Черный четверг
Czarny czwartek. Janek Wisniewski padl
7.5
6.6
2011, драма, история
Польша, 1 ч 45 мин
В ролях: Юстина Бартошевич, Мацей Брзоская, Беата Бучек-Зарнецка, Януш Хлебовски,
и другие
Фильм повествует о рабочих забастовках, захлестнувших Польское побережье в декабре 1970 года и жестоко подавленных по приказу руководства страны. В центре внимания оказывается судьба рабочего судоверфи Брунона Дрывы, убитого во время беспорядков на железнодорожной станции 17 декабря 1970 года в Гдыне.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Черный четверг

английское название:

Czarny czwartek. Janek Wisniewski padl

год: 2011
страна:
Польша
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Яцек Петрицкий
композитор:
художники: Збигнев Далецки, Anna Grabowska
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 февраля 2011 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Видео к фильму «Черный четверг», 2011

Видео: Трейлер (Черный четверг, 2011) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Черный четверг», 2011

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Черный четверг», 2011

Антирежимное кино

«Чёрный четверг» — устоявшееся в Польше название четверга 17 декабря 1970 года. Фраза «Янек Вишневский пал» в свою очередь является повторяющейся строчкой из «Баллады о Янеке Вишневском» — известной польской песни, посвящённой знаменитой гдынской трагедии. В различных вариантах исполнения песня звучит как музыкальный фон к заключительным титрам фильма «Чёрный четверг», так и в конце известнейшей ленты Анджея Вайды «Человек из железа» (1981). Под именем Янека Вишневского в «Балладе» подразумевается восемнадцатилетний рабочий судоверфи имени Парижской коммуны Збигнев Годлевский, убитый военнослужащими Войска Польского 17 декабря 1970 года — его смерть стала символом гдынских беспорядков и протестов зимы 1970—1971 в целом.

Фильм «Чёрном четверг. Янек Вишневский пал» отображает основные этапы событий в Гдыне: создание 15 декабря 1970 года на судоверфи имени Парижской коммуны стачечного комитета и подписание в тот же день между ним и местными властями согласительного документа; арест комитета в ночь с 15 на 16 декабря; требование рабочих судоверфи освобождения арестованных товарищей; столкновение рабочих судоверфи с армейскими частями рано утром 17 декабря на станции «Гдыня-Судоверфь», начало беспорядков, охватывающих город и их силовое подавление.

Режиссёрская работа Краузе, известного также по экранизации романа «Аквариум» Виктора Суворова (1996), в своей сути носит явный антирежимный характер и антикоммунистический посыл. Известно, что кровопролитие в Гдыне было развязано рано утром 17 декабря на железнодорожной станции «Гдыня-Судоверфь», когда рабочие, руководствуясь прозвучавшим накануне по радио и телевидению призывом вице-премьера Станислава Кочёлека вернуться к исполнению своих обязанностей, двинулись к судоверфи имени Парижской коммуны и схлестнулись с частями Войска Польского, имевшими приказ члена Политбюро Зенона Клишко блокировать предприятие и никого к нему не подпускать. Считается, что Кочёлек был тогда слишком поздно проинформирован о приказе, отданном Клишко. Однако разбирая этот спорный эпизод польской истории, режиссёр выносит безапелляционный вердикт — случившееся утром 17 декабря было ничто иное, как преднамеренная провокация польской власти, направленная на то, чтобы столкнуть рабочих с армией и дать таким образом последней полномочия максимально жёстко подавить рабочий протест. При этом в «Чёрном четверге» с достаточной степенью натурализма демонстрируется, как на станции «Гдыня-Судоверфь» один-единственный польский пулемётчик убивает примерно столько человек, сколько в реальности погибло с обеих сторон в ходе всех столкновений в Гдыне.

Используя в фильме кадры реальной кинохроники, а также сцены, замаскированные под кинохронику, вставляя фрагменты, где актёры разыгрывают переговоры названных поимённо партийных функционеров, чётко обозначая локации тех или иных реконструируемых событий и используя другие средства, Антони Краузе создаёт в своём фильме претензию на документализм и достоверность. Вместе с тем даже поверхностное знакомство с лентой говорит о том, что главной и изначальной целью режиссёра является осуждение режима, а задача реконструкции гдынских событий декабря 1970 года заведомо подчинена именно этой цели.

Польская милиция изображена в картине в виде «псов коммунистической режима», питающих исключительную и не поддающуюся рациональному объяснению ненависть к пролетариату Польши как к таковому. Декларируемая беспричинная жестокость сотрудников польской милиции, изображаемая в виде настоящего садизма, довольно беззастенчиво используется режиссёром как способ манипуляции настроением зрителя и средство максимального эмоционального воздействия.

Помимо довольно грубых художественных приёмов (которые можно отнести к особому творческому видению) Антони Краузе прибегает и к прямой фальсификации. 16 декабря в Варшаве проходило совещание с участием первого секретаря ЦК ПОРП Владислава Гомулки, секретаря ЦК ПОРП Мечислава Мочара, председателя Совета министров ПНР Юзефа Циранкевича и других высокопоставленных лиц, которое было посвящено ситуации на Балтийском побережье. Именно тогда Гомулка произнёс известную фразу, которая попала и в фильм Краузе: «В Гданьске две тысячи милиционеров, а стрелять пришлось армии». Данное совещание было прервано звонком генерального секретаря ЦК КПСС СССР Леонида Брежнева.

В ленте «Чёрный четверг» это совещание идёт параллельно с кровопролитными беспорядками в Гдыни, то есть 17 декабря. Умелый монтаж, при котором кадры с совещания перемежаются со зверствами милиции и армии, задают нужное режиссёру настроение. В частности, согласно фильму, Мечислав Мочар с большим цинизмом докладывает Владиславу Гомулке: «В Гдыне группа из 300 человек носит по городу мёртвого парня», имея при этом в виду убитого Збигнева Годлевского (Янека Вишневского) — священный символ для многих польских рабочих. В действительности Мочар не мог произнести на совещании этой фразы, поскольку оно проходило 16 декабря, а Годлевский погиб днём позже.

Телефонный разговор между Гомулкой и Брежневым непосредственно в картине не показан, однако он обставлен таким образом, чтобы создать у зрителя ложное убеждение в том, что советский генсек требует от польского руководства скорейшего и предельно жёсткого подавления рабочих протестов, угрожая в противном случае оккупировать Польшу Советской армией. Такая интерпретация этого разговора гармонично вписывается в антикоммунистическую концепцию «Чёрного четверга». Однако в реальности Брежнев, наоборот, отвергая версию Гомулки о контрреволюционном заговоре, требовал от него прекратить насилие по отношению к польскому пролетариату: «У нас есть информация, что на улицах Гданьска и других городов тысячи людей, десятки тысяч, а может и больше людей. И что, все они контрреволюционеры? Ведь это трудящиеся, рабочие. Вы что, стреляете в рабочих? В рабочий класс?.. Если Вы стреляете в рабочих, то с кем Вы будете строить социализм, товарищ Гомулка?»

Усиливая антирежимную патетику, Антони Краузе выводит образ рабочего Брунона Дрывы — примерного семьянина, отца трёх детей и при этом конформиста, принимающего безрадужную действительность как она есть — в том числе гнетущие бытовые проблемы своей семьи, усугублённые повышением цен, а также свою собственную работу на износ. Дрыва сторонится рабочего движения. Забастовка на судоверфи 15—16 декабря воспринимается им просто как пара лишних выходных — Дрыва в ней не участвует. Сообщение о возобновлении работы на судоверфи с 17 числа он воспринимает с энтузиазмом.

Рано утром 17 декабря Брунон Дрыва приезжает на службу. Выйдя из вагона электрички и едва ступив на перрон, он падает от пули, так и не поняв, что вообще произошло. Режиссёрский замысел читается вполне определённо — сюжетная линия Дрывы призвана наглядно продемонстрировать, что режим перемалывал жизни не только тех, кто осмеливался протестовать, но и тех, кто ни о чём подобном не помышлял.

Впрочем, в фильме «Чёрный четверг» есть характерная деталь, которая диссонирует с антикоммунистическим настроением ленты — это факт получения Бруноном Дрывой от государства новой квартиры (в самом начале фильма). Новое жильё получают герои и двух других картин, выпущенных после 1989 года — «Познань 56» (1996) и «Валенса. Человек из надежды» (2013), причём последнюю можно также отчасти назвать антирежимной. Предположу, что все три упомянутые выше ленты содержат упрёк современному правительству Польши: «Посмотрите, даже бесчеловечный режим — и тот обеспечивал граждан доступным жильём».

6 из 10

10 июня 2014

«Янек Вишневский пал»

Фильм оставляет много вопросов, если Вы не очень-то осведомлены об истории восстаний 1970 года или не знаете, например, что Янек Вишневский — выдуманное нарочито национальное имя одной из безымянных жертв страшного Чёрного четверга, символ борца за свободу. Но ещё больше лента вызывает вопросов нравственных, общечеловеческих: почему люди так жестоки друг к другу? почему для партийной верхушки страшнее звонок из Москвы, чем необходимость открыть огонь по безоружным манифестантам? почему, наконец, человечество никак не научиться извлекать уроки из великой книги мировой истории?

Стоит ли говорить, что польские актеры здесь необыкновенно естественны, они будто впитали свою историю и проживают её вновь. Музыкальное сопровождение — лирично и героически пафосно, а Ballada o Janku Wiśniewskim своей трагически-вдохновляющей поступью делает заключительные титры достойным финалом. Но это мелочи, только складываясь вместе, они создают очень тяжёлую и жестокую картину, которая вызывает бурю эмоций, чувств, мыслей. Однако в сухом остатке мы имеем не осуждение той или иной политической силы (очень серьёзный вопрос для Польши), не жалость к угнетаемым рабочим (они в ней не нуждаются), не призыв к революционным движения (призыв быть свободным — другое дело), а чисто человеческое желание справедливости, мира, взаимопонимания. Только ради этого стоило бы прикоснуться к кинематографу Польши — страны с одной из глубочайших славянских культур.

10 из 10

28 апреля 2012

Драма Черный четверг начали показывать в кино в 2011 году, более 13 лет назад, его режиссером является Антони Краузе. Кто снимался в кино: Юстина Бартошевич, Мацей Брзоская, Беата Бучек-Зарнецка, Януш Хлебовски, Daniel Chryc, Piotr Chys, Mateusz Deskiewicz, Гжегож Дуда, Якуб Эрлих, Гжегож Фалковски, Filip Fratczak, Петр Фрончевский, Пётр Гарлицкий, Grzegorz Gzyl, Марта Калмус.

Страна производства - Польша. Черный четверг — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.