Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Indochine: College Boy |
год: | 2013 |
страны: |
Канада,
Франция
|
режиссер: | Ксавье Долан |
сценаристы: | Ксавье Долан, Николя Сиркис, Olivier Grard |
продюсер: | Нэнси Грант |
видеооператор: | Андре Тюрпен |
композитор: | Indochine |
жанры: | драма, короткометражка, криминал, музыка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 мая 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 6 мин |
Подлежит ли распятию тот, кто отличается от толпы? Все, кто не идет по протоптанному стадному пути, остаются осужденными этим стадом. Почему герой Антуана-Оливье Пилона говорит «спасибо» в самом конце этого короткометражного фильма?
Язык не поворачивается назвать этот музыкальный клип просто клипом. Это определенно фильм, в который вложена душа режиссера Ксавье Долана. Пусть композиция College boy — это признание юнца в плотской любви не очень то и соответствует сюжету клипа. Все же парень поет о том, что нелегко находиться среди таких людей, так что, можно считать, что история видео и песни все-таки имеют точки пересечения.
Долан решается показать весьма заезженную тему юношеской жестокости, амбициозно используя библейский сюжет. Ремейк распятия Христа вполне уместен, общество безбожно, оно предпочитает закрыть глаза на вещи, которые им не по силу понять и решить. Дети кидают в главного героя клочьями бумаги. Люди вокруг созидают злодеяниям с завязанными глазами, снимая на телефоны. Юные садисты используют оружия во дворе школы, издеваясь над жертвой с сигаретой в зубах. Стражи порядка, такие же, как все общество с повязками на глазах бьют шокером не в преступника, а в пострадавшего, зажигая тем самым гирлянду на полумертвом распятом на кресте теле как на елке, что символизирует победу зла над добром. Эти гиперболические приемы использованы режиссером для того, чтобы донести суть до черствого зрителя. Это черно-белое кино снято в формате 1:1, что намекает нам на рамки, которые задает нам общество. Так было, так есть и так будет всегда, к сожалению.
На финальных секундах картины герой этой истории говорит «спасибо». Он благодарен за освобождение от жизни среди таких людей.
17 февраля 2016
Indochine — не просто одна из рок-групп Франции. Indochine — это целая эпоха в музыкальной культуре этой страны. Организованная в далёком 1981 году братьями Николя и Стефаном Сиркис и их друзьями Домиником Николя и Димитрием Бодянски, Indochine сразу же ворвалась на музыкальный Олимп с хитом L’Aventurier, на который был снят весьма необычный по визуальному оформлению клип, а сама песня стала визитной карточкой группы и до сих пор, пусть прошло более тридцати лет, ни один концерт не обходится без неё. В последующие годы популярность группы нарастала, альбомы, постепенно уходившие от мотивов на манер Юго-Восточной Азии, приобретали более тяжёлое звучание, тексты писались на злободневные темы, чего стоит та же Les Tzars. В 1988 году группа выступила с концертами в далёком Перу и, казалось, впереди её ждёт только успешное будущее.
Не тут-то было. Indochine покинул Димитрий, а вскоре для группы настали чёрные годы. Их диск Un jour dans notre vie продавался намного хуже, чем предыдущие, пресса говорила, что они устарели и пора бы уже уйти на покой, уступив место молодым и модным — как же было тяжело Николя, Стефану и Доминику слышать подобные отзывы, ведь им было всего по 35 лет. С группой оставались только самые преданные поклонники, но и они не могли изменить ситуацию. Не выдержав, из Indochine уходит Доминик и официальный состав группы сократился до двух братьев Сиркис, которые для записей и выступлений приглашали временных участников.
Новый удар случился тогда, когда, казалось, ситуация начинает исправляться. В 1999 году внезапно умер от гепатита Стефан. Конец Indochine? Альбом Dancetaria мог стать последним, если бы не поистине героическое решение Николя. Группа будет существовать — в память Стефана, в память всего, что было прежде. Они справятся, не может быть иначе, грядёт новое столетие и всё изменится. И будто в ответ на все неудачи и страдания предыдущего десятилетия — альбом Paradize. Из каждого окна звучала J`ai demande a la lune, о группе снова заговорили, те, кто совсем недавно её хулил и предлагал уйти на пенсию теперь пели дифирамбы и восторгались. Жаль, что Стефан не дожил до этого успеха.
Последовали уже менее успешные Alice & June и La Republique Des Meteors. Хотя почему менее успешные? Количество проданных копий в наш век информационных технологий уже не значит ровным счётом ничего и странно было бы говорить о снижении интереса, если на стадионах, где проходят концерты, яблоку негде упасть. Но Indochine не собирались почивать на лаврах прошлого, исполняя на концертах старые хиты. «Мы ещё молоды, у нас впереди ещё много планов», — сказал в одном из интервью Николя, которому шёл уже шестой десяток. И новый альбом не заставил себя долго ждать — Black City Parade.
Клип на второй сингл альбома College Boy срежиссировал Ксавье Долан. В тексте песни нет никакого намёка на издевательства со стороны сверстников, скорее это признание в любви одного парнишки — неумелое и плотское. Но обязательно ли, чтобы картинка в точности повторяла слова? Ещё в 80-х Indochine перестали прибегать к услугам клипмейкеров, предпочитая сами придумывать сюжеты своих клипов — вот и в этот раз Николя и гитарист Оли де Сат придумали эту жестокую сцену с издевательством над школьникам сверстниками, а всем вокруг абсолютно наплевать. В какой-то степени этот сюжет напоминает рассказы самого Николя из сборника Les Mauvaises Nouvelles. Чёрно-белая картинка, полноформатное изображение — эта история произошла вне времени и пространства. Разве не происходит нечто подобное в классах, где есть ученики, которые отличаются от своих сверстников и те их травят, избивают и ненавидят, а учителя закрывают на это глаза, родители не придают этому значения — и пусть конец не бывает столь трагичным, но аналогия столь близка и понятна, что не требует никаких объяснений. Не даром клип был запрещён к просмотру несовершеннолетним, хотя и был весьма высоко оценён критиками.
За музыку, за слова, за голос Николя, за то, что Indochine продолжают радовать своих фанатов — за всё, что было и что ещё будет — только
100 и ещё множество нолей из 10
27 июля 2015
Здесь я учусь тому, что моя жизнь не будет простой
Среди людей.
Я буду чужд их столь размеренной жизни,
Чужд этим людям.
Посмотрев все фильмы Ксавье Долана, я не мог не внести этого молодого режиссёра в любимчики. Я восхищаюсь им — его творчеством, его стилем, его языком, его историями. За пять лет самореализации Долан достиг таких высот, которые многие не могут одолеть и за всю жизнь. Но клип для музыкальной группы «Индокитай» на песню «Мальчик из колледжа» лично я могу считать настоящей вершиной его способностей, и если знакомиться с творчеством Ксавье — то вполне стоит начать с короткой формы, именно с этого клипа.
И все же мне нравится их «высший свет»,
Но этому свету не нравлюсь я, вот как-то так.
И мне нередко бывает больно,
Когда я слышу то, что они говорят за моей спиной.
Сколько фильмов о школьной жестокости вы видели? Конечно, каждый из них в той или иной мере язвителен и драматичен. Мы сопереживаем изгоям, подверженным нападкам одноклассников, неокрепшего человеческого общества, живущего по закону волков. В «Мальчике из колледжа» Долан систематизирует все ассоциации данной темы в одно душераздирающее, но такое лиричное полотно. Издёвки, ненависть, презрение — этим история не заканчивается. Мы видим решимость самого мальчика, которую он ещё не готов реализовать. Видим его семью, которая словно живёт своей, такой «идеальной» и пустой жизнью. Видим других ребят, молча закрывающих глаза (здесь их заменяют повязки) на происходящее, как это делают и полицейские в одной из сцен. Но вы думаете, что Ксавье Долан остановится? Нет. Он вытрясет из нас всё. Поэтому, после красочного, бескомпромиссного, злобного избиения он переходит от реализма к полному гротеску, имеющему яркий религиозный оттенок. А в конце, словно насмешкой — «Мерси». Слепая благодарность за освобождение. Освобождение от такой жизни. Освобождение от них самих.
Я понимаю, что здесь тяжело быть не таким,
Для этих людей.
Когда я буду уверен в себе,
Немного менее уязвим, все наладится.
Поразительными оттенками и метафорами режиссёр обобщил всё ранее сказанное из темы школьной и подростковой жестокости, показал нам своё видение проблемы в целом — и сделал это с максимальной отдачей. В очередной раз Долан не оставляет выбора, и мне остаётся удивляться тому, как искусно этот молодой гений смешивает полную безысходность со спасительным светом. В очередной раз Ксавье раздирает на части, но после просмотра всё так же не возникает ощущения из серии «лучше бы я этого не видел». Скорее наоборот — «я поражён, хочу снова». И сколько бы раз я не пересматривал клип — он всё ещё правдив, всё ещё идеален. Пожалуй, больше не нужно лишних слов. «College Boy» (снятый, кстати, как «Мамочка», но с добавлением чёрно-белого колера), без сомнений, всё сказал за себя. Это великолепно.
10 из 10
22 мая 2015
Выход видеоклипа College Boy («Парень из колледжа») рок-группы Indochine («Индокитай»), снятого совсем еще юным по режиссерским меркам, но уже обласканным вниманием критиков и экспертов Ксавье Доланом, буквально взорвал в мае 2013 года франкофонский мир: одни в голос призывали присвоить ролику самую взрослую категорию и показывать его по ТВ только поздними вечерами, другие твердили о том, что в клипе нет ничего, что выходило бы за рамки активно тиражируемых ныне фильмов и сериалов. Мне ближе вторая точка зрения.
Не буду кривить душой. Я заинтересовался этим роликом из-за Долана, но, если бы видео попалось мне на глаза без указания авторства, я бы все равно сказал то, что скажу сейчас: видео поражает, обескураживает, цепляет, выводит из равновесия вовсе не потому, что в нем показана какая-то нарочитая агрессия и сверхжесткость. Эта короткометражка царапает зрителя тем, что он не может найти адекватного объяснения нескольким вещам, показанным на экране и являющимся гипертрофированной проекцией того, что происходит как среди детей, так и среди взрослых: 1) почему жертва становится жертвой, из-за чего это происходит, как выбирается в обществе, в замкнутом кругу жертва? 2) почему жертва смиренно остается жертвой, не предпринимая попыток прекратить адские муки — пожаловаться/отбиться/схватиться за оружие? 3) почему люди молча наблюдают за истязаниями себе подобных, не пытаясь помешать?
«Мы помним не слова наших врагов, а молчание друзей. Молчание — одна из главных людских ошибок» (Мартин Лютер Кинг).
Третий пункт принять и понять тяжелее всего. В финале клипа «изгоя», подобно Иисусу Христу, распинают на Кресте. Я не особо религиозен. Для меня в данном случае важнее то обстоятельство, что за 2000 лет человечество нисколько не изменилось. Сцены распятия Христа неизменно рисуют так: под общие одобрительные крики толпы казнят Иисуса. Не хватает только телефонов в руках, фиксирующих все происходящее, записывающих боль и страдание другого живого существа. Я уверен, что те, древние люди, если бы могли, достали бы свои смартфоны с превеликим удовольствием. Я далеко не образец мягкосердечия и благолепия, но для меня это дико — фиксировать на пленку муки. Что в такие минуты движет человеком, и человек ли это вообще?
Мне кажется, взрыв негодования в отношении этого видео во многом обусловлен страхом, только не страхом перед тем, что дети, насмотревшись на эти «долановские зверства», начнут истязать сверстников и прочих, а страхом того, что так, пусть и не столь гиперболизировано, давно происходит все на нашем свете. Происходит и происходило везде и во все времена: можно вспомнить советское «Чучело», эстонский «Класс», скандальную «Школу» Германики. А можно, чего греха таить, вспомнить свой опыт. В большинстве классов были и есть «изгои». В моем их было двое — мальчик и девочка. К своему стыду, я если не поддерживал издевающихся над ними, но и не мешал им, молчал с повязкой на глазах — как дети из этого клипа…
Здесь я учусь тому, что моя жизнь не будет простой
Среди людей.
Я буду чужд их столь размеренной жизни,
Чужд этим людям.
Долан снял очень жесткое, бросающее в холодный пот, кино. Снял эстетски, с вызовом, с надрывом. За что надо режиссеру сказать «merci», как говорит жертва издевательств в финале фильма. Долан за 6 минут экранного времени немного издевается над зрителем, но это пойдет нам только на пользу.
10 из 10
P.S. Видео настолько крутое, что на музыкальное сопровождение я обратил только после пятого просмотра. А композиция очень сильная.
P.S.S. Антуан-Оливье Пилон просто прекрасен. Чем-то он напоминает Руперта Гринта. Теперь я понимаю, почему именно Пилона выбрал для своего пятого фильма «Мамочка» Долан.
29 сентября 2014
Толерантность никогда не была в моде ввиду противоречивости убеждений, которые отстаивали люди, требующие ее. Всегда были садист, которому унижение и оскорбление доставляют удовлетворение, а в некотором роде и самоутверждение, и жертва, которая стала таковой не из-за того, что хотела ей оказаться, а вопреки банальному случаю. Канадский режиссер Ксавье Долан показал это в своей работе — клипе на песню группы Indochine — College boy, где соединились воедино не только садизм и предубеждение, но и взгляд общества со стороны на эту проблему.
Так или иначе, сложно после просмотра клипа остаться равнодушным к его содержанию. Мы видим проблему со стороны и остаемся безучастными, некоторые следуют новомодному течению и снимают происходящее на камеру мобильного телефона. Казнь Иисуса тоже снимали бы на камеру, будь в то время подобные технологии.
За что люди заслуживают подобного обращения с собой (а подобное (любая из смертей на выбор) происходит повсюду) навсегда останется загадкой примитивного человеческого нутра.
Долан снял актуальный клип и невероятно мощный. Люди не понимают простых объяснений. Им нужен шок, слова, надолго врезающиеся в память и постепенное «затянувшееся прозрение». На мой взгляд, Долан поступил правильно. Показал все жестко — так, как оно и должно быть.
29 мая 2013