«Образы Европы» — это 25 европейских режиссеров в 25 кинематографических образах. Каждый из режиссеров в несколько минут создает свое видение главного и важного. Здесь образно представлены и потеря духовности, и проблемы миграции, и бюрократия, и насильственная унификация всего и вся, и потеря идентичности. Словом, всё то, что сегодня еще важно (или уже только людям искусства?) для европейцев.
В 1912 г. Розанов писал: «У француза — «chere France», у англичан — «Старая Англия». У немцев — «наш старый Фриц». Только у прошедшего русскую гимназию и университет — «проклятая Россия». Как же удивляться, что всякий русский с 16 лет пристает к партии «ниспровержения» государственного строя…». Только вот теперь, спустя 100 лет, «слиняла», как в другом месте выражается Розанов про Россию, и «старая добрая Англия», и Франция, и Германия. Кажется ни следа не осталось от той старой Европы. Об этом «слиняние» собственно и проект «Образы Европы». Точнее, так вышло у режиссеров. Так сложилось. Так они это увидели. И видимо не зря. И к большому плачу по Европе…
Честно говоря я не ожидал увидеть столько скептицизма относительно ЕС. Даже, например, режиссер от Эстонии Арво Ихо («Еврофлот»), который уже очень далек от детских восторгов вступления в ЕС, что еще могло бы быть характерно для нива украинского или молдавского режиссера, коль они бы участвовали.
Не буду выделять кого-либо из авторов замечательного проекта. Все в той или иной степени создали образное кино — в течении нескольких минут показать суть современной Европы. Однако пессимизм зашкаливает. Даже польский режиссер, а ведь на дворе еще только 2004 год. Понятно, что польского или словацкого кинематографиста и гражданина прежде всего волнуют проблемы веры и традиций, в то время как их французских или датских коллег уже иные вопросы, какие-то прежние ценности уже настолько далеки вероятно для датского или французского кинематографиста, что и не рефлексируются вовсе. Как раз это и прослеживается на протяжении просмотра. Проект — своего рода срез европейских ментальностей, которые еще всё же различаются, несмотря на единство политическое.
Мне видится этот кинопроект исполненным и по замыслу, и по зрительскому впечатлению. Единственное, что практически не видно в проекте, так это авторского почерка, причем даже в коротком метре Гринуэя («Евродуш»). Может быть исключением является мрачная картина Белы Тарра («Пролог», Венгрия). Последний узнаваем сразу же.
Что будет через десять лет с самой Европой, один бог или скорее аллах знает… Это к тому, что фильм «Образы Европы» хотя и не новый, но для тех, кто не смотрел и особенно для тех, кто со всем фанатизмом по прежнему верит, что «запад нам поможет», — посмотреть стоит.
4 сентября 2016
Посмотреть этот фильм я решила из-за имени Шарунаса Бартаса — моего любимого литовского режиссёра. Кроме того, сама идея европейского киноальманаха очень привлекательна, и главной моей задачей было понять, какой видит Европа сама себя.
Каждый из 25 режиссеров взялся за тяжёлый труд: представив свою страну, нужно представить и саму Европу, разномастную, одновременно инертную и бурлящую. Кто-то сделал акцент на внешних проблемах, кто-то углубился во внутренние противоречия, кто-то полез в экзистенциальные дебри.
Так каков же образ современной Европы? К счастью или к сожалению, но единый образ не сложился: каждый пытается рассказать о наболевшем, но это многоголосье не складывается в стройный хор. Единственное, в чём сходятся все авторы — Европа пребывает в кризисе: политическом, социальном, религиозном, ценностном.
За этим странным многоголосьем угадывается Европа сомневающаяся, неуверенная, неясное межгосударственное образование с туманным будущим. Режиссеры, чуткие к настроению умов в обществе, всего лишь выражают существующую в Европе тенденцию: люди перестают верить в вечные ценности и в самих себя. Кшиштоф Занусси, один из самых светлых европейских умов, написал по этому поводу следующее: «Если все окажется относительным, то именно тогда не останется ничего другого, кроме как племенной верности и безумного фанатизма. Если нам угрожает новый период мрака, то ответственность за него будут нести прежде всего те, кто сегодня сеет полнейшее неверие в какие-либо незыблемые ценности».
Я бы назвала этот фильм «Закат Европы» или «Европейские сумерки»: если всё так безнадёжно, то у этой Европы действительно нет будущего. И в этом смысле последняя новелла «Наши дети», вроде бы призванная высказать идею о том, что Европа с надеждой смотрит вперёд и населяющие её народы способны мирно уживаться, кажется притянутой за уши, ведь предыдущие 24 зарисовки говорят об обратном.
Фильм оставляет после себя странное послевкусие, как салат из несочетающихся ингредиентов, каждый из которых, впрочем, по отдельности хорош. Если бы ингредиенты не смешали так бездумно, могло бы получиться изысканное блюдо.
Из всех образов Европы мне больше всего понравились польский, литовский, эстонский и словенский. Единственное несомненное достоинство этого альманаха — каждый выберет для себя что-то своё. В конце концов, эту Европу делаем мы сами.
22 сентября 2013
25 стран, 25 режиссеров, 25 зарисовок. О чем? Каждый о своем и все об одном и том же: о Европе, о проблемах Старого Света, столкнувшегося с Новым Светом. Вопросы интеграции и иммиграции красной нитью проходят через весь киноальманах «Образы Европы».
Признаюсь, этот фильм я стал смотреть, увидев фамилию Кристоффера Боэ. От датской короткометражки я бы и оттолкнулся. «Европы не существует», — говорит Кристоффер Боэ в этой своей миниатюре и с ним сложно не согласиться: Евросоюз — это очень условная общность европейских стран, самого понятия Европы, как единого целого, уже нет или не было никогда: как и везде, тут есть бедные и богатые и одним других совершенно не понять. И показное сочувствие одних еврожителей к другим к этой общности материк совершенно не подталкивает. Надо сказать, что Боэ тут, даже в коротком метре, очень привычный — холодноватый, загадочный, с неизменным зернистым кадром.
Расписывать достоинства каждой зарисовки — пустая трата времени и сил, да и, скажу честно, многих фильмов я не только не понял, но почти не заметил. Скажу пару слов о том, что в памяти отложилось помимо Боэ.
«Старые мрачные песни» — очень неплохой готичный такой клипчик. Но тут меня больше порадовало имя режиссера — Фатих Акин. По-моему, о нынешней Германии одна эта фамилия говорит уже больше, чем добрый десяток социальных картин)
Понравилось словацкое «Чудо». Непорочное зачатие. Живо вспомнилась серия из культового «Доктора Хауса», посвященная этому вопросу. Но с циничной сволочью Доктором Хаусом все ясно, но тут в роли «обличителя» выступает пастор — человек Церкви. И парадокс в том, что он ни на секунду не поверил в то, что девочка говорит правду. Так для чего же нужна ныне Церковь, особенно такая?
Итальянская лента «Анна живёт в Маргере» посвящена еще одной вечной проблеме современной Европы — загрязнению окружающей среды.
Отмечу еще литовскую короткометражку: «Дети ничего не теряют». Дети теряют очень многое, а мы, взрослые, порой этого не понимаем, потому что, наверное, теряем еще больше… Очень красиво сделанная вещица. Сепия такая себе.
Польский «Перекресток» тоже запомнился. В основном потому, что эти своеобразные (нигде больше такого не видел) «придорожные алтари» мне приглянулись, когда я летом был в Польше проездом.
Эстонский «Еврофлот» — это вообще песня. Браво Арво Ихо. Это 10 из 10. Говорю, как гражданин Эстонии. Так откровенно постебаться над самими собой, вернее над правительством своей страны, — это дорогого стоит. Как с начала 2000-х мы носились с просьбами принять Эстонию хоть куда-то, так и продолжаем носится сейчас, будучи членами Евросоюза уже несколько лет. Шикарное изображение безобразной внешней политики Эстонии.
Британский «Евродуш» Питера Гринуэя — это вообще сатира на принцип существования Евросоюза: кто-то живет (моется) под нескончаемым дождем из капель (звонких монет), а кто-то всячески старается притереться хоть с какого-то боку…
Ну и, наконец, отметил бы словенскую зарисовку «Европа». Самая смешная вещица, по-моему. На тему добрососедских отношений. Еще и про футбол)
В конечном итоге можно сказать, что вышла очень разномастная и разноцветная и местами занятная социалочка.
6 из 10
8 января 2013
Если бы все режиссеры могли выражать свои замыслы лаконично. Если бы их замыслы были крупнее своих итоговых образов. Если бы образы Европы были более художественны, чем социально злободневны. Если бы социозлободневность не была так выхолощена и политкорректна как пресная овсянка.
Пересказывать сюжеты скетчей не вижу смысла, некоторые оригинальны, некоторые политически ангажированы, некоторые с претензией на артхаус. В общем, мультинациональный Евросоюз в муках пытается нарисовать свой собирательный образ, причем для самого себя. Проблема самоидентификации красной нитью проходит сквозь все скетчи, и начинает казаться, что это главная проблема многоликого, если не многоголового Евросоюза. Такое впечатление, что европейцы до сих пор не до конца определились с родовой принадлежностью: то ли мужской Евросоюз им ближе то ли женская Европа. И что делать с неевропейской инвазией?
В итоге, несмотря на призыв завершающего скетча, слаженной Европейской команды пока нет. Европейцы шарахаются между тотальным контролем с планированием, и отсутствием согласованных общих интересов у разношерстных участников союза. Главный результат для зрителя находящегося за пределами этого конгломерата неполноправных государств то, что очевидно в Европе — отсутствует харизма. А без харизмы (католическая вера становится формальностью) объединяющей и сцепляющей составные части Европа не более чем трехголовая Химера с головой и шеей льва, туловищем козы, и хвостом в виде змеи.
Однако внимания зрелого зрителя совокупность короткометражек несомненно заслуживает, сравнить их можно с коллективным кинопроектом «На десять минут старше: Труба», но на одну полку они не станут. «Образы Европы» — социальное кино, и в этом его сила и слабость. Манифестация благих намерений еще не совершение добрых дел, а демонстрация пороков зачастую говорит об отсутствии стыда.
Смотреть или не смотреть? Для затравки отмечу, в фильме звучит песня Владимира Высоцкого на русском языке.
7 из 10
12 декабря 2010