Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Еретик |
английское название: |
L' Eretico |
год: | 2004 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Пьеро М. Бенфатти |
сценарий: | Пьеро М. Бенфатти |
видеооператор: | Стефано Фаливене |
композитор: | Антонио Сечи |
жанры: | драма, биография, история |
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
16+ |
![]() |
1 ч 39 мин |
Фильм рассказывает о судьбе средневекового астролога и врача Чекко д’Асколи, родившегося в местечке Анкарано близ Асколи-Пичено, получившего при рождении имя Франческо и прозванного Стабилли — Стойким.
Обвиненный в ереси болонским инквизитором фра Ламберто в 1324 и арестованный флорентийским инквизитором Аккузио в 1327, он был одним из первых ученых, приговоренных к смертной казни на костре. Суды инквизиции над Джордано Бруно (1600) и Галилео Галилеем (1633) начнутся только три века спустя.
Даты его рождения — по одним источникам 1257, по другим 1269, и смерти — 16 или 26 сентября 1327, теряются в тумане веков. Но для своего времени личностью он был необыкновенной: обладая энциклопедическими познаниями, изучал философию, теологию, медицину, математику, астрологию и поэзию, преподавал на медицинском факультете Болонского университета, стал профессором математики и астрологии.
Главным трудом Чекко д`Асколи считается поэма «L`Acerba» («Горькие мысли»), это своего рода энциклопедия средневековых знаний. Она состояла из пяти книг: первая посвящена была вопросам астрономии и метеорологии, вторая — касалась влияния звёзд и небесных тел на характер и судьбу человека, там были главы о физиогномике, о человеческих пороках и достоинствах в связи с небесными явлениями, в третьей книге был описан мир живой и неживой природы, в том числе ископаемые растения, четвёртая — посвящена моральным проблемам, а также явлениям материального мира. Пятая книга осталась незавершённой, автор собирался посвятить её теологии.
Сочинения Чекко д`Асколи до наших дней не дошли, они были сожжены на том же костре, что и сам несчастный астролог. Известны они в основном по упоминаниям в разных исторических источниках.
Одна из легенд гласит, что Чекко д`Асколи был недругом и завистником Данте: якобы свою поэму «L`Аcerba» он написал, надеясь затмить «Божественную комедию». Другие историки утверждают, что с Данте он дружил.
В 1324 в Болонье ему, можно сказать, повезло: он отделался большим штрафом и изъятием астрологических книг. Возможно, его спасло то, что во время краткого пребывания в Авиньоне ему довелось лечить папу Иоанна XXII, который и защитил его перед инквизицией.
А вот с другим высоким покровителем — герцогом Карлом Калабрийским, в исторических справках произошла небольшая путаница, которая перешла соответственно и в фильм. Согласно сюжету, Чекко д`Асколи стал придворным астрологом и личным врачом герцога во Флоренции, где и предсказал его близкую кончину и кровавое и развратное правление его дочери. Однако, этот эпизод жизни Чекко д`Асколи относится к неизвестному периоду его пребывания в Неаполе: герцог Карл Калабрийский — наследник неаполитанского престола (умер в 1328), его жена Мария Стюарт и дочь Джованна, будущая королева Неаполя с 1343 года из Анжу-Сицилийского дома (согласно хроникам, «двор этой королевы напоминал скорее публичный дом на посмешище всем»). А осужден и казнен Чекко д`Асколи действительно был во Флоренции, где нажил множество врагов.
Ересь и колдовство его заключались в той дерзости, с которой он утверждал, что можно совершать чудеса с помощью злых духов, заклинаний и при определенном расположении звезд. Сам он этого не делал, рассуждал чисто теоретически, но последствия этих рассуждений были серьёзными. А также он имел наглость с точки зрения астрологии толковать события жизни Иисуса Христа и составить гороскоп Антихриста.
Франческо Стойкий выдержал пытки и не отрёкся от своих убеждений. Даже в пламени костра последними словами его были: «Я это говорил, я этому учил, я в это верю!».
Фильм спокойно и убедительно придерживается четкой исторической линии, интересен декорациями и костюмами, но сюжету не хватает яркости и динамичности образов и характеров, игра актеров статична и невыразительна. Поэтому, несмотря на интересную тему, фильм кажется пресным и скучноватым.
4 из 10
26 января 2015