Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вандал |
английское название: |
Vandal |
год: | 2013 |
страны: |
Франция,
Бельгия
|
режиссер: | Элье Систерн |
сценаристы: | Николас Жюрне, Жиль Торан, Элье Систерн, Кэйтель Куиливье |
продюсеры: | Жюстен Торан, Валери Бурнонвилль, Джозеф Росчоп |
композитор: | Улиссе Клотц |
художник: | Анна Фальгер |
монтаж: | Томас Маршан |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 октября 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
В наше время модно снимать так называемый арт хаус. То есть, кино не для широких слоев населения, так сказать, кино «не для всех». По идее, такое кино должно отличаться от массового более оригинальной съемкой, более смелыми сюжетами или другими аспектами. Но чаще всего выходит продукт, на который было потрачено минимум времени/денежных вложений/сценарных потуг (нужное подчеркнуть). И любые претензии по поводу содержания фильма не принимаются и обуславливается это фразами типа: «это просто не для тебя».
Фильм «Вандал» повествует о трудном подростке по имени Шериф, который после развода родителей выражает свои эмоции по этому поводу путем совершения преступлений наподобие угона автомобилей и т. д. Чтобы оное больше не продолжалось, родители мальчика отправляют его под опеку к дяде с тетей. Там Шериф учится в ПТУ и параллельно учебе подрабатывает на стройке, но такая жизнь ему не нравится. Неожиданно для себя Шериф делает открытие, что его двоюродный брат входит в группу подростков, что рисуют граффити на стенах ночного города. Ему предлагают присоединиться к ним, и он соглашается. В этом занятии он видит, так сказать, уход от вездесущих проблем переходного возраста и уход от окружающего мира. Далее сюжет обрастает скучными, неинтересными и пустыми деталями вроде нахождения и далее ссора с девушкой, конкуренция с другим граффитистом по прозвищу «Вандал» (отчего и произошло название фильма). Но все эти детали не имеют никакого смысла и призваны лишь для того, чтобы увеличить хронометраж. Ни одного глубокого или хоть немного интересного персонажа за весь фильм не нашлось. Многие потенциально хорошие сцены, призванные хоть немного разогнать эту скуку, напрочь загублены неубедительными эмоциями персонажей, в которой виноваты прежде всего актеры. Даже такие приемы как монтаж и постановка кадра находятся на уровне «и так сойдет». Ничего оригинального, никаких попыток, все уныло.
В завершении, можно сказать, что если бы вышеперечисленные аспекты создатели картины сделали грамотно, то фильм был бы, конечно, не идеальным, но хотя бы интересным для своей целевой аудитории — подросткам. Но подросткам интереснее будет наблюдать как раз за массовым кино, дабы уходить от реальности в свой мирок, наподобие главного героя фильма, ведь фильм, как говорил Альфред Хичкок, — это жизнь, с которой вывели пятна скуки. А если фильм скучен даже на объективном уровне, то и зачем его смотреть?
3 из 10
24 декабря 2016
Итак, очередной фильм, который я посмотрела — «Вандал». Казалось бы, картина муссирует уже довольно типичную для французского кинематографа тему детей мигрантов: еще не французов, но уже не арабов. Сложности подросткового возраста накладываются на очевидный внутренний протест против роли в этом мире, которую герою предлагают родители. Столь внутренне спокойные и смирившиеся.
Если говорить о роли родителей во внутреннем конфликте главного героя, то она не столь очевидна. Гнетуще на парня влияет скорее окружающая обстановка: школа каменщиков выглядит унижением, а песнопения старших соотечественников воспринимаются чем-то чужим и далеким. Кажется, что герой будто застрял между двух миров: цивилизованная Европа не готова до конца его принять, а культура исторической родины уже не близка. Отсюда рождается этот бесконечный поиск себя и тех, кто будет реально близок, а не формально, и кто будет близок самому герою.
Внутри героя есть некоторая страсть к разрушению. Она чувствуется: это явная агрессия, рождающаяся часто неожиданно, на пустом месте. Потерянность сменяется взрывами злости, спокойствие — возбуждением. Возможно, поэтому выбранным путем отличия стало граффити — это искусство на грани разрушения. Это создание нового путем порой уничтожения старого. Это агрессивное искусство, зачастую вычурное, немного нахальное, но неизменно яркое. А еще очень опасное: в граффити так легко скатиться в невнятную мазню, в то, что реально можно назвать вандализмом. Грань между шедевром и мусором здесь тоньше, чем в любом другом виде человеческого выражения. При помощи граффити можно вдохнуть новую жизнь, а можно испортить то, что минуту назад было прекрасно.
Кто в этом фильме вандал, а кто — орк? Наименования противоборствующих сторон выбраны будто нарочно с искажением смысла. Орки в общем представлении — существа почти бездушные, которым не свойственны ни дружба, ни взаимопомощь. Ребята, называющие себя орками, кажется, дружат, и это не дружба против. Вандал просто становится частью их жизни, несколько наполняет ее смыслом и делает их увлечение увлекательной игрой, конкурируя с ними.
И он не вандал… Не испытывая к нему ненависти, орки испытывают к нему восхищение: кто-то — за его нахальство, кто-то — за смелость. А еще — за явный талант. И здесь уже появляется противоречие между тем, что делают они, и что — он. Ребята рисуют здорово, но ничего выдающегося в их произведениях нет. Мы часто видим такие примеры на заборах и в России. В смысле искусства они — действительно орки. Но этот Вандал другой. Его рисунки все наполнены каким-то замыслом, и рисует он не из-за конкуренции, а из-за желания выразиться. Именно поэтому орки по отношению к нему ведут себя как орки, а он по отношению к ним — нет. Почему Вандал? Да потому что яркий, неожиданный и разрушающий стереотипы. Безусловно одаренный. Не привычный.
На фоне этого противостояния развивается история главного героя, его отношения с девушкой. Но искусство граффити проникает даже в эту простую историю. Любя ее, герой любит искусство. Кажется, он хочет соединить эти две свои любви, как то единственное, что по-настоящему дорого. Но девушка в то же время выступает главным катализатором его выбора. Если в начале картины Шериф влюбляется в подобное искусство как в идею, и совсем не важно, что изображено, то чем дальше развивается действие, тем более требовательным становится он сам. И вот уже, кажется, он видит разницу между картинками своих друзей и рисунками Вандала, и вот уже он хочет стремиться к его искусству. При этом существующая дружба его очень привлекает, и это противоречие. Элоди оказывается камнем преткновения в его истории.
Финал и опровергает, и подтверждает мою теорию. Опровергает, поскольку показывает важность дружбы для Шерифа. Подтверждает, потому что показывает важность стремления к искусству для героя. Безусловно, можно говорить и о совести, но все же мне кажется, что не менее важным для Шерифа оказывается сохранить искусство именно в том виде, в котором он его любит…
В плане сюжета фильм немного предсказуем. Неожиданных сюжетных поворотов нет, что, впрочем, само по себе неожиданно. Тему Вандала можно было бы раскрыть еще обширнее, уделив больше внимания этой личности и ее роли в жизни героев. Главный герой и важен, и нет. Он и эмоционален, и безразличен. Наиболее интересна, наверное, его линия с девушкой, а вот о линии с Вандалом интереснее размышлять, чем смотреть. Сильно ли раскрыта линия жизни сына мигрантов в европейском обществе? Нет, почти не раскрыта. Всего коснулись чуть-чуть, и есть, о чем поговорить. Но, пожалуй, ни одна тема не была исследована глубоко. Кроме искусства граффити, наверное. Фильм не скучен за счет малой продолжительности, но и не безумно увлекателен, думаю.
7 из 10
23 января 2015