Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Воспоминания |
английское название: |
Mémoires affectives |
год: | 2004 |
страна: |
Канада
|
режиссер: | Френсис Леклерк |
сценаристы: | Френсис Леклерк, Марсель Больё |
продюсер: | Барбара Шриер |
видеооператор: | Стив Асселин |
композитор: | Пьер Дюшене |
художники: | Марио Хервё, Софи Лефевр |
монтаж: | Гленн Берман |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 октября 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Случайно услышала про этот фильм, с трудом нашла в более менее нормальном качестве, без перевода. И это большой плюс, на мой взгляд. Почему? Потому что хрипловатый голос Роя Дю Пюи придает фильму особую атмосферность. Снято очень красиво, несмотря на мрачные тона: бескрайние просторы снега, голый лес, бьющийся в агонии олень… Всплески воспоминаний, отрывки из прошлого, голоса за кадром, — и ты погружаешься вместе с Александром в глубины памяти, и.. . становится страшно. Это страх неизвестности, он леденит душу, студит кровь в жилах, и в голове только один вопрос: ты действительно уверен, что хочешь вспомнить, кто ты есть?
Еще задолго до финала я почувствовала: есть что-то в прошлом Александра, что он отчаянно пытался забыть. Тусклый свет, больничная постель. Он открывает глаза и он ничего о себе не знает. Есть только люди, случайные и неслучайные, но вот только их воспоминания создают образ человека, которым ты не хотел бы быть… Станешь ли ты другим, вычеркнув из своей памяти прошлое? А что делать с памятью тех, кому ты причинил боль? Куда бы ты не прятался, не бежал, прошлое будет следовать за тобой, оно — твой багаж навечно. Его нельзя изменить, но его нужно принять… Можно попробовать переосмыслить. «Я — мужество моего брата, я — надежда своей дочери, я — сын своей земли…»
Это кино неспешное, неторопливое, это фильм-размышление, фильм-откровение… Определенно, понравится далеко не всем, но я рекомендую его к просмотру. Здесь нет экшена, да и сюжет не блещет оригинальностью, здесь история только одного человека… Но снято красиво, снято драматично, сыграно талантливо.
17 февраля 2015
Из чего складывается человеческая жизнь? Цепь далеких воспоминаний в голове? Воспоминаний, которые ты любишь, в которые ты веришь или хочешь верить? Воспоминаний, которые ты бережно дорисовываешь, наделяешь новыми деталями и насыщаешь красками? Можно ли разглядывая фотоальбом понять, кто ты есть? Можно ли встать и пройти тот же самый путь, ничего не помня о нем? Что делать с неожиданно выпавшим на тебя шансом все начать сначала, освободившись от цепей и грузов былого? Или, может быть, чему-то суждено быть забытым?
«Memoires affectives» — это очень тягучее, тревожное, созерцательное и местами заторможенное действие, в котором главный герой очень плохо стоит на ногах, можно сказать, заново учится ходить. Александр потерял память в автокатастрофе, и хрупкая реальность меняется для него с немыслимой скоростью, плюсы становятся минусами, друг становится недругом, любовь всей жизни — случайным коротким знакомством.
- «Ты был мужчиной моей мечты!»
- «У тебя никогда не было на меня времени!»
Чему верить?
Реальность ему теперь совсем незнакома, она почти не цветная, заснеженная и холодная. Слова выходят изо рта колючей проволокой, спотыкаются, словно боятся быть произнесенными, их нужно выдавливать из себя. Но герой упорно пытается докопаться не только до ответа, кто он такой, но и расследует покушение на свою жизнь.
Амнезия проявляет много скрытых пластов, о которых герой даже не задумывался. Очень интересны его слова о жене и дочери: жена теперь совсем чужой человек, супружеские чувства к ней стерты, но дочь же наоборот — ощущается родным человеком на каком-то интуитивном, даже молекулярном уровне. Или неожиданно появляется таинственный старший брат, и потеря памяти странным и трагичным образом проясняет взаимоотношения двух братьев.
Режиссер Френсис Леклерк звезд с неба не хватает и снимает очень ровную, спокойную драму, с неспешным ритмом, блужданиями и жанрово ожидаемой кульминацией. Он оставляет нам время подумать, словно мы тоже персонажи этого фильма. В нем нет каких-то душераздирающих эмоциональных всплесков и откровений, зато местами проступает отчетливая кафкианская атмосфера, сознательная схематичность, притчевость.
«Memoires affectives» — это театр одного актера — Роя Дюпюи, который отлично вписывается в ткань картины со своим печальным аристократическим лицом и демонстрирует нам большой арсенал возможностей, при том, что его персонаж очень немногословный. Вообще, надо сказать, Дюпюи весьма хорошо умеет молчать и убедительно думать на экране, потому что и сам актер анализирующий, думающий.
Нельзя сказать, что фильм поражает какой-то сверхнеожиданной концовкой или моралью на блюдечке с голубой каемочкой, поскольку современного зрителя уже мало чем удивишь, однако ощущение банальности тоже не оставляет, а скорее наоборот, нагружает, оставляя послевкусие задумчивости. Мне кажется, я что-то забыл… нужно потом не забыть вспомнить.
22 мая 2014
Что есть человек? Сумма социальных ролей? Профессия? Положение в обществе? Семья? Эмоции и привязанности? Какой фактор будет определяющим в попытке идентифицировать то, что мы привыкли называть «личностью»? Проще говоря, где искать ключ от сердца?
Александр Турно просыпается в больничной палате с диагнозом «амнезия». Ему сорок лет, и он словно впервые смотрит на себя в зеркало. Мир превратился в чистый лист, без близких людей и опознавательных знаков. Экзистенциальный вопрос «Кто я такой?» читается в каждом взгляде Александра, прощупывая пространство и окружающих, словно мяч на резинке. Вот жена, которая кажется абсолютно чужой и, если верить слухам, давно завела любовника. Вот дочь, на каком-то физическом уровне ощущаемая как родная плоть и кровь, но отстранённая и агрессивная в общении. Вот старый друг и партнёр по бизнесу, по-свойски хлопающий по плечу и предлагающий бутылочку пива. Вот женщина, с которой ты изменял жене, то ли из большой любви, а то ли от скуки… Разбирая старые фотографии, рисуя линию жизни на стене (в лицах и датах), Александр барахтается в том, что должно было быть его жизнью, но почему-то ей не является. Сеансы психоанализа и разговоры с детективом, расследующим аварию, не проясняют ситуацию, а, кажется, сводят главного героя с ума. В бессознательном состоянии он начинает говорить на неизвестном ему языке, во сне видит себя словно со стороны, в реальности додумывает то, чего не было. Усугубляют дело звонки от брата, чьё существование нигде не зафиксировано, кроме как в воспоминаниях Александра…
Фильм течёт размеренно и тихо, как канадская зима, не тревожа зрителя лихими поворотами сюжета или искромётными диалогами. По сути, перед нами разворачивается путешествие вглубь самого себя, состоявшееся в художественном плане только благодаря таланту Роя Дюпюи. Здесь он подолгу засматривается в одну точку, медленно и с усилием выговаривает слова, двигается так, словно ему это в новинку, и (настоящий мастер-класс) играет с закрытыми глазами. Актёр почти разрушает план режиссёра не вести повествование от первого лица, погружая зрителя с головой в переживания и воспоминания Александра. Мы чувствуем себя потерянными, мы отчаянно хотим найти тот якорь, который определит наше место в мире, мы распутываем хитросплетения сюжета не из азарта, а от боли, бередящей душу чем-то неведомым и таким близким. Мы ходим по кругу, задавая один и тот же вопрос, всматриваемся в друзей и знакомых, и не можем понять. Но что если мы сами похоронили свою сущность под ворохом мирских забот и ничего не значащих событий? Что если мы хотели забыть, кто мы есть? И как теперь вспомнить?
Получив две сугубо канадские премии, картина не снискала зрительской любви и не вышла в широкий прокат. Кино действительно тяжёлое, неформатное, но редкое и красивое, как негранёный алмаз. Для поклонников Дюпюи — настоящий клад, для остальных — проверка на прочность.
6 из 10
15 сентября 2013