Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.2 |
IMDb | 8.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Убить Билла: Кровавое дело целиком |
английское название: |
Kill Bill: The Whole Bloody Affair |
год: | 2006 |
страна: |
США
|
режиссер: | Квентин Тарантино |
сценаристы: | Квентин Тарантино, Ума Турман |
продюсеры: | Лоуренс Бендер, Э. Беннетт Уолш, Боб Вайнштейн, Харви Вайнштейн, Эрика Стейнберг |
видеооператор: | Роберт Ричардсон |
композиторы: | Роберт Родригес, RZA |
художники: | Цао Цзюйпин, Ёхэй Танэда, Дэвид Уоско, Хидэфуми Ханатани, Кумико Огава, Катрин Мари Томас, Ёсихито Акацука, Сэнди Рейнольдс-Уоско, Дэниэл Брэдфорд |
монтаж: | Салли Менке |
жанры: | боевик, триллер, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 марта 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 4 ч 7 мин |
Сразу скажу, поскольку две части «Убить Билла» сюжетно, качественно и художественно никак не отличаются друг от друга, то считаю, нет смысла писать рецензии на каждую из частей. Лучше, как сам Тарантино, рассматривать дилогию как единый фильм.
Я уверен, не погрешу против истины, если скажу, что при большом количестве талантливых режиссёров в современном кино (Ноллан, Андерсон, Шазелл, Финчер, Аранофски и др.) самый необычный и импозантный – это однозначно Квентин Тарантино. В нём всё необычно: его необычное имя, внешность; карьера от кассира в порнокинотеатре до мирового режиссёра; его одержимость кино, ретро-отсылками, женскими ступнями, насилием и диалогами и др. Фильмография у Тарантино скромная, но каждый из его фильмом становился культовым.
Так же и с легендарной дилогией «Убить Билла». Уверен, даже неискушённые зрители точно слышали про данный фильм. Я познакомился с ним уже в сознательном возрасте и без всяких скидок на время, снобизма говорю, что этот фильм – шикарен и обалденный, хотя если меня спросят «почему?» я не уверен что точно смогу сказать, ведь фильм крайне необычный, как и всё творчество Тарантино.
Сюжет. Главная героиня – Беатрикс Киддо («Чёрная мамба») бывшая наёмная убийца, которой её бывший работодатель и любовник Билл и его «змейки» срывают свадьбу. Ну как срывают? Убивают всех гостей свадьбы, а саму Мамбу избивают до комы. Спустя пять лет она просыпается и начинает свою месть.
Казалось бы, сюжет тривиальный. Сколько в мировой культуре было произведений про месть. Но у Тарантино обычный сюжет разбавляется крайне необычными «фишками»:
1) Медлительность и интересность. Главное достоинство – фильм безумно интересный и это при том, что он крайне медленный и неспешный. Если «Бешенные псы» и «Криминальное чтиво» имели динамичный тон повествования, то в «Убить Билла» Тарантино специально растягивает абсолютно каждую сцену, словно мастурбирует на сам факт процесса съёмки.
Например, нам показывают, как одна из убийц Элли Драйвер идёт по больнице, насвистывая. Она идёт...идёт...долго идёт... очень долго идёт. Насвистывает всё это время. Пока не доходит до нужной палаты. И это… интересно и захватывающе!
Или знакомство с Пэй Мэем. Нам показывают, как Билл играет на флейте, затем рассказывает не торопясь историю монаха Мамбе; Беатрикс поднимается по лестнице вверх и при том что это медленно снято но это чертовски интересно.
И так каждая сцена. Чтоб вы понимали. Здесь есть сцена как брат Билла – Бадд опаздывает в свой бар на работу и начальник несколько минут его ругает за это. Казалось бы, зачем эта сцена? Бадд не главный персонаж и эта сцена даже особо не влияет на сюжет. Но она есть и она крутая, потому что интересная! Хотя здесь просто начальник-зверь третирует Бадда.
А сцена, как врач несколько минут наставляет водителя-извращенца как правильно насиловать Беатрикс в коме. Сцена как гроб с Беатрикс закапывают. Здесь каждая сцена интересная при том что она медлительная.
Значительно позже, я понял, что мне напоминает «Убить Билла» - ароматный, пышный кусок вишнёвого пирога, который ты ешь очень медленно не чтобы его съесть, а чтобы прочувствовать каждую молекулу этого гастрономического шедевра. Вот также и «Убить Билла» ты его смотришь и не ждёшь конца, тебе просто хочется наслаждаться фильмом. Я не могу понять, как Тарантино это сумел сделать. В супергеройских фильмах «Марвел» кадры сменяются со скоростью света и некоторые их фильмы всё равно скучные, а тут растянуто но интересно.
2) Образы. Это, наверное одна из причин «интересности». В фильме каждый персонаж сделан запоминающееся. Беатрикс Киддо в полосатом жёлтом спортивном костюме с катаной на готове, она вообще стало образом в поп-культуре. Одна из убийц Элли – одноглазая с повязкой на глазе. О-Рен в исполнении азиатки Люси Лью. В фильме нет ни одного не интересного персонажа.
3) Восточная культура. Об этом можно догадаться по катане на постере. Фильм изобилует ею. Постоянно рассказывают про правила восточных единоборств и самурайских боёв. Бой Мамбы с О-Рен происходит в красивом снежном японском лесу.
4) Нелинейное Повествование. Фильм не идёт по прямой. Нам показывают, как Беатрикс кого-то убивает, а потом отматывают время назад и выясняется, что это был флэшфорвард. В обычном фильме это запутало бы, но не у Тарантино. Здесь это вносит интригу поскольку непонятно, насколько Невеста близка к цели.
А эти режиссёрские находки! Историю О-Рен показывают в виде жёсткого аниме-хентая и это прикольно (кстати, зная о любви Тарантино к цитированию, он эту идею с мультиком не в «Клерках» подсмотрел?). Сцена боя с бешенными показана за стенкой в виде чёрных силуэтов. Иногда фильм разбавляется чёрно-белыми сценами (Интересно, не отсылка ли на «Прирождённые убийцы»?).
5) Диалоги. Одна из знаменитых фишек Тарантино. Вот что ещё удивляет. Фильм о мести и казалось бы, персонажи в диалогах будут обсуждать этичность мести и убийств. Но нет, Беатрикс непреклонна в своём желании убить Билла и ни разу не сомневается в правильности своего решения. А диалоги идут… о всякой всячине. Но это интересно, хотя персонажи тут практически всегда говорят с каменными лицами напротив друг друга и это плюс медлительность.
Например, Беатрикс и Билл разговаривают у церкви. Их разговор ни о чём, но он интересный. Их разговор в доме у Билла ни о чём но интересный. Как Тарантино умудряется это делать, я до сих пор не понял. Мне кажется если бы ему на спор предложили снять как два бомжа обсуждают шаурму, он бы с этим справился.
6) Экшен. Тарантино любит показывать насилие, поэтому неудивительно что все боевые сцены, начиная от массового боя на катанах с «88 бешенными» и заканчивая пробиванием крышки гроба сделано круто и зрелищно. Самый смак по мне это бой Беатрикс и чернокожей домохозяйки.
7) Саундтрек. Он тоже классный и содержит много крутых композиций. «Одинокий пастух» в сцене тренировки. «Битва без чести и гуманности». Но особенно мне нравится и спасибо Тарантино и Родригесу что познакомили – финальная песня «Goodnight Moon» группы Shivaree. Вот реально классная песня! Её текст даже чем-то напоминает судьбу Беатрикс.
8) Отсылки. Всем известно, что фильмы Тарантино покадрово цитируют его любимые фильмы. Но я в этом не знаток. Догадался только, что жёлтый костюм Беатрикс это костюм Брюса Ли.
Вывод: «Убить Билла» это не стареющий золотой фонт кинематографа. Шикарный фильм, который несмотря на медлительность и отсутствие философии, очень интересный, крутой и зрелищный. Фильм от человека который обожает кино.
10 из 10
5 августа 2023
Всем им, вскользь промелькнувшим где-либо
И пропавшим на том берегу,
Всем им, мимо прошедшим, спасибо, -
Перед ними я всеми в долгу.
«Женщины в детстве», Пастернак.
Дилогией «Убить Билла» далай-лама постмодернистского кино Квентин Тарантино отдаёт дань нежности и благодарности женщинам. Вдохновение мэтра превратило будничную историю о несчастной любви, разбитых сердцах и трудных отношениях в эстетичный и стильный эксплоутейшн-фильм. В нем есть всё, что можно ожидать от Тарантино: отличные диалоги, замечательный саундтрек, эстетизм, нелинейная структура рассказа, талантливая игра хороших актеров, кровь и насилие, безудержное цитирование. Мэтр вообще любит своих персонажей, а в «Убить Билла» образцово — глубоко и с любовью — выписывает женщин. У атомной блондинки и белокурой бестии Беатрикс (Ума Турман) есть и личность, и история, и развитие. Квентину Тарантино она, как и О-Рэн Иши (Люси Лиу), интересна, прежде всего, как человек.
Фрейда интересовали судьбы влечений, а Квентина Тарантино, если верить трактовке философа Михаила Куртова, интересует спонтанность разрядки энергии, и отсрочка разрядки — основной критерий зла в его фильмах. Беатрикс (Турман) и Билл (Кэррадайн) — оба наемные убийцы, и, согласно трактовке, предложенной Куртовым, Билл антагонист потому, что затормозил импульс убить Беатрикс, когда мог покончить с ней раз и навсегда. Впрочем, есть ли основания говорить, что у Билла был лишь импульс убить и его торможение? Более по-фрейдистски было бы считать, что импульса было два, сексуальный и агрессивный, и первый помешал второму. Поэтому трактовку есть смысл усложнить: единственный критерий зла — конфликт между импульсами, а критерий добра — внутреннее единство, позволяющее разряжать накопившуюся энергию без торможений. Беатрикс, лучшая ученица Пай Мэя, легендарного мастера Бак Мэй, обрела внутреннее единство перед лицом врага и достигла состояния, выраженного в афоризме мастера дзен: «Пресеки свою двойственность, и пусть один меч сам стоит спокойно против неба».
Всё это, конечно, аморально. И мир в «Убить Билла» расцвечен как джунгли, в которых львица в костюме Брюса Ли — костюме желтого, «львиного» цвета, — мстит за себя и детеныша. А львица по определению по ту сторону добра и зла. Да и Билл сравнивает Беатрикс с Суперменом, этим дальним американским родственником ницшевского сверхчеловека. А сверхчеловек не позволяет моральным нормам отравлять себя рессентиментом, и между его Сверх-Я и его Оно такая гармония, что он разряжает накопившуюся энергию без отсрочки.
Билл сравнивает Беатрикс с Суперменом, и ясно, что «Убить Билла» — уникальное авторское супергеройское кино наподобие «Неуязвимого». Тарантино размышляет о том же, о чем в «Неуязвимом» Шьямалан — о супергерое как первичном, настоящем «Я» и о повседневной персоне Васи, Пети или Маши как о результате отчуждения, как о наносном, как о чем-то таком, что требуется превзойти (через обретение внутреннего единства). Расхождение между режиссерами в том, в какой среде герои реализуют своё аутентичное «Я»: у Шьямалана — в социальной системе морально-нравственных связей, у Тарантино — среди волков, тигров и ядовитых змей, в джунглях.
В супергероизме блондинки Беатрикс сгустились не только образы белокурой бестии, сверхчеловека и супермена. Еще она — просто женщина, которая, сложись всё хорошо, была бы «самой обычной женой в самом обычном доме», как говорил о своей сногсшибательной жене бухгалтер на страже порядка из «Копов в глубоком запасе». Ей свойствен тот героизм, о котором писал любимый поэт Тарантино, Пастернак:
Быть женщиной — великий шаг,
Сводить с ума — геройство.
Геройство прирожденной убийцы Беатрикс в том, что она свела с ума прирожденного убийцу Билла. За что и поплатилась. Профессионал высшего класса, она до конфликта с Биллом убивала направо и налево, заслужила беспрецедентное уважение великого Пай Мэя, а вот с любимым мужчиной потерпела поражение.
Впрочем, не она одна, есть у нее кинематографические сестры по несчастью. Тарантино цитировал безудержно, и самым киноманистым не нужно листать Википедию, чтобы заметить сходство «Билла» с «Госпожой Кровавый Снег» и «Невеста была в черном» (и многими другими). Да и с фабулой «Я плюю на ваши могилы» есть серьезное сходство. Неудивительно поэтому, что мужчинам в «Убить Билла» роль отведена незавидная: одного убивает бывшая, другого — ревнивый любовник невесты, третьему выбивают мозги дверью, четвертого кусает в лицо черная мамба. И только мастер Пай Мэй (кончивший хоть и плохо, но в возрасте около тысячи (sic) лет) и кузнец Хаттори Ханзо выгодно выделяются на этом неблагополучном фоне: оба холостяки (кажется), оба непревзойденные мастера, оба автопортреты кинематографического монаха Квентина Тарантино.
Киномозаика Тарантино
Цитирует мэтр действительно безудержно. В 1995 году на благословенной игровой приставке Sega Genesis вышла игра жанра «побей всех» Comix Zone. Главного героя, Скетча Тёрнера, забросило из реального мира в комиксы, где он и дрался с врагами. Именно этим занимается и Беатрикс в «Убей Билла» — если Тёрнера забросило в комиксы, ее забросило в фильмы, и она переходит из сцены одного фильма в кадр другого и из одного жанра в другой. Тёрнера, правда, забросило в комикс, который он сам рисовал, тогда как Беатрикс шествует по уже готовой киномозаике, которую создавали сотни творцов. Эта черта Тарантино давала критикам повод говорить, что он снимает кино о кино, а не о жизни. Однако это неправда, это лишь искаженный отзвук пост-структуралистского тезиса о том, что означающее всегда отсылает только к другим означающим и никогда — к реальности (к реальности отсылает символическая система целиком). Но как в истории Беатрикс и Билла не узнать то, что так часто происходит с людьми? Да и символическая киносистема, которую использует Тарантино, жалуется о том же, о чем жалуется «Убить Билла».
10 из 10
28 августа 2017