| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
4.7 |
IMDb
|
4.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Русская Лолита |
| год: | 2002 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Армен Оганезов |
| сценарий: | Армен Оганезов |
| продюсер: | Олег Голдуев |
| видеооператор: | Алексей Орлов |
| композиторы: | Армен Оганезов, Алексей Тихомиров |
| монтаж: | Армен Оганезов |
| жанры: | мелодрама, драма, для взрослых |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
18 ноября 2002 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 33 мин |
'Я отыскал её в стране легенд средь скал в лаванде и пучках травы, нашёл внезапно средь песчаных лент, намытых ливнем жёсткой синевы' (В. Набоков 'Скульптурный секс')
Десятикратный номинант на Нобелевскую премию по литературе Владимир Владимирович Набоков написал роман «Лолита» ('Lolita') на английском языке в 1955 году. И лишь через 12 лет после первой публикации во Франции он перевёл книгу на русский язык для нью-йоркского издательстве 'Phaedra'. В СССР книга была запрещена и впервые увидела свет только во время перестройки в 1989 году в издательстве «Известия» в серии «Библиотека журнала „Иностранная литература“». 'Лолита' считается одной из самых выдающихся книг XX века, и является наиболее известным из всех романов Набокова, ярко демонстрируя любовь писателя к изощрённой игре слов и тонкому описанию человеческих чувств.
Образ сексуально привлекательной девочки впервые появляется у Набокова в стихотворении «Лилит» (1928): 'От солнца заслонясь, сверкая подмышкой рыжею, в дверях вдруг встала девочка нагая с речною лилией в кудрях...' Затем похожий образ находит отражение в романе 'Дар' (1938): «Вот представьте себе такую историю: старый пёс, но ещё в соку, с огнём, с жаждой счастья, знакомится с вдовицей, а у неё дочка, совсем ещё девочка, — знаете, когда ещё ничего не оформилось, а уже ходит так, что с ума можно сойти...» В 1939 году Набоков пишет повесть «Волшебник», весьма схожую сюжетом с «Лолитой»: 'Девочка в лиловом, двенадцати лет, торопливо и твёрдо преступая роликами, на гравии не катившимися, приподнимая и опуская их с хрустом, японскими шажками приближалась к скамье сквозь переменное счастье солнца...'
'Волшебник', в отличие от 'Лолиты' при чтении производит притягательно-отвратительное впечатление благодаря тому, что описание ведётся свойственными писателю витиеватыми фразами и даже отчасти возвышенно-высокопарным слогом, за которыми стоит совершенно мерзкая реальность описываемых событий: 'Он оценил её всю, сверху донизу: оживленность рыжевато-русых кудрей, недавно подровненных, светлость больших, пустоватых глаз, напоминающих чем-то полупрозрачный крыжовник, веселый, теплый цвет лица, розовый рот, чуть приоткрытый, так что чуть опирались два крупных передних зуба о припухлость нижней губы, летнюю окраску оголенных рук с гладкими лисьими волосками вдоль по предплечью...'
Первую экранизацию нашумевшего романа осуществил Стэнли Кубрик: 'Лолита (1962) Lolita' 18+. Главные роли исполнили Джеймс Мейсон (53 года) Шелли Уинтерс (33 года) и Сью Лайон (15 лет). Сценарий для экранизации написал сам Набоков, однако использован он был лишь в незначительной мере. Второй экранизацией со слоганом «Понаблюдай за этим и прими своё собственное решение» стала драма Эдриана Лайна 'Лолита (1997) Lolita' 18+ (Джереми Айронс - 49 лет, Мелани Гриффит - 40 лет, Доминик Суэйн - 17 лет). Владимир Набоков умер в 1977 году, поэтому сценарий написал дебютант Стивен Шифф. Между двумя этими постановками вышло несколько фильмов, 'навеянных' образом юной соблазнительницы.
Режиссёр, сценарист, монтажёр, актёр, композитор Армен Оганезов в нише российских фильмов для взрослых личность известная, но по понятным причинам не особе афиширующая свою деятельность. Первыми опытами на этом нелёгком поприще стали фэнтези 'Секс по-русски' (1998) 18+ и мелодрама 'Сексуальный Петербург' (1999) 18+. Сценарий для 'Русской Лолиты' Оганезов написал сам, перенеся действие романа в реалии России начала 2000-х. Упростив многоплановое произведение, Оганезов оставил только трёх главных героев. Профессор Гумберт стал Геннадием Петровичем (Владимир Сороколита - 41 год), Шарлотта Хейз - это Ольга Сергеевна (единственная роль Марины Засимовой -?), а Долорес 'Лолита' Хейз зовётся в фильме Алисой (Валерия Немченко - 16 лет).
В интернете можно найти интересную привязку имён главных героев к известным персонажам классической русской литературы. В фильме уменьшительно-ласкательное прозвище Алисы - 'Лисёнок' ('Лисичка'), что напоминает хитро-проницательный персонаж 'Лису Алису' из «Буратино» Алексея Толстого. Геннадия Петровича Алиса в шутку называет 'крокодилом', что делает его прототипом 'крокодила Гены' из книг Эдуарда Успенского 'Чебурашка'. Если продолжить сравнение, то Ольга Сергеевна вполне могла быть названа либо в честь Ольги из «Евгения Онегина» Александра Пушкина, которая стала причиной ссоры между Онегиным и Ленским (матерью и дочерью), либо в честь «Ольги Сергеевны Ильинской» из романа «Обломов» Ивана Гончарова.
В этом неожиданном сравнении есть определённый смысл, если вспомнить дебютную работу Оганезова 'Секс по-русски (1998) 18+, в которой он, в качестве сценариста, ввёл в сюжет 'попурри' из русских сказок. Разумеется, 'Русская Лолита' ни в коей мере не претендует на литературную адаптацию всемирно известного романа. Однако образ, созданный Валерией Немченко, кажется достаточно близким к оригинальному видению Набоковым своей противоречивой героини. Юная Валерия хорошо передаёт игривую, соблазнительную сущность Лолиты: 'Нежность её узкой, уже не совсем плоской груди, передвиженье юбочных складок, их короткий размах и мягкое впадение, стройность и жар равнодушных ног...'
Благодаря простым декорациям, естественности поведения актёров, релаксирующему звуковому сопровождению этот малобюджетный и без всякого сомнения намеренно провокационный фильм в полной мере оправдывает зрительские ожидания. Оганезов, взяв в качестве названия картины известное всему миру женское имя, не пытается 'примазаться' к шедевру Набокова. Его фильм, имея в сюжете узнаваемые черты, является самостоятельным произведением, вобравшим в себя некоторые наиболее яркие черты литературного первоисточника.
Режиссёр всё время балансирует на грани 'много-мало' стараясь не утратить художественную привлекательность сюжета, при этом, не скатываясь до состоянии низкопробных фильмов для взрослых. К плюсам картины стоит отнести и то, что Оганезов изменил книжный финал. В картине, принизанной эротическими сценами, философский драматизм Набокова смотрелся бы странно и даже нелепо, поэтому Оганезов приблизил свою работу к игривому мелодраматизму незатейливых секс-комедий, после просмотра которых у зрителя не должно оставаться двусмысленности в отношении дальнейшей судьбы персонажей...
24 февраля 2025
В свое время книга Набокова оставила весьма двоякое впечатление. С одной стороны, для меня педофилия — явление мерзкое, отвратительное и глубоко неправильное. С другой — эта книга не просто о педофильских склонностях главного героя Геннадия, который погряз в своих фантазиях и похоти к девочке Алисе. Книгу я перечитывал не раз, постоянно поражаясь подробностям и отсутствию как таковых постельных сцен.
Я вовсе не думал, что Валерия Немченко сможет сыграть такую роль, потому что при прочтении мне представлялся девушка не такого типажа. Однако я был вынужден признать свою неправоту. Она потрясающе сыграл человека с психическими отклонениями. В памяти просто отпечатались ее глаза, наполненные нежностью, обращенные к Геннадию.
«Лолита» вызывает море эмоций. Это печаль, вызываемая повествованием о первой любви Гены, которая умерла в 14 лет, это неосознанная радость за Геннадия взрослого, когда его мечты постепенно претворяются в жизнь, это острая жалость к нему, когда он потакает всем капризам Лолиты, осознающей свою власть над ним, это раздражение, которое порой (и весьма часто) вызывает своим хамским поведением Ло.
Если бы не шквал эмоций, я бы написал о замечательной работе оператора, о красивой картинке на экране, о музыке, звучащей из динамиков. Но фильм вызывает такие сильные и смешанные чувства, что на размышления о «плюсах» и «минусах» просто не хватает сил.
Жаль, что в этом фильме Лолита не тянет на 12-летнюю. Но, возможно, именно поэтому этому фильм стал для меня красивее книги. Этот фильм — весьма достойная экранизация романа нашего Набокова. Не идеальная, но очень славная, побуждающая к некоторым размышлениям и прочтению русской классики. Поэтому я ставлю
10 из 10
20 января 2019