Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Захватчик |
английское название: |
L'envahisseur |
год: | 2011 |
страна: |
Бельгия
|
режиссер: | Николас Провост |
сценаристы: | Джордано Гедерлини, Франсуа Пиро, Николас Провост |
продюсеры: | Оливье Бронкар, Хелена Даниэльссон, Жак-Анри Бронкар, Gwennalle Libert, Антонио Ломбардо |
видеооператор: | Франк ван ден Эеден |
композиторы: | Евгений Гальперин, Саша Гальперин |
художники: | Натали Леборнь, Франсуаза Жосе, Laurence Goeminne |
монтаж: | Нико Лёнен |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 сентября 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
«Собирая абстрактный видеоколлаж из фрагментов разных фильмов и текстов ребусов, художник апеллирует к коллективной кинопамяти зрителей, провоцируя узнавание отдельных образов, кодов и форм или, напротив, недоумение в попытке разгадать истинный смысл увиденного», — эти заковыристые слова сказаны о работах модного бельгийского художника, а теперь и режиссера Николаса Провоста. Посмотрев его первый полнометражный фильм «Захватчик», показанный в рамках 68-го Венецианского фестиваля, не могу не согласиться с вышесказанным, ибо недоумение — именно то чувство, которое испытываешь например в попытке разгадать истинный смысл крупного плана вагины модели Ханнелоре Кнутс сразу же после титров к фильму. Ай да Николас, ай да прохвост (так и просится зарифмовать фамилию)! Взял и пришпилил зрителя к экрану таким незатейливым, но безошибочным приемом: о чем фильм — еще не совсем понятно, но, право, уже занятно. Зритель, неискушенный европейским артхаусом, так и будет недоумевать в ожидании заявленного после титров. Искушенный же будет недоумевать «в попытке разгадать истинный смысл увиденного» (см. цитату выше).
Предложенное Николаем Провостом в «Захватчике» вызвало у меня ассоциацию с эпидемией. Знаете, как внедряется вирус? Для того, чтобы поразить организм, он прикрепляется к клеткам хозяина, потом ищет место, куда бы мог проникнуть и где мог бы существовать, чтобы в дальнейшем размножиться. А найдя, плотно связывается с ним по принципу «ключ-замок». Фильм как раз об этом — о захвате пространства.
Итак, сразу после титров ожившая героиня знаменитой картины Густава Курбе приветливо распахнулась навстречу солнцу, беспечно предлагая ему свое молодое и упругое тело. Она расслаблена. Она наслаждается. Она еще не знает, что то, что вынесло сегодня море — это вирус родом из Африки. Имя ему Амаду. Вскоре он войдет в нее. И нет от него спасения. Ведь он силен. Он живуч. И даже море не смогло переварить его и выплюнуло на берег. Он смотрит на нее голодными глазами вожделения. Он правильно выбрал цель. Женское лоно — источник жизни. И он напьется из него. Напитается им. И забудет, что он здесь гость. И не захочет делиться. Он уничтожит каждого, кто будет претендовать. Ибо теперь он хозяин. По какому праву? По праву силы.
А что же она? Так запросто сдастся? Не будет бороться, противостоять, защищаться? Несмотря на свой непростой жизненный опыт, на прекрасное воспитание и светские манеры, несмотря на культуру и материальное благополучие, она ведет себя, как доверчивая девочка-подросток, зачарованно раскрывая удивленные глаза при виде экзотической диковинки, желая заполучить ее любой ценой. А потом, наигравшись, быстро теряет к ней интерес. Ее зовут Европа. И ей нужна жизненная сила, потому как просиживая целый день в офисах, питаясь фастфудом и интернетом, стала она бледненькой и какой-то худосочной. Иммунитет ослаб. Ей нужна свежая кровь. Она получит ее, но вместе с ней вирус проникнет внутрь и поразит весь организм.
Сюжет «Захватчика» — актуальная и болезненная тема для всего мира — тема мигрантов. Африканец Амаду (Исака Савадога) нелегально попадает в Европу в надежде на лучшую жизнь. Но «лучшая жизнь» не спешит раскрывать ему свои объятия. Тяжелый физический труд, скотские бытовые условия, беспросветное будущее — разве это то, ради чего он покинул дом? Стоило ли рисковать жизнью, чтобы смотреть на красивую жизнь, проходящую «за стеклом», не имея возможности поучаствовать в ней? Случайная встреча с прекрасной Агнес (Стефания Рокка) заронила семя надежды в сердце Амаду. И он не упустит этот шанс. Физическая сила — его главный козырь. Сильный побеждает. Сильный убирает противника. Сильному принадлежит самая красивая женщина. Так было всегда. И так всегда будет. Ибо это — естественно, это в природе человека. Но эти странные белые люди, обремененные культурой, искалеченные моралью, зараженные стереотипами… Они чужды. Они непонятны. А значит — опасны. Правда одна милая женщина не прогнала его, заговорила с ним не как с человеком третьего сорта, а так, как говорит женщина с мужчиной, когда хочет его. И отныне — он ее раб. Он — ее пес. Приблудный пес, который преследует хозяйку в блестящих зданиях из стекла и металла, в шикарных ресторанах и на светских раутах. Она прогоняет его, но он ждет ее на улице, бросается под колеса ее автомобиля, проскальзывает в ее квартиру. И вот он уже спит в ее постели, убрав все препятствия на пути к «своей» женщине.
К сожалению, на сегодняшний день нет успешной тактики лечения вирусов. Можно, конечно, провести вакцинацию в надежде на выработку антител. Еще можно попытаться подавить их активность и остановить размножение. Но если вирус поселился в теле, то это навсегда. И тогда придется научиться жить с ним. Это называется симбиоз. И он далеко не всегда взаимовыгоден.
12 ноября 2013