Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Принц слёз |
английское название: |
Lei wang zi |
год: | 2009 |
страны: |
Гонконг,
Тайвань
|
режиссер: | Юньфань |
сценарий: | Юньфань |
продюсер: | Фрут Чан |
видеооператор: | Чинь Тинчан |
композитор: | Ю Ят-Иу |
художники: | Эндрю Вон, Юньфань |
монтаж: | Дерек Хуэй, Эрик Квон |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 сентября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 2 мин |
Сразу почувствовала, что фильм из тех, что выключению не подлежат. Полночи смотрела, а еще полночи ворочалась, пытаясь разгадать финал. Непонятны были и некоторые провисания сюжета — зачем, например, одному из героев взбрело лететь на вражескую территорию, катая дочку на самолете? Еще более необъяснимо, почему генеральская жена — несомненное воплощение красоты и женственности — вздумала везти маленькую девочку на место казни ее отца.
Что касается красоты героев, их лиц и движений, то поклонников Вонг Кар-Вая этим удивить трудно. Конечно, Кар-Вай — это точка отсчета, хотя следовать хорошей манере ничего зазорного нет. Дети в фильме великолепны, они как будто не замечают камеры.
Сам фильм — это калька нашего лихолетья, только вместо славянских и близких к ним лиц — восточные, и борьба происходит не на стороне коммунистов за всеобщий рай, а против них, но с той же жестокостью. Фильм описывает события на Тайване в 50-ые годы, когда остров был идеологически и юридически отделен от коммунистического материка. По подозрениям и доносам погибло много людей, а общий срок приговоренных к тюрьме составлял 10 тысяч лет, об этом говорится в фильме. Мотивы борьбы — все те же — кто-то искренне верил в справедливость, кто-то боялся, кто-то действовал из шкурнических побуждений. Главному герою, например, приглянулась жена соседа и состряпать на него донос ничего не стоило. Поверили и расстреляли. У главного героя теперь соперника нет, но этот соперник, надежно и прочно расстрелянный, похоже, возвращается.
Без легенды тут ничего не поймешь. А она прелестна и что-то напоминает. Как будто некий принц, увидев горе и несправедливость, ослеп и оглох, приняв на себя страдания других людей. Чем это кончилось, вы тоже знаете. Фильм — грустный, но с неким оптимистичным посылом, возможно, неоправданным…
8 из 10
27 апреля 2013
«Снова замерло всё до рассвета: дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь, только слышно на улице где-то одинокая ходит гармонь» — тайваньский летчик, подыгрывая себе на гармони, пел на отдыхе советскую песню, крепко обнимая свою любящую жену, а неугомонные дочери приставали к нему по мелочи, притихнув за столом, к которому, на ужин, по доброй памяти, был приглашён их угрюмый сосед.
Служивый инвалид докладывал по инстанциям о непорядке, замечая привычку приятеля петь песни народа, с которым дружит материковый Китай, а тот, отрицая подозрения в коммунистической заразе, отвечал задумчивым признанием в любви к романтизму восточных славян, думая, что он в этом не одинок. Напрасно.
То, что произошло потом, можно назвать предательством, или считать изменой, только песня вдруг оборвалась, вместе с жизнью, оборвавшейся на крутом берегу. Тюрьма, разлука и неизвестность окружают дела уродливого мужчины и поступки красивой женщины, которым в закадровом рассказе автора выделена особенная глава. Глава страданий, наполняющих жизнь осиротевших сестёр, как, впрочем, и многих других.
Опрокидывая надежды, победоносно шествует разочарование с твёрдостью житейской логики, уничтожающей романтику вместе с романтиком, а живописное кино Юньфаня не предполагает симпатичной развязки, заставляя безутешно сокрушаться о гибели чести и о превратностях индейки-судьбы.
«Одинокая гармонь» приходит эхом невозвратимой любви, оттенком которой блистает загадочная подруга генерала, в чьём браке скрывается особый расчёт другого потайного чувства, по-своему связывающего эмансипированную аристократку с женой «сбитого» летчика, ставшего жертвой, оставаясь причиной сложных хитросплетений человеческих дум.
Для этого фильма визуальный ряд является лишь вторым компонентом ясности, который Юньфань дополняет авторским текстом, предвосхищая будущий вопрос, опережающим его ответом, чтобы проза жизни не мешала поэтичному изображению, наполненного слезами книжного принца, вперед всех познавшего земную печаль.
Та книга о сказочном пришельце, как инструкция, подаренная знающей дамой обескураженной обманом девчонке, которой говорят, что в том правда, где она видит ложь, помогая её прозрению в двуединстве терпения и протеста, в котором пребывает многоопытная душа, сменяя вынужденный плен на столь же вынужденную волю избавиться от него навсегда.
Во времена гонений нежная романтика, чьей бы она ни была, закономерно становится жертвой жёсткой рациональности, подчиняясь естественно-человеческому стремлению выживать, отдаваясь расчетливой воле прагматиков, предопределяющих трагический результат, сокрушающий мир детской невинности, погружающийся вслед за грустным принцем в море горя, печали и слёз.
26 июня 2012
После показа на ММКФ режиссер Юньфань (Yonfan) говорил о том, что хотел снять своего рода сказку. «В этом фильме есть свои принц с принцессой, рыцари, мудрец и злой волшебник», — улыбаясь говорил он. Действительно, не смотря на реалистичность киноязыка и дежурные «основан на реальных событиях» перед финальными титрами, фильм не выглядит как история участника событий, переданная с документальной точностью.
Немного рисованными персонажами режиссер попытался набросать обобщающий портрет периода «белого террора», когда по политическим основаниям было расстреляно 3 000 человек и еще 8 000 человек осуждено. Что, кстати, не так уж и мало для одного острова. И все это без надрыва, леденеющих кровь подробностей и фактуры, от которой бы волосы становились дыбом.
Пожалуй, также для смягчения ужаса эпохи центральными героями, задающими своего рода начало координат для всех поворотов сюжета, становятся маленькие девочки. Ведь для ребенка репрессии — это когда кто-то просто уходит навсегда.
Однако, этот прием оборачивается для Юньфаня другой крайностью: сложная тема не умещается в упрощенную форму, в которую обычно помещают рассказ для неискушенного детского сознания. Тем более, что режиссер попытался перевести все политические противоречия в плоскость семейных отношений, функционирующих, конечно же, по своим собственным законам. Все-таки армии Чан Кайши и Мао Цзэдун воевали не потому, что кто-то из них был «хороший», а другой «плохой». И уж точно не потому, что кто-то «ходил на сторону», а другой был «хорошим семьянином».
Сам режиссер, накрутив запутанейший клубок межличностных отношений, в начале второй половины явно не справляется и грубо рвет линию одного из ключевых персонажей, оставляя зрителя в недоумении. Жена генерала набрасывает красный шарф на дерево и просто уходит в «двусмысленной неопределенности», как услужливо подсказывает закадровый голос.
Столь же откровенно нелепая сюжетная неувязка второй раз поджидает зрителя перед самым концом, когда режиссер затрагивает сложный вопрос меры ответственности. Пожалуй, в сложные времена действительно невозможно оставаться нейтральным и ни в чем не участвовать. Однако в устах автора это звучит как морализм и реализуется спорным решением героини, художественная правда которого лишь в том, что сюжетная структура ленты иначе совсем рассыплется.
Наверное, для осведомленного эксперта настойчивая попытка режиссера навязать вечные категории «богатые» и «бедные» вместо конкретно-историчных классовых много скажет о фильме. Возможно, как у нас в свое время рассказы о Ленины переводились в столь же антиисторичный формат жития святых, так и за этим стоит определенный идеологический тренд, распространенный в китайском регионе. Однако, для далекого от таких нюансов зрителя, настроенного на самостоятельное размышление, это выглядит как минимум не впечатляющее.
Экспериментальная попытка Юньфаня говорить доступно о сложном, по-видимому, и сподвигла отборщиков аж Венецианского кинофестиваля включить «Принц слез» в основную программа. Однако, фильм так ничего и не выиграл ни на этом, ни, по большему счету, на каком-либо другом кинофестивале. И вряд ли случайно лента провалилась как в Тайванском прокате, так не была номинирована даже на национальную кинопремию Тайваня и не попала в китайский прокат.
4 из 10
25 июня 2012