Аир
Tatarak
6.7
6.3
2009, драма
Польша, 1 ч 25 мин
В ролях: Кристина Янда, Павел Шайда, Ян Энглерт, Ядвига Янковска-Цесляк, Рома Гонщёровска
и другие
Действие фильма происходит в маленьком провинциальном городе. Марта, жена доктора, не догадывается о том, что она серьезно и неизлечимо больна. Знакомство с юным Богусом привносит в ее устоявшуюся жизнь неожиданную страсть. Но их романтические свидания на берегу реки однажды заканчиваются трагедией. Пытаясь собрать для Марты растущий по берегам реки аир, юноша запутывается в зарослях и тонет. Фильм посвящен памяти знаменитого польского кинооператора Эдварда Клозиньского, тесно сотрудничавшего с Анджеем Вайдой. Сюжет картины заимствован из одноименного рассказа известного польского писателя Ярослава Ивашкевича, но развязка фильма иная, чем в рассказе.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Аир

английское название:

Tatarak

год: 2009
страна:
Польша
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсеры: , , , , , ,
видеооператор: Павел Эдельман
композитор:
художники: Магдалена Дипон, Магдалена Беджицка, Яцек Чеховский
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 13 февраля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 25 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Аир», 2009

Видео: Трейлер (Аир, 2009) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Аир», 2009

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Аир», 2009

«Он умер так, чтобы я успела на спектакль».

Пожалуй, эта фраза останется в моей памяти слишком надолго, если не дольше долгого. Кристина Янда и Анджей Вайда, жена и друг покойного Эдварда Клосиньского, главная героиня и режиссёр, героиня фильма внутри фильма и сценарист, ткут тончайшую, светлую, пропитанную грустью и тишайшим любовным безумием историю смертей — смерти Эдварда наяву, призрачной болезни Марты, героини, сыгранной Кристиной, в том фильме, который так и не был доснят, в том самом, первом «Аире», на котором прервалась история Эдварда — и нелепая трагедия, развернувшаяся в жизни юного мальчика, последней любви Марты.

Утонуть в озёрной пучине, увитой аирными зарослями — что может быть более жутким и более, вместе с тем, романтичным для двадцатилетнего мальчишки? Утонуть, собирая траву, пропитанную насквозь ароматом смерти, для своей возлюбленной, умирающей от неизлечимой болезни.

А параллельно с тем Кристина тихо, вдумчиво, в полусне будто рассказывает о том, как уходил Эдвард, час за часом, сутки за сутками, минута за минутой. Нежная, уютная, будто кокон или клетчатый кашемировый плед, любовь двоих, что стали одним, не половинок, но целого.

История разрыва, болезненного, непрекращающегося, этого самого целого на составные части. История того, кто выжил — о том, что же он утерял. Поистине бесценный опыт — опыт на грани допустимого, опыт понимания того, насколько всё скоротечно и неуловимо, беспредельно, но, вместе с тем, конечно, насколько любовь хрупка и невосполнима — и насколько же остра её утрата, к которой подготовить себя попросту невозможно.

Кристина потеряла не только мужа, не только любимого человека — от неё ушёл друг, самый близкий, ближе чем кровь, человек. И дико, до ломоты в суставах больно видеть то, какой неугасающей может быть её боль.

Я смотрела эту ленту на протяжении недели, маленькими, крохотными порциями, боясь пропустить в себя слишком много, боясь… не выдержать, сломиться под натиском её горя. Но, несмотря на это, этот труд двух людей, великих людей, настолько значим, что не писать и не говорить о нём было бы даже не кощунственно, а попросту глупо с моей стороны — Анджей и Кристина сумели сотворить для своего близкого тот самый Дворец Памяти, погрузить его из смертного в неизменное, прописать его в Вечности, не только лишь увековечив его портрет, но и впечатав в него намертво своё к нему отношение.

Они вложили в эту работу всю свою любовь, всё тепло и нежность — оттого, пожалуй, несмотря на кажущуюся скорбную завершенность она будто окутана каким-то еле ощутимым светом.

И аир уже кажется символом не смерти, а наступившего лета. И абсолютно по-тарковски размытое плёночное зерно звучит не как ода памяти великому оператору, но как намёк на отсутствие всяческих границ. И история матери, столь рано утерявшей своих детей, вдруг разливается нотками летнего ветра и перемен вместе с появлением в ней того самого юноши, что в итоге утонет — утопив вместе с тем и её боль.

Всё циклично, неизменно и вечно — только лишь любовь и остаётся нам в качестве самого символа жизни, всепобеждающего и всепрощающего. Лишь любовь позволяет нам отпускать, принимать и взлетать вновь и вновь, несмотря и вопреки всему.

И, как ни крути, лишь любовь Эдварда толкнула Кристину выйти на сцену спустя пару часов после его смерти. Ведь он же умер вовремя — как и всё, что делал за время их совместной жизни.

9 января 2017

Он умер так, чтобы я успела на спектакль.

Пожалуй, эта фраза останется в моей памяти слишком надолго, если не дольше долгого. Кристина Янда и Анджей Вайда, жена и друг покойного Эдварда Клосиньского, главная героиня и режиссёр, героиня фильма внутри фильма и сценарист, ткут тончайшую, светлую, пропитанную грустью и тишайшим любовным безумием историю смертей — смерти Эдварда наяву, призрачной болезни Марты, героини, сыгранной Кристиной, в том фильме, который так и не был доснят, в том самом, первом «Аире», на котором прервалась история Эдварда — и нелепая трагедия, развернувшаяся в жизни юного мальчика, последней любви Марты. Утонуть в озёрной пучине, увитой аирными зарослями — что может быть более жутким и более, вместе с тем, романтичным для двадцатилетнего мальчишки? Утонуть, собирая траву, пропитанную насквозь ароматом смерти, для своей возлюбленной, умирающей от неизлечимой болезни.

А параллельно с тем Кристина тихо, вдумчиво, в полусне будто рассказывает о том, как уходил Эдвард, час за часом, сутки за сутками, минута за минутой. Нежная, уютная, будто кокон или клетчатый кашемировый плед, любовь двоих, что стали одним, не половинок, но целого. История разрыва, болезненного, непрекращающегося, этого самого целого на составные части. История того, кто выжил — о том, что же он утерял. Поистине бесценный опыт — опыт на грани допустимого, опыт понимания того, насколько всё скоротечно и неуловимо, беспредельно, но, вместе с тем, конечно, насколько любовь хрупка и невосполнима — и насколько же остра её утрата, к которой подготовить себя попросту невозможно.

Кристина потеряла не только мужа, не только любимого человека — от неё ушёл друг, самый близкий, ближе чем кровь, человек. И дико, до ломоты в суставах больно видеть то, какой неугасающей может быть её боль. Я смотрела эту ленту на протяжении недели, маленькими, крохотными порциями, боясь пропустить в себя слишком много, боясь… не выдержать, сломиться под натиском её горя. Но, несмотря на это, этот труд двух людей, великих людей, настолько значим, что не писать и не говорить о нём было бы даже не кощунственно, а попросту глупо с моей стороны — Анджей и Кристина сумели сотворить для своего близкого тот самый Дворец Памяти, погрузить его из смертного в неизменное, прописать его в Вечности, не только лишь увековечив его портрет, но и впечатав в него намертво своё к нему отношение. Они вложили в эту работу всю свою любовь, всё тепло и нежность — оттого, пожалуй, несмотря на кажущуюся скорбную завершенность она будто окутана каким-то еле ощутимым светом.

И аир уже кажется символом не смерти, а наступившего лета. И абсолютно по-тарковски размытое плёночное зерно звучит не как ода памяти великому оператору, но как намёк на отсутствие всяческих границ. И история матери, столь рано утерявшей своих детей, вдруг разливается нотками летнего ветра и перемен вместе с появлением в ней того самого юноши, что в итоге утонет — утопив вместе с тем и её боль. Всё циклично, неизменно и вечно — только лишь любовь и остаётся нам в качестве самого символа жизни, всепобеждающего и всепрощающего. Лишь любовь позволяет нам отпускать, принимать и взлетать вновь и вновь, несмотря и вопреки всему. И, как ни крути, лишь любовь Эдварда толкнула Кристину выйти на сцену спустя пару часов после его смерти. Ведь он же умер вовремя — как и всё, что делал за время их совместной жизни.

19 сентября 2015

Анжей Вайда и его любимая актриса Кристина Янда вместе создали очень личный фильм о людях, которые должны жить после того как их близкие умирают. Этот фильм посвящен мужу и другу и коллеге-оператору, умершему в процессе съемок.

Вайда уже не молод давно, но продолжает искать новые формы в кино. В этот раз рассказанная в фильме история послужила лишь фоном для исповеди Кристины, для ее рассказа о последний мгновениях жизни мужа и о своих тягостных часах жизни после того как его не стала. Этот разговор ее даже не со зрителем, а с самой собой в затемненной комнате очень интимный и тяжелый.

И вот эта женщина только что пережив потерю играет женщину потерявшую любимых детей очень давно и с тех пор похоронившую себя для мира. В ее жизни не было радости. Лишь черные одежды и тоска, и то что она заболевает вполне закономерно. И вот этой потерянной женщине немолодой приходится пережить смерть еще раз. И смерть не случайную, смерть юного мужчины, благодаря которому она начала ощущать вкус жизни. Что может быть трагичней?

Очень тяжелый фильм, мрачный. Конечно же Кристина Янда очень достоверна, ведь у нее перед глазами пережитое и играть не нужно, достаточно вспомнить.

Режиссер видимо придерживается даже не то что мнения, а скорее ощущения того что с потерей близких жизнь заканчивается. Я с этим не согласна. Каждый человек живущий должен прожить свою жизнь, и сливаться воедино настолько с кем-то другим, настолько что без него жизнь теряет смысл просто невозможно. Ушедшие остаются с нами в душе, но жизнь продолжается. В этом фильме героиня по сути наказана судьбой за попытку забыть прошлое. И это во многом потому что она ощущала себя виновной в том что жива. Крайне трагичный взгляд на жизнь, но фильм сильный.

4 ноября 2011

Жизни в этом фильме ровно столько, сколько нужно, чтобы не остановился пульс. Справедлива эта фраза и по отношению к сюжету, и по отношению к съемкам.

Видеоряд стилистически выдержан в духе Тарковского. Так монолог главной героини снят одним планом. Одним долгим планом. До-олгим. Чтобы его выдержать нужно быть зрителем подготовленным, и желательно вообще поляком.

Тут важно пояснить, что главная героиня в этом фильме — не только вымышленная Марта, но и играющая ее актриса Кристина Янда. Именно последняя (Кристина Янда) и произносит в фильме монологи, которые отражают ее личные переживания, вызванные смертью мужа (кинооператора Эдварда Клосинского, недавно скончавшегося от рака). Не зная этой подоплеки, зритель приходит в состояние легкой растерянности.

Кроме операторской работы под девизом: «длиннее план, быстрей монтаж», загоняет в депрессию и сама история. Главной проблемой тут видится приверженность режиссера к суровому реализму: стареющая женщина, вечно занятой муж-врач, сыновья погибшие во время Варшавского восстания. Никакого намека на магию кино. И вы ведь догадываетесь, что знакомство главной героини с молодым мужчиной обречено на дурацкий финал?!

Со всеми в этом фильме поступают жестоко.

Любовь здесь приходит слишком поздно, смерть- слишком рано. Я слишком молода. Фильм слишком стар.

Сидишь в темном зале, и самая частая мысль, которая приходит в голову: «Боже, легче, наверное, умереть».

20 мая 2011

Откровение

Сложно написать об ощущениях от этого фильма, но промолчать тоже нельзя. Фильм удивительнейший из-за своей чуткости и легкости. Все его течения как спокойная и глубокая река. Все планомерно и постепенно приводит к тому о чем узнает каждый, о чем говорит героиня, о смерти. Здесь нету надрывов или показного безразличия. Есть течение жизни. Анджей Вайда не просто снял бессмысленное авторское кино со псевдо глубокой символикой, он показал внутренний мир средствами внешнего, праздник жизни граничащий всегда с его горем.

Сюжет это реальный события, настоящая история, произошедшей трагедии в жизни Кристины Янды, и о том как это было. И каждое движения пропитано, я бы выразилась сочно и планомерно отражено, передано с помощью звуков, именно поэтому такое удивительнейшие ощущение присутствия. Это и шаги, и вода, и ночные кузнечики и шум рентгена… В нем нет страданий или надежды есть момент, и есть печаль. Все просто, но это не легко принять.

1 ноября 2010

«Я не способна думать об «Аире», не думая о нем»

Поразительный фильм! Даже гениальный.

Анджей Вайда весьма достойный и очень интересный режиссер. Кристина Янда сыграла бесподобно, отдавшись фильму до последней капли. Она полностью перенесла свою жизнь на экран. Здесь особо нечего писать, потому как, дабы почувствовать, нужно увидеть, нужно ощутить и уловить эту поэзию жизни, эту трагедию жизни, заключенную в часах и минутах этой удивительной киноленты.

«Я помню, как дернулось лицо Анджея, когда я сказала, что Эдвард начал химиотерапию, что я не могу сейчас от него уехать, что он болен.»

Фильм глубоко искренний и очень личный. Он размеренный и обстоятельный. Каждая деталь здесь что-то значит, все серьезно и продуманно. Снят очень красиво и качественно.

«Не знаю, что я тогда чувствовала. Во мне не было паники. Покой.»

А монологи героини! Это настолько просто и тем не менее, настолько непередаваемо и… гениально. Стоит только вслушаться в них, ощутить их смысл, не упустить ни одной, казалось бы даже малозначительной детали, стоит прислушаться к её голосу, к лишь слегка уловимым интонациям (а я настаиваю, что фильм нужно смотреть с оригинальной дорожкой) и можно увидеть перед собой картину, где запечатлены все её чувства, ощущения, переживания и страдания, которые могли быть переданы так истинно искренне, только лишь самой Кристиной Яндой.

«Он умер пятого января, в субботу, 15.10. Между одной ложкой супа и другой.»

Произведение достойно аплодисментов.

10 из 10

15 мая 2010

Это потрясающий фильм, который является фильмом, в каком-то смысле, о создании фильма. Произвёл меня незабываемое впечатление. Ещё раз убедилась в том, что Анджей Вайда гениален. Фильм построен на двух историях, первая — проза известного польского писателя Ивашкевича и монологах Кристины Янды, героине и актрисе этого фильма одновременно.

Кристина Янда отдала этому фильму свою историю жизни. В своих монологах она повествует миру о том, как умирал её муж, известный польский оператор, она рассказывает о своих чувствах, о своей любви.

Параллельно показана история о женщине, которая медленно умирает, в прямом и переносном смысле этого слова от одиночества, не может простить себе гибели её сыновей. Молодой парень сам того не зная оживляет ей, пробуждает из того сна, в котором она прибывала почти всю свою жизнь

Это фильм о двух женщинах, которые сливаются в одну страдающую женщину, которой приписаны два великих слова — любовь и смерть.

15 мая 2009

Драма Аир в прокате с 2009 года, премьерный показ состоялся более 15 лет назад, его режиссером является Анджей Вайда. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Кристина Янда, Павел Шайда, Ян Энглерт, Ядвига Янковска-Цесляк, Рома Гонщёровска, Кшиштоф Сконечны, Павел Томашевски, Марчин Лучак, Марчин Корч, Мацей Ковалик, Анджей Вайда, Якуб Мазурек, Michal Kasprzak-Komarczewski, Аркадиуш Левински, Agnieszka Sowa.

Страна производства - Польша. Аир — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.