Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Убийца Саймон |
английское название: |
Simon Killer |
год: | 2012 |
страны: |
США,
Франция
|
сценарий: | Мати Диоп |
продюсеры: | Шон Дуркин, Джош Монд, Мэтт Пальмиери, Мелоди С. Рошер, Александр Нортон, Мари-Луиза Хонджи, Florence Lobet |
видеооператор: | Джо Андерсон |
композиторы: | Дэнни Бенси, Сондер Юрриаанс |
художники: | Летиция Буи, Николя де Буакюйе |
монтаж: | Захари Стюарт-Понтье, Бабак Джалали |
жанры: | ужасы, триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $27 740 |
Мировые сборы: | $27 740 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 января 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Молодой человек по имени Саймон только что закончил учиться. Тема его выпускной работы как-то связана с глазами и мозгом, он исследовал их связь. На родине, в США, у него была подружка Мишель, но они расстались. Теперь Саймон пытается начать жить сначала и отправляется во Францию. Здесь у него почти никого нет, тем более девушки. Тем не менее он надеется, что встретит новую подругу, которая позволит ему забыть про Мишель. Такую девушку он действительно встречает — это проститутка. Поначалу она принимает его только за деньги, потом просто так, даже разрешает пожить у себя. Саймон предлагает подруге заняться шантажом богатеньких клиентов. Девушка соглашается, но все оказывается не так просто.
Фильм «Саймон-убийца» представляет собой любопытный пример американского экзистенциализма. В двадцатом веке мы привыкли к тому, что центр мировой мысли находился в Европе, поэтому интеллектуальные поиски американцев всегда оставались на втором плане, что, конечно, неправильно. Настоящий фильм представляет собой попытку высказаться о вещах, которые хорошо в философском плане освоили французы и немцы. Режиссер не будет здесь демонстрировать знание Хайдеггера и Сартра, однако настроение фильма чисто экзистенциалистское. Беспутный Саймон затерялся в огромном мире и не может понять, кто он. Он готов притворяться, лгать, вводить в заблуждение, готов даже вымогать деньги и все для того, чтобы осознать себя. К слову, точки полного самосознания он так и не достигает. Наоборот, переживает опыт очередного крушения мира. Саймон — большой ребенок, который ищет дом. Мишель он пишет почти слезливые, унижающие мужчину письма и точно так же унизительно просится на ночлег к проститутке. Почему он назван убийцей — загадка режиссера. Убийств он не совершает, да и на преступника совсем не похож. Возможно, он лишь превратится в убийцу в будущем, но этого мы не знаем. А может быть, он убийца потому, что убивает свою душу. Трудно сказать, рассчитывал ли режиссер вызвать жалость к своему герою. То, что он жалок как человек, ему открытым текстом говорит подруга, продающая себя и потому сама вроде бы сомнительный авторитет. Тем не менее из ее уст обвинение звучит еще более тяжко. Саймон — антигерой мужчины, человек-без-стержня, важный архетип современной постмодернистской цивилизации. Не Саймон даже виноват в том, что он такой, и не общество. Скорее какой-то невыразимый дух-отрава, разлитый в воздухе, бесконечные желания, иногда бессмысленные, бессилие и упадок. Саймон неприятен, но выражает типичного молодого человека, не нашедшего себя, занимающегося к тому же какой-то мудреной наукой, которая ему и близко не нужна, и пытающийся построить отношения с первыми попавшимися людьми. Может, и нужно его осудить, но кажется почему-то, что этого будет недостаточно.
7 из 10
1 ноября 2016
Что вообще нам могли показать под таким прямолинейным названием «Саймон-убийца»? Уверен, что те кто смотрели этот фильм были в крайнем удивлении. Действительно, режиссер Антонио Кампос открыл второе дыхания для такого приевшегося в кинематографе термина как «убийца». За весь фильм не происходит ни одного убийства, а если и происходит, то где-то за рамки того, что нам хотели показать и совсем в другом подтексте. Все показанное в фильме — это предтечи к этому самому «убийце». Но можно ли считать убийцей того, кто собирается убить человека или кто пытался, но не закончил начатое? Разумеется, конкретного ответа в этом фильме, а если подумать, и во всем нашем существовании, нет. Нам дается лишь пища, а мы уже должны ее сами как-то разжевывать. Довольно стандартный прием в среде независимого кинематографа. Но так как раскрыл режиссер этого фильма — еще никто не раскрывал. После просмотра прошло уже много времени, но рано или поздно, случайно, между слов, я вспоминаю об этом фильме.
Если воспринимать адекватно то, что нам поднесли — это бытовая драма о нелегкой, хотя тут как посмотреть, жизни парня по имени Саймон, которого родители силой заставили отправиться в путешествие. Он в депрессии, ищет утешения и находит его в случайной проститутке. На этом все. Но если копнуть чуть глубже, то можно заметить, что в Саймоне заложен психологический портрет любого человека, который не может понять до конца того, в чем нуждается. За весь фильм я много раз ловил себя на мысли, что в той или иной ситуации я бы сделал точно также. И я не могу сказать, что эти действия оправданы или корректны. Просто на инстинктивном уровне. А как мы знаем, стратегии проявления инстинктов у людей одни и те же.
С точки зрения операторской работы и актерской игры — фильм очень близок к идеалу. И в том, и в том — очень много новаторских решений, таких как яркие стробоскопические вставки между кадрами или необычный разговор Саймона по телефону с мамой. Конечно, в фильме есть парочка откровенно надуманных моментов, но это никак не меняет общее впечатление.
На выходе получилась очень недосказанная, меланхоличная, красивая и безумная картина. И если по отдельности это одно, то все вместе превращает картину в совершенно другое, совершенно невиданное психологическое зрелище. И очень хорошо, что этот фильм так мало замечен у нас в России. Такие фильмы должны быть темными лошадками или, как говорится, «не для всех».
10 из 10
1 марта 2015
Если вы попросите любого любителя кино назвать вам пару фильмов с очень тревожной, зловещей атмосферой, то вы наверняка получите в ответ намного больше, чем два наименования, независимо от того, настолько будет богат и разнообразен опыт этого человека. Полански, Кубрик, Бергман, Линч — все эти именитые режиссеры практически всю свою карьеру посвятили созданию подобных картин, а чтобы перечислить количество кинематографистов, которые хотя бы раз обращались к данному стилю в своих работах, не хватит и всей этой рецензии. Но все вышеупомянутые авторы их большинство их неназванных коллег использовали в своих фильмах те или иные вещи, которые не осязаемы в реальной жизни, — они обращались к мистике, к галлюцинациям, вызванным психическими заболеваниями, к ночным кошмарам, призракам, проделкам дьявола, к бредовым мыслям и страшным фантазиям. А теперь вернемся к вопросу и добавим к нему небольшое уточнение — это должен быть фильм, в котором показаны исключительно вещи, которые можно увидеть, который не иллюстрирует внутренний мир героя, как действительность, в котором нет сюрреализма, а лишь жестокий реализм. Таким был дебютный полнометражный фильм Антонио Кампоса под названием «Выпускники», который исследовал мир ученика элитной школы, чья камера застала бесславную смерть главных красавиц этого учебного заведения. Но технику не смутишь кровью — она продолжает фиксировать жизнь героя, выясняя при этом, что та тьма, что сидела в нем до этого, со смертью сестер Талберт только еще больше охватила его сознание. Используя лишь самые простые приемы, режиссер добивается редкого уровня всеобъемлющей тревожности, рассказывая о смерти, безразличии и о том, как эти две вещи влияют друг на друга.
Второй фильм Кампоса «Саймон-убийца» также вторгается в мир человека с преобладающей темной стороной личности, повествуя на этот раз не о зарождающемся убийце, а о уже оформившемся патологическом лжеце-социопате, который находит для себя идеальную байку, рассказывая всем, что он изучал «связь между глазами и мозгом», не забывая приправлять ее специализированными терминами. Но это лишь прелюдия к его модели поведения, которую зритель далее изучит от и до, согласно которой он лишает себя как можно больших связей, чтобы было легче врать насчет них, и, обманув всех, кого можно на родине, отправляется в неизведанную им Францию, где его очаровательный акцент очень помогает изображать из себя несчастного-потеряшку, ищущего тепла и любви. Эстетика американских «Выпускников» состоящая из истекающих кровью близняшек, отравленных некачественным кокаином, и рваных домашних видео, перемешанных с роликами из интернета экстремально разного содержания — вслед за котом, играющим на пианино, вы можете увидеть избиение, заснятое в школе, сменяется на нечто гораздо более патетичное. Парижский квартал красных фонарей, банальные образы шлюх, которые пострадали достаточно от мужчин, для того, чтобы продолжать покупаться на это дальше, приевшиеся образы клиентов, которые, как плохой и хороший коп — когда-то эти вещи имели смысл, но сейчас уже все знают, как это работает, что лишает трюк практически всякого смысла. И казалось бы, где беспокойства будет больше — в частной школе для детей уважаемых семей или в кварталах, где на каждом углу стоить бордель? В случае Антонио Кампоса оказалось, что первое — его второй фильм с банальными цветовыми эффектами, заключенными в неоновом освещении клубов, которые не помогли даже Николасу Виндинг Рефну в его первом громком провале, даже близко не стоит по своей атмосфере с его дебютом, где гораздо реже махали кулаками, но холодная отстраненность оказалась горячее любой крови.
Но проблема в новой картине Кампоса не только в атмосфере, но и в содержании. Если в «Выпускниках» каждый момент выражал либо пагубные наклонности героя к насилию, его неспособность понимать общество и самого себя, или безразличие родителей, школьной администрации или одноклассников, для всех из которых важно лишь, чтобы в доме был красивый фасад, а внутри все может разваливаться, гнить и покрываться плесенью. Подобного эффекта во втором фильме Кампосу достигнуть не удалось, зато получилось у него обмануть зрителя, заставляя больше первой половины фильма воспринимать героя, как несчастного влюбленного, решившего поискать более искренней связи. Неплохая уловка, но тогда возникает следующий вопрос — режиссер врет, герой врет, а где же тогда правда? В телефоне, слезах и криках: «Мама, мама»? Может быть, однако одного эпизода никогда не бывает достаточно для того, чтобы открытие истинной сущности героя имело смысл после тысячи эпизодов с его первоначальным, фальшивым «я». В итоге «Саймон-убийца» получился довольно скупым исследованием личности серийного лгуна, женоненавистника и социопата, которое просто демонстрирует его модель поведения, оставляя важные для понимания характера факты за кадром; и не обладает так необходимой для подобного жанра леденящей атмосферой, в которой кровь казалась бы действительно кровью, а не краской, и речь сейчас идет не только и не столько о жидкости в наших венах.
11 сентября 2013