Портрет в сумерках
6.4
6.3
2011, мелодрама, драма
Россия, 1 ч 45 мин
18+

В ролях: Сергей Борисов, Сергей Голюдов, Роман Меринов, Галина Корень, Борис Вернигоров
и другие
Оказавшись не в том месте и не в тот час, Марина попадает в водоворот драматических событий. Пережитые унижение и боль изменяют весь ход ее стабильной благополучной жизни. Марина ищет возможности отомстить. Изо дня в день она возвращается на окраину города, где произошла судьбоносная встреча. Но когда Марине удаётся выследить зачинщика преступления, и когда она готова свершить правосудие, молодая женщина принимает совсем иное решение…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Портрет в сумерках

год: 2011
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Ибен Булл
художник: Олег Федыхин
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 20000
Сборы в России: $154 098
Дата выхода
Мировая премьера: 2 сентября 2011 г.
на DVD: 18 января 2012 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Видео к фильму «Портрет в сумерках», 2011

Видео: Трейлер (Портрет в сумерках, 2011) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Портрет в сумерках», 2011

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Портрет в сумерках», 2011

Камень преткновения - психологический портрет главной герои.

Мне представляются, что все эти рассуждения о мотивации персонажа, сыгранного Дыховичной... пуститься во все тяжкие... здесь не во всем раскрыты. Звон разбитого стекла - это так называемая 'розочка'. Не просто бутылкой по голове, а спонтанная попытка нанести тяжкие телесные повреждения, а может быть и убить. Эмоциональное напряжение зашкаливает, но далеко не все могут преодолеть моральный запрет на убийство. К тому же, речь идет о женщине... т. е. фактически она 'бетризована' (С. Лем). Да, в процессе надругательства над ней вероятно смогла бы, но не пост-фактум. Налицо состояние аффекта. Выйти из него так сразу невозможно. Надрыв бросает ее на шею насильника... возможно ли такое? Невыносимое состояние, нейтрализовать его представляется крайне необходимым. И насильник становится просто мужчиной, который сможет защитить ее от самой себя. Пусть даже на секунды. Потом 'опамятовалась', дала пощечину, плюнула ему в лицо и рыдая, убежала? Однако мы знаем, что продолжение было совсем другое. С чего бы это вдруг? Вот тут начинается самое интересное и вполне раскрытое дальнейшей картинкой. И даже не одной ТАКОЙ картинкой. Женское либидо многообразно. Не секрет, что у части женщин есть фантазии об изнасиловании. Но весьма своеобразные... молодые и внешне привлекательные самцы, пусть их даже будет несколько. Да, и видится все это скорее как игра в изнасилование, пусть и правдоподобное. Лучше если это будут Бред Пит на пару с Леонардо ди Каприо. Ни в коем случае нечто подобное, что испытала Марина.

Это ужас, это мерзость! Вот странно, отчего это у женщин есть такие фантазмы? Ничего странного, сидит глубоко в подсознании... сексуальный партнер должен быть альфа-самцом, так повелось в пещерные времена, когда сие означало силу и агрессию. Внешне старлей тянет на эту категорию, но респектабельная и благополучная молодая женщина никогда бы и не подумала связаться с ним... плебс, отстой и прочее. Пока, при вынужденном совокуплении, не протестировала его. И все равно, высшая нервная деятельность заставляет его ненавидеть. Правильный взгляд на эту мразь в человеческом обличье не слишком ей помог. Затемненный видеоряд в постели... никакой прелюдии, это подчеркивается повторами сношения... просто фрикции с большой частотой и глубиной. Э-э, предполагается, что он хорошо 'оснащен'? Он тот, кто надо? Выходит, ларчик просто открывался. Теперь что касается всех этих психологизмов на трех страницах. Женский фильм и комменты в основном женские, что естественно. Вот интересно, были бы раскопки тараканов в голове главной героини Сербского фильма? Полагаю, что были бы. И вот еще что. Стокгольмским синдромом здесь и не пахнет. А есть доминант и сабмиссив в постели. Причем доминант и не чувствует себя таковым, он дышит ровно, ему и в голову не приходит связывание, асфикция и т.д. А вот ей, как следующий этап, очень может и понравиться.

2 из 10

25 января 2023

100% попадание в 10!

Фильм, снятый на Canon 5D Mark II, для тех, кто не знает, это не кинокамера миллионов за 5, это обычная зеркалка, и вместе с тем, снятый очень талантливо, как может явно человек не русской школы кино. Ангелина Никонова мастер фестивального, глубокого кино, что называется «не для всех»

Ее совместный с Ольгой Дыховичный дебют — это не банальная картина о несправедливом мире, это мощное и бескомпромиссное свидетельство перелома общественной жизни, где два параллельных дуг другу мира сталкиваются в чудовищных обстоятельствах, созданных как бы случайно, но к которым так чутко и так кропотливо привели случаи и люди, казавшиеся уже привычными одному миру, но не другому: муж не подвёз на мерседесе, сломался каблук на лестнице, но сломался не только каблук, но и прежняя жизнь, где вместо ресторанов- забегаловка, где есть только «водка, пиво, чебуреки, сосиски», где тебе никто не поможет, ведь безразличие стало нормой в этом обществе, где даже правоохранительные органы, своими органами твои права не просто нарушают, а уничтожают, и естественное желание в этой сломанной жизни- желание отомстить насильникам, но месть заключенная не в облик насилия, а в облик любви.

13 мая 2020

Дичь

Что это было? Зачем? Кому? И почему я с негодованием не стер эту мерзость на 20й минуте просмотра, переустановив после Винду с нуля? Откуда из-под рук вменяемых на вид деятельниц российского кинематографа на излете «тучных нулевых» вышел этот трэшак, места которому не нашлось бы даже в беспросветной чернухе начала 90х?

Дедушка Фройд, конечно, нашел бы, что сказать про психический эмоциональный фон, но только не героини, а самих создательниц этой псевдокинематографической грязи. Тьфу еще раз! Будто в дерьме изваяли…

Пустое, плоское, надуманное, противоестественное, противоречащее всем базовым канонам, как надо бы снимать кино, наспех за три копейки слепленное, невнятное, технически безобразное, бессюжетное не пойми что

3 из 10

19 апреля 2020

Смазанное фото на дешевую мыльницу

1) Как показать жестокий мир?

Сделать набор из подряд идущих нелепых кадров, в которых женщине жутко невезет. Без серии неудач просто нельзя. И в каждой сцене должен быть мужик, который не подал пуку оступившейся женщине, спортсмен, изменивший резко маршрут своей пробежки причине грязной девушки, гопник, крадущий сумку прямо не выходя из тачки и коп насильник. Так жизненно, как «утиные истории».

А в паспортном столе должно быть всем очень лениво. Даже играть свою лень должно быть лениво.

В единственном кафе продают только водку, пиво, сосиски и чебуреки. Ни гарнира, ни горячих напитков, нихрена. А водку или пиво так и заказывают: «водку и пиво». Ни марку не спросят, ни объем.

2) Как показать моральную травму после изнасилования?

Сначала женщина помоется, потом на работе подумает о том, что ребенок алкашей станет алкашом, а потом и забудет вовсе.

3) Как изобразить день рождение женщины с богатым мужем, богатым любовником и богатым отцом?

Нужно взять простых людей и одеть их так, будто на работу идут. А еще нужно, чтобы они в караоке пели старые русские песни. Желательно народные, конечно.

4) Как снять качественный фильм?

Использовать фотоаппарат. Пусть звук будет всегда на одной громкости, независимо от удаленности, пусть в кабинете будет эхо, пусть главная героиня бубнит непонятные речи тихо под нос — это не так важно.

5) Как показать прозрение персонажа?

Типа напившись пусть толкнет обличительную речь с друзьями. И не важно, что она актриса бездарная. Даже не важно, что ее гостям абсолютно плевать на данную речь, главное, чтобы не уснули. А потом она должна проснуться типа с жуткого похмелья, хотя особо пьяной и не была. Да и водку она пьет как воду, круче алкаша пропитого.

6) Как сделать фильм откровенным и грубым?

Не показывать насилие. Показывать крупным планом соски.

Про сюжет с насильником даже говорить не хочется. И куда же без вопроса «ты чо дура?».

Не обращайте внимание на всю эту фальшь. Так видит жизнь режиссер. Так ее демонстрируют актеры. Поверьте, что жизнь такая. Сарказм.

А всем тем, кто оценил фильм высокой цифрой, рекомендую посмотреть советскую картину «Отпуск в сентябре». Не совсем в тему, но некоторые сцены, включая пьяное откровение на дне рождения, показательны. Вот каким должно быть наше кино.

10 мая 2015

Стокгольмский синдром — защитно-бессознательная травматическая связь, возникающая между жертвой и агрессором.

Популярнейшая для создания сюжета тема. Берем сюда этот синдром. Добавляем еще — что? — историю мужчины и женщины, конечно. Женщину типично русскую, с типичной же жалостью к убогим, сирым, рваным, жестоким. В постели со врагом, отлично. Чернухи добавим, рваных обоев, наркоманов, побольше, побольше. Тоску по несбыточному, «никто меня не понимает». Ну, ничего не забыли?

Вот вам «Портрет в сумерках». В целом, с точки зрения психологии, хоть и кажется отвратительной тяга к собственному насильнику, тем не менее она объяснима, как и сюжет фильма. Скучная буржуазная жизнь, замкнутый цикл сытости, привычный унылый обман друг друга — ощущение, что Ольге не хватает мощи, силы, сока, настоящего вкуса! Но она не ищет его ни в путешествиях, ни в иных занятиях, ни в том, чтобы сменить, наконец, работу или опостылевшего супруга. Судьба подбрасывает ей шанс погрузиться в пучину чуждой и непривычной ей жизни местного быдла, со всем сопровождающим антуражем — и она, конечно, за этот шанс цепляется. Ей, психологу, кажется, самой нужна помощь специалиста. Внутренний надлом героини направляет ее встречь приключениям, она ломается, стелется, унижается и делает все иное, чтобы получить недоступное ей иными способами удовольствие. И что? К чему это приводит?

Беда в том, что это, кажется, не лечится. Беспросветность, показанная в фильме, видится мне в первую очередь благодаря отсутствию некоего катарсиса. Взять того же «Ночного портье» Кавани (один из моих любимейших фильмов, к слову), или «Вожделение» Вонга Кар Вая — и там, и там тяга столь сильна, что ломает в конце концов обоих героев. Фантазируя об их гипотетическом будущем, сложно представить эти пары сидящими за утренней чашкой кофе, и так далее. Природа их трагической связи такова, что не оставляет им шансов. Здесь же, направляя героиню и любовь ее вслед за ней по шумной трассе из ниоткуда в никуда, авторы словно оставляют зрителям надежду на то, что все у героев впереди. Только что у них сложится, и как?

Они разные. Единственное, что их роднит — это свершившееся насилие, одиночество и неприкаянность. Но если свои беды она лечит поисками любви и тепла, то получится ли его этим вылечить? Хватит ли у нее сил? Изменится ли он? Через сколько ее доконает убогий быт, потолки с плесенью, отсутствие гуманитарного образования партнера? Насколько сильно его привлекает в ней жертвенность? И можно ли изменить его природу агрессора, воспитанную годами и окружением?

Словом, одни вопросы и никаких ответов — как уместить все эти сложные поиски в тесные рамки финала, сулящего некое будущее — я не знаю. Логика этого мне непонятна. Единственное, к чему пришли герои — она вырвалась из привычного быта (куда? нельзя ли было это сделать иным способом?), он начал оттаивать (что вилами по воде писано). Какими они будут дальше? Непонятно.

Благодатная тема, но фильм оставляет одни лишь вопросы, причем не те, которые философские, а которые — «и чо?»

28 ноября 2014

Ещё один достойный фильм, сотворенный в РФ.

Название, точнее, только одно в нем слово — сумерки — опошлено многосерийной аферой о богатых лентяях-упырях. Однако все поверхностные переживания вампирской саги в сумме не стоят даже 1% боли, отраженной в «Портрете..»

Да, фильм о боли. Невыносимой психологической женской боли, о которой мы — мущщины — даже близко не имеем представления.

Вообще, тем из нас, кто проживает жизнь успешного домоседа-офисника, это кино дает исчерпывающий ответ, почему мы со своими стихами, розами и кредитками будем всегда проигрывать неотесанным полубыдланам, которых наши дамы называют «брутальные мачо»

Цитата. Психолог о пациенте: «Если я ему помогу, то он станет вечно сомневающимся недееспособным неврастеником. А без моего участия он будет нормальным устойчивым уродом».

10 из 10

11 апреля 2014

Знаменитая женская «логика» или банальная психология?

Этот фильм попал ко мне по рекомендации. Я еще долго буду относиться с опаской ко всему, где в названии встречается слово «сумерки». Но трейлер меня сразу заинтриговал, поэтому я решил все-таки посмотреть, что это такое. И вот еще одно наглядное подтверждение тому, что российский кинематограф не так уж плох, как кажется изначально. Это еще одна хорошая авторская драма. Вот только почему-то такие фильмы не рекламируют так активно, как всякий ширпотреб с одними и теми же лицами. А зря…

На этот раз мне хочется начать свой отзыв с конца. Именно с послевкусия, которое осталось. Обычно я пишу отзывы сразу после просмотра по горячим эмоциям. Но в данном случае мне не хотелось спешить. Нужно было медленно упорядочить все мысли, а их осталось много после просмотра. Этот фильм действительно меня удивил, хотя вроде ничего особенного в нем нет. Уже столько драм снимали об одиночестве женском, что это давно перестало быть оригинальным. Но не спешите с выводами. Ангелина Никонова вместе с Ольгой Дыховичной тут такое накрутили, что даже Европейская киноакадемия отметила эту работу номинацией «Открытие года». А для меня эта драма стала открытием месяца, как и «Елена» Звягинцева. Кстати, ее не зря вспомнил, поскольку оба фильма часто сравнивают, чего я категорически не советую делать. Общее у них одно — оба фильма хорошие авторские драмы.

Сюжет мне понравился. Начало кажется вполне обычным, хоть и жестким. Главная героиня Марина — обычная среднестатистическая женщина, которой можно позавидовать. У нее есть все: привлекательная внешность, влиятельный отец, обеспеченный муж, хорошая квартира, интересная работа, свой круг друзей и даже любовник. Ну, что еще нужно женщине для счастья? А много чего нужно: мужа, который будет вести себя, как мужчина; работы, которая будет приносить пользу людям, хорошую заработную плату и моральное удовлетворение; настоящих друзей и подруг, перед которыми можно быть собой. Все это недовольство копилось в главной героине постепенно годами. И только попав в ужасную ситуацию, она стала понимать, что ее прежняя жизнь не была такой уж идеальной.

Вроде все сводилось к истории о мести. И да, Марина выследила своего обидчика. Но потом сюжет так лихо развернулся, что я просто не понимал, что вообще происходит, зачем она это делает и чем все закончится. То ли это такой витиеватый способ отмщения, то ли действительно стокгольмский синдром (когда жертва попадает в эмоциональную зависимость от своего обидчика, то бишь проникается к нему симпатией), то ли ее прежняя жизнь казалась настолько унылой, что это яркое событие (хоть и с негативным оттенком) перевернуло все с ног на голову. Честно говоря, я так и не понял мотивацию Марины, но именно этим она меня зацепила. Обычно можно поставить себя на место какого-то героя и попытаться его понять. В данном случае я не могу понять этот поступок. Открытый финал дает возможность фантазировать дальше в любом направлении, что довольно интересно, поскольку между главными героями огромная пропасть.

Просто необычное кино, которое вводит в состояние ступора. Ольга Дыховичная заслуживает самых лестных слов. Ее игра меня поразила до глубины души. Никакой фальши. Все очень реалистично. Ну, ее образ в этом фильме, конечно, очень сильный и яркий, который надолго мне запомнится. Да и внешне в ней есть изюминка. Приятная женщина. Сергей Борисов тоже идеально вписался в свою роль. Режиссура отличная. Я был настолько погружен в атмосферу, что даже забыл про то, что фильм снимали на фотоаппарат Canon. И это хороший пример, когда потратили небольшой бюджет, но получили хороший результат. Советую всем любителям авторских драм с диковинкой. Наши тоже иногда умеют радовать.

8 из 10

9 декабря 2012

Сумеречный портрет

Давно ждала эту картину, так как мне очень нравится Ольга Дыховичная, да и грамотный пиар фильма сделал свое дело.

Фильм очень непростой с точки зрения восприятия. Я немного отвыкла от российского чернушного кино, и жесткие эпизоды спальной Москвы с алкашами, бомжами и очень страшной «ментурой» нервы чуток потрепали.

Сюжет — успешная скучающая Марина, работает соц. работником с неблагополучными семьями. Папа-банкир, муж — культурный лапоть, квартира в центре, «подруги»- террариум. Да, еще любовник из «ближнего» круга.

Марина скучает. Причем скучает на грани фола. Довольно банальным образом скука ошпаривает ее кипятком. Ее насилуют. Причем менты, заразы, приняв ее за дорожную проститутку. У Марины случается ступор.

Но фильм-то о Любви. О стокгольмском синдроме, ради которого я в принципе и ждала эту картину. О желании отомстить любовью.

Дико красивое кино получилось. Многие кто посмотрит фильм решат, что он о богатой бабенке, которой после суши захотелось селедочки со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это очень простой подход. Когда смотришь на рафинированную девушку в кафешке с пьяницами, жующую сосиски с кетчупом на грязной скатерти, причем каждый день, становится ясно что кино не об этом. Не каждая жертва будет приходить на место своей казни, и не каждая в последнюю секунду выпустит из рук оружие, чтобы сделать палачу минет. Это кажется был спойлер. Ну да ладно. По-любому картину нужно посмотреть.

Смелое кино, и как ни странно — очень и очень светлое.

Ожидания оправдались.

Без оценок.

24 сентября 2012

Хорошо там, где нас нет! Но, чтобы понять, надо попробовать!

«Портрет в сумерках» — фильм, который я ждала с нетерпением. И несмотря на недостатки, картина меня не разочаровала. Качественный продукт в жанре арт-хаус покорил зарубежные кинофестивали, но еще долго будет вызывать отторжение на родине.

Если отойти от критического взгляда на фильм и позволить себе его прочувствовать, станет понятно, что Ангелина Никонова и Ольга Дыховичная подошли к созданию этой картины со всей ответственностью. Кино не обезличенное, не штампованное, не ориентированное на массового потребителя. Режиссер и сценарист не просто вложили душу в свою работу, они по-настоящему любят свое творение. Это чувствуется и это внушает доверие.

История главной героини вызывает одобрение и понимание. По одной простой причине — потому что она живая. Каждому человеку стоит оглянуться на свою жизнь и сделать выводы. «Лучше поздно, чем никогда» в данном случае идеальное решение.

22 сентября 2012

Фрейд в гостях у Достоевского

Марина, холёная жена, любовница и дочь банковского служащего, ищет ментов, чтобы, как ей кажется, отомстить, но на деле, оказывается, совсем не за этим. Во время этой одиссеи она опускается на самое дно городских окраин, где и познаёт особенности русской жизни во всей её сермяжной правде и непреодолимой для неё притягательности…

40 лет назад Лилиана Кавани во время работы над документальной лентой о заключенных концлагерей с удивлением узнала, что многие узницы влюблялись в своих надзирателей-насильников. Аномальные, как ей представлялось, отношения вызвали неподдельный интерес, и в результате появился «Ночной портье». Вслед за де Садом и Фрейдом Кавани утверждала за человеком только два права: либо творить насилие, либо ему подчиняться.

Не знаю, известно ли что-то уроженке Ростова-на-Дону Ангелине Никоновой о Сабине Шпильрейн, которая также родились в этом городе, только почти на 100 лет раньше… Сабина, в детстве не раз переживавшая наслаждение от отцовской порки, проповедовала там в 30-х годах прошлого века психоанализ, полученный, что называется, из первых рук. Ангелина сняла здесь в 2011-м вполне фрейдистское по духу кино.

«Портрет в сумерках» перекликается и полемизирует с «Еленой» Звягинцева. Там люмпены успешно изводят новорусскую буржуазию, здесь эта самая буржуазия ищет расположения пролетариата, пытаясь всячески ему угодить, и даже утверждает, что любит. В России — это вечная тема. Тут, как нигде, короток путь «из грязи — да в князи» и наоборот.

Там, где всяким разным англичанам-датчанам для пущего релакса достаточно хлыста или фаллоимитатора, для нас «прокатит» только милицейская дубинка. Потому что у нас насилие и удовольствие с некоторых пор почти синонимы. Этот фильм буквально чувствуешь позвоночником, причём вне зависимости от половой принадлежности. Он от начала до конца провокативен, потому что всё время принуждает идентифицировать себя либо с жертвой, либо с насильником.

Пресыщенная жизнью Марина ищет чего-то настоящего. И для неё этим настоящим становится боль. Поэтому она не стремится мстить, а хочет «растопить сердце» насильника. Для брутального мачо в погонах, олицетворяющего власть, это оказывается худшим из всех возможных наказаний. Похоже, что статус альфа-самца остаётся актуальным в России и в ХХI веке. Инстинкт «выживания» по сей день заставляет русскую наших баб искать именно таких мужчин. Неудивительно, ведь их предкам особенно часто приходилось сталкиваться с насилием последние лет этак сто…

Этот фильм снят командой из шести энтузиастов на (вы не поверите!) фотоаппарат Canon 5D Mark II. Он стал хитом международных фестивалей и вышел во французский прокат. В то время как в российский кинозалах его посмотрели всего 25 тысяч человек.

6 сентября 2012

Женщина под влиянием

Марина — женщина обеспеченная со всех сторон: папа спонсирует, работа есть, квартира в элитном комплексе имеется, маникюрчик-педикюрчик-рестораны хоть каждый день, муж какой-никакой тоже есть. Казалось бы, ну на что жаловаться гражданочке? Но, само собой, без ложки дегтя в бочке меда не обойтись. Работа её не устраивает, подружки — настоящие лицемерки, муж просто мямля, вследствие чего приходится искать утешение в объятиях друга семьи.

После очередной встречи с любовником в захолустьях Марина сталкивается с доселе незнакомым миром. С миром сварливых продавщиц, безразличных зевак, а еще нищих, задушенных бедностью. Эта враждебная вселенная практически «поглотила» опрятную и цивилизованную женщину. Сломав каблук, героиня нарушила пакт о ненападении, в результате чего была изнасилована оборотнями в погонах. Марина, у которой зад всю жизнь был благополучно прикрыт, внезапно теряет все преимущества и нейтралитет. Через какое-то время женщине удается выследить зачинщика преступления, и вот она уже готова совершить возмездие, но вместо того, чтобы вонзить в негодяя разбитую бутылку, она бесстыдно отдается ему в лифте.

Хороший синопсис для эротического фильма, однако постельными сценами авторы не ограничиваются. На деле все гораздо серьезнее. Данная история менее всего напоминает мэмуары Элис Сиболд, в которых писательница описывает свою борьбу с насильником, скорее она больше напоминает сюжет фильма «Ночной портье», в котором жертва сама прыгает в постель к палачу.

Главная героиня — очень противоречивая женщина. С одной стороны она вызывает отторжение и неприязнь, а с другой — сочувствие и понимание. Та же ситуация с кинокартиной. С одной стороны это очередная чернуха про буржуазную дуру, которая от скуки и обыденности убежала к любовнику-тирану в трущобы, но с другой — вполне неплохая психологическая драма про женщину, которая хоть всю жизнь и жила в хоромах под крылом отца, все же, в сущности, она была несчастной. Но почему же она бежит к своему же обидчику? Тут можно бесконечно строить теории. Возможно, она бежит вовсе не для удовлетворения плоцких утех, а за тем, чтобы пробудить в насильнике какие-то чувства (например, чувство раскаяния). А может в голове у барышни что-то серьезно переклинило и она таким образом хочет доказать себе, что этот человек не так уж и плох. А быть может она намеренно ставит эксперимент над окружающими и над своей жизнью.

Никоновой явно не дает покоя слава той же Германики, поэтому она, как и множество других ваятелей русского кино, черпает вдохновение из суровой реальности. В картине все до отвращения правдиво: официантки фыркают, ублюдки насилует все, что шевелится, а прохожим все равно на чужую беду. Конечно, все это имеет место быть, и не в каком-то там гетто. Это все сплошь и рядом. Но автор, конечно же, сгущает краски и утрирует. Что ж, это закон жанра.

20 августа 2012

Трудности перевода

Достаточно простым языком и в то же время довольно изящно рассказанная история непростых отношений двух людей из разных миров. Таким людям непросто встретиться в реальной жизни, задержав взгляд друг на друге, непросто найти какие-либо точки пересечения, не за что зацепиться в общении друг с другом. Действительно, где еще такой женщине, как Марина, встретиться с Андреем? — если только на дороге, по мановению полосатого жезла.. но она не водит авто. А он едва ли появится у нее на работе когда-либо…

И даже пусть каждый из них в своем мире, где он просыпается и засыпает каждый день, тоже не чувствует себя дома, своим в полной мере, в мир другой ему путь все равно заказан. И ни надобности в познании чего-то иного, ни желания познать они не ощущают до поры.

Но их жизненные линии все же пересекаются. Пересекаются единственно возможным путем — грубо, жестко. Для одного эта жесткость обыденна, в жизни другой она становится катализатором для всего накопившегося багажа усталости, непонимания, вранья, негатива.

«- Из-за чего милиционером стал?

- Из чувства вселенской справедливости.

- Это кто тебя таким словам научил?

- Могу и по-другому: человеком захотелось стать.. а тут тебе и ксива, и ствол.»

Из ряда сцен довольно очевидно, что Андрей в душе не «человек с ксивой и стволом». И живет он в некотором роде так же, как Марина, признающаяся в том, что лишь отыгрывает роль счастливой женщины и жены. И вот они, двое «чужих среди своих», интуитивно понимая, что вместе они привносят в жизнь друг друга что-то нужное, ищут общий язык, диалект, существующий вне их собственных, привычных им миров. Начиная с малого — секса, играющего здесь роль скорее некого языка жестов, и продолжая посредством простых действий — того, чего так не хватает в мире пустословия.

Не возьмусь рассуждать подробно о данном фильме как о продукте. Отмечу лишь очень убедительные актерские работы, грамотно созданные образы.

9 из 10

20 августа 2012

«Портрет в сумерках», несмотря на романтическое название, тяжелая и живая драма, ярко отражающая современные реалии. Кое-где режиссер явно перегибает палку, рисуя людей чересчур злыми и отъявленными уродами, особенно учитывая, национальность, но общее настроение современного русского общества угадывается с ужасающей точностью.

Операторская работа, несмотря на непрофессиональную аппаратуру и низкий бюджет, невероятно естественна и технична. Точно и правильно выхватывает оператор Эбен Булл каждый кадр: где надо применяет ручную съемку для создания эффекта присутствия, где надо берет панораму города, где требуется передать эмоции героев — крупный план лица, губ, глаз.

Совершенно храбро и уверенно выступила в роли главной героини Ольга Дыховичная. Несмотря на все эротические и душераздирающие моменты, держится естественно, сильно и красиво. То, как она сыграла девушку, находящуюся в кризисной ситуации и желающую добиться справедливости не только в своей жизни, но и в жизнях окружающих её людей, является очень высокой формой проявления актерского мастерства. Похвалы заслуживает также и непрофессиональный актер Сергей Борисов — его милиционер получился сверх натуральным и жестким, от него бегут мурашки по телу, его суровый взгляд и зычный голос вызывает страх.

Вопросы о проявлении симпатии к своему мученику в кино уже решались — фабула не так уж и оригинальна. Тем не менее вопросы эти остаются спорными, и слежение за их решением не оставит равнодушными никого. Любовь к своему насильнику, желание грубой, мужской силы выглядит естественной после окунания в ещё более ужасающую жизнь главной героини, полной лжи и измены.

Режиссер Ангелина Никонова вместе с Ольгой Дыховичной написали и поставили актуальную и интересную историю, охватывающую проблемы актуальные современного общества. Вдобавок это ещё и красивая мрачная драма о женщине, пытающейся стать сильнее окружающих стереотипов и находящей нетрадиционный выход из своей ситуации. Кино снято стремительно и вдумчиво одновременно, поражает реальностью происходящего и неподдельной игрой актеров. Жаль, что отечественные киноассоциации и фестивали проигнорировали столь сильный фильм, тогда как за рубежом он получил несколько гран-при на второсортных фестивалях.

23 мая 2012

Утописты рисовали идеальные модели людского общежития, чувствуя силу человека, они были оптимистами. За ними пришли прогрессисты, наполнявшие мир машинами, уже не доверяя всецело человеку. Дальше это недоверие только усиливалось: социальные фантазии не сулили ничего хорошего. «Трудно быть Богом», — писали братья Стругацкие. И вот пришло время, на сцену вышло племя молодое, незнакомое, и нет другого способа остаться человеком.

Фильм Ангелины Новиковой «Портрет в сумерках» знаковый, он свидетельствует, что перелом в нашем обществе, о котором предупреждали фантасты, уже произошел. Человек тотально одинок. Среда обитания абсолютно враждебна ему, словно он на чужой планете или в другом времени.

Муж не захотел утруждаться, чтобы подвести жену. Он начал сочинять оправдание, и взгляд женщины изменился. Стало ясно, что супруг давно потерял уважение, и нет смысла ему что-либо говорить. Она не завелась, но не обернулась на его прощание. При пересадке в окраинном районе на лестничном переходе у женщины сломался каблук. И все, она выпала из колеи. Обращаясь за помощью, она попадала во все более сложное положение, вскоре лишилась сумки, а вечером оказалась в машине ДПС. Сотрудники этой службы по вечерам занимались охотой на одиноких девушек и насиловали их.

Картина Ангелины Новиковой снята не как фильм ужасов. Она не смакует сцены насилия, не нагнетает атмосферу страха. Есть даже скрытая ирония в сценах, где героиня пытается обратиться за помощью к людям. Но вот наступили сумерки, а ситуация не изменилась. Словно она попала в заколдованный круг, оступилась в пропасть, хотя по-прежнему держит себя в руках, стараясь найти рациональный выход из положения.

Уже понятно, что неминуемая беда — это не частный случай. Это правила общежития, которые люди сами себе выбрали или согласились с ними. Каждый за себя, хватай, что можешь, кто не успел, тот опоздал. Теперь это практика жизни, другой они не знают. Никто не апеллирует к иной системе ценностей. Люди стали заложниками своих пороков, рабами своих корпоративных сообществ.

Муж, увидев, что жена рано утром выходит из чужой машины, в чужом плаще, лёг в кровать, сделал вид, что спит. Якобы пробудившись, он встречает жену словами: «Ты уже встала?» «Поздно пришла, не хотела тебя будить, спала на диване»- с облегчением выслушал её ответ. А вечером день рождения (по просьбе мужа его не отменили), а до этого поликлиника, работа. Нигде нельзя обнаружить свою боль, от несчастья шарахаются. Это — слабость, которой могут воспользоваться.

Марина (так зовут героиню) выбыла из корпоративной гонки за благами не потому, что об её несчастье узнали, а потому, что в этом изнурительном беге теряется достоинство и человечность. Она стала некомфортной в общении, говорила также спокойно, но слишком прямо и просто для корпоративной морали Её слова, неприятно задевали, как прикосновение к оголенному проводу. Она острее переживала чужую боль. Она изменилась.

Может быть, и поэтому Марина стала заходить в злополучное кафе — место, где начались ее несчастья, где она впервые попросила о помощи спокойным, но очень уверенным тоном: «Стакан воды, и вызовите мне такси, пожалуйста». В ответ ей повторили с почти издевательской улыбкой: «Что будем заказывать?» Люди другого круга, не обученные методикам общения, зарабатывали здесь другим трудом, и жили по своим правилам. Теперь она не пренебрегала их «лесным яблочком» и «ржаным пирожком». Боль гнала её сюда. Боль, которую некому излить и некому унять, раскрыла ей глаза и уши, сдернула кожу с сердца.

Здесь она увидела пьяную компанию милиционеров-насильников. Она пошла за одним из них, с бутылкой в руках, с очевидным намереньем — ударить по затылку, но кончилось все иначе. Через день она ушла из дома к этому человеку. Парень жил с парализованным дедом и младшим братом. В детстве дед забрал их от матери, запившей от того, что муж бросил ее. Дед воспитал внуков сам. Парень отличался от своих подельников цельностью натуры, за которой были свои понятия справедливости.

Каждый раз за слова: «Я люблю тебя», — Марина получала удар в лицо. Один раз он вышвырнул её за эти слова. Действительно, как принять человеку это чувство, если он творил, что творил. «Сериалов насмотрелась», «Сука» — такая реакция. И вот Марина осторожно гладит его волосы, щеку, плечи, он лежит, отвернувшись с закрытыми глазами, и слезы текут по его лицу. Душа очнулась в человеке.

Фильм режиссера Ангелины Новиковой замечательное и пока уникальное явление в современном российском кино. Он не о конкретном тяжелом случае, рассказанном правдиво, без прикрас; не об атмосфере, которая царит в обществе, потерявшем моральные ориентиры; и даже не о человеке, который, не смотря ни на что, как может, борется за свое человеческое достоинство. Это фильм о спасении из того жуткого состояния, которое есть как данность, как практика жизни, спасении любовью. Даже о чуде спасения прощающей христианской любовью. С любовью возвращается к человеку весь мир, его совесть и его душа. И это оказывается дороже всех благ.

Из переполненной Господним гневом чаши

Кровь льется через край…

«Единство, — возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью…

Ф. Тютчев говорил это о государствах, империях, сегодня это необходимо вспомнить в отношении общества и человека.

8 мая 2012

Насилие — поэзия XXI века

После таких фильмов, я хочу бежать… бежать как можно дальше из России. Не знаю, хорошо это или плохо, когда отечественный кинематограф порождает в человеке подобные чувства, однако ничего другого с таким подходом он породить не может.

Уже с самого начала история добром не начинается: с одной стороны изнасилованная правоохранительными органами проститутка, брошенная на обочине, с другой — несчастная женщина, которая спит с мужем своей подруги в отместку за измену собственного мужа. В очередной раз зритель погружается на самое социальное дно, несмотря на то, что речь идет о состоятельной и обеспеченной семье. Проблема у этих людей в голове, и не только в их, а в голое всей России.

Мы лицезреем пессимистический реализм Ангелины Никоновой, которая передает колорит всей русской национальности с его спецификой бедности, жестокости и глобальной депрессии.

Это мир отвратных, грубых мужчин, низкосортных, не уважающих себя женщин. Не город, а кладбище живых мертвецов и моральных уродов, где даже полиция хуже чудовищ. Не удивительно, что главная героиня так презирает свою серую жизнь, ведь её окружает тотальное равнодушие, жестокость и бесчинство. Режиссер накаливает ситуацию до предела, до изнеможения, подвергая, наверно, последнюю разумную женщину в городе насилию. Это, в итоге, ломает её, она больше не жалеет ни себя, ни близких людей, говоря все так, словно завтра и жить не придется. Марина понимает, что неправильное окружение способно разъесть человека изнутри быстрее, чем алкоголь и наркотики. Хочется также отметить её философские размышления о воспитании детей в неблагополучных семьях. Это дает пищу для размышлений.

Вообще, фильм вызывает сначала шок, затем недоумение. Есть ли где-нибудь нормальные, адекватные люди? Что происходит? Я не понимаю! Как мы опустились до такого? Нас окружают люди, насилующие своих детей, женщины, делающие минет первому встречному, мужчины, не развивающиеся, а признающие только физическое насилие как способ коммуникации. С таким населением у России нет будущего!

Апогеем моего негодования была сцена, где на фразу «Я люблю тебя», мужчина избивал женщину. Она все твердила одну и ту же фразу, а он с большей и большей жестокостью избивал её. Фильм построен на контрасте, там благо порядочный и любящий муж, который даром ей не нужен, тут — грубый тиран, которому она ежеминутно твердит слова любви. Что нужно женщинам, в таком случае?

Конечно, чувство национального самосознания и патриотизма «Портрет в сумерках» не рождает, однако указывает на реально существующие в стране проблемы, которые ждут своего неотлагательного решения.

27 апреля 2012

Не хочу писать длинную рецензию, ибо этот фильм не достоин забирать моё драгоценное время на написание положительной и содержательной рецензии)).

Девушка живет с неслюбимым для нее человеком, прячо своё истинное лицо под маской фальши. Ее все устраивает до определенного момента, а именно до момента когда ее насилуют мент в городе N. Сценарист наверное под шафе был или грибов объелся, когда сценарий готовил. Девушку изнасиловал мент, а она в него влюбилась, ах да, в начале она мечтала отомстить менту отморозку, но передумала, нет она просто влюбилась…

Ну что можно сказать о таком фильме(Сцены секса ну прям были совсем кстати, особенно под конец фильма), попытка очередного нелепого российского арт-хауса, нет как-то не похоже, мелодрама о несчастной любви, наверное тоже нет, тогда что же это?) Наверное режиссер и сценарист только смогут ответить, что они хотели показать данным фильмом.

Звук выполнен на 3 из 10

Работа оператора тоже не далеко ушла — 3 из 10

Сюжет фильма гениален до безумия — 2 из 10

Игра актеров самая обычная, ничего выдающегося — 3 из 10

3 из 10

Есть желание достать мозг и положить его куда по-дальше, то данный фильм подойдет как никто другой.

20 апреля 2012

Очень много говорили хорошего об этой картине. Была она на слуху, как говорится. Вообще, учитывая нынешнюю ситуацию в нашем кино, хочется верить, что те картины, которые не рассчитаны на типового зрителя с попкорном в руках, действительно вещи стоящие.

Про этот фильм сказать что-то конкретное я не могу. Какие-то смешанные чувства остались после просмотра. С одной стороны, честно говоря, уже порядком надоело видеть, как режиссер пытается раскрыть загадку русской души через мрак и грязь. В большинстве картин, которые мы привыкли называть «русским арт-хаусом» витает ужасный дух пессимизма, пьянства, разврата, жестокости и безвыходности. И, собственно, уже как под кальку, суть картины везде одна — показать, что выход все-таки есть.

С другой стороны, кино действительно интересное. И, я бы сказал, необычное. Честно говоря, я не особенно разделяю то, что героиня ищет этот самый выход, увлекшись своим насильником. Это, конечно, весьма интересно и эпатажно, но, тем не менее, все-таки мне кажется перебор.

В целом, кино нужно посмотреть. Своего зрителя оно определенно найдет. Да и нашло уже. Но, фильм не для всех.

5 апреля 2012

Путин в сумерках

Жесткий фильм. Дешево (в хорошем смысле слова) и сердито снятый жесткий фильм. Фильм с извечным русским вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею?». И отвечающий на этот вопрос.

«Да, имеем!», — как бы говорят нам авторы устами главных героев фильма. Мы же не какие-нибудь соски придорожные. У нас супруг созданный из собственного нашего ребра. Мы вершители судеб (социальные работники) и знатоки человеческих душ (дипломированные психологи). Наши родители корпоративные боссы или может быть даже крупные чиновники, пилящие бюджет, которые легко и погоны с мента сорвут, и в бетон его закатают.

В изображенной авторами картине мира социум, благодаря профессии главной героини, разделен на подверженных чужому насилию невротиков и психопатов склонных к насилию собственному. И на небожителей, которых не берет, ни то, ни другое. Небожители они и есть небожители. Что дозволено Юпитеру. не дозволено быку, но не наоборот. Они что Зевс в обличье ли лебедя, в обличье ли быка. В миссионерской позе или на коленях раком они никогда не теряют своего достоинства и самообладания, c упрямством и методичностью наемного киллера они несут разумное, доброе и вечное, переходя от одной своей цели к другой. И они всех любят. Они любят всех. Путин любит всех. Так что наш дурдом голосует за Путина.

Если кто не понял, при чем тут Путин, Путин тут при том, что я всегда о нем думаю.

1 апреля 2012

Любовь как вирус

Жизнь социального работника Марии Сергеевны почти удалась. При богатом отце и покладистом муже-бизнесмене можно позволить себе работу по специальности и приятные встречи с любовником где-то на окраине мегаполиса. Но вместо счастливой улыбки камера улавливает напряжённо-пытливый женский взгляд, оттеняемый холодной тревогой урбанистического пейзажа. Такой взгляд присущ не любящей жене, а биржевому аналитику в период финансового кризиса. Интуитивно осознаёшь, что у героини Ольги Дыховичной нет детей, а былые радости растворились в сумерках привычного круга жизни.

Сломанный каблук и невозможность выбраться с той самой окраины, почти дикое поведение случайных прохожих и, наконец, эталонное в своей гнусности оскорбление от работников доблестной полиции… В хорошо продуманном сценарии капкан судьбы — лишь отражение жизненного тупика, в который попала Мария.

Символика спальных районов как тупиков бытия может помочь осмыслить странное поведение крайне сдержанной и здравомыслящей женщины, вдруг без оглядки бросающейся в омут безрассудной и опасной страсти. Ведь разве не угнетает своей сумеречной безнадёжностью вечно серый вид многоэтажек, убогий рацион прокуренного кафе и сам рядовой житель такого района, будто слившийся с ним в своём стремлении обесцветить любого забредшего сюда путника? А хочется, чтобы радостно встретили, вкусно накормили и помогли добраться домой. По совпадению нет такой радости и гостеприимства в домашнем кругу Марии, где замужество отдаёт привкусом фиктивности, а выражение «дом — полная чаша» почему-то звучит издевательски.

Нужно беспощадно униженной быть выброшенной на пустырь, чтобы увидеть беспощадность пустоты своей прежней жизни. И отчаянная связь с грубым «простолюдином» в полицейской форме тогда будет не ярким приключением жены денежного мешка, не данью «чернушной» составляющей социальной драмы, а жаждой подлинной любви. Которая обретается в тупике и выводит из него. Которая, словно в опасном эксперименте, прививает безнадёжно больного и уводит его за собой на широкую автостраду свободы. «Я люблю тебя». Желанные для кого-то слова становятся в фильме режущей взгляд вспышкой молнии в предрассветной темноте, фиксирующей портреты героев в глазах друг друга.

Замечательная режиссура сохраняет европейскую точность и тонкий символизм вплоть до последней сцены, наполненной уже открытым пространством дороги, вселяющей надежду на исход из городского лабиринта. Надежду, не случайно названную Ангелиной Никоновой «воздухом», который, наверное, должен наполнять финал каждого фильма, раскрывая порывом свежести окна зрительских душ.

10 из 10

31 марта 2012

Обидно!!!

Могу сказать только одно — русская душа склонна к страданиям, демагогии и самокопанию. Чем больше депрессии, тем лучше. Чем хуже живется героям, тем лучше фильм, как кажется критикам. Обидно, что и русский зритель воспринимает этот продукт, как нечто неизменно потрясающее, но собственно, не несущее ничего стоящего. Насилие, бесчувственность, жестокость и извращенная, покалеченная душа главной героини.

Что тут любить?! Что тут может понравится?! Так много фильм снято о домашних побоях и жестокости, и если подобные фильмы берут призы только за откровенность, это значит деградацию и упадок кинематографа.

Обидно!!! Обидно, что людям перестало нравится кино, которое несет надежду.

Сама рецензия не всегда нацелена на игру героев или постановочный план, есть рецензии на общий пафос фильма.

И даже награды тут не помогут.

12 марта 2012

Фильм с первых сцен вызывает внутреннее сопротивление. И дело не в том, что два изнасилования для начала не лучшим образом характеризуют нашу действительность. Ощущается какой-то взгляд извне и свысока, хочется возразить: докажите, что вы имеете право на такой взгляд. В наибольшей степени это холодное высокомерие проявляется во взгляде главной героини. Марина жёстко формулирует: тот, обыденный, нижний мир строится на насилии, на том, что недолюди порождают и воспитывают следующее поколение себе подобных. Прервать цепочку невозможно: если этим детям объяснить, как негуманно с ними обращаются, они привыкнут выклянчивать эту жалость и вырастут ни на что не способными слабаками. Если не вмешиваться, они повторят своих родителей в этой недостойной человека жизни. За всем этим ощущается истерическое мировосприятие женщины, которая уверена, что достойна куда большего, чем судьба ей выдала: муж-слабак, который её не достоин, подруга — любовница её мужа, окружающие, завидующие её благополучию.

Возникает ряд недоговорённостей и недодуманностей. Марина гордится тем, что может себе позволить не думать о зарплате и ощущать себя материально независимой, более того, муж старается не вникать в странности её жизни, в том числе и потому, что рассчитывает на помощь и поддержку её отца, но какова её заслуга в том, что у неё такой отец? То, что её муж — человек слабый и недостойный, что она его никогда не любила, абсолютно ясно с самого начала. Не то, что он не состоялся, этот вялый и несамостоятельный человек заведомо не мог состояться. Так чем теперь его презирать, может, не надо было идти за него замуж? Внятно изложенный сюжет хоть в какой-то мере должен бы объяснять, почему она оказалась в такой ситуации и какова её роль в этом. Да, женщина — истеричка во всём винит других, но сценарист и режиссёр, даже если они женщины, должны видеть мир шире и объективнее.

Во второй половине картины начинает ощущаться, что она жила в плену интеллигентски-буржуазных мифов, а после того как она попала в совершенно иной мир народа, она прозрела. Там всё было поддельное, а тут пусть грубое, получает энергию из навоза, но настоящее. И когда за каждое признание в любви она получает по зубам, надо понимать, что в мире, в котором он рос, любви не могло быть (отец сбежал, мать спилась), надо целовать бьющую руку: в ней нет обмана, всё неподдельно и от души.

Я понимаю, что творческие дамы обидятся, если сказать, что все проблемы их героини в сексуальной неудовлетворённости и никакой самоотверженности, никакого духовного бунта и прорыва к новому уровню понимания жизни здесь нет. А на самом деле то, что претендовало на драму, лёгким движением руки превратилось в мелодраму, одни мифы сменились другими, презираемые «нижние слои» стали народом, носителем всего истинного, и то, что казалось грязью, лишь внешняя оболочка, за которой стыдливо прячутся нежность, чёткая шкала ценностей (наказание ложного педофила), забота

(уход за дедом), терпение и понимание (отношение к брату). А вся прежняя грязь, изнасилования — это всё не в счёт, он же не знал, что люди могут жить иначе, он не видел другой жизни. И теперь можно любоваться незамысловатой жизнью придорожной забегаловки, грубыми официантками в ней, низкопробным репертуаром, ведь всё же искреннее, от души. Просто поменяв местами плюсы и минусы, пропасть, разделяющую национальную жизнь, не преодолеешь. Одна из рецензий в интернете полна восхищения: встретились люди из разных миров, которые не должны были бы встретиться, но они поняли друг друга и поверили своему сердцу. Нет. Это народническая идеализация и желание гладить по головке «младшего брата». От истинного понимания народной жизни это крайне далеко. В 1917-ом году он эту руку откусил и почвы для иллюзий не оставил.

26 февраля 2012

Сказка про сильную женщину

Где-то в тридевятом царстве серых ростовских улиц, омраченном суетной жизнью жестяных горожан и уродливых ментов государстве жила-была девочка. Ну, не то чтобы девочка — вполне себе женщина, почти что молодая. И было у нее буквально все — муж, работа, любовник, квартира, отец-молодец, — однако же бесило все это ее жутко. Благоверный — та еще тряпка, измены — в комнатушке спального района, а работа изрядно нелепа. И вот однажды, после выполнения очередного антисупружеского долга, сломанный каблук и украденная сумка загнали героиню в не по-житейски суровый тупик — машину с мигалкой, обитель трех персонажей, классифицируемых как правоохранительные органы. Хорошие когда-то и где-то, но не здесь и не сейчас…

Миры Ангелины Никоновой и Андрея Звягинцева (в качестве примера для подражания современным отечественным авторам) очень похожи. Тот же искрящий реализм, тот же полушепот большинства диалогов, то же одиночество, в голове и в жизни, и то же море дилемм. Основное различие не в предмете творчества, но в степени его аутентичности. Если у Звягинцева бьют морду и бьют до крови, то у Никоновой изнасилование — рядовая вещь. И сперма, текущая по босым ногам женщины — тоже.

Вся мрачность истории, рассказанной автором, в ее простоте. Не надо выдумывать — достаточно просто не закрывать глаза и не запираться дома после шести часов вечера. В «Портрете» нет ровным счетом ничего уникального. Пресловутый, надо сказать, сюжет, полулюбительская, но оттого только выигрывающая в плане правдивости, съемка и, наконец, персонажи, написанные не по студийным заказам, а будто срисованные с «подъездных ребят» и их проекций на взрослую жизнь. Да, всю мерзость героев режиссер обуславливает «плохим детством», но, учитывая сдержанную самостоятельность представителей современного российского общества, такие оговорки как будто не позволительны.

Поражает же другое — то, как искусно Никонова уравновешивает чаши весов, продолжая несомненно счастливую и по-пролетарски знакомую историю любви людей полярных взглядов на мир надеждой на конец обочины. Стокгольмский синдром и вереница безбожно-безнравственных соитий — иногда и так начинаются красивейшие из амурных похождений. Первый настоящий мужчина светом в конце туннеля манит, пугая, а переход к первобытному укладу жизни, где жена едва ли годна на что-то, кроме приготовления пищи, представляется не крахом прошлой идиллии, но чем-то действительно осязаемым, реальным и честным.

Круговорот судеб в природе не нарушен, Земля продолжает вращаться по своей оси, и лишь только то индивидуальное пространство героини, иллюзорность которого с некоторых пор рухнула башнями-близнецами, посмело кануть в лету. На карту поставлен стакан чая, очертивший границы существования новой личности, и в данном случае «рай в шалаше» не кажется чем-то абсурдным. Такова русская женщина и таков ее выбор.

История обрывается, начаться все же успев. И хотя при полном отсутствии всяких итогов, остается одна лишь мораль, она того стоит. Life is good, ребята, life is good.

5 февраля 2012

«Портрет в сумерках» — явление насколько неожиданное, настолько и особое для российского кинематографа. В последние несколько лет он перманентно обитает меж двух огней: с одной стороны безраздельно властвуют творцы условно обозначенной новой волны, характерности которой отождествляются с тематической неактуальностью, непривычной театральностью, а также, в качестве неявного следствия первого — провинциальностью и демонстративным снятием негласного табу на нецензурщину; по другую сторону уже с доброе пятилетие плавает социальная чернуха без намёка на то, что где-то и когда-то может быть хорошо. И вот в таких условиях внезапно рождается очень тонкая, очень женская по духу психологическая драма, которая едва ли не с первых секунд даёт понять: Никоновой и Дыховичной куда интереснее копаться в глубоко личных отношениях к нравственным категориям, нежели в очередной раз декларировать, что в России нынче всё черным-черно.

Тридцатилетняя с виду Марина вроде бы должна быть счастлива, ведь у неё для этого есть едва ли не всё: приятный и заботливый супруг, уютная квартира и материальный достаток, позволяющий ей работать по специальности. Но внезапно настаёт один прекрасный день, оказавшийся постфактум не таким уж и прекрасным: у Марины ломается каблук, в придорожном кафе, где не подают ни кофе, ни воду, ей отказываются вызвать такси, а венцом всему служит непоправимое, учинённое обиженными жизнью полицейскими, днями напролёт курсирующими в поисках очередной жертвы. Несомненно, именно события этого дня переворачивают в героине всё нутро, а она при первом же удобном случае демонстративно, холодно и безапелляционно заявляет о том, что её жизнь — фикция. Муженёк оказывается совсем небезгрешным, как, собственно, и она сама, а «интересная» деятельность соцработника — беспросветной безнадёгой. Окружающий мир становится для неё враждебным со всех сторон. Но Марина — сильная женщина — принимает действительно неожиданное в наши дни решение. И не подумав грешить унынием, героиня решает сделать мир капельку добрее. Каким образом — вопрос другой, так волнующий на дух не переносящего излишек сексуальных тем зрителя.

Обучавшаяся филммэйкингу в Штатах Никонова сняла комплекснейшее кино, соткав его буквально из жизненных цитат (забавно, но в один из дней съёмок у неё украли сумку с паспортом, как и у героини её фильма; сцена в полицейском участке обязана именно этому случаю; паспорт Ангелины, кстати, нашёлся дома уже после заявления о его утере), отчего некоторые эпизоды воспринимаются либо с улыбкой на лице, либо с глубоким сочувствием, либо и с тем и с другим одновременно — явный эффект абсурдистской комедии. Вопреки цифровым сумеркам, визуально оформляющим картину, кино получилось добрым и с надеждой, что и провозглашает открытый финал, материала для собственной конструкции которого в фильме не так уж и немного. И отнюдь не мрак оболочки и социальные наклёвки — якобы в энный раз обгаживающие Россию, а потому и так любимые на Западе — обусловливают фестивальный триумф «Портрета», а именно та самая близость тем, транслируемых фильмом в головы и душу зрителей.

Имея в кармане лишь собственные таланты, хорошего приятеля-оператора, пятёрку профессиональных актёров, пару фотоаппаратов да безудержное желание сказать миру что-то, Никонова и Дыховичная искусно соорудили мощное авторское кинополотно, которое так приятно контрастирует с тенденциями бесперспективного по сути нового российского кино.

9,5 из 10

4 февраля 2012

- Я люблю тебя. — Ты че, сериалов насмотрелась? (с)

Ах, как долго я ждала этот фильм! Уже при прочтении синопсиса стало понятно, это — мое кино. Жертва влюбляется в своего палача. Феномен, который в психологии получил название Стокгольмского синдрома, в кино освещается, к сожалению, не часто. Может, потому что тема сложная и довольно скользкая, но то, что за реализацию этой идеи взялась режиссер-женщина, да еще и дебютантка, мне кажется довольно закономерным.

Позволю себе одну цитату: «Под воздействием сильного шока заложники начинают сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия, и в конечном итоге отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для достижения «общей» цели». Собственно, это можно принять за основную идею фильма. В центре — женщина, подвергшаяся насилию, да еще и работающая в социальной сфере, постоянно сталкивающаяся с несправедливостью, равнодушием, ложью, и, кажется, погружающаяся в пучину кризиса среднего возраста, когда вдруг оказывается, что муж неприятен, друзья — лицемеры, а все бабы Кати. И жестокий окружающий мир вдруг начинает подкидывать героине доказательства ее мрачной теории — отцы насилуют дочерей, женщины мочатся напротив окон кафешки, официантка грубит и чебуреки закончились… Это нагнетание, неумение прописать фон полутонами стало главной моей претензией по отношению к автору фильма. Несмотря на использованное в названии (по случайной иронии или злому умыслу) брендовое слово «сумерки», Ангелина Никонова осознанно рисует тотальное затмение (total eclipse, не удержусь от этого каламбура в сторону вампирской саги), такую непроглядную ночь, в которой только главная героиня лучом света в темном царстве вершит свою месть. Ближе к концу фильм тьма будто бы рассеивается и исправившийся милиционер, который был злой только потому, что у него «велосипеда не было», зато было суровое дедушкино воспитание, идет вслед за героиней в роли почти ангела-хранителя.

Финал, предполагавший, видимо некоторую недосказанность, мною был воспринят как безусловный хеппи-энд. Может быть, это чисто женское восприятие. Но не смотря на обилие сарказма в рецензии (непонятно, откуда она взялась), фильм мне однозначно понравился. Не в последнюю очередь, благодаря потрясающему типажу Сергея Борисова, непрофессионального актера, а настоящего милиционера (хм, то есть полицейского). Пусть мысль не покажется вам крамольной, но в такого не грешно влюбиться.

Фильм вполне рекомендуем для просмотра, особенно женщинам. Хорошее сочетание легкой чернухи и городской романтики.

2 февраля 2012

Женщина в беде

Жизнь — цепочка случайностей, которые приводят к роковым последствиям. Сначала у героини (Ольга Дыховичная) сломался каблук. Потом — украли паспорт, а полицейские вместо того, чтобы помочь, надругались над ней. Девушка решила отомстить, но, подумав, приняла совсем другой решение.

Картина — совместное детище актрисы Ольги Дыховичной и режиссёра Ангелины Никоновой. Снятая на фотоаппарат Canon 5D Mark II (достойная картинка при смешном бюджете), лента, по словам её создателей, выступает ярким доказательством того, что «если вам есть, что сказать, можно обойти любые препятствия, даже отсутствие денег, студии и продюсера». Об этом Дыховичная и Никонова говорили на пресс-конференции владивостокского фестиваля «Меридианы Тихого», где вашему корреспонденту и удалось их увидеть. По словам Дыховичной, выступившей автором оригинальной идеи, история трансформировалась по мере создания картины. «Для меня же это был вызов. Я непрофессиональная актриса, а тут первая большая роль!», — заметила Ольга. Как рассказала исполнительница, события, описанные в ленте, не имели место быть в её жизни и жизни её ближайших друзей. «Однако, если помониторить российские газеты, то можно встретить десятки случаев, которые сюжетно перекликаются с нашим фильмом. Самые абсурдные моменты в нашем сценарии были взяты из жизни», — уверила Дыховичная.

Отсутствие привычных итогов любой вендетты — кровавой бойни в духе «Убить Билла» или «Сочувствие госпожи Месть» — создатели картины объясняют следующим образом: «Мы хотели показать, какие чувства рождаются внутри у героини, когда у неё появляется возможность ответить жестокостью на жестокость. Ведь, что такое, по сути, месть? Месть это не обязательно стремление нанести человеку такой же урон, какой он нанес вам. Месть — это желание изменить человека». «Героиня не стремится покорить сердце своего мучителя, она стремится его растопить», — подытоживает Ангелина Никонова, говоря об эмоциональных американских горках «Портрета».

28 января 2012

Дебют молодой Ангелины Никоновой в качестве режиссера и сценариста (в соавторстве с исполнительницей главной роли, обнажающейся остроносой Дыховичной) проще всего понимать как фильм, сделанный «для них», с очевидным методичным складыванием в чемодан — совсем по принципу бабушки, собирающей посылку в армию для внука — всех мыслимых непотребных подробностей, затем — «ой, еще вот это сверху положи», с финальной густотой почти до черного. «Портрет в сумерках», где сумерки, очевидно, собранная в очередной кулак грязь с пометкой «российская глубинка», а портрет — собирательный образ личности то выбирающейся из этой грязи, то собственными руками закапывающейся в нее, не делает ни длинного прыжка, ни высокого подпрыгивания, будучи скорее типичным, но не худшим, представителей Кинотавра; фильм, получивший высокие оценки и даже награды на нескольких фестивалях за рубежом, с последующей фестивальной историей, начавшейся пустой наградой на все том же главном альтернативном фестивале страны за операторскую работу.

Картинка — попытка сделать документальное кино с сиплым изображением, оператор дрожит; сюжет от каши, напоминающей вдруг ставшие доступными материалы дауншифтинга, переходит к почти морализаторской попытке объяснить, что добро побеждает. Все начинается поломкой каблука и последующей неадекватной реакцией, следом — сцена изнасилования, заканчивающаяся после темного долгого экрана и оставляющая самые мерзкие ощущения; кроме этого, празднование дня рождения, превратившееся в монолог о равнодушии и бесхитростном однообразии всех живущих — в одинаковых квартирах, с одинаковыми чебуреками на одинаковых столах кафе на окраине города; после героиня совершит маленький переворот в своей жизни и сюжетной траектории, превратив фильм про нее в фильм про насильника.

Его портрет делает героиня в сумерках, его же портретом и покоряет все фестивальных людей Никонова, так и не сумевшая из рационального восприятия шагнуть в чувственное, но успевшая проговорить про выращенное в плохих условиях, оказавшееся все-таки не самым худшим человеческое существо, реагирующее на доброту мощным ударом наотмашь. Все это где-то уже было, но глядя, с каким отчаянным упорством главная героиня меняет позы и долго повторяет «я тебя люблю» — и все-таки что-то меняет, можно предположить, что это и есть безмолвный договор автора с самой собой — да, ничего нового не скажу, я тебя люблю.

26 ноября 2011

Люди, которые не должны были встретиться.

Представьте живут себе люди.

Женщина, которая замужем за мужем соответственно, за мужем довольно состоятельным, хотя в общем и её папа человек не из бедных. Она живет сытой буржуазной жизнью. Но это если смотреть со стороны. Она давно разочарована, хотя сама и не вполне понимает чем.

Мужчина, полицейский, бывший мент, довольно сильно пьющий, с басовитым голосом. Он живет жизнью, в которой насилие стало настолько естественным, что даже приелось. Пиво заменило ему все другие напитки. В его мире дозволено втроем на одну женщину.

В современной российской жизни эти люди живут в параллельных мирах, которые никак не пересекаются. Эти миры живут автономной жизнью в ней есть свои кумиры. ценностные ориентиры, причем совершенно разные, а главное есть свои правила игры. Существенная разница между ними состоит в том, что Женщина относиться к такому классу современных русских людей, которые смотрят на окружающий мир из окна своей комфортабельной автомашины, и если ей что-то не понравиться она может просто закрыть окно.

Мужчина относится к тем, которые смотрят на проезжающие мимо машины и сидящих в них людей, смотрящих на них. Он закрыть окно не может, чтобы жизнь была комфортной ему нужно предпринять что-то посерьезнее.

И вот случается преступление. Жестокое, злое, бессердечное. И Женщину словно выбросили на улицу. Из машины, из сытой жизни, из уверенности в завтрашнем дне.

Выбросила как оказалось неподалеку от Мужчины. В мире где Любовь не принята, где она стыдна. Настоящая любовь.

И Женщина показала Мужчине её. Любовь. И они пошли вместе. Наплевав на параллельность их миров.

Это честное кино. Это кино не покажут по «России 1». Это ведь «не про Вареньку».

9 из 10

22 ноября 2011

Есть фильмы, которые ты забываешь после того как только встал с кресла. Есть фильмы, которые врезаются в твою память надолго. А есть фильмы, которые врезаются в твою память только потому что у них задача такая — врезаться к тебе в память.

Марина — молодая женщина, у которой есть все. Хорошая квартира в центре, любящий муж, неплохая работа и вроде бы даже друзья. Но при всем этом она чувствует себя несчастной. Наверное потому что друзья-лицемеры, квартира осточертела и муж-неудачник. В один прекрасный день после дневного блуда ради семейного благополучия (будем говорить так) и по стечению ряда очень неудачных событий, она становится жертвой жестокого изнасилования тремя миллионерами. Которым естественно сначала очень хотелось верить…

Конечно, мы сначала предугадываем сюжет, рисуя в своей голове и Джоди Фостер из «Отважной» (верщительницу правосудия) и ту же Джоди Фостер из «Обвиняемых»(жертву системы). Но все оборачивается абсолютно по другому. И жертва превращается в ту самую женщину, которая не ищет мести, а ищет причину того, почему с ней это произошло.

Такой картине очень трудно дать оценку. Потому что с одной стороны — это очередная история о том, как отвратно и ужасно наше общество, как оно порабощено системой, как оно несчастно и что происходит в следствии того, что оно несчастно. Нам показывают много бытового секса, изнасилования, избиение женщин, бомжей, людей, которым вокруг на всем наплевать, продажных ментов, официанток в засаленной одежде, проституток, много травки и равнодушный минет в лифте. Конечно, это проще всего. Шокировать людей всей мерзостью и превращать это в нечто прекрасное, в искусство, в полемику, философскую мысль. Российскому кино это вообще проще, чем шокировать людей добротой и широким сердцем.

С другой стороны, он очень искренний. Он цельный, он не побоюсь этого слова безусловно талантливый. Он настолько пронизан всей этой актерской игрой в перемешку с прекрасной операторской работой и пусть в очередной раз со звуком, будто дунули в бочку, он пронизывает. Ты веришь во все, что происходит с этой женщиной и ты переживаешь. За женщину, за страну, за наше общество.

После просмотра не остается слов. Лишь мыльница с запечатленным портретом на крыше, последняя картинка перед титрами двух уходящих теней вдоль дороги: мужчины и женщины. И много-много шепота, в который вслушиваясь ты слышишь «Я люблю тебя». А в ответ получаешь плевок от системы, которая совершенно тебя не любит.

31 октября 2011

Ночь темна перед рассветом…

«Портрет в сумерках» поначалу может показаться традиционной отечественной чернухой — скупая картинка, провинциальные пейзажи и полное отсутствие музыки на этом как бы настаивает. Но стоит немного вникнуть в правила картины, которые задал режиссер, — и оказывается, что за всей этой скупой на краски картинкой скрывается одна из сильнейших (необычных уж точно) психологических драм, которые выпускал новый отечественный кинематограф.

Ну, а главная роль, которая, казалось бы, отошла Дыховичной как одной из авторов проекта, выглядит едва ли не сильнейшей в ее карьере. Главная героиня у Ольги Дыховичной получилась настолько цельной и противоречивой одновременно, что совершенно непонятно, чем руководствовалась Ольга, когда готовилась к съемкам.

Но это не главное, главное, что вместе с режиссером у них получилось создать настолько сильный и эмоциональный женский персонаж, что забыть Марину получится с трудом. И это, кажется, заметил не один я — несколько призов, в том числе международных Дыховичная за свою героиню уже получила.

Впрочем, прелести «Портрета в сумерках» не ограничиваются одной лишь выдающейся главной ролью. Сам сценарии картины, который рассказывает не только о психологических переживаниях своей героини, но и дает широкую картину (весь неприятную, но оттого вдвойне правдивую) общества, в котором мы живем, умудряется так распределить внимание, что сказать наверняка, о чем фильм: обществе или людях, я лично сказать с уверенностью не могу.

И именно эта неоднозначность, и есть, по моему мнению, исключительный взгляд режиссера Ангелины Никоновой и ее коллеги по ленте Ольги Дыховичной на мир, который им удалось так точно передать в своей дебютной картине. Взгляд неожиданно жесткий, местами даже чересчур, но одновременно эмоциональный и проникновенный. Словом, ни на кого не похожий взгляд, который и рисует «Портрет в сумерках», при этом давая зрителям право принимать решения и делать выводы самостоятельно. А такое просто так не забывается.

14 октября 2011

Точка отчаяния

Угости ее простолюдином (ц)

Марина, попав в вереницу обстоятельств, изнасилованная и морально покалеченная, понимает, что ее жизнь фикция. Брак разваливается, на работе абсолютный произвол, а главное, люди только и умеют, что воспроизводить себе подобных в огромных количествах. Отыскав зачинщика изнасилования, она готова совершить правосудие, но в последний момент принимает иное решение.

Российское кино никак не может выйти из кризиса. Пытаясь хвататься за любые жанры и бюджеты, мы так и не сможем получить чего-то вразумительного, такого, что стало бы началом возрождения национального продукта.

В этом году линию начатую фильмом «Еленой» Андрея Звягинцева, продолжают Ангелина Николаева и Ольга Дыховичная, хотя их фильмы получились очень разными, смысловая нагрузка картин перекликается. Оба фильма показывают как богатейшую прослойку общества, так и людей, еле сводящих концы с концами. И если Звягинцев влезает в суть проблемы, то дуэт Николаевой и Дыховичной показывают на примере главной героини, то, что людям есть чему поучиться друг у друга, а не делать вид, что людей живущих рядом не существует.

Ольга и Ангелина пытались добиться чего-то поодиночке, но потерпев фиаско, решили попробовать создать проект вместе. У Ольги был 30-ти страничный сценарий «Портрета в сумерках», об отношениях взрослой женщины, на роль Ольга мечтала заполучить Фани Ардан, и более молодого партнера, который она хотела ставить самостоятельно. Ангелина поняла, что переработав сюжет и расставив новые акценты, сможет снять это кино в альянсе с Ольгой, предложив ей роль омоложенной главной героини. Вдохновляясь «Пианисткой» Михаэля Ханеке и «Ночным портье» Лилианы Кавани, они принялись за работу.

Следующей проблемой, с которой столкнулся проект, за которым взялись с новой силой — бюджет. Всем нравилось, но связываться никто не хотел.

Разбив все копилки, они решили снимать на свои. Деньги смешные, на один съемочный день, многие тратят в разы большие деньги.

Снимать было решено в Ростове, Ангелине и Ольге очень хотели показать разницу между фонетическими оборотами верхушки и низов.

Для более реалистичных кадров снимали фильм на фотоаппарат Canon 5D Mark II.

Режиссура фильма выглядит сырой и простоватой, как и операторская работа, все это направлено на восприятие фильма зрителями.

Многие сцены фильма, переписывались прямо на съемочной площадке.

Ольга, хотя и настаивает на том, что это не пересказ личной истории, очень точно и ярко передает все чувства и переживания героини.

Сергей Борисов, бывший милиционер, пересказывает пережитые им на службе истории. Выдав работу на уровне «нас не надо любить, нас надо бояться».

Картина закрывала фестиваль «Осенняя Эйфория», показывалась с английскими субтитрами и это неспроста, фильм получился интересным с западной точки зрения, иностранцы любят то, что мы стараемся забыть.

Кино вышло сырое, прямолинейное и чернушное. Если суметь абстрагироваться от стиля, выбранного авторами для экранизации собственных мыслей. Зрители получают историю женского одиночества, которое главная героиня пытается преодолеть. Сценаристки фильма не пытаются дать ответа на задаваемые вопросы. Начав мысль, они останавливаются, где-то посередине, давая возможность человеку самому решить описываемую задачу.

7 октября 2011

Мелодрама Портрет в сумерках начали показывать в кино в 2011 году, более 13 лет назад, его режиссером является Ангелина Никонова. Кто снимался в кино: Сергей Борисов, Сергей Голюдов, Роман Меринов, Галина Корень, Борис Вернигоров, Николай Ханжаров, Юлия Корень, Ольга Дыховичная, Людмила Мелентьева, Всеволод Воронов.

На фильм потрачено свыше 20000. Страна производства - Россия. Портрет в сумерках — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.