Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Враг класса |
английское название: |
Razredni sovraznik |
год: | 2013 |
страна: |
Словения
|
режиссер: | Рок Бичек |
сценаристы: | Нейц Газвода, Рок Бичек, Janez Lapajne |
продюсеры: | Janez Lapajne, Aiken Veronika Prosenc |
видеооператор: | Фабио Столл |
художники: | Danijel Modrej, Бистра Борак |
монтаж: | Рок Бичек, Janez Lapajne |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 565000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 августа 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 52 мин |
Фильмы о насилии в школе (физическом, психологическом или обоих видах сразу) делятся на две неравные половины. По большей части это сюжете о бесстрастной, ломающей все Системе, которая плодит послушных обывателей. Но может быть изображен и другой сюжет: о естественной жестокости подростков, которую они склонны считать врожденной справедливостью. Совсем молодой словенский режиссер в своем первом полноценном киноопыте на самом деле скрещивает и то, и другое.
Новый учитель немецкого языка, как на грех, бесстрастный и высокомерный («как истинный ариец») обвинен учениками выпускного класса в том, что он довел их одноклассницу до самоубийства. Обвинен поспешно, в силу явно противоположного по сравнению с предыдущей «училкой» характера, который трудно полюбить да и вообще понять в подростковом возрасте. На самом деле он рассматривает свою работу почти как аристократ: зачем жалеть школьников, когда их надо учить? зачем потакать им, если жизнь устроена совсем иначе? Эта точка зрения и правда не находит поддержки у школьников, их родителей и некоторых коллег по работе, тем более что учитель не склонен к явным проявлениям эмпатии, что еще больше усиливает подозрения в его спартанском равнодушии в стиле «выживает сильнейший».
На самом деле все очень непросто. Фильм не движется по, казалось бы, обозначенной сюжетной канве «когда же сломается этот сверхчеловек, доведенный своими учениками до истерики», а таких сюжетов предостаточно. Чем ближе к финалу, тем более неоднозначной становится ситуация. Даже не столь неоднозначной, а скорее неочевидной. Что послужило причиной самоубийства, что заставило школьницу уйти из жизни? — отвечая на эти вопросы, режиссер избег пафосных версий, сосредоточив внимание на отсутствии ответа как такового. Этот фильм вообще не про это, в нем вдумчиво и внимательно исследуются механизмы позиционирования, постепенного прорастания однозначного мещанского морализма в еще незрелых душах. Характерно, что именно взывание к справедливости приводит к совершенно тоталитарному стилю в поведении одноклассников, в какой-то момент они объединяются вокруг «святого символа» с уже почти неконтролируемой ненавистью ко всем, кто не разделяет их версию. Погибшая девочка как таковая уже неинтересна (как неинтересна она была и при жизни на самом-то деле). Лишь каким-то чудом взрослые еще как-то контролируют ситуацию, лишь тонкое знание человеческой души, свойственное внешне бесстрастному учителю немецкого, блокирует еще большие беды, которые могли бы произойти.
Интересно, что фильм оставляет весьма сильное впечатление даже без особого акцента на триллероподобном развитии событий. Заслуга молодого режиссера в том, что он создал хорошую психологическую драму, не впав в примитивный гипернатурализм или же заменил анализ сознания героев педалированием на камеру их аффектов, что редкость в наше время.
8 из 10
31 марта 2015