А вопросов к фильму много. Почему почти? Потому что всё ещё кое-какие мелкие детали не прояснились, но после того, как ты понял основную мысль, то ажиотаж зашкаливает.

Фильм снят в жёлтых, приглушённых цветах. Вся палитра не даёт возможности выбраться из угнетающего мрака. Главный герой не отличается чем-то особенным: скучная профессия, однообразная жизнь. Картина показывает эту рутину таким образом, что уже чуешь подвох. Нагнетает атмосферу саундтрек, который погружает в историю таким образом, что от мрачной неизвестности ты получаешь удовольствие. Кажется, что что-то должно произойти, но однообразие всё повторяется и повторяется, пока великолепным ходом режиссёр не вводит эмоциональную зависимость.

Если рассматривать на внешнем уровне эту картину, то детектив и расследование приводят до одной ключевой сцены, оставляя мистические вопросы, а уже после раскладки всего сюжета начинаешь соображать — здесь всё не так, как кажется на первый взгляд. Причём тут паутина и постоянные отсылки на шестилапых? Шелоб вышла на охоту? Здравый смысл подсказывает, что фэнтези в таком проекте не может быть, поэтому режиссёр заставляет работать головой, отсылая на пасхалки, которые присутствовали весь хронометраж. Поэтому советую одним просмотром не ограничиваться, так как при повторном просмотре начинаешь обращать внимание не незначительные детали.

Внутренний уровень показывает нелинейное повествование. Это становится понятно после трагических событий под финал. Вопросы, которые ты задавал в начале ленты, проясняются, логически объяснить можно только одним способом — главной интригой ленты. Джейк Джилленхол справился со сложной ролью великолепно. Один герой — заядлый учитель истории, у которого всё в жизни однообразно, закрытый в себе тихоня. Другой — успешный, брутальный, знаменитый человек. Разница очевидна, две стороны одной медали. На фоне этого и выстраивается внешний круг. Зависть, непонимание ситуации и поиски ответов рождают новые вопросы.

Масло в огонь подливают второстепенные герои. Размышления подкидывает эпизодическая роль матери учителя. Вот, что позволяет уделить внимание к деталям, особенности разговора и окружающего их пространства. К этому эпизоду ты возвращаешься, когда понимаешь, что что-то упустил, что-то не понял. Картина оставляет открытую концовку. Вильнёв как и Нолан в «Начале» бросает зрителя в омут догадок и пересмотров материала. А ведь, когда понимаешь то, что хотел донести Дени, фильм поднимает планку, будто покоряет следующий уровень значимости.

Это не та картина, которая подойдёт для просмотра в компании. Это артхасус и психологический триллер, который великолепно доносит материал и заставляет думать над всеми деталями. Помимо грандиозного Джилленхола порадовала присутствием Мелани Лоран. Вот что значит спалить Гитлера в кинотеатре! Также эпизодически удивила Изабелла Росселлини. Сложное кино, которое оставит после просмотра отпечаток на душе.

23 октября 2020

Ути-пути паучишка

Преподаватель университета Адам Белл, просматривая фильм, замечает свою точную копию среди актёрского состава и мысль о реальной встрече становится всё более навязчивой.

Сразу отмечу: существует роман Двойник by Жозе Сарамаго, однако фильм не является отражением источника, в нём присутствуют правки и изменения.

Дени Вильнёв, что ты со мной делаешь… Обожаю картины, в которых оставлен простор для мысли, где царит субъективизм, поддерживающий пламя киноленты по сей день. Споры, теории, догадки — всё это нам оставил «Враг».

Нелинейный сюжет заставляет держать детали в голове, при просмотре я не был уверен, но теперь могу заверить и себя и вас: в фильме ничего не снято просто так. Всё сказанное, сделанное помогает составить общую картину и впитать идею, выгравированную режиссёром. Очень советую внимательно слушать лекции Адама и изучить доску в аудитории с его тезисами, они ведут за ручку весь фильм.

Действие происходит в мире Адама, не в объективной реальности. Слова Адама о революции относятся не к внешнему миру, а к революции внутри личности. Революция неумолимо повторяется.

От объективизма тут то, что: никаких двойников нет. Адам и Энтони это один и тот же человек с внутренними противоречиями.

Джейж Джилленхол… Потрясающая игра. Чётко разграничиваются две личности, даже когда действо затуманивается, ты всегда можешь определить кто в данный момент перед тобой. Джейку удалось передать разницу в мимике, различия в движениях, чертах характера своего героя.

В общем фильм стоит того! Фоном посмотреть не удастся, приветствуется полнейший фокус на происходящем.

9 из 10

30 июня 2020

Даже человек умеренно одаренный созревает, пробежав через несколько столетий. Г. Гессе

Прочитал достаточно качественных рецензий, апеллирующих к темам двойника, символическим потерям себя, а также метафизической блажи о самоопределении, чтобы отказаться от желания ваять дополнение к ним, перефразируя сходные метафоры, вложенные в удивительный фильм «Враг», а также дабы обратиться к лишь изредка замеченному некоторыми рецензентами вынесенному режиссером в контекст психологизма картины символу. И правда, по мере просмотра, сознание серфингистом маневрирует по аналогиям и ассоциативным рядам, практически неустанно генерирующихся в ответ на импульсы, поступающие от зрительного нерва. Линч и Кроненберг, Хичкок и Лайн: чего-чего, а Достоевщиной тут и не пахнет, уважаемые кинолюбители. Однако не суть. Суть же — в столетиях, породивших и так же удачно спрятавших в глубинах человеческой психики массах символов и аллегорий, и, хотим мы этого или нет, а Дени Вильнёв отлично препроводил зрителя к началам, истокам первобытного обожествления такого значительного символа как паук, великолепно использовав его в виде нити, связавшей переведенную в психологическое русло экранизацию романа «Двойник» Сарамаго. Адаптировать философию романа для экрана режиссеру помог талантливый Хавьер Гуджон, и сделал он это как нельзя лучше, достаточно задуматься о бесконечном множестве экранизаций, дотошно передающих фабулу, а не психологизм, чувственность произведения, что ни в коей мере не способно насытить получающего визуально информацию зрителя.

С этой целью создатели картины обратились к древнегреческому эпосу об Арахне — женщине, обращенной в паучиху жестокосердной и тем не менее достаточно странной в своей милости Афиной. Арахне, дерзнувшей посягнуть на преемственность божественной силы искусства, будучи лишь человеком (здесь выявляется тонкая самоирония, которой, кстати, фильм наполнен не меньше чем замысловатыми намеками на те самые непостижимые тайны, исходящие от встречи двух начал, бесконечным синкретизмом современного мира знаний заглушающие все возможные и будто бы формулируемые намеки на ясность). Афина же выступает мерой, сутью целостного, неразрывного женственного начала, покровительствуя замужним и беременным (и снова мы видим иронию режиссера, взявшего на роль беременную Гадон). Неотъемлемой ее частью была личность ткачихи, что так или иначе перекликается с сутью главного символа картины — Афина научила ткацкому искусству феакиянок и делала свою одежду сама. В итоге акцент падает как раз-таки на героиню Сары Гадон: это ее решение потакать чужому как будто человеку рождает новое формирование событий, и лишь она способна сделать так, чтобы он стал частью перспективы еще не случившегося будущего в контексте двух как-бы чуждых друг другу персон, находящихся в одной из случившихся реальностей фильма; также именно она первая едет на свидание, вскрывая пока только зарождающееся в герое осознание нового, несопоставимого уже с прошлым, знания. В итоге, наблюдая отлично обыгранных мифологически символичных персонажей, накопивших за тысячелетия достаточную «паутину» иносказательных аллегорий, а также ассоциаций в умах исследователей, режиссер не поколебался ввергнуть зрителя еще и в пучину психологизма архетипического понимания паучьего присутствия: именно паук как ассоциация с парками прядет нити человеческой жизни, его амбивалентная природа сродни антиномичности человеческого Я, столбом независимо стоящим в контексте многогранности всего произведения.

То действо, что протекает перед зрителем — лишь оболочка, из-под которой так и рвется наружу прямая метафора о духовном росте личности. Герой захотел изменений, переживаний, отличных от его бытового наполнения, и тут же, по принципам магического реализма, ему подали еще не остывшее шизофреническое путешествие в себя, через способность поглядеть на другого Его, да еще и посредством символа, являющегося как источником смерти буквально так и колоссом зодчества по собственным, неконтролируемым внешним хаосом, правилам (насколько дисгармоничен безликий город в сравнении с концентрическими кругами симметричной паутины).

Всего каких-то полвека назад замечательный писатель Филип Дик, отражая безудержность философии XX столетия, в своей экзегезе рвался к точке начала начал, отказываясь признавать миллиарды населяющих землю индивидуальностей и утверждая единое, сверхэмоциональное существо в этой точке схождения всех лучей; режиссер возвращает нас косвенно к глубокому философскому принципу подмены реальности в воображении главного демиурга — собственно человека. И здесь, получив желаемое, вместо того, чтобы расти, человек впадает в жалостливое скуление, изменчивое напуганное позиционирование себя как страдальца, а всей суммы магических начал, проникающих в жизнь пустившегося за знанием персонажа, как непосильное испытание. Где-то на половине хронометража нам показывают даже побег от себя в надежде, пусть уже и призрачной, возможности обратиться к старому кругу уже знакомого «ада» ежедневного коловращения. Однако этому не бывать: смущенная дерзостью реальность открыла свои перспективы и ждет лишь толчка, который обязательно будет произведен, и уже неважно, какие предпосылки толкнут событийность к развязыванию накопленных узлов, о чем свидетельствует выражение лица протагониста в финальных кадрах (стоит отдать должное за отличную игру Джилленхола) — на нем уже не считывается экзистенциальный ужас и даже уходит прорывавшееся смирение. Теперь властвует ухмылка, словно осознание происходящего больше не тревожит героя нисколько: переступив собственные ужасы, он постигает, что его приняли и впереди ничего кроме истины в виде грандиозно выявившего себя главного символа картины.

Монументальная по своему содержанию работа в век бесконечного хаоса создания, анализа и переработки информации, и сведенное к минимуму количество диалогов лишь доказывает актуальность данного произведения искусства. Думается, что режиссер и половины не концептуализировал, создавая фильм, тем самым доказывая, что отлично поставленная работа сама себя творит и наполняет, если верно избрана рецептура созидания и выверены интонации конечного продукта.

А враг… да ведь мы сами враги себе, постоянно и ежечасно, то отказывающиеся от состоятельности собственного выбора, то стремящиеся разрушить и заменить только что созданное нами, то оборачивающиеся новыми витками плетущих невидимой нитью (словно пауки) самих себя и сиюминутно меняющиеся. Однако, стоит ли смотреть на призрачный эпитет «враждебный», спрятавшийся за названием фильма, как на нечто опасное, еще нужно подумать. Глубокого вам просмотра…

26 апреля 2020

[I]Полтора часа безумия.[/I]

Ну что-же, наконец добравшись до очередного фильма с Джилленхолом, могу сказать, что это совершенно не то, чего я ожидал и точно не то, чего ожидаете вы. Увидев, кто режиссер и прочитав краткое описание я ожидал крепкий, напряженный, но обычный триллер. Но получаем мы в итоге нечто совершенно другое.

Во время просмотра постоянно появляются ассоциации с «Машинистом» Брэда Андерсона, такое-же тягучее повествование, такая-же густая атмосфера и точно так-же на протяжении всего фильма возникает сомнение в психическом здоровье героя (героев).

Фильм непростой и имеет некий ценз для просмотра. Если вы смотрите исключительно голливудские блокбастеры, то можете либо не заметить двойное (а может и тройное) дно, либо сломаете лопату в попытках до этого дна докопаться. В добавок к этому, в фильме полно очень странных визуальных образов, которые могут или сбить с толку, или наоборот помочь найти смысл.

Что касается картинки и звукового сопровождения. Музыка приемлемая, хотя ничего запоминающегося, поэтому останавливаться здесь не буду. Визуальная составляющая это уже отдельный разговор. Желтый фильтр придает тягучей атмосфере щепотку безумия, для этого собственно его и используют. Туманные однотипные серые многоэтажки вводят зрителя в нужную депрессивную кондицию. Все ракурсы и планы хороши, как обычно и бывает у Вильнёва.

И что-же мы получаем в итоге:

Хороший фильм, но точно не для всех. Это не типичное кино Вильнёва. Посмотрите в рекомендациях похожие фильмы, если они вам нравятся, то понравится и «Враг». Ждите от этой киноленты странного, непонятного и некомфортного, и тогда просмотр пойдет как по маслу.

23 ноября 2019

Пауки не то, чем кажутся

Если вы намерены посмотреть детективный триллер с Джейком Джилленхлом в главной роли, то именно таким вы увидите фильм «Враг», снятый канадским режиссером Дени Вильнёвым в 2013-ом году. Триллер получился плохой: неровный сюжет выглядит неправдоподобно и содержит непонятные, совершенно лишенные смысла детали. Атмосферу во многом задает тревожная музыка, а картинка похожа на коричневато-болотное полотно. В общем, удовольствие сомнительное. Но почему же тогда финальная сцена ставит все с ног на голову, заставляя зрителя обдумывать фильм на протяжении нескольких дней? Потому что концовка однозначно дает понять, что кинолента отнюдь не является триллером — она лишь изображает его, являясь на деле нечто совсем другим.

Предположим, что вам известен бэкграундер режиссера и заодно автора литературного произведения, положенного в основу фильма. Или же кто-то порекомендовал вам это кино, заранее сообщив, что вы увидите не типичный жанровый фильм, а настоящую головоломку, для разгадки которой нужно анализировать не столько сюжет, сколько наполняющие его детали. Даже в этом случае вам, скорее всего, потребуется посмотреть кино еще раз, чтобы понять, о чем оно. Нащупав взаимосвязь между вступлением и кульминацией, зритель имеет все шансы расколоть этот крепкий орешек.

Ключевое открытие заключатся в том, что перед вами никакой не детектив, а психологическая драма, преподнесенная в форме метафоры. Данную киноленту оправданно сравнивают с творчеством Дэвида Линча, создателя «Твин Пикса», который действительно строит свои картины как некие головоломки, подлежащие разгадке через интеллектуально-чувственный анализ. Любителям такого рода искусства, фильм однозначно придется по вкусу. Дает ли это основания вынести фильму однозначно положительную оценку? Сказать довольно сложно. Автору рецензии не удалось разгадать скрытый смысл картины самостоятельно, даже при учете того, что им было подмечено несколько важных деталей. Не сделает это и другой среднестатистический зритель без дополнительных разъяснений. Трактовка, разлетевшаяся по интернету, безусловно, заставляет восхититься сотканной режиссером паутине смыслов — только тогда понимаешь, к примеру, почему один главный герой мирится с женой, когда другой в это же время разбивается на машине с любовницей. Также становится ясно и то, почему в картине столь большое внимание уделено паукам, и что они собой олицетворяют в принципе. Однако принимая во внимание продуманность всей истории, неизбежно возникает вопрос: а как до всего этого должен додуматься неподготовленный зритель? В конце концов, фильм позиционируется, как триллер-детектив, и это скорее обман, уводящий зрителя по неверной дорожке. Способствует этому и ряд сцен, которые подкидывают ложные улики. Диалоги двойников, к примеру, могли быть прописаны более аккуратно, чтобы они ложились как под витрину фильма, так и под его зашифрованную суть. Некоторые реплики и поступки героев вписываются в концепцию метафорической головоломки довольно условно. Возможно, стоило несколько упростить подачу материала, сохранив при этом его исходную суть, чтобы кино стало понятнее для большего числа зрителей.

Кино стоит посмотреть, причем дважды. Если после повторного просмотра оно по-прежнему останется для вас непонятным, тогда стоит обратиться за помощью к всемирной паутине, но не спешите это делать сразу же — не лишайте себя удовольствия совершить собственные маленькие открытия.

16 октября 2019

Враг?

Общее впечатление: Невероятно сложное кино для восприятие, пожалуй тонна символизма, которая просто обволакивает данную ленту и тащит в паучье логово невозможно не заметить. От этого напрягаются все извилины, вы как зритель смотря на картинку думаете «Что же здесь происходит?!»

Очень сложно описать свои мысли, ибо все что я скажу будет паутинный спойлер. Но краткий экскурс провести можно: Преподаватель истории берет в видеопрокате диск с неизвестной ему комедией. Фильм его никак не впечатляет, но в одном из эпизодов он замечает актёра, который выглядит в точности так, как он сам. Поражённый увиденным, он решает найти своего двойника. Поиски оборачиваются настоящим наваждением, путешествием в самое сердце метафизической тьмы, которое переворачивает его представление о жизни с ног на голову.

Рассказ увлекает, это факт, но! Из краткого описания, кажется что кино динамичное, но нет. Здесь почти ничего не происходит, лента невероятно тягучая, я будто в болоте перебираю ногами, тону, а никак выбраться не могу. И вроде хронометраж мал — 88 минут, но кажется что целая вечность идет. Пожалуй, много фокусировок на деталях: пауки, туфли, женщины, двойники, лучшая жизнь — все это раз за разом от одного эпизода к другому переходит, образуя клубок загадок. Масла в огонь добавляет финал, который не просто оставляет массу — «Что? Почему?», а переворачивает все увиденные события наоборот.

Что насчет повествование, вот вроде оно и прямолинейное, т. е. можно все понять легко, что к чему, а смысловая нагрузка колоссальная. И этот противовес с нудно размеренного к умственно дробленному (назовем это так) удивляет. Ибо такое кино придется не каждому на вкус. Что касается меня? Я люблю все эти тайны и символизм, но нудность отталкивает меня, поэтому я не смогла насладится полностью картиной. Но если вы любите поразмышлять и придумать историю герою, ибо здесь все только на этом — додумывать и рассуждать, то это кино точно для вас.

Нужно помнить, что порою враг скрыт в себе, и угнетения главного героя вытекают в его суматошный мир. А справится ли он? Скорее нет, чем да.

6 из 10

17 июня 2019

Неуловимый Джо, которого никто не ищет

Представьте себе фильм про человека, который узнает, что у него есть двойник. И не просто двойник, а абсолютная копия этого человека. Тот же голос, та же прическа, даже длина бороды та же. Интересно, да?

Теперь представьте, что помимо интригующей мистико-детективной истории в фильме есть загадочные сюрреалистические элементы. Комната для богатых джентльменов, где царит разврат, гигантские шагающие по городу пауки, будто сбежавшие с картин Дали, пауки поменьше, которые кое-как помещаются в комнату. Становится ещё интереснее, не так ли?

И хочется уже погрузиться в эту историю и начать распутывать этот замысловатый ребус. Но не тут то было. На вашем пути встает сам фильм, который настолько неинтересный, что от всей мистики и сюрреализма хочется просто отмахнуться. И в этом заключается истинная магия этого фильма.

Непонятно как и зачем, но режиссер расставил акценты в фильме именно так, чтобы вам было абсолютно всё равно, что в нем происходит. И главной загадкой фильма оказываются не значения пауков, не факт реальности или неумышленности двойника. Всё, о чем ты себя спрашиваешь, это почему фильм так скучен.

5 из 10

26 марта 2019

Когда перемудрили со смыслом

Занимательная история — режиссер Дени Вильнёв в 2013 году выпускает два фильма «Пленницы» и «Враг». В пленницах за сценарий отвечает Аарон Гузиковский, за операторскую работу прекрасный Роджер Дикинс и композитором выступает Йохан Йоханнссон. В фильме «Враг» за сценарием уже команда из Гульона и Сарамаго, оператор Николя Больдюк, а музыкальные нотки добавляются тандемом Бенси и Юрриаанс. Вакханалия смыслов фильма «Враг» именно такая, какое количество фамилий упомянуты в абзаце.

В фильме «Враг» режиссер постоянно вводит новые и новые смыслы которые должны будут раскрываться по мере развития сюжета перед зрителем. Или все такие не должны? Что происходит с главными участниками событий, какие у них мотивы, кто является положительным/отрицательным персонажем? Поток сознания, который мы увидим на протяжении всего фильма — к сожалению не приводит к законченной истории, или хотя бы не приоткрывает завесу тайн. Режиссер не смог передать зрителю те «коды», благодаря которым можно расшифровать сюжет. Представляете себе историю, когда один человек узнает, что у него есть двойник? Какие будут его действия? Если у человека много свободного времени и большой душевный кризис — то возможно попробует найти и поговорить с двойником. Так и происходит, но режиссер совершенно неспособен вывести завязку хотя бы на уровень, на котором произойдет разрешение конфликта. Потому что конфликт придуман полностью и проблема самоидентификации рушиться, просто потому что у каждого из участников своя жизнь, которая ни коем образом не пересекается.

Пусть режиссер опирается на роман «Двойник» (чтение которого требует не меньших усилий, чем перевод с латиницы без словаря). Но заслуга кино в возможности показать с помощью образов — свое персональное видение. Режиссер Дени Вильнёв даже не пытается это сделать и оставляет беспомощного Джейка Джилленхола барахтаться в сюжетный лабиринт.

5 из 10

22 ноября 2018

ЗЕРКАЛЬНЫЙ ТЫ

Можно сказать, что первое знакомство с режиссером произошло довольно удачно. Здесь представлен довольно необычный триллер с элементами детективной драмы. Почему он интересен и почему он необычен?

Сначала нужно добавить КРАТКОСТЬ автора. Он умеет удивлять достатком деталей, достатком визуальной полноты и сценарной части. Это тот случай, когда нет ничего лишнего в фильме, а это уже завораживает.

СЦЕНАРНЫЕ события развиваются удивительно быстро, логично и лаконично. Автору достаточно нескольких минут, чтобы показать общие черты представленного героя, открыть его грани до конца фильма.

Если учитывать жанровые особенности — это тот триллер, который поражает воображение своими отсылками, жаждой думать и оставлять неоднозначное впечатление. Я до сих пор не понял деталей, которые были представлены в некоторых сценах. Что они делают с героем, как они раскрывают его грань? Это приятно, только вопрос в том, сможешь ли ты найти на него ответ.

Сомнения по поводу просмотра могут быть, только посмотрел этот фильм благодаря Джилленхолу. Он всегда подписывается на хороший сценарий, выбирает роли, которые позволяют ему расти и развиваться независимо от бюджета. Работает на искусство, а это стоит того. Показывает много хорошего кино, благодаря своему имени.

Можно глянуть для интересного опыта. Точно сгодится для любителей пошевелить мозгами, напрячь воображение и эстетов, которые любят качественную, мрачную атмосферу.

2 октября 2018

Перегруженный расстройствами

Фильм интересный и как бы загадочный, и вам придется хорошо попыхтеть, чтобы в нем разобраться. Мне это удалось, я поняла, что творческий азарт художника иногда очень вредит режиссеру, и он навредил этому фильму, в плане взаимосвязи режиссера со зрителем. У зрителя осталось много вопросов.

Главный киногерой — историк, живет спокойно и мирно, успешно работает, и у него нет врагов, но нет и друзей. Он самостоятельный и умный человек. И если что с ним случается, то он легко этому находит решение. Добавлю, что, на мой взгляд, киногерой получился чрезмерно перегруженным психологически его создателями. Это минус фильма.

Сложная тема книги получилась ещё более усложненной в кино, так как вмещает в себя несколько парадоксальных и абсурдных подтем, противоречащих друг другу. Однако запутанную ситуацию смягчила и как-то вырулила искусная игра Джека Джилленхола. Он, к счастью, не ушел в азарт и не переигрывает.

Фильм местами неоправданно затянут, часто пустые и длинные паузы. Иногда не удачны световые решения: ведь темнота на экране ни о чем не говорит, а мы только ждем, когда включат свет. Музыка вроде бы не заметна, что в плюс, но порой она пугает, напоминая о себе, потому что резкая и обрывочная. Несмотря на все недостатки, я рекомендую этот фильм к просмотру, особенно любителям триллеров.

6 из 10

21 июля 2018

Я — мой лучший злейший враг…

Торжество хаоса над порядком… Дени Вильнёв снова погружает нас с головой в пучину людских страстей копаясь в самых потаенных уголках человеческой души… Полнейший контроль себя и своей жизни… жизненный тоталитаризм если хотите, набор правил и условностей одного героя Джилленхолла, и полное отсутствие таковых у другого его персонажа тесно переплетаются, словно паутина, когда один из них нарушает свой привычный ритм жизни казалось бы таким пустяковым поступком как взятая по совету товарища кассета в видеопрокате. И с этого момента размеренная, подчиненная определенному порядку жизнь летит под откос в пасть безумия… Во взятом напрокат фильме ему кажется что он увидел актёра как две капли воды похожего на него самого… Эти мысли не дают ему покоя и он изо всех сил пытается найти своего двойника… Но зачем? Для чего? Что дальше? Каков план? И есть ли он вообще?

А паук продолжает плести свои сети…

С первых секунд и до финальных титров не оставляет ощущение чьего-то присутствия… кого-то третьего… незримого наблюдателя, дирижёра, который вот-вот должен появиться на сцене… Унылая, порой даже мрачная атмосфера паутины мегаполиса дополняется великолепным музыкальным сопровождением и прекрасной операторской и актерской работой (Джилленхолл тут отыграл в двойную силу)… Масса символизмов, которые вплетены шелковыми нитями в сюжет заставляют постоянно думать и переосмысливать происходящее на экране…

Вообще если разобраться Дэни Вильнёв снял мистический триллер, который с трудом поддается какому-либо логическому анализу… всё больше завязано на интуииции и ощущении покалывания кончиков пальцев в процессе просмотра… Эта картина настолько многогранна и сложна для осмысления, что для того, чтобы подобрать ключ к пониманию и увидеть не просто набор разрозненных кадров нужно пересмотреть её несколько раз… а может даже и несколько десятков…

8 из 10

30 мая 2018

Враг — это дьявол

Фильм конечно жутенький и 18+, но в целом, если рассматривать его через христианскую парадигму, очень даже смотрибельный и, в сравнении с похожим сюром Линча, к примеру, очень даже понятный. И Дени Вильнёв, думаю, даже улучшил его в сравнении с изначальным произведением богохульника Сарамаго, в котором, как обычно у закоренелых атеистов, нет никакого выхода из ада. Здесь, во всяком, случае показан в него вход: актёр Энтони использовал для этого ключ на нечестивое сборище, а историк Адам собственное произволение, образованное от уныния. И конечно для каждого из них этот вход произволен, лукавый лишь соблазняет приглашением. Враг — одно из обычных его имён, и образ паука, непрестанно плетущего для человека сети соблазнов — тоже очень подходящий образ. Также не зря, по всей видимости, одного из двойников зовут Адам.

Вход героев в мир тьмы подобен запретному вкушению от древа познания добра и зла: знание само по себе хорошо, но ум человека не способен вместить его преждевременно, не повредившись: все мы как часть единого целого и каждый из нас в каждом из нас, и один сам по себе ничем не больше другого. Истинное же величие и слава в любом из нас — Христа Господа. За входом в мир тьмы человека не принявшего Господа следует и неотвратимое исполнение воли своего нового, уже лукавого властелина, влекущего в погибель, то есть последующие свои шаги герои совершают уже невольно, будучи одержимы злом. Однако конец фильма открытый, Адам лишь взирает на открывшуюся бездну, которая при этом со страхом прижимается. Интересно, чего она боится?

Люблю созерцать когда Бога славит всё творение, в том числе люди, которые вовсе этого не собирались, и даже наоборот.

«Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.» (Псалом 148).

8 из 10

11 апреля 2018

Кто же «враг»?

«Враг» — глубокий и необычный мистический триллер Дени Вильнёва. К сожалению, фильм не удостоился популярности у широких масс и приобрел ярлык «сложно кино на любителя», что весьма зря, ведь неожиданную развязку можно вписывать в топы с самыми непредсказуемыми поворотами сценария. Хотя и без сюжетных твистов фильм представляет собой цельную, самостоятельную картину с дотошным вниманием к деталям и постоянным напряжением.

И в этом главное достоинство фильма — непрерывный саспенс, который преследует зрителя на протяжении всей ленты и не спадает даже после титров. В воздухе витает чувство, что вот-вот произойдет нечто странное, но оно всё не приходит — и при этом происходящее на экране не перестает вызывать интерес. Усиливает эффект до самого конца непонимание, кто на самом деле здесь «враг», ведь с первого же кадра чувствуется присутствие чего-то враждебного.

Кино получилось крайне эмоциональное, несмотря на всю серую палитру и сухие урбанистические пейзажи. Громадная заслуга в этом принадлежит, уже завоевавшему симпатии зрителей, Джейку Джилленхолу. В этом фильме он отыграл «в двойную силу», но это уже спойлеры. Если вы понимаете о чём я.

В то же время, Вилнёв в очередной раз продемонстрировал свои виртуозные способности в жанре триллеров. Вообще, описывать эту киноленту можно бесконечно, это настоящий бриллиант «умного» кино — многогранный и заковыристый. Он прекрасно справляется с целью озадачить зрителя и дать ему огромные просторы для размышлений, вынюхивания деталей и построения сложных теорий. Этот фильм может не вызвать симпатии только в случае непонимания сюжета. Если вы не сторонник вдумчивого просмотра кино — в таком случае лучше проходите мимо и не тратьте время попусту.

9 из 10

11 февраля 2018

О чем этот фильм? — О моем подсознании

Как и любой фильм одного из лучших современных режиссеров Дени Вильнева, «Враг», наверное, даже больше других, сложно поддается анализам. Он так глубок и многогранен, что в нем легко заблудиться, как я понимаю, заблудились многие, кому этот фильм не понравился. Люблю наблюдать работы этого прекрасного художника, который так трепетно относится к своим проектам, так хорошо понимает, что зачем и куда добавить, что каждый раз удивляешься великому уважению автора к зрителям.



«Враг» — сложный психологический триллер, в котором прекрасный Джейк Джилленхол исполнил две прекрасные роли — самовлюбленного и самоуверенного актера и застенчивого и потерянного профессора — и сыграл он их превосходно. Но если подумать, сыграл ли он две роли?

Нет, он сыграл одну и очень сложную роль. Одного персонажа, бегущего от ответственности, несогласный на паутину семейной жизни, испугавшийся ребенка. Он начинает уходить, пытаться спастись от этого, что видимо его ломает — ибо одна его часть все хочет вернуться назад и все исправить. Как и лекции одной из его личностей, что тоталитаризм — это всегда контроль, это всегда определенный набор приемов и инструментов, но вся эта система всегда циклична, всегда повторяется, — так и его побеги из семьи повторны: «ты ОПЯТЬ с ней видишься?». Жена уже давно устала, но пытается ему помочь, пытается играть роль непонимающей, хотя она давно уже поняла, что у ее мужа проблемы, да и силы у нее уже кончаются. Но и он старается, он возвращается и он извиняется, слезы искреннего раскаяния способны вернуть на круги своя, дать ему еще один шанс на спокойную семейную жизнь, попробовать понять, что семья это не оковы и совсем не груз. Но он в самом конце становится понятно, что сила воли его опять подведет, когда представился очередной шанс. Да, и жена не удивилась. Вздох. Опять все пойдет по кругу. Красиво и емко. Браво, Дени Вильнев!



Красивый символизм — женщина как паук. Ну, по крайней мере в глазах персонажа Джилленхола. Они плетут сети, в которых жертвы ждут своей участи быть съеденными. И Джилленхол считает, что он попался в них и он пытается выбраться, пытается выбраться много раз. Паук, которого принесла в самом начале на блюдце работница этого странного заведения, под конец сцены был раздавлен — туда бегут такие же мужчины, такие же «жертвы», желающие «спастись» от своих паучих. И так же жена боится быть раздавленной, а сил у нее остается все меньше и меньше. 



Вильнев как всегда прекрасен, очередная отличная работа отличного художника.

3 февраля 2018

«Хаос это порядок, который нужно расшифровать»

С первого кадра, мне показалось, что фильм будет о том, как большой мегаполис с его гигантскими бетонными муравейниками давит на человека. Спустя несколько повторяющихся сцен, вызывающих только стойкое отвращение к главному герою, я подумала, что это фильм о пустом эгоистичном человеке, повседневная жизнь которого настолько заполнена скукой, что даже рабочие будни бухгалтера, по сравнению с его жизнью, покажутся безбашенной вечеринкой. Я подумала, что это фильм о человеке, который не может найти счастье ни в девушке, которая его любит и пытается завладеть хотя бы каплей его внимания, ни в работе, ни в самом себе, ни в чём и ни в ком. Полная, всепоглощающая, всеобъемлющая пустота.

От экзистенциального одиночества главного героя спасает находка в виде двойника, и тут мои мысли подтверждаются. Герою настолько никто и ничто не нужно, его эгоизм настолько гигантский, что интерес он видит только в точно таком же, как он сам человеке.

Идею с раздвоением личности я отбросила сразу же. Она кажется слишком примитивной для такого артхаусного и высокоинтеллектуального произведения искусства, каким пытается выставить своё творение Дени Вильнёв.

Где-то с середины фильма я начала уставать. Мне стало казаться, что режиссёр просто издевается над зрителем, забирая его драгоценное время, которого и так отведено нам, людям, очень мало.

У каждого из вас, наверное, есть такие фильмы, в атмосферу которых погружаешься с головой, и не хочешь, чтобы они заканчивались, а в конце испытываешь лёгкую грусть от возвращения из этого удивительного мира фантазии в мир реальный. Остаток же этого фильма я сидела, с каменным лицом, в нервном нетерпении, когда же он закончиться, а когда увидела конечные титры, испытала радость.

«Хаос это порядок, который нужно расшифровать» — непонятно, к чему вообще эта цитата в начале фильма. То ли режиссёр намекает зрителю, мол, я снял артхаусную белиберду, а ты расшифровывай, то ли оправдывается перед ним, что не смог внятно и доступно изложить идею.

Хочу добавить на возражения по поводу моего узкого взгляда на этот фильм. Я не люблю кино, которое требует дополнительных объяснений и (ютубных) обзоров за рамками самого фильма. Я сторонница того, чтобы фильм сам себя объяснял. Мне кажется несправедливым тратить своё время ещё и на то, чтобы попытаться понять, что же всё-таки имел ввиду автор, в то время, как он сам не удосужился постараться сделать свой фильм хотя бы немного более понятным.

Ставлю единицу, потому что очень зла на этот фильм за то, что он отнял моё драгоценное время.

11 ноября 2017

Вражеская головоломка

Прочитав описание, можно подумать, что Дени Вильнёв снял очередной психологический триллер, но это не совсем так. Враг — это один из самых странных фильмов, который оставляет весьма смешанные ощущения после просмотра. Этот тот случай, когда фильм специально оставляет как можно больше вопросов, на которые не даётся ответа, чтобы зритель самостоятельно пытался докопаться до истины.

Фильм запутывает зрителя уже с первых кадров. Сюжет весьма нетривиален и многослоен. Понять его можно лишь после второго просмотра, да и то не полностью. Так как Дени Вильнёв кропотливо работает над всеми своими лентами, то и этот фильм не стал исключением. Он наполнен символами и метафорами, которые не только придают фильму дополнительную глубину и загадочность, но и раскрывают сюжет для зрителя.

Джейк Джилленхол отлично справился с ролями двух диаметрально противоположных личностей. Сложно представить, как ему удалось так разграничить этих двух персонажей, чтобы они не были похожи от слова «совсем». Скромный и тихий учитель Адам, ведущий рутинный образ жизни, и уверенный в себе актёр Энтони отличаются не только своими характерами, но и какими-то внешними признаками вроде осанки, походки, жестикуляции и мимики. Причём смотреть на взаимодействие этих двух персонажей — одно сплошное удовольствие, насколько же Джейк вжился в роль, просто браво!

Спутниц обеих личностей играют Мелани Лоран и Сара Гадон. Если первая особо не вызывает никаких эмоций при просмотре, то вторая действительно помогает взглянуть на всю эту историю её глазам и прочувствовать её личную драму.

Если брать минусы, то их не так у и мало, как может показаться. Хоть этот фильм и пытается держать зрителя в напряжении, но большая часть фильма скорее, напротив, клонит в сон. Желтоватые и тусклые тона наводят скуку, а малое количество диалогов и крайне медленный темп повествования лишь усугубляют ситуацию.

Ещё одним существенным минусом является финал. Она выполняет свою функцию и ошеломляет зрителя, но ничего ему не объясняет и не делает фильм цельным и завершённым. В итоге поражённому зрителю приходится испытать разочарование и начинать поиски объяснения фильма.

Итог: фильм не станет лёгкой прогулкой для рядового зрителя, поэтому его весьма сложно посоветовать для вечернего просмотра другу или подруге. Это тот фильм, который требует повторного просмотра и тщательного обдумывания каждой минуты фильма. Но для фанатов фильмов с философским подтекстом это определённо must-see.

8 октября 2017

А был ли Паук?

Преподаватель колледжа от скуки берет в видеосалоне DVD с фильмом. Во время просмотра он замечает в кадре актера, как две капли воды похожего на него самого. Поиск двойника из простого любопытства перерастает в манию преследования.

Если бы меня попросили составить топ 10 фильмов с самой запутанной концовкой, то на первое место я бы поставил драму «Враг» 2013 года. Мне по душе фильмы старины Дэни Вильнева. Мне понравился «Убийца», также я хорошего мнения о «Пленницах» и «Прибытии», хотя они местами и нудноватые. Но вот «Враг» меня не на шутку впечатлил.

Сюжет действительно увлекает, в нем есть несколько весьма неожиданных твистов, которые переворачивают фильм с ног на голову. Я считаю, что при первом просмотре догадаться в чем суть происходящего просто невозможно.

Джейк Джилленхол играет в картине одновременно двух персонажей, и играет безупречно. В фильме он очень убедителен как в образе актера с неудавшейся карьерой, так в образе преподавателя, для которого поиск своего двойника стал смыслом жизни. Благодаря харизме Джилленхола фильм не скатывается в унылое повествование, а, наоборот, побуждает зрителя сопереживать героям.

«Враг» — это великолепная драма, после просмотра дающая почву для размышлений. С первого раза понять историю вряд ли получится. Это тот редкий тип кинокартин, которые нужно смотреть по нескольку раз. Естественно, можно найти в интернете подсказки на сайтах, либо посмотреть на youtube часовое видео с подробным разбором сюжета.

Фильм не для шумной компании. Для вдумчивого просмотра.

8,5 из 10

31 августа 2017

Вгар

Сразу оговорочка: я не понял бы картины без «помощи зала» — объяснений и расшифровок, щедро рассыпанных по сети.

Но даже без них — запутавшись — я был бы впечатлен.

Нечасто сегодня имеешь возможность прикоснуться к серьезному кинематографу — продуманному, до деталей выверенному продукту, в котором визуальный ряд, саундтрек и актерская игра (которыми сегодня никого не удивишь) сливаются с исключительно грамотным подходом к построению сюжетной конструкции. Вильнев сплел голволомку, которая на первый взгляд кажется очередным закосом под таинственное нечто с претензией на метафизику и девизом аля «ничего мы вам не объясним, потому что сами ничего не понимаем — взгляд художника, все дела). Но при расшифровке выясняется, что все туманные знаки, плывущие перед глазами зрителя под тягучие трели неизвестного мне инструмента для чего-то конкретно нужны и о чем-то конкретном говорят. И значение это в детали вкладывается автором заранее, а не проистекает органически из общей картины. Это скорее Достоевский, чем Чехов — если вы понимаете, о чем я.

Удивительный ход — искусственно затруднить восприятие ленты, исключив из нее всего одну строку. В то время, как вся внутренняя логика продукта требует пары-тройки чуть менее прозрачных вводных, Дени мало того что этих вводных не дает, но еще и запрещает (документально, попрошу заметить) актерскому составу раскрывать значение некоторых образов. И ведь не боится человек критики, поставил цель — и идет к ней. Побольше бы таких фильмов.

В итоге «Враг» превращается в интерактивный квест, в рамках которого фильм воспринимается «комнатой», понять происходящее в которой можно лишь выйдя за ее пределы. Ну а потом, конечно, так и тянет вернуться — и примерить полученный шифр на отдельные сцены.

«Хаос — это нерасшифрованный порядок».

Можно спорить с этой фразой вообще, но применимо к фильму она являет собой прямое обращение повествователя к зрителю, своего рода прививку от махания рукой с понтом «опять намутили мути, артхаусники доморощенные, пойду Homecoming пересмотрю». «Враг», если хотите, слишком логичен, слишком рационален и прозрачен (по расшифровке) — где-то ему и не хватает тумана и недосказанности, — но в тот же момент эта самая логичность есть колоссальный плюс картины, ибо не так уж много сегодня режиссеров, настолько скрупулезно и с таким старанием подходящих к конструированию своего кино.

За подход и реализацию:

10 из 10

16 августа 2017

Паутина Вильнева.

Дэни Вильнев никогда не отступая от своих режиссерских принципов вновь вооружается «Чеховским ружьем» и не допускает излишней детали даже в такой, на первой взгляд, хаотичности. Однако не стоит переживать, что это будет очередная мозгодробиловка на манер фильмов Линча, по-скольку и по символике он очевиден, и сам режиссер намекая эпиграфом — «Хаос — это порядок в котором нужно разобраться», предупреждает зрителя, что немножечко придется поднапрячь мозги и при внимательном просмотре уже с первого раза можно уложить все по полочкам и при этом получить удовольствие от просмотра.

Шикарно воспроизведенная атмосфера подсознания героя заволакивает с первого кадра своим неторопливым развитием сюжета на фоне доминирующего блекло-желтого цвета, проблемами героя окутанными символичной загадочностью и при этом акцент на главное герое сделан так, что массовка создает впечатление проекции, чем впрочем по замыслу она и является(и это причем до появления большего, пугающего паука), а все это за счет грамотных ракурсов, рваного монтажа и остальных вышеназванных деталей, которыми бесподобно распорядились создатели фильма.

Главным же атрибутом этой символики в фильме является ключ, который прежде всего ассоциируется с его потаенным, любопытным и искушающим свойством и герой переходя границы дозволенного все-таки входит в ту самую комнату своих запретных желаний и впускает паучиху-любовницу, а сам образ паука, как явно выражается в концовке, символизирует властность женщины. Собственно говоря изменив жене он отягощает свою дальнейшую жизни муками совести и его личность раскалывается надвое: «Сверх Я» — которое строго держит его в узде моральных устоев, и «Оно» — заставившее его пойти на измену.

Конечно вышеназванными пасхалками фильм не исчерпывается, но ограничусь ими, поскольку поняв их значение можно уже собрать разбросанный пазл сюжета в единую форму, из которой вытекают весьма недурные мысли, а именно страх героя из-за ответственности отцовства, поскольку после появления ребенка надо уже намного строже относится к брачным обязательствам. А изреченный афоризм из уст героя — «все события повторяются дважды», ясно дает понять, что теперь герою придется постоянно укрощать свои вожделенные желания в этом мире миниатюрных шортиков и коротких юбок.

8 из 10

29 апреля 2017

Триллер Враг впервые показан в 2013 году, с момента выхода прошло чуть больше 11 лет, его режиссером является Дени Вильнёв. Кто учавствовал в съемках, актерский состав: Джейк Джилленхол, Мелани Лоран, Изабелла Росселлини, Стивен Р. Харт, Джейн Моффат, Тим Пост, Лоретта Ю, Киран Фризен, Дэррил Динн, Кедар Браун, Меган Мэйн, Пол Стефен, Сара Гадон, Миша Хайстэд, Алексис Уига.

В то время как во всем мире собрано 3,468,224 доллара. Производство стран Канада, Испания и Франция. Враг — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.