Рейтинг фильма | |
![]() |
7.2 |
![]() |
6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Могила светлячков |
английское название: |
Hotaru no haka |
год: | 2008 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Таро Хюгадзи |
сценаристы: | Такуя Нисиока, Акиюки Носака |
продюсеры: | Сюити Исода, Сатоси Коно, Акио Нандзё, Сигэхито Ито |
видеооператор: | Коити Каваками |
композитор: | Castle in the Air |
художник: | Митито Накагава |
монтаж: | Акимаса Кавасима |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
5 июля 2008 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 40 мин |
В фильме рассказывается история подростка Сэйты и его младшей сестры Сэцуко, оставшихся без дома и родителей. Дом разбомблен, мать в госпитале, но потом умирает. Отец, морской офицер, на войне. Дети предоставлены сами себе и должны учиться выживать. Они отправляются к тете, но та принимает их неохотно, разрешая жить у нее в обмен на консервированную еду, которую дети нашли на пожарище своего дома. Потом выясняется, что она присвоила себе кимоно матери детей. Сэйта вступает в конфликт с тетей, но в итоге вынужден уйти вместе с сестрой. Они обосновываются в пещере, а потом от голода и лишений Сэцуко умирает. Сэйта хоронит ее рядом с могилами светлячков.
Хотя в жанре фильма указано слово «военный», военные действия в фильме не показаны. Фильм вообще весьма беден по декорациям, хотя и богат по атмосфере. Сэйта, вчера еще ребенок, вынужден нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь несмышленой сестры. Мир, в котором он оказываются со смертью матери, полон враждебности. На город постоянно совершаются налеты американской авиации, и в такие моменты важно успеть спуститься в бомбоубежище. Еды нет. Ее приходится либо выменивать на одежду, либо красть. Жилья тоже нет. У родственников искать помощи бессмысленно. Для родной тети дети скорее обуза, и она по сути только использует их, тайком выменивая красочные кимоно сестры на еду. Она, не церемонясь, отказывается кормить Сэйту и его сестру Сэцуко, а потом и вообще выгоняет детей из дома, когда Сэйта называет ее воровкой за кражу посылки, которую мать отправила сестре перед смертью.
Несмотря на ужас положения Сэйты и его сестры, фильм начисто лишен ощущения экзистенциального тупика. Причина тому — постоянная деятельность Сэйты. Он постоянно куда-то идет и постоянно принимает какие-то мелкие решения, не позволяющие ему прозябать в бездействии. По этой же причине в фильме нет рефлексии, позволившей бы проанализировать опыт войны. В «Могиле светлячков» зритель не видит войны, но понимает, что она ужасна, видя, как дети фактически умирают с голода. При этом демонстративного антивоенного пафоса здесь нет, поскольку историческая правда соблюдена и, коль скоро война еще не закончена, японцы изображены сплотившимися вокруг императора, ведущего империю к победе.
8 из 10
22 декабря 2014
Второй игровой фильм «Могила светлячков», вышедший через три года после первого и спустя двадцать лет с момента выхода анимационного фильма Исао Такахаты. Акценты смещены, отчего некоторые персонажи охарактеризованы неверно. Ряд важных сцен убран, вместо них добавлены совершенные посторонние этой истории, ненужные ей. Еще несколько моментов неудачно изменено. Вместо важных поэтических символов — грубые и более натуралистичные, призванные, наверное, впечатлить и шокировать. Но бьющие мимо.
Всё слишком внешне и условно. Из истории о двух светлячках, брате и сестре, борющихся за своё право на жизнь, о любви и заботе, которым есть место даже в самое ожесточенное время, в постановке режиссера Таро ушла трагедия, ушло чувство. Боль ушла и любовь. Есть опасения, что в такой постановке история не дойдет до сердец зрителей, не сможет тронуть. А потому фильм 2008 года можно смотреть только знакомым с творением Такахаты, которому он безнадежно проигрывает. «Могилы светлячков» лучше, чем у Такахаты, нет и уже не будет. Но если вы ярый противник анимации, а с историей светлячков познакомиться все же хотите, то лучше сделать это по фильму режиссера Сато 2005 года.
9 мая 2012