Конец игры
Endgame
6.4
6.2
2009, драма, история
Великобритания, ЮАР, 1 ч 49 мин
В ролях: Уильям Хёрт, Чиветель Эджиофор, Джонни Ли Миллер, Марк Стронг, Кларк Питерс
и другие
Эта политическая история о попытках одного бизнесмена бороться с режимом апартеида в Южной Африке.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Конец игры

английское название:

Endgame

год: 2009
страны:
Великобритания, ЮАР
слоган: «Patriot. Terrorist. Negotiator. Peacemaker.»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Дэвид Одд
композитор:
художники: Крис Руп, Бирри Ле Ру, Фред Ду Приз, Нееш Рубен, Дина Коллин
монтаж: ,
жанры: драма, история
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $9 645
Мировые сборы: $26 260
Дата выхода
Мировая премьера: 18 января 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 49 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Постеры фильма «Конец игры», 2009

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Конец игры», 2009

Ubuntu.net

Сказать что-то новое об апартеиде сложно: явление, кунсткамерным чучелом отпечатавшееся на страницах истории, уже много раз интерпретировано как врождённо уродливое. Оголтелая критика изъела сами шаблоны его порицания, а трактовать как-то иначе попросту не толерантно. Потому об апартеиде либо плохо, либо никак. «Конец игры», хотя и повествует о тех трудных временах, как ни странно, выбирает стратегию «никак»: не смакует ужасы расовой дискриминации, не напоминает с назидательной энциклопедичностью, как тяжко жилось цветному населению ЮАР. Картина показывает две противоборствующие силы, их взгляды на будущее страны, бескрайнюю пропасть обоюдной неприязни. И, что стоит занести в актив ленте, не обеляет ни тех, ни других, справедливо указывает на то, что полиция, пользуясь чрезвычайным положением, творит бесчинства, а негритянское сопротивление мастерит бомбы и без капли милосердия взрывает гражданских.

Обеспокоенная инвестиционным климатом крупная корпорация, желая обезопасить свои активы, инициирует переговоры между враждующими сторонами на нейтральной территории в английском поместье, куда съезжаются лидеры сопротивления и белая интеллигенция. Возникает вопрос об искренности замысла, ибо общечеловеческие ценности мало интересуют бизнесменов-миротворцев, их лишь волнуют экономические перспективы и прельщает выгода от торжества гуманизма. Сами переговорщики становятся мишенью для радикальных соратников, воспринимающих факт тайных переговоров как слабость и предательство их идеалов. А пока в Британии ведутся споры о будущих переменах, в тюрьму Роббен-Айленд всё чаще наведываются сотрудники национальной разведки с целью дать попробовать самому известному её узнику вкус свободы. Вторая сюжетная линия повествует о Манделе, чья верность товарищам испытывается властью на прочность. В обмен на свободу Нельсон должен призвать единомышленников сложить оружие. Но этот человек не пал духом, приобретя за годы заточения философски-ироничный взгляд на своё незавидное положение. Хотя устремлённые к горизонту влажные глаза во время прогулки вдали от тюрьмы раскрывают перед зрителем его душу, давая понять, что этот темнокожий политзаключённый — живой человек, многое переживший, знающий цену свободы. И не готовый покупать её по грабительской стоимости, предлагаемой разведкой.

Фильм встречает зрителя трясущейся камерой и прерывистым монтажом. Кадры редко длятся более 5 секунд, словно с садистским удовольствием мельтешат и сменяются, показывая сцены со многих, порой неожиданных, ракурсов. Но уже через несколько минут проясняется: это не просто концептуальная прихоть оператора, а вполне интересный художественный приём. Цель его — передать атмосферу всеобщей подозрительности, ведь персонажи живут в городах, у стен которых есть уши, а у окон — глаза. Этим и объясняются неоднозначные взгляды камеры из подворотен, из-за стёкол припаркованных машин. Также в ленте нашлось место и символизму. Сцена с напуганной выстрелом лошадью перекликается с переговорами, едва не сорвавшимися из-за очередного терракта. Белая курительная трубка африканца-оппозиционера — точно трофей, вырванный из холодеющих, безжизненных рук колониализма. В названии также заложена аллегория: «Endgame» следовало переводить как «Эндшпиль», что точнее отражает реализованный в картине замысел. Ибо весь сюжет напоминает концовку шахматной партии, в которой имеющие преимущество чёрные фигуры, предчувствуя скорую победу, одну за одной съедают выставленные в качестве уступок пешки, прикрывающие отход белого короля.

В выдержанном хроникально-историческом кино весомым минусом оказывается только финал. Пытаясь дублировать на зрителя эффект нежданной эйфории, которую испытали парламентёры, авторы фильма оставляют аудиторию в условиях недостатка информации. Новый президент — ярый сторонник апартеида. Его брат, позднее присоединившийся к переговорам, подчёркнуто немногословен и загадочен. Оттого согласие правительства с условиями сопротивленцев оказывается внезапным и мало мотивированным. Картина не утруждает себя аргументацией этого неожиданного решения. «Вау-эффект» для людей, незнакомых с историей, достигнут, однако при этом страдает целостность фильма, как художественного произведения с законченной логической составляющей. К тому же хэппи-энд не передаёт и доли той неоднозначности, отголоски которой преследовали страну впоследствии. Ещё были терракты и столкновения, а до всеобщих демократических выборов оставалось почти 5 лет. Ещё предстояло решить много проблем, большинство из которых остаётся на повестке дня до сих пор. Реформы лишь срезали стебель апартеида, а корни сорняка так и остались в почве, крепко впившись в южноафриканскую землю. Но фильм не показывает всего этого, запуская финальные титры на подозрительно мажорной ноте, слабо отражающей историческую действительность.

«Ubuntu» на языке зулу — доброта человека, которая измеряется тем, как он относится к другому. Подобной идеалистической категории уже давно неуютно не только в политике, но и в повседневной жизни. Однако, кажется справедливым, что страна, ставшая родиной этого слова и одноимённого гуманистического направления в философии, сбросила с себя оковы апартеида не столько дорогой крови, сколько дорогой пота.

16 февраля 2014

«I have a dream…» M.L. King, Jr.

Апартеид наряду с геноцидом является одним из самых страшных преступлений в истории человечества. Политика раздельного существования этнических групп по «соображениям безопасности» — откровенное лицемерие, которое заслуживает открытого порицания и неприятия.

История ЮАР (с 1949 до 1990-ых гг.), где апартеид был провозглашен официальной доктриной государства в социальной сфере — это поистине история жестокого противостояния и борьбы двух групп людей, единственным серьёзным различием между которыми был цвет кожи.

До выхода британского фильма Endgame практически не существовало художественных картин, посвященных истории апартеида в ЮАР. Эта лента — первая серьёзная попытка наверстать упущенное.

Фильм охватывает события с 1985 по 1990 гг., а именно, период правления президента де Клерка, переговоры которого с лидерами Африканского Национального Конгресса (движения за отмену расового неравенства) завершились крушением режима сегрегации.

Endgame — действительно серьёзное историческое кино, герои картины — реальные лица, среди которых Нельсон Мандела, Табо Мбеки (лидеры АНК) и Майкл Янг (британский бизнесмен, поддержавший африканцев в их борьбе с расистской системой).

Не стоит ожидать от фильма динамичного развития сюжета, неожиданных режиссёрских ходов или дорогих спецэффектов в духе «Точки обстрела» (другая работа Пита Тревиса, указанная в трейлере к фильму и в титрах).

Endgame цепляет за счёт других вещей: хорошей актёрской игры, напряжения, и эффекта присутствия, который сохраняется в течение всех 100 с небольшим минут, в течение которых длится фильм.

Кино получилось очень качественным и вполне соответствует идеям лидеров мирного сопротивления озлобленным и нетерпимым угнетателям: Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. Endgame в очередной раз доказывает тезис, что насилие порождает лишь насилие, и чаще всего, достижения некоторых целей следует добиваться путём мирного диалога на равных с самым ненавистным врагом.

8 из 10

5 февраля 2010

Драма Конец игры в прокате с 2009 года, премьерный показ состоялся более 15 лет назад, его режиссером является Пит Трэвис. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Уильям Хёрт, Чиветель Эджиофор, Джонни Ли Миллер, Марк Стронг, Кларк Питерс, Джон Кани, Дерек Джекоби, Тимоти Уэст, Мэттью Марш, Дэнни Шейнман, Портес Ксандо Стинкамп, Амелия Баллмор, Тревор Селлерс, Бо Петерсен, Габи Шайберт.

В то время как во всем мире собрано 26,260 долларов. Производство стран Великобритания и ЮАР. Конец игры — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.