Рейтинг фильма | |
![]() |
7 |
![]() |
6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Запретный плод |
английское название: |
Kielletty hedelmä |
год: | 2009 |
страны: |
Финляндия,
Швеция
|
слоган: | «Do you remember the first time when you did something forbidden?» |
режиссер: | Доме Карукоски |
сценарий: | Алекси Бардю |
продюсеры: | Алекси Бардю, Элла Пиесала, Фредерик Зандер, Олли Хайкка, Мартин Перссон, Анника Суксдорфф |
видеооператор: | Туомо Хутри |
композитор: | Адам Норден |
художники: | Антти Маттила, Антти Никкинен, Анна Вильппунен |
монтаж: | Харий Илонен |
жанр: | драма |
|
|
Финансы | |
![]() |
1400000 |
Дата выхода | |
![]() |
28 января 2009 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 44 мин |
В захолустной финской деревеньки живут две юные девушки. Они дружат, катаются на велосипедах, смеются, помогают по дому своим многодетным матерям и даже общаются с мальчиками, настолько, насколько это позволительно. В общем-то на жизнь жаловаться не приходится, нужно только соблюдать простые правила, вроде запрета на всякую косметику, современную музыку, телевизор, компьютер, кино, поцелуи до свадьбы, или, не дай Бог, что-то похлеще. Список можно продолжать в том же духе, не забыв упомянуть такие вещи как контрацепция, азартные игры и алкоголь (справедливо). А вот курение, что удивительно, разрешено. Старейшины трепетно оберегают свою паству, заботясь об их нравственном развитии и чистых помыслах. Похоже на секту? Однако, речь пойдет о христианском консервативном движении под названием лестадианство.
Семьи не выбирают, и так уж получилось, что целомудренные героини, рожденные и воспитанные в атмосфере нравственной стерильности начинают, в силу своего возраста, интересоваться миром за пределами общины. Своевольная и любопытная Мария решается на побег, и старейшины принимают решение отправить на поиски заблудшей овечки ее подругу Ракель, девушку серьезную и богобоязненную. Вполне естественно, впервые увиденный иной мир наложит на каждую девушку особый отпечаток.
Своим настроением, в котором, не смотря на реализм, присутствует какое-то чистое почти религиозное волшебство, картина очень напомнила фильм «Уже не дети» Ребекки Томас, про маленькую непорочную деву из мормонской секты, с той лишь разницей, что героиня из «Уже не дети» была достаточно сформировавшейся личностью (пускай и не от мира сего), в душе которой прочно обосновалось собственное понимание веры и того как с этой верой ей удобней существовать в нашем странном мире. А вот героини «Запретного плода» чисты и внутренне пусты. В них нет ничего кроме церковных постулатов. Поэтому, оказавшись выброшенными в иной мир, у каждой в душе зарождается не только отношение к этому миру, но собственная жизненная философия. И здесь я не соглашусь с некоторыми мнениями о том, что в картине отсутствуют аллегории. Ведь если отбросить лестадианство и чрезмерную религиозность девушек — перед нами останутся всего лишь две неопытные молодые души, которых всю жизнь оберегали старшие, которые еще никогда не совершали ошибок и самостоятельных поступков, которые только начинают жить и передвигаются вслепую. Одна из них будет желать ощутить запретное, и нагулявшись вернется к праведной жизни. Вторая, наслышанная о пороках общества будет с недоверчивостью находить прекрасные вещи, которым тоже, оказывается, есть место в этом испорченном мире и вернется к прежней жизни лишь для того, чтобы уйти навсегда.
Фильм вышел очень деликатным по отношению к верующим (лестадианство процветает и ныне в странах Скандинавии). Он не дает однозначного ответа на вопрос кто прав а кто нет, хорошее ли современное общество или плохое. Вы можете сделать выводы сами в силу своего жизненного опыта, возраста… или испорченности.
28 апреля 2015
Еще один фильм я себе взял на заметку для SFF, но это далеко не лучший представитель финского кинематографа, поэтому рекомендовать другим не стану. Синопсис и игривое название настроили меня на подростковую комедию. Но комедией тут не пахнет даже. Либо у финнов слишком тонкое чувство юмора. Хотя особого драматизма я тоже не увидел.
Мария и Ракель живут в таком местечке, где большое значение придается лютеранскому движению, которое проповедует покаяние и прощение. Консервативные религиозные фанатики слишком буквально трактуют Библию. По их мнению, тысячи дорог ведут прямиком в ад: от мелочей вроде макияжа и танцевальной музыки до интимных отношений вне брака и алкоголя. Старшая сестра Марии не выдержала всех запретов и уехала из дома. Мария тоже решила вкусить все прелести молодости, поэтому отправилась в город искать свою сестру. А ее примерная подруга Ракель была приставлена к ней, как непорочный ангел-хранитель. Смогут ли девушки противостоять соблазнам большого города? Все ответы в фильме.
Сюжет мне не понравился. Дело не в том, что там запрещали все вплоть до просмотра фильмов. Сам образ Марии меня жутко раздражал. Это просто малолетняя дурочка, которой кажется крутым пить, гулять и веселиться. Ну, что можно взять с девочки, которая описывает ощущения от поцелуя, будто ей заснули рыбу в рот?! Причем больше всего бесит ее упорство в наступлении на одни грабли раз за разом. Во-первых, она всегда нагло предлагала себя поцеловать первому встречному. Во-вторых, сама позволяла себя лапать парням и мужчинам. Мне не было жалко, что она попала в машину к мужикам, потому что она сама туда полезла. И даже эта ситуация ее не остановила. Буквально в тот же вечер она снова лезет к парню.
Ракель в начале фильма тоже раздражала своей излишней правильностью и бесконечными проповедями. Ну, познакомилась она с симпатичным мальчиком. Что тут плохого? Не надо сразу прыгать в постель, но и шарахаться от людей не стоит. У этого Тони просто ангельское терпение. Другой парень давно бы забыл чудаковатую недотрогу. Но под конец фильма Ракель повзрослела и поняла разницу между религией и верой. Мне даже понравился финал и особенно сцена прощания. Хоть немножко драматизма добавили, но это не спасает весь фильм, к сожалению. Очень пресное кино, на мой взгляд. Никто из актеров не впечатлил. Мои ожидания не оправдались.
4 из 10
3 апреля 2013
Молодой режиссер Доме Карукоски в узком мире финского кино известен благодаря неплохой экранизации романа Лиины Ландер «Дом темных бабочек», удостоенной семи номинаций на получение национальной кинопремии «Юсси» и получившей три награды, в том числе и за лучшую режиссуру, а также приз зрительских симпатий.
Новая картина «Запретный плод» снята уже по оригинальному сценарию Алекси Барди и повествует о двух девушках из строгой лютеранской общины, члены которой живут в деревне. Экспрессивная и впечатлительная Мария (Аманда Пильке) в один прекрасный день сбегает в Хельсинки, где уже давно живет ее сестра, чтобы посмотреть, какова она — городская жизнь, полная, по словам старейшин, разврата и всяческих соблазнов. Покладистую и послушную Ракел (Марьют Маристо) просят отправиться туда же и вернуть отбившуюся от стада овечку.
Похоже на современную притчу, но «Запретный плод» — кино без всяких аллегорий: определено, что для героев предположительно хорошо, а что плохо, и задача зрителя заключается в том, чтобы следить, как две наивные девчушки из деревни, которые раньше в глаза не видели блеск для губ и бутылку пива, пытаются сделать свой выбор в жизни — смириться с заранее определенной участью, остаться в деревне, нарожать кучу детишек и волноваться только о том, крепка ли их вера, или же попытаться что-то изменить и попробовать жить другой жизнью, если уж так хочется. Здесь, собственно, встает уже вопрос не веры, а уверенности в правильности своих действий и их возможных последствий. Конечно, все это может показаться до ужаса банальным, и как раз поэтому создатели фильма ввели двух таких непохожих друг на друга героинь, демонстрирующих две противоположные модели поведения, причем до самого конца. Особенно противоречив образ Ракел: покладистая и на первый взгляд уверенная в себе девушка сталкивается с определенными обстоятельствами и обнаруживает вдруг такой запас внутренних демонов, с которыми не может совладать, что ее метания порой даже раздражают, и в конце концов приходится признать: Ракел на самом деле просто трусиха, о чем ей и говорит сестра Марии. Хорошо, что в конце она решилась на более-менее осознанный шаг, хотя, опять-таки, перед этим ведет она себя довольно странно, да и открытый финал заставляет задуматься о том, верен ли выбор наивной и доверчивой Ракел.
А вообще, «Запретный плод» — фильм довольно спокойный и приятный. Напоминает австралийский «16 лет. Любовь. Перезагрузка», только менее созерцательный. Очень оживляет картину игра дебютантки Аманды Пильке. Ее героиня вспыльчивая и экспрессивная, но без стержня внутри — по сути, просто ребенок, который, практически отведав запретный плод, убеждается в том, что жизнь в большом городе не для нее. Несмотря на довольно нелогичные поступки Марии, образ получился цельным, и во многом благодаря Пильке. Вот Ракел в исполнении Марьют Маристо казалась какой-то рассеянной и заторможенной, хотя в предыдущем фильме эта актриса играла неплохо — по крайней мере, не производила такого впечатления.
И все-таки, невзирая на будто бы немного сырой сценарий, фильм — заметное событие в финском кинематографе: уже есть пара номинаций на «Юсси» и «Золотой дельфин» — главный приз португальского кинофестиваля «Фестройя — Тройя». Смотрится он легко, сильной драмой эту картину никак не назовешь. Просто можно немножко задуматься и поразмышлять над действиями Марии и Ракел.
7 из 10
31 января 2010
В качестве предисловия… После ожидаемых и откровенно говоря, провальных фильмов «2012» и «Новолуния», мне даже не хотелось возвращаться в кинотеатр и снова «хавать» бездушные картины. Любителям драм и лихих историй любви, сдобренных хорошей игрой актёров, можно было затаиться в тихом пыльном углу и ждать чуда… которое таки произошло.
Что в целом мне известно про Финский кинематограф? Да ровным счётом ничего и поэтому встреча с ним могла оказаться первой и последней. Весьма свежий по форме и тематике фильм — «Запретный плод», повествует нам о двух деревенских девушках, открывающих для себя городские соблазны. Плюс ко всему волей судеб они принадлежат к консервативной общине верующих, которым Бог запретил употреблять алкоголь, иметь порочные связи вне брака, пользоваться косметикой и далее по списку.
Две сестры, как две противоположности, которые по ходу фильма кардинально меняются местами… навсегда. Уже в самом начале Марья хочет окунуться в котёл порока и испытать все «запрещенные» прелести жизни, не доступные дома, на себе, чем очень пугает и беспокоит свою сестру Рокель. Годы, проведенные в запретах и молитвах — сыграли свою роль и девушки отправляются в Хельсинки. Марья — покориться пороку, Рокель — уберечь сестру от глупостей.
На протяжение всего фильма чётко прослеживаются две лини. Рокель — до конца, изо всех сил пытается уберечь сестру от пороков, испытывая при этом двойственные чувства… и не замечает, как сама окунается в этот омут целиком. По натуре Рокель слабая, пугливая, боящаяся перемен и всего нового… но трудности закаляют и в конце мы видим совершенно иную девушку, лишь внешне похожую… но внутренне совершенно свободную и счастливую. Марья — полна решимости и упорства, она словно пороховая бочка, которую подожгли свобода, право выбора и отсутствие любых запретов… но её запал на столько мал, что даже любовь не в силах его снова зажечь. Она сгорела как спичка… красиво, но дотла.
Любовь, ну как же без неё? Две сестры влюбились в двух братьев, что может быть лучше. Марья хотела попробовать всего и сразу… пожалуйста, Хельсинки дал ей такой шанс, но не сказал что делать дальше. Рокель же, её главное отличие в том, что она хочет жить новыми ощущениями, жить с любимым человеком… пусть даже в дали от своих близких. Может это и правильно. Прожить не свою жизнью, это не для неё.
В итоге же получаем совершенную противоположность началу фильма. На одной стороне взрыв эмоций, утоление «сексуального» и «алкогольного» голода Марьи, её смирение… возвращение домой и согласие на Божественные запреты, обязательную женитьбу… «подчинение» религии. На другой стороне духовное становление, расцвет Рокель как личности, способную на жизнь в новом для неё мире порока… но с любимым человеком, по-настоящему счастливой и свободной. Ведь верить в Бога, это не значит следовать всем его заповедям, не значит ограничивать себя во многом… Бог должен быть в груди, где-то под сердцем у каждого.
Теперь коротко о мелочах:
Смотрится легко и без усталости. Для просмотра в паре фильм вообще идеален, ну или в кругу друзей.
Фины большие мастаки на шутки и каверзные моменты, особенно для молодёжи. Причём смех ни капли не мешает просмотру фильма, всё в тему и к месту.
Актёры вполне хорошие, замечательно передали эмоции и чувства.
Смотреть фильм в оригинале с переводчиком, который буквально на ходу переводит — не всем понравится. Т. е. сидит человек с микрофоном, смотрит с вами фильм и прямо с ходу переводит.
Итог
8 из 10
8 декабря 2009