Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Петя по дороге в Царствие Небесное |
год: | 2009 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Николай Досталь |
сценарий: | Михаил Кураев |
продюсеры: | Светлана Безган, Федор Попов |
видеооператоры: | Олег Теплинский, Алишер Хамидходжаев |
композитор: | Алексей Шелыгин |
художник: | Евгения Досталь |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2000000 |
Сборы в России: | $22 104 |
Мировые сборы: | $22 104 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 августа 2009 г. |
на DVD: | 27 августа 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
О режиссере этого фильма, Николае Достале, писал в светлых тонах в своем дневнике Тарковский. (А ведь Тарковский, в основном, всех ругал). Прежде я у него смотрел только дилогию про Колю - шикарное 'Облако-рай' и спорного 'Колю-перекати-поле'.
'Петя' сделан очень крепко - комар носу не подточит. Тут и общечеловеческое и вневременное, и исторически-обличительное (сюжет вращается вокруг темы лагерей). Актерский состав - отличный, есть где улыбнуться, есть о чем задуматься. То есть вот чисто математически понятно, что фильм - замечательный. Но субъективно эмоционально он как-то все же прошел мимо меня. Может быть, настроение нужно было другое. Нет, отдельные элементы картины мимо не прошли - тот же самый Петя, конечно, задевает за живое (но будем честны, образ любимого одними и обижаемого другими странничка задевает по природе своей). Но в целом - при признании несомненных достоинств и поставленной высокой оценке - я, наверное, ждал от фильма большего. Наверное, я ждал чего-то такой же силы, что и 'Облако-рай'. Слишком высокая планка?
Мадянов ожидаемо безупречно сыграл еще одну гниду, радостно было увидеть Александра Коршунова, в целом режиссура и операторская работа (как и сценарий, как и саундтрек) - выше всяких похвал.
Возможно, суть смешанных моих впечатлений в том, что в фильме сталкиваются две огромные по важности, но разные по тональности темы - тема личной драмы особенного человека и тема исторических катаклизмов. И так получилось (слава Богу!), что темы эти проходят друг мимо друга по касательной - а потому зрительское восприятие как бы рассеивается между двумя удаленными друг от друга точками. И когда фильм заканчивается, зритель остается в этой же вот рассеянности - а чтобы проанализировать фильм, ему приходится свои ощущения искусственным образом собирать и склеивать.
Во завернул.
В общем, фильм, конечно, нужно смотреть - Досталь же. А там уже каждый сам решит, что да как.
9 декабря 2023
Лента режиссера Николая Досталя, прогремевшая на ММКФ — «Петя по дороге в царстве небесное» оставляет неоднозначное впечатление после просмотра. Фильм представляется чем-то легким, ненавязчивым. Сделанным в простых тонах, как визуально, так и психологически. Разнообразие этих тонов осознается только спустя время.
Трагикомедия, на мой взгляд, очень непростой жанр. Держать зрителя на границе между смешным и грустным, вызывать, на протяжении полутора часов противоположные чувства не каждый сможет.
В чем заключается комичность фильма? В первую очередь, конечно, в герое. Долговязый, лопоухий паренек, без меры добродушный, отзывчивый и доверчивый. Из-за умственной отсталости Петя не в силах осознать всю сложность мира, его собственная реальность проста, как детская игра. И в этой игре он очень хочет быть хорошим, правильным. Он с удовольствием берет на себя должность инспектора ГАИ, превышая ее важность в десятки раз и поэтому чувствуя себя исключительно важным и по-своему счастливым. Зачем вдаваться в неприятные подробности? И пусть пистолет деревянный. Его можно покрыть черной краской, а большего и не надо. Главное — четко, безошибочно выполнять обязанности, ограниченные, но надуманно необходимые. Без отбора останавливать автомобили, требовать права и путевой лист и не забывать представляться. «Инспектор Петя» — сколько в этих словах грустной комичности.
Люди по отношению к инспектору Пете одновременно снисходительно добры и жестоки. Их жестокость завуалирована этой унизительной снисходительностью. Только Пете всех тонкостей не понять, поверхностная приветливость окружающих еще больше воодушевляет его, и он готов радоваться даже деревянному пистолету.
Истина завуалирована далеко не только в отношении к Пете. Так в принципе во всем. На дворе 1953 год, иначе быть не может. Царствие социального реализма, культ Сталина. «Союз нерушимый республик свободных» поглощен недосягаемыми коммунистическими идеалами. Герои фильма живут согласно им. Каждый из них тоже хочет быть исключительно важным, правильным. Идти в ногу со временем. Как и Петя. Как общество к Пете, так и верховная власть к народу — одновременно снисходительно добра и жестока. Возможно, деревянный пистолет режиссер сделал метафорой того времени, которое представляло собой нечто ненастоящее, лживое, но приемлемое. Можно ведь дерево покрасить черным, тогда все сойдет за правду. Так и выходит, что больше комичная история слабоумного Пети с игрушечным пистолетом, обретает трагичность, переходя на масштабы страны и общества.
Я считаю, Досталю удалось передать двоякость показанного времени. Благодаря метафорам, таким, как пистолет, отношению людей к инспектору Пете, часто мелькающим, кричащим красным плакатам с пафосными призывами. Очень помогла в создании нужной для понимания атмосферы музыка. Ни грустная, ни веселая, навязчивая тема, сопровождающая весь фильм, независимо от разности характера сцен. Она звучит и в самом начале, и в трагичном конце.
Кстати, о концовке. Одним из минусов фильма я считаю ее безнадежную предсказуемость. Режиссер ни оставляет никакой интриги. С первых кадров ясно, чем все кончится. Хотя, даже не с первых кадров. Название говорит само за себя. Конечно, это литературный источник, а в литературе, как я думаю, сохранение интриги не так важно, как в кинематографе. Там у автора существуют другие уловки для зацепки зрителя, которые не могут использоваться на экране. Как ни крути, а из-за отсутствия даже намека на интригу фильм Досталя смотреть скучнее. А также рождается чувство типичности истории. Еще одно повествование о «юродивом», которому нет места в обществе. Конечно, окраска повествования иная, и существует множество подсмыслов, и «юродивый» является собирательным образом, возможно, даже символом своего времени. Но скелет истории стандартен.
Дело в фильме подходит к развязке ни раньше, ни позже, чем нужно. Петя может «уйти в царствие небесное» именно в день смерти «вождя народов». И покинет он наш мир по нелепой, роковой ошибке. И оплакан по-настоящему будет только одинокой старухой, больше всех утонувшей в навязанных коммунистических грезах и резко очнувшейся от них в связи со смертью Сталина, а затем и инспектора Пети. Остальные, вполне возможно, вздохнут спокойно. Может, кто-то даже расценит смерть вождя, как возможность избавления от «деревянного пистолета». Кто знает, может, все-таки дадут настоящий, небутафорский… Впрочем, не думаю, что многие их героев фильма будут так глубоко копать. Люди показаны простые, незамороченные, в подавляющем большинстве — не особо думающие. Умер вождь — давно ожидалось. Убит по ошибке инспектор Петя — нет больше дурочка, ну и ладно. А ведь ушли в прошлое целая эпоха и лицо этой эпохи. Лицом, как ни странно, оказался именно Петя. Утрированный образ правильного, автоматизированного человека, который до страшного хотел быть необходимым. Хотел быть блюстителем справедливости и порядка. Только вот пистолет настоящий ему, на всякий случай, никто не выдал. И вся его должность, весь смысл его жизни — сплошная иллюзия. А так, застрелили и не заметили. Герой ушел со своим временем.
За внешней простотой фильма Николая Досталя скрывается множество подтекстов, которые, в большинстве, начинают прочитываться только после просмотра. В этом для меня состоит интерес этой картины. Есть, что смаковать и над чем подумать. Уверена, существуют различные мнения, различные прочтения образов и метафор. И в этом есть неоспоримый плюс. Искусство не может быть однобоко и прямолинейно.
2 марта 2013
Характерный фильм российского фестивального кинематографа, который делается в первую очередь для себя. Зритель такому кино абсолютно не важен, какие сборы будут и что потом скажут. Важна прежде всего творческая реализация режиссера, сценариста, продюсера, и т. д. и т. п.
«Пете», наверное, повезло. Его заметили на ММКФ и дали какой-то там приз. Видимо, чем-то зацепил он жюри. А вот чем конкретно — это большой вопрос.
Фильм снят в жанре исторической реконструкции. И создается такое ощущение что все в этой истории и делается лишь для того, чтобы воссоздать реальность и ощущения того времени. Сюжета практически нет, а то, что есть, двигается очень вялотекуще. Да и главным героем выбран местный чудак с вялотекущей психической болезнью, возомнивший себя дорожным инспектором. Он так всем и представляется — «Инспектор ПЕТЯ». Актер играющий этого Петю почти не напрягается с выражением каких-то эмоций, и видимо в оправдание этому в титрах даже указано несколько раз в кавычках рядом с именем-фамилией актера — «Дебют». Наверно чтобы сильно не критиковали мальчика.
Остальные актеры играют отлично, надо полагать, дебюты свои у них в прошлом. Но проблема в том, что все персонажи, которых они отыгрывают, между собой почти не взаимодействуют. Вроде что-то между ними и происходит — какие-то диалоги, анекдоты, шутки (хорошие, кстати, шутки), даже у некоторых секс «налево» случается (да, да в СССР!). Но если взять и убрать любого из этих «неГлавных» персонажей, то это ничего не изменит. Так же как если и добавить тройку- другую. Если бы это была пилотная серия такого исторического сериала, то это было очень даже понятно, потому что у всех показанных людей есть свои характеры и своя жизнь, и за ней, за этой жизнью в общем-то интересно было бы наблюдать. Но в контексте Петиной истории никто ничего не меняет и изменить не может — ну, судьба у него такая. И название фильма это отражает.
В общем сам по себе фильм неплохой, и смотреть его не скучно. Реконструкция эпохи удалась!
А отрицательная оценка тут скорее не самому фильму, а тому факту, что он стал лауреатом на ММКФ. Ну нет в нем ничего новаторского, все очень просто и даже где-то шаблонно. Если это искусство, то уж очень искусственное.
6 из 10
5 ноября 2011
Притчевая, с пугающей достоверностью снятая история из совкового лагерного прошлого. Пусть выдумка, но унылая и глубокая, как полярная зима. Почти библейская, но скорее шизоидная — с раздвоением ключевой метафоры. Дурачок Петя с одной стороны — как Сын человеческий в самопожертвовании искупительной кровью грешникам во спасение. С другой стороны — как юродивый на службе режима, питающий его не функционально, но идейно. Верно одно: в гулаговской стране можно было жить либо «волкам», либо умалишенным.
Необычный, интересный, философский проект. Несмотря на тягучесть, кинокадр сочный, часто солнечный, дышащий. В фильме чувствуется воздух. Молодой артист в главной роли удивительно органичен, не переигрывает. Хороши и другие актерские работы: у Романа Мадянова, у Тимофеевой-Летуновской. В общем, фильм стоящий, даже фестивальный, но больше одного раза его, наверное, не выдержать.
16 января 2011
Считается что идиоты счастливы… но что есть счастье?
Режиссёр достоверно и беспристрастно показывает наше, такое недавнее и такое мифическое, прошлое глазами взрослого ребёнка. Не страшно, не больно а просто и правдиво. Всякий может мысленно примериться к предложенным обстоятельствами, увидеть возможное своё место в этом мире, и ощутить что такое Время и кто ты сам есть на самом деле.
Зритель вне игры, ему заранее всё известно и понятно, но становится очевидно ты такой же статист из массовки, просто другого фильма.
Имхо, фильмы Досталя — попытка осмыслить гнетущую предопределённость и обусловленность от внешних обстоятельств которые приковывают наши души к жерновам сансары (шутка конечно, но думаю фильм об этом))
Российский Фильм — вообще редкое явление. Чаще всего бьёт в нос дешёвая бутафорская недореальность и актёрское бессилие, однако это все ремесло (дело техники и опыта). Наличие выверенного сюжета и качественная работа профессиональной команды порождают успешный коммерческий продукт а не Фильм.
Здесь-же — ощущение присутствия вечности (как за экраном так и вокруг)
Думаю это и есть искусство
30 сентября 2010
Хотелось прикинуться, что умнее всех — но не буду, да и прикидываться не хочется. Потому что не умнее, не сумел ничего особого в фильме Досталя разглядеть.
В первый раз после просмотра фильм очень понравился. Наверное, какое-то настроение было особое. Но имею дурацкую привычку пересматривать фильмы много раз (особенно очень понравившиеся и те, которые не совсем дрянь). И не покидает странное ощущение, что где-то видел, но лучше.
Так оно и есть. «Анкор, еще анкор!» Тодоровского. Медсестра из «Пети» — это же точно Елена Яковлева, но у Яковлевой персонаж глубже и сыграно, естественно, тоже лучше. Но «содрано» оттуда. Роман Мадянов — это же тот, который в «Анкоре» Яковлеву… ну в связь с ней вступал, пока её муж в отъезде был. Только Мадянов в «Пете» злее (один в один как в сериале «Солдаты»). Время одно и то же (ну, простите старика, почти одно и то же). И зачем тогда было снимать довольно неплохой фильм про «Петю», когда есть шедевр «Анкор, еще анкор!»? Получается, только чтобы дать роль Егору Павлову, отец которого снимался у Досталя в «Завещании Ленина» и еще потому, что родители дружат, родители-то театралы, широко известные в кинематографическом кругу да и в кино снимались немало (чувствую, попахивает дело «красным светофором» и кучей «неполезная рецензия»).
Егор не справился со своей ролью. Будь на его месте именитый Евгений Миронов, или кто другой — закидали бы тапками. Так, на четверочку по 10-балльной шкале получилось — за счет типажа актера, ну чуток и сам постарался. Ну, будем считать, что «первый блин комом». Что-то ведь выразил: и носом пошмыгивал, медленно покачивая головой — старался, но не особо. Роль-то ну очень сложная и очень многие могли, заполучив такую роль, сыграть на максимуме возможностей, зная, что по сути дела сценарная разработка такова, что на персонаже Пети весь фильм должен держаться — остальные персонажи второстепенны.
И фильм получился какой-то «полуживой». Не плохой, и не отличный, а неплохой. Эпоха показана широко и хорошо, играют все хорошо, мастерство режиссера в каждой сцене видно, но вот не нравится такое: ведут меня по фильму и говорят мне (это чтобы я сам не думал) — вот эти люди у нас хорошие (работяги и все такое), а вот этот — мразь законченная. Если уж порядочный человек, то должен быть в белом халате, работать в медицинском учреждении, и обязательно еврей. Дрова рубить он не может, что ли, или сварщиком, водителем быть. Или евреи не матерятся? Где там мой любимый «Попугай, говорящий на идиш». Подайте в студию, как говорится. И покажите. Там нет таких грубых штампов.
Все вокруг понимающие, но не понимают одного — если человек нездоров, тем более с психическими отклонениями, то одного понимания и сочувствия мало — что-то нет этой мысли в фильме, неужели никто не догадался, что, как ни крути, а Пете необходимо лечение (и тут уже плюс: понимание, внимание и другие качества). На улице даже с деревянным пистолетом он опасен. Это не игрушки, а здоровье человека. Или изначально была заложена мысль: кто из нас нормальнее, что мы все нормальные, и Петя тоже. Тогда мысль не прозвучала в фильме, это уж точно. И финал совсем обескуражил. То ли хотели, но побоялись сказать что-то большее, то ли просто поэкспериментировали, но не получилось. Не знаю. И игра Егора Павлова — так себе, если учесть, что пересмотрел в один день «Бубен, барабан» вместе с «Петей». Егор Павлов и Наталья Негода — нельзя сравнивать, но все равно в любую роль нужно вкладывать душу (как это сделала Негода), люди играют так, что нервные срывы себе зарабатывают. А если не получается — лучше не делать.
23 июля 2010
Посмотрел нашумевший фильм, взявший главный приз на последнем ММКФ. Что сказать. Выбор весмьа странный, потому как фильм конечно хороший, но на такой приз явно не претендующий. Главный плюс фильма — великолепно воссозданная атмосфера 50-х годов, историческая достоверность. Довольно яркие и запоминающиеся персонажи. Хорошие и не кажущиеся ненужными в этом фильме шутки. Опять же — хорошая актерская игра. Минус фильма — нелепая концовка. Очень странный выбор Лунгина, который был председателем жюри на последнем ММКФ.
7 из 10
28 апреля 2010
Простой, дешевый, немного душевный фильм о непростой и нелегкой судьбе одного парнишки. Хороший и добродушный парень. Ничем особым не отличался от других, кроме своей тяжелой болезни. Он работает на постоянной работе, у него есть настоящая мама и дом. Еще он работает милиционером. А вот это не настоящее. В силу своей болезни он вообразил это, а окружающие его понимают и подыгрывают ему. Он делает отчеты, проверяет документы у водителей. Кому-то такие проверки кажутся смешными, кому-то они безразличны, а кого-то они злят и раздражают. Но все люди так или иначе подыгрывают Петьке.
Простое и доступное для понимания получилось кино, снято в духе российского кинематографа. Печальный или трагичный фильм? Нет. Но вот развязка Петиной жизни — да. Но так как весь фильм построен ни на динамичности ни на больших переживаниях и волнениях, от ни концовка ни все предшествующие ей события не оставили камня на сердце или осадка печали в душе.
Запомнились простота и непринужденность Пети; еше тот момент, когда отец высадил сына зимой с машины и оставил на дороге; когда объявили о кончине Великого вождя, от мама Пети так рыдала, что аж не по себе как-то становилось — вот что значил Иосиф Виссарионович! Вот кем он был! Хотя бы для нее.
P.S. Это был дебют главного героя. Ну что, можно сказать — получилось.
С почином!
3 из 10
6 января 2010
Решил посмотреть этот фильм только из-за того, что на последнем Международном Московском кинофестивале этот фильм выиграл очень почётную награду, а именно Золотой Святой Георгий. Я вообще не любитель фестивального кино, уж очень часто все эти фильмы слишком заумны и так далее, так вот и к этому фильму относился более чем скептично. Заранее знал, что оно меня не впечатлит, но всё-таки решил посмотреть…
Петя — это местный дурачок, который возомнил себя гаишником и останавливает всех кого ни поподя. Ему всё равно на чины, имена он просто выполняет свою работу, так как считает себя самым умным. Это одна сюжетная линия. А вторая идёт параллельно этой истории и рассказывает о судьбе всего остального города.
Самое запоминающееся, что есть в фильме — это финальная сцена. Ну, точнее последние 20 минут, когда появились заключённый. Зачем было снимать первую часть фильма, совершенно не понятно. Зачем нам показывают это? Чтобы как-то показать характер главного героя? Вряд ли, и без того понятно, что тот, кто бегает с деревянным пистолетом, не совсем нормальный. Чтобы показать жизнь отдельно взятого города в 1953 году? Да тоже вряд ли, что, мы и без этого не знаем, как там люди жили? В общем, не понятно. А концовка и вправду, несмотря на всё это получилась нормальная, что бывает редко в такого рода фильмах.
Главную мужскую роль Пети исполнил начинающий актёр Егор Павлов. Это бы его первая роль в кино, между прочим, весьма недурная. Со своей задачей он справился неплохо, но всё-таки сам его герой мне не особо нравится по своей натуре, поэтому складывается и соответствующее впечатление.
В общем, получилось как-то не понятно. С одной стороны, на фоне остальных сегодняшних российских фильмов смотрится более-менее неплохо, но вот, по сути, бессмысленный фильм. Стоит посмотреть только ради одной концовки, ну и для любителей заумного фестивального кино тоже, думаю, подойдёт. Но обычному, рядовому зрителю это «чудо» лучше не смотреть.
21 ноября 2009
Фильм очень понравился! Автор фильма хотел показать нам что: Если умные люди не могут управлять страной, то этим будут заниматься дураки! Так и получилось. Если Петя стоял вместо инспектора ГИБДД и контролировал машины и проверял документы, это означает то что никто этого не делал! Из всех людей увидел это только Петя что в стране никто ничего нормально не делает…. он пытался восстановить справедливость…
Финал грустный я даже всплакнул… Я бы дал за сам фильм (но было много бессмысленных моментов…. которые можно было отредактировать…):
9 из 10
12 ноября 2009
А к чему тогда всё, что было ДО этого почти финишного по времени и, уж точно, финального по своей сути эпизода? Вот единственный, пожалуй, вопрос, который возник после того, как на экране появились титры.
Нет, оно, конечно, можно в который уже раз сделать вид, что не сразу, но дошло, и произнести сакраментальную фразу типа: «Оригинальный Вы человек!», имея в виду режиссера (или автора сценария — не суть важно, по большому счету). Но… Это же фальшь?!
Я, конечно, не знаю, но у меня почему-то в голове сразу возникла ассоциация с другим «шедевром последних дней», тоже весьма тепло «кем-то где-то» принятым и оцененным — «Шультес» ему название. Тоже, помнится, хотелось мне всё увидеть, чего ж там такое новое и безумно оригинальное придумали. Увидел. А теперь, стало быть, вторая серия нарисовалась. Малость декорации поменяли — пущай, дескать, зима будет и, якобы, 53 год. «Где-то неподалеку от зоны». Главный герой — придурок и масса добрых людей, которые этого блаженного всячески привечают (ну а что такого — традиция такая у нас, видимо, в народе) — им же скучно, заняться нечем — вот и развлекаются. Ну, когда проволоку не воруют, естественно. В свободное, так сказать, время. А кто не хочет в «ролевых играх» участвовать, тот, стало быть, сволочь последняя и негодяй. И верность ему хранить в этой связи (другие основания тоже найти можно, наверное, но это — как-то поблагороднее будет, так ведь) совершенно незачем. Тем более, такой герой-любовник имеется — супермен, прямо, красавчик, мачо. Ну а что? Очень жизненная ситуация. И всё бы было хорошо, да тут, как на грех, «отец народов» почил — не нашел же другого случая! И сразу все огорчились и начали необдуманные поступки совершать. Кто из «тюрьмы» убегать, кто на улицу в тапочках выбегать, кто людей из автомата расстреливать. Ну, расстроились, понятное дело, — всякое бывает.
Вот такое глубокое и сентиментальное кино. Уронил шапку в сугроб — получи очередь из ППШ в грудь. Добро пожаловать, Петя, в царствие небесное!
Идиотизм, не иначе.
5 из 10
12 октября 2009
Как известно, чтобы город был спасен, в нем должны жить несколько праведников. Герой фильма — праведник, на существовании которого держится жизнь в эпохе сталинизма. Он безобидный душевнобольной, который играет в милиционера, представителя власти, следящего за порядком, — героя своего времени. Окружающие любят его, как блаженного, и его присутствие оживляет казенный мир вокруг. Жизнь героя заканчивается вместе со своей эпохой.
P.S. Кстати, с этим можно связать вопль матери, услышавшей о смерти вождя.
6 из 10
11 октября 2009
Сложно оценить этот фильм, в нём нет ничего поражающего воображения, но и откровенно плохого тоже в нём нет.
Такой средний, достаточно ровный фильм. Что радует, так это то, что создатели фильма хоть и выбрали в качестве главного героя своей ленты умственно отсталого, но не сделали из него предмет для жалости, что очень часто случается с подобными фильмами.
Но все герои слишком знакомы, слишком много раз виденные и, если позволите, затёрты до дыр до такой степени, что даже раздражения уже не вызывают. Да и сам фильм снят так ровно, без колыханий и волн, что похож на некую медитацию.
После просмотра фильма могу сказать лишь одно, если бы я его не смотрела, то не многое бы потеряла, но, посмотрев, всё же не жалею об этом.
10 октября 2009
Современный российский кинематограф любит авторские фильмы с пометкой «кино не для всех», которые на поверку оказываются бессмысленной тратой времени, пленки и зрительского внимания. И вот вам очередной образец!..
Итак, перед нами небольшой отрезок жизни маленького заметённого снегами поселка, где все друг друга знают. Судьбы жителей пересекаются и переплетаются, но мы не знаем ни с чего начались их взаимоотношения, ни чем они закончились, потому что мы просто проходим мимо и видим лишь то, что происходит в данный момент.
Главная достопримечательность посёлка — психически нездоровый Петя, возомнивший себя инспектором. Трогательный такой, странный высокий мальчик с оттопыренными ушами. Вот только такой ли он милый? И откуда в этом юродивом тяга к власти, желание обязательно носить пистолет и вмешиваться в чужие жизни?
Николай Досталь говорил, что если б таких людей, как Петя было больше, мир стал бы добрее. Но после просмотра согласиться с ним категорически не получается — жить было бы страшно…
Что ж, этот фильм не даёт никаких ответов и не ставит никаких вопросов. Он не открывает ничего нового и не позволяет посмотреть на известные вещи под другим углом. И, что самое, вероятно, прискорбное — Петю совсем не жалко…
3 из 10
10 октября 2009
Идиотов в нашем отечестве любят издавна. Да и как не любить, коли реальность подчас такова, что по идиотии затмевает все прописанные в медучебниках случаи?
Петя — добрый и вполне вменяемый идиот. Так, дурачок. Но живет он в такое время, когда градус клинической идиотии зашкаливает, когда добрались уже и до врачей, а Сталин вот-вот отдаст концы. Вроде бы и нормальны жители далекого заполярного городка: работают и радуются своим победам, влюбляются и изменяют, и научились уже практически не замечать царящий вокруг идиотизм, но слишком, слишком отравил он их всех. И когда доносящееся из радио бодрое «Сегодня мы весело живем, а завтра будет еще веселее» сменяется «Умер товарищ Сталин», заходится в плаче мать Пети; и генерал-энкаведешник с сарказмом рассказывает ссыльному еврею еврейский анекдот (Почему уровень Невы упал? Это евреи в рот воды набрали!), а его подчиненные хотят подстрелить беглого зека, потому что живым он никому не нужен, — тогда и идиотизм Пети как-то нивелируется, сглаживается, воспринимается ничем не хуже и не лучше прочих. По крайней мере, Петя никому не желает зла. Именно так и следует прочесть смысл длинного названия фильма: нет, Петя неверующий, мечтает не о Царствии Небесном, а о настоящем нагане, но по сравнению с дьявольским идиотизмом сталинской эпохи он поистине идиот ангельский, дурачок-ангел. Только так, похоже, и можно было сохранить в себе человеческое, оно же божественное начало — став не от мира сего, чтобы мир ловил, но не поймал…
23 сентября 2009
А я вот сижу здесь, читаю предыдущие отзывы и становлюсь абсолютно уверенным, что инопланетяне таки захватили нашу планету и живут среди нас. Ибо… Ибо я даже не знаю, зачем я зарегистрировался на сайте и пишу это все. Я вот сейчас совершенно бездарно потратил минут десять своей жизни и безмерно жалею о каждой проведенной за этой писаниной секундой.
Да мы разные, да нас всех иногда кроет, кого по-детски, а кого и нет. Я абсолютно всеяден. Т. е. от Библии до Блавацкой, но фильм — ПОЛНОЕ И АБСОЛЮТНОЕ. .. (каждый впишет свое). Было этого добра, есть и, к сожалению, будет еще очень-очень много. НИ О ЧЕМ. Петя умничка, т. е. актер, его сыгравший. Полковник прикольный. Евреев продолжаю уважать. Победа морально устарела.
Ну скажите, зачем он? Что он символизирует? Посмотрите мультик Кунг-фу панда. Там есть замечательная фраза — Прошедшее — забыто, будущее — закрыто, настоящее — даровано, именно поэтому оно и называется настоящим. Оглянитесь вокруг. Мы тонем и я уверен, довольно скоро утонем, и наверное многие позавидуют Пете. Ой.
11 сентября 2009
«Петя по дороге в Царствие небесное» со всей своей мутной логикой и кристальным идиотизмом отражает реальное положение вещей в нашей многострадальной кинородине. Тот факт, что Михалков обругал Кинотавр 09, раскритиковал в пух и прах молодых авторов, и теперь Хомерики едва ли довезут до провинции — отправная точка. Далее — золотой «Святой Георгий» за лучший фильм на ММКФ 09 фильму про Петю, в котором едва ли можно найти хоть одно достоинство. В «Пете» есть Петя (Егор Павлов, прикручиваю тоже — дебют), есть еще десяток персонажей, которые случайно появляются на экране и так же случайно сменяются другими (а что, зачем?), есть снег и есть довольно посредственная работа Хамидходжаева (по сравнению с остальными его воздушными). С сюжетом все сложно, конфликта нет совсем, все имеющиеся в фильме сцены описаны в синопсисах на киносайтах рунета, а финальный аккорд убивается названием еще до просмотра. Но самое главное — в фильме нет достойного режиссерского посыла.
Все-таки представленные на фестивалях работы всегда были проекцией того, что в целом происходит на рынке кино и в жизни, но «Петя», с его устаревшей тематикой, неживой природой внутри, а потому совершенно пустым передвижением многочисленных героев, — как динозавр из прошлого. Тема советов отходит в забытье, кто-то преодолевает, кто-то переписывает историю, большинству — все равно. Досталь лишь в очередной раз наделяет какого-то провинциального идиота самыми лучшими качествами — исполнительностью, человечностью etc, снова пытаясь вывести, что он гораздо лучше всех «нормальных» людей. Но на самом деле этот идиот так и остается идиотом. И если фильм не о том, что только глупцы и такие вот не от мира сего люди верили в советскую власть, а все остальные просто делали вид и смеялись, то о том, что рок и случай никогда не бывают роком и случаем, они всегда предопределены тупостью и наивностью человеческой. Попытка Досталя посмеяться над советской властью — смерть Сталина, выборы, пестрящие лозунги и плакаты — смешна до невозможности, еще смешнее видеть в копилке у фильма главную награду главного российского фестиваля. Так что фраза, сказанная докторшей где-то в середине фильма «давно меня так никто не имел», имеет к Никите Сергеевичу и зрителю самое прямое отношение.
7 сентября 2009
В основу фильма положена повесть питерского писателя Михаила Кураева, известного своим щепетильным отношением к историческому правдоподобию. Практически все персонажи — реально существовавшие люди. Чтобы привнести ауру документальности в киноповествование писатель даже передал режиссеру семейную реликвию — кожаное пальто своего отца — начальника строительства, которого в фильме играет артист Александр Коршунов.
Может быть, это пальто, а может быть, талант Николая Досталя сделали чудо. Фильм, как машина времени, переносит нас в Кандалакшу 1953 года, воссоздает атмосферу эпохи, характеры людей, образ их мыслей. Причем уровень достоверности картинки такой, что временами забываешь, что находишься в зрительном зале.
Между тем, на экране происходит следующее. В поселке живет местный сумасшедший — Петька. Безобидный, добрый паренек, ненормальность которого заключается в том, что он слишком серьезно относится к своим служебным обязанностям. А работает он инспектором ГАИ. Вот и приходиться местным царькам останавливать свои машины и предъявлять водительские права и путевые листы какому-то недотепе, который не может постичь простых жизненных реалий.
Впрочем, даже начальники, зная простодушие Петьки, в бочку не лезут. И играют с пареньком по его правилам. Исключение составляет лишь начальник местных лагерей полковник ГБ Богуславский, который строит всех и каждого. Только его машину Петька не решается останавливать для осмотра, по крайней мере, до тех пор, пока ему не выдадут настоящий пистолет. Пока же он носит в кобуре деревянный.
Надо сказать, что молодой артист-дебютант Егор Павлов справился с ролью Петьки более чем успешно. Главный герой получился убедительным и симпатичным.
Обычно знакомство с персонажами занимает 15 — 20 минут. Называется эта часть фильма экспозицией. Потом возникает какой-то конфликт, и повествование как поток горной реки устремляется к своей кульминации. Но время шло, конфликтные ситуации намечались, правда почему-то ни одна из них не стремилась выливаться в полноценное столкновение.
Чего, например, стоит момент, когда врач-хирург занимается сексом с молодой женой полковника Богуславского, даже, несмотря на то, что всесильный ГБ-ист серьезно его предостерегал от подобных шагов. Вот бы кто-то из медработников шепнул ему на ушко, что происходит за закрытыми дверями бельевой комнаты местной больницы. Был бы конфликт, так конфликт. Но нет. Сюжет и дальше продолжает течь прямолинейно и ламинарно. На фоне обнесенных колючей проволокой лагерей и трудовых успехов советского народа. Конечно, если сюжетом позволительно назвать почти полное отсутствие действия.
В связи с такой странной драматургической конструкцией фильма я задаю себе вопрос. Был бы, к примеру, столь популярен фильм «Семнадцать мгновений весны», если бы в конце первой серии на голову Штирлицу вдруг свалился кирпич, и унес его в Царствие небесное. И если бы он так и не выяснил, кто там из высших руководителей рейха ведет сепаратные переговоры с Западом.
Подытоживая свои впечатления от нового фильма Досталя, скажу, что однозначными их назвать никак нельзя. Боюсь, что все прелести этой картины, связанные с дотошным воссозданием духа времени, тщательной прорисовкой каждого персонажа в прокате будут съедены слабой драматургией и «неправильным» финалом. Еще раз убеждаюсь в том, что перевод литературного произведения на язык кино — задача вовсе не тривиальная.
21 августа 2009
До выхода в широкий прокат фильм Николая Досталя успел завоевать первый приз на Московском международном кинофестивале. Да, награда не бог весть какая, но для такого небольшого, даже по российским меркам, кинопроекта определенный успех, к тому же еще один повод посмотреть фильм с таким любопытным названием. История о пареньке, вообразившем себя автоинспектором, без сомнения претендует на трогательность, слезливость и сентиментальность, но, к счастью, режиссеру удалось обойтись и без этого, да и само кино получилось внежанровым произведением со всех точек зрения. Да только какие сейчас жанры не навыдумываешь, чтобы оправдать очередное творение наших режиссеров. У Досталя вот ироничная трагедия на фоне приукрашенной советской действительности.
Главного героя, Инспектора Петю, нельзя не сравнить с Дядей Степой, который также искренне занимался общественно полезными делами, гордо нося форму охранителя правопорядка. Петя является реалистичной и грустной пародией на этот абстрактный идеал советского милиционера — он отзывчивый, добрый, абсолютно положительный герой, который почему-то возомнил себя таким вот человеком у власти. Он носит с собой жезл и заученно требует у проезжающих шоферов документы и путевой лист, а главное — никогда не берет взяток. Он всегда рад оказать помощь, хоть в действительности спасти кого-нибудь ему и не удалось бы, но по мелочам всегда рад прийти на выручку, хоть и строит из себя занятого человека при исполнении. Но он в это верит, а другие подыгрывают, таким образом приняв афоризм о том, что жизнь — игра, можно смело утверждать, что Петя и есть автоинспектор, самый настоящий. А что деревянный пистолет применить нельзя при всем желании, так и не каждый же автоинспектор оружие достает. Ему можно противопоставить образ другого героя фильма, полковника Богуславского, с фразой главной героини о нем: «Они смешные, эти ГБ-шники, не военные, только воображают».
Советская реальность у Досталя абстрактная, комическая, прилизанная, но вместе с тем отражающая некоторую суть. Однако позиция автора видна невооруженным взглядом — советскую власть он не любил, а потому и этой теме уделил немало внимания и нередко грешит отступлениями, как сюжетными, так и идейными. Наиболее комичным моментом выступает речь по радио о смерти Сталина, начиная от ее излишней затянутости, когда слова-паразиты льются, откуда только возможно, оттягивая трагическую новость, и заканчивая воплем матери, с одной стороны наигранным, но с другой и очень искренним. К этим же плевкам в сторону Советов можно отнести и сцену «выборов», где все уже публично решено заранее. Но стоит задаться вопросом, а имеют ли эти фрагменты особую ценность для центральной идеи. Возможно, и нет, но если оно так, то вскрывается более глубокий обвинительный подтекст Досталя — он сравнивает с умалишенным и доверчивым Петей всю провинцию пятидесятых, и в таком случае Петя, с его добротой и отзывчивостью, становится чем-то лучше всех прочих односельчан (не поворачивается язык назвать показанный населенный пункт — городом). Таким образом, из истории деревенского дурачка рождается, ни много ни мало, социальная сатира — повсюду, как ироничные заметки, развешаны лозунги, например, «Все дороги ведут к коммунизму» или «Помни! Лучший контролер качества — совесть рабочего!». А у кого может быть чище совесть, чем у этого самого Пети. Да, социальная сатира налицо.
Персонажи не дадут разгуляться фантазии, но пара-тройка запоминающихся есть, сам Петя или, к примеру, ГБ-шник с откровенной, доходящей до смешного, ненавистью к евреям, да и сыграны все, в принципе, неплохо. Сложно судить об игре Егора Павлова, для которого роль стала дебютной — он определенно справился с образом этого непроницаемого добрячка, но образ получился странным именно в плане игры. Другие актеры также выглядят выигрышно, что является удачной совокупностью актерской игры и правильного кастинга, однако все они в очередной раз показывают то, что уже так или иначе демонстрировали в других фильмах, поэтому сложно записать им этот фильм в профессиональный рост. И почему есть у российских и советских авторов и режиссеров такая тенденция: если речь заходит об отражении реальности, то они сразу уходят в картонные образы, как страус с головой в песок? Может, у меня, конечно, паранойя, но нигде больше я не видел такого ярого следования шаблонам и выдачи этого за Искусство. Даже сложно сказать, плохо это или хорошо, ведь с одной стороны узнаваемые образы, все знакомые, но с другой-то хочется чего-нибудь и оригинального, хоть по праздникам, а одного Пети на произведение маловато.
Саундтрек, однако, хорош — однообразная легкая веселая мелодия сопровождает весь фильм, независимо от того, должна ли вызывать сцена комический эффект или напряжение. В контексте фильма музыка эта, однако, уместна, вызывает смешанные чувства, чего, судя по всему, режиссер и хотел добиться, призывая зрителя почувствовать настрой этого завуалированного провинциального городка, где обитают архетипичные для художественной культуры образы советских людей, где нет почти никакой связи с «Большой Землей», где вполне уютно может чувствовать себя карьерно растущий инспектор Петя, ведь, несмотря на все недостатки, фильм получился очень добрым и приятным.
На взаимоотношениях и построен весь сюжет, лишь ближе к концу он будет разбавлен прибытием заключенных и побегом двух из них. Только при всей, вроде бы, случайности побега, все это приключение с поимкой угадывается еще до произошедших событий. Во-первых, виновато название, сдавшее всю возможную интригу и заранее указавшее, что неприспособленный к развитию объект социума не сможет остаться в живых, хотя проблемы тут не видно и вооруженным взглядом — Петя отлично уживался с людьми, его любили, жалели, выдавая эту жалость за уважение, но ведь, в сущности, все были довольны, так что не особенно понятны эти предпосылки к трагизму. А во-вторых, сюжет изначально прост, и даже его развитие не сделало его повороты изящнее — спешащий за группой Петя и опоздавший солдат словно созданы для пересечения друг с другом. Героя, конечно, жалко, но это был старый и изъезженный прием сюжетообразования, который можно разве что списать на попытку закосить под 53-й год не только внутренне, но и внешне.
Итог: драма о провинциальном дурачке, из которой Досталь решил сделать полноценную социальную сатиру на Советское государство, забыв о том, что после драки кулаками не машут. Впрочем, фильм довольно-таки хорош и сам по себе, как… ироничная трагедия.
12 августа 2009
Вы знаете, думала так: не успею сходить на этот фильм, ну и ладно. А вот сегодня посмотрела и поняла = если бы не попала на него, многое бы потеряла.
Фильм удивительно прост. Ну просто в высшей степени «обычен» — вроде бы ничего в нем нет примечательного — и актеры все мало кому известные в кинематографических кругах (ибо многие актеры театральные, как например Евгений Редько из РАМТа и Александр Коршунов из театра «Сфера»), и серенькие ватники и валенки, и бескрайние заснеженные равнины, и декорации рабочего поселка образца 1952—1953 годов, снимавшиеся на натуре, в изобилии до сих пор сохраняющейся на просторах нашей необъятной страны в том же виде как и в том незабвенном 52—53м году…
Но, однако же, фильм на удивление интересный, важный, нужный. Он ладно скроен, просто сшит, иногда до смешного просто, многие «кинематографические приемы» видно как сделаны невооруженным глазом, я бы даже сказала — шиты белыми нитками, но дело все не в этом. Фильм удивительно душевный, приятный. Он о ГЛАВНОМ. Можно конечно говорить, что в России всегда любят фильмы про блаженных не от мира сего, всегда их жалеют, всегда хотят показать что вот мол у нас как — дураков мы своих любим и жалеем. Да не в том дело. Фильм о жизни, о том, какая она есть. А в ней всегда есть место людям с разной судьбой, с разной жизненной позицией. В ней всегда есть место сочувствию, надежде, долгу, чести, убеждениям и в итоге нелепой, роковой случайности…
Порадовали все без исключения актерские работы. Порадовал сам подход к созданию кино — не нужно денег, спецэффектов, выстрелов, погонь, фейерверков и взрывов, не нужно дворцов, ковров, дорогих автомобилей и девушек с безупречными прическами и макияжем — нужны просто живые люди, просто хорошие актеры и та натура, которая всегда под рукой и которой в России вдоволь: леса, заснеженные поля, кривенькие дощатые домишки, лающие собаки, старенькие «победы» и т. д. Честь и хвала Н. Досталю за этот фильм.
10 из 10
11 августа 2009