Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 4.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Прошлым летом в Чулимске |
год: | 2013 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Виктор Демент |
сценаристы: | Виктор Демент, Александр Вампилов |
продюсеры: | Наталия Будкина, Дмитрий Клепацкий, Лилия Чекстер |
видеооператор: | Андрей Найденов |
художник: | Герман Зарянкин |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Для начала я бы переозвучил фильм. Дал голоса персонажам от профессионалов дубляжа, умеющих интонационно передать подмножество чувств одновременно владеющих человеком и их перетекание одно в другое. Так бы я избавился от театральной подачи артистами своих диалогов.
И тут мы натыкаемся на другое противоречие в фильме, так сказать от автора пьесы — противоречие красиво говорящих персонажей с окружающей действительностью. Или это ход и его надо «тянуть» до финала, накачивая происходящее на веранде чайной Шекспировским драматизмом, или уходить от этого в поисках более правдоподобных объяснений характеров, ситуаций, действий.
А так получается, что схематизм сюжета и персонажей, обработанный словестно-культурными диалогами, не дают цельной картинки вот уже вторую попытку экранизации.
Но всё же в этой попытке попытались изменить тенденцию необоснованно заставив сыграть нервного следователя артиста Сергея Безрукова. То ли в своём видении роли, то ли перенося со сцены подачу, то ли находясь в рамках амплуа артист «жжёт не по детски». Я печально ржал над его игрой, смущённый тем, что столь большой артист или откровенно «лажает мимо нот» или, что более печально, в России выродилась профессия. Остались лишь лицедеи.
3 из 10
19 февраля 2019
Не так давно у меня возникло желание посмотреть современный русский драматический фильм-выбор пал на фильм режиссера Виктора Демента «Прошлым летом в Чулимске».
Фильм подавался как новое осмысление произведения необыкновенно даровитого, на мой взгляд, русского драматурга Александра Вампилова. Скажу откровенно-изначально не ожидал увидеть шедевр, но увиденное превзошло все ожидания!Начну по порядку:вместо увиденного нового осмысления я усмотрел откровенный плагиат некоторых сцен из фильма Глеба Памфилова «Валентина»(1980)-в сцене, когда буфетчица обращается к герою Безрукова, разговаривает с сыном и т. д. Сам Безруков был неубедителен в роли, его герой не угадывался вовсе, вместо возвышенной, действительно необыкновенной Валентины(в пьесе и фильме Панфилова) была показана девушка привлекательная чисто внешне, без внутреннего содержания и смысла. Добил момент показа деревни-разве по двум-трем отморозкам можно судить о всех деревенских жителях?Раздражала сама гламурность фильма, не имеющая ничего общего с реальностью-то, что уместно в романтических и комедийных фильмах вряд ли подходит серьёзным драмам.
Как следствие затерялся сам Вампилов-да, его героев можно запросто встретить в реальной сегодняшней жизни, но ведь они не такие!Так, герой Безрукова был похож просто на капризного избалованного сынка богатых родителей, но никак не на человека, находящегося на жизненном распутье, человека сломанного неудачами-это проговаривалось подробно в фильме, но не было абсолютно заметно по игре артиста.
Валентина по идее должна была привнести свет в унылую жизнь Шаманова-я имею в виду влюбленность, но этого также не было показано. Вообще сцены фильма крайне слабо вязались друг с другом-не было ощущения, что смотришь целостный фильм (возможно, плохой монтаж).
Как итог-вместо нового Вампилова вышел унылый, затянутый фильм без какой-либо идеи и смысла.
1 из 10
15 октября 2014
Если Вы давно не были в зрительном зале на театральной постановке с непростым сюжетом, в которой задействованы лучшие актеры вашего города, а возможности там оказаться у Вас в ближайшее время не предвидится — «Прошлым летом в Чулимске» блестяще заменит Вам сей факт. Безукоризненная игра и подбор актеров, трогательный сюжет и не отпускающий до самого конца интерес ко всему происходящему — главные атрибуты этого фильма. Хотя больше всего напрашивается понятие «экранизированная пьеса».
Наконец-то Сергей Безруков предстает в своем фильме в том виде, в котором он есть на самом деле. Никаких бород («Золото»), усов («Уланская баллада»), покрашенных волос («Джентльмены, удачи») или же накладных масок («Высоцкий, спасибо что живой»). Здесь он настоящий, прекрасно одет, импозантен, стройный и подтянутый. Одно лишь маленькое «но». Его игра. Даже искушенному фанату творчества народного артиста России узнать в Шаманове Безрукова крайне сложно. Он настолько виртуозно претворился в образ своего героя, настолько интересен, загадочен его персонаж — ты просто наслаждаешься от того, насколько же не похож Сергей сам на себя и на свои прежние работы. Здесь нет его коронных ужимок, жестов и мимики. Здесь что-то новое. Этот мир и в правду не знает совершенства… Единственная вещь, которая дает опомниться и осознать, что это тот самый Безруков — его голос. Но это вопрос не к Безрукову, а к природе.
Сказать, что хорош лишь один Сергей — глубоко неверно… Александр Самойленко, активно снимающийся в увеселительных фильмах, переворачивает с ног на голову представление о себе, как об актере, своей игрой. Это потрясающий дратический актер. Мария Поезжаева — тот самый изумрудик, блестяще вкрапленный в компанию к одному из лучших актеров современности. Ее непосредственность и чистота, та искренность и девственная вера во все хорошее подкупает сразу. Ей веришь и доверяешь. Восхитительно. Несколько выбивается очаровательная Анна Невская — ее аморфное поведение навевает уныние и досаду по поводу ее кандидатуры на данную роль. Остальные же персонажи: десантник, кассирша, лесник, отец Валентины, Николай — стопроцентное попадание.
Развязка сюжета — это слезы. Слезы обиды и жалости, что ту Валентину, которая несла в себе тепло и лучик доброго света в этом заброшенном городке больше не встретить. Валентина осталась, души Валентины здесь нет. И от осознания безысходности, что герой Безрукова, понявший ту самую ценность чувств и души этой очаровательной девушки, не сможет ничего больше сделать и вернуть прежнюю Валентину, подступает комок в горле. И если бы эта жертва девушки была во имя чего-то светлого…
Непростой фильм, тяжелый не сложностью сюжета, а именно болью от потери веры в чистое и светлое в душе у Валентины. Нет той больше Валентины. И виноваты в этом не только Коля, изнасиловавший девушку, но и Кашкина, подстроившая невстречу Валентины и Шаманова, но и отец Валентины, живущий по своим устаревшим понятиям и диктующий свою волю непорочной девушке. Ну а Николай изнасиловал не плоть девушки, а ее душу. Тело ведь осталось, души той Валентины больше нет.
Но даже в этой трагичности есть лучик солнца, посеянный еще ранее той самой девушкой. Шаманов, как никто другой должен был находиться с ней рядом в горести и печали, в будущем будет нести ее доброту и светлость сам. И не демонстративное, а искренне желание установить палисад в конце фильма дает надежду на то, что Шаманов, обретя веру в себя и поняв глубину взгляда на мир прежней Валентины, будет делать этот мир чище и светлее, а помогать ему в этом будет девушкина вера. Вера девушки, которой больше не вернуть…
8 из 10
31 мая 2014
«Прошлым летом в Чулимске» я ждала с тех пор, когда только узнала, что режиссёр В. Демент приступил к съёмкам этого телефильма с Сергеем Безруковым в главной роли. И вот, наконец, фильм вышел. Смотрела его телепоказ, затем пересматривала по Интернету.
Первое впечатление было ассоциативным — фильм, как натянутая струна, которая звенит и вот-вот порвётся, и тогда случится что-то непоправимое. Выстроенный в
картине мир очень хрупок, герои одиноки, непоняты окружающими их людьми, каждый живёт своей жизнью и при этом желает быть любимым и нужным.
Фильм начинается с пронзительной музыки и кадров, где одного из персонажей, как добычу, загоняет «стая» других, и ты понимаешь, что этот эпизод не случаен и далее последует его смысловое развитие. Но вот в Чулимск приходит утро и, кажется, всё, что могло произойти ночью исчезает, как ночной кошмар.
Первые же кадры с Валентиной и Шамановым очень тонко, но абсолютно точно и полно показывают их восприятие себя и мира. Она, радующаяся новому дню, солнцу, жуку, и он — лежащий со сложенными, как у покойника на груди руками, с полным равнодушием ко всему происходящему вокруг.
Очень многое, конечно, зависело от исполнителей главных ролей. Валентина (актриса Мария Поезжаева) здесь одновременно хрупкая, нежная, чистая девушка и очень сильный характером человек, готовая нести непосильную ношу своей тайной, неразделённой любви вопреки всему, и твёрдо следующая своим жизненным принципам веры в лучшее, в людей, в возможность их изменить.
Сергей Безруков в роли Шаманова просто потряс. Он неузнаваем. Где смеющиеся глаза, «безруковская» улыбка, бьющее через край жизнелюбие и обаяние. Перед нами усталый, сломленный и закрытый человек, не имеющий смысла жизни. Его Шаманов неприятен, колюч, вызывает раздражение, а лёд в его глазах просто заставляет сжиматься сердце. При этом сразу понимаешь, что под этой ледяной корой человек изо всех сил пытается сдерживать свою горячую душу, пытаясь доказать себе и окружающим, что жить чувствами и совестью — это безумие. На игру Безрукова хочется смотреть не отрываясь, вот он молчит, но взгляд усмешка, поворот головы, жест и ты понимаешь, что сейчас творится в душе его героя.
Мне кажется, что этот фильм нужно и можно разбирать по кадрам: вот удивлённая фраза Маргариты Шубиной (буфетчица Хороших), вот страдающее лицо Анны Невской (Зинаида), вот глаза Николая Клямчука (Пашка). Уникальный актёрский ансамбль, виртуозная работа оператора, потрясающая музыка и талант режиссёра в целом дают ощущение от картины, как от чего-то хрупкого, невесомого, звенящего, тревожного, но светлого и дающего надежду.
10 из 10
29 апреля 2014
Изначально скажу, что «Прошлым летом в Чулимске» в первую очередь пьеса Александра Вампилова 1971 года. И эту самую пьесу, наш кинематограф превращает в полнометражный, можно в принципе сказать осовремененный фильм, о котором и пойдет речь.
Начну немного с сюжета, который (Спасибо создателям что не переделали) идет по сюжету с пьесой. Итак, перед нами Валентина, буфетчица Чулимска, поглощенная в свою работу, она неустанно жаждет «любви» и «суженного». Спустя некоторое время перед нами следователь, который прибыл в Чулимск по делу, и естественно он знакомится с буфетчицой и не трудно догадаться у них заводятся любовные отношения. И да, в этом и есть весь сюжет этого фильма.
Лично моя оценка данной картине лишь отрицательная, саму пьесу я люблю, ее интересно читать и представлять образы главных героев, но этот фильм мне нисколько не понравился. Главного героя играет Сергей Безруков, давненько не видел я его в достойных фильмах. Провалы в ремейках «Джентльменов удачи», в фильмах «Сказка. Есть»,' Уланская баллада» явно подпортили его актерскую деятельность на последнее время. И вот ожидая, что за этот период времени нам покажут хорошую экранизацию отличной пьесы снова доказало обратное. Фильм блёкл, мрачен, скучен и наигран, я бы сказал переигран. Складывается некое ощущение того, что сами актеры не до конца понимают, что они делают, и о чем они толкуют в своих диалогах. Обстановка фильма, как я уже говорил мрачна, чего стоит один постер с кровью на рубашке у героя Безрукова. Радует лишь обстановка, перенесенная в реальное село, в глухую деревеньку. Персонаж же Марии Поезжаевой наоборот, лично меня, обрадовал. Отметил эту актрису еще в «Мотыльках» и здесь она показала себя довольно-таки неплохо.
В общем «Прошлым летом в Чулимске» — безидейная, уродливопостановленная, переигранная картина, за малым составом актеров я получил столько этой переигранности, которой не получил в «Уланской балладе» где персонажей было значительно больше. Фильм получился скудным, скучным и ширпотребным, подобие таких в последнее время много, нет ни изюма, ни кураги.
5 из 10
25 апреля 2014
Я смотрел, конечно, не новый проект Безрукова (хотя его массированная атака на зрителя меня совсем не раздражает), а прежде всего свежую интерпретацию пьесы Александра Вампилова, выдающегося советского драматурга. С пьесой этой я, признаться, был совсем не знаком. Зато видел в нескольких исполнениях (и в кино, и на театральных подмостках) «Утиную охоту» и «Старшего сына». В СССР цензура обходилась с Вампиловым весьма бесцеремонно — пьесы его то запрещали, то вдруг разрешали, в результате чего они часто становились сенсациями. Вообще, написал он мало — рано трагически погиб, утонул в 34 года.
Собственно, «Прошлым летом в Чулимске» и «Утиная охота», по мнению театральных критиков, спорят за звание самой сильной пьесы драматурга. Режиссер-дебютант Виктор Демент не мог над одной из них не надругаться. Точнее, дать ей свое — авторское видение. Прежде всего, конечно, приглашение на главную роль безусловно хорошего актера Безрукова — безответственный шаг. Разумеется, мотивы понятны — привлечь зрителя. Но не тянет актер Безруков фактурой на зрелого, строгого следователя из Москвы, которого отсылают в чулимскую глушь «от греха подальше», хотя сыграть эту роль он очень старается.
Девочку на роль Валентины подобрали хорошо, в ней важна детская невинность и в то же время сила характера — не зря она чинит палисадник, который все время ломают. Палисадник для Вампилова — это такой символ человеческой подлости, которую не исправить ничем. Удобно гадам ходить напрямик — и будут, переступив через чей-то труд. Следователь тоже подключается к починке этого самого палисадника, демонстрируя, что он здесь — самый хороший человек.
В пьесах Вампилова всегда много пьют. И даже опохмеляются. Вот такая правда жизни. Даже положительный следователь взял да и махнул с утра стакан вина. «Только вина», — подчеркивает он. Другие герои, между тем, пьют водку. Хотя должны заниматься ремонтом буфета, где разворачивается основное действие.
Еще режиссер зачем-то осовременил пьесу, ввел словечки, вроде «олигархов», бриллианты, вставленные в зубные коронки, айфоны — хотя зритель, мне кажется, совсем не прочь увидеть советскую действительность. Кроме того, одного из героев, того самого местного «олигарха» зачем-то посещают пошлейшие видения, приоткрывая его внутренний мир — то таежный житель Илья видится ему в качестве официанта суши-ресторана, то аптекарша в платье невесты. Других героев, что характерно, такие картинки не посещают. Плюс ко всему — режиссер фильма явно ненавидит деревенскую молодежь. В его представлении — это банда недоумков, катающихся по деревне на мотоциклах, преследующих ни в чем не повинного Илью, ломающих палисадник и нападающих ни с того, ни с сего на следователя. Такие у них развлечения, что ли?..
В общем, из пьесы Вампилова режиссер сделал современную историю о довольно странной любви, которая не случилась, в которую веришь только потому, что остались правдоподобные характеры — следователя, нелепо сыгранного не тем актером, хоть и самим Безруковым, «олигарха», который на самом деле местный кулачишка, таежного жителя Ильи, которому некуда податься и неоткуда ждать помощи, потому что старость пришла, а пенсию никто не даст — надо было оформлять в свое время трудовую, да и отца Валентины, который задумал выдать ее за богатого — потому что, по его скромному разумению, именно в деньгах счастье, а, как говорят в народе, стерпится-слюбится.
Слабое получилось кино. Но, скорее, это не драматург Вампилов устарел, а просто неопытный режиссер не справился с материалом.
4 из 10
22 апреля 2014
За пьесу А. Вампилова берутся уже не первый раз, в театре и в кино. Очередное прочтение на телевидении в этом году, конечно, несколько осовременено.
Понятно, что сегодняшние герои говорят по сотовому телефону, на иномарках ездят местные «олигархи» с заклеенными пластырем пальцами. В глухом заброшенном поселке в семи и десяти километрах от жилых «центров» — деревень Потеряихи и Ключей, современные «герои» готовы подарить девушкам цветы — кто изысканную розу, кто букет в целлофане. На стол в чайной ставят хрустальные рюмочки и пьют коньяк.
Конечно, нельзя «натянуть» возраст мужа буфетчицы Анны до фронтовика-инвалида. Молодые, даже несовершеннолетние, местные байкеры патриотично бьют толпой одного городского, в обиде за своих женихов…
Вроде бы все не так, как тогда, в 1970-е, в далеком Чулимске у Вампилова. Но удивительно знакомыми, органичными, совсем на месте, кажутся сюжетные обстоятельства. Любовные связи, ревность, глупость взрослых и мудрость юных.
Конец этой версии фильма — сильнее и значительнее предыдущих, и авторской. Современный Владимир Шаманов, следователь, «высланный из города», напоследок бросается починить тот самый пресловутый забор. Он поверил в силу слабой девушки, которую потерял, только что обретя…
Хочется отметить еще одну портретную линию. Один из неглавных героев, эвенк Илья, неожиданно из необразованного, мало что понимающего в современной жизни человека с философией лесного жителя, вдруг становится не только ранимым, страдающим. Он умен, понимает, что «место ему только в тайге», вдали от этих «хороших и добрых», но глухих людей. Они не слышат друг друга даже в одной семье. Мать не понимает и обижает сына, сын ненавидит, но жалеет свою мать.
Самые пронзительные, пожалуй, кадры картины, когда слеза бежит по старческому лицу бедного одинокого Ильи…
А вообще-то ничего не изменилось у нас в жизни за годы и десятилетия — все та же глушь провинциальная, те же люди, те же обстоятельства.
Каждый фильм и не должен быть открытием. Это тот, который не стал.
20 апреля 2014