| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.7 |
IMDb
|
7.1 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Протектор |
| английское название: |
Protektor |
| год: | 2009 |
| страны: |
Чехия,
Германия
|
| режиссер: | Марек Найбрт |
| сценаристы: | Роберт Гейслер, Бенжамин Тучек, Марек Найбрт |
| продюсеры: | Радим Джейнс, Вит Комржи, Ярослав Кучера, Павел Рейхолец, Милан Кухинка, Павел Стрнад, Андреас Ичер |
| видеооператор: | Милослав Холман |
| композиторы: | Midi Lidi, Петр Марек |
| художники: | Ондрей Неквасил, Andrea Kralova |
| монтаж: | Павел Грдличка |
| жанры: | мелодрама, драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Бюджет:
|
3000000 |
Сборы в США:
|
$2 968 |
Мировые сборы:
|
$471 920 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
24 сентября 2009 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 38 мин |
Пожалуй, лучший фильм из всей виденной мною части Чешского кинофестиваля, проходящего в столичном кинотеатре 35мм. Более того, я вполне готов сказать, что это один из чрезвычайно удачных фильмов о войне. Только не о той, войне, где танки и пушки, все едет и стреляет, а о том, что происходит в этот момент в тылу.
Действие картины разворачивается в Чехословакии, точнее в Протекторате Чехии и Моравии, объявленном фашистской Германией в 1938.
Он — радиокорреспондент с бархатным голосом, она — его жена, актриса и еврейка. И если раньше до этого никому не было дело, то после прихода к власти ультраправых сил, национальная принадлежность стала превращаться во все большую и большую проблему. Фильм чрезвычайно многомерен — с одной стороны, это история про евреев в годы Катастрофы, с другой — проблема журналиста, затягиваемого в пучину политических страстей и вынужденного ответить на классический интеллигентский вопрос: «С кем вы, мастера культуры?».
Главный герой, Эмиль Врбата, говоря словами уже словацкого писателя-антифашиста Ивана Буковчана, «не герой, у него фигура не та», и ему приходиться лавирования в рамках оруэловского двоемыслия. В конце же ему предстоит выбрать между безбедным существованием сейчас или сохранением навсегда своего Я. Здесь правда, хочется отметить, что к решению своего «еврейского вопроса» Эмиля подталкивают обстоятельства.
Однако, важна история не только самого Эмиля. Его жена живет настолько хорошо, насколько наверное, могли жить евреи в оккупированной нацистами стране у нее есть квартира, где есть телефон, горячая вода и ванна. Ее муж — известный журналист, чей голос не раз выручал его из неприятных и опасных историй. Более того, начальник Эмиля, немец, весьма снисходительно относится к спутнице своего подчиненного.
Однако женщина не хочет ютиться в жалком пространстве, выделенном для нее новыми властями, она не готова делить мужа с любовницей, а потом и женой редактора газеты. Она считает свою жизнь отчаянием, однако ее заставляют вернутся на землю «ведь у нее есть карточки». Она ищет канал, для выхода энергии своей свободолюбивой натуры — флиртует и колется морфием с парнем, крутящим самопальные антифашистские фильмы. Более того, она даже фотографируется в заведениях, куда евреям вход закрыт.
Безусловно важной частью фильма является музыка. Фортепьянные аккорды в начале как бы показывают постепенность закручивания гаек, а модулирующие басы, сопровождающие финальные кадры, оглушают и создают атмосферу безнадежности и неминуемой скорой развязки, о которой, в принципе, понятно с самого начала. И это придает фильму налет трагедии, когда уже не важно «что», а важно «как».
26 апреля 2011