Рейтинг фильма | |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Цвета страсти |
английское название: |
Rang Rasiya |
год: | 2008 |
страна: |
Индия
|
слоган: | «A story of a great Painter, who created the pictures of Hindu God in India.» |
режиссер: | Кетан Мехта |
сценаристы: | Санджив Дутта, Кетан Мехта |
продюсеры: | Aanand Mahendroo, Кетан Мехта, Рупали Мехта, Гунит Монга, Санджив Кумар, Алекс Энтони Фернандес, Sameer Kavthekar, Дипа Сахи |
видеооператоры: | Кристо Бакалов, Рали Ралчев, Сантош Сиван |
композитор: | Сандеш Шандилья |
художники: | Nitin Chandrakant Desai, Anurag, Wafisha Rahman, Bhavna Singh, Пурнамрита Сингх, Нихарика Бхасин, Нитин Чандракант Десай |
монтаж: | Ив Белоньяк, Pratik Chitalia, Shailesh Gupta |
жанры: | мелодрама, драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 ноября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 12 мин |
Прекрасный фильм, рассказывающий о жизни и судьбе великого индийского художника 19-го века, о его любви к своей музе, простой девушке по имени Суганда, чья красота вдохновила его на создание многих картин. Он видел в ней лицо и душу богини — Шакунталы, Урваши, Ситы, Драупади, Менаки… Многие эротические картины Вармы находятся в частных коллекциях многих мировых коллекционеров и редко выставляются. А также о целой эпохе, в которой жил, работал, любил и боролся художник.
Описания здесь нет, поэтому расскажу немного о самом художнике, и о фильме вкратце. Рави Варма родился 29 апреля 1848 года в княжеском дворце Килиманур, в аристократической семье правителей государства Траванкор. Уже в раннем детстве проявил немалые способности к рисованию, которые активно поддерживались его дядей. С 14 лет Рави Варма обучался традиционной индийской живописи в княжеском дворце, а в 1863 году в течение месяца брал уроки европейской живописи у приглашённого ко двору британского портретиста Теодора Йенсена. В 1873 году Рави Варма принял участие в международной художественной выставке в Мадрасе, где лучшей была признана его картина «Леди Наир за утренним туалетом». Всемирная известность пришла к художнику после выставки, прошедшей в том же году в Вене, где он также получил главный приз.
Рави Варма никогда не носил официального титула раджи, однако стал известен в Европе как Раджа Рави Варма, принц-художник. Он создавал полотна на свои любимые темы, наиболее точно отображающие индийскую культуру — «Рамаяна» и «Махабхарата», изображал только богов и богинь. Его герои одеты в национальные костюмы, их окружают национальные индийские пейзажи, национальная архитектура. Работы художника пользовались огромной популярностью. Но в дальнейшем изучая индийскую культуру, жизнь своего народа Рави Варма неизбежно сталкивался и с отрицательными сторонами этой жизни, видел бедность и нищету, царящие в стране. Это невольно заставило его обратиться к иной тематике, и среди его произведений появились работы, героем которых стал бедняк, неимущий и обездоленный человек. Это о жизни реального художника.
Теперь о фильме. Фильм если не шедевр, то во всяком случае близок нему. Вообще художники не от мира сего, они живут в своём собственном мире. И конечно многим это не нравится. Вот тут и вправду показано, как религиозный фанатизм может разрушить жизнь человека… но Раджа Рави Варма смог устоять против этого, возвыситься над религией и показать красоту. Убить художника можно только одним способом — уничтожить его творения… ведь повторить такое невозможно. Это только один раз даётся.
И насчёт религиозного фанатизма, не понравилось, как влезли в искусство религиозные деятели. Раньше то статуи богов и богинь были только внутри храмов и во дворцах махараджей, а здесь стали доступны всем людям страны, даже неприкасаемым, которые смогли увидеть богов на картинах. И эти деятели испугавшись уходящего у них из рук владения умами людей, привлекли художника к суду, за то, что он «посмел» изобразить богинь с женским лицом, а потом эту же женщину, позирующую для образа богинь, изобразил с обнажённой грудью, едва прикрытую сари. Якобы это наносит непоправимый вред индийской культуре. И это в стране Камасутры, где на всеобщее обозрение есть сексуальные позы в камне (один храм Коджурахо чего стоит). Ханжи.
Первоначально режиссёр приглашал на главные роли Аджая Девгана и Мадхури Дикшит, но Мадхури отказалась сниматься в слишком откровенных сценах в роли натурщицы. Тогда в роли Суганды, снялась Нандита Сен (она согласилась появиться на экране в полуобнажённом виде), а роль художника исполнил Рандип Худа. Этот фильм Кетана Мехты был показан на кинофестивале в Каннах. Он был также в программах кинофестивалей в Лондоне, Нью-Йорке, Осло и на Шри-Ланке. В декабре 2009 г. его показали во Флоренции на открытии фестиваля «River to River». Только в Индии фильм никак не мог найти дорогу к зрителю. Очень долго его запрещали к показу в кинотеатрах. Только спустя ПЯТЬ лет индийская киноцензура в лице Central Board of Film Certification дала наконец разрешение на показ этого киношедевра в кинотеатрах, в дни празднования Дивали.
Рандип Худа хорош как всегда. А вот Нандита Сен смела чертовка, так показаться на экране… пусть в полуобнажёнке или даже в боди-арте… это смелость нужна не дюжая. Даже сейчас в 21-м веке не каждая индийская актриса на такое решится.
Пейзажи умопомрачительны, просто дух захватывало от такой красоты. Насчёт СТРАСТИ. Читала, что в фильме не хватило кому-то страсти между мужчиной и женщиной. Но я увидела эту СТРАСТЬ. Не животную, типа секса. А страсть между художником и его творениями, художником и его музой, его борьбы с предрассудками и т. д. Это не танец в лесочке или на лужайке. Это СТРАСТЬ человека к жизни. А картины и есть жизнь художника.
«Цвета страсти» — красочное торжество. Режиссёр заслуживает аплодисментов за смелый портрет великого художника. Он умело смешал биографический фильм с историческим, добавив любовную историю и социальную критику. Философия, наука, свободная любовь — всё сплелось в эфемерном сочетании, как на полотнах самого художника, любимыми цветами которого были красный, чёрный, оранжевый, зелёный, розовый и золотой. Эти цвета он считал цветами страсти, наиболее подходящими для изображения богов и богинь.
«Rang Rasiya» дословно переводится с хинди как «Цвет чувства». В принципе название предложенное российскими переводчиками, тоже вполне подходит. Хотя фильм можно перевести и как «Живописец», что собственно тоже подходит. Фильм не идеален, но затрагивает много важных тем, связанных с искусством, традициями и положением в обществе. И можно с уверенностью сказать, что это фильм — о вечном.
Этот фильм больше подходит для творческих людей, которые верят в свободу выражения своих чувств. Но мне понравилось, как художник выражал свои чувства на картинах, как он это изображал. На мой взгляд ничего «грязного» в его работах не было. Доводилось мне видеть и более откровенные картины европейских художников, где изображены абсолютно обнажённые женщины, да и мужчины тоже, в очень откровенных позах. И они висят в лучших галереях мира, и все ими любуются и восхищаются. А тут, только слегка грудь женщины изображена, а такую бучу подняли, особенно так называемые религиозные деятели, которые якобы неустанно радеют за моральные устои индийской молодёжи.
9 из 10
8 августа 2021