Братья. Последняя исповедь
6.8
6.9
2013, драма
Украина, 1 ч 40 мин
В ролях: Николай Береза, Виктор Демерташ, Юрий Денисенков, Роман Луцкий, Олег Мосийчук
и другие
Два брата-гуцула всю жизнь все делили: мать, игрушки, право называться лучшим, одну женщину, одного сына. Но в их жизни произошло событие, после которого они не разговаривали друг с другом на протяжении 40 лет. В их маленький провинциальный городок приезжает писательница, которая читает в местном монастыре лекцию про святых и юродивых. Среди слушателей – пожилой человек, которого зовут Войтко. Писательница постепенно входит в жизнь Войтка и знакомится с его братом. Она становится связующим звеном между двумя братьями, смысл жизни которых – в противоборстве: кто дольше проживет и не потешит второго своей смертью.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Братья. Последняя исповедь

год: 2013
страна:
Украина
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , ,
видеооператор: Ярослав Пилунский
композитор:
художники: Владлен Одуденко, Ирина Гергель
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 2000000
Дата выхода
Мировая премьера: 25 ноября 2013 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Братья. Последняя исповедь», 2013

Видео: Трейлер (Братья. Последняя исповедь, 2013) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер
Видео: промотрейлер (Братья. Последняя исповедь, 2013) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
промотрейлер

Постеры фильма «Братья. Последняя исповедь», 2013

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Братья. Последняя исповедь», 2013

Заклятые братья

Роману шведского писателя Торгни Линдгрена повезло попасть в умелые руки Виктории Трофименко и на благодатную почву, где он прижился и дал отличные плоды. Даже больше: материал этот актуален и злободневен уже на протяжении нескольких столетий не только для украинской, но и почти для всех наций. В адаптации же Трофименко, по совместительству выступившей автором сценария, картина и вовсе превращена в шедевр, вместивший целую россыпь важнейших морально-человеческих посылов, размышлений на глобальные философские темы (кстати, поданные на очень доступном киноязыке), ряд блестящих метафор, аллюзий и отсылок. И виртуозно сведя все это в сумме к красивому, стильному, пронзительному и эмоциональному зрелищу, которое не может оставить равнодушным по определению.

Во-первых и в главных, эту картину никак нельзя рассматривать только как драматичную историю двух рассорившихся братьев. Через призму их отношений рассматриваются проблемы целых наций, которые за их историю не раз разделяли непомерные человеческие амбиции, властолюбие, высокомерие, тщеславие, жадность, зависть, цинизм, корыстолюбие и прочие человеческие страсти. Иногда это все было чисто «внутренним продуктом», но гораздо чаще инспирировалось и подогревалось заинтересованными силами извне. И часто имело трагические последствия. Между тем как конфликт между Станиславом и Войтко, так и разделения наций можно было бы урегулировать куда менее безболезненно, поскольку корень проблемы у них один, несмотря на внешнюю несопоставимость масштабов, и прорастает он из классического человеческого эгоизма, неумения поставить себя на место другого.

Ведь самая большая трагедия двух братьев в том, что порвав все отношения, они остались друг для друга родными людьми и каждый чувствует острую потребность в другом. Так, словно одну плоть грубо разрезали по живому. Эти половинки самодостаточны, чтобы как-то существовать по отдельности, но полноценной жизнью это не назовешь при всем желании. В фильме режиссер раз за разом задается вопросом об уникальной и противоречивой природе братских отношений, где от ненависти до любви и обратно — все тот же один шаг. Что мешает максимально родным друг другу людям найти взаимопонимание, любовь и прощение? Какие психологические механизмы стимулируют и подпитывают братскую конкуренцию, чаще всего лежащую в основе всех бед? На эти и многие другие вопросы Виктория Трофименко не дает, да и не может дать однозначных ответов, она просто наблюдает за Станиславом и Войтко, давая материал для размышления и предлагая поразмыслить зрителю. Именно подумать, взвесить, проанализировать, ибо к каким-то однозначных выводам, скорее всего, сделать не удастся — уж слишком таинственны, загадочны и вряд ли в принципе до конца постижимы потемки человеческой души. Лично я буду задаваться поставленными в ленте вопросами не раз и не два, а вероятнее всего — до конца жизни.

При просмотре фильма «Братья: Последняя исповедь» постоянно возникали параллели с «Тенями забытых предков» Сергея Параджанова. Дело тут не только и не столько в том, что оба картины снимали в Карпатах, хотя и это со счетов не сбрасываю, а прежде всего в том, что оба режиссера — каждый в своей манере, но одинаково талантливо — раскрыли героев через их созерцание, тонкие наблюдения за их эмоциональным состоянием, настроением и переживаниями, выражавшимися в первую очередь посредством взглядов, жестов, мимолетных движений и даже просто позы, в которой их «застала» камера. Тут сразу нужно оценить высшим баллом работу оператора Ярослава Пилунского, безошибочно ловившего эти настроения и сложившего из них характер каждого из персонажей.

При этом в немногословность и сдержанность фильма тонко вплетены теплый юмор и даже комедийные моменты. Один их них, с копанием рва, мгновенно напомнил украинского классика Ивана Нечуя-Левицкого и его бессмертную «Кайдашеву семью». Умение мастерски и в нужных местах разрядить атмосферу стало еще одним очком в пользу Трофименко.

Ну а кастинг у нее получился и вовсе бесподобным. Богатый и предоставлявший широкие возможности роман Торгни Линдгрена в то же время требовал к себе уважительного и чуткого отношения. Ни о каком общем, поверхностном проникновении в материал тут не могло быть и речи, каждый актер должен был прочувствовать, прожить своего героя, как говорится, «от» и «до». Полученный результат определенно стоил неимоверных усилий, затраченных режиссером на поиск нужных кандидатур. Между актерами сложилась идеальная «химия», и мы получили одни из самых великолепных работ в украинском кино за последние лет двадцать. Виктор Демерташ (Станислав) и Олег Мосийчук (Войтко), эти же персонажи в молодости (Роман Луцкий и Николай Береза), гениально исполнившая роль писательницы и своеобразного «наблюдателя» Наталья Половинка, чудесная Вероника Шостак в роли Ивги и не менее чудный Орест Ягиш, пусть и с относительно небольшой ролью — все в «Братьях…» превзошли самих себя и выдали неповторимо талантливую игру. Для каждого из них картина Виктории Трофименко останется совершенно особой в фильмографии, хотя от души желаю им сняться еще в десятке подобных безупречных во всех отношениях кинолент.

Для меня фильм «Братья: Последняя исповедь» наряду с «Племенем» Мирослава Слабошпицкого — на сегодня однозначно лучшие за последние годы в украинском кино.

10 из 10

24 марта 2016

«Шмелиный мед» Торгни Линдгрена

Этот фильм — абсолютно фестивальное кино, не предназначенное для широких масс.

Начало крайне затянутое, сюжет раскручивался очень долго. Сразу виден «почерк» скандинавского автора, ведь именно по произведению шведского писателя и лаурета Нобелевской премии Торгни Линдгрена и был снят этот фильм. Действия в «Шмелином меде» происходят в Северной Швеции, фильм же переносит зрителя в Карпатские горы. Думаю, что в этом плюс — оставим шведам снимать про Швецию.

Теперь вернемся к затянутости. Динамику событий тоже можно было адаптировать под местного зрителя. Сокращение (или полное удалений) многих сцен помогло бы лучшему восприятию картины. Либо режиссер хотела более жирной линией подчеркнуть бытовые моменты, чтобы зритель максимально «втянулся» в атмосферу происходящего, либо очень хотела (как часто бывает с режиссерами) максимально оставить отснятый материал. Но, если та или иная достаточно длинная сцена по отдельности смотрится сильно, то в купе с такими же эффект получается прямо противоположный из-за отсутствия контрастов.

Остается неясным, почему, имея вокруг такие изумительные пейзажи Карпатских гор, оператор крайне мало акцентировал на них внимание, в то же время старательно сосредотачиваясь на деталях быта. Конечно же, вполне понятно, зачем надо было на них останавливаться, но получилось явно «пересолено».

Теперь о хорошем. Актерская игра достаточно хорошая, тем более, что для многих актеров это были первые роли. Ни разу не возникало желание встать и крикнуть: «Не верю!», что уже является большим плюсом. Режиссер тоже достаточно хорошо передала атмосферу рассказа, особенно тот момент, что по сути, в этой истории нет положительных персонажей.

В целом, в своем жанре фильм заслуживает оценку выше среднего. Где-то «6», если рассматтривать в сравнении с мировым арт-хаусом. Но, учитывая тот момент, что для украинского кино возникновение любого фильма сродни чуду, то можно поставить твердую «8», так как всё-таки у Виктории Трофименко получилось снять фильм, который можно серьёзно обсуждать.

15 октября 2015

Надеемся, что таки последняя исповедь

Когда мы вышли с мужем из кинотеатра, он с иронией произнес: «Если бы я снимал этот фильм, я бы снимал не два часа, а четыре, чтобы максимально выбесить народ». Такая мысль присуща человеку с мизантропическим настроением, хоть и передана с юмором, а шутил ли режиссер и сценарист в одном лице, или заведомо ненавидел свою публику, когда работал над этой картиной?

История этой киноленты про двух братьев, имеющих с раннего детства ненависть к друг другу, которая живет до конца их дней. Один — более смиренный, второй более недоброжелательный. Откровенно говоря, повествования семейных дилемм, которые часто показывают в реалити-шоу, бывают куда глубже. Однако, читая статьи о создании проекта, выяснилось, что это вовсе не выдуманная история сценариста, а сюжет, который, якобы украинизировано, представила Виктория Трофименко, вдохновляясь чтением Торгни Линдгрена.

Все же отмечу, что обыденная история для кино — это вовсе не беда, если есть умелый драматург, талантливый режиссер, хороший оператор и актеры. Но, увы, это не про сей фильм.

Существует несколько стандартных видов крупности кадров и правила их расположения: суперкрупный план (деталь), крупный план, 1-й средний план и так далее. При просмотре картины, меня лишило зрительного удовлетворения отсутствие комбинирования разных планов, согласно правилам монтажа. Операторский взор, на продолжении всего фильма, сосредоточен на очень заурядных объектах: тесто, нитки, тазик, половая тряпка, прекрасный, но кинематографично затертый пейзаж Карпат, и декорации, которые можно будет еще лет тридцать передавать из поколения в поколение для съемок кино, чтобы заморить украинского зрителя «дежавю». Мне не известно, как взаимодействовала работа оператора с его коллегами, но то, что можно назвать «монтажом», лишило меня понимания многих вещей. К примеру: как и зачем некий человек попал в петлю (и не сделал ли он это от глубокого уныния, переданного сюжетом?). Впрочем, многие моменты в фильме навязчиво были то ли недосказанными, то ли не проделанными до конца.

Касательно расплывчатых элементов и повествований писательницы, Улофа и Станислава, стоит вернуться к вопросе о хронометраже. Это тот самый случай, когда четвертование пленки и сокращение фильма до 20-ти минут спасло бы и время зрителя, и его оценку, и саму картину. Но ошибкой стали амбиции или загадочное расточительство бюджета, которые породили полнометражное кино.

Не без внимания хочется оставить красочную работу режиссера. Если принужденно втиснутая философия о Святом Христофоре, ничем не обусловленный, но ожидаемый плач героини в одиночестве, смерть близкого человека — это заплесневевшая обыденность, то испражнение на пол, «подаренная» мастурбация старому дедушке от девственной христианки — это абсолютно нелепые потуги удивить и вовлечь.

Каждый режиссер должен понимать, что фильм, в который зритель не погружается своим зрительным и мыслительным участием, а для которого остается посторонним гостем, не понимающим что и зачем происходит, и которого испытывают на терпеливость и выносливость — априори провальный.

Самое «безобидное», что есть в кино — это музыкальное сопровождение. Местами оно являлось раздражительным, местами истасканным, но в целом сложилось впечатление, будто написали музыку за полчаса в одном из посредственных коллективов. Впрочем, песня «Билет в один конец» (англ. «One way ticket») имеет смысл — на этот кинопоезд уважающий себя зритель больше раза не сядет, а некоторые, более щадящие себя, сойдут с него так и не доехав до 100-й минуты.

27 сентября 2015

Драма Братья. Последняя исповедь впервые показанa в 2013 году, с момента выхода прошло чуть больше 11 лет, его режиссером является Виктория Трофименко. Кто учавствовал в съемках, актерский состав: Николай Береза, Виктор Демерташ, Юрий Денисенков, Роман Луцкий, Олег Мосийчук, Наталия Половинка, Вероника Шостак, Орест Ягиш, Олег Мосейчук.

На фильм потрачено свыше 2000000. Страна производства - Украина. Братья. Последняя исповедь — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.