Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Si-o-se Pol |
год: | 2013 |
страны: |
Германия,
Испания
|
режиссер: | Хенрик Пешель |
сценарий: | Хенрик Пешель |
продюсеры: | Хенрик Пешель, Фабиан фон Борке |
видеооператор: | Кристиан Лешнер |
композитор: | Оливер Хойсс |
художник: | Ян Хантке |
монтаж: | Мориц Фингер, Себастьян Пляйсснер |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 октября 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
Российскому зрителю современное немецкое кино почти неизвестно. Последний по-настоящему заметный всплеск интереса к нему отмечался еще в конце прошлого века в связи с двумя международными хитами — «Беги, Лола, беги» Тома Тыквера (1998-й год) и «Достучаться до небес» (1997-й). Увы, даже огромного обаяния и кипучей энергии этих двух картин оказалось недостаточно, чтобы надолго притянуть внимание массовой российской аудитории к кинематографу Германии. Нет, некоторые фильмы немецких режиссеров временами становятся у нас довольно популярны и в 21-м веке: это и «Прощай, Ленин!» Томаса Йана, и шедевральный «Бункер», и захватывающая «Жизнь других». Но все же, массовый зритель стабильно предпочитает либо голливудскую продукцию, либо собственный, родной кинематограф, а если уж и идет в кино «на европейцев», то традиционно выбирает кино французское, как правило, более легкое и понятное. О новом немецком кино в России мало пишут, о нем совсем не говорят и его почти не выпускают в прокат (явно, опасаясь малых сборов зрителей в залах и, соответственно, столь же малых сборов денег в кассах). И это очень жаль, потому что «за бортом» остается немало «бриллиантов» зрелищного кино и немало «тихих шедевров» кино арт-хаусного.
Вот и данный фильм, который, как видите, даже не получил в России локализованного названия, из таких, «тихих» шедевров, создающихся в Германии. Он был снят пять лет назад, за это время успел собрать немало призов, в числе которых — награды американских фестивалей в Аризоне и Орландо. До российских же экранов — пусть хотя бы фестивальных — фильм так и не добрался, к сожалению. А ведь история главного героя — старика-перса Парвиса Каримпура, пустившегося в долгий путь из Ирана в Испанию, — рассказана достаточно трогательно, внятно и увлекательно, чтобы можно было и самому широкому зрителю порекомендовать ознакомиться с ней.
Предваряет действие сухой титр, сообщающий информацию о том, что ежегодно более сорока миллионов человек в мире покидают родные земли и становятся беженцами. Старик Каримпур — как раз один из таких беженцев. Вот только он не пускается «в бега» от ужасов войны, а устремляется в погоню за утраченным прошлым — за собственной дочкой, которую не видел десять лет. Некогда она покинула отчий дом ради учебы в далеком Мадриде, да так и затерялась где-то в Европе. Серьезно заболевший Каримпур жаждет хотя бы перед смертью повидаться с ней, узнать о том, смогла ли она устроиться в чужой стране. Самому ему задача «обустройства» удается не вполне. И, хоть и встречает на своем пути достаточно отзывчивых, понимающих (пусть иногда и ворчливых) людей, он выглядит совершенно чужим на мадридских улочках в нелепой молодежной куртешке. И вот, пожилому, испытывающему проблемы с дыханием человеку приходится то в холодных волнах океана побарахтаться, то за грязную работу браться, чтобы на кусок хлеба заработать, то ночевать на груде туалетной бумаги. А ведь далеко не факт, что толкающая его вперед надежда на встречу с дочерью, приведет его в итоге к цели.
У другого режиссера этот же сюжет мог бы получиться мрачным, безрадостным. К счастью, у Хенрика Пешеля оказалось достаточно чувства меры, равно, как и чувства юмора. Первое удержало его от попыток всеми силами вызвать в зрителе сочувствие к одинокому старику (режиссура в данном случае сдержана и действует более тонкими методами, чем выдавливание эмоций слезливыми сценами). А второе проявляется в разбросанных по всему фильму забавных моментах, которые возникают из каких-то незначительных, казалось бы, мелочей, из точных, уместно встроенных в кадр деталей (что выдает в Пешеле автора очень наблюдательного), из языковой разноголосицы. Персонажи фильма говорят на немецком, испанском, английском, персидском, арабском языках. И это вовсе не приводит к языковой невнятице, а только подчеркивает одну из тематических линий картины — линию стремительно сжимающегося мира, в котором неминуемо сплетаются языки, нации и даже государства.
Фильму «Си-о-се Пол» (так называется известный в Иране мост, что можно перевести на русский, как «Мост в тридцать три пролета») уже пять лет. При этом, в художественном плане он нисколько не устарел. Проблемы же эмиграции, беженства, которые в нем ненавязчиво поднимаются, не только не устарели, но стали еще острее за прошедшее со съемок фильма время. И это заставляет еще больше пожалеть, что фильм Хенрика Пешеля остается в России неизвестным ни публике, ни даже профессиональному сообществу критиков.
8 из 10
21 февраля 2018
Фильм повествует о тяжелобольном человеке, по имени Парвис Каримпур, который несмотря ни на что нелегально отправляется в Мадрид, где живет его дочь. Она же сбежала из Ирана много лет назад.
Автор затрагивает Испанию во время тяжелого экономического кризиса, где отражается жизнь иммигрантов, которые пытаются бороться с этим. Атмосфера и музыка подобраны удачно, создается впечатления безвыходности и тоски, которую ты принимаешь и не пытаешься ее прогнать. Стилистически, фильм цепляет, как и герой, который может понравиться своей наивностью, добротой и честью.
Но загадка фильма заключается не в обычном поиске своей дочери, а больше в пути через который герой и его новые друзья проходят. Работа режиссёра и сценариста, а также атмосфера напоминают в какой-то мере фильм «Достучаться до небес». И он мог бы дотянуть до этого уровня, если бы не диалоги и развитие персонажей. На протяжении всего фильма, развитие персонажей и их диалоги чувствовались сухими, вынужденными, диктованными, а скачки развития персонажей были слишком резкими. Идея и сюжет хороши, есть куда стремиться в их исполнении. Однако, фильм рекомендован к просмотру и каждый сможет найти себя в этом путешествии.
6,5 из 10
20 февраля 2018