Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Четыре оттенка коричневого |
английское название: |
Fyra nyanser av brunt |
год: | 2004 |
страна: |
Швеция
|
режиссер: | Томас Альфредсон |
сценаристы: | Томас Альфредсон, Роберт Густафссон, Йонас Инде, Andres Lokko, Martin Luuk, Юхан Реборг, Хенрик Шифферт |
продюсер: | Каиса Вестлинг |
видеооператор: | Лейф Бенжур |
художники: | Ева Норен, Кикки Иландер |
монтаж: | Луиза Браттберг |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 января 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 3 ч 12 мин |
Именно в обратной последовательности рождения фильмов Альфредсона, я пришла к «Четырем оттенкам коричневого». Первым был «Впусти меня» — чарующий микс современной реалистики и вампирской мистики. Посмотрела, впечатлилась, ушла к «Четырем оттенкам» за новой порцией подобного удовольствия, но получила совсем другое кино, и, если вы надеетесь хоть на толику той вампирской истории — этого не случится. Абсолютный арт-хаус, рассчитанный на терпеливого зрителя, сделанный комик-группой «Killinggänget». Сам Томас Альфредсон — сын известного шведского режиссера Ганса Альфредсона — национального достояния Швеции, выступил режиссером, остальные участники — отлично подыграли, заслуженно получив своих «Золотых жуков» — по одному на каждый оттенок — четыре: сценарий, актерские работы, режиссуру. В шведском телевизионном варианте каждый сюжет был показан отдельной сорокаминутной историей, в прокат же был выпущен целым фильмом.
Вот так, слив отдельные рассказы в три с хвостиком часа экранного времени, и получился фильм с основной тематикой отношений семейных, в смысл которых втянуты все члены семьи. Четырем оттенкам соответствует четыре сюжетные линии из жизни современной Швеции:
История первая — эгоистическая, или умри, умри скорее и никогда больше не будь…
Умирает отец уже взрослых детей — эксцентрик, гедонист, женолюб, эгоист, обретший под конец жизни буддизм и статус гуру, но… тот еще тип: по-хорошему плохой, по-злому веселый, в общем, не каждому от этого смешно. Он заранее готовит сценарий своих похорон — такой затейник, и ведь не зря старался — постановочные похороны еще повеселят, попечалят, удивят и, наконец, все определят в жизни тех, кто был им незамечен. Сыновей, например. Иногда один должен умереть, чтобы другие стали жить — да, будет весело… немного.
История вторая — печально-веселая, или молодость в преклонные годы…
Пожилая супружеская чета фокусников случайно пополняется веселым попутчиком, их ровесником. Жена очарована: он так жив, так непосредственен, в отличие от тех отношений унылой педантичности, что предлагается её мужем. И сын их, в чей прибрежный отель они направляются, не может выйти за рамки привычной стерильности чувств и отношений, что тащатся за ним с самого детства, лишая его простой радости от движения настоящей жизни: с милыми неправильностями, с беспорядком предметов и поступков, с ветром не туда и солнцем не оттуда. Нет, что-то с этим надо делать…
История третья — трагедийно-бытовая, или почему, чтобы спасти друг друга, необходимы страдания…
Стандартная семья: жена-домохозяйка, муж — педант и, некоторым образом, зануда и их сын-подросток с проблемами в учебе, мрачноватый парень, но тоже вполне себе хороший. Папенька, стараясь пробудить интерес сына к занятиям и жизни, ведет его на экскурсию к себе на работу в крематорий для животных. Парень не хотел, парень просто оплошал — бац! — и папенька подвергся испытанию огнем, утеряв при этом часть привычного облика. Дальше им предстоит как-то с этим разобраться и жить.
История четвертая — криминальная, или какая вонь идет от шкафа того респектабельного господина…
Эти пятеро собираются по вечерам своим кулинарно-психологическим кружком, чтобы рассказать о себе и своих проблемах. Обычная история, в которой каждый психопат будет делиться своими особенностями. Просто у одного из них особенность окажется слишком вонючей. И с этим тоже надо кому-то что-то делать…
Остается вопрос цвета, который объединяет эти четыре сюжета — оттенок человеческого отхода, что плавно плещется в резервуаре крематория. Оттенок, колористика которого разнится личностью каждого персонажа. Но есть еще один момент: группа создателей в своем творчестве переходит от чистой комедии к комедии драматической, что и вводит определение «коричневой комедии». Вот так и сольются этот смысл и цвет, вынесенные на обложку, в название и кадры этой отличной печально-веселой истории. Истории о жизнях, бедах и попытках устроить свои жизненные смыслы, невзирая на наличие в ней коричневых отливов.
6 июля 2011
В последние годы в США стало модным снимать социальные драмы. «Красота по-американски», «Счастье», «Как малые дети» и так далее. Каждая из которых в отдельности, представляют из себя довольно качественное произведение киноискусства. Но чем больше их появляется, тем больше они становятся похожи друг на друга. Отчего естественным образом теряют свою изюминку и имеют более прогнозируемый финал.
В данном же случае мы имеем европейский вариант коктейля из социальных историй. А если быть более точным — шведский вариант. Ценители интеллектуального кино прекрасно знают, сколько в Швеции было снято интересных и необычных фильмов. И этот фильм не исключение. Несмотря на его довольно внушительную продолжительность (фильм длится более трёх часов) и на то, что я смотрел его глубокой ночью, он ни капельки не показался мне затянутым. Он идёт столько, сколько нужно, ни больше, ни меньше. Возможно, кому-то поначалу он всё же покажется растянутым, но это только поначалу… Именно финал отличает эту картину от своих американских собратьев, где концовка всё менее и менее способна удивить. Конечно, и тут не обошлось без некоторых штампов социального кино, но они всплывают так неожиданно и в такой своеобразной форме, что невольно восхищаешься работой Томаса Альфредсона.
А ещё фильм не без юмора. На оттенок коричневого всех четырёх историй, параллельно показанных в фильме, существенно повлиял цвет юмора. Не будь его, возможно, все четыре основные сюжетные линии оказались бы чёрными со зрительским водопадом слёз в своём катарсисе. А так, несмотря на всю грусть заключённую внутри этой картины, она смотрится плавно и заставляет больше задуматься, чем плакать.
24 февраля 2009