Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Страна приливов |
английское название: |
Tideland |
год: | 2005 |
страны: |
Великобритания,
Канада
|
слоган: | «C белочками эта земля не так пустынна...» |
режиссер: | Терри Гиллиам |
сценаристы: | Тони Гризони, Митч Каллин, Терри Гиллиам |
продюсеры: | Джереми Томас, Владислав Бартосцевич, Ник О’Хаган, Питер Уотсон, Пол Бретт, Габриэлла Мартинелли, Ронда Бэйкер |
видеооператор: | Никола Пекорини |
композиторы: | Майкл Дэнна, Джефф Дэнна |
художники: | Ясна Стефанович, Анастасия Масаро, Дэльфин Уайт, Сара МакКадден, Марио Давиньон |
монтаж: | Лесли Уолкер |
жанры: | триллер, фэнтези, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 19300000 |
Сборы в России: | $67 000 |
Сборы в США: | $66 453 |
Мировые сборы: | $566 611 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 сентября 2005 г. |
на DVD: | 3 августа 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 2 мин |
История о девочке из неблагополучной семьи. С самого рождения она была обречена на странную и непонятную жизнь, ведь живя с такими родителями она изначально не знала, как «правильно» жить и что такое счастье, как нужно воспринимать смерть и незнакомцев, как устроен мир и что является чёрным, а что белым. С этим мировоззрением она изучает новое место обитания, людей, их поступки - пытается посредством сказочности и детского волшебства познать свою новую жизнь в заброшенном доме со странными соседями. Благодаря тёте-колдунье и таксидермии её папочка остаётся надолго с ней, что вполне неплохо. Так он хотя бы не пахнет. Детская влюблённость и дружба в злаковых полях, смерть большой акулы и новая жизнь. Одиночество и развлечения, пыльный дом на краю света. Вечное лето. И она одна среди палящего солнца.
Слишком счастливая и наивная история. А что, если бы по соседству жили каннибалы? Смерть от голода или отравление? Одиночество на сотни километров? И да, было бы лучше или хуже, если бы папочка не умер?
19 июня 2022
Больше всего эта история напоминает документацию сна. Нельзя, или можно, приписать случившееся к арт-хаусу, слишком бытовые условия разворачиваются в мире девочки Роуз. Изначально все трактуется как история милая, но с оттенком саморазрушения, имя которому Джэф Бриджес. И признаться, я не заходил дальше, чем вид Джеффа в вступительной сцене, отчего то мне не было интереса глядеть на зависимого музыканта. Но ведь дело не в нем...
Я наблюдаю новую жизнь, через глаза ребенка. Голова на пальце, она же голова ретранслятор восприятия Роузи, в ее новой вселенной, где на границе миров подальше от взрослых глаз цветет и благоухает новая Ютландия, куда хватило сил добраться непутевому папаше. Такие дела. Совершенно странная, полная необычных ракурсов, и кошмаров наяву Страна приливов, ее можно трактовать как трагедию всей жизни, можно замахнуться и объяснить все как психотравмы ребенка, или трактовать события как фантасмагорию жизни в уединении.
Но мне кажется, что это сказка наяву, что волшебство в случае характера жизни Роуз произошло с ней именно так. Ее вынесло на берег, и теперь она будет танцевать среди полей, где одержимый идеей атаковать акулу на рельсах парень станет ее ланселотом, а ведьма таксидермиста коварно попробует поймать. Волшебство случилось и забрало рассудок, ибо если рассматривать историю Роуз исключая призмы радости и чуда, то значит мы побывали в ночном кошмаре. А потому есть смысл созерцать эту историю а рамках драматической сказки. Иначе мрак.
22 ноября 2021
На этот арт-хаус я наткнулась поздней ночью на одном из каналов, примерно, через 2—3 года после его премьеры. Начало пропустила, но кадры девочки, разговаривающей с мертвым отцом, сразу завлекли своим диким, пугающим очарованием.
Это было странно, красиво и тревожно.
Еще годы спустя я пересмотрела этот фильм и утвердилась во мнении, что он прекрасен. Конечно, виды разлагающегося трупа, скрюченных мумий, мертвого глаза, шрама на голове и гнилых зубов далеко не эстетичны, но все это часть особого мира Гиллиама, в котором суровая реальность и жуткая мистика, социальное уродство и детское воображение сливаются воедино.
Этакая «Алиса в Стране Чудес» по-гиллиамовски.
Но в сказке Джелизы-Розы веселого мало.
Что еще остается недолюбленному матерью ребенку, которому в младенчестве обкуренный отец выдыхал в лицо дым? Только фантазировать и разговаривать с головами кукол Барби — единственными подругами ее жизни, разделяющими все игры и сомнительные приключения.
Беседы с мертвым отцом, безуспешная попытка подружиться с Дел, псевдо-любовь к Диккенсу — все это ее способ выжить в страшной, одинокой реальности, населенной болотными человечками, разговаривающими белками и призраками, которых нужно чем-то задобрить.
Через побежденный страх и тревогу, Джелиза-Роза познает замкнувшийся вокруг нее мир, как умеет: следует за тем, кто ведет, ест то, что придется, дружит с теми, кто подвернулся. Она видит окружающую жизнь по-особому, через призму сказки об Алисе, бредни ее отца, безумие соседей-психов и дикую природу.
Хочется отметить прекрасную игру актеров. Мне кажется, это лучшая роль Джоделль Ферланд из ее арсенала готических образов.
И думаю, что это единственно достойная работа Терри Гиллиама после «Братьев Гримм».
3 августа 2021
Это фильм о том, как работают защитные механизмы психики — вытеснение. О том, что люди смертны, а иногда и внезапно смертны, в самое неподходящее для этого время. Это фильм о детях маугли и их восприятии мира. это фильм о том как люди относятся к своей жизни и жизни своих детей. О психологической зрелости и об одиночестве. и он очень хорошо отыгран. Фильм не снят для «потребителя». Он не отражает модных тенденций, трендов и того, что пришлось бы по вкусу широкой публике с рафинированным качеством обслуживания. Фильм не снят «на заказ». Фильм приоткрывает непривлекательные стороны человеческого социума и очень хорошо (и лихо сценаристически закрученной чередой (не)случайных событии и не имеющих к сюжету помыслов героев) заканчивается для главной героини. Очень хороший фильм, имеющий глаза и уши да увидит.
7 декабря 2020
Через семь лет после выхода на экраны «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», в промежутке между съемками откровенно коммерческого, и стоит признать, достаточно посредственного фильма «Братья Гримм», Гиллиам создает, возможно, свою самую страшную картину «Страна приливов» — очередное для него размышление о безумии, в первую очередь детском, как форме эскапизма и личностной переработки ужасов внешнего мира. Несколько лет спустя после этого фильма, в России выходит еще куда более жесткая лента «Волчок», в которой ее режиссер Василий Сигарев уже на социальном материале рассуждает о неприкаянности детства, не способного и не желающего вписаться в чудовищный мир взрослых.
Поначалу можно подумать, что сюжет «Страны приливов» для Гиллиама — лишь повод для визионерского визуального размаха, для изображения причудливости безумных фантазий маленькой девочки и ее знакомых: религиозной фанатички и ее брата-эпилептика. Однако, сама чудовищность семейной ситуации героини Джоделль Ферланд, пугающе детально проникнувшей в специфику детского психоза, подсказывает социально-психоаналитическую трактовку фабулы и всей структуры этой картины. Ее родители — представители контркультуры, музыканты-наркоманы, которым плевать на своего ребенка, они целиком погружены в инфантильность своих эгоистических желаний. Здесь отец — не отец, и мать — не мать, потому тем страшнее повороты сюжета, тотальное присутствие смерти в жизни ребенка и его неспособность ее понять.
Комически-гротескно поданные игры главной героини со смертью и трупами — это, конечно, эпатажные, пугающие сцены, но оправданные возрастом персонажа Ферланд, невписываемости смерти в ее сказочный вымышленный мирок, где головы кукол говорят человеческими голосами, и они, видимо, ей чудятся (верный признак психоза). Гиллиам делает все возможное, чтобы вывернуть наизнанку жанр детского фильма-сказки, сделать его по-настоящему жутким и смешным одновременно, и в то же время жестко высказывается о мире взрослых, в котором религиозный фанатизм в равной степени также, как и контркультурный образ жизни родителей и родственников, уродуют детскую психику.
К середине нулевых в западном искусстве было мало произведений, размышлявших о судьбе детей бэби-буммеров, их трагическом уделе расти и воспитываться в полностью инфантильно-консюмеристском мире, о губительном влиянии образа жизни и «внутренних тараканов» самих бэби-буммеров на их детей. Единственным мощным высказыванием на эту тему можно назвать роман Мишеля Уэльбека «Элементарные частицы», вышедший из печати еще в конце 90-х и экранизированный в 2000-е. «Страна приливов» дополняет начатую в нем критику наследия контркультуры, но делает это во многом даже жестче, чем Уэльбек: для французского писателя главным материалом для разоблачения становится «сексуальная революция», для Гиллиама — сам инфантильный образ жизни бэби-буммеров, устранение родителей из воспитания, чудовищные реалии наркоманского бытия, которые ребенок видит с детства.
По этой причине, во многом именно первые полчаса «Страны приливов» самые сильные, оставшееся время мы уже видим аутотерапию главной героини, способ обживания чудовищного мира посредством психотических фантазий и воображения. Интересно, что по мере эволюции режиссерского таланта Гиллиама, меняется и понимание безумия в его картинах: от его романтизации и восприятия как альтернативы буржуазной серости в «Бразилии», «Короле-рыбаке» и «12 обезьянах» — к более трагическому и объективному пониманию сумасшествия в «Страхе и ненависти…» и «Стране приливов» как формы уродливого эскапизма, страдания человеческого разума от неспособности понять мир и выработки бредовых форм его объяснения.
Попытка визуализировать детский психоз — задача почти неподъемная для взрослого человека, только если он сам не «чуть-чуть того», а это о Гиллиаме можно сказать с полной уверенностью, ведь «Страна приливов» — своего рода «Алиса в стране чудес» наоборот (на это указывают многие маркеры в фильме: то, что девочка читает эту книгу, то, что падает в «кроличью нору», то, что знакомится с необычными персонажами, и многое другое). Однако, если сказка Кэролла, как считал Делез, — это производство смысла на поверхности, детски-непосредственное восприятие логики, вполне здоровое мышление, хоть и причудливое, то «Страна приливов» — путешествие на шизофренической глубине, в гуще агрессивных вещей, жизнь среди реальных трупов и фантомов сознания.
Гиллиам понимает, что существование на поверхности предметов, среди нормального и адекватного дарует, как ребенку, так и взрослому, радость интерсубъективного понимания, и именно эта радость героев Кэролла полностью недоступна персонажам «Страны приливов», отчужденно блуждающих среди своих фантазмов: они не способны друг друга понять и услышать, запертые своими психозами внутри воображаемого, которое не способны отличить от реального. Как и свои инфантильные, психически нездоровые родители, дети бэби-буммеров (как это демонстрирует финал «Страны приливов») обречены блуждать среди пугающих образов смерти, развороченных внутренностей мира без надежды когда-нибудь выбраться на поверхность логически осмысленного бытия. Как показывают последние десятилетия, это судьба не только отдельных индивидов, но и всей нашей дезориентированной культуры, разрушившей еще в 1960—1970-е свой метафизический центр, этические и эстетические иерархии.
14 августа 2020
Режиссёр-работяга. За один 2005 год представил две картины: «Братья Гримм» и «Страну приливов» — когда накрыло вдохновение. Проект сразу выделяется необычной подачей, весьма специфической операторской работой и сложной позицией главной героини — маленькой Джелизе-Роуз. На фильм можно смело вешать ярлыки минимализма и артхауса, так как обычное (в стиле Терри Гиллиама, ну, вы поняли) повествование оборачивается богатым внутренним миром, открытым воображением, причём зритель теряет со временем связь с реальностью.
Семейные ценности обретают странный окрас. Мы видим любовь девочки к матери и отцу, экспозиция сразу ставит на них метки — пропавшие люди. В угаре, подобно «Страху и ненависти в Лас-Вегасе» (угадайте, кто режиссёр?), предстают родители. Противоречия смешиваются с логикой, но создатели добились того, чего хотели: ошеломить зрителей.
После некоторых странных (хотя фильмы Гиллиама и слово «странный» являются синонимами) перемещений наконец-таки оказываемся в одной локации, чтобы дальше раскрыть потенциал картины, а он на самом деле очень глубокий и сложный, потому что воображение не ограничено. Палки в колёса никто не ставит, взрослые персонажи отходят на задний план, делая акцент на девчушки. Вот тут и начинается стираться грань между реальностью и фантазиями маленькой девочки.
Картина наполнена детскими мечтами, когда воображение у ребёнка не знало границ и научных обоснований. Отдав всё экранное время ей, режиссёр рисковал, но он не прогадал с выпуском эмоций и впечатлений девочки от взрослого мира. Смерть — просто сон. Забота и уход — просто любовь. Развлечения и времяпрепровождение — просто игра. Пока ещё можно отличать реальность от фантазий, нам вводят интересных персонажей. Великолепно показана реакция маленького ребёнка на незнакомцев, а их внешний вид сразу создаёт в подсознании, как девочки, так и зрителя образ отрицательного существа, страх, который даёт волю эмоциям. Опять же, камера оператора ловит такой ракурс, что обычные действия кажутся мистическими, не смотря на банальные диалоги.
Пару киноляпов, чтобы уйти от грёз «Страны приливов», шутка про Нарнию, хороший саундтрек классических композиторов. Воображение? (ага, доктора Парнаса). Это ведь в голове у героини? После всех хитросплетений начинается вторая волна, где присутствует разговор с трупом — жуткое, но занимательное зрелище, напомнило картину «Человек — швейцарский нож»; знакомство с ещё одним персонажем и игра с реальностью.
Поясню. Тут весь сюжет держится на ужасной реальности, где правит драматизм с ребёнком и на воображении ребёнка, которое расправляет крылья в бесконечном пространстве, так как новые элементы, люди и действия открывают что-то неизведанное. Лодка, которая играет визуальную, но не проектирующую роль, назвали «Лиза». Хмм… Запутаться в картине очень легко, но это такой стиль. Более логичное повествование было в «12 обезьянах», хотя сложная конструкция. А «Теорема Зеро», а «Человек, который убил Дон Кихота», упомянутый «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»? В каждой работе есть основной сюжет и контекст. Тебе не нужно как бы читать между строк, фильм сам тебе эти скрытые детали реализует, остаётся отличить реальность от фантазии.
После того, как разбираешься в событиях картины, адаптировался к повествованию, раскрывается более драматическая позиция. Утрата и последствия, которые оказывают влияние на ребёнка. А далее так, для вставки, режиссёр удивил своим взрослым отношением к персонажу: детское любопытство сексуальных утех. Смело, Терри, смело. В итоге мы получаем взгляд на новую, одинокую жизнь через призму детского восприятия. Помните, что чем младше человечек, тем богаче его фантазии.
Не спешите становиться взрослыми, укутайтесь мечтами, грезя о лучшей для вас жизни. Такой подтекст, как мне кажется, ставит режиссёр в финале. Сложная картина, которая придёт по вкусу не всем. Если хотите с точки зрения кинематографа познакомиться с Терри Гиллиамом, то посмотрите для начала «Братья Гримм» и «12 обезьян», после «Монти Пайтон и священный Грааль». Зайдёт? Открывайте дальше «Страну приливов», «Теорему Зеро», «Человека, который убил Дон Кихота» и «Воображариум доктора Парнаса».
28 сентября 2019
Я не могу высказать своего отношения к этому фильму. Его нельзя назвать хорошим или плохим, скорее поучительным. К этому фильму сложно остаться равнодушным. Теперь попытаюсь рассказать о плюсах и минусах фильма:
+ Отличная игра актеров (особенно хочется отметить персонажа Джелиза-Розу) Девочка в этом фильме появляется чаще других персонажей и игра ее безупречна. Отлично продуманы монологи (диалоги с куклами) и образы.
+ Фильм далеко не скучный, очень много неожиданных поворотов событий и постоянно хочется сопереживать девочке, попавшей в такую непростую ситуацию.
+ Мораль. Да, здесь она определенно есть. Мир, полный безумцев, от наркоманов, до всякого рода извращенцев. Все это давит на детскую психику и сложно не заметить, что сама Джелиза склонна к сумасшествию. Ее нездоровая игра с головами кукол, монологи, нездоровая для ребенка хладнокровность и местами даже жестокость показывают, как в девочке мысли ребенка путаются с мыслями уже взрослого человека. Мир фантазии полностью завладевает ею и это помогает ей выживать в этом безумии. Все так и кричит — ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА РЕБЕНКА!!! Девочке нужна помощь взрослых, но в этом фильме взрослые даже о себе позаботиться не в состоянии!
Теперь о недостатках:
- Пожалуй самый главный минус, это скрытые намеки на некрофилию и педофилию. Конечно, все это просматривается только в контексте. Если смотреть фильм с наивностью ребенка, то это не помешает просмотру, но в целом в какие-то моменты хочется выключить фильм, чтобы не знать продолжение.
- Слишком много ненормальных. Да, картина близка к проблемам в реальной жизни, но слишком утрирована. Меня сразу удивило, что никто не обратил внимание на то, что девочка жила одна в доме с трупом, а когда ей все же удалось наткнуться на людей, то и те оказались какими-то шизиками. Порой кажется, что Джелиза вообще единственная относительно адекватная героиня фильма.
- Этот фильм определенно не для любителей ЭСТЕТИКИ. Ничего красивого и приятного здесь не увидеть. Только боль, разочарование и отвращение.
Смотреть или нет дело каждого! Я не пожалела, что потратила время на этот фильм, но он определенно понравится не всем и скорее всего оставит смешанные чувства.
18 августа 2019
Британскому режиссеру Терри Гиллиаму, когда-то подарившему миру Монти Пайтонов, антиутопии «Бразилию» и «12 обезьян», и др., к 2000-м годам явно стал изменять вкус, и по сей день за его авторством выходят спорные работы. «Страну приливов» Гиллиам снимал в сжатые сроки за 2 месяца, во время своего творческого отдыха от съемок «Братьев Гримм», и нестандартными способами пиарил фильм в «Ежедневном шоу» Джона Стюарта, чтобы как-то привлечь к нему внимание. Однако экранизация скандального романа Митча Каллина о десятилетней девочке, растущей в семье наркоманов, и пытающейся эскапировать в искаженный вымышленный мир от всего этого кошмара, мало кого оказалась способна привлечь в кинотеатры, и общемировые сборы составили лишь 1/34 часть вложенного бюджета.
Дико-претенциозная шизоидно-эпатажная трактовка «Алисы в Стране Чудес», получившая приз ассоциации кинокритиков на «Сан-Себастьяне», вопреки протестам журналистов, на поверку оказывается разочаровывающе пустым и не несущим смысла зрелищем, которое, похоже, создавалось, как просто визионерская фантазийная шокотерапия, поданная от лица маленькой главной героини, которая, в виду ясных причин, растет не вполне нормальным ребенком (юная актриса Джоделль Ферланд, к слову, часто манерничает и фальшивит). Все два часа экранного времени приходится наблюдать за странными играми Джелизы-Роуз с отрезанными головами кукол и порожденными ее больным воображением персонажами, сопровождающимися, естественно, нездоровыми диалогами, присущими детям-даунам. Действие не выходит за рамки пшеничного поля и старого покосившегося дома ее давно умершей бабушки (очередной кинопривет картине «Мир Кристины» американского художника Эндрю Уайета), где происходит весь этот дурдом ради дурдома. В виду отсутствия чувства меры, режиссер еще больше входит в раж, когда в ход начинают идти элементы некрофилии и педофилии на экране, на фоне которых пукающий труп в доме — это, оказывается, всего лишь цветочки. Притом проблема даже не в этих нелицеприятных вещах, а в том, что смотреть весь этот парад психиатрических диагнозов, попросту, невыносимо скучно. Если бы не эффектная камера Николы Пекорини, фильм можно было бы смело рекомендовать недругам, как эффективную пытку временем, после которой можно от них добиться всего, чего душе угодно. Не знаю, как это мерзко-скучное действо умудрилось набрать неплохой средний балл на IMDB и КиноПоиск, но общее мнение кинокритиков на Rottentomatoes оказывается самым адекватным, которые окрестили «Страну приливов», как «самый раздражающий и несмотрибельный фильм Гиллиама».
4 из 10
29 июня 2019
Когда всё кончается, тишина становится глухой и тяжёлой. Сознание потеряно, а одиночество и безысходность накрывают так, что реальность вызывает отторжение. Ощущение чего-то глубинно неправильного везде: в мире Джелизы-Розы, в мире вокруг, в собственной голове. Как будто стоит очень жаркое лето, и ты пытаешься уснуть. Или проснуться? А в итоге существуешь в какой-то другой плоскости, где нет никого, кроме тебя, вокруг всё дрожит и рассыпается, и тебе невыносимо жарко.
Иногда приходишь в себя, понимая, что смотришь, как женщина делает чучело из тела своего возлюбленного, и ловишь себя на мысли, что всё абсолютно нормально. Ты принял этот мир. Он принял тебя. Тогда и ломается сознание, и ты немного сходишь с ума. Ты теряешь ту тонкую грань, отделяющую красивое от уродливого, правильное от неправильного. Как отличить эти понятия друг от друга? Ведь глазами Джелизы-Розы весь её мир — это Ютландия, это край за Столетним морем, где рождаются мечты. Здесь бессердечные головы кукол — твои лучшие подруги, отважный капитан, сражающийся с ужасной акулой — твой муж, а любимый папочка вот-вот вернётся из отпуска. И даже Чёрная Ведьма, страшная всевидящая женщина не может разрушить это счастье. Счастливая семья.
10 из 10
26 июня 2019
Сразу прошу прощения за негативное восприятие данного… труда, учитывая превалирование положительных рецензий над отрицательными, но я не буду делать умный вид и рассуждать о глубинном смысле человеческих страданий, а выражу мнение, что это ничто иное как плод больной фантазии авторов. Фильм просто ужасен! Он невыносимо ужасен! Целых 2 часа полной ахинеи, где нет ни одного нормального персонажа, а все больны на голову, один хлеще другого, так что начинаешь сомневаться в адекватности всей съёмочной группы, ну, потому что как и зачем нормальные люди будут это снимать!
Самое главное, что «нездоровые» персонажи, а тем более дети, обычно вызывают сочувствие и понимание причин их душевной болезни, но здесь все герои настолько мерзки, что ни возраст, ни причины их съехавшей крыши не находят душевного отклика. Их даже не хочется жалеть.
И вот смотришь этот маразм до конца из принципа в надежде, что концовка всё расставит по местам, даст какой-то ответ или сделает неожиданный зигзаг, чтоб хоть как-то оправдать весь этот дурдом на выезде, но смысл так и не появляется; бродит где-то, как ёжик в тумане, и не видно его и не слышно.
И вроде хочется похвалить молодую актрису Джоделль Ферланд за старания и труд, а язык не поворачивается, уж больно неприятный и глупый персонаж получился. Впрочем, как и остальные. Даже заслуживший всех почестей и наград великий Джефф Бриджес, хоть и играет без претензий, не спасает ситуацию, потому что изображает очередного, среди прочих, неадеквата, лишь дополняя неприятную картинку, причем не прекращая это делать даже после смерти его персонажа.
Что хотел сказать автор фильма, собрав кучку психов на этом маленьком клочке земли? Зачем? Кому это надо? История умалчивает.
Смотреть «Страну приливов» можно посоветовать, наверно, тем, кто любит специфическое кино или умеет раскрывать глубоко завуалированные смыслы авторов. Просто по мне, в данной конкретной картине смысла как раз маловато. Один сплошной маразм. Разумеется у фильма своя задумка, которую, судя по всему, многие поняли, но лично мне хотелось бы это кино развидеть, забыть, стереть.
Фильмы про душевные болезни могут быть интересными и глубокими, но это не тот случай. Он затянут, мерзок, бессмысленен. И пусть я не способна оценить такое кино, но, если честно, это тот случай, когда не очень-то и хотелось!
1 из 10
24 сентября 2018
Это не простой фильм. Его нельзя оценить одним словом. Нельзя однозначно сказать хорош он, или плох. Он в точке равновесия между гениальностью и бездарностью. И каким он будет для вас — зависит исключительно от самых потаенных глубин вашего сознания.
Он кажется скучным, настолько монотонно происходящее на экране. Действие равномерно, словно поездка на ветхом автобусе по степному шоссе. Но именно в этой монотонности, обыденности подачи сюжета и кроется вся магия.
Иначе говоря непринужденность происходящего напоминает обыкновенный день самого простого человека. Вроде бы что-то происходит, но все по будничному серо и давно знакомо; поход на работу, поездка в автобусе, вечер перед телевизором или с телефоном в руках…
И, вместе с тем, предыстория, действие и герои Страны приливов настолько не укладываются в голове, настолько кажутся невозможными, невероятными и абсурдными, что сознание просто отказывается воспринимать это.
Вы смотрите в телевизор и разум протестует, отвергая происходящее и диссонируя между чудовищностью обстоятельств сюжетной линии и будничным стилем подачи.
Здесь нет экшена, нет ничего страшного, сюжет не выпускает в «реальный» мир демонов ночных кошмаров, не повергает нас в смех и не заставляет плакать. Он не блещет спецэффектами, можно сказать что там их практически нет. И фильм совсем не смотрится «на одном духу». Более того, в первый час вы будете с нетерпением ждать что он наконец таки закончится. И лишь со второй половины истории, вы свыкнетесь и с ритмом, и с абсурдностью. Да и действия, справедливо говоря, немного прибавится.
«Хотел бы я получить новые мозги! Наверное, раз они новые, то блестят.»
Игру актеров нельзя назвать выдающейся, она вполне не плоха и не более того. От режиссерской работы, признаюсь ожидал все таки большего. Но, противореча самому себе и повторяясь скажу что в этой простоте, пожалуй и есть гениальность работы Терри Гиллиама.
Касательно самого сюжета — сумасшествие строевым шагом идет от первых и до последних минут фильма. Того, что вы увидите в первые 10 минут Страны приливов не придумает ваша фантазия никогда. Только если вы не маньяк с извращенно-садистическими наклонностями крайней степени. С Митчем Калином, человеком написавшим сценарий, я бы поостерегся встречаться в безлюдном месте, и уж тем более доверить ему ребенка. На мой взгляд — он конченый маньяк.
Фильм безусловно стоит начать смотреть. Досматривать ли его до конца, дело лично каждого. Слишком уж он неоднозначен. Я досмотрел. И думаю что посмотрю еще раз. Сейчас у меня осталось совершенно не ясное послевкусие, хотя я подозреваю что и через десяток просмотров, оно по прежнему останется неясным.
Одно могу сказать точно — этот фильм вы не забудете, как бы вы к нему не отнеслись.
7 августа 2018
… который как нельзя лучше дает ощущение бренности бытия и ценности кайфа быть здесь и сейчас (ведь Джелина-Роза действительно весь фильм кайфует: даже переживая за своих кукол, даже пугаясь черной ведьмы Дэлл, она непрерывно наслаждается собой и своей жизнью). Для меня этот фильм оказался до странного вдохновляющим и легким. Джодель Ферланд — гениальная актриса (где ее Оскар???), так потрясающе правдоподобно сыграть маленькую ведьмочку с таким естественным восприятием действительности (и какой) — это гениально! Несмотря на всю кажущуюся трагичность обстановки, я увидела в этом фильме гармонию и любовь. Как мило Джелина-Роза устраивает сцены в автобусе своему отцу.. . как мило готовит ему дозы (ведь ему хорошо от этого, это его выбор, она дает ему то, что он хочет — это ли не любовь?) Джеф Бриджес как нельзя лучше вписался в роль (кстати сказать, присоединяюсь к высказываниям о том, что все актеры соответствуют, и роли сыграны безупречно). Сцена наблюдения за сексом поднапрягла, но сцены «целовашек» с Диккенсом не что иное, как детские нежности. Ведь Диккенс — такой же ребенок, искалеченный как снаружи, так и внутри.
Атмосфера в фильме просто непередаваемая, наслаждаешься каждым кадром: пыльное фортепиано, недокрашенные ступеньки, невзначай измазанное кровью крыльцо и лоб Дэлл — все это глаз невольно выхватывает из кадра и заставляет ощущать себя там, среди этого странно-страшного, но такого милого абсурда…
10 из 10
15 сентября 2016
Технически, описание к фильму соответствует его сюжету, но оно не дает ни малейшего понятия о том, что, собственно, этот фильм из себя представляет.
При просмотре возникает ощущение какого-то раздвоения личности. С одной стороны, начинаешь смотреть на вещи глазами главной героини, так что всю вакханалию пытаешься воспринимать как что-то естественное, без оглядки на свой опыт, убеждения и стереотипы. А что, девочка исследует мир, выдумывает себе приключения, находит друзей.. Но нельзя же полностью слиться с персонажами, так что с другой стороны — каждую минуту просто обливаешься холодным потом от чувства неправильности, жестокости происходящего. Да, все это фэнтези, гротеск и преувеличение, но это же отражение нашей реальности. И чем больше возрастает градус абсурда, тем сложнее упорядочить свои впечатления, и тем сложнее перестать смотреть. К счастью, заключительная сцена с поездом как-то отрезвляет и помогает благополучно выплыть из этой нездоровой выдуманной жизни.
Я бы сказала, что это история о людях, спасающихся от реальности в своем воображении, и о столкновении этих воображаемых миров.
10 из 10
5 июня 2016
«Страна Приливов» — из тех фильмов, которые надо смотреть в одиночку, а если он понравится — хранить свои впечатления при себе, пока не встретишь собеседника, в котором полностью уверен. И рекомендовать его можно только тем, в ком полностью уверен, во избежание недоразумений.
Причудливый, безумный, нехороший, гадкий фильм о причудливом, безумном, гадком мире. Если коротко — о том, как ребенок может справиться с любой данной ему реальностью. В реальности, которая абстрагирована Гиллиамом до полного гротеска, в мире абсурда и кошмаров, маленькая девочка сама создает смыслы и связи, конструирует их из ничего, их тех обрывков, которым она научилась в предыдущую — ненамного более рациональную — эпоху своей жизни, и выстраивает для себя шаткую, чудовищную ментальную структуру, балансирующую на безумии/вменяемости, видениях/реальности, интерпретации/неведении, потому что это для нее — единственный способ выжить в действительности, далеко выходящей за рамки обычного среднего кошмара.
Если предположить, что у сугубо авторского фильма вообще могут быть недостатки (что само по себе сомнительно, тем более что такой мастер, как Гиллиам, уж наверное сделал всё так, как намеревался), то я отметил бы два. Во-первых, как обычно в артхаусе, хромает повествование: необходимость выстраивать драматургию почему-то считается прерогативой коммерческих фильмов, но из-за этого композиция авторских часто превращается в нагромождение эпизодов (а потом это… а потом еще вот это!… ну, и до кучи, эвон еще чего), местами ритм спотыкается, напряжение провисает, возникают пустые эпизоды, ритмические несостыковки, неровность ткани фильма. Во-вторых, сцены собственно снов и видений не дотягивают до образного ряда плана «реальности»: она куда сильнее и гротескнее, и на видение (кошмарное) походит куда больше.
А вообще, фильм поразительно хорош. К семейному просмотру не рекомендуется. В качестве дополнения к романтическому ужину — тоже. И для субботней развлекухи в компании не подойдет. Смотрите его в одиночестве.
14 апреля 2016
«Страна приливов» для меня так и остался из той категории фильмов, которые можно понять по разному, зритель здесь либо найдёт ту идею которую преподнести удалось весьма своеобразным способом, либо же уйдет ни с чем, лишь с недоумевающими мыслями вроде: что я только что посмотрел?
Я не отношусь ни к какой из этих категорий, понял суть лишь на кусочек, хотя, как мне кажется фильм многогранен и каждый зритель найдёт что то для себя.
В фильме я увидел как маленькая невинная девочка может наблюдать нормальные для неё вещи, которые показались бы здравомыслящим людям полным ужасом.
Картина словно окунает вас в густую жижу фикалий, но не позволяет утонуть в ней, ведь безумства здесь ни больше чем восторга от просмотра.
Здесь мы видим откровенную доброту покрытую толстым слоем желчи, гнили и не знаю ещё чем, сами увидите. И эта самая невинная доброта отражается в сознании и взглядах на мир маленькой, можно сказать ничего не понимающей для нас девочки-Джил-Роуз(хотя в своём мире она повидала гораздо больше чем обыкновенный человек вроде нас), и на протяжении фильма она лишь единственная та, на которую приятно смотреть, хоть и с опаской, ведь нормальной для нас, её не получается назвать. И что самое приятное это её независимость от окружающей среды, ну разве вырастет в нашем обществе хороший и добрый ребёнок, воспитанный обществом родителей-наркоманов? Вряд-ли.
8 из 10
12 января 2016
В фильме показано, как безграничное состояние желания сказки находит свои идеальные обстоятельства для воплощения, и, являясь одновременно причиной и следствием реальных трагедий, строит удивительный, весёлый мир в ответ на них.
В фильме мало страшного, хотя показаны пугающие вещи, всё потому, что нас охраняет наивное, детское, улыбающееся лицо Джелизе-Роуз. Разве можно пугаться гниющего, а затем выпотрошенного отца, ставшего чучелом? Ну, если только один раз. Потому что страшно не само чучело, а тень, которую оно может отбрасывать, потому что смерть здесь это вечные каникулы и скрытые вдали берега, усеянные обломками надежд и мечтаний. И чучело, что живёт с тобой, это человек, очищенный Иисусом от бренной плоти, к нему можно прийти, поговорить, а однажды в будущем он проснётся с живыми глазами.
А пока живых глаз нет, то в условиях отсутствия родительского контроля фантазия одиннадцатилетней девочки начинает разворачиваться всё шире и шире, полностью накрывая обычные вещи одеялом страны грёз. Переданная по наследству от героинового короля Вальгаллы, и подкормленная книжкой Льюиса Кэррола, она находит возможность воплотиться в новом доме во всей своей силе, и, если бы не сошедшая с рельс акула, то этот трогательный мир продолжался бы вечность.
9 января 2016
После просмотра полез в Вики, почитал и внезапно оказалось, что у Терри Гильяма я смотрел много фильмов. И всех объединяло одно — фильмы в целом неплохие, очень красочные, прям сочащиеся красками. И сценарии тоже лихие и интересные. Но всем его фильмам при этом всегда не хватало одного — они не цепляли. Вроде бы и всё при них, но полюбить их не получалось.
Сегодня (спустя 10 лет после премьеры) пошёл в кинотеатр (Иллюзион), который крутил оригинал с субтитрами.. Половину фильма сидел с приоткрытым ртом и широко раскрытыми глазами. «Что происходит? Мать вашу, что сейчас происходит?!» — вот так вот мозг реагировал на картинку. При этом было хорошее ощущение, что сидишь и наблюдаешь рождение шедевра. Да, у фильма есть огрехи, но ощущение шедевра присутствовало всё время.
В фильме есть два критических момента, которые наверняка создали весь тот негатив, что можно прочитать в адрес фильма — обнимашки с трупами и лёгкая педофилия. И если возня с трупами зрителям уже даже приелась, то с педофилией режиссёр прям по очень тонкому льду ходил. Смотреть на это как минимум непривычно. Шок гарантирован. И в этом шоковом состоянии держат с первых до последних минут. Выдохнуть дали только на титрах.
Итог: очень смутное кино. Безумие и шедевральность в одном флаконе. Алиса, бредущая с окровавленным ножом по полю Зазеркалья, утыканному шприцами. Очень рекомендую к просмотру, если готовы на риск. Фильм либо западёт в душу, либо будете его ненавистником. И даже когда будете ненавидеть, всё равно будете отмечать множественные шикарные детали фильма.
23 ноября 2015
Начну с того, что будучи мальчишкой не любил сказку «Алиса в стране чудес». Особенно не нравился тот психоделический советский мультфильм. Ребёнком трудно было понять всю ту белиберду, которую навертел взрослый сказочник Льюис Кэрролл. То было, пожалуй, самое из известных его произведений, т. к. в мирской жизни он трудился математиком. Это сейчас можно раскрыть тайный смысл сказки, хотя она и позиционируется как детская.
Такое сравнение я привёл не случайно, потому что уж много отсылок у фильма Терри Гиллиама «Страна Приливов» к той самой «Алисе…». Однако, то, что в основе фильма лежит недетская история становится понятно с самых первых кадров. Зная этот факт (прочитав, хотя бы, небольшое описание к фильму) каждый, кто ещё не видел кино, должен ответить для себя на один вопрос: любите ли Вы взрослые сказки? Я не имею ввиду какую-нибудь «Малефисенту» или «Звёздную пыль». То совсем другие жанры. Речь идёт о действительно взрослом фильме-сказке. Творение Гиллиама — своего рода притча или какая-то «пейотная песня». Если же Вы действительно готовы к такому серьёзному кино, тогда «пристегните ремни» безопасности и держитесь покрепче в своих креслах.
В сказочной Стране приливов Вас ждут захватывающие приключения маленькой Джелизы-Розы, бескрайнее синее небо и золотые поля, истории о викингах и говорящие куклы, встреча со злой одноглазой ведьмой и путешествие на подводной лодке под командованием доблестного капитана Диккенса, а также охота на гигантскую металлическую акулу и многое другое.
Для меня лично кино оказалось очень сильным. Я ещё долго оставался под его влиянием. Последний раз испытывал подобные ощущения после просмотра «Головы-ластика» Дэвида Линча.
Таким образом, самыми подготовленными к фильму будут люди уже знакомые с жанром артхауса. Здесь не стоит ожидать каких-то привычных глазу событий или постановочных сцен. Хоть режиссёр и показывает изнанку жизни, но жизни правдивой и современной. Несмотря на все фантасмагории картину пронизывают несколько простых истин: подмена жизни ложными ценностями — опасна, нельзя всё время жить прошлым, в трудную минуту на помощь могут прийти совершенно посторонние люди, и, самое главное — никогда не оставляй посторонних предметов на железнодорожных путях.
Отличный сюжет, свежий подход к наболевшим проблемам общества и, в итоге — добротная экранизация.
Высший балл!
10 из 10
8 апреля 2015
Голландским углом называют специфический приём съёмки, когда камера смотрит на героя снизу вверх, при этом горизонт должен быть завален набок. Такой ракурс используется для выражения безумия, беспокойства, необычности и дезориентации. Трудно не заметить, что весь фильм выполнен именно под таким углом. Оператору респект.
Глядя на количество положительных рецензий, восхищений, благодарностей режиссёру, подумал, как это я пропустил такой шедевр? Но после просмотра самооценка моя понизилась, видимо не дорос я до такого уровня. Не то, чтобы я совсем ничего не понял, но 2 часа жутких психоделических эмоций безо всякой смысловой нагрузки — это экскурсия в дурдом, где содержаться исключительно имбецилы. Вырезки из жизни и фантазий олигофренов разных возрастов.
Обидно, что при достаточно высоком уровне «формы» напрочь отсутствует «содержание». Я бы назвал данный жанр «релакс наоборот». Ещё появилась ассоциация с темой «дети-маугли». Ведь по сути девочка и есть такой ребёнок-маугли, только воспитывалась она не в обществе каких-нибудь волков, а в обществе, сами додумайте кого, если решитесь на просмотр.
Картина действительно была бы шедевром, будь в ней даже один из атрибутов, которые делают фильм фильмом — интрига, мораль, мысль в конце концов или хотя бы один разумный персонаж.
Откуда же всё-таки такой ажиотаж зрительских симпатий? Внимательно читаю рецензии… почему я не увидел в фильме того, что в них пишут? Нет, я согласен, кино необычное, в какой-то степени завораживающее, есть и абстракция, и экспрессия, и даже сюреал, и режиссура, и игра, и всё вместе взятое, но где канва? Ведь фильм-то игровой! Это же не документалка БиБиСи! Разве художественный фильм не должен содержать сюжет, в котором есть не только «что» и «где», но и «зачем» и «как»? Не знаю, быть может я слишком требователен, или смотреть его надо было под настроение, но ему явно не хватает головы — одно сердце…
21 марта 2015
Одиннадцатилетняя девочка Джелиза-Роза живёт вместе с полусумасшедшими родителями-наркоманами, отец принимает героин, а мать — метадон. Однако Джелиза-Роза чувствует себя абсолютно нормально в этой маргинальной обстановке. С детской непосредственностью она приготавливает отцу героин, помогает ему делать инъекцию, отправляя его «на каникулы». Вскоре мать умирает, и Джелиза-Роза вместе с отцом направляются в места, где вырос отец. Там он быстро находит себе кресло-качалку и, вколов дозу, навсегда отправляется в очередное «путешествие». Но Джелиза не скучает — у неё есть четыре кукольных головы, с которыми она разговаривает, дом, где она ловит белок, бескрайние поля, в которых она знакомится с жутковатой соседкой-ведьмой и её слабоумным братом, мечтающим убить огромную акулу, за которую он принимает скорый поезд, проходящий дважды в сутки.
Да на первый взгляд может показаться что сюжет это всего лишь абсурдный взгляд режиссера, и провальная попытка показать что-то новое и запредельное. На протяжении всего времени я находил данный фильм очень странным. Да девочка уходит в свои мир фантазии ведь у нее настолько мрачная жизнь и она ни кому не нужна, даже родителям которые оба наркоманы. Когда мать умирает, отец и дочь уезжают в заброшенный дом бабушки, там и начинается это сумасшедшая история которые будет удивлять и будоражить ума людей. Я только что посмотрел, и не успел еще наверное до конца переварить посыл авторов, но уверен что картина требует тщательного разбора на детали и даже возможно многократного пересмотра, да хоть и не до конца понятно, но я не боюсь чего-то не знать, и не буду клеймить картину бреду если мне что-то стало непонятном. Ответы будут приходить сами если ими задаваться то все станет ясно, ну лично у меня обычно так. Понравилось аллегории что поле это море, а поезд это акула, а слабоумный друг девочки мечтает уничтожить акулу. Восхищает игра маленькой актрисы Джодель Фёрланд, она так тонко чувствует задумку авторов и так вживается в роль, это очень профессионально и удивительно не смотря на юный возраст. Огромное спасибо отдельно режиссеру за такое независимое и очень глубокое кино, Терри Гиллиам шел на риск, ведь фильм мог быть отвергнутым, и остаться навсегда в тени и быть заброшенным.
Итог: Смотреть тем готов к открытию нового для себя, и это удивительный выход за рамки обычного кино.
11 февраля 2015
Ни один из фильмов Гиллиама не вызывает столько эмоций зрителей и критиков, как «Страна приливов», и голоса их большей частью возмущенные. Как же, режиссер посягнул на что-то такое для них святое, чего обижать никак и никогда нельзя. Вот только честно определить, что за сокровенное подверглось насмешке, они упорно не желают. В своём оголтелом преследовании режиссера поведение кинокритиков напоминает бег разъяренного быка за красной тряпкой. А коррида эта с «быками» кинематографа и трущимся около него стадом пустозвонов была Гиллиамом устроена намеренно, затем мастерски проведена, и победоносно завершена низвержением на пыльную арену основных ценностей зрелищ. Вот именно это и не могут простить Гиллиаму — то, что зрелища, вплетенные в интеллектуальную канву, могут выглядеть столь неприглядно. Поверженные зверюги, обиженные от рогов до кончика хвоста, неистово заголосили: неумно в целом, но весьма обидно. Так многие маститые кинокритики принялись обвинять Гиллиама в педофилии и некрофилии.
Педофилия? Только человек с нездоровой психикой педофила может увидеть в образе абсолютной чистоты ребенка, показанной в фильме, намеки на ее оскорбление. Ведь Гиллиам воспевает именно неприкосновенность наивного и чистого восприятия детской душой окружающего его мира, каким бы мрачным оно не было — а в фильме окружение Джелайзы поистине адово.
Некрофилия? Какая же тут «филия»!? Чучела людей — с которыми общаются как с живыми — с одной стороны призваны максимально увеличить контраст между внутренним чистым миром ребенка и инфернальным окружением, а с другой являют собой радикальную насмешку над всей той мерзейшей кинодрянью вроде «техасской резни» или «пилы», которая заменяет современной публике кровавые зрелища античных амфитеатров, и, испачканная которыми кинопленка в своем суммарном километраже исчисляется несколькими расстояниями от Земли до Луны. Гиллиам хорошо знал, что толпа, с аппетитом слизывающая подобные помои, примется вопить относительно наполнения «Страны приливов», ибо то, что безоговорочно принимается в массовом кино, будет яростно облаяно в жанре «арт-хаус», какие бы нетривиальные цели не преследовал режиссер. Что ж, ханжи, получите! Больно? Сами виноваты.
Помимо художественно согласованного визуального ряда, а также обламывания рогов голливудским козлам, вся работа Гиллиама проникнута идеей вневременного порядка; не побоюсь даже сказать евангелического: только чистая, блаженная душа способна подняться над окружающим мраком и заслужить новое светлое рождение. А вот финальное решение темы с крушением поезда — это скорее библейский апокриф. Авраам в Книге Бытия ходатайствовал Господу о спасении города грешников ради нескольких праведников (правда, начав с пятидесяти, доторговались только до наличия не менее чем в десять на село, потом Господу надоело). То есть, спасти грешников ради праведника. Здесь же — погубить состав не нуждающихся уже в помощи Всевышнего праведников (обычный мир благополучных людей, едущих в комфортабельном светлом поезде) ради одного страждущего невинного существа… А больной подросток в фильме — лишь орудие Судьбы или Божественного Провидения.
Обыгрывание же в сюжете темы Кэрролловской «Алисы» интеллектуально разнообразит картину и, по существу, является наиболее оригинальной вариацией в киноискусстве на тему этой прекрасной сказки. И конечно нужно отдать должное великолепной игре десятилетней Джодель Ферланд, которая, оставаясь актрисой (в кино с пяти лет; работа с Гиллиамом была ее 26-ым проектом в кино), сохранила всю естественность детского восприятия сцены.
9 из 10
13 января 2015
Страна приливов — один из самых необычных и своеобразных фильмов из тех, что я видел. После просмотра остается двоякое впечатление — с одной стороны, это, определенно, шедевр, с другой стороны ощущение, что ты с головой залез в помойную яму. Дело в том, что в фильме сквозь призму восприятия маленькой девочки показаны такие омерзительные вещи, что дрожь пробирает.
Глядя на Джелизу-Розу, невольно задаешься вопросом: «Зачем так жить?» Однако сама девочка себя явно такими вопросами не мучает. Как ни в чем не бывало, она готовит отцу героин, отправляя его «на каникулы», а потом уходит в свою комнату, чтобы поговорить с оторванными головами кукол, которые являются ее единственными друзьями. И это только самое начало. Дальше по фильму сплошь и рядом такие моменты, которые заставляют приложить ладонь ко рту и в ужасе прошептать что-то вроде «о Боже, что же за чертовщина там творится!» Однако девочку, которая ни разу не слышала о другой жизни, ничего не смущает. Она продолжает жить так, как будто все идет своим чередом, как будто бы она — самый обычный ребенок, живущий в самой нормальной семье и с самыми незаурядными друзьями. Главными ее «врагами» становятся белки, о которых она услышала от отца, что они вредители.
Каждая сцена фильма пропитана живостью Джелизы-Розы, ее ребяческим задором и весельем, она никогда не унывает и всюду успевает совать свой нос. К сожалению, все, что происходит вокруг нее, трудно с ней сопоставить. Эта девочка — как глоток свежего воздуха для задыхающегося, как лучик света в темном царстве, как Алиса в стране чудес. Только страна чудес перевернута с ног на голову.
Фильм очень глубокий, с мощной атмосферой безысходности, которой противопоставлена главная героиня.
10 из 10
10 декабря 2014
Выскажу непопулярное мнение, наверное, относительно гениальности данного произведения режиссёра таких, без сомнения, выдающихся произведений, как «12 обезьян» и «Король рыбак».
И всё же эта вымышленная страна оказалась клеткой, или камерой пыток для маленькой девочки, гениально сыгравшей, вне всяких сомнений, в свои юные годы Джоделль Ферланд. Гиллиам осознавал и видел этот огромный потенциал Ферланд, пожалуй, наиболее проявившийся в этом фильме и в этом её возрасте. Всё,что было после не то. Но в этой роли девочка тогда ещё,просто плыла, как рыба в воде. Казалось, что он входила в образ настолько глубоко, что теряла на какой то момент грань между реальностью и вымыслом сценариста, что может так и было, кто знает. Одним из авторов сценария был Гиллиам, поэтому так верно удалось подобрать главную героиню. И в этом, наверное гений и есть, в данном случае, эта крошечка с таким взрослым и мудрым выражением лица. Было просто интересно и приятно смотреть, как эта девочка балуется на экране, казалось, что для неё эта была не игра, точнее не в кино игра, а в жизни. Так она непосредственно себя вела на воображаемой сцене, что трудно было не любоваться ей, при этом думая, как же всё таки прекрасны дети, как они могут быть беззаботными и искренними ко всем, включая мёртвых и безумных людей, в своей наивности не осознавая вещей порой страшных и чудовищных. И по сути на этом детском наивном восприятии сложных и ужасных вещей и держится весь фильм.
Все остальные персонажи, которых немного, но всё же они есть, не то, чтобы не заметно, они просто гаснут на фоне этой малышки, которая по своему сходит с ума, по ребячески и в тоже время по всем законам взрослого мира. И здесь прослеживается травма, которая наносилась с самого рождения Джелизы-Роуз, постепенно перерастая в нечто страшное. Конечно можно трактовать события в разных трактовках, смотря на сколько искушен разум зрителя, но я заметил страшные вещи, и думаю, Гиллиам повел нас именно таким путём, в страну приливов, где нет ни воды, ни песка и собственно самих приливов и отливов, где нет ничего, кроме пустоты, одиночества и безумия, накрывшего всех героев с головой и по сути потопившего этот кораблик из детских мечтаний и грёз. Лишь конец фильма вносит какую то надежду на исправление так затянувшейся безумной меланхолии, череды галлюцинаций и просто страшных, пугающих моментов, в которых оказалась Роуз. Эта трагедия, что происходит, трагедия для других, но для неё эта призрачная надежда на спасение, спасение от безумия, спасения от своих опасных «игр с мёртвыми»,спасение от пути в никуда. Вот пожалуй и всё,что можно сказать о этом кино. Оно не развлекательное, оно не драматичное, оно не трагическое даже, оно безумное, такое же какими предстают все участники выступления. Шоу уродцев. Иначе не назовёшь. Без сомнения фильм имеет некий шарм, такое необычное действо в пасти сумасшествия, одиночества и безнадёги, где прокисшее повидло выступает в роли несметных сокровищ, а игрушечные головы старых кукол становятся ожившими друзьями. Не знаю, фильм без сомнения эмоциональный и необычный, но лучше бы я его не смотрел.
5 декабря 2014
Фильм Терри Гиллиама по одноименному роману Митча Каллина «Страна приливов».
Немного странное кино, вызывающее немного странные ощущения после просмотра, как и мысли навеянные оным. Как-то я б сказал необычно и вместе с тем неоднозначно.
История десятилетней девочки Джелизы-Роуз, история современной Алисы из «Страны чудес», вряд-ли оставит равнодушным. Родители обыкновенные наркоманы. Сперва от передозировки умирает мать, потом бегство с отцом в провинцию в старый дом, раннее умершей бабушки. И снова передозировка и теперь уже умирает отец. Никого близких, только головы четырёх кукол в качестве друзей и собеседников. Разве что, сумасшедшие соседи. Одноглазая, неравнодушная к умершему отцу Делл и её брат Дикенс, умственно отсталый эпилептик.
Вот такое детское счастье.
Я сказал счастье, потому как Джелизы-Роуз действительно счастлива, она живёт своей только её понятной жизнью, разговаривает с призраками, видит в Дикенсе прекрасного принца, а в Делл злую фею.
А Дикенс, даже не подозревая, что он прекрасный принц, охотится за гигантской акулой, обитающей между рельсами железной дороги, а Делл делает чучело из тела отца Делиз-Роуз, как раньше сделала чучело из своей матери.
Естественно далее нас ждёт история на грани идиотизма и сумасшествия. Однако на этой тонкой грани режиссёр даст нам возможность увидеть и глубокий смысл, и общечеловеческую мораль.
В течении всего фильма, девочка Делиз-Роуз читает книгу про приключения своей сверстницы Алисы в Стране Чудес. Кто читал, помнит, что Алиса кроме Страны Чудес попадает ещё и в Зазеркалье. Страну, где всё наоборот. Где левое правое, а всё злое естественно доброе.
Так вот Делиз-Роез, как и сказочная Алиса видит в плохом хорошее. Мы понимаем, что родители её, опустившиеся люди, потерявшие человеческий облик, и любой случайный человек если и посмотрит на них, то посмотрит, не скрывая отвращения. Но Делиз-Роуз нежно любит их, других родителей у неё нет, и не будет, а её любовь так нужна им. Ведь если вдуматься, это единственное, что осталось в их жизни. Мы не знаем, как они дошли до такой жизни, в какой мы их видим, мы глазами Делиз-Роуз видим глубоко несчастных людей, которых мы по общечеловеческим понятиям не вправе судить, а можем только искренне пожалеть и посочувствовать. То же и с Дикенсом, и с Делл, это просто несчастные люди, которые никому не нужны на этом свете.
Вот собственно и всё.
И как знать, зритель возможно после просмотра этого фильма, ты в какой-то момент отбросишь свой, годами приобретённый рационализм и послушаешь своё сердце.
Возможно, что в этот миг в нашем, таком холодном мире станет чуточку теплее.
1 сентября 2014
«C белочками эта земля не так пустынна…»
Необычная и интересная история от одного из величайших режиссеров, заявивших о себе как непревзойденный провокатор, который не боится выходить за установленные рамки кинематографа. Этот фильм явное доказательство неоспоримого мастерства создателя.
Одиннадцатилетняя девочка, с красивым именем Джелиза-Роза живёт вместе с полусумасшедшими родителями-наркоманами, отец принимает героин, а мать — метадон. Однако Джелиза-Роза чувствует себя абсолютно нормально в этой маргинальной обстановке. С детской непосредственностью она приготавливает отцу героин, помогает ему делать инъекцию, отправляя его «на каникулы». Вскоре мать умирает, и Джелиза-Роза вместе с отцом направляются в места, где вырос отец. Там он быстро находит себе кресло-качалку и, вколов дозу, навсегда отправляется в очередное «путешествие». Но Джелиза не отчаивается. У неё есть четыре кукольных головы, с которыми она разговаривает, дом, где она ловит белок. Во время одной из своих игр она знакомится с жутковатой соседкой-ведьмой и её слабоумным братом, мечтающим убить огромную акулу, за которую он принимает скорый поезд, проходящий дважды в сутки.
Вся эта история, словно странное путешествие по просторам некой темной волшебной страны, созданной сознанием главной героини, в которой преобладают невинные детские фантазии, скрывающие всю мерзость и аморальность реальности. Маленькая, не сформированная личность, которая не воспринимает настоящий мир, не чувствует всей его боли и обиды, ведь у нее есть безграничное воображение, свой волшебный мир, благодаря которому она не замечает все то плохое что ее окружает, оставаясь при этом любящей дочерью, ее очень легко можно понять. Большую часть времени испытываешь чувство жалости к безобидной девочке. Повествование, похожее на детскую игру с налетом сказочной фантасмагории, раскрывает удивительный мир, параллельную реальность, которая объединяет всех героев живущих в этих бескрайних просторах пшеничных полей. Здесь происходят небывалые вещи, главные герои совершают странные поступки лишенные какого-либо смысла, не мудрено, ведь все они еще более сумасшедшие, чем Джелиза, и все это смотрится, словно сон, столь мрачный, сколь и завораживающий. Ты не знаешь, но безумно хочешь узнать, куда все это приведет и остается только наблюдать, переживать, надеяться на счастливый конец, ведь неизвестно куда главную героиню заведет ее богатое воображение. Конечно, хочешь, чтобы все это хорошо закончилось ведь эта малышка и ее слабоумный друг определенно заслуживают счастливый финал.
Потрясающая трогательная игра Джодель Ферланд. Брендан Флетчер также молодец, отличный дуэт у них получился. Джефф Бриджес как всегда хорош, жаль, что его было так мало. Хороший сюжет. Сценарий, по моему мнению, идеальный. Создатели постарались на славу и отлично передали соответствующую атмосферу и внутреннее состояние персонажей. Это смелый, интересный фильм, в котором есть своя тайна, делающая его незабываемым. Кино определенно на любителя, многим придутся не по вкусу некоторые смелые и вызывающие сцены, кто-то найдет повествование бессвязным и нелепым, кому-то просто наскучит. Как сказал режиссер фильма Терри Гиллиам, — «Чтобы полюбить этот фильм отбросьте всё, что вы знаете, вещи, которым научились, отбросьте свои предубеждения и страхи, все предрассудки, которые есть у взрослого человека. И попробуйте быть невинными, как бы трудно это ни оказалось».
14 августа 2014
Бывает, самые обычные вещи мы принимаем за дикость. И получается это в большинстве случаев из-за того, что перед тем как сделать сей вывод мы не спрашиваем себя о самом главном, а именно «Почему это произошло?» Страна приливов вовсе не сказочный мир пропитанный сахарными кружащимися лепестками, она как планета отчуждённости, где одиночество не порок, а скорее условия для входа. Фильм проникнут тайным смыслом, взять хотя бы головы кукол, каждая из которых имеет свою характерную черту и явно выражает сущность знакомых Джализы.
Кто-то сказал, что эту картину каждый для себя поймёт по своему, я абсолютно согласен. Возможно, всё, от начала до конца лишь выдумка Джелизы, и страшная Дел, и полоумный «капитан» образ воспалённый сознанием. Возможно они были. И при всём этом приоткрывать завесу на сцене истины как -то не хочется, слишком это здорово, ощущать привкус неоднозначности и загадочности от картины. Мы просто знаем эту историю, от начала и до конца, а вопросы пусть задают те, кто томится в догадках о том, почему в этой стране у светлячков есть имена.
10 августа 2014
Многими кинокритиками этот фильм вполне заслуженно был отнесен к разряду unreleasable, то есть непригодных для широкого показа. Что, в общем-то, с ним и произошло — в США он прошел малым экраном и в скором времени перекочевал в формат DVD.
Что позволено Терри Гиллиаму, не позволено быку. Но даже и Терри Гиллиам, кажется, перегнул палку, демонстрируя свое видение экзистенциальной заброшенности человека в мир и невозможность, а то и нежелание, что-либо изменить в этой заброшенности. Главная героиня фильма — одиннадцатилетняя девочка, очутившаяся в аду, если и не абсолютного одиночества, то одного из самых мрачных его вариантов, когда любая`слишком человеческая» попытка живого контакта с Другим терпит поражение. И поражение это, похоже, фатально, то есть очевидным образом предопределено. На это в фильме указывает и огромный пустующий степной ландшафт, типичный для некоторых южных американских штатов, и нарочитое отсутствие налаженной работы, привычного для нас, социального механизма, гарантирующего хотя бы сколько-нибудь спасающий от распада быт и «обыкновенный» разговор с человеком, даже совершенно незнакомым.
Лишь в конце фильма, похоже, сама Судьба, сжалившись, посылает ей Другого, способного подарить немного тепла из «простого» сострадания и боязни одиночества. Потому как все прежде встречающиеся на ее пути люди, — обезумевшие от наркотиков родители, прежде всего — были насколько довольны и ослеплены своим безумием, что дожидаться от них спасительного внимания никак невозможно. Эта невозможность предельно утрирована Терри Гиллиамом прежде всего на уровне образной системы фильма, вызывающей попеременно ужас и предельное физиологическое отторжение. Гиллиам — визионер, знающий толк в стилистике абсурда и гарантированной им остроты образов, в особенности тех, которые приоткрывают отчаянное положение человека в мире, в социальном, в частности. Вспомнить хотя-бы, как в своей известной фантасмагории «Бразилия» он виртуозно, ярко и убедительно раскрывает механизмы существования, или верней, функционирования человека в тоталитарном обществе. Правда, там «ужасы» визуально не напоминали «обыкновенную», «реальную» жизнь, а в «Стране приливов» антураж вполне правдоподобен. Для американского взгляда так точно.
Много эпизодов в фильме вынуждают вспомнить евангельские слова о «мерзости запустения», которая постигнет людей, живущих в «последние времена». Неужели, эти последние времена уже сейчас? Или Гиллиам решил напомнить, что единственно человеческое, «слишком человеческое» способно удержать нас от распада и от «тьмы кромешной», и что заключается оно прежде всего во взгляде, направленном на другого, хотя бы самого ближнего для начала…? Или это просто чудовищная фантасмагория о новой Алисе в стране чудес, где сказочного кролика собираются приготовить на обед, а безумие шляпника вызывает настоящий ужас. И лишь в самом финале появляется надежда на то, что Алисе может повезти и она вернется из этой «страны чудес» в мир «нормальных» отношений. Но что это будет за жизнь, неизвестно…
1 августа 2014
С белочками эта земля не так пустынна.
При виде трансмембранных белок у некоторых может очень буйно начать резвиться фантазия. Там есть своя специфика…
Я любитель сюрреализма, психоделики, расщеплённого сознания, страшных сказок, странных одиноких девочек и книги «Алиса в Стране Чудес». К тому же, «Страну Приливов» снял Терри Гиллиам, который снял «Братьев Гримм», бесподобный, ошеломляющий, запредельный фильм, который я люблю всей душой, и не понимаю, почему его все так ругают. Потому-то эта история меня и заинтересовала.
Неизведанные страны, карты утонувших кораблей…
Многие пишут, что до конца не досмотрели, ибо не выдержали, и минут через 25 после начала ушли в другую комнату. Некоторые пишут, что они хватались за голову раз десять, и у них волосы дыбом вставали. Не знаю… Мне смотреть было совсем не тяжело. Для меня самым тяжёлым, шокирующим и давящим на психику фильм остаётся, как и прежде, трёхчасовой Фильм Смерти «Giorgino», жуткий и одновременно очень красивый. Концентрация фатума, неотвратимости, безысходности и отчаяния. «Giorgino», кстати, в своё время точно так же провалился в прокате. И точно так же, фильм этот для людей с очень нестандартной психикой.
Что нам сказал мистер Гиллиам? «…И попробуйте быть невинными, как бы трудно это ни оказалось». У меня это получилось.
Вы когда-либо видели маленьких девочек, гуляющих по бескрайним степям среди высокой жёлтой травы? Наверное, нет, ведь бескрайняя, безлюдная степь — далеко не самое подходящее место для прогулок маленьких девочек. Но она всё равно часто уходит играть туда, взяв с собой своих друзей. Видели ли вы когда-нибудь девочек, для которых друзья — это головы от кукол? А я скажу, что вижу это каждый день. И сейчас передо мной сидит именно такая девочка. Сидит себе в перевёрнутом автобусе и смотрит на кружащихся вокруг неё светлячков… А вдалеке виднеется дом, где обитают деловитая женщина по имени Делл, напоминающая Герцогиню из любимой сказки об Алисе в Стране Чудес, и парнишка-эпилептик Диккенс, которые являются единственными живыми людьми, входящими в круг общения Джелизы. Вы скажете: это всё ненормально для ребёнка? А я скажу, что ей это просто чертовски идёт.
Всё-таки есть нечто завораживающее в этих странных, фантасмагорических играх. В этом вечном пугающем детстве.
Джелиза — маленькая девочка, которая ко всем жизненным перипетиям относится наивно и с детской логикой. Дитя с открытым взглядом, неизмеримо нежное и прекрасное… И что-то замирает в сердце от искреннего и открытого смеха Джелизы… Она же просто ребёнок, всего лишь ребёнок, который никогда не повзрослеет. В детстве постоянно подгоняешь внешний мир к миру, что живёт в твоей голове. Вот потому Джелиза ко всему происходящему относится как к интересным приключениям, это помогает ей сохранить разум, остаться неуязвимой для грязи. Она твёрдо уверена, что папа — самый любимый, самый добрый, самый сильный, выручит её из любой беды. И её чувства к Диккенсу вполне объяснимы — жалость к безропотному, физически неполноценному бедняжке, вечно третируемому сестрицей, интерес к его выдумкам, фантазиям и играм… Джелиза может ни во что не ставить того, кто ей безразличен, и сделать всё для того, кого любит.
И в руках моих сабля и в зубах моих нож, мы садимся в кораблик, отправляемся в путь…
Больше всего этот фильм похож вовсе не на «Алису» Кэрролла, а на рассказы Татьяны Толстой. В рассказе «Свидание с птицей» мы погружаемся в мир фантазий и воображения маленького мальчика, для которого даже простой процесс поедания каши — волшебное, сказочное действо. Он дружит и играет со странной женщиной, живущей по соседству, — заколдованной красавицей, чудесной волшебницей, на которой он обязательно женится, когда вырастет. А вот главный герой рассказа «Ночь» очень напоминает мне Диккенса. У него тоже свой мир в голове, настоящий, там всё можно…
А Делл безумна ровно настолько, насколько безумны те, кто посредством криоконсервации сохраняет людей и животных в надежде на то, что в будущем их удастся оживить и при необходимости — вылечить.
«Почему детский мир простой и понятный, в нём всё разрешается, а в мире взрослых одни запреты? Запреты на подлинные чувства, на фантазии, на смех в тот момент, когда тебе хочется смеяться, а не когда это можно или ты должен, в стиле тупейших ситкомов. Ребёнок открыт всему новому, ему все интересно. Но мы, взрослые, с малых лет его ограждаем и запрещаем: нельзя, подожди, ты еще маленький, не твоего ума дело, подрастешь — узнаешь.
Дети тычутся во все углы, как слепые котята, ничего не понимая. Сотни раз изранившись о них, наконец, понимают, что к чему, и становятся взрослыми, переполненными комплексами и страхами».
(с) Светлана Мерцалова
Лично мне этот фильм не показался ни страшным, ни противным, ни жестоким… Это печальная история о том, что, люди — какими бы асоциальными, больными, умалишёнными они ни казались — просто пытаются найти в этом мире счастье, и каждый своим собственным, доступным ему способом. Такие фильмы нужно смотреть до конца, а не отворачиваться. Или уж не смотреть вовсе.
И не раз, и не два пробежится в моих снах по жёлтой, бескрайней степи Джелиза-Роуз с развевающимися по ветру волосами…
10 из 10
15 мая 2014
Джелизе-Розе всего девять лет от роду, но ее жизнь уже вряд ли можно назвать соответствующей возрасту. Впрочем, с такими родителями это вовсе неудивительно, ибо отец ее Ной прожигает жизнь в рок-группе, курит и пьет все, что запрещено законом вместе с матерью девочки — заплывшей жиром Гунхильдой, обожающей больше всего на свете не порождение своих чресел, а сладкий шоколад. И все они втроем лелеют мечту о далекой Ютландии — острове мечты. Регулярно и совсем не без помощи любимой дочурки Ной и Гунхильда отправляются в «отпуск», но однажды жизнь девочки изменится еще больше, когда она вместе с отцом окажется в заброшенном доме посреди ржавых от солнца пшеничных полей.
Один из наиболее знаковых и интересных участников знаменитой британской комик-группы «Монти Пайтон», мультиинструменталист, проявивший себя и как талантливый аниматор, склонный к аллегориям и фантасмагориям, сценарист и режиссер Терри Гиллиам после откровенно конформистских и сочных «Братьев Гримм» в том же 2005 году снял и свой самый неординарный и выразительный, а для многих и весьма неприятный и отвратительный фильм — «Страна приливов», с прохладцей принятый высоколобыми кинокритиками и привыкшими к попкорновым зрелищам зрителями, которые явно не ждали от Гиллиама, усмирившего свой адский креатив в нулевых годах, столь специфической, странной и маргинальной ленты, перманентно балансирующей на грани и за гранью доброго, вечного и разумного.
Впрочем, экранизация одноименного романа Митча Каллина в режиссерском исполнении Терри Гиллиама вышла весьма достоверной и мрачно-авангардной, в которой понятие нормальности и вменяемости главных героев размыто до основания и лишь зритель волен давать им морально-этические оценки, осуждать ли их или истово любить, люто ненавидеть или просто оставаться равнодушным.
Еще одна из многочисленных вариаций «Алисы в Стране Чудес», «Страна приливов» воспринимается как своеобразное радикальное и пропитанное духом сумасшествия, нигилизма и силлогичной психоделики погружение на социальное дно, в истинный Ад, выжить в котором можно лишь одним единственно верным способом: приспособившись к условиям, к заданным правилам абсурдной игры бытия, как это успешно сделала Джелиза-Роза, ибо иного выхода из положения у нее не было, как не было и путей отступления, спасательных шлюпок в безбрежном жизнееном океане американской глубинки, которая лишь маскируется за ординарностью. Потому и Алиса-Джелиза беззаботно играет в смерть и разговаривает с гильотинированными кукольными головешками, потому Белый Кролик в этой ужасной реальности носит имя Диккенс и он столь ненормален, что даже его возможно искренне и с детской непосредственностью полюбить, а Червонная Королева, облаченная в некромантский ведьмовской балахон, являет собой тип зловещего таксидермиста, который страстными поцелуями покрывает очередной испотрошенный труп.
С каждым новым грани нормальности и обыденности волей Терри Гиллиама стираются в кровь, однако лишь у него и только у него красота ощутима даже в этих мерзопакостных деталях жизни. Операторская работа Николы Пекорини завораживает и воистину впечатляет; это высшая эстетика отвратительного, превращая смерть и разрушение в поэзию, а маргинальность и девиантность в привычность и ординарность. Волшебная Страна Чудес, далекая Ютландия яркими красками палитры от Гиллиама и Пекорини оживает на заброшенных полях Среднего Запада США, полях, больше похожих на кладбища автомобилей, поездов. Мир без технического прогресса, мир бесконтрольного сладкого безумия и регресса, которому не видно конца даже в финале ленты, пропитанном духом ирредентизма и спасения.
Безусловно, главную сольную скрипку в актерском составе фильме исполнила Джоделль Ферланд, которая убедительно, реалистично и отчасти гротесково исполнила роль Джелизы-Розы, сумев продемонстрировать все грани своего актерского мастерства и умения погружаться в драматургию картины. Хорош и Брендан Флетчер в роли слабоумного Диккенса, а Джанет МакТир создала, вероятно, самый устрашающий и неординарный образ в своей карьере. Герои же Джеффа Бриджеса и Дженнифер Тилли чрезвычайно колоритны, но откровенно декоративны.
«Страна приливов» — весьма странное, маргинальное и радикальное, авторское и очень неоднозначное кино, находящееся сугубо в своем независимом мирке. Внежанровая лента от одного из самых оригинальных режиссеров мирового кино — Терри Гиллиама, которая может как глубоко шокировать, так и поразить в самое сердце и душу. Шедевр не для всех и для каждого, но вполне достойный просмотра и, желательно, неоднократного, если у Вас крепкий желудок и стальные нервы.
10 из 10
21 января 2014
Пожалуй самый жесткий фильм Терри Гиллиама. Получивший мировое признание с гротескными иллюзионистскими фильмами режиссер делает полностью противоположный ход. Как и в «Бандитах времени» он ведет повествование от персоны Ребенка. Только вот, оказываемся мы совсем не в чудесной сказке, а в Реальности. Гаспар Ноэ назвал бы происходящее «плохим трипом». Кто-то другой стал бы ужасаться жестокости. Но перед нами Гиллиам воспроизводит самый апофеоз человеческой жизни. Иногда происходящее становится таким страшным, что «опускаясь до самого дня» автоматически срабатывают защитные механизмы выделяющие флюиды оптимизма. Гиллиам этому только способствует.
Как видит ребенок мир? Снизу вверх. Искаженно. Портреты людей дополняются в его сознании странными нелогичными ассоциациями. Вспомните свое детство, в конце концов. В силу этого обстоятельства пространство видится неровным, искаженным, прямо как в «Кабинете доктора Калигари». Этому правилу безоговорочно следует оператор фильма Никола Пекорини. Безупречная работа. Камера каждый раз занимает такое положение, которое вроде бы и правильно, но нелогично. Мы ведь видим мир глазами ребенка.
Ну а каким кажется ребенку окружающий мир? Опять же, достаточно просто вспомнить свое детство. Фильтры сознания еще не зашорены стереотипами. Человек ведь только формируется. Это означает, что самое страшное испытание покажется сказочной фантазией. Только вот по простым признакам можно определить уровень смятения, которое царит в детской душе.
В нашем случае такой фильтр — это оторванные головы кукол. А в остальном, все происходящее не что иное, как полет фантазии девочки, перемежающийся с небольшими фактами реальности. Гиллиам и Пекорини постарались. Своим минималистическим шедевром они невзначай преподали Тиму Бертону мастер класс по современному психологическому иллюзионизму. Можете не готовить Ваши носовые платки, но приготовьтесь к «плохому трипу».
***
Этот фильм для меня в одном ряду с «Зеркальной кожей», «Входом в пустоту», «Лабиринтом Фавна», «Царем горы».
8 из 10
5 декабря 2013