Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Женщины без мужчин |
английское название: |
Zanan-e bedun-e mardan |
год: | 2009 |
страны: |
Германия,
Австрия,
Франция,
Италия,
Украина,
Марокко,
Иран
|
режиссеры: | Ширин Нешат, Шоджа Азари |
сценаристы: | Шоджа Азари, Ширин Нешат, Стивен Генри Мэдофф, Шахмуш Папсипур |
продюсеры: | Филипп Бобер, Мартин Гшлахт, Сусанна Мариан, Шоджа Азари, Генрих Мис, Эрвин М. Шмидт, Андреас Шрейтмюллер, Бруно Вагнер, Изабелл Виганд, Манфред Зурхорст, Барбара Гладстоун, Барбара Хёбе, Олег Кохан, Антонин Свобода, Петер Герман, Жером де Нуармон, Джорг Е. Швайзер, Хольгер Штерн |
видеооператор: | Мартин Гшлахт |
композитор: | Рюити Сакамото |
художники: | Шахрам Карими, Катарина Вёпперманн, Томас Олах |
монтаж: | Джордж Крегг, Патрик Ламбертц, Джей Рабиновиц, Кристоф Шертенлайб, Джулия Уидуальд |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $7 942 |
Сборы в США: | $175 995 |
Мировые сборы: | $175 995 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 сентября 2009 г. |
на DVD: | 5 июля 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
«Женщины без мужчин» Ширин Нешат — ещё один кинематографический взгляд на проблему противоречий культуры и власти, которые рассматриваются сквозь призму базисной темы гендерного насилия.
Иран, как любая другая страна, намного сложнее, чем это представляется ориентальным публицистам, как, впрочем, и некоторым местным жителям, ограниченным простыми идеологическими схемами. Не случайно картина посвящена демократическому движению, по определению ассоциированному с производством социальной сложности и индивидуальной ответственности. Режиссёр подводит нас к мысли о том, что диалог между Востоком и Западом окажется возможным только в том случае, если редукционистские картины мира будут разрушены, а мужчины откажутся от репрессивных практик, обретая не только способность к сопереживанию уникального опыта женской субъективности, но и к принятию собственных политических предпочтений.
Женщины в картине играют базисную роль, их экзистенциальный опыт многообразен и внутренне драматичен. Будучи периферийным с позиций публичного общественного признания, он приобретает огромное значение в архетипическом и бессознательном измерении, оставляя шанс на культурные трансформации. То обстоятельство, что с формальной точки зрения работа представляет собой сновидную сюрреалистическую фантазию, завораживающую, местами пугающую и прекрасную одновременно, подтверждает силу неочевидного, иррационального и вытесненного материала, всего, что находится внутри каждого из нас, но подвергнуто забвению в условиях слепой, лживой, холодной и индифферентной фаллократии. Воплощением последней служит посетитель публичного дома, кажущийся одной из героинь, нежной и печальной девушке, монстром без лица, бесчувственной сексуальной тварью, машиной насилия, от которого нужно бежать прочь, не оглядываясь, подальше от города, прерывая связи с болью и безысходностью, в сторону безмятежного сада-рая, впрочем, обречённого на гибель из-за вторжения вооружённых мужчин, выступающих от имени нового государства.
В итоге мы имеем дело с парадоксальной и трагической ситуацией: миры женщин и мужчин оказываются отчуждёнными и асимметричными, и пересечение границ между ними возможно только посредством смерти: покончив жизнь самоубийством, ещё одна героиня приобщается к революционному движению, вливаясь в гущу уличных событий на стороне коммунистов, ибо только для них, носителей радикального ощущения близости мира и всего сущего, она оказывается видимой; с другой стороны, две другие героини находят свою защиту, прибежище и временное спокойствие только за пределами города всё в том же цветущем саду-рае. Аналогичным образом по разные стороны баррикад, в состоянии объявленной и необъявленной войны, оказываются все остальные миры: социальные, этические, политические и цивилизационные.
Удивительный и очень красивый фильм с многослойными символами, смыслами, подтекстами и коннотациями.
10 из 10
11 сентября 2010
- Да здравствует это маленькое различие!
Фильм режиссеров Ширин Нешат и Шоджа Азари очень сложно воспринимать и оценивать, будучи не мусульманином — основная причина кроется в различиях воспитания, а так же ценностей и нравов, преподносимых данной лентой.
Картина повествует нам о событиях лета 1953 года, которые стали поворотным моментом в истории Ирана. В данном вопросе просто не возможно обойтись без отступления к тем самым событиям.
Я, как зритель умышленно неподготовленный и не ознакомившийся даже с канвой повествования для лучшего погружения в действо, выступил в роли простого обывателя. После просмотра из всего контекста я знал примерно столько же, сколько и простой обыватель на улице в то нелегкое время (т. е. практически ничего), потому как черпать информацию было возможно только из сводок по радио, где, наверняка, лжи было больше, чем правды…
Итак, данный фильм повествует лишь о судьбе четырех женщин на бледном фоне отголосков переворота и свержения премьер-министра Мохаммада Массадыка! Данные отголоски лишь по касательной задевают героинь.
Что волнует женщину, живущую во времена подобных событий? Ее
жизнь также как и раньше течет размеренно и чинно? Или она всей душой понимает, что больше так жить нельзя, нужно что-то делать и стоит пытаться изменить свою жизнь, а может и жизнь своей страны, своего народа? Может быть, руководствуясь правилом «нужно начинать с себя», к примеру, уйти от достопочтенного, всеми уважаемого мужа и создать Райский сад для падших, униженных и оскорбленных. А может, пойти против здравого смысла и умереть, но не подчиниться брату. Ведь, смерть непонятная разуму, выглядит, как протест!
Истории женщин переплетены и вставлены в канву исторических событий.
Главные героини, которые в зависимости от обстоятельств и в силу своего бесправия, были затянуты жизненным водоворотом событий. Он выпотрошил и вывернул наизнанку их души и опустошил их разум настолько, что даже чадра более не может стать спасительной стеной между хрупкой женщиной и жестоким миром.
Чтобы понять, как это случилось, и насколько это было нужно самим женщинам, нужно понять идеологию ислама, загнавшую их в тот самый мир бесправия.
Для меня, как для европейского человека, очень многое осталось загадкой.
Мне непонятно, как можно с легкостью расстаться с жизнью, только потому, что связь с миром вдруг прекратилась: выключили радио.
Мне непонятно зачем разрушать налаженную жизнь, чтобы начать все заново… А что будет в будущем, после того, как рухнут все надежды на новую любовь?!
Наверное, для всего этого нужно родиться женщиной, провести всю жизнь под черным покрывалом в полном подчинении мужчине и, может только тогда, подобный протест не будет вызывать такое неприятие…
Периодически в мир хаоса, который происходит не только на улицах, но и в душе каждой героини, вторгается образ ручейка, тихо и мирно журчащего и никого не трогающего. Всё повествование на протяжении 95 минут было похоже на этот самый ручей: вяло текущее, разворачивающее свой сюжет в час по чайной ложке и, выставляющее на передний план лишь судьбы женщин.
В конце повествования зритель вновь упирается в очередное противоречие культур и приоритетов: нужно ли каждому из нас искать тишину и сделать аскетизм своей основой, чтобы не быть низвергнутым в тартарары и избежать шушуканья за спиной, т. е. публичного позора? Или, быть может лучше не обращать внимания ни на что, просто плыть по течению и радоваться жизни?
Я скорее склонен придерживаться последней точки зрения, как, наверное, и любой другой человек, воспитанный в европейском обществе. Потому как для меня жизнь — это звуки и краски, а не гробовая тишина и саван в черно-белых тонах!
4 сентября 2010