Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 3.1 |
IMDb | 4.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Энтропия |
год: | 2012 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Апокалипсис, вау!» |
режиссер: | Мария Саакян |
сценаристы: | Руслан Паушу, Григорий Матюхин |
продюсеры: | Юлия Мишкинене, Григорий Матюхин |
видеооператор: | Мко Малхасян |
композитор: | Родион Лубенский |
художник: | Андрей Бартенев |
монтаж: | Мария Саакян, Руфат Гасанов |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
Кто-то смотрит в лужу и видит грязь, а кто-то проплывающие в небе облака.
Так и в этом киноэксперементе — любитель фильмов по тв скажет, что это стыд и срам, и таким только подтереться и выкинуть, но человек с более широкими взглядами в кино и глубиной разума больше зубочистки — увидит здесь вполне концептуальную и достаточно точную версию нашего российского общества в период распада.
Чтобы раскрыть свою версию просмотра этой летописи, хочу вспомнить великого и ужасного Ларса Фон Триера и его столь же ужасающую работу «Меланхолия».
Думаю вы помните чувство с которым выключали этот фильм — ощущение безысходности, отвращение перед неизбежным, чувство томления и страха к неизъяснимым фибрам из великого космоса. Так вот любой фильм строится именно на атмосфере, возможно это вообще самое главное, не столь важны «дикаприо-гинзбург» и точенные речи с цитатами Достоевского, как важен шлейф или можно назвать это послевкусие. В Энтропии все это чувствуется с самого начала — мы видим героев, якобы не реальных в нашем мире, но проходит пара минут и утрированные образы навеивают ужас и отвращение потому что мы узнаем их, потому что они создают грязную и вроде бы нелепую историю, они играют в небылицу с глупыми речами и раздражают своей развязностью. Но давайте вспомним что мы видим по телевидению? В соц сетях? На обложках журналов? В сюжете сериала на первом? Не те же самые глупые лозунги или пошлые лица? По-моему, Саакян еще и не дожала до реализма! В мире творится не меньший абсурд чем истории наших героев, а главное мы играем в этот бред намного усерднее чем эти персонажи.
И как раз то что вас смущает в этом фильме и есть то что откликается в ваших сердцах, ведь послевкусие останется и никуда не уйдет, лицо Геры и её собачки вполне себе реальны, эти импровизированные диалоги встретятся и на ваших тусовках, а нелепость с которой все заканчивается становиться вполне себе нормальной, если в нашем мире естественно детям покупать игрушку автомат.
Фон Триер создавая догму 95 и не подозревал конечно что это может вылиться в такое, да еще и в России, но в этом и есть синхронизация искусства, эти необъятные границы мира кино, где правят гении чествующие правду через абсурд.
Кто-то, конечно, увидит в этом фильме игры скучающей элиты, кто-то посмеется над пьяной Собчак, а кто-то даже сможет провести параллель к Пазолини, но я почувствовала глубокую печаль и стыд, за то что причастна ко всему грязному и больному в этом огромном мире. Остается лишь горько смеяться над новаторским зрелищем Саакян и честно принять что Коппола был прав -«Апокалипсис сегодня!»
5 сентября 2018
Есть фильмы, которые не относятся ни к какой категории или жанру. Сам факт их существования уже поражает и… ужасает. Ведь бессмысленность этих творений зашкаливает, тупость достигла апогея, а само творение — диагноз, приговор и надпись на надгробии российского кинематографа.
Да-да, именно российского. Ибо западный артхаус во-первых — существует в очень малых количествах, а во-вторых — имеет больше смысла чем «это». А в России каждый второй фильм, попадающий на экраны кинотеатров — артхаус. Причем иногда очень дорогой артхаус. «Утомленные солнцем» и «Викинг» стояли как 0,75 «Дюнкерка». Я уж молчу про «шедевры» типа «Горько», «Кавказская пленница 2», «Взломать блоггеров» и еще over 1000000. А росТВ… Вспомните хоть один нормальный сериал за последнее время. Ну да, раз в 5 лет, где-то проскакивает что-то вроде «Охоты на дьявола», «Метода» и т. п. Но они далеки от совершенства и их катастрофически мало. А вот «Званый ужин» льется из РенТВ на зрителей, словно дерьмо из брандсбойдта. И самое главное — все принимают это как должное. Все ходят на очередной фильм от Бекмамбетова, Энджой, Сарика и иже с ними. А потом садятся перед камерами и начинают поливать все это «критикой». И вот тут и проявляется смысл этого порочного круга — все паразитируют на всех. Роскино — на зрителях, Соколоффы и БэдКомедианы — на творениях Роскино, зрители… А зрители в данном случае — главный продукт для паразитирования — они и денюжки на новые творения Роскино несут и обогащают «критикофф» аудиторией и конечно же деньгами. И все хорошо. И все — счастливы!
Но поговорим о том, что вырастает в ходе паразитирования всех вышеописанных особей. Данное творение не имеет ничего общего с кинематографом — это просто набор несвязных кадров, снятых укуренным и ужратым в усмерть человеком.
Начинается фильм с езды в машине 4 фриков, двое из которых очень знамениты. Это Ксения Собчак и… Королева Артхауса, Человек с ОООчень нестандартным взглядом на все, признанная самим В. В. Путиным, гениальный сценарист и режиссер, не женщина а БАХИНЯ — Валерия Гай Германика!!!
После нее на остальных смотреть не хочется но они есть — какая-то упоротая и пацан из Духлесса.
И вот они едут. И монтажер с ходу начинает дико упарыватся всем подряд ибо монтирует все — какой-то митинг, морды фриков, бар, который служит объяснением того факта, что это недоразумение было снято. И все это — под монотонное бубнение, которое представляет собою монолог одного из фриков — того, который из Духлесса. И судя по голосу — он дииико упоролся.
Можете нервно курить Баскова, Пазолини и Ларри Кларк. Ведь таких монологов, гениальных и душевных вам не придумать даже под самым сильным наркотиком.
Сюжет фильма (да-да он тут есть) рассказывает о том, что эти 4 приезжают в дом за городом, что бы… творить там всякую содомию на камеру.
И вот как оправдывают все это создатели в аннотациях — это, дескать, пародия на… артхаус.
Что?
Серьезно?
Давайте разберемся — что такое артхаус. Это кино, снятое за копейки (или за еду) людьми, которые не всегда сумасшедшие или типа того — просто они не могут по другому выразить свои мысли. И среди артхауса встречается очень много достойнейших фильмов с отличным смыслом и зачастую — оригинальной идеей.
Кто-то проводил параллели между этим идиотизмом и Французской новой волной, Пазолини, Зеленым слоником, Кен-Парком и т. д. Но почему-то все забыли что не только эти фильмы являются представителями артхауса. Артхаус по сути — все, что снято без вмешательства известных студий, то есть — независимый взгляд на ту или иную тему. Иногда этот взгляд бывает чересчур странным, неприятным и вызывает лишь отвращение, а иногда — несет в себе идею и имеет глубокий смысл и из-за этого становится культовым.
Это и «Бешеные псы» Тарантино, который весь пестрит отсылками к Французской новой волне и Гонконгским авторским проектам, начиная от названия и заканчивая постановкой отдельных сцен.
Это и фильмы Джима Джармуша, каждый из которых — артхаус и сам Джармуш не раз ставил на этом акцент.
Это и первые фильм Питера Джексона и Нолана. Это и первые фильмы Вуди Аллена, который никогда не признавал Голливуд и всячески уходил от его влияния.
Артхаус — это и половина фильмов 70-ых — 90-ых начиная с Ромеровских «Ночи и Рассвета мертвецов» заканчивая Миллеровскими «Безумными Максами».
Но вот из-за подобного кала данный жанр часто ассоциируют с Слониками и 5 бутылками водки.
И при всем том непонятно — что именно пытаются высмеять создатели. Может быть ничего? Ибо все, что происходит в фильме никак не высмеивает жанр. Ни Пазолини ни Кен-Парка ни Слонов с водкой, ни даже Дом 2 — ничто из этого не пародируется. Просто все это совмещено — вкупе с отвратительной актерской игрой, некачественной операторской работой, дерьмовым монтажом и отсутствием какого-либо смысла — и никак не высмеивается. Просто куча клише из всех артхаусных фильмов, 0 сюжета и самое главное — самое бесящее — попытки продемонстрировать наличие интеллекта у героев путем «философских» монологов и уберкрасивых цитат из разряда «на что смотрю о том пою».
И вот что мне непонятно — что здесь делает Евгений Цыганов? Актер из «Брестской крепости» и «Битвы за Севастополь», а также нескольких неплохих сериалов — как? Зачем он снялся в этом? Он же видел Валерию и сценарий, которого не было. Зачем?
Ну и напоследок — почему бы не облить дерьмом слова Арни из «Терминатора»? Почему не скопировать идею «Декамерона»? Почему в финал, который убивает всю адекватность не напихать мерзости больше чем в во всех артхаусах в мире?
Слава режиссеру — Маше Саакян — она все это сделала. Браво! Ей хватило ума! Большое достижение для человека, которого эволюция обошла стороной.
Если в кастрюлю набросать всех овощей, курицу и кусок свинины, а также пару фруктов и несколько видов приправы — получится несъедобная смесь, которую Вам выплеснут в лицо. Нужно как минимум найти правильный рецепт, понять какие овощи совмещаются а какие нет и самое главное — как правильно сварить мясо. И более того — что варить первым — овощи или мясо и вообще — быть может или мясо или овощи не нужны. Приготовьте что-то одно но так, что бы это было, не обязательно супер-вкусно и очень красиво выглядело, а что бы это можно было есть нормальному человеку без опаски. Поев и насытившись этой простотой, человек, возможно, захочет большего. И предоставит для этого возможность.
Надеюсь всем понятна эта аллегория.
1 из 10
10 августа 2017
Эта трагикомедия рассказывает о том, как молодой режиссер, представитель так называемого арт-хаусного кино Илья и три актрисы- Гера, Паша и Мария едут на уже заранее выбранную натуру снимать кино про конец света. На первый взгляд они никогда туда не доедут и повествование будет строится по классическим законам роуд-муви. Однако по мере развития сюжета наши клише и стереотипы, вскормленные эстетикой классического кинематографа ломаются в пух и прах. Главные герои все-таки доезжают до места назначения и начинается сладкая для режиссера авторского кино и мучительная для актрис съемочный процесс…
На первый взгляд это вполне документальный фильм, документация физической реальности. Мне лично он напомнил и итальянский неореализм, и вечно молодую французскую новую волну, ну и разумеется опыты Ларса фон Триера и Томаса Винтерберга, фильмы «Идиоты» и «Торжество» и их знаменитый манифест «Догма-95», их эксперименты в области реализма в кино и достоверности преподнесения реальности на экране. Однако по мере нарастания фильм начинал уходить в какую-то запредельную плоскость. Все, что некогда казалось конкретным, обрастало мифичностью, архитепичностью. Ситуации, в которых оказывались герои, становились очень условными, доведенными до обобщения, в чем-то даже абстрагированными. Что ни кадр, то символ, аллюзия, наподобие мифологем и того вечного, что на протяжении веков приключается и все время повторяется с человечеством. Возникают смелые ассоциации и с библейскими притчами тоже.
Саакян поместила своих героев в пограничную ситуацию. Дом, где они вели съемки- это и конкретный, и абстрактный символический образ. Они снимают кое-какие сцены, спорят по творческим вопросам, выключают камеру и… начинают каждый сам по себе или все вместе бродить по пустынной округе, где на первый взгляд ни слова, ни души. Обычные житейские разговоры сменяет обычная для бытия русского человека ругань, а сквозь эту словесную грязь проступает что-то совсем иное и все это переходит в другое качество- в глубокие философские размышления о смысле бытия. Но кто ищет, тот всегда найдет. В итоге этих мучительных и обременяющих странствий они, можно так сказать, натыкаются на простого русского парня Овоща, что называется из глубинки, из народа. Оказывается, он давний поклонник одной из актрис, Марии…
Герои Саакян- это скучающая элита, метафора уставшего человеческого общества. Они потеряли духовные ориентиры, потеряли себя в бешеном круговороте и суете мегаполиса и теперь бредут по пустырям. Саакян очень точно вырисовывает нам образ нашего общества- общества потребления, где больше нет необходимости созидать. Все на готове, на блюдечке с голубой каемочкой, а только потреблять. И даже попытка того самого сакрального акта созидания- съемки фильма, никуда не приводят. Илья не способен создать что-либо стояще, потому что оборвалась та пуповина, которая некогда связывала кино, шире искусство, с жизнью и оно больше адекватно не реагирует на реалии жизни, а в итоге получается выкидыш то ли кино, то ли жизни, то ли человечества, как у одной из главной героинь фильма- Геры. Диагноз один: творческое бесплодие. Как любит повторять Питер Гринуей, «Кино умерло, да здравствует кино!..» Пока герои бесконечно ходили по пустырям, на ум пришли знаменитые фильмы сюрреалиста Луиса Бунюэля- «Ангел-истребитель», «Скромное обаяние буржуазии». Невозможно стереть из памяти гениальный финал этой картины, когда уставшие буржуа, которым так и не удалось пообедать, бредут по дороге в неизвестном направлении. А в самой «Энтропии» есть открытая цитата из другого фильма Бунюэля «Призрак свободы»- когда три актрисы за столом сидят на унитазах, как и в «Призраке» вещи поменяли свое предназначение- стулья заменили унитазы и наоборот. Вот вам и метафора уже сегодня разлагающегося общества потребления. Не зря я вспомнила Гринуэя. Ведь все эти вопросы на протяжении последних 50-и лет поднимали именно они- колоссы мирового кинематографа. Вспомним хотя бы фильмы «Повар, вор, его жена и ее любовник», а также гениальную «Большую жратву» Марко Феррери.
Однако к этому ракурсу, к этой плоскости прибавился еще один слой- это русский шоу-бизнес, гламур, тусовки, вся эта псевдо-богема… и вся это пустота, мучительное томление, взаимная скука, обременительные фальшивые искусственные взаимотношения, а в итоге- потребление «продукта» творчества этих звезд, как простого рыночного товара. Из искусства давно уже изгнали искусство…
Да, «Энтропия»- это кино авангардное, как принято у нас, новаторское, экспериментальное. Как во времена дадаистов, во многом любопытное зрелище, своеобразный перформанс, где из честных попыток устроить провокацию, похулиганить и пошокировать в хорошем смысле слова вышел совсем другой смысл, другой посыл. Люблю, когда авангард становится классикой, и пренебрежительно отношусь к псевдо-классике, играющей в прогрессивный авангард. Что мне нравится в режиссере Саакян, так это то, что после авторского поэтического исповедального кинематографа она поделилась с нами этим своим оригинальным опусом, своеобразной шуткой. Это самоирония автора, смелый взгляд на саму себя со стороны и на свое место в культурной жизни общества. Ведь образ режиссера в фильме- это альтер эго самой Саакян, размышления на тему положения художника в современном мире. А также его гражданской позиции. Мария построила фильм, как единое цельное музыкальное произведение. К его концу понимаешь, как мастерски выстроена его архитектоника. Части органично взаимодействуют и гармонируют с целым и получается единое звучание. Мария смело экспериментирует с киноязыком. Поражает гармония формы и содержания. Смелый и оправданный поиск новаторской киновыразительности. Он наиболее полно намечает основные тенденции современного кино, совсем неоднозначного, довольно спорного. Фильм этот- один из лучших образцов постмодернизма в кино, особенно за счет умело использованных цитат. В фильме много от Пазолини. Начиная с эпизода, когда Илья хочет, чтобы его распяли на кресте. Это напоминает сцену из короткометражки «Овечий сыр», кстати снятой режиссером именно на тему конца света в киноальманахе «РоГоПаГ». Дальше идет «Теорема», где повествуется о разлагающемся буржуазном обществе и молодом человеке, который служит катализатором к ускорению этого процесса, и в итоге герои либо сошли с ума, либо по уши погрязли в грехе, либо ушли в пустыню… Символ апокалипсиса. Ну и конечно же «Свинарник» (имеется ввиду скотоложство), «Сало или 120 дней Содома»… Эсхатологические притчи на тему уж очень модного сегодня конца света. В финале «Энтропии» все умирают, и только Овощ на руках уносит Марию далеко-далеко. Он, Мария и неродившийся ребенок Геры сидят на пустыре и купаются в лучах солнца. Метафизика или общество пережив апокалипсис все-таки встряхнулось, одумалось и возродилось?! Вот тут и перекличка с Пазолини. В финале «Теоремы» он показывет разложение, апокалипсис верхушки общества, которому он сопоставляет простого деревенского паренька, можно так выразиться, дурачка. Но именно он несет в себе то здоровое животворяющее начало, которое необходимо для возрождения человечества- струю свежей крови. Именно такой выход видит и Саакян. Она нашла эту концепцию по наитию, по интуиции.
10 из 10
28 февраля 2014
Начну с того, что я обожаю смотреть безбюджетные любительские поделки от никому не известных авторов. Пожалуй главная ошибка большинства таких творцов, то, что, начитавшись книжек, стырив цитаты отовсюду, сформулировав теории, они на деле показывают страшное желание загрузить зрителя так называемой необычайной «гениальностью и неповторимостью» своего произведения. А фильм Энтропия в свою очередь старательно высмеивает такого рода «шедевры».
Даже название говорящее, ведь в теории художественного творчества термин «энтропия» иногда используют в качестве синонима изначальной творческой энергии, воплощающейся в произведениях искусства, иначе — неизменное, абсолютное начало творчества. Вот и киноэнтропия выполнена в сугубо любительском стиле — при том, что в создании участвовали не самые последние люди от искусства. Честное слово — если бы в кадре засветился бы какой-нибудь Бондарчук, валяющийся пьяный в стельку под забором — фильм стал бы только забавнее.
А на деле, кино оказалось на редкость бестолковое. И это — даже плюс. Все, кто пытались думать во время фильма получили по заслугам — фильм не для пытающихся найти логику и красоту в этом мире. И не для эстетствующих интеллигентов — говорят герои в фильме также, как, судя по всему, говорят в жизни. Не особо люблю Собчак, но здесь всё в ней нормально, иронично и в тему. Было приятно увидеть Гай Германику. Евгения Цыганова мало и везде он отлично играет. Камера трясется, смонтировано из рук вон коряво, с кучей никуда не вписывающихся кадров. Те, кто когда-нибудь хотели снять фильм и даже пытались это сделать будут смеяться навзрыд.
Печалит только, что под конец фильм пытается показать какую-никакую идею и даже притвориться драмой. А самая кульминационная сцена вызывает скорее чувство дежа вю, неопределенность и в итоге — отторжение. А так — получился бы отличный весёлый треш. Жаль только, что наш кинематограф и так не часто балует качественными работами, а предлагает это. Но за самоиронию спасибо.
Всем Зелёного Слоника!
20 февраля 2013
Мы не те за кого себя выдаем (с)
Самый страшный человеческий враг — мысли, а в особенности избыток времени для этого. В таких ситуациях люди бессильны пред собой, а творческие люди и подавно. Успев подумать обо всем, они начинают ковыряться в мировом порядке и сложившихся принципах и законах, отыскивая в них несправедливости и беззаконие.
Четверо существ, язык не поворачивается назвать это людьми, попадают в заброшенный дом, в котором они готовятся к концу света, попутно снимая об этом кино.
Режиссер Мария Саакян поставила перед собой непосильную задачу. Ее проект позиционируется, как зеркало на современное общество и отношения в нем, но создатели не способны выделить главное, поэтому финальный продукт — все тоже только с претензией.
Дебютанты сценаристы смогли только разграничить интересующую их область, в остальном все их идеи это сказанные и сыгранные сцены картин прошлого.
Создатели не хотели на экране видеть актерской игры, поэтому в проекте существует только Цыганов, остальные тащат свои замусоленные образы. Диалоги, а скорее матершина связанная предлогами, по большей части сымпровизирована ими же.
Оператор Мкртыч Малхасян снял нарочито любительскую картину, чтобы высмеять деятелей авторского кино. Картинку смотреть с такой картиной просто невозможно.
Проект «Энтропия» — продуманный постер и заголовок, видео, получившееся в итоге пятнадцати дневных съемок, можно смело забирать в домашний архив, а выпускать в прокат просто стыдно.
14 февраля 2013