Рейтинг фильма | |
![]() |
7.3 |
![]() |
7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Подарок Сталину |
год: | 2008 |
страны: |
Россия,
Казахстан,
Польша,
Израиль
|
режиссер: | Рустем Абдрашев |
сценарий: | Павел Финн |
продюсеры: | Борис Чердабаев, Алия Увальжанова |
видеооператор: | Хасанбек Кыдыралиев |
композитор: | Куат Шильдебаев |
художник: | Александр Ророкин |
монтаж: | Сильвен Кутанден, Сергей Вильковиский |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
2000000 |
![]() |
$12 633 |
Дата выхода | |
![]() |
2 октября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
16+ |
![]() |
1 ч 37 мин |
В основу драмы Рустема Абдрашева легли воспоминания израильского писателя Давида Маркиша. Фильм получил Гран-при первого международного кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и Авангард», открыл 13-й Пусанский кинофестиваль в Южной Корее, но призов не получил, а черновой вариант был показан на Берлинском и Каннском кинофестивалях.
Казахстан, 1949 год. Новая волна репрессий — казни и депортация. Семидесятилетний юбилей Сталина. Главный герой — еврейский мальчик — сирота Саша вместе с дедом едет в Казахстан в вагоне для депортированных. По дороге дедушка умирает, а сам малыш ни на минуту не перестает думать об арестованных родителях. Он не подозревает, что их уже нет в живых. По прибытии в глухой казахский аул, Сашу спасает от гибели путевой обходчик Касым — одинокий старик, потерявший и жену, и детей во время голода, и которого контузило на фронте. Он живет в домике по соседству с красавицей Верой — бывшей узницей АЛЖИРа, ссыльным польским врачом Ежи, дунганином Фаты. Появление мальчика скрашивает их и без того суровые будни. Реальность жестока, властные люди бессердечны. Но в этом ауле Саша находит семью и друзей. Приближается семидесятилетие вождя мирового пролетариата, и Саша тоже в числе всех людей СССР решает преподнести подарок Иосифу Виссарионовичу в надежде на то, что тот поспособствует скорейшему воссоединению его с семьей — маленького козленка, которого ему дал Касым.
Рустему Абдрашову удалось сделать фильм, который рассказывает об одном из самых непростых моментов в истории страны, не скатываясь в пафос или слезовыжималку. Без истерик, без заламывания рук, спокойно и с большим достоинством. Показаны потрясающие красивые пейзажи Казахстана, которыми можно любоваться и без какого-либо развития сюжета. Картина получилась удивительно честная и настоящая. Актеры настолько растворились в своих ролях и окружающей натуре, что фильм местами кажется документальным, а не игровым.
В фильме участвуют такие актеры, как Нуржуман Ихтымбаев, который начал свою актерскую карьеру еще в семидесятых годах, но наиболее известна его роль Зора в фильме Ночной дозор, Екатеринова Редникова снималась в сериалах Каменская, Диверсант, а Александр Баширов участвовал в фильме Штрафбат из того, что я помню. Судя по роликам и кадрам из фильма, которые есть в сети, при работе над созданием картины отлично поработали декораторы, костюмеры и операторы. Хасанбек Кыдыралиев отлично построил кадры, некоторые из них можно распечатывать и повесить на стену, как картину Клода Моне.
Режиссеру удалось добиться абсолютной достоверности каждой сцены; он умело сочетает смешные, трогательные и по-настоящему страшные эпизоды, тщательно воссоздавая жизнь, которая, к счастью, давно уже ушла в небытие. И происходящее на экране кажется случайно запечатленными на кинопленку событиями далекого прошлого, а не результатом работы современных кинематографистов.
«Подарок Сталину» имеет смысл посмотреть, чтобы в очередной раз восхититься несгибаемостью человеческого духа. История, рассказанная в этой ленте, очень мрачна, но главное, что остается в сердце после ее просмотра, — гордость за людей, которые в чудовищных обстоятельствах смогли остаться людьми. Да, наверное, таких было немного: нечеловеческие испытания крошили в труху и тела, и души людей. Да, отчаянные усилия выживших физически и морально узников приносили очень скромные результаты, но порой несчастным, лишенным малейшей надежды на спасение людям все же удавалось спасти немногих счастливцев из гулаговского ада.
Данная кинолента дает понять, что отличия в цвете кожи, разрезе глаз, родном языке, религии и национальности не так важны, как разница в моральных качествах.
25 июня 2020
Тихой ночью при луне
Луч в воде дрожит слегка,
За аулом в тишине
По камням бежит река.
Трагедия народа содержит в себе трагедии многих людей, судьба коих неблагосклонно заставила их бороться с политическим режимом и войнами, голодом и бесконечными гонениями, казнями и депортацией.
Именно о таких покалеченные жизнях рассказывается в фильме. Здесь и путевой обходчик Касым — одинокий старик, потерявший жену, и детей во время голода и контуженный на фронте. И красавица Вера- бывшая узница АЛЖИРа. И ссыльный польский врач Ежи. Однажды к ним присоединяется главный герой фильма — еврейский мальчик-сирота Саша (Сабыр), спасенный добрым казахом, которого в последствии он назовет своим отцом. Все они такие разные и каждый по своему относиться к тому, что выпало на его судьбу. Кто кается и просит прощения, кто мириться со своей безутешной учестью, кто приспосабливается и ожесточается, а кто верит в великого, доброго и всемогущего товарища Сталина.
Между тем жизнь идет своим чередом. Кто-то ссориться, кто-то влюбляется, жениться, читает стихи совсем не ведая о том, что их жизни в последствии и станут самым главным подарком товарищу Сталину.
Фильм о вере, фильм о любви, о горе, фильм о жизни.
10 из 10
7 марта 2014
Невероятно, как можно за 90 минут так просто, по-бытовому, без всякого пафоса сказать, что добро и зло всегда вне наций, религий и военных званий?
В этом фильме, на мой взгляд, три подарка Сталину. Козлёнок, которого Сабыр передаёт ему в подарок, испытания атомной бомбы к 70-летию Сталина и сам фильм является третьим «подарком» на 130-летие со дня рождения. Подарком, конечно же, в кавычках.
Настоящий фильм, биографичный, оставляющий шрам на сердце. О настоящих людях и людях, теряющих лицо, продающих совесть. Очень искренний, максимально заземлённый, заслуживший народную любовь (среди казахстанцев точно).
Фильм о Любви, которая даже в условиях нечеловеческих страданий способна возвышаться и возвышать. Рекомендую всем.
7 ноября 2011
Не могу сказать, что Сталин плохой. Да и сама идея говорит не об этом. Можно часами рассуждать, хороший он или плохой в политическом плане, но факт остается фактом: на тот момент ему необходимо было провести где-то ядерные испытания, и лучшее место для этого были широкие казахстанские степи. Но фильм не политических прениях!
Сама структура драматургии построена интересно. Сталин — и человек и бог в одном лице, был для казахского народа не только вождем пролетариата, но и лидером, в которого они свято верили. Дарили ему от стишков до последнего барана, отрывая от своих сердец. Принимали гостеприимно всех, кого Сталин репрессировал на их землю. И вот, человек, бог, вождь, плюнул им в душу, даже не посчитав нужным позаботиться об их жизнях. И в этом трагедия народа!
Но показывается это глазами обычных людей, которых по непонятным причинам прозвали Врагами народа. В призме отношений репрессированных людей и гостеприимном народе мы можем наблюдать простые человеческие и нечеловеческие качества людей, вовлеченных в мероприятие по сбору подарков. Идея колоссальная, и за этот фильм сердце переполняется гордостью.
26 марта 2010
Фильм получил Гран-при первого международного кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и Авангард», открыл 13-й Пусанский кинофестиваль в Южной Корее, а черновой вариант был показан на Берлинском и Каннском кинофестивалях.
Сам фильм мне очень понравился, казахские степи, прекрасная игра актеров, вся атмосфера страха Сталинского режима, отношение людей в ауле. Писать рецензии не умею, но захотелось сказать что-то хорошее к этому фильму. Если человеку не интересен жанр артхауса, то незачем себя и мучить, пытаясь смотреть фестивальное кино, которое «грузит». Я давно полюбил это направление кинематографа не пользующееся большой популярностью среди основной массы зрителей. И это кино меня где-то зацепило. Советую всем ценителям «кино для головы», хорошего фестивального фильма.
9 из 10
Буду рад иметь его в своей коллекции.
24 января 2010
Человек, который сочинил описание фильма, судя по всему, досмотрел фильм где-то до половины, а может и того меньше. И в общем-то его можно понять. Фильм этот — как казахская степень, тянется и тянется, и конца края ему не видно. Тридцать километров вправо — степь, тридцать километров влево — степь. И везде она, эта степь, одинаковая. А фильм невыносимо нудный, и после получаса терпеливого ожидания шагать по нему становится жутко утомительно.
Даже если в этой фильмо-степи на что-то и набредешь, то только пожалеешь. Это будет либо русско-страдальческая чернуха, которая загрузит тебя по самое некуда, так загрузит, что тебе захочется, чтоб все умерли, либо натужная псевдо-философия, вперемешку с молитвами и рваными мыслями о боге, от которых тебе захочется умереть самому.
В общем, не фильм, а медленная пытка. Абсолютно несмотрибельный.
2 из 10
7 ноября 2009
Редкие фильмы задевают за живое. Этот фильм задел. Меня сначала поразил низкий рейтинг этого фильма на кинопоиске, но позже понял, что только живя в Казахстане среди многонационального сообщества можно понять этот фильм. Я не кинокритик и фильмы обычно оцениваю так: понравился или нет, но это фильм показался каким-то простым и в тоже время поразил своей душевностью и теплотой.
9 из 10
6 января 2009