Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дзэн-нуар |
английское название: |
Zen Noir |
год: | 2004 |
страна: |
США
|
слоган: | «Sometimes the mystery is bigger than you think» |
режиссер: | Марк Розенбуш |
сценарий: | Марк Розенбуш |
продюсеры: | Марк Розенбуш, Моника Ким, Джон Р. Саундерс, Роберт Тумбс, Баффи Гров, Марк Гэльперин, Марла Левин Гэльперин, Гэй Хендрикс, Кэтлин Хендрикс, Эрика Гарднер, Ким Чан, Giovanni Cuarez, Фрэнк Крим |
видеооператор: | Кристофер Гош |
композитор: | Стивен Чесни |
художник: | Моника Ким |
монтаж: | Кемден Той |
жанры: | комедия, драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 апреля 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 11 мин |
В дзенском монастыре умирает престарелый монах. Умирает как подлинный буддист — во время медитации. За расследование берется детектив. Он пытается установить причину смерти и найти виновных. Проводит опрос монахов, которые были свидетелями смерти, пытается быть настойчивым с ними. Но везде натыкается на странную реакцию, напоминающую о древней дзенской практике коанов, которой в монастырях встречали новичков, пытающихся полагаться на рационализм и логику. Где вы были во время смерти? — спрашивает он одного монаха. А что такое время? — отвечает тот. И так далее. Продвижения в расследовании нет никакого. Детектив подозревает одного человека, считая, что тот совершил убийство с целью присвоения его полномочий в монастыре. Но тот демонстративно кончает с собой, показывая тем самым, что выше понятий виновен или невиновен. А потом детектив незаметно для себя проникается атмосферой дзена и переживает трансцендентный опыт, разом меняющий его жизнь. Он сам становится монахом.
«Дзен-нуар» производит двойственное впечатление. Прежде всего, речь о несколько карикатурном изображении буддистов. Монахи в общении с детективом показаны этакими полуклоунами. Хоть они и действительно могут быть такими в общении с непосвященными, в фильме это выглядит как-то мелко и неглубоко. Они постоянно задают вопросы в ответ на вопрос, сами не отвечают, в чем даже проскальзывает некое самодовольство. При этом сами эти сцены допроса показаны как-то шутливо в духе выступлений стенд-ап комиков с быстрыми отрывистыми репликами. В общем, таких буддистов трудно воспринимать всерьез. Но все меняется ближе к концу фильма, когда детектив переживает трансцендентный опыт. Этот опыт показан очень точно, свидетельствуя о знакомстве режиссера с первоисточниками. Детектив забывает прошлую жизнь, забывает даже, как его зовут, и выписано это ощущение страха перед неизвестностью очень проникновенно, уже без шутливости первой половины фильма. А далее пожилой буддист открывает ему базовые смыслы дзена. Есть знаменитый дзенский пассаж о том, что для буддиста горы сначала являются горами, потом перестают быть горами, а затем снова становятся горами. Монах говорит перерожденному детективу примерно о том же. О своем опыте потери учителя и о том, что он в тот день ел самые вкусные апельсины, которые всегда останутся апельсинами. Одно это выводит фильм за пределы примитивных американских поделок о дзене и позволяет говорить о серьезном авторском кино. Но все же его портит первая половина с утомительным клиповым построением, мелькающими апельсинами, ужимками монахов и одновременно их заторможенностью. Поэтому очень высоко оценить эту картину все же сложно.
6 из 10
4 мая 2015
Название рецензии, конечно, шуточное, однако с чем чёрт не шутит — для Марка Розенбуша это формула послужила 100%-ной конкретностью.
Действительно гениальная идея для достаточно современного арт-хаус. Этакий постмодернический жест через синтез стиля «Noir» и философии дзен-буддизма.
Режиссёр, владеющий хорошими познаниями о дзене и, соответственно, о стиле
нуар, мастерски совмещает их в своем произведении таким образом, что для нас это выступает, как одно целое, то есть мы не делим фильм на части или грани того и другого. Мы цельно погружаемся в эту атмосферу, которая для предстаёт перед нами какой-то абсурдность, лёгким сумасшествием и проч., но чем дальше развивается фильм, тем больше мы осознаём как её глубокие стороны, так и поверхностно-иронические. (Также стоит понимать, что юмор в фильме весьма интеллектуальный)
Помимо всего прочего, фильм повествует не только о судьбе, жизненных потерях, простоте счастья, «мелких» радостях — всего того, что нужно «принять» и уметь «наслаждаться», «впитывать полностью», но и затрагивает быт дзенских монахов (конечно, апельсин — это всего лишь яркая метафора): то, чем они занимаются, как воспринимают мир и т. п.
На самом деле, по жанру мы практические имеем дело с драмой и комедией в одном лице, что достаточно трудно хорошо реализовать на арт-хаусном поле, что уже является большой заслугой режиссёра. (который к сожалению по большому счёту не известен своими работами)
Если рассматривать фильм композиционно, то очевидно, что первостепенна сюжетная линия детектива, которая пересекает линии других персонажей (хоть и весьма короткие). Детектив для них есть резонатор, который максимально влияет на них судьбу.
Всё это задаётся благодаря прекрасно прописанным персонажам, которые обаятельны и каждый со своей изюминкой, может быть даже не всегда очевидной. Герои прописаны таким образом, что даже второстепенные персонажи для нас предстают в определённых портретах. Это проявляется через различные экзистенциальные ситуации, а непрямой речь автора, режиссёра и т. д., что даёт ещё больше шарма фильму.
Несмотря на просто-таки нищенский бюджет фильма, он весьма колоритен и атмосферен (спасибо за хороший OST), он захватывает, смешит, интригует, заставляет задуматься и т. п.
Сложно спорить — великолепный фильм.
10 из 10
9 января 2013