Ричард II
Richard II
8.4
8.3
2013, драма
Великобритания, 3 ч
6+

В ролях: Дэвид Теннант, Найджел Линдсэй, Майкл Пеннингтон, Оливер Форд Дейвис, Эллиот Барнс-Уоррелл
и другие
О судьбе короля Англии Ричарда II и захвате власти его двоюродным братом Генрихом Болингброком, впоследствии ставшим королем Генрихом IV.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Ричард II

английское название:

Richard II

год: 2013
страна:
Великобритания
режиссер:
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 13 ноября 2013 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 3 ч
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Ричард II», 2013

Видео: Трейлер (Ричард II, 2013) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Ричард II», 2013

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Ричард II», 2013

Что вообще такое власть

Если бы не гений Шекспира нам совершенно нечего было бы сказать о короле Ричарде. Он был судя по всему надменным, самолюбивым, жестоким и даже глупым. Обличенный властью с 10 лет он один самых наименее любимых и уважаемых правителей в Англии. Не случайно в рекламном тизере спектакля речь идет не о нем, а о стране, страдающей от жестоких поборов и междоусобных войн. За неполные три часа король Ричард совершает умопомрачительное падение вниз от власти почти божественной до забытого всеми человека. И кажется, зритель готов был бы сказать «так ему и надо», не правда ли…

Но ведь это живой человек и его ли вина что с детских лет ему внушили о божественности каждого его слова. Он уверен в непогрешимости собственных суждений.

Так что такое власть? Божественна ли ее природа, а может она дается за что-то, и какие обязательства накладывает на носителя? И можно ли оправдать насилие, если цель – благо страны.

Григори Доран считается одним из ведущих 'шекспироведов' и конечно, у него нет случайных решений ни в выборе актёров, ни в сценических решениях. Например, костюм Девида Теннанта - грива золотых волос и эти его почти платья. Этот костюм начисто лишает героя Теннанта мускулинности, делая его больше похожим на ангела с витражей готического собора чем на человека. Или манера игры и структура повествования – это не трагедия и не драма, о нет.

Драма это «Гамлет» чей герой бесспорный мученик, здесь задача актера в том, чтобы мы посочувствовали герою которого не за что любить и уважать, посочувствовали ему потому что он просто человек такой же как и мы зрители.

13 февраля 2024

Пустая корона

Последней рецензией в уходящем году я обычно подвожу итоги киногода. И я выбрала именно этот фильм, а точнее спектакль. Потому что я полгода мечтала на него попасть и успела на самый последний сеанс в Санкт-Петербурге! Я читала немало лестных отзывов в адрес новой постановки Грегори Дорана. И теперь я описываю свои впечатления от столь ожидаемой пьесы.

Ричард II был самым непопулярным королем в истории Англии. Историческая хроника Уильяма Шекспира описывает последний год царствования, его свержение и воцарение кузена Ричарда Генриха Болингброка, более известного как Генрих IV.

Признаюсь честно, читать хроники Шекспира мне сложнее всего. В основном из-за обилия реальных исторических персонажей, которые говорят на политические темы. Однако когда я перечитывала эти пьесы по нескольку раз, мне открылась их прелесть и очарование. Смена событий, которые перемещаются в разные части Англии. Герои хроник, характеры которых меняются в каждой сцене. Легендарные фразы, ставшие крылатыми. Чтобы понять пьесу Ричард II, я перечитала ее дважды. И в совокупности с постановкой она впечатлила меня невероятно!

Первое что хочется отметить, это режиссура. Грегори Доран уже не в первый раз ставит шекспировское пьесы. Его называют «одним из лучших режиссеров нашего времени, ставящих Шекспира». Я помню его Гамлета и мечтаю увидеть Бесплотные Усилия Любви. Доран не мог оставить абсолютно весь текст в пьесе, но обработал он его мастерски. Нужные паузы, правильная интонация, манера произнесения. В пьесе появилось множество смешных моментов. Например:

- Uncle, for God`s sake, speak comfortable words.

- Comfort`s in heaven; and we are on the earth…

Таких моментов достаточно, чтобы разрядить обстановку от весьма тяжелой, трагичной атмосферы, которой пропитана вся пьеса. Ведь это трагедия одного человека, который был убежден в своем предназначении, в своем праве на царствование, в своей божественной миссии. Который в начале действия находился в зените своей славы и величия, а в конце — пал так низко, как никто другой. Это трагедия Ричарда II.

Основная задача главного героя пьесы — это быть центром действия. Можно с уверенностью говорить, что Дэвид Теннант с этой задачей справился на отлично. Его Ричард и есть центр всего повествования. Он заполняет все пространство сцены, он воплощает ту абсолютную и непоколебимую монархию. В великолепных белых одеяниях, с каскадом золотисто-рыжих длинных волос, Ричард носит корону с достоинством и уверенностью, что он имеет на это право. Никто не может упрекнуть его в неправоте и осмеять его действия. Лишь когда ему сообщают о грядущем перевороте, он начинает спрашивать себя — я ли король? Сцену отречения Ричард разыгрывает с таким пафосом, что превращает ее в настоящий фарс. От Дэвида невозможно отвести взгляд — вокруг него так и чувствуется тот ореол власти и величия короля. Он стремителен, горд, насмешлив. Однако он сталкивается с предательством и коварством, после чего он сомневается в себе. В конце он сломлен и раздавлен. Дэвид показывает превращение короля, помазанника Божьего в обычного человека, который внезапно лишается всего, чем так сильно дорожил.

Не менее яркой фигурой постановки является Генрих Болингброк(Найджел Линдсей), который противопоставлен Ричарду, который завоевывает популярность народа и верность вельмож. Оливер Форд Дейвис(Герцог Йоркский) получился здесь весьма комичным, а местами — довольно хитрым и коварным. Еще мне понравился образ Королевы(Эмма Хэмилтон), которую Шекспир нарочно делает старше своего исторического прототипа, что позволяет ей играть особую роль в повествовании. Более важной становится роль герцога Омерля, что придает пьесе еще более трагичную окраску.

Если подводить итог этого года, то я могу сказать, что этот год стал для меня годом Дэвида Теннанта. Я видела многие его картины, которые меня впечатляли невероятно. Однако именно в этом году, пересмотрев некоторые из них и с особой внимательностью увидев новые картины, я поняла, насколько велико мое восхищение этих великолепным актером! Настолько каждая его новая роль меня поражает и лишает дара речи. Я поняла это в 2014 году, после просмотра Ричарда II, Тайной Улыбки, Грейспоинта, Каникул Мечты и Шпионов Варшавы. А данную постановку я пересмотрю еще не раз, чтобы еще раз восхититься прекрасной режиссурой Грегори Дорана, блестящей игрой актерского состава, легендарными монологами и нежными песнями хора…

10 из 10

This happy breed of men, this little world,

This precious stone set in the silver sea,

Which serves it in the office of a wall,

Or as a moat defensive to a house,

Against the envy of less happier lands,

This blessed plot, this earth, this realm, this England…

До встречи в Новом 2015 Году!

31 декабря 2014

Трагедией тут и не пахнет

Когда я пишу рецензию, то всегда хочу, чтобы люди, прислушавшись, сделали вывод — подходит это им или нет. Даю подсказки как сделать времяпровождение в зале приятней.

Дэвид Теннант абсолютно не подходит на роль короля. Не подходит его лицо, мимика и то как он играет. Это скорее шут. Хотя возможно виноват в этом и сценарист, так как диалоги ну совсем не Шекспировские. Книга доставила куда больше удовольствия.

Для начала стоит сказать, что цена билета явно завышена. А за что? Я мог бы сходить на 2 фильма за те же деньги и звёзд там было бы куда больше.

Наличие субтитров даже затрудняюсь к чему отнести — к минус или плюсам? Если вы владеете английским идеально, то это плюс, а если же нет, то большущий минус. Читать на большом экране и следить за действиями на сцене оказалось уж очень не простым занятием. Мой вам совет — садитесь пониже. Я по привычке залез в самый центр и верх зала. Лучше садиться в самом низу.

В итоге я понял, что theatrHD штука довольно-таки не однозначная. Юмор уж очень английский. Англичане смеялись, а вот в нашем зале было не до смеха. Хорошо хоть антракт 10 минут сделали.

18 июня 2014

Во-первых, «Ричард II» — технически очень интересно сделанная постановка. Замечательная работа с декорациями: использование фона-экрана, полупрозрачный пол, который то изображает землю, то поднимается, открывая недра тюремной камеры. Действие происходит на трёх уровнях. Есть поднимающийся и опускающийся помост, на котором стоит королевский трон. Есть основная сцена. Есть пространство под ней — тюрьма. Таким образом Ричард по ходу действия словно спускается с высоты королевского величия, а после и вовсе сбрасывается с земли. Хороши детали и работа актёров с предметами. Эффектен эпизод с зеркалом, которое благодаря точным движениям и умелой работе осветителей отбрасывает блики на лица. Хорош полный величия и горькой иронии момент передачи короны узурпатору власти.

Постановка насыщена эмоциями. Это не просто прочтение шекспировского текста. Это его проживание. Мощная актёрская игра добавляет красок, расставляет акценты, делая историю более драматичной, а где-то заставляя зрителей улыбнуться. Текст Шекспира обретает новую жизнь, и описанные события воспринимаются не как сухая историческая хроника, а как трагедия, произошедшая с реальными людьми.

Дэвид Теннант великолепен. Его мимика, изменение тембра голоса… Удивительное сочетание силы и слабости, пафоса и иронии. Не уступает ему и Найджел Линдсэй в роли Болингброка. Актерам удалось создать два совершенно непохожих друг на друга, но одинаково сильных и ярких образа власти и величия.

По сути, «Ричард II» — вечно современная история об отношениях власти и оппозиции. О том, как меняет человека не только сама власть, но и борьба за неё. О том, что, лишь будучи свергнутым, монарх получает шанс осознать свои ошибки и понять ценность жизни самой по себе. Трагедия Ричарда в том, что, изначально воспитанный как будущий монарх, он не мыслит другой жизни. Его представления о справедливости обусловлены уверенностью в божественной природе власти. Такова идеология наследных правителей. Но здесь она сталкивается с совершенно другими представлениями: с логикой человека, стремящегося к власти, но не имеющего на неё «божественного» права.

Достаточно наглядно и преображение той самой победившей оппозиции. Если в начале пьесы Болингброк выглядит достойным мужем, добивающимся справедливости, то в финале его фигура кажется зловещей, а опозоренный Ричард вызывает гораздо больше сочувствия.

В целом спектакль, несмотря на исторический антураж, получился настолько современным, насколько возможно, оставаясь при этом адекватной, пусть и не классической, подачей произведения Шекспира. Всё-таки классика не устаревает.

9 из 10

12 мая 2014

Доктор Ричард

Парадоксально, но афиша киноспектакля «Ричард II», где Дэвид Теннант сидит на троне в современной одежде, полностью передает дух совместного творчества гения Уильяма Шекспира и режиссера Грегори Дорана. И хотя все эти почти три часа спектакль антуражно выдерживался в строгих традициях эпохи действия, дух раздолбайства бесплотно присутствовал в каждой сцене.

Сейчас мы не в силах судить о том, каким был Ричард II на самом деле, а Шекспир дает крайне туманные сведения. В зависимости от исполнителя главной роли он может искренне заботиться о судьбе своей родины или пустить все на самотек, быть венценосной жертвой или самовлюбленным тираном — пьеса дает возможность истолковывать реплики по-разному, но каким бы ни был образ короля, одним остается главное — его фигура трагично демонстрирует тяжесть бремени власти.

Вот только этот киноспектакль можно назвать чем угодно, кроме трагедией. Это скорее фарс с элементами драмы, чем действительно подлинный перенос Шекспира на сцену-экран. Вторую часть спектакля вообще без преувеличения можно назвать комедией. И основную ноту фарса играл именно исполнитель главной роли Дэвид Теннант.

Его Ричард был практически калькой с другого знаменитого образа Теннанта — Десятого Доктора. Те же жесты, та же мимика, те же ужимки. И если в контексте инопланетного путешественника это выглядело уместно, то с Ричардом вызывало только недоумение. На мой взгляд, даже самый последний король Англии имеет определенное достоинство, а Теннант сделал из него шута, даже не осознающего своих ошибок и провалов. Особенно нелепо выглядело сцена отречения: только что Ричард говорит, что он — король, и вот сразу же, без перехода, отдает символы своей власти.

Когда Ричард на сцене, он заполняет собой все пространство и приковывает к себе все внимание. И тем заметнее контраст, когда он покидает сцену, сразу начинают оживать другие персонажи. Мне очень понравился Генрих Болинброк — Найджел Линдсэй. Он создал своеобразного персонажа, больше похожего на вояку, чем на кузена короля, но, возможно, в противостоянии Теннанту, его герою веришь и принимаешь его таким, какой он есть.

Справедливости ради стоит признать, что у каждого постановщика может быть свой, свежий взгляд на пьесу, и взгляд Грегори Долана может просто не совпадать с моим. Но любая постановка, а уж тем более классики, не должна вызывать отторжения в связи с фигурой главного героя. В данном случае, связка «Шекспир — трансляция театральной постановки — популярный актер в главной роли» дала сбой.

6 из 10

7 мая 2014

На этот спектакль (то есть в кино) я пошла через насколько дней после того, как посмотрела «Гамлета», о котором здесь много упоминали. Ибо именно эта версия «Гамлета», которую я начинала смотреть с огромным предубеждением против современных костюмов и неверием в то, что из космического пришельца можно сделать Принца Датского, стала первой в моей жизни постановкой «Гамлета», которую я посмотрела не перематывая и не засыпая. Узнав про «Ричарда II», я бегом кинулась в кинотеатр.

Мне очень понравился сам формат. Идеальный симбиоз театра и кино, английская речь безо всякой гнусавой озвучки… Особенно впечатлили деревья, спроецированные на задний план — они определённо задавали атмосферу. Костюмы также были хороши: соответствовали эпохе и не оттягивали внимание на себя. Только придворные дамы были в водолазках, но это тоже неплохо.

Про актёров… Начну издалека. Оливер Форд Дейвис уже был знаком мне по «Гамлету», и я очень обрадовалась, увидев его снова в довольно похожей роли. Герцогиня Йоркская чудесно разрядила мрачную обстановку. Что же до Дэвида в роли Ричарда… Вот тут выше было высказано мнение, что Теннант «переюморил». Но посмотрите на герцога и герцогиню Йоркских — они были тоже довольно комичны, и это сочетание трагического и смешного есть во всех пьесах Шекспира, оно прибавляет некоторого объёма, что ли — а Теннант и трагическую составляющую, на мой взгляд, показал отлично. Ричард был похож на всех прочих теннантовских героев? Ну он не мог быть совсем на них не похож, однако я и не скажу, чтобы хоть раз за весь спектакль вспомнила о Докторе или ком-нибудь ещё. Подробно его игру расписывать не буду: всё сказано до меня, но я была под впечатлением, это точно. Заснуть на этом спектакле? Да ни за что: несколько раз я буквально вжималась в кресло, забывая моргать и дышать от замечательного ощущения под названием «что-же-будет-дальше». Политические сюжеты никогда раньше меня настолько не задевали.

Маленькое наблюдение: когда все вышли из зала, одна женщина средних лет подошла к афише «Ричарда II», и просто стала на на неё смотреть (не читать текст, а именно смотреть), внимательно-внимательно. Меня это почему-то тронуло.

10 из 10

13 марта 2014

Два Ричарда

Шекспир тем и прекрасен, что его герои в различных экранизациях и постановках выходят совершенно непохожими. «Ричард II» с первого прочтения когда-то оставил внутри большущий комок ужаса — история полнейшего краха человека, который до последнего момента не понимает и не верит, что это случилось. История маленького зверька, которого травит огромная свора, достигает в конце концов и рвёт на части. Эта постановка и этот Ричард — полная противоположность Уишоу в «Пустой короне», при этом ничуть не слабее. Как будто специально каждую сцену делали с другим настроением, а каждому персонажу давали максимально отличающийся характер.

Сразу замечу, к Теннанту я отношусь без фанатизма — он прекрасен в некоторых ролях (в «Казанове», «Takin» Over the Asylum» или даже недавнем «Бродчёрче»), зато другие меня совершенно не впечатлили — Дорановский же «Гамлет», например. Он всегда играет примерно одно и то же — истерично-эмоционального, слегка сумасшедшего персонажа с шутовским поведением, печально-болезненным взглядом и суетливой резкой подвижностью. Вот такой Ричард и вышел.

Ричард Бена Уишоу в «Короне» — это эдакая маленькая чистенькая девочка в белом платьице и бантиках, плаксивая и туповатая размазня. Убогость, юродивость и некоторая гнусность.

Уишоу был очень выразителен в этой роли, голос, улыбка, нытьё и всхлипы — всё это и раздражало, и подчёркивало жестокость ситуации, его смерть — это смерть беспомощного, плачущего, глупого ребёнка.

Ричард Теннанта же остр, быстр и зубаст. Туповатость сменилась дерзкой дуростью. Краснеющее улыбчивое кокетство — довольно странной роковой сексуальностью. При всём при этом, его детская хрупкость наводит ужас — например, в сцене, где он садится на землю, обхватив руками колени, и с затравленным взглядом начинает «предания о смерти королей». Ему сопереживаешь больше Уишоу, к тому же его талант комика делает монологи ярче и как-то динамичнее. Добавить юмор, не меняя текста Шекспира, было вообще замечательным решением. Интонации, жесты, подчёркнутая ирония, временами действие превращается в фарс — что только подчёркивает трагедию.

Естественно, постановка хороша не только Теннантом — какой здесь Болингбрук! Такой отвратительно здоровый, мужественный, взрослый — и даже отвратительно справедливый! Они с Ричардом подчёркнуто противоположны и образуют замечательный дуэт, не перетягивая внимание зрителя на кого-то одного. Ну и нельзя не отметить Форд Дейвиса — его игра просто превосходна, вышел забавный и печальный старик, а его безжалостная принципиальность добавляет красок и объёма.

9 из 10

14 февраля 2014

Разочарование.

Сразу хочу сказать о том, что Теннант, на мой взгляд, был приглашен как раз ради эффекта «звездности» — привычка использовать амплуа клоуна в этом случае сослужила ему плохую службу. Их всех персонажей, участвовавших в этом спектакле, это был самый нелепый и бездарно сыгранный король.

Болингборок оказался, напротив, удивительно цельной личностью с психологической точки зрения. И пусть я выражу лишь свое субъективное мнение, но центральной фигурой — при данном наборе актеров — оказался именно он, а вовсе не король.

Попытка иначе трактовать Шекспира сослужила Дорану плохую службу — спектакль оказался на редкость малоинтересным и скучным. А его желание продержаться «на волне успеха», дав спектакль со «звездой» в главной роли — неудачной.

Когда мы заходили в зал для просмотра, около двух третей зрителей составляли молоденькие девочки, поклонницы сериала «Доктор Кто», ахавшие от каждого произнесенного слова Теннантов в течение всех трех часов. А несколько пожилых зрителей, пришедших ради всего спектакля, разочарованно ушли во время антракта.

В общем-то, я бы даже не засыпала каждые десять минут, будь или Доран повнимательнее с выбором актера, или Теннант серьезнее воспринял бы роль.

5 из 10

6 февраля 2014

Richard is King

Первый раз Ричард II был сыгран 10 октября 2013 года и, что удивительно, довольно быстро добрался до России, пусть и только в видео-формате.

Грегори Доран показал себя широкой публике во всем великолепии, поставив Гамлета. Успех одного проекта неизбежно порождает стремление создать что-то еще более выдающееся и, к вящей радости зрителя, режиссеру и актерам это удалось.

Давно известно, что свободная трактовка Шекспира не возбраняется. Текст настолько пластичен, что, не изменив ни одной реплики, вылепить из него можно все, что душе угодно.

История свержения короля Ричарда с престола двоюродным братом, несмотря на то, что затрагивает жизни многих и многих людей, глубоко личная.

Доран показывает Ричарда ранимым, изнеженным, манерным, но никак не слабым. Сцены, в которых король беззащитен и беспомощен на словах, на деле обращаются в свидетельство его внутренней силы.

Примером этому служит одна из самых ярких сцен — отречение. Страшную муку, переживаемую героем можно почувствовать физически, в теле напрягается каждый нерв. Удивительно, что Ричард, потерявший свою страну, своих последователей, своих друзей и близких, отказывается от престола так, что Болингброк, победитель и триумфатор, оказывается униженным. Лишним тому доказательством служит убийство Ричарда, совершенное не столько из-за страха перед возможным мятежом, сколько из-за осознания, что даже в темнице Ричард — единственный настоящий король.

Очень удачно это подчеркивают визуальные эффекты. В начале пьесы монарх блистательный, изящный, недоступный, почти небожитель, находится на помосте надо всеми, в финале — оказывается низвергнут в острог, а под занавес его дух снова возвращается на законное место рядом с троном. Надо всеми.

Несмотря на колоссальный профессиональный успех Дэвида Теннанта, было бы откровенной нелепостью сказать, что пригласив его на роль, Доран рассчитывал на «звездный эффект». Стоит отдать должное Дэвиду — Ричард не был бы королем Ричардом, если бы не потрясающая игра. Сила, уверенность в своей богоизбранности сквозит в его походке, манере держаться, в самой речи. Его Ричард не герой и уж тем более не злодей, но удивительно цельная личность. Константа, вокруг которой всё и все меняются ежесекундно.

Кроме того, чрезвычайное впечатление производят Оливер Форд Дейвис, обеспечивающий необходимую долю юмора, и Оливер Рикс в роли Омерля, совершившего, пожалуй, самое непростительное предательство.

Спасибо, Грегори Доран, за еще одну невероятную постановку.

10 из 10

17 января 2014

Драма Ричард II впервые показанa в 2013 году, с момента выхода прошло чуть больше 11 лет, его режиссером является Грегори Доран. Кто учавствовал в съемках, актерский состав: Дэвид Теннант, Найджел Линдсэй, Майкл Пеннингтон, Оливер Форд Дейвис, Эллиот Барнс-Уоррелл, Энтони Бирн, Грейс Маттака, Маркус Гриффитс, Эмма Хэмилтон, Юссеф Керкур, Джейн Лапотер, Джейк Манн, Миранда Нолан, Keith Osborne, Олли Рикс.

Страна производства - Великобритания. Ричард II — имеет очень высокий рейтинг среди самых известных кинокартин и уверенно держится в нем. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.