| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
6.5 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Цвет океана |
| английское название: |
Die Farbe des Ozeans |
| год: | 2011 |
| страны: |
Германия,
Испания
|
| режиссер: | Мэгги Перен |
| сценарий: | Мэгги Перен |
| продюсеры: | Борис Михальски, Клаудия Энзманн, Дарко Ловринич, Дэнис Шьяво, Борис Ендрейко, Томас Климмер, Андре Бендокки-Алвес, Василики Блесер, Альфонсо Гарсиа Лопез, Райнер Кёльмель, Грегорио Сакристан, Петер Вельтер Солер, Нина Мюллер |
| видеооператор: | Армин Френцен |
| композиторы: | Марк-Сидни Мюллер, Каролин Хайц |
| художники: | Мануэль Бонильо, Джулиан Вагнер, Александр Вундерлих |
| монтаж: | Саймон Бласи |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Бюджет:
|
2000000 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
11 сентября 2011 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 35 мин |
На принадлежащих Испании Канарских островах туристов всегда предостаточно. Излюбленным местом их размещения является пляжная зона, где океан как на ладони. Для местных полицейских Карлы и Хосе пляжи – это, прежде всего, не самый приятный момент их работы, связанный с поимкой очередной группы нелегальных мигрантов. Зачастую ловить-то особо никого и не надо – измождённые долгой дорогой люди буквально валятся без сил, а тех, кому повезло меньше, просто прибивает к берегу. Туристы и местные жители, обходя запрет на оказание помощи мигрантам, не остаются в стороне. Туристка из Германии Натали не стала исключением, поделившись водой с конголезским мальчишкой Мамаду, который вместе со своим отцом Золя оказался в числе десяти выживших. Позже выяснилось, что к африканцам попал её авиабилет с телефонными контактами.
Беспощадная статистика ООН ежегодно приносит сведения о гибели незаконных мигрантов с африканского континента в водах Атлантического океана и примыкающих к нему морей, в цифровых значениях нередко переваливающих за тысячу жизней. За объяснением далеко ходить не надо – достаточно представить группу людей в битком набитой рыбацкой лодке посреди бескрайних водных просторов, имеющих при себе, в лучшем случае, минимум продовольствия и воды. В тяжёлой борьбе за европейскую мечту, если можно так выразиться, абсолютное большинство оказывается в проигрыше, и ставка здесь только одна – выжить.
Мэгги Перен принадлежит к числу пока ещё немногих европейских режиссёров, поставивших миграционный вопрос ребром в своём кино. Её фильм «Цвет океана», вышедший в один год с «Материком» Эмануэле Криалезе, отличают от последнего не только более скромные бюджет и съёмка, но и поворот в сторону исследования движущих сил проблемы, имеющей характер гуманитарной катастрофы. Пресловутый вопрос о мигрантах немка переводит с социально-политического на индивидуальный уровень представителей разных социальных групп и разворачивает дискуссии об ответственности выбора, которую с разной степенью нагрузки разделяют все члены общества. С не меньшей силой, чем суровый закон, человека может погубить закон моральный, выраженный в актах человеческого сострадания. Примером тому служит трагическая история Золя и Мамаду. С учётом масштабности проблемы нелегалов и традиционной европейской системы ценностей можно предположить, что подобных историй в разных уголках Старого Света наберётся предостаточно.
Гиперболизируя значение этого принципа, Мэгги Перен переносит его на государственный уровень, представляя Европу в качестве главной угрозы для жителей африканского континента. Одной из существенных экономических проблем здесь является сокращение рыбных запасов у побережья Западной Африки по вине европейских рыболовов, в том числе, из России. «Рыбный вопрос» проходит рефреном через весь фильм. Кто-то из персонажей позволяет себе шутить на эту тему, разряжая атмосферу и, вместе с тем, явственно обозначая изъяны потребительской психологии представителей «высшей расы». К слову, масштабы экономического ущерба, причиняемого Европой Африке, не ограничиваются истощением её рыбных ресурсов. Так, например, экспортируя в местные страны субсидируемые продовольственные товары, европейские поставщики закладывает мину замедленного действия в местную экономику. Европа во многом сама в ответе за тех, кто к ним приходит, и, в этом смысле, пожинает плоды своей деятельности.
На родине Мэгги фильм был достаточно тепло принят, удостоившись ряда наград местных фестивалей. А ещё, думается, он стал бы неплохой иллюстрацией для рассказа о Канарских островах, которые у большинства простых людей стойко ассоциируются с «райским» местом на земном шаре. Быть может, таким же, как представляют свою жизнь на материке те, кто покидает свои страны в поисках лучшей участи.
24 октября 2021