Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Простой прием |
английское название: |
Paziraie sadeh |
год: | 2012 |
страна: |
Иран
|
режиссер: | Мани Хагиги |
сценаристы: | Мани Хагиги, Амир Реза Кухестани |
продюсер: | Мани Хагиги |
видеооператор: | Хооман Бехманеш |
художники: | Амир Оссейн Годзи, Негар Немати |
монтаж: | Хайде Сафияри |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 февраля 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Дорожная притча…
По серпантинной дороге, ведущей к отдалённым горным районам Ирана едет машина, а в ней двое: мужчина и женщина, не то брат и сестра, не то муж и жена, которые везут пакеты, набитые деньгами и раздают их всем встречным беднякам, с целью благотворительности, руководствуясь при этом определёнными правилами…
Перед нами ранний фильм режиссера Мани Хагиги, который можно сказать снимает новое иранское кино, выстрелившего недавно стильной и атмосферной нуарно-мистико-детективной лентой «Приходит дракон». На этот раз он снял дорожную философскую драму с лаконичными диалогами и абсурдными ситуациями.
Данная дорожная лента сделана в стиле «реального кино», которое делится на притчеобразные эпизоды-встречи и при этом каждый сюжетный фрагмент выполнен в разном жанре и ключе: от фарса до трагедии.
Фильм вышел очень не простой и весьма занимательный, дающий пищу для размышления и поднимающий много серьезных тем, например — искушение богатством, которое зачастую обнажает человеческие пороки.
Рекомендую к просмотру.
7 сентября 2016
Просто так не бывает ничего,
Это знают все,
Я сижу на своём коне,
И в своём седле.
Может быть, я бедолага,
Но деньги — это бумага!
АукцЫон
То, что Таране Алидости — красавица, не скрыть даже под дурашливой шапкой с двумя косицами и неряшливым пальто в духе киношной лисы Алисы. То, что Мани Хагиги — талантливый, колоритный и многогранный актёр, было понятно ещё по «Истории Элли» (впрочем, справедливости ради, там основная нагрузка легла на хрупкие девичьи плечи уже упомянутой Таране Алидости и другой иранской красавицы Гольшифте Фарахани). Зато в этом фильме Хагиги удалось развернуться на славу: он выступает не только как исполнитель одной из главных ролей, но и как режиссёр, сценарист и продюсер в одном флаконе.
Так что же такое этот «Простой приём» и насколько он прост в жанровом и смысловом отношении? Скажу сразу: пусть вас не сбивают с толку нелепая шапка Лейлы, бодрая музыка в духе Алексея Айги и абсурдно-весёлые пикировки главных персонажей. Комедийная составляющая испарится так же быстро, как сладость аскорбинки: стоило едва надкусить драже, а во рту уже совсем кисло.
Кстати, не стоит слепо доверять уже не раз упомянутому термину «роуд-муви», это очередная обманка, ловушка, приготовленная для зрителя: формально, конечно, всё так, ведь перед нами непрерывное путешествие эксцентричной парочки на лексусе. В багажнике мешки денег, в кармане пальто — чистенький айфон, безжалостно выброшенный на камни эффекта ради. И всё это среди красоты гор и безнадёжной нищеты местного населения. Чайхана с грязно-липким полом, баранья туша с капающей в таз кровью, то ли курятник, то ли дом, обтянутый плёнкой, — такие вот неприглядные декорации.
Но кто же эти ребята? Подсказка дана почти сразу, однако все (но все ли?) карты открываются только в самом конце: и кем друг другу приходятся, и откуда у безумной парочки эти деньги. Впрочем, кто и зачем здесь не так важно.
Мешок денег в «Простом приёме» выступает как лакмусовая бумажка: люди, получающие этот «дар», проявляют себя по-разному. Одни демонстрируют упрямое благородство и настороженность, другие — теряют человеческое лицо.
Сцена с самкой мула и похороны ребёнка способны ненадолго выбить почву из-под ног. В эти моменты вы точно забудете, что в описании фигурирует жанр комедии.
Выводы? Их каждый сделает сам. Мани Хагиги слишком тонок и умён для однобоких трактовок.
8 из 10
9 сентября 2015
Эксцентричная пара, мужчина Каве и женщина Лейла, колесит на иномарке по приграничной зоне. Багажник машины до отказа забит деньгами, уложенными в пакеты. Всем встречающимся людям пара пытается всучить деньги — просто так. Пограничникам, пожилому аскету, водителям грузовика, владельцам забегаловки, учителю, хоронящему дочь. Каждый такой акт безвозмездной передачи денег они снимают на камеру. Зритель до последнего не знает, зачем они это делают. Многие отказываются от денег, но и есть и те, кто готов ограбить беспечную пару. Оказывается, что творить добро не так-то просто. Даже даря деньги, можно натолкнуться на стену непонимания.
Фильм Хагиги устроен так, что зритель почти не узнает правды. И если ситуация с деньгами в конце хоть как-то проясняется, то из диалогов главных героев, которые в каждой следующей сцене говорят противоположное тому, что говорили в предыдущей, понять однозначно практически ничего нельзя. Все это помножено на диковатый скалистый пейзаж и запредельную нищету быта живущих здесь людей. При этом наша пара, хотя и раздает деньги, часто ведет себя так, что людям, которым эти деньги предлагаются, приходится идти на сделку с совестью, чтобы их взять. Например, когда Каве пытается всучить деньги братьям-водителям грузовика, он фактически их стравливает. Он заставляет их немедленно бросить свою работу, избавиться от груза, и, давая деньги одному брату, наказывает не делиться ими с другим. Еще более диким выглядит сцена с похоронами учителем своего ребенка. Каве дает ему деньги только при условии, что тот не будет хоронить ребенка и оставит его на съедение волкам. Волкам ведь тоже нужна еда! Эта сцена, когда учитель мечется, соблазненный деньгами, поистине напоминает о произведениях Достоевского. Особенно когда Каве начинает сжигать деньги на глазах у учителя. И тот, переступая через совесть, в итоге выбирает деньги и покидает ребенка. Каве хоронит его сам.
В «Простом приеме» показана целая галерея разных человеческих характеров. Это находится вполне в парадигме жанра роуд-муви. Однако нестандартность ленты Хагиги не позволяет назвать ее роуд-муви в классическом понимании. Всучивая деньги направо и налево, герои фильма невольно исследуют человеческую природу. И выводы, к которым они приходят, двойственны. Главный вывод состоит в том, что несмотря на чудовищную бедность, многие иранцы привыкли довольствоваться тем, что имеют, и потому с подозрением относятся к дармовым деньгам. Даже когда деньги подкладываются незаметно, многие, обнаруживая их, немедленно возвращают. Возможно, в этом есть элемент гротеска и преувеличения, но все это почему-то воспринимается весьма реалистически.
8 из 10
21 марта 2015
Двое людей разъезжают на машине по горной местности и раздают мешки денег всем, кто попадётся на пути. Что ими движет? Какова причина такой благотворительности? И настолько ли она оказывается полезна?..
Мани Хагиги, выступивший здесь продюсером, сценаристом, режиссёром и актёром (уникальный человек!), снял очень необычный фильм. Его сюжет вряд ли вам встречался где-то ранее. Своеобразное роуд-муви, наполненное иронией и разговорами, со временем превращается в массовое бегство от самого назойливого врага — от себя. Ассигнации здесь выступают как «красная кнопка», вызывающая череду конфликтов, которые раскрывают нелицеприятную суть характеров героев — таких ярких и неоднозначных. Каждый житель горного селения реагирует на «подарки» незнакомцев по-разному, но скоро круговорот такого ненадёжного «добра» приводит к неожиданным поступкам и последствиям.
Хагиги переиначивает поговорку: «Всем неимущим богатые должны раздавать мешки денег». Он представляет всё в ином свете, при этом не пытаясь доказать, что люди плохие сами по себе: они просто находятся в плену у собственных решений и потом горько платят за свои ошибки.
«Простой приём» — на самом деле простой фильм. В нём нет излишнего самокопания, арт-хаусной недосказанности или ненужных аллегорий (хотя, кто ищет, тот найдёт). Только вот при этом он как притча, смысл которой нельзя пересказать в двух словах. Здесь следует углубиться в сюжет и задуматься над тем, насколько мы честны с собой и другими. Особенно с собой.
Нельзя не признать, что это удивительно красивое, нетипичное, самобытное, не выпячивающее себя, но от того более сильное кино.
Не делайте ваших милостынь тщетными чрез упрёки и укоры, как тот, кто жертвует из своего имущества, лицемеря пред людьми… Он подобен голой скале, покрытой немного землёй. Прольётся ли на неё обильный дождь, она останется голым камнем. Коран, 2:264.
8 из 10
28 июня 2014
Фильм похож на мастерски сделанную вещь неизвестного назначения. Цепляет с первого кадра непонятно чем. Если не считать красавицы главной героини. Безжизненные заснеженные горы. Разбитая дорога. Нищенские хибары и лохмотья. Следы недавней войны. Бедные неприветливые люди. Мираж границы не то в Афганистан, не то в Ирак, за которой некоторые мечтают спрятаться, как будто там может быть лучше. Странная пара, две столичные штучки — мужчина и женщина — колесят по этой дыре с мешками денег и пытаются раздать их всем, кого встретят. Получается с трудом — народ бедный, но гордый и упрямый. Или жуликоватый и агрессивный. Или вороватый и подозрительный. Или не берут, или хотят сразу все, или вообще не врубаются. Герои все время спорят друг с другом и выясняют что-то известное только им, но деньги раздают на редкость слаженно и дьявольски изобретательно, тонко подыгрывая друг другу. Смотришь как идиот и не можешь оторваться. Дело даже не в том, что актриса красавица, а все остальные еще и прекрасные актеры. Кстати — только мужчины, в этой глуши женщины не принимают решений и бесполезны для этого странного шоу. Видимо, секрет увлекательности действия в контексте. И в подтексте. То есть за лаконичными диалогами и абсурдными ситуациями проступает живой нерв, чувствуется жизнь, прожитая и пройденная этими людьми и этим народом. Дыхание человеческого космоса притягивает и отталкивает одновременно. Финал оставляет в недоумении — не то чтобы разочаровывает, просто обнаруживаешь, что за эти полтора часа ничего нового о жизни ты не узнал. Но почему же фильм остается в памяти? Какая разница. Хотя искусство не приносит никакой пользы, оно совершенно необходимо.
19 мая 2014