Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ваджда |
английское название: |
Wadjda |
год: | 2012 |
страны: |
Саудовская Аравия,
Германия,
США,
Нидерланды,
ОАЭ,
Иордания
|
режиссер: | Хайфа Аль-Мансур |
сценарий: | Хайфа Аль-Мансур |
продюсеры: | Герхард Майкснер, Роман Пауль, Amr Alkahtani, Кристиан Грандерат, Верона Мейер, Беттина Риклефс, Рена Ронсон, Louise Nemschoff, Хала Сархан |
видеооператор: | Лутс Райтмайер |
композитор: | Макс Рихтер |
художники: | Томас Мольт, Петер Поль, Тарик Сэйид, Maram Algohani |
монтаж: | Андреас Водрашке |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $1 347 747 |
Мировые сборы: | $1 347 747 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 августа 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Первая женщина-режиссер в Саудовской Аравии, Хайфа Аль-Мансур, как мне кажется, похожа на героиню своего фильма. Наверняка, ей пришлось преодолеть много препятствий, на пути к мечте. Ведь, когда человек старается жить по-своему, а не как все, делает что-то необычное для окружающих, то, зачастую, у него появляются недоброжелатели, те, кому он не нравится; но по тем же причинам, человек обретает и друзей, людей готовых помогать. Это то, что отличает человека от робота, делает его живым, интересным — индивидуальность, которая не оставляет других равнодушными. Выделяющийся из серой массы, становится достойным внимания. Хайфа Аль-Мансур, снимая этот фильм, просто хотела самовыразиться, несмотря на все сложности, а не ставила целью собрать побольше денег в прокате, и потому в фильме ощущается частичка ее души.
Вот почему история десятилетней девочки из Саудовской Аравии так тронула меня и заставила сопереживать всем сердцем, хоть наши миры и столь далеки друг от друга. Ваджда не такая, как окружающие девочки — она достойна того, чтобы ее любили, и чтобы ее мечты сбывались. А раз эта история про силу мечты, то значит, может быть близка любому. Ведь, в конечном счете, все мы люди, и не такие уж и разные.
Посмотрите этот фильм, если вы готовы поверить в мечту, поверить в маленького человека в недружелюбном мире.
8 из 10
25 марта 2019
Добрая, гуманная, остроумная, глубокая история о жизни в одной из самых загадочных для жителей Европы и России стран. Великолепно играют актеры, как взрослые, так и дети, снят фильм максимально художественно и красиво, насколько это возможно в тех условиях — ни одного деревца на много километров, некрасивые здания, больше напоминающие тюрьмы. Сюжет незамысловатый, но в этом и прелесть — фильм про людей, а не про гомункулусов, так часто населяющих современное кино. Завораживает история маленькой отчаянной девочки, борющейся за право быть самой собой, а не подстраиваться под архаичные представления о женщинах, существующие в Саудовской Аравии.
Несмотря на серьезную тематику, фильм светлый, легкий, позитивный. После просмотра возникает мысль — да, действительно, Европа прогнила, а Восток, хотим мы этого или нет, наступает.
10 из 10
15 июля 2018
Представьте себе ситуацию (мужчинам будет сложнее, но абстрагируйтесь от пола): женщина, работающая певицей и находящаяся на седьмом месяце беременности, приглашена на одну торжественную церемонию, чтобы выступить перед публикой. Ей тяжело выступать стоя и она просит стул. Она исполняет песню сидя, но публике, для которой она поёт, это не нравится и они просят её встать. Женщина эту просьбу выполняет не сразу. Спустя несколько секунд после того, как она встаёт, в неё выстреливают. Женщина умирает вместе со своим не рождённым ребёнком. Дикость, правда? Кажется, такого просто не может быть.
Или ещё ситуация: маленькую девочку, лет семи, ранним утром будит мама и говорит, что им нужно собираться на праздник. Они приходят в дом, где звучат песни, гремят барабаны. Девочка весело улыбается. Ей кажется, что вокруг и правда какой-то праздник. Тем более тут есть и другие девочки её возраста. А потом девочку берут и отводят в дальнюю комнатку, где находятся мама и какая-то женщина с лезвием. Она велит девочке лечь на пол и раздвинуть ноги, а после отсекает ей клитор. Мучительные адские боли будут мучить девочку несколько недель (если она не умрет раньше от кровопотери), а после отразятся болезненными ощущениями при любом сексуальном контакте и принесут много других неприятностей от болезни мочеиспускательной системы до осложнений при родах. Снова дикость, да?
Кажется, такого не может быть в современном мире, где люди переживают из-за того, что Telegram заблокируют. Но такое бывает. Первый случай произошел в Пакистане в начале апреля этого года. Певице Симоне Самун было 24 года. Мужчина застрелил её, потому что посчитал верхом неуважения, что она выступает при мужчинах сидя. А с последствиями женского обрезания живут более 200 000 000 женщин в странах Африки, Азии и Ближнего Востока.
Мне грустно от того, как современное общество исказило понятие феминизма. Но я искренне восторгаюсь женщинами и мужчинами, которые проводят серьезную работу по борьбе за права человека, как борются женщины в мусульманских странах за, казалось бы, обыденные вещи — право водить машину, право участвовать в выборах, право на образование, право на защиту своих прав в конце концов (простите за тавтологию).
Одной из таких выдающихся, на мой взгляд, личностью, является режиссер Хаифа аль-Мансур. Хаифа живёт в Саудовской Аравии, которая находится на 130 месте из 134 по ущемлению женских прав и подчиняется законам шариата. Женщинам там нельзя делать практически ничего, кроме как ходить в никабах и слушаться мужчин. Хаифа — истинная героиня. Стать в такой стране созидателем, первой женщиной-режиссером — это настоящий подвиг.
На съемочной площадке своей картины «Ваджда» Хаифе приходилось буквально сидеть в специальной коробке, защищавшей её от нападок мужчин, которые никак не могли смириться с тем, что какая-то женщина, пусть и в рабочей творческой обстановке, командует мужчинами.
Картина «Ваджда» повествует о 10-летней девочке Ваджде, которая так упорно хочет осуществить свою мечту и купить себе велосипед, чтобы обогнать на нём сосдеского мальчишку, что идёт по устоявшимся вековым традициям и нормам. При этом девочки на велосипедах в Саудовской Аравии не катаются.
Такая банальная история, перенесённая в крупнейшее государство на Аравийском полуострове, в вполне обычную саудитскую семью — красавица-мама и папа, мечтающий о сыне, становится историей сложной борьбы, которую нужно выиграть, чтобы не потерять честь и достоинство в своих собственных глазах. Ваджда ходит в кедах с сиреневыми шнурками и слушает запрещенную музыку на кассетах. Её постоянно отчитывает за легкомысленное поведение строгий директор, но Ваджда упорно стоит на своём — даже в конце фильма, пройдя уже серию внутренних выборов и испытаний, Ваджда всё равно предстаёт перед зрителями не в туфлях, а в своих любимых кедах.
Образ матери, показанный в этом фильме — это нечто. Понимающая женщина, милосердная и спокойная, осознающая, какое грустное положение она занимает, потому что не может родить супругу сына, но при этом, старающаяся всеми силами отвоевать его перед соблазном взять себе вторую жену. Она мечется от желания сохранить семью в том виде, в котором она есть и желанием дать авантюрной дочери всё то, о чем она мечтает.
Мне кажется, что Хаифа таким образом, через образ матери, благодарит своего отца, который воспитывал её в довольно либеральных условиях, прививая ей хороший вкус, показывая ей фильмы, в условиях запрета в стране кинотеатров, разрешая получить высшее образование в Американском университете. Хаифа выражает большую признательность всем родителям, которые не боятся ничего, которые не идут на поводу общественного мнения и не стыдятся своих детей, которые не хотят смиренно вышагивать вместе с общественным строем.
У Хаифы получился прекрасный фильм. Некий щелчок по носу всем тем, кто не боится выйти из дома, красить ногти лаком, громко разговаривать, голосовать, петь, чтобы было слышно всем вокруг. Это история о семье, о том, как легко потерять всё, и как легко найти главное.
Мы должны понимать, что это другой менталитет, другая страна, другие условия. Нужно считаться с этим, но также необходимо добиваться того, чтобы женщинам в этих странах были даны равные права с мужчинами. Об этом это кино. Оно кричит о том, что даже поездка на велосипеде для девочки — это подвиг. Главная героиня фильма шла к своей цели, невзирая на общество, в котором она живет, но это ребенок. Если бы традициям воспротивилась взрослая женщина, то что было бы с ней?
Когда женщин признают домашним скотом и предлагают съедать мужчинам в голодные годы — это ненормально. Вот с этим нужно бороться, вот на это нужно бы направить те силы, которые голливудские актрисы направили на странные обвинения в домогательствах 20-летней давности, не имеющих доказательств.
А я лишь безумно счастлива, что увидела этот фильм. Он вдохновляющий и, несмотря на всё, наполнен добротой и такой простой детской непосредственностью.
Уникальная картина. А если вы всё это дочитали, то вы — уникальный человек. Значит вы и этот фильм просто созданы друг для друга.
Любите своих родных.
P.S. Кстати, Хаифе удалось сделать то, что мужчинам её страны сделать не удалось — её картина стала первой подданной от страны на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
19 апреля 2018
Я никогда не была ни в одной арабской стране. Об их обычаях и правилах знаю исключительно из когда-то прочитанного и услышанного, и количество этих знаний удручающе мало, а сами знания являются самыми что ни на есть среднестатистическими. Иными словами, моя голова полна стереотипов, которые, вполне вероятно, имеют мало общего с реальностью.
История проста, как всё гениальное: Ваджда, бунтарка по натуре, чётко знающая, какие правила достойны того, чтобы их соблюдать, а какие — нет, мечтает об одной вещи — велосипеде. И когда ей становится понятно, что в сердцах родителей эта детская мечта отклика не найдёт, она следует простому правилу «хочешь сделать что-то хорошо — сделай сам» и берётся за дело всерьёз. В ход идут навык плетения браслетов, знание арифметики, природная хитрость, не менее природная наглость и умение заработать деньги на том, на чём, казалось бы, их заработать просто невозможно. Продавец велосипедов надёжно подкуплен (и вовсе не деньгами!); соседский мальчик, он же учитель езды на велосипеде, и вовсе взят без штурма и осады; сам велосипед тоже выбран; дело осталось за малым — набрать полную сумму. И когда Ваджде подворачивается возможность получить её всю и даже больше, она не раздумывая хватается за этот шанс и с головой окунается в изучение Корана, к которому раньше не питала особо интереса. Цель — за рекордно короткий срок с уровня новичка прогрессировать до уровня мастера и выиграть школьные соревнования по чтению Корана, обойдя самую опасную соперницу. А попутно ещё приходится участвовать в проблемах взрослых, которые ну никак не обойти стороной…
Фильм «Ваджда» стал для меня откровением. Как окно — то, что Пётр когда-то прорубил в Европу, — только в Саудовскую Аравию. Я ничего не знаю (не знала?) об этой стране, кроме того факта, что это страна мусульманская, а флаг зелёный с саблей и какой-то надписью, сделанной вязью. Даже столицу не назову. Или валюту. Или имя правителя, режим правления. Вроде монархия? Я по-прежнему не знаю ничего из вышеперечисленного (кроме валюты — это рияль! и у Ваджды явно талант к их зарабатыванию), но это не важно, потому что теперь я знаю гораздо больше, чем эти сухие факты — я знаю, как и чем живут люди. Простые люди, не короли или чиновники. Знаю, чем живёт двенадцатилетняя школьница, чем живут её мать и её подруги, чем живут ученицы, учителя и директор её школы. В меньшей степени — чем живут отцы семейства и один конкретный соседский мальчик. Хороший мальчик, пасующий перед эмоциональностью девочки Ваджды и готовый дать ей всё, что угодно, лишь бы успокоилась. Не важно, будет это его собственный велосипед или пять риялей. Или даже рука и сердце — хотя вот с этим как раз всё не так просто и ему ещё предстоит убедить Ваджду в том, что ей это нужно, но это уже будет другая история.
Калейдоскоп мелочей, таких обыденных для жителей Саудовской Аравии, и таких удивительных, местами непонятных, местами шокирующих, для жителей Европы. Отсутствие в женских магазинах примерочных, которые заменяются кабинкой туалета; плакаты, в стратегически важных местах заклеенные чёрным скотчем, ибо угрожают нравственности; шофёр, без которого мусульманская женщина даже никуда добраться не может; работа в госпитале, которая вдруг стала неприличной, ведь работать приходится бок о бок с мужчинами, общаться с ними; синий лак для ногтей, который может обернуться катастрофой… У тебя идёт кругом голова от всего этого, а кто-то так живёт и даже не особо задумывается — это просто часть повседневности, тут не над чем думать. Не задумывается и Ваджда — пока она ещё ребёнок и у неё не отобрали привилегию чувствовать себя свободной. А взрослая жизнь поджидает за углом и раз за разом напоминает о себе, принимая то вид одноклассницы, вышедшей замуж (в 12 лет), то скандала, разразившегося из-за тайных встреч старшеклассницы с одним молодым человеком. Но Ваджда просто откидывает эти эпизоды, потому что её реальность — это зелёный велосипед, кеды, дружба с мальчиком, скорость и пыльная дорога. Это свобода.
5 февраля 2017
Кино производства Саудовской Аравии, снятое женщиной режиссером, уже само по себе весьма оригинально. Хайфа Аль-Мансор наверняка знает не по наслышке, как живется женщинам в их стране, что допустимо в их поведении, а что крайне неприемлемо. В своем фильме она рассказала об обычаях и традициях родного края. Главная героиня, 10-летняя девчонка Ваджда, мечтает о велосипеде, но затрагивать подобную тему в разговоре с родителями бесполезно, потому что приличные девушки не могут кататься на велосипеде по улицам. В прочем, это не самое большое ограничение для женщины. Вообще их повседневная жизнь состоит из множества запретов: не выходить на улицу с непокрытой головой, прятать лицо от мужчин, не разговаривать громко между собой, не смеяться, не петь песни, не передавать записки мужчинам, не носить браслеты и фотографии в школу и т. п. Их с детства приучают только к тому, чтоб они были покорными женами, хорошими хозяйками и благочестивыми мусульманками, которые по памяти поют суры Священного Корана.
Но Ваджда в силу своего юного возраста склонна к бунтарству. Несмотря на запрет родителей, она собирает деньги на собственный велосипед. А когда в школе объявляют о конкурсе на знание Корана, она вступает в религиозный кружок и принимает участие в нем только ради того, чтоб получить главный денежный приз, которого хватит на заветную покупку. За таким незатейливым сюжетом очень интересно наблюдать, потому что есть возможность увидеть обычную жизнь мусульманских женщин. Честно говоря, их положению в обществе не позавидуешь. Особенно впечатлил образ матери Ваджды. Чем не идеальная хранительница очага? Но, как оказалось, быть идеальной супругой и хорошей матерью недостаточно. Если ты не можешь родить наследника, то на твое место придет другая жена. Мне не понять таких обычаев. По-моему, это как-то несправедливо оставить женщину с ребенком без средств к существованию, когда она даже на нормальную работу не может не то, что устроиться, а даже добраться самостоятельно без сопровождения шофера.
Сам сюжет простенький и жизненный. Но фильм покорил меня своим национальным колоритом. Во-первых, хочу отметить красоту восточных женщин и умение подать себя. Даже строгая директор школы для девочек невероятно красива. Но мать Ваджды вообще идеальна и внешне, и отношением к своему ребенку, и поведением. Во-вторых, я с огромным любопытством смотрел на их религиозные обряды, как они собираются на утреннюю молитву, как становятся плотно друг к другу, чтоб Шайтан не проскочил, как обращаются с Кораном и поют суры. Несмотря на строгость к женщинам, не могу не отметить, что их культура очень красива. В-третьих, было забавно отмечать какие-то мелкие нюансы в их повседневной жизни. Например, меня удивило, что в магазине женской одежды нет примерочной для женщин, на фамильном дереве отмечаются только мужские имена, а по городу до сих пор патрулирует полиция нравов. В общем, этот фильм обязательно стоит посмотреть всем, кому хотелось бы совершить экскурс в восточные страны и познать их культуру. Замечательное кино, несмотря на весьма заурядный сюжет.
9 из 10
7 мая 2016
Оказывается, женщинам в Саудовской Аравии в 2013 году разрешили кататься на мотоциклах и велосипедах, но в сопровождении мужчины и подальше от мужской толпы. Кто знает, может этот фильм как-то причастен к такой благосклонности монарха. Интересно, как женщина-режиссер сняла фильм, одной из тем которого является положение женщины в обществе. Видимо, жизнь в этой стране все-таки немного меняется.
Единственное, что не поддается изменениям, так это ислам. А на нем в СА построено буквально все: образование, политика, право (религиозные суды, полиция нравов и т. д.). В этом фильме режиссер показывает нам простую жизнь саудовского общества, которое построено во многом на запретах, морали и неписанных истинах. Конечно, для мусульман этот фильм не более чем хорошая (а может и плохая) история девочки, которая вздумала шутить с самим Аллахом. Для остальных же, это еще и знакомство с другой культурой — арабской.
Это действительно очень интересно — то, что для кого-то является простым жизненным фактом — для тебя может стать неожиданным открытием. Да мне бы и в голову никогда не пришло, что в современном обществе может быть запрещена езда на велосипеде для женщин. Это удивительная страна, где в родословной не указывают женщин, а усатый мужчина — как торговая марка. В фильме представлена система запретов и правил мусульманского общества, которую чтут и соблюдают в исламском мире. Некоторые запреты просто не укладываются в голове потому что это кажется для нас чем то совершенно далеким и чуждым. Невольно приходится соотносить себя и свой народ с мусульманами: какая же у людей воля, ведь не устраивают никаких революций и все, кажется, довольны (однако, довольны или нет — непонятно) и как же мы с вами вольготно живем. Мне лишь видится некоторая капля протеста в этом фильме, протеста против дискриминации женщин в Саудовской Аравии. Поскольку на протяжении всего фильма Ваджда преодолевает ряд запретов, открыто противопоставляя себя сложившимся устоям. Но это скорее не протест, а попытка передать состояние общества в условиях современного мира. Наверно это никакой не протест, как мне на секунду показалось, а отражение действительности. Жизнь не стоит на месте и мусульмане теперь не только учат детей петь молитвы, но и устраивают соревнования на знание Корана с призовым фондом. Ваджда невольно борется с несправедливостью в мире, ей непонятны эти законы взрослых — она хочет кататься на велике и быть дочерью своего отца на родословном дереве; она продолжает играть, когда остальные заявляют: «если ты видишь мужчину — значит он на тебя смотрит». А она и не борется ни с чем, она просто идет к своей мечте — получить зеленый велосипед и обогнать друга.
Замечательное кино из экзотической (для кинематографа) страны о простом детском счастье, которое казалось так недостижимо в дебрях религиозных запретов и общественной несправедливости, а оказалось прямо на ладони с детской непосредственностью, дружбой и материнской любовью.
Любители авторского, фестивального кино, конечно оценят эту картину, но смотреть фильм просто необходимо, если вы стремитесь к счастью, интересуетесь другими культурами, да и просто любите смотреть хорошее кино.
22 июля 2014
А по каким критериям Вы ориентируетесь на просмотр того или иного фильма?..
«Ваджда». Не по количеству наград, собранных кинолентой, я принимала решение о знакомстве с картиной. Такое звучное слово, мусульманское имя, женское мусульманское имя. Согласно одним источникам, означает оно само бытие, другие трактуют ваджд как сильную любовь. В фильме же оба эти значения вне зависимости от того, насколько они истинны, слились воедино в одной маленькой храброй девочке.
Есть еще один побудитель к просмотру, который начинает действовать сразу, как узнаешь, кто режиссёр саудовского фильма да еще и про Саудовскую Аравию, — Хайфа аль-Мансор, Женщина. Смело, оттого и интересно.
Ваджда, девочка лет 13, живет в стране, в которой ее ровесницы уже выдаются замуж, толком не научившись читать; в которой ее папа, не желая делить маму даже с ее возможными коллегами по работе, решает взять еще одну жену, разбив той, что любит его, сердце, потому что к фамильному древу как ни крути в Саудовской Аравии не припишешь имя дочери, вместо которой был бы желанней сын, пусть и от второй жены. Ваджда живет в стране, на юге которой раскинулась одна из самых больших пустынь мира Руб-эль-Хали, а на верхушке власти которой восседают одни из последних абсолютных монархов нашего времени. Но дело в другом: девочке не позволительно кататься на велосипеде, зеленом, притягивающем взгляд и обещающим увлекательные прогулки с ее другом, соседским мальчишкой. Обещает обычный велосипед и общественное порицание, нарушение устоев и, скорее всего, одиночество из-за невозможности выдать эдакую «преступницу» замуж.
Детская мечта не преступна по своей природе, хоть и преступна по законам шариата. Мама главной героини не отреклась от веры, купив дочери запретное средство передвижения, наоборот, она поверила в то, что такие мелочи могут сделать кого-то счастливым, в то время как ее правильная по всем параметрам жизнь разваливалась в нескольких метрах, за забором дома свекрови, организовавшей вторую свадьбу папы Ваджды.
Мы так далеки от этой реальности, что являемся ее зеркальным отражением. В сильном исламском государстве за чтением Корана и за полами хиджаба девочки защищены от мужчин, от греха, от соблазнов и ограничены в своем самовыражении. Мы свободны в том смысле, как это понимает вся Европа, но мы становимся жертвами неудачных отношений, разочаровываемся во всех и вся и критикуем все больше и больше тех, чья жизнь устроена по-другому. Ваджда получила запрещенный их моралью велосипед, выступив на конкурсе чтецов Священного Писания. «Понимайте, как хотите», — как бы отмахивается от нас режиссер. И это здорово, когда нет клише и догматизма в кино. Кому, как не уроженке Саудовской Аравии, избавить свою работу от этих атрибутов того же американского кинематографа.
Религии могут быть разными, общественные обычаи разнятся, поступки претерпевают отличные трактовки во многих странах, но мораль одна для всех. Ваджда — хорошая девочка. «Ваджда» — хороший фильм.
2 июня 2014
Международный гендерный отчёт мирового экономического форума 2010 года поставил Саудовскую Аравию по равенству полов на 129-е место среди 134 стран, даже с учётом того, что в данной стране наблюдается определённая оттепель с середины двухтысячных годов касательно прав человека.
Сложно спорить о том, что реально ли женщины Саудовской Аравии хотят радикальных изменений или соглашаться с иностранными критиками относительно положения женщин, ведь даже многие сторонники реформ в стране отвергают многие выпады и разговоры о правах, поскольку «иностранцы не в состоянии понять уникальности саудовского общества».
Мне видится это фильм не как осуждение современного построения общества Королевства Саудовской Аравии и точно не как критика Ислама, а скорее всего как борьба за что-то индивидуальное, что-то что не противоречит морали и религии, и борьба в данной теме выливается в невинное желание получить зелёный велосипед.
Однажды один известный российский путешественник назвал Саудовскую Аравию одной из самых лицемерных стран мира, в их обществе запрещены кинотеатры, но домашние системы с кучей западных фильмов есть у многих, строго запрещён алкоголь, но его пьют повсеместно политики, шейхи, граждане, туристы и достать его при знание нужных людей не проблема, строго осуждается прелюбодеяние и похоть, но количество распутных женщин и наличие проституток вас очень удивят. Всё это происходит за ширмой, мы этого не видим и они не хотят видеть, следовательно у меня возникает вопрос как на фоне всего вышеперечисленного можно осуждать ребенка за такую детское желание как велосипед, и поэтому я по настоящему наслаждался борьбой, храбростью и смекалкой маленькой девочки.
И напоследок идеально подходит высказывание одного из ведущих саудовских феминистов и журналиста Вайха аль-Хувайдера: «Подавление женщин и стирание их индивидуальности — это пятно, характерное для большинства домов в Саудовской Аравии»
P.S. Отдаю должное за смелость создателям картины и особенно женщине режиссёру Хайфе Аль-Мансор.
9 из 10
11 февраля 2014
Кино медленно, но верно осваивает всё новые географические территории. Летом я рецензировал первый парагвайский фильм, вышедший в российский прокат. И вот теперь пишу о первом фильме, добравшемся из Саудовской Аравии. Хотя «Ваджда» тоже не попала в иноязычный оскаровский шорт-лист из девяти претендентов, притом что многие прочили ей, как минимум, номинацию, категорически рекомендую это кино к просмотру. По меньшей мере, любопытство должен вызывать уже тот факт, что это первая картина, снятая женщиной в этой экзотической стране и сразу ставшая обладателем трёх призов МКФ в Венеции.
12-летняя Ваджда — дерзкая девчонка из пригорода Эр-Рияда — мечтает о зелёном велосипеде, который продается в соседней лавке. И в то время как мать поглощена и озабочена намерениями мужа взять вторую жену, Ваджда, предоставленная самой себе и не надеющаяся на спонсорство родителей, сама вынуждена зарабатывать на дорогое удовольствие в 800 риялов. Но сплетенные собственноручно браслеты не сулят больших барышей, а вот призовые в 1000 риялов за победу в школьном конкурсе на лучшее знание Корана обещают с лихвой покрыть нужную сумму. Кстати, если бы у нас устраивали аналогичный конкурс, например, на знание Библии, то школе пришлось бы раскошелиться примерно на 20 тысяч рублей. И поэтому Ваджда начинает активно посещать религиозный кружок, штудируя с остальными претендентками главную книгу мусульман.
Мечта купить велосипед становится не просто сюжетным движком, не только метафорой преодоления социальных предрассудков, где девочкам нельзя кататься на велосипедах, но и красивой отсылкой в историю кино, и прежде всего к итальянским «Похитителям велосипедов». Рассказывая о повседневных заботах девочки из среднего класса, «Ваджда» в каком-то смысле продолжает неореалистические традиции, заложенные фильмом Де Сики. И, по всей видимости, отражает наметившуюся в стране оттепель — смену приоритетов и постепенное ослабление позиций ислама в пользу развития светского государства. Если учесть, что это кино снималось несколько лет, то перемены происходили не так уж стремительно, хотя режиссёр утверждала в интервью, что страна менялась прямо на глазах.
Картина как раз и фиксирует ретроградские обычаи одной из самых богатых стран мира, занимающей второе место по добыче нефти, наверняка догадываетесь после кого. Однако высокий национальный доход ничуть не мешает притеснению женщин, которым предписано носить хиджабы, стоять во время молитв как можно ближе друг к другу, чтобы, не дай аллах, дьявол не протиснулся, платья в торговых центрах примерять в туалете, потому что примерочные для женщин там просто не предусмотрены, а во время месячных листать страница Корана, пользуясь салфеткой… Но женщинам ещё сравнительно повезло, а вот с нарушителями закона там вообще не церемонятся: за воровство отрубают руки, а за более тяжкие преступления и того хуже — голову. В стране, где запрещены кинотеатры, за молодыми парочками охотится полиция нравов, и Ваджде, которой особенно некуда отправиться в свободное время, приходится резаться с папой в стрелялки на большой плазменной панели.
«Ваджда» чем-то похожа на иранское кино, которое в последние годы не раз затрагивало тему женской дискриминации. Но в Иране, где снимают под сотню фильмов в год, с особо острыми работами легче «затеряться», чем в СА, где кино отродясь не было. Поэтому иначе как подвигом, появление этого фильма не назовешь. И в самом деле, разве не героический поступок — снять кино в стране, где уровень сегрегации женщин один из самых высоких в мире. По этой самой причине режиссеру-женщине Хайфе Аль-Мансор время от времени приходилось руководить съёмочным процессом из специального укрытия, иначе некоторые разгневанные сограждане могли забросать её камнями (и даже покровительство принца не помогло бы и неприкосновенность мужа-дипломата). Настолько там некоторые не любят, когда женщина командует мужчинами, пусть даже и в рабочей обстановке. Именно по этой причине кино снималось невероятно долго — почти 5 лет.
4 февраля 2014
Не так часто можно встретить кино из Саудовской Аравии, страны с девизом: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад — Его посланник». На «кинопоиске» таких фильмов всего семнадцать. «Ваджду» от остальных отличает наличие трех наград Каннского кинофестиваля, и женщина в качестве режиссера. Нетрудно догадаться, что речь в фильме пойдет о правах женщин в мусульманских странах. И даже не столько о правах гражданских, сколько о моральных ограничениях, гласных и негласных.
Ваджда — маленькая девочка, единственный ребенок в семье. Носит кеды со звездами, дружит с мальчишкой, мечтает о велосипеде. Пацанка, можно сказать. У нас бы подарили пару кукол, да и махнули бы рукой, если не помогло. Ваджда же вынуждена закрашивать звезды на кедах черным фломастером и мириться с отказом родителей покупать ей железного коня. Официально крутить педали девочкам не запрещено, но фактически не приветствуется — не принято, мужское занятие. Для матери героини дело скорее не в страхе, что общество их осудит. Она прежде всего думает о будущем дочери: не так долго ребенку осталось ходить без хиджаба, некоторые из ровесниц уже сосватаны, девочки постарше под особым вниманием полиции нравов. Нужно привыкать к роли женщины и ее образу жизни. Нужно становиться осторожнее в вопросах своей чести. Все это кружит в теплом аравийском воздухе вокруг пока еще маленькой, смелой и жизнерадостной Ваджды. Долетает до нее обрывками фраз, ароматами мужских духов, тайком увиденными сценками.
Как и перед Вадждой, перед зрителем приоткрывается тайна жизни того мира, где все женщины в черном, а мужчины — в белом. Плавными движениями камеры картина показывает, что именно отличает мусульманских женщин от остальных. О несогласии режиссера с такими условиями можно догадаться, взглянув на ее фотографию. Но нет в фильме обличительного напора, тут не кидаются с вилами на жестоких притеснителей. Здесь мать учит дочь читать Коран нараспев, чтобы слова шли от самого сердца. И в невинности и чистоте сердца этого ребенка сомневаться не приходится никому. В невинности содержания некоторых сур — может быть, но это уже совсем другая история.
В картине Хальфы Аль-Мансор религиозной морали отведено довольно много места. Причем иногда ее напрямую нарушают и не всегда это имеет последствия. Просто во главу угла создатели поставили мораль совсем другого типа. Для них гораздо важнее внутреннее осознание человеком понятий добра и зла, а не четкое следование своду правил. Нет в фильме осуждения канонов религии, есть несогласие с ними. Так мать Ваджды — самая непогрешимая из взрослых героинь и на деле, и в помыслах. Ей приходится отдать любимого мужа второй жене. Она безропотно принимает свою судьбу, хоть и горюет. Но после этой потери женщина все же позволяет своей дочери еще немного побыть ребенком: счастливым, беззаботным, открытым. И, может быть, девочка вырастет и откажется следовать законам предков. Ведь ее считают недостойной даже маленького листка на семейном древе. А, может, она вырастет и примет свой мир таким, какой он есть. Ведь соседский мальчишка уже обещал на ней жениться.
Это и есть самое приятное в фильме: без лишних усложнений он дает понять, что у каждого свой взгляд на вещи. Совсем нелегко пойти наперекор традициям отцов, покинуть свою семью, свою страну. Ведь люди так живут и многие живут счастливо. По-женски мягко, почти что нежно картина дотрагивается до одной из болевых точек современного общества. Прямолинейность сглаживается добротой и любовью, которыми окружена главная героиня. Простота языка помогает лучше осознать всю сложность вопроса. И что история Ваджды — это тоже чей-то взгляд, собранный из ностальгических воспоминаний, фактов и личного протеста.
4 февраля 2014
Удивительный дар режиссера рассказать очень простую историю так, чтобы вы попали в самое сердце арабской жизни: жара изливается на вас с экрана, независимо от того, насколько севернее вы находитесь; искусно переданное напряжение между мужским и женским лагерем наполняет каждую секунду фильма. Даже если речь идет совсем о другом, о рутине в школе для девочек, противостояние мужчин и женщин проникло повсюду, все им пропитано, с ним нужно справляться ежеминутно всем вместе и каждому по отдельности. Этого не избежать никому. Просто диву даешься какой стойкостью им приходится обладать с самого детства и как им удается прожить жизнь при таком вольтаже.
Объединенные Арабские Эмираты — хотят выглядеть обществом морали твердой как камень. Судя по фильму мораль еле выдерживает давление, повсюду дыры и камень весь в трещинах. И на камнях растут цветы — а здесь произрастает настоящий цветок надежды по имени Ваджда. Она готова бросить вызов обществу, но на самом деле она всего лишь девочка-подросток, которая очень сильно мечтает о том, чтобы купить велосипед, хотя в ее стране это и есть бросить вызов обществу. Эта девочка ограничена в своем желании строгостью традиций и поэтому ее мечта приобретает невероятную силу.
Одним словом, это путешествие в мир женщин, облаченных в черное и мужчин в ослепительно белом; мир, содержащий неведомые нам проблемы и радости. Это гостеприимно и доброжелательно протянутая рука режиссера — если вы любознательны и способны оценить без надменности очень отличающихся от вас людей, то вы получите настоящее удовольствие и светлую радость.
27 декабря 2013
«Ваджда» — один из самых заметных дебютов прошлого года, собравший тележку наград в Венеции и множество призов с других фестивалей, включая премию ФИПРЕССИ в Алматы в этом году.
Хайфа Аль-Мансор (режиссёр данной картины) рассказывает типичную для мусульманского кино историю из жизни женщин разных возрастов при общественно-гендерном не равенстве, ввиду религиозных канонов. Некая бунтарская форма отображения собранных по кусочкам тем из ранее представленных картин Панахи (Круг, Белый шар), Киаростами (Десять), Махмальбаф (День, когда я стала женщиной) и т. д.
Главной героиней является совсем юная девочка по имени Ваджда, которая настроена не то, чтобы революционно и анти-общественно, а скорее относится ко всему с не понимаем. Она не понимает, почему нельзя носить удобные кеды, красить ногти на ногах и продолжать игру в «классики», если на тебя через квартал с крыши смотрят мужчины. Она дружит с мальчиком с соседнего дома, который с ней явно ведёт не только дружескую партию, то толкая её, то срывая платок и, она также не понимает, почему его нельзя приводить в дом. Главным отличием и предметом неравенства между ними является велосипед, который стоит не малых денег, да ещё и неофициально запрещён обществом для женского пола (ездить — удел мужчин). Ваджде велосипед видится как единственный возможный путь к счастью, восстановления справедливости и равенства гендерных весов, ради которого, она готова пойти на всё.
Чтобы накопить на велосипед она пытается заработать денег, торгуя браслетами в школе и передавая любовные записки. Но, директор школы, однажды попавшись на «безнравственной связи», теперь рефлексирует чрезмерной строгостью и религиозной диктатурой к детям, устраивая проверки и «облавы»
Шовинистические традиции общества влияют и на счастье матери героини. Она вынуждена ездить на работу, которая находится «на краю земли», лишь потому, что ревнивый муж запрещает ей работать совместно с мужчинами, хотя есть вакантные места в местной больнице. В то время как родители мужа, не смотря на его личные предпочтения, предлагают ему новую, молодую жену.
Коран — как осевая деталь сюжета, являет собой, своего рода, ограничитель, но при этом выступая и в роли освободителя. Однажды Ваджда получает шанс поучаствовать в соревнованиях по знанию Корана, где объявлен высокий денежный приз, которого должно хватить на покупку желаемого велосипеда.
Видно, что фильм женский (пол режиссёра)- немного сумбурный, некоторые мини-сюжеты оборваны, другие — будто налеплены друг на друга, да и тема не новая, ведь есть «иранская новая волна», где всё уже было сказано, правда в разных картинах и под иными углами. Но, тем не менее, она смотрится легко и с должной степенью интереса, оставляя после себя шлейф такого доброго, не сказать, что радостного, но весьма положительно-эмоционального послевкусия.
19 декабря 2013