Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 8.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Черный плавник |
английское название: |
Blackfish |
год: | 2013 |
страна: |
США
|
слоган: | «Never capture what you can't control.» |
режиссер: | Габриэла Каупертуэйт |
сценаристы: | Эли Б. Деспрес, Габриэла Каупертуэйт, Тим Циммерман |
продюсеры: | Габриэла Каупертуэйт, Джуди Барт, Рик Бруквелл, Эрика Кан, Joseph Bachor, Phillipe Vicente, Мануэль Отейса, Тим Циммерман |
видеооператоры: | Jonathan Ingalls, Крис Тоуи |
композитор: | Джефф Бил |
монтаж: | Эли Б. Деспрес, Габриэла Каупертуэйт |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $2 073 582 |
Мировые сборы: | $2 303 417 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 января 2013 г. |
на DVD: | 10 апреля 2014 г. |
на Blu-ray: | 10 апреля 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Я родом из Владивостока, и когда стало известно, что нам постоят океанариум, многие горожане приняли эту новость с воодушевлением: у нас будет не хуже, чем там, заграницей. Перед глазами стояли картинки Seaworld и его аналогов по миру. Но строительство затянули, деньги благополучно попилили, а на оставшиеся грошики отгрохали (с опозданием в 4 года) большой центр с огромной прилегающей территорией, шаттл-басами, ростовыми скульптурами, и.. . несчастными животными. Это было видно невооруженным глазом. В полупустых аквариумах дрейфовали кальмары, где-то в углу забился сивуч. А потом в прессе стали появляться ужасные новости о гибели животных в приморском океанариуме: 14 смертей за три года, включая сивуча Старка, которого забили (!) до смерти. В описании следствия написано: смерть в результате удара тупым предметом по голове. Казалось, что такой кошмар творится только у нас. Но фильм Габриэлы Каупертвэйте открывает страшную правду: такая ситуация везде.
Хотелось бы отметить, что у фильма потрясающий постер. Нет, правда, такой угрожающей морда касатки еще никогда не была.
Фильм повествует о нелегкой судьбе косатки по имени Тиликум. И, тут надо отдать должное режиссеру, некоторые факты из жизни этого животного поданы так, что зритель готов съесть свои ногти от волнения. На разрыв аорты. Тиликума забрали из естественной среды обитания. Тупо отняли у матери. И вот когда старый морской волк, который видал многое в жизни, рассуждает, что крик матери Тиликума, когда забирали этого детеныша, был одним из худших воспоминаний в его жизни, ты ему веришь. Как и тому, что животное может мстить. За содержание в маленьком бассейне, за недостаточное количество рыбы, за каждодневную эксплуатацию. Я не могу винить погибших девушек. Они лишь винтике в огромном аппарате по печатанию денег «Seaworld». Дон погибла в 2010, и сейчас на ее месте некто Дэниэл. И так и будет продолжаться.
Да, Тиликум до сих пор находится в парке. На сайте Seaworld в профайле животного уклончиво написано, что его перевели из Канады по причине «трагической смерти Келти Бирн». О том, что многотонное млекопитающее утащило девушку на дно, умалчивается. Также упомянуто, что теперь с Тиликумом плавать нельзя.
Но положительные сдвиги есть. После выхода фильма было изменено изображение парка в мультфильме «В поисках Доры», чтобы не создавать лишней рекламы Seaworld. Также сцены с парком вырезали из «Бумажных городов» по роману Грина. И, главное, в марте 2016 Seaworld анонсировал решение постепенно уйти от выступлений с косатками. Возможно, и Тиликум заживет спокойно.
Потрясающая работа документалиста. Невозможно оторваться. И совершенно невозможно не сочувствовать.
8 из 10
14 декабря 2016
24 февраля 2010 года в знаменитом парке водных аттракционов Sea World, что в Орландо, случилось страшное событие: самец косатки Тиликум изувечил и убил опытную дрессировщицу Дон Браншо. С этого происшествия начинается документальный триллер «Чёрный плавник» — скрупулезное исследование психологии высокоорганизованных существ и один из самых горьких фильмов о порабощении человеком животных. Но одновременно это и очень мощный аргумент против новой безумной моды — строительства в России дельфинариев. Ведь это не просто обращённый в шоу порочный и отвратительный бизнес, но по сути своей — возведение легальных тюрем для животных. Начинающий режиссер Габриэла Каупертвэйте мастерски и с нескрываемой болью в сердце рассказывает историю, актуальность которой будет возрастать по мере того, как человечество начнёт осознавать всю пагубность эксплуатации своих собратьев.
Когда под видом создания необычного развлечения (главным образом — для детей) демонстрируется эксплуатация и фактически порабощение ни в чём неповинных животных, которые никогда бы добровольно не согласились участвовать в шоу для ублажения человеческого тщеславия. Поэтому «Чёрный плавник» — это кино будущего. В том смысле, что люди, которые уже давно не приемлют рабства среди себе подобных (с важным видом продолжая давать за это «Оскары»), упорно не желают считать таковым порабощение других живых существ, которое продолжает культивироваться по всему миру, начиная с зоопарков, цирков, дельфинариев и заканчивая научными лабораториями, где на братьях наших меньших ставят опыты, опять же «во благо человека».
Сталкивает рекламные ролики парка Sea World, маскирующие подневольный труд животных под Диснейленд, и любительские записи нештатных ситуаций, никогда раньше не попадавших в СМИ, фильм отматывает время назад, в 1970-й год, когда и началась масштабная охота на косаток с целью их дальнейшей эксплуатации в парках водных аттракционов. Хроникальные кадры охоты на детенышей косаток — это, по сути, самый настоящий геноцид, когда человек вмешивается в отлаженные социальные связи, которые у этих животных намного крепче, чем у людей. Оказывается, они настолько привязаны к своим детенышам, что в естественных условиях дети косатки никогда не покидают свою мать, притом, что некоторые самки могут жить на воле до 100 лет.
Но человек решил на этом не останавливаться, продолжая отбирать у матерей и тех детенышей, что родились в неволе, чтобы затем перепродавать их в другие парки за немалые миллионы долларов. Рассказ в «Чёрном плавнике» об одном из таких случаев разрывает сердце на части и приводит в такое смятение, на фоне которого меркнет даже самая трагичная сцена «Выбора Софи». Поэтому проводя всю жизнь в бетонном резервуаре, в то время как в дикой природе её сородичи проплывают до 150 миль в день, заключенная в неволю косатка — от разочарования и полного отчаяния — начинает нападать на людей, не имея возможности выместить гнев и боль каким-то иным способом.
В фильме показано, как столкновение с трагедией, приводит причастных к ней людей к осознанности и переосмыслению своих действий, к серьёзным изменениям мировоззрения и раскаянию в том, чему они посвятили свои жизни. Комментируя случившееся, авторы подкрепляют свою позицию не только цифрами, опровергающими все позитивные факты одомашнивания этих животных (в частности того распространенного заблуждения, что в неволе косатки якобы живут дольше), но и душераздирающими кадрами агрессии касаток против своих поработителей. Это кино, от которого волосы стынут в жилах. Это кино, которое заставляет плакать и одновременно пробуждает гнев. Это кино активной гражданской позиции, которое перевернуло представления американцев о сути подобного рода развлечений. Во всяком случае, многие из более чем 200 тысяч жителей США, посмотревших его в кинотеатрах, зареклись когда-либо ходить на шоу, эксплуатирующие животных.
Сегодня человечество находится ещё на очень низкой ступени развития (если учесть, что подавляющая его часть животных просто-напросто ест), чтобы в полной мере осознать суть проблемы, которая поднимается в этой картине. Доходчивый в своей наглядности образ — обвислого спинного плавника Тиликума — это не просто некий маркер, отражающий физическое неблагополучие от пребывания (причем всех без исключения) косаток в неволе, но и сильнейший по своей эмоциональности символ рабства и подчинения одного живого существа другому, некогда возомнившему себя хозяином природы. Этот фильм показывает, что животные, косатки в частности, тоже обладают душой и чувствами, тоже могут страдать от одиночества и бушевать от непереносимого горя, реагирую и в тех и других случаях на то, что причинил им человек.
«Чёрный плавник», выпущенный только в США (всего на 99 экранах), вряд ли когда-либо будет показан в России, которая пытаясь соответствовать мировым стандартам, в том числе и в области развлечений, начала вдруг возводить в крупных городах дельфинарии. Ситуация с дельфинами выглядит ещё более трагичной, потому что этим сравнительно небольшим животным вряд ли удастся справиться и наказать своих поработителями по той простой причине, что они куда слабее гигантских косаток весом в 3—4 тонны. Строительство парков аттракционов в России, предполагающих эксплуатацию одних из умнейших представителей живых существ на Земле, крайне постыдная инициатива, которую иначе как легализованным рабством и не назовешь. И когда-нибудь наши наследники, как герои этого фильма, будут раскаиваться и восклицать: «Боже, какие же дикие были времена!».
16 ноября 2014
Что происходит когда примерный отец троих детей, любящий муж, добросовестный налогоплательщик и лучший работник на своем предприятии оказывается жестоким серийным убийцей, который вот уже тридцать лет лишает жизни молодых невинных девушек? Как только он обретет постоянное пристанище в тюрьме, то его завалят письмами желающие понять, почему он совершил то, что совершил, начиная от журналистов и режиссеров документальных фильмов, и заканчивая простыми искателями острых ощущений в попытке познать сущность маньяка. Что случится через несколько часов после того, как прилежный ученик выпускного класса из приличной семьи, который может похвастаться стопроцентной посещаемостью и одними пятерками в табеле успеваемости, посещает однажды школу не для того, чтобы получить знания, а для того чтобы расстрелять как можно больше своих сверстником? Вся его деятельность в Интернете, которую только может отследить простой пользователь, будет тщательно изучена сотнями человек и, пока ее не стерли в интересах следствия, сохранена для будущих поколений, чтобы и через двадцать лет они могли спрашивать себя: «почему?» и искать ответ во всех доступных источниках. Но что будет, если преступление против человека совершит не ему подобный, а животное? Тогда никто не попытается понять, что привело его к этому, никому не придет в голову изучать его прошлое и пытаться заглянуть ему в душу, потому что согласно общепринятому мнению ее вовсе не существует. Режиссер документального фильма «Черный плавник» Габриэла Каупертвэйте решила изменить ситуацию и совершила беспрецедентный шаг, разузнав все возможное об истории жизни касатки по имени Тиликум, чтобы разобраться, почему это животное совершило два убийства девушек-дрессировщиц, между которыми был промежуток в десять лет.
Как и приличествует хорошему документалисту, фильм Каупертвэйте рассказывает не только конкретную историю, но и обращает внимание на ту или иную важную проблему современного общества, и в случае «Черного плавника» очень удачно были выбраны события, с помощью которых автор хочет рассказать о необходимости предпринимать немедленные и серьезные действия в отношение той или иной деятельности. Большинство картин, призывающих к освобождению животных, сосредоточены на том, как именно вредит им рабство во имя человека, и найдется много людей, которые поплачут над тем, как норок убивают ради чьих-то шубок, но потом, уже спустя пару дней от этого ощущения горя ничего не останется, потому что зритель не почувствовал угрозу для себя лично, что, к сожалению, для большинства является единственным действенным побуждением к действию. История Тиликума и двух убитых им девушек, позволяет увидеть не только то, что животные страдают от бессовестной эксплуатации человеком, но и то, что люди, полагающие, что взяли под контроль огромного зверя, которому место только в дикой природе, могут умереть смертью такой же жестокой, какой уходят на тот свет ежегодно миллионы животных ради еды, одежды или попросту развлечения. Помимо того, что фильм Габриэлы Каупертвэйте позволяет прочувствовать человеческую боль, которая стала следствием отлова касаток и их последующего использования ради наживы, он еще и обращает внимание на то, какими сходными с нами качествами обладают эти водные млекопитающие. Удачна не только идея рассказать об этом, но еще и то, как она была воплощена в «Черном плавнике» — с помощью сочетания личных эмоций и наблюдений с научными фактами, рассказанными специалистами своего дела. Вы слышите то, как это звучит в теории, и то, как это происходит в жизни, понимая, что между этими двумя позициями нет никакого противоречия, а следовательно нет и причин в них не верить. В конечном итоге, то, как именно был классифицирован режиссером отлов касаток, и стало главным фактором успеха картины, поскольку «похищение детей у матерей» будет первыми словами, которые скажет любой человек, действительно тронутый фильмом, и это хорошо еще и потому, что «Черный плавник» одной из главных своих задач ставит донести до нерадивых родителей, что любые развлекательные шоу с участием животных, стоят последним очень многого, и им не стоит отдавать это ради того, чтобы развлечь чьих-то детей.
После выхода работы Габриэлы Каупертвэйте прошло еще очень мало времени, чтобы говорить о каких-то глобальных победах в деле борьбы за освобождение уже отловленных касаток и прекращения подобной деятельности в принципе, но уже сейчас можно говорить о том, что фильм вызвал в обществе именно ту реакцию, на которую рассчитывала команда фильма — большое количество людей, который любили посещать красочные шоу Seaworld`a, после просмотра «Черного плавника» пообещали больше никогда туда не ходить, что нанесло свой ущерб имиджу кампании; к тому же, в лице картины Каупертвэйте активисты зоозащитных организаций и просто неравнодушные граждане получили мощное средство для донесения своих идей, которое интересно не только как агит-материал, но еще и имеет кинематографическую ценность. Для того, чтобы понять, что касатки не могут и не должны жить в неволе, отбывая пожизненное заключение в тесных бассейнах за преступления, которые не совершали, бывшим дрессировщикам Seaworld`a понадобилось наблюдать смерть своих коллег и получать серьезные травмы самим. Габриэла Каупертвэйте предлагает зрителю «Черного плавника» уникальную возможность прийти к тому же самому выводу, не пройдя через те круги ада, что прошли ее герои, которые со слезами на глазах и кровью на лицах поделятся своим опытом общения с касатками и своим разочарованием в индустрии, в которую они еще недавно так верили.
7 ноября 2013