Свои
7.4
7.5
2004, боевик, драма, военный
Россия, 1 ч 45 мин
18+

В ролях: Наталья Суркова, Сергей Дьячков, Александр Половцев, Анна Загребна, Оксана Глушкова
и другие
Любовь, предательство, месть – все смешалось на деревенском хуторе под Псковом в августе 1941 года. Вокруг бушует война, а здесь, вдали от военных действий, разыгрываются свои страсти. Трое сбежавших от немцев советских военнопленных прячутся в сарае у деревенского старосты. Один из них, сын старика, влюблен в соседку. Но столь же страстно ее любит и местный полицай. По иронии судьбы враги по убеждениям становятся еще и соперниками в любви. Силы явно неравны: одному подчиняется вся округа, другой вынужден скрываться от него. Получив отказ, столь болезненный для мужского самолюбия, полицай решает использовать всю свою власть, чтобы устранить конкурента и завладеть девушкой против ее воли. Но это не так-то просто: он не знает, что его невидимый соперник – снайпер, и голыми руками его не возьмешь…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Свои

год: 2004
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , ,
видеооператор: Сергей Мачильский
композиторы: ,
художники: Александр Стройло, Александра Весельчакова, Григорий Пушкин, Жанна Пахомова
монтаж:
жанры: боевик, драма, военный
Поделиться
Финансы
Бюджет: 2500000
Сборы в России: $120 000
Дата выхода
Мировая премьера: 16 сентября 2004 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, драма, военный

Видео к фильму «Свои», 2004

Видео: Фрагмент (Свои, 2004) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Свои», 2004

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Свои», 2004

Гражданская война в русском народе

В 2004 году Дмитрий Месхиев, тогда уже маститый российский режиссер, еще не ушедший окончательно в одно лишь продюсирование, снял свою, наверное, самую известную ленту «Свои», которая лишь внешне притворяется картиной о Великой Отечественной, на деле же это фильм о войне русского народа против самого себя, о ненависти, обращенной на «своих». Месхиев и его сценарист Черных создали невероятно противоречивое повествование, в котором нет ни грамма осуждения той или иной стороны: немцы здесь – всего лишь статисты, главная драма разворачивается в душах советских людей, разделенных идеологическими антагонизмами. Сделав главными героями исключительно советских людей, а не немцев, постановщик и сценарист должны были безошибочно, как по нотам разыграть нешуточную драму между артистами, которым будет это исполнение под силу.

И действительно: Ступка, Гармаш, Евланов, Михалкова, Бондарчук, Хабенский работают в слаженном, эмоционально сбалансированном ансамбле, делая каждую сцену напряженной и захватывающей. Зритель, начав смотреть «Своих», на два часа совершенно забудет о времени, будучи захвачен рассказываемой историей. Как в настоящем киноромане, здесь много действующих лиц, между которыми протянуты линии эмоционального напряжения: здесь мужчины постоянно хотят женщин, но эта эротическая заряженность многих эпизодов не кажется вульгарной, ибо создает причудливые любовные многоугольники, на которые так изобретательна жизнь. «Свои» - во многом актерское кино, драма с элементами боевика (хотя финальная слаженность в борьбе с фашистами бывших антагонистов и кажется несколько идеалистической и неправдоподобной).

Что ждет героев за пределами повествования? В лучшем случае – партизанщина, в худшем – повторный плен и клеймо предателей. Месхиев и Черных намеренно оставляют открытый финал, ибо по той нарративной колее, которая была ими обозначена, фильм бы мог идти и три, и четыре часа, и даже стать бы полноценным сериалом. К счастью, не стал. Месхиев так и не снял ремейк, не сделал телеверсию, и вообще эта картина сияет одинокой звездой совершенства в неровной фильмографии этого постановщика (что мы вспомним спустя тридцать лет его режиссерской карьеры кроме неплохих ранних драм «Над темной водой» и «Циники» да гротескной «Механической сюиты»?). Несмотря на то, что «Свои» пытаются кроме всего прочего понять логику предательства, как личного, так и общественного, это чрезвычайно не конъюнктурная картина.

Все в фильме Месхиева противоречит тому, чтобы кого бы то ни было осуждать, жаль всех: и трусливого, честолюбивого чекиста в исполнении Гармаша, и старосту-коллаборациониста, сыгранного Ступкой, даже полицая, задыхающегося от неразделенной любви, и постоянно болеющего политрука (образ, явно навеянный немощным Сотниковым из «Восхождения» Шепитько). «Свои» - сострадательное кино, не прельщающее ни грохотов спецэффектов, ни шумной рекламой, это чисто человеческое искусство о таких же людях, как и мы, которые могут за жизнь множество раз пройти путь от трусости до подвига. Как говорил персонаж «Братьев Карамазовых»: «Широк человек, я бы сузил». Об этой широте русской души, о какой-то странной ненависти к себе подобным соотечественникам это замечательное кино. Самая страшная война – гражданская, и порой кажется, что в нашей стране она не прекращается ни на минуту: патриоты воюют против либералов, красные против белых, сторонники власти против «пятой колонны».

Быть может, Месхиев для того и снял свое кино, чтобы русские зрители задумались над тем, почему нет мира в нашей стране, о том, что предатель страшнее неприятеля, о том, что без единения духовного и культурного, без преодоления гражданской вражды не может быть покоя и процветания. Мы друг другу свои, а не чужие, будем помнить об этом и ценить друг друга, иначе стране конец – об этом, впрочем, как и о многом другом, лента Дмитрия Месхиева, сейчас, к сожалению, незаслуженно забытая.

30 ноября 2022

Волк в овечьей шкуре

Один из залогов успешности военной ленты, это взять хорошего режиссёра, качественный актёрский состав, и нетипичную историю. Но надо организовать так, чтобы все вместе взаимодействовало. Часто случается, что известный режиссёр, и известные актёры в совокупности показывают далеко не самый лучший результат. Каким получился фильм «Свои»?

«Свои» из тех картин, которые демонстрируют войну без военных действий. Война происходит где-то в стороне, а в самом фильме скорее это борьба за выживание. Так что если вы привыкли видеть патриотические фильмы с героями закрывающими пулемётное окно своим телом, то данная лента не про это.

Да, тут присутствует героизм, и даже смелость, но они граничат с безысходностью и отчаянием. Чему благоволит и цветовая палитра самой картины. В ленте нет привычного образа советского солдата: с улыбкой и твёрдым взглядом — в этом фильме все герои уже сломаны войной. Измождённые, утомлённые, уставшие. Им не рады даже в родном доме, потому что на родной земле осели враги.

И тут раскрывается интересный момент, предательство. Предательство в фильмах о Великой Отечественной войне очень скользкая тема, можно оступиться и удариться в откровенную антисоветчину, или же напротив, уйти в ультрапатриотизм, где от криков «Ура» не гордость берет, а выворачивает и тошнит. Поэтому сценаристу «Своих», пришлось попотеть, чтобы раскрыть эту тему, удержать у зрителя интерес до финальных титров и не вызвать усталость от того, что солдаты опять воюют «вопреки».

Итого, мы имеем очень сильную военную драму, с хорошей подачей сюжета, оригинальными и неоднозначными персонажами. Героям веришь, сопереживаешь, даже отрицательному персонажу. Потому что прописаны характеры и мотивы, ты буквально можешь понять каждого.

Возможно это не шедевр, но это качественное и атмосферное кино с хорошим актерским составом и замечательной игрой. Хабенский, Гармаш и Ступка — замечательный отыгрыш, браво!

21 октября 2020

Взгляд на Великую Отечественную войну с не очень, я бы сказал, популярной стороны. Оккупированные территории Псковской области. Немцы уже установили свои порядки и правила управления. Полицаи, полицмейстеры, старосты — всё это люди из народа, вчерашние товарищи крестьяне. Тема довольно щекотливая и неоднозначная. Считать ли, например, персонажа Ступки, назначенный немцами старостой, предателем? Не знаю. Не он, так другие. Да и своим он сочувствовал, помогал.

Убегая из плена, в деревеньку попадают рядовой солдат Красной Армии, политрук и комиссар НКВД. Весь сюжет фильма разворачивается вокруг их судеб, начиная с попадания в плен, заканчивая побегом из деревни, до которого, ясное дело, доживают не все. Очень непростой клубок человеческих взаимоотношений разворачивается перед нами, где место найдётся и подлости, и благородству. А ведь это всё среди «своих».

Актёрский состав — потрясающий. Хабенский, Михалкова, Гармаш, Ступка, Бондарчук… И тем удивительнее, что при таком созвездии фильм мы получаем, в общем-то, неоднозначный. Но такое бывает. Ведь причины успеха или неуспеха кроются и в сценарии, и в режиссуре, и в саундтреке.

С одной стороны, с первых же кадров мы видим, что зрелище это жёсткое, натурализм сцен насилия зашкаливает. Но, с другой стороны, сюжет во многих эпизодах выглядит неправдоподобным, в том числе в самом начале. Хотя скучным фильм не назовёшь.

Мне не понравилась картинка. Эта сепия, в общем-то смысл её понятен, но режет глаз и по-моему с этим переборщили. По поводу саундтрека сказать нечего, он не особо примечателен. Также в минус поставил бы постоянную спекуляцию на тему секса.

6 из 10

20 марта 2016

После того, как немцы материализовались на втором этаже одного из штабов РККА, а их танк напечатался 3д принтером в палисаднике того же штаба, кино заставило внимательно присматриваться к игре ума режиссера со сценаристами, что сильно не давало любоваться извращенными цветами фотошоповских фильтров на экране.

Не знаю, может быть фильм наполнен некими идеями общечеловеков, но когда снайпер смотрит в прицел левым глазом держа винтовку у правого плеча — это так поражает, что до конца фильма невозможно отойти от этой режиссерско-операторской находки.

Замечательно поставлены истерики персонажей, по очереди впадающих в них, третья уже была ожидаема безо всяких сомнений.

Очень хорошо сыгран эпизод, когда вся компания бросает раненого в ногу товарища, а потом делает вид, что никак не дождется, когда он их догонит и даже слезу пускает по нему, героически погибающему.

Из таких «мелочей» соткана вся ткань повествования. И эти проклятые узелки так на себя все внимание отвлекают, что заценить весь рисунок у меня не получилось. Осталось впечатление грубой перепевки советских фильмов с антисоветским душком. Одно зарезание потенциального предателя бритвой чего стоит. Это вам не голыми руками душить в темноте, этот «чик» средь бела дня на виду у всего лагеря, дорогого стоит. Главное чтобы бритва в кармане была. Интересно, Гармаш ее переложил из своей гимнастерки, когда под обстрелом менял гимнастерку на цивильные шмотки, или заботливый хозяин шмоток таскал ее все время в кармане?

Вот так и думал над поставленными режиссером вопросами всю фильму…

13 октября 2013

Фейерверк для «своих»

Кинокартины — что фейерверки: один зашипит и пустит дымный хвост, вот тебе и всё зрелище; а иной взлетит высоко и рассыплется звёздами разноцветными, да такими, что каждой отдельно залюбуешься. Но и это удовольствие недолгое: погасли звёздочки рукотворные, и снова спустилась мгла на грешную землю. То же и с фильмами. Одни породят много нетерпеливых ожиданий, потратят кучу денег продюсерских, а потом возьмут да и разочаруют всех. Другие, не обещая ничего на стадии съёмок, вдруг выстрелят так громко, что привлекут всеобщее внимание, вознесутся критиками до небес и ими же смешаются с грязью, и посыплются на них звёзды престижных наград. А бывает и так, что за наградным великолепием скрывается один только пшик, и фильм, многим казавшийся новым словом в киноискусстве, забывается так же быстро, как и любая конвейерная поделка.

Картина Дмитрия Месхиева «Свои» в 2004 году удивила многих, и удивление это отлилось многократно в золоте и серебре. Были и придирчивые разборы, и претензии, но большинство критиков сходились на том, что Месхиев продемонстрировал некий новый взгляд на войну и вместе с тем оживил тусклую российскую кинодействительность. Новый военный фильм оказался чем-то вроде осветительной ракеты, приковавшей к себе внимание не избалованной самобытными картинами российской кинообщественности и показавшей новые ракурсы в мировоззрении среднего поколения. Ракурсы эти очевидно сместились в сторону частной жизни героев, так что в отечественной истории первой половины сороковых вызывает интерес уже не война среди людей, а люди среди войны. Но это смещение произошло уже давно, и не было бы в нём ничего удивительного, если бы не одна тонкость месхиевской работы.

Месхиев и его сценарист Валентин Черных не просто разрабатывают характеры людей, оказавшихся волею судьбы на войне, но возводят конфликты между этими людьми в некую небывалую степень. То, что раньше (скажем, лет двадцать — тридцать назад) считалось частной жизнью людей, проблемы которой по своей значимости не могли конкурировать с проблемами общественными, теперь не только выходит на первый план, но и замещает собой всё остальное. Собственно, теперь всё, что не является частной жизнью, суть всего лишь те или иные обстоятельства, в которых оказываются люди. Великая Отечественная война в наших фильмах последних двадцати лет давно уже превратилась в такое безликое обстоятельство. Но Черных и Месхиев пошли ещё дальше, перенеся войну из безразличного к человеку мира внешних обстоятельств в его частную жизнь. В их фильме линия фронта пролегает между своими, а военные действия порождаются подозрительностью к ближнему как нормой жизни. И это действительно ново.

Новизна эта ложится на крепко сыгранный актёрский ансамбль, в котором два солиста — Богдан Ступка и Сергей Гармаш. Их упорное, длиной во весь фильм, единоборство — противостояние сильного и умного хозяина, раскулаченного десять лет назад, и чекиста с гитлеровско-бериевскими усиками и стальными мозгами — держит зрителя в приятном напряжении и придаёт картине незабываемый вкус. Ядерный красно-бурый дуэт неплохо дополняют Константин Хабенский, Михаил Евланов и Фёдор Бондарчук, характеры героев которых, хотя и показаны пунктиром и не раскрыты до конца, создают требуемое по сюжету разнообразие типов человеческого поведения на войне. Столкновение двух главных героев усиливается противоречием актёрских темпераментов: нервно-целеустремлённый и надрывно-фиксированный характер Гармаша зрелищно сцепляется с основательно-рациональной и могуче-антеевской харизмой Ступки. Но даже такое интересное сочетание не может скрасить недоумение от рискованно-экспериментального сценария.

Создатели фильма явно увлеклись исследованием своей микровойны — войны своих против своих, где линия фронта проходит между сараем и хозяйским домом, а соседская молодуха оказывается аккурат на передовой. Ради продолжения режиссёрского эксперимента беглые бойцы слишком уж задерживаются в гостях у мрачного и подозрительного старосты, всякий раз после партизанской вылазки почему-то возвращаясь на не слишком гостеприимный сеновал, а борьба двух главных персонажей, хотя и завершается торжеством одного из них, в сущности, не имеет ни конца, ни морали. Война как таковая, в первичном своём значении, появляется в фильме только в самом начале и конце фильма, сведясь к внезапному, очень внезапному нападению немцев и слишком немногословному напутствию коллаборациониста-праведника своему юному сыну. А война между своими, которую нам хотят показать, на поверку оказывается искусственной фикцией, ничуть не более убедительной, чем уверения о неуклонном прогрессе социалистического общества. Если говорить начистоту, Месхиев снял ещё один фильм о войне без войны, но при этом попытался создать мифологему о войне не как противостоянии социальных систем, а как частных конфликтах отдельных людей. Причём своих. Если бы эта попытка оказалась удачной, то нашим идейным «доброжелателям» осталось бы сделать лишь один логический шаг до утверждения, что мы сами повинны в своей войне.

1 августа 2013

Последнее время стало модным снимать «реальные» фильмы о «настоящей войне», о разборках, о «бытовухе» одним словом. Попутно рассуждая о новом видении, авторском взгляде, тем, что многое было забыто и скрыто. И для полноты картины, не стесняются уже ничего, вытаскивая самое противное что есть в человеке. В тот же момент происходит серьезное переосмысление Великой Отечественной, самого времени, цены Победы.

Все мы знаем, что война началась крайне неудачно для нашей армии. Только вот дрались и стояли насмерть, с боем отступали, просто так не сдавая ни одного города. Конечно, могло случиться и такое внезапное нападение. Но безмятежность и расслабленность командного состава, демонстрируемая в начале фильма, как бы прямо намекает — вот почему были такие потери в первые месяцы войны, окружение и захват в плен тысяч советских солдат, погрома техники и хозяйственного сектора.

Сценарий «Своих» написал Валентин Черных, автор сценариев к фильмам «Москва слезам не верит», «Любить по-русски» других. Идея в том что даже люди из одной страны, села, семьи, какими бы «своими» не были, а окончательный выбор каждый делает сам. У кого-то в любой ситуации своя шкурка дороже, кто-то готов на жертвы, у некоторых совесть и принципы.

Фильм снял Дмитрий Месхиев, снял хорошо, качественно и реалистично, особенно в некоторых сценах и поведении героев — Ступка, Хабенский, Гармаш, Бондарчук, Суркова, Михалкова.

Из положительных моментов также можно выделить работу съемочной команды, оператора.

Только вот сама идеология фильма мне совсем не по душе. Хорошо, что его не позиционируют как кино о Большой войне. Он, безусловно, имеет право на существование, вот только чтобы почувствовать и понять какими были наши предки, чем жили и во что верили, нужно смотреть настоящие, сильные, советские фильмы. Чтобы ощутить гордость за своего деда, чтобы стремиться быть похожим на победителей, чтобы в роковой час повторить подвиг, если потребуется.

4 из 10

11 мая 2013

Драма о войне и военных. И точка.

Несмотря на такое описание, фильм ни разу не назвал бы боевиком.

Обо всём по порядку. Трое пленных, разработав нехитрый план побега, укрываются в ближайшей деревне, где живёт Старик (Б. Ступка. Имени его, кажется, не называют, а в титрах к фильму его назвали именно так) — староста. Отец одного из беглецов — Митьки (М. Евланов). С ним также оказываются и его «подельники» — еврей Лившиц (К. Хабенский) и Чекист (С. Гармаш). Рассчитывая сначала остаться на короткое время, остаются насовсем. В деревню наведывается полицай (Ф. Бондарчук), влюблённый в симпатичную Катю (А. Михалкова), которая любит Митьку. Полицай предлагает Старику — тот отдаёт Катерину и он оставляет их в покое…

Фильм прекрасен и это главное!

Чтобы понять мотивацию персонажей — нужно мало-мальски знать историю. И знать то, что староста обязан был сообщить об обнаруженных беглецах, дабы не стать пособником в укрывательстве.

Фильм — драма в самых лучших своих традициях. От боевика здесь в общей сложности минут десять. А боевые сцены сняты очень «рубленым» монтажом, что нисколько не раздражает. Мы понимаем, что не это главное в фильме. А главное — характеры и взаимоотношения. Самый блестящий и многогранный персонаж — это Старик, блестяще исполненный Ступкой. Умудрённый опытом, «совсем не дурак», как он сам себя называет. Чекист-Гармаш, как всегда играющий на полной самоотдаче с бешеной энергетикой. Мне почему-то на ум пришла роль Митьки-Ульянова в «Братьях Карамазовых».

Музыка — свыше всяких похвал! Причем совершенно разная по стилю, но написанная одним композитором Старостиным. Святослав Курашов же написал только запоминающуюся прочно мелодию «Губная гармошка». Столь простую, но гениальную тему мы слышали во «Времени Цыган» Горана Бреговича. Я не очень силён в специальных жанрах музыки, но работа Старостина похожа на некоторые сочинения Ганса Циммера в «Гладиаторе».

Оператор фильма — Сергей Мачильский посвятил эту работу потрясающему Павлу Лебешеву. И посвящение стоит того! Фильм трудно назвать чёрно-белым, но и цветным его никак не могу назвать. Это что-то чёрно-коричнево-белое, как первые полчаса «Сталкера». Действительно замечательное операторское решение. На этом фоне ожидаемый кем-то «Сталинград» Бондарчука в 3D выглядит чем-то нелепым с явным намёком на «глянец». Алексей Герман-ст., которого я не люблю ни как человека, а после 90х и как режиссера, сказал: «Я бы занялся съёмками фильма о Сталинграде, но фильм должен быть чёрно-белым. Во время кровопролитной войны у людей не могут блестеть глаза и быть румяными лица».

Фильм рекомендуется к просмотру! И рекомендуется всем без исключения. Фильм обозначен как «детям до 16ти», но, думаю, уже с 13ти вполне можно смотреть. Крови в нём не больше, чем в «Трансформерах», а проблематика — очень серьёзная, но достаточно понятная.

P.S. И когда лет в 16 лет какому-нибудь парню начнут говорить, что «Русское кино в…» (известном месте — посмотрите «Изображая жертву»), то он с гордостью сможет назвать в ряду тех, что ему понравилось, ещё и фильм «Свои». Я надеюсь.

9 из 10

16 декабря 2012

Фильм посмотрел по наводке из Интернета и начитавшись оставленных до меня отзывов (сплошь положительных). Что же я могу сказать?

Уже с самого начала покоробила сцена нападения немцев на населённый пункт. Как в анекдоте «Представьте, что вы идёте по полю и вдруг из-за угла выезжает танк». Сначала мы видим штаб в центре подготовившегося к обороне подразделения РККА, а потом откуда ни возьмись стрельба, взрывы, танки и кровища. Как будто немцы воспользовались телепортом. Уже это навело меня на подозрение, что фильм меня не впечатлит.

Если по пунктам, далее я увидел:

- штамп про «жида-политрука» и предателя-солдата, которого потом убивают (см. эпопея Озерова и далее куча подражателей);

- героев, периодически дефилирующих в полуголом виде и совокупляющихся друг с другом;

- продвигание тезиса «все мы люди, все человеки, хороших и плохих не бывает» (думаю, многие относят это фильму в плюс, но у меня другая точка зрения)

- истерики героев к месту и не к месту (да, война — это страшно, но, по-моему, здесь явный перебор).

- иногда — крайне нелогичное и ничем не объясняемое поведение героев. Особенно, из важного — непонятна мотивация отца и сына (в диапазоне от стремления избавиться от политрука и чекиста до «пойду с вами»);

- постоянно напрашивающийся рефрен «война где-то там, а у нас здесь свои дела, более важные» (несколько искупляется «патетическим» концом с отцовым напутствием сыну «идти Родину защищать).

Есть и положительные моменты — звук и картинка, хорошая работа оператора.

В сухом остатке очередной отечественный фильм «при поддержке министерства культуры РФ» со взрывами, пикантными сценами и душевными терзаниями главных героев (к слову, Гармаш, бьющийся в истерике, вызывает у меня недоумение, переходящее в саркастическую ухмылку на лице). Но к чему всё это рассказано — не понимаю, хоть убейте.

P.S. Если в вас бушует ненависть к «совковым фильмам про войну, где всё неправда», могу посоветовать современные «Брестскую крепость» и «Сильнее огня», которые вызывают у меня гораздо больше понимания, чем данный фильм.

28 апреля 2012

Свои среди своих?

Оказывается, можно сделать такой фильм, в котором одновременно будут играть Хабенский, Гармаш, Бондарчук и Ступка, при том фильм будет о времени Великой Отечественной, и за него совсем не будет стыдно. Стало быть, не так плохи наши актеры, как наши режиссеры. А вот Дмитрий Месхиев, типа, решил не согласиться с таким заявлением, и все сделал правильно.

История такая: на деревню, занятую советскими войсками, в конце лета 41 года неожиданно нападают немцы, силы неравны и поселок быстро занимает враг. Хабенский вот играет еврея-политрука, он и чекист (Гармаш), пытаясь избежать неминуемого расстрела (как еврея и чекиста), наспех переодеваются в штатское, попав в один из домов под огнем танков, и таким образом выживают. С ними же в плен попадает и молодой снайпер из местных, сразу скажу, в очень хорошем для первой роли в кино исполнении Михаила Евланова. Ну а потом они бегут из колонны пленных в его родную деревню, а папка его (Богдан Ступка), оказывается, староста деревни при фашистах и вообще не понятно, собирается он сдавать двух офицеров или нет: пока что они вместе с его сыном обосновались в сарае и их уже ищут местные полицаи во главе с героем Бондарчука, у которого здесь еще и свои интересы. А дальше здесь, в дали от линии фронта, и выяснится, кто свой, кто чужой, кто предатель и кто герой.

На протяжении всех полутора часов на экране не было никаких ярких оттенков и красок — фильм выдержан в в приближенных к серым тонах, что, наверное, дань уважения советским черно-белым картинам, а может быть — дополнительный штрих к изображению жизни в оккупации: вокруг все померкло и царствует беспросветность. Кстати, на мой не профессиональный взгляд эпоха воссоздана довольно искусно, в то, что это именно сороковые — верится.

Вообще, очень хорошо, что в нулевых у нас сняли фильм, не ударяющийся в крайности — здесь все люди и нет идеологически идеального героя-коммуниста, а значит это не советское идеологическое кино, и в то же время это и не российское идеологическое кино. Здесь вообще не про идеологию, наконец кто-то понял, что подобное переосмысление сейчас вполне возможно. Люди здесь — все разные, с разными мотивами, очень живые, старающиеся поступить так, как нужно, со своими надеждами, обязанностями и поступками, совершающие мелкие подвиги и мелкие предательства в масштабе огромной войны — нам сложно понять это и осмыслить, представить себя на их месте, во время величайшей катастрофы 20 века, и тем не менее видится в происходящем на экране какая-то житейская правда. Вот и замечательно.

23 октября 2011

Фильм о людях, а не о взрывах

Фильм «Свои» можно с уверенностью поставить в один ряд с мировыми шедеврами, с картинами, которые уже много лет считаются лучшими в жанре военной драмы: «Апокалипсис сегодня», «Спасти рядового Райана», «Цельнометаллическая оболочка», «Тонкая красная линия», «Взвод» и прочими. Причина проста: это фильм не о взрывах и не о безумной и беспощадной стрельбе, не о об оторванных конечностях и искалеченных телах. Это картина о человеке и его душе во время войны. Хорошие фильмы отличаются сильной драматургией. Создатели фильма дают нам все то, чего только можно пожелать: убедительные конфликты (отец, которого играет Ступка, находится перед выбором: стоит ли убить беглецов ради спасения своей семьи, а также сразу ряд любовных конфликтов), отличный сюжет, в котором по сути нет никаких ненужных «провисаний» и «пауз».

Картина показывает, через что проходят человеческие души. И где тут четкая грань между добром и злом? Как выбрать, кто должен жить, а кто должен умереть? Месхиев так и не дает нам однозначного ответа, ведь его и не существует. Также как Терренс Маллик в фильме «Тонкая красная линия» пытается осмыслить через призму военных событий природу человеческого зла, Месхиев демонстрирует хрупкость душевного равновесия человека. Шаг влево-шаг вправо — и ты уже оказываешься на «темной» стороне. Главное — быть готовым в нужный момент не растеряться и сделать свой выбор, а потом быть готовым нести за него ответственность.

P.S. Финальная сцена, когда староста направляет оружие на чекиста, просто нечто.

9 ноября 2010

Правдоподобный фильм.

«Свои» — шедевр современного русского кино.

Фильм чётко разделяет персонажей на своих и чужих.

Запомнился политрук Лившиц (Хабенский), который всё просил старосту принести ему книжку почитать.

Старик-староста (Ступка) поставлен мерзавцем пилицаем перед фактом: чтобы спасти дочек он должен сдать бежавших из плена чекиста и политрука. Казалось бы а почему бы и не сдать? Тем более чекист честно признался, что влюблён в любовницу старосты и обещал, что если останется жив, то обязательно вернётся чтобы жениться на ней. Тем более, что сына Митьку обещали не трогать и даже помочь ему с документами. Но старик, не задумываясь, берёт ружьё, собирает всю компанию, чтобы сделать полицаю ответное предложение, то самое, от которого он не сможет отказаться.

Что заставило его пойти по этому самому сложному и рискованному пути? Во имя чего? И ответ даёт душераздирающая концовка и наставление сыну:

- Иди сынок, Родину защищать.

Все актёры сыграли очень натурально и естественно.

А народный напев под конец просто захватывает дыхание. Музыка в фильме — гениальная. Потому что родная, наша.

10 из 10

9 июля 2009

Я же СВОЙ!

Фильм не о войне как такой, фильм о отношениях которые сложились в условиях войны -без сомнений самый лучший фильм данной тематики (если не единственный) снятый за последние двадцать лет в России.

Нападение немцев разделила односельчан, родных и близких на «своих» и «чужих»…

В фильме нет таких понятий как патриотизм, долг родине — каждый герой поступает так, как ему позволяет совесть — у каждого своя цель — кто то идет на службу в полицай, чтобы уберечь своих близких, кто то хочет вернуть утраченное и вести бой простив «чужих», кто то просто хочет выбраться подальше.

У меня после просмотра этой картины всегда вертится ее сюжет в голове и я думаю о главных персонажах, о их истории — все актеры очень хорошо справились со своими ролями, особенно Богдан Ступка — великолепный актер.

10 из 10

9 июля 2009

Настоящее — просто

Волей обстоятельств посмотрел этот фильм через 5 лет после его выхода в свет. До этого уважал Месхиева за такие фильмы как «Линии судьбы» — один из немногих сериалов (как и «Ликвидация»), который и не хочется воспринимать как «сериал», «Гамбринус», «Над темной водой» и не понимал за такие, как «Семь кабинок» (вот уж слабоумно-мерзкая противоположность ранним фильмам и, как выяснилось — «Своим») и «Принцесса и нищий» (пустой антипод «Линиям судьбы»).

Когда посмотрел — удивился в очень хорошем смысле этого слова. Порадовало все! И очень грамотная работа со светом и цветом, и саундтрек. По новому взглянул и открыл для себя Б. Ступку (настоящий глава семьи, один из первых людей на селе), Н. Суркову (ее вес здесь не меньше 90! Откуда?), Ф. Бондарчука (однозначно, подонок — но Живой человек при этом (на мой взгляд, одна из лучших ролей Феди); не разочаровал в ином амплуа К. Хабенский. С. Гармаш и А. Михалкова — как обычно и неплохо.

В общем, на мой взгляд — одна из лучших картин о войне. Без государственного пафоса, без батальных кровавых мясорубок, без жуткой чернухи с изнасилованиями малолетних и без всяких хитроумных стратегий — когда пара-тройка удальцов как бы невзначай уничтожают полсотни гитлеровцев. Все как в жизни. Очень грамотное Человеческое обобщение без лишних эмоций со стороны актеров, главное — они есть со стороны зрителя! А зритель не дурак, и всегда отличит хорошее кино от индийского и «Своих» от гламурной погани в 7 кабинках.

10 из 10

29 июня 2009

Шедевр

Великолепное отображение русской природы, гармонирующая с ней шедевральная музыка, прекрасная игра актеров, работа режиссера, оператора — все это и приводит к выводу о том, что это и есть шедевр, который рождается довольно редко в наше время.

«Свои» выбивается из ряда отечественных фильмов о войне. Здесь нет дешевых неправдоподобных боевых сцен, наигранного патриотизма, которому не веришь, здесь нет политики. Это кино о простых людях, коих большинство. И история их по суди дела проста, только смотреть её можно до бесконечности.

10 из 10

6 апреля 2009

Сильный фильм. Очень сильный.

Трое, бежавших из плена. Трое, вернувшихся домой. Но дом — уже не дом, и все, что было «до», теперь сменилось на другое, чужое, «после».

Потрясающая игра моего любимого украинского актера театра и кино Богдана Сильвестровича Ступки. Герой его оказывается меж двух огней: он сельский староста, и обязан сообщить о троих красноармейцах. Но один из этой троицы — его родной сын. Как быть? Что делать?

Именно тогда, когда жизнь висит на волоске, и открывается истинная сущность человека. Кто чужой, а кто свой? Кто готов ради тебя пожертвовать собой, а кто за спиной прячет камень.

10 из 10

6 марта 2009

Потрясающий фильм

Так как, к большому сожалению, с рекламой этого фильма было туго, и посетил он украинские кинотеатры только намеком, я посмотрел его только после того, как случайно, краем уха услышал, что Ступка получил приз за игру в каком-то там фильме. То, что фильм произвел на меня впечатление — не сказать ничего. Он меня ошеломил.

Потрясающая режиссерская работа, операторская, актерская, трюковая…

Игра Ступки, Гармаша — это понятно, тут даже обсуждать нечего. А вот что поразило, так это игра Хабенского. Молоток! Так сыграть еврея, да еще с такой убедительностью и легкостью! После этой роли я его зауважал.

Еще что очень поразило — музыка! Такой душевной и в то же время отвечающей событиям музыки, я не слышал нигде.

Единственный фильм, после которого тут же, захотелось скачать саундтрек. Три дня я был в забытье, не знал, что на свете есть и другие произведения, все слушал и слушал.

Этот фильм заслуживает наивысшей оценки.

15 января 2009

«Я же свой! Наш!» »

Фильм захватывает вначале просмотра, и не отпускает в конце, когда строчки титров опускаются под сказочную славянскую музыку, русскому сердцу не устоять. Да, можно спорить об исторической точности, хотя я, как человек увлекающийся историей ВОВ, особых нестыковок не заметил (даже порадовал настоящий немецкий танк Т-3, участвовавший в бойне вначале фильма), но атмосфера сороковых, воссоздана идеально, во всяком случае, для массового зрителя.

Радуют актёры (Гармаш, Ступка), естественный их белорусский говор. Что ещё добавить не знаю, хвалить фильмы не люблю, но когда есть за что, то можно и пару слов сказать. Очень большую роль играет в фильме музыка, просто завораживает, Старостин на высоте. Всё это вместе, и музыка и сюжет и актёры, создаёт очень сильную философскую вещь. Этот чекистский выкрик «Я же свой! Наш!» — это гениально и точно передаёт идею фильма, как и многое в нём. В общем, у меня фильм вызвал море эмоций и переживаний, что бывает достаточно редко и только при соприкосновении с шедеврами.

10 из 10

29 марта 2008

На мой взгляд, «Свои» — это просто шедевр современного российского кинематографа. Фильм великолепен от начала и до конца. Различными потрясающе реализованными средствами создатели картины раскрывают тему «своих и чужих» в первые годы второй мировой войны, в одной из русских деревень, окупированной фашистскими захватчиками.

Замечательный сюжет, отлично разыгранный шикарным актерским составом (и Гармаш, и Хабенский, ну и, конечно, Богдан Ступка сыграли превосходно), заставляет о многом задуматься, проникает в душу. Операторская работа (в обесцвеченых, почти черно-белых цветах) создает непередаваемую военную атмосферу. Музыкальное сопровождение также придает дополнительной привлекательности этому фильму.

Ну, просто очень-очень-очень качественный фильм. Событие в российском кино. Жаль что такие фильмы у нас редкость. Но пока они создаются — наш кинематограф жив!

11 апреля 2007

Фильм оставил очень хорошее впечатление. Отрадно, что неплохие фильмы стали снимать режиссеры нового поколения российского кинематографа своим, непредвзятым видением нашей истории и действительности. Ни опорочить прошлое, как, например, в «Сволочах», ни приукрасить его, а донести до зрителя тугой узел схлестнувшихся темных и светлых сторон внутреннего мира героев, которых свела судьба в экстремальных обстоятельствах во время первых дней Великой Отечественной войны. Нам показали то, что вполне могло иметь место.

Фильм сделан очень тщательно, скрупулезно, каждая сцена, каждый эпизод. Снято в зеленовато-коричневых тонах, что придало киноповествованию особый стиль в духе «военного ретро».

Особенно мне понравился главный герой в исполнении Ступки — спокойная, сильная, уверенная в своей правоте, основательная натура, находящая выход из любой казалось бы безвыходной ситуации. Этими чертами Ступка чем-то напоминает на экране легендарного киноактера Жана Габена. В «своей тарелке» оказалась актриса Михалкова в роли пышнотелой молодой деревенской женщины.

Можно было бы поставить фильму высшую оценку, но не понравился образ, созданный Хабенским. Её величество Попса захлестнула не только песенный жанр, но как ржавчина проникла и проникает во все виды искусств, в том числе и в кинематограф. Хабенский актер чисто попсовый, заезженный до безобразия в телесериалах, «дозорах» и проч. Не гоже было его приглашать на одну из ключевых ролей в столь серьезный фильм.

8 из 10

15 марта 2007

Не люблю я отечественный кинемотограф за то, что он будто загипнотизирован зарубежным. Кассовые сборы, графика, пафос, реклама, много яркого света, шампанское с блондинками и крутыми тачками. Всё настолько предсказуемо, слащаво и одноразово, что со временем, после постоянного долбления отечественных режиссёров по нашему несканчаемому интересу, становится до жути противно, отчего большой любитель Нашего кино, с огромным желанием готов отвернуться от любимых некогда кинотворцов, понимая какая цель преследует их на этом корыстном этапе.

Деньги, известность, и голливудская копирка в голове, вместо интереса, индивидуальности, и настоящей любви к своему делу.

Но как же приятно иногда ошибаться во всём этом. Говорить, что не так уж всё и плохо, и громко радоваться за российские шедевры, которые так редко балуют своей яркой и непосредственной красотой.

Свои — один из тех ярких примеров, когда я действительно был очень рад после просмотра, и глубоко благодарен всему творческому составу вышеуказанного фильма. Это действительно отличное игровое кино, в котором на столько сильно всё смотрится, что ни на секунду не можешь оторвать глаза. Я восхищён, и благодарен режиссёру. Приятно ошибаться когда выходят такие сильные фильмы. Жаль, что это происходит очень уж редко.

10 Баллов.

19 февраля 2007

Боевик Свои впервые показан в 2004 году, премьерный показ состоялся более 20 лет назад, его режиссером является Дмитрий Месхиев. Актерский состав, кто снимался в кино: Наталья Суркова, Сергей Дьячков, Александр Половцев, Анна Загребна, Оксана Глушкова, Юрий Зайцев, Сергей Козик, Йоханнес Брэнд, Торбен Крэмер, Дэниэл Приес, Марк Зейсс, Павел Бадыров, Юрий Оськин, Александр Стройло, Георгий Неусыпов.

Расходы на создание кино оцениваются в 2500000. Страна производства - Россия. Свои — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.