Рейтинг фильма | |
![]() |
6.7 |
![]() |
7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Протектор |
английское название: |
Protektor |
год: | 2009 |
страны: |
Чехия,
Германия
|
режиссер: | Марек Найбрт |
сценаристы: | Бенжамин Тучек, Роберт Гейслер, Марек Найбрт |
продюсеры: | Милан Кухинка, Андреас Ичер, Радим Джейнс, Вит Комржи, Ярослав Кучера, Павел Рейхолец, Павел Стрнад |
видеооператор: | Милослав Холман |
композиторы: | Петр Марек, Midi Lidi |
художники: | Ондрей Неквасил, Andrea Kralova |
монтаж: | Павел Грдличка |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
3000000 |
![]() |
$2 968 |
![]() |
$471 920 |
Дата выхода | |
![]() |
24 сентября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 38 мин |
Пожалуй, лучший фильм из всей виденной мною части Чешского кинофестиваля, проходящего в столичном кинотеатре 35мм. Более того, я вполне готов сказать, что это один из чрезвычайно удачных фильмов о войне. Только не о той, войне, где танки и пушки, все едет и стреляет, а о том, что происходит в этот момент в тылу.
Действие картины разворачивается в Чехословакии, точнее в Протекторате Чехии и Моравии, объявленном фашистской Германией в 1938.
Он — радиокорреспондент с бархатным голосом, она — его жена, актриса и еврейка. И если раньше до этого никому не было дело, то после прихода к власти ультраправых сил, национальная принадлежность стала превращаться во все большую и большую проблему. Фильм чрезвычайно многомерен — с одной стороны, это история про евреев в годы Катастрофы, с другой — проблема журналиста, затягиваемого в пучину политических страстей и вынужденного ответить на классический интеллигентский вопрос: «С кем вы, мастера культуры?».
Главный герой, Эмиль Врбата, говоря словами уже словацкого писателя-антифашиста Ивана Буковчана, «не герой, у него фигура не та», и ему приходиться лавирования в рамках оруэловского двоемыслия. В конце же ему предстоит выбрать между безбедным существованием сейчас или сохранением навсегда своего Я. Здесь правда, хочется отметить, что к решению своего «еврейского вопроса» Эмиля подталкивают обстоятельства.
Однако, важна история не только самого Эмиля. Его жена живет настолько хорошо, насколько наверное, могли жить евреи в оккупированной нацистами стране у нее есть квартира, где есть телефон, горячая вода и ванна. Ее муж — известный журналист, чей голос не раз выручал его из неприятных и опасных историй. Более того, начальник Эмиля, немец, весьма снисходительно относится к спутнице своего подчиненного.
Однако женщина не хочет ютиться в жалком пространстве, выделенном для нее новыми властями, она не готова делить мужа с любовницей, а потом и женой редактора газеты. Она считает свою жизнь отчаянием, однако ее заставляют вернутся на землю «ведь у нее есть карточки». Она ищет канал, для выхода энергии своей свободолюбивой натуры — флиртует и колется морфием с парнем, крутящим самопальные антифашистские фильмы. Более того, она даже фотографируется в заведениях, куда евреям вход закрыт.
Безусловно важной частью фильма является музыка. Фортепьянные аккорды в начале как бы показывают постепенность закручивания гаек, а модулирующие басы, сопровождающие финальные кадры, оглушают и создают атмосферу безнадежности и неминуемой скорой развязки, о которой, в принципе, понятно с самого начала. И это придает фильму налет трагедии, когда уже не важно «что», а важно «как».
26 апреля 2011